Пола не было, в центре находилась могила, на ней лежала треснутая каменная плита с надписью, которую никто не мог прочитать, за исключением слов «игумен Корнилий» а остальное не разобрать. На северной и южной стенах висели очень древние иконы: «Знамение Божией Матери» и две – преподобного Корнилия» Когда патриарх Никон основал Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь на реке Истре в 46-ти верстах от Москвы, сделав точную копию иерусалимского храма Воскресения Господня и назвав все места этого монастыря так же, как в палестинском Иерусалиме (были здесь и Назарет, и гора Элеонская, и гора Фавор, а река Истра была переименована в Иордань) – то к этому знаменитому патриаршему монастырю была приписана и Мологская Афанасьевская обитель, так что все управляющие ею строители и игумены назначались из Нового Иерусалима. Патриарх Никон , поссорившись с царем Алексеем Михайловичем, в начале 1660-х годов на несколько лет уединился в своем любимом Воскресенском монастыре Новый Иерусалим. На соборе 1666 года Никон был лишен патриаршего сана и затем отправлен в ссылку на Белоозеро. Путь его пролегал через Мологский монастырь. Ученик патриарха Никона Сергий Прокофьев в то время как раз был настоятелем Афанасьевского монастыря и, как пишет о. Павел, он и братия «воздали честь опальному патриарху, за что были избиты стрельцами и выгнаны из обители». Этот случай подтверждается и хронологически. Хотя в приходский храм впавшая в опалу обитель была обращена не сразу. Сюда еще назначаются игумены, есть и монашествующие. Ссылка патриарха Никона продолжалась пятнадцать лет, и только в 1681 году уже не царь Алексей Михайлович, а его сын Федор позволил Никону вернуться в родной монастырь Новый Иерусалим. Но этому не суждено было сбыться. Опальный патриарх тяжело занемог в дороге и в Ярославле скончался. А Мологская Афанасьевская обитель, потрясенная всеми этими событиями и начавшейся церковной смутой, запустела. Епископ Ростовский Георгий 13 марта 1723 года представил в Священный Синод ведомость, в которой пишет: «В Афанасьевском монастыре две церкви: зимняя во имя Живоначальной Троицы и летняя во имя Успения Пресвятой Богородицы, при чем число причта показано: белый поп и диакон».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

В первые годы царствования юный А. М., не имея никакого опыта в гос. делах, полностью зависел от своего воспитателя Морозова, в руках к-рого были все нити управления страной. 16 янв. 1648 г. А. М. по совету Морозова вступил в брак с Марией Ильиничной Милославской; вскоре сам Морозов женился на ее сестре Анне и благодаря этому еще более упрочил свое положение при царе, с Морозовым выдвинулись новые приказные дельцы, преимущественно его родственники. От брака с М. И. Милославской А. М. имел детей: Дмитрия (1649-1651), Евдокию (1650-1712), Марфу (1652-1707), Алексея (1654-1670), Анну (1655-1707), Софью (1657-1704, правительница при малолетних Иване и Петре в 1682-1687 гг., в иночестве Сусанна), Екатерину (1658-1718), Марию (1660-1723), Феодора (1661-1682, царь с 1676), Феодосию (1662-1713), Симеона (1665-1669), Ивана (1666-1696, царь Иоанн V с 1682), Евдокию (1669). Через 2 года после смерти М. И. Милославской (4 марта 1669) А. М. женился на Н. К. Нарышкиной, от брака с ней имел детей: Петра (1672-1725, царь с 1682, имп. Всероссийский с 1721), Наталью (1673-1716) и Феодора (1674-1678). Молодой царь рано осознал необходимость проведения важных преобразований: реформирования гос. управления, армии, проведения церковной реформы. Все это приходилось делать одновременно, в сложных условиях социальных потрясений в стране (многочисленных бунтов и восстаний) и военных конфликтов (постоянных войн с Польшей, Швецией, Крымским ханством и Турцией). Чтобы поправить расстроенные финансы, правительство увеличило прямые и косвенные налоги. В 1646 г. вдвое был повышен налог на соль, особенно тяжкий для низших слоев населения, что вызвало в июне 1648 г. восстание в Москве («соляной бунт»). А. М. вынужден был выдать на расправу бунтующей толпе наиболее ненавистных людей из своего окружения, но ему удалось спасти Морозова, тайно отправив его в Кириллов Белозерский мон-рь . После подавления бунта Морозов был возвращен в Москву, но, несмотря на расположение к нему царя, уже не имел прежнего значения в управлении: А.

http://pravenc.ru/text/82384.html

от Новой Ладоги и в 1 вер. от села Старой Ладоги (Успенское), на левом берегу Волхова. Начало его относится к XIII ст., но несомненно уже существовал в 1499 г. При издании штатов 1764 г., положен в 3-м классе; в 1771 г. штат его переведен в Зеленецкий-Троицкий мон. с припискою его к последнему; в 1809 г. отписан к Александро-Невской лавре; в 1811 г. восстановлен. После разорения Преображенского Валаамского мон. сюда были принесены мощи преп. Сергия и Германа чудотв., остававшиеся здесь до 1721 г. В соборном храме находятся чудотворн. иконы св. Николая и великом. Параскевы. “Староладожский Николаевский м-рь”, СПб., 1862 г., с видом м-ря; Игум. Иоанн, “Ист. стат. опис. заштат. Старолад. Николаев. м-ря”, СПб., 1865 г.; “Ист. Росс. Иер.”, III, 486; V, 3; Ратшин, 479; “Памят. кн. СПб. губ. на 1862 г.”, Отд. II, 20; Невол-н, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Об.”, VIII, прилож., 45; “Словарь ист. о свят.”, 249; “Опис. монаст.”, 1817 г., 76; “Ист.-статист. свед. о СПбург. епархии”, вып. I, Отд. I, 25; вып. II, Отд. III, 82–142 (Заштатный Николаевский Староладожский мон.); “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1848 г., 84 (надел. лесом 50 десят.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 275, 4; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 96 (Ц. гр. 1618 г. о пожалов. опустев. Васильев. м-ря старцу Валаам. м-ря Сильвестру; здесь назван Никола на посаде), 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов); “Новгород. писцов. кн.”, III, 958; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 33; “Временник Общ. ист. и древ.”, 1850 г., VI, 39 (Писцов. кн. Воцкой пят. 1582 г.); 1851 г., XI, 19, 35, 39, 54, 85 (Переписн. кн. Вотск. пят. 1500 г.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 133, 132 (Межев. книга 1660 г.; игум. Феодорит); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., CXLVIII, XXXV (строитель Гавриил в 1723 г. встречал мощи св. Алекс. Нев.); VII; 1727 г., прилож., LXXIX, VII (ведом. о вотчинах м-ря; в это время состоял приписным к Алекс. Невскому м-рю). 334. Николаевский – Успенский – Венев , мужской, ныне село Венев-Монастырь, Тульской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Шипионе Боргезе, 1632, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). С 1637 г., после переезда в Неаполь, начал серию программных в его творчестве статуй святых покровителей города (Капелла-дель-Тезоро в ц. Сан-Дженнаро, Неаполь) в сотрудничестве с литейщиком Г. Де Росси и со скульпторами Э. Ферратой и Д. Гвиди. Джузеппе Маццуоли принадлежал к мастерской Дж. Л. Бернини, выделяясь экстравагантностью пространственных решений, не совпадающих по стилю с работами Дж. Л. Бернини и являющихся их продолжением в XVIII в.; участвовал в рим. проектах Ферраты. Отличаются мастерством поздние работы мастера: аллегорические фигуры надгробия гроссмейстера Мальтийского ордена Р. Перелло (ок. 1720, собор св. Иоанна Крестителя, Валлетта), скульптуры св. Иоанна Крестителя и св. Иоанна Богослова (1677-1679, главный алтарь ц. Джезу-э-Мария, Рим). Среди портретных произведений наиболее известны бюсты кардиналов Ф. и Г. Поли (ок. 1680, сакристия ц. Сан-Кризогоно, Рим), бюсты пап Иннокентия XII (1700, ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим) и Климента XI (1703, ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим), портретные бюсты в медальонах (1718-1719) на парном надгробии в капелле Паллавичини-Роспильози (ц. Сан-Франческо-а-Рипа, Рим). Маццуоли стал одним из наиболее заметных представителей стиля барокко в Сиене, нередко работая в сотрудничестве с братом Дж. М. Маццуоли. Характерными примерами являются «Непорочное зачатие» (ц. Сан-Мартино, Сиена); статуя Пия II (собор Сиены). К позднему периоду относится богатый скульптурный декор капеллы Палаццо-дель-Монте-ди-Пьета 1723 г. в Риме, в к-ром использован полихромный камень. Главной работой Маццуоли здесь является статуя «Милосердие», в подписи к-рой автор отметил свой возраст - 79 лет. Козимо Фанчелли работал в мастерской Дж. Л. Бернини. Знакомство с да Кортоной стало решающим событием в его карьере. Фанчелли принадлежат лепные декорации в главных проектах да Кортоны. В ц. Санта-Мария-ин-Валличелла он работал в 1648-1651, 1655-1660 и 1662-1665 гг. над стукко сводов с братом, Э.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

См. Чонский или Чолнский Спасский Трубчевский. Прибавление Трудный монастырь Мужской, Костромской Епархии. Крестьян было за ним 25 душ. Тульский Предтечев монастырь См. Предтечев Тульский. Тульский Успенский монастырь 3 класса девичий, находится в Губернском городе Туле близ Кремля. В нём соборная церковь каменная во имя Успения Божьей Матери с тремя приделами: 1) во имя Неопалимой купины; 2) Александра Свирского и 3) Св. Николая; КОЛОКОЛЬНЯ и ОГРАДА кругом монастыря каменная же, а КЕЛЬИ деревянные. Тумовская Преображенская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, находилась в Саранском уезде и принадлежала к Синодальной области. Тупичевский Мстиславский, Духов или Святодухов монастырь Мужской заштатный, находится при уездном городе Мстиславле на берегу реки Вехры, на земле, принадлежавшей шляхтичу Тупичевскому, от чего и монастырь назван Тупичевским, по городу же – Мстиславским, а по соборной церкви – Духовым или Духовским. Построен в 1641 году иждивением шляхтича Степкевича. Настоятельство с самого устроения монастыря было до 1808 года Игуменское, а ныне с того времени – Строительское. Туринский Николаевский монастырь Заштатный мужской, находится в Тобольской Епархии в уездном городе Туринске подле ямской слободы. Основан он в начале XVII столетия Киприаном, Архиепископом Тобольским. См. Ежемесячные сочинения 1764 года, ч. I, стр. 405. В 1723 году по определению Преосвященного Антония, Митрополита Тобольского, приписан был к Тюменскому монастырю, но в 1730 году по определению сего же Преосвященного учреждён Строитель и имущество монастырское и монахи из Тюменского возвращены. Крестьян было за ним только 13 душ. По штатам 1764, как маловотчинный оставлен на своём содержании. Настоятельство с самого устроения этого монастыря доныне Строительское. Здания все деревянные: соборная церковь во имя Св. Николая с приделом Преп. Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев. Туринский Покровский монастырь См. Покровский Туринский. Туруханский Троицкий монастырь 3 класса мужской, находится в Тобольской Епархии в Туруханском уезде при соединении рек Енисея и Тунгуски, которые обтекают монастырь с восточной и южной сторон, расстоянием от Мангазеи или Туруханска к юго-востоку в 35 вёрстах; с западной и южной по реке Енисею селений не имеется на 300, а по реке Тунгуске вверх на 3.000 вёрст; построен в 1660 году трудами Иеромонаха Тихона, и простых монахов: Тихона, Павла, Герасима, Меркурия и Никона, по благословению Симеона, Архиепископа Тобольского. Здания в этом монастыре все деревянные. Настоятельство до 1689 года было Строительское, а с того времени – Игуменское и Архимандричье по рассуждению Епархиальных Преосвященных до 1764 года. По Штатам же положен в 3 классе степенью 38 с Настоятельством Игуменским, которое и доныне продолжается. Тюменский Преображенский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Кирилл , в апр. 1660. Игнатий , 1661–1683. Давид , 1683–86. Александр , 1686–91. Рувим , 1691–97. Симеон , 1698–1720. Павел , 1720–22, 27 дек. перев. в Цареконстантинов Владимирский мнтрь. В 1723–26 мнтрь был приписным к Заиконоспасскому; управляли наместники: Григорий Макрицкий и Онуфрий . Лаврентий , в 1727–29; бежал. Иоанн определён 8 авг. 1729; до 1740. Амвросий , 1740–43. Феофан , 1743 и 44. Феофил , из учителей духовной акад., определён 1744–49, перев. в Путивльский Молчанский. Варсонофий , 1749 и 50, перев. в Московский Крестовоздвиженский. Иосиф Золотой , из проповедников духовной акад., определён 20 нояб. 1750, а 30 июля 1755 перев. в Устюжский Архангельский. Симеон , из Александро-Невских иеромонахов, определён 1755; † 1765… Герасим , из Венёва (?) Николаевского, 1765–69. Андрей , 1769–71, перев. в Гнилушскую пустынь. Иезекииль , строитель, в 1771–73. Николай 1773 перев. из Коломенского Спасского, а 1779 – в Тульский Предтечев. Антоний , из Коломенского Спасского, 1779 и 80. Строители Иосиф , 1780–84. Иоасаф , 1785 и 86. Александр , 1786–89. Иона , 1789 и 90. Феодор , 1791–1805. Иона , с 1805, а 20 окт. 1806 перев. в Московский Покровский. Мнтрь упразднён. Женский Иг-нья Дионисия , из казначей Новодевичьего монастыря, 23 мая 1806; † в мар.... 1815. – Рахиль , 1815–17. – Маргарита , 1817–27. – Надежда , 1827–29. – Паладия Шуйских , 1829 и 30. – Назарета , из казначей, 1830–1848; уволена на покой. – Илария , 1848–54, перев. в Московский Алексеевский. – Анастасия в 1854 перев. из Борисоглебского; † 1855. ... – Флора , 1856–61, перев. в Московский Никитский. – Митрофания Розен , 1861–1874; попала под суд. 30 Вознесенский, девичий, в Москве, в Кремле, основан великой княгиней Евдокией Димитриевной (супругою Димитрия Донского) около 1390. По штатам первоклассный. [III, 582.] Игуменьи Венедикта упом. 1554. София Голицына , в авг. 1613. Маремиана Воронова † 1 дек. 1617. Евфимия Полтева , 1622–29. Марфа Колычева , 1629–36. Анастасия Сабурова , 1637–45 (в 1648–50 на покое).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лука , из Харьковского Спасо-Преображенского монастыря, в 1761 63; 30 сент. 17.63 перев. в Дорофееву пустынь. Павел 30 сент. 1763 перев. из Дорофеевой пустыни, а в мар. 1764 – в Углицкий Воскресенский мнтрь. Иероним (строитель) в 1764 и 65 (один год и месяц); наместник Ростовского архиерейского дома. Архимандриты Павел 26 мар. 1765 перев. из Новгородского Духова монастыря; † 17 мар. 1769. Ириней Братанович 4 авг. 1770 перев. из Брянского Петропавловского; 26 апр. 1775 хирот. в еписк. Вологодского. Феоктист Мочульский 16 июня 1775 перев. из Киево-Златоверхомихайловского, а 28 июля 1776 – в Полтавский Крестовоздвиженский. Амфилохий Леонтович 28 июля 1776 перев. из Полтавского Крестовоздвиженского, а в 1786 – в Киевский Межигорский. Авраамий Флоринский 9 февр. 1786 перев. из Ростовского Богоявленского; † 30 апр. 1797. Мельхиседек Короткий 14 июня 1797 перев. из Моденского; в апр. 1806 уволен на покой. После архим. Арзамасского Спасского. Аполлинарий Пуляшкин 9 апр. 1806 перев. из Московского Златоустова; † 28 апр. 1818. Иннокентий Порецкий , из вдовых священ., произведён 11 авг. 1818; † 27 февр. 1847. Поликарп Тугаринов в мар. 1847 перев. из Переяславского Даниилова; в 1867 уволен на покой; † 18 нояб. 1868. Иларион 4 нояб. 1867 перев. из Спасоевфимиева. 26 Выксинского Николаевского, «Азарьевой пустыни», упразд., в июне 1690 припис. к Череповецкому [III, 629]: Игумены Мисаил , 1628–35. Корнилий , 1643–1648, 26 февр. сослан в Белоезерский Кириллов. Строит. Авраамий , в июле 1649. – Гавриил , в авг. 1649; игум. в сент. 1652. – Савватий , в февр. 1660, игум. в апр. 1663, 1664, в февр. 1666, строит. в апр., июне 1668 (sic). Павел , в янв. 1663. Савва , в февр. 1666. Иосиф , в мар., июне 1670, 1673. Савватий , 1679–81. Иосиф , 1681–84. Михаил , 1686–88. Антоний (строитель) 1690. Иов , 1696–1700. Александр (строитель) определён 25 янв. 1713. Пахомий , 1720–23, уволен. Геннадий , бывший игум. Райской пустыни, определён 29 авг. 1723–26, в июле бежал. Строит. Авраамий , 1727. Казначей Севастиан , 1733.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иероним , 1792–94. Евгений Романов в 1794 перев. из Цареконстантинова, а в 1795 – в Новоторжский Борисоглебский. Сергий , в 1795–98. Анатолий Ставицкий в 1802 перев. из Галицкого Паисиина, а 1 нояб. 1808 – в Ростовский Богоявленский. Анатолий (sic) 1808–14. Феофан Александров 16 авг. 1814 перев. из Сковородского, а 17 сент. 1816 – в Домницкий. Неофит Докучаев-Платонов в окт. 1816 перев. из Московского Знаменского, а 1820 – в Ростовский Богоявленский. Павел Павлов (Морев) в мае 1821 перев. из Крестного, а 27 мая 1823 хирот. в еписк. Вятского. Палладий, 1823. Феофил Фиников , из законоучителей Одесского Ришильевского лицея, 1823–28. Рафаил , 1828–40, перев. в Белоезерский Кириллов. Платон , 1840–49. Авраамий , 1850. Николай Богословский 13 нояб. 1850 перев. из Вологодского Каменного Духова. Амфилохий Казанский , 1853–56, перев. в Новый Иерусалим. Климент , 1857. Авраамий , 1858 и 9. Георгий , 1860–63. Даниил , 1864–69. 4 Тольгский Богородичный, от Ярославля в 8 верстах, основан (как пишут) в начале XIV века. Ныне первоклассный. [VI, 402.] Игумены Кассиан , 2 февр. 1541. Иона , 1551–56. Иоанн , 1 дек. 1561. Феодосий [поставлен Никандром архиеп-м (следовательно, прежде 1566)] 76 в февр. 1578–98, июля. После перев. в Астраханский Троицкий, по воле царя Феодора и патриарха Иова 77 . Иона , 1606–1611, нояб. Макарий , 1613 и 14. Серапион , 1618–34, 5 окт. хирот. в архиепископа Суздальского. Адриан , 1635–1640, 1 авг. перев. в Троицкий Сергиев. Иоиль , 1641–50. Мисаил , 1652–54. Филарет , в июле 1655, в февр. (sic) 1656. Мисаил , 1659, янв. (sic), мар., июня 1660, 61. Дионисий , в янв., мар. (sic) 1662. ? Мисаил , 28 июля 1663. Сергий [упом. в июле] 1662–1666, 5 авг. перев. в Спасо-Ярославский. Савватий , 1666–70 (sic), 71, февр., мая (sic). Гордиан , 1671–93. Филарет , 1703–5. Архимандриты Корнилий в нояб. 1707 предан суду. Рафаил Казанович определён 25 дек. 1707. Иона , 1711–17. Пимен , 1718. Афанасий Кондоиди (игум.) определён 2 мар. 1722, а 10 сент. 1723 перев. в Спасо-Ярославский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 14 ...государыне благочестивой царице и великой княгине Марии Ильичне... – Мария Ильинична Милославская – первая супруга царя Алексея Михайловича: повенчана с царем 16 января 1648 г., скончалась 3 марта 1669 г. ...государю царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Феодору Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Симеону Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Иоанну Алексеевич ю... – Патриарх Никон перечисляет четырех сыновей царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской, это: Алексей (февраль 1654 – январь 1670), Федор (май 1661 – апрель 1682), Симеон (апрель 1665 – июнь 1669) и Иван (август 1666 – январь 1696). ...благоверным царевнам; благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и благоверной царевне и великой княжне Анне Михайловне, и благоверной царевне и великой княжне Татияне Михайловне... – Родные сестры царя Алексея Михайловича. ...благоверной царевне и великой княжне Евдокие Алексеевне... и великой княжне Феодосие АлексЬевне! – Патриарх Никон перечисляет дочерей царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской, это: Евдокия (февраль 1650 – март 1712), Марфа (август 1652 – март 1712), Софья (сентябрь 1657 – июль 1704), Екатерина (ноябрь 1658 – май 1718), Мария (январь 1660 – март 1723), Феодосия (май 1662 – декабрь 1713). ... Степен Наумов... – Дворянин Степан Лаврентьевич Наумов – второй пристав при патриархе Никоне в Ферапонтовом монастыре; он прибыл из Москвы 19 января 1667 г. Наумов привез в Кириллов монастырь архимандриту Моисею и келарю старцу Павлу Ремезову с братией царскую грамоту о своем назначении и с предписанием обеспечивать Никона всем необходимым по его требованию «без мотчания» – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 78; Варлаам 1858, 21; Успенский 1903, 364. С.Л. Наумов московский дворянин в 1636 – 1677 гг. – Указатель 1853, 283. В 1651 г. С.Л. Наумов был воеводой в Темникове – Барсуков 1902, 231, 526. а На обороте столбца подпись патриарха Никона Смиреный Никон, милостию Божиею патриарх, тако свидетельствую страхом Божиим и подписал своею рукою. 2.Письмо патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (июнь)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На побережье Палестины очень большая община православных проживала в Газе (25% от всех жителей). В некоторые десятилетия XVI века Газа даже превышала Иерусалим по численности христианского населения: 233 семейства в 1525 г., 331 в 1555 г. и 272 в 1596 г. В городе насчитывалось также, в разные годы, от 500 до полутора тысяч домов мусульман, около сотни семейств иудеев и небольшая группа самаритян. 495 Быстрое увеличение христианского населения объясняется значительной миграцией в Газу православных из Заиорданья, Хеврона, окрестностей Иерусалима и Вифлеема, что свидетельствует о политической стабильности в городе, не подвергавшемся бедуинским набегам. 496 Однако впоследствии православная община Газы так же быстро сокращается за счет дальнейших миграций христиан и перехода части их в ислам. На рубеже 40-х – 50-х гг. XVII века антиохийский патриарх Макарий, по просьбе оставшихся газских христиан, за 2 тыс. пиастров добился у османских властей, чтобы из списка плательщиков джизьи в Газе было вычеркнуто 141 имя, после чего там осталось около 40 имен. 497 Возможно, реальное число газских христиан в середине XVII века превышало 40 семейств, но было явно меньше 180. В 1660-е гг. газский престол номинально занимал известный греческий церковный деятель Паисий Лигарид. В Газе он не пробыл ни дня, хотя в бытность свою в Москве многократно жаловался на бедность и долги своей кафедры. Тяжелые долги, действительно, были, но ни копейки из московской милостыни до газского престола не дошло, потому что Паисий употреблял эти средства на свои нужды. 498 По состоянию на 1838 г. в Газской епархии насчитывалось 150 православных семейств. 499 Далее к северу по побережью лежала Яффа, по отзывам путешественников середины XVII века, запустевшая и полуразрушенная. 500 Только с конца XVII века начинается подъем города, выступавшего центром экспорта палестинского мыла и собственного мыловарения. В начале XVIII века османы восстановили крепость Яффы и разместили там янычарский гарнизон. 501 Город, впрочем, имел значение как важнейший пункт на пути паломников в Иерусалим: значительное число богомольцев прибывало в Палестину морем именно через Яффский порт. С давних пор тут имелось греческое подворье для паломников, в 1723 г. перестроенное «лепо и премудро», по оценке Григоровича-Барского. В то же время православная церковь города отличалась редким, даже по восточным меркам, убожеством. 502 В 1774 г., в ходе подавления османами восстания палестинского шейха Дахира аль-Умара, Яффа была захвачена египетскими мамлюками, а население ее, включая христиан, – перебито; из отрезанных голов мамлюки складывали башни. 503 По оценкам авторов первой трети XIX в. в городе насчитывалось около 600 христиан и 4 тысячи мусульман. 504

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010