Если один из соучастников продал свою часть без предварения прочих, вправе ли остальные обойденные соучастники просить об уничтожении продажи? В сенатских решениях по сему вопросу было истолковано, относительно сонаследников, что в этом случае нет безусловной причины к уничтожению купчей. «Если и признать, что продаже части из нераздельного имения должно предшествовать согласие сонаследника, то во всяком случае, за совершением уже купчей крепости, уничтожение оной, по смыслу узаконений, могло бы иметь место лишь тогда, когда бы жалующийся на отчуждение таковой части положительно удостоверил, что оно совершилось при обстоятельствах, лишивших его возможности знать о распоряжениях своего сонаследника, и вместе с тем изъявил бы готовность внести немедленно следующие по оценке за отчужденную часть имения деньги» (ср. Сб. Сен. реш. т. 2, N 866 и 1078). В местном праве прибалтийских губерний право выкупа (Näherrecht, Retractsrecht, Beispruchsrecht) представляется в виде цельного учреждения, обнимающего почти все главнейшие виды отчуждения (исключаются дарение, мировая уступка и мена). Право выкупа устанавливается или законом, или договором, или завещанием. Кроме выкупа наследственного в законе указаны следующие виды выкупа, основанием коего служит рыцарское, местное городовое и обычное право: 1) право дворян на выкуп дворянских вотчин, отчужденных недворянам; 2) право городских жителей (в некоторых городах) на выкуп недвижимостей, в городе состоящих, от постороннего лица; 3) общее право владельцев земли в городах на выкуп строения, на их земле возведенного; 4) право выкупа соучастников общей собственности; 5) соседское право выкупа в некоторых городах (Св. местн. Зак. Гражд. ст. 1613–1653, 1654, по Прод. 1890 г., 1655–1673, 1676–1685, 1687–1702). В 1775 году учреждением о губерниях постановлено: по предъявлении купчей крепости для ввода во владение оглашать о переходе имения прибитием листа к судейским дверям и публикацией в «Сенатских ведомостях», с тем, что, если в 2 года от сего оглашения никто со спором на купчую не явится, имение отказывается за приобретателем бесспорно «и буде через два года никто не явится для спора, то впредь всякий спор да уничтожится, и купленное за покупщиком да утвердится».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Судя по его переписке, работе и долголетию – он родился в 1590 году, а умер в 1662, будучи семидесяти двух лет от роду, – Морозов был человеком умеренным и трезвым, очень консервативной и деловой складки. Тем не менее, он дал своему воспитаннику очень передовое образование, познакомил будущего царя с Западом на основе лексикона, космографии, карт и картин западной жизни; он приучил его даже носить западноевропейское одеяние 151 ; привил привычку и умение в хозяйственной и государственной работе. Но, вместе с тем, он воспитал его в строго православном духе и в уважении к церкви. В своей деловитости и в своем уважении к церкви Федор Ртищев несколько походил на дядьку царя. Во всем остальном он был совсем другим человеком, одним из тех " добрых людей Древней Руси», которых прославил в своей монографии В. Ключевский . Несмотря на знатный род и близость к царю, он совсем не интересовался политикой, государственной карьерой и придворными делами. Это был своеобразный и очень православный покровитель церкви и культуры, который своими заботами о просвещении и искусстве несколько напоминает итальянских меценатов раннего Возрождения. Но Ртищев не был, как и большинство русских культурных и церковных деятелей того времени, любителем развлечений, человеком, оторванным от жизни и забывшим о земле. Наоборот, он всегда помнил о жизни, отлично знал хозяйство, умел его вести и получать от него доходы, заботясь при этом, чтобы его собственное богатство помогало жить не только ему, но и другим. Люди середины XVII века – киевляне, греки и, конечно, москвичи – любили его и отзывались тепло и с благодарностью об этом тонком и отзывчивом человеке. Во время польской кампании 1654–1655 годов Ртищев на свои личные средства организует медицинскую помощь раненым и больным воинам, лично принимая участие в заботах о них. В Москве он строит больницы и дома для стариков, выкупает пленных из татарской неволи, помогает голодающим, отводит свою землю под огороды для бедных горожан. Его благотворительная и социальная деятельность отличалась постоянной активностью и даже изобретательностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Зане жезл моисеов, честный крест предзнаменоваше. Жезл моисеов бысть змий, и пояде жезлы волхвов, яже имяше фараон. Подобие и честный крест сокруши силу демонов. Но и даже до днесь сокрушает. Жезл моисеов раздели чермное море, и преидоша еврее невредимы из рук фараоновых. Подобие и честный крест раздра злый грех, и преведе душы человеческия невредимы от действ диаволских. Но и даже доднесь им памогаемся, и творим добродетели. Жезл моисеов расторже камень, и изыдоша дванадесять источники, и пиша жаждущии еврее. Подобие и крест, расторже мир твердый и непокаянный. И изведе дванадесять апостолы, и научиша прелщенный мир. Но и праведный иаков жезлом своим пройде иордан реку, якоже и сам глаголет. Жезлом бо моим сим, проидох иордан. Обачеже вся сия быша да веруем мы, яко и болшая может сила крестная творити, именем Христа, иже распятся нанем. Сия есть вера нас христиан. И аще кто убо держит ю, пойдет в жизнь: аще же кто презрит ю, мучим будет. Сего ради покланяемся кресту, чтим гвозди, и Христу иже распятся, веруем, и исповедуем его Бога истиннаго, еретиков проклинаем, евреем ругаемся. Агаряном смеемся, иже уничижают нас, яко покланяемся древу, или сребру, или злату, или железу. Ибо мы веществу не покланямся, но образ креста почитаем, имуще ум наш к распятому Христу, зане аще обрящем древо простое, или железо, или сребро, быти воином начертании, непокланяемся ему. Но понеже торжество имамы, и о кресте беседуем, да речем малая некая к виновному праздника нашего. Радуйся кресте, вселенныя слава и радование, зане тобою человецы побеждающе силу врагов своих, радуются и веселятся. Радуйся кресте, благочестивых царей непобедимое оружие, зане твоею силою царие укрепляются, и побеждают силу супостатов своих. Радуйся кресте, безсилных сило, хуждьших усиление, благочестивых людей победо и укрепление. Радуйся кресте, благочестивых воин дерзновение, зане тобою дерзающе воини, входят в брани. Радуйся кресте, путешественников спутниче, обуреваемых победо, бедствуемых избавление. Радуйся кресте, трижелаемый и пречестный, плавающих наставление, обуреваемых тишино, монахов сило, мирских хранило, мучеников похвало, постников радование.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Темже вся сия разсмотривше, и уведевше предложенная вам свидетелства от Божественнаго писания о честнем и животворящем кресте, вкупе и о еже киими его персты на лице нашем изображати. Имуще к сему свидетели повсюду в православии жителствующыя, иже вси попредопределенному 516 определению содержат. Еже первыми треми персты десници своея налице своем воображати крест, внихже заключают тайну Святыя Троици, вкупе и смотрения престанемже уже исполу благочествовати: несть бо то благочестие еже ово убо содержати с восточною церковию, овоже нектому, злочестие бо паче, неже благочестие от имущих ум вменится, якоже глаголет божественый великий евлогий папа александрийский сице, аще кто от произволивших богоносным отцем покусится что поколебати, нектому сие смотрение нарицати, но преступление и отметание веления, и к Богу нечестие: прославимже его паче истинными всеми догматы , от негоже нам и от угождьших его преданными. Такобо сих хранением, почтется от нас и честный крест, имже спасение восприяхом, и надеемся в будущем еще: благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа: емуже подобает всяка слава, собезначалным его Отцем, и сопресвятым и благим, и животворящим Духом, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь. Николаа священнаго, малакса, протопопа навплийскаго, о знаменовании соединяемых перстов руки священника, внегда благословити ему христоименитыя люди Правость указателнаго перста, и косвенство средняго, иже исфакела глаголемаго, Иисус имя яве начертаваюта 517 : правому, I, представляющу, косвенномуже, С: тем же и близ друг друга два сия перста такожде изобразуема, яве сие являюта. Косвенное же соединение к друг другу, вместо ручнаго, и близосредняго, иже епивата нарицаемаго, и паки близ сею косвение малаго, Христово имя знаменуита оба. Косвенство бо вместо ручнаго и епивата, (сиречь близосредняго) X стихион являет. Малыйже горбатый посем, С: имиже ХС имя, якоже речеся, являет. Но да яснее сие к разумению имать хотяй, (внезапу) начертавает руку благословящую, и яве сие познает.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Якоже в толковании на григориа богослова никиту ираклийскаго слышим, яко о сем свидетелствует и глаголюща сице 515 , Хощу Отца болша рещи по отеческой вине Сына и Духа, Отца бо вину имуть Сын и Дух, еже суть от того быти, и просто быти, сие бо отвсех исповедуется, яко Сын рожден, Дух же исходен: но боюся, да несотворю болша Отца начало, вину меншему, болий бо к меншему глаголется болий. Аще ли умалю оттого суща посуществу и несозданнаго, укорю и того: слава бо есть Отцу, отнегоже Сын и Дух. Нечтый бо рече Сына, нечтет Отца: и прочая. От онудуже всякому весма известно есть, яко равными и подобными персты к себеже и друг к другу, Святая соприсносущная, сопрестолнаяже и равнославная Троица почитается, а не неравными и неподобными к себеже и друг к другу: зане како бы образ был первообразнаго, неспасаяй пообразное. Рцитеже еще прочее и о двух перстах, указателном глаголю и среднем, имиже глаголете, исповедати таинство смотрения, Бога Слова, и глаголюще вних заключати Божество и человечество, како исповедуете? Зрите убо, еда не впадаете, (аще и нехотящим вам) во еже мудрствовати две ипостаси во едином Христе, и разделяти по несторию глаголющему, иного убо быти Сына Бога слова, иже от Отца рожденнаго прежде век. Другагоже, Иисуса, иже от назарета, человека проста непщевавшему, и по любви соединена, а не Бога истинна воплощьшася, якоже и вы ныне разделяете? Первее в трех перстех и зообразующих Святую Троицу указуете быти Сыновню ипостась: таже особь отделивше ину поведаете быти, воуказателном, глаголю, и великосреднем: или еда сего блюдущеся, яко да не причастится Отец и Дух вочеловечению Сыновню? Но дане убо мнится кто в вас сицевая мысля, и бояся отложити нововводое, и необдержное сие изоображжение. Покормжеся паче вси вкупе древнему преданию, от святых апостол, и святых отец преданному, еже треми персты первыми воображати на лице нашем честный крест. И сим исповедати Святыя Троици тайну, вкупе и смотрения и ненепщу им вины причастия быти Отца и Духа, вочеловечению Сына, и сего ради отразим и обдержное предание.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Самым блестящим политическим делом этого времени было присоединение Малороссии к России. Беспрестанные преследования православной веры поляками в Малороссии заставили гетмана Богдана Хмельницкого обратиться к единоверной России, он неоднократно изъявлял желание быть под покровительством царя православного. Но из опасения войны с Польшей, царь отклонял это дело. Тогда Богдан Хмельницкий послал грамоту патриарху Никону , умоляя о присоединении единоверного народа. Никон и дал этому делу решительный ход. Царь потребовал от Польши успокоения Малороссии, но поляки этого не исполнили. Тогда в октябре 1653 года собором духовенства и земских чинов решено принять Малороссию «под высокую руку Царя Алексея Михайловича», а 6 января 1654 года совершилось торжество соединение. Из-за этого открылась война России с Польшей. Она была счастлива и блистательна. Сам царь отправился с войском. Русские в полгода овладели Смоленском, Витебском, Минском с округами. В 1655 завоевана была вся Литва, Белоруссия, русские прошли всю Волынь и Галицию, везде разбивая поляков. Польша, доведенная до крайности, просила перемирия, оставив за Россией все завоёванные области и объявив царя Алексея Михайловича преемником короля Яна Казимира. Уезжая из Москвы на войну, царь поручил патриарху Никону заботы о государственных делах и о своём семействе. Во все время отсутствия царя, Никон становится правителем государства. Он рассылал указы воеводам и другим властям; он утверждал боярские приговоры по разным государственным делам; знатные московские воеводы униженно подавали ему свои челобитные; к нему должны были являться с докладами оставленные царем в Москве наместник и государевы бояре и ни одного дела не могли решить без доклада ему. При этом Никон показывал все свое величие и при суровости своего характера иногда горделиво унижал бояр. Это уязвляло бояр, и они тайно ненавидели патриарха. Если случалось, говорит очевидец, что не все министры собирались в совет к тому времени, когда раздавался звон колокольчика, призывающий их в палаты патриарха, то опоздавшим долго приходилось ждать иногда на сильном холоде, пока патриарх не давал им, особого приказа войти. Разговаривал он с ними стоя. Министры делали ему доклад о текущих делах, и патриарх о всяком деле давал каждому свой совет и приказывал как поступить. Участие Никона в делах государственных было так широко, что в глазах народа, казалось даже неприличным для патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Святой Исаак Сириянин говорит: всякая беседа, совершаемая втайне 1650 , всякое попечение доброго ума о Боге, всякое размышление о духовном нарицается именем молитвы, и под сим именем объединяются – различные чтения и песнопения, славословящие Бога, и заботливая печаль о Господе, и телесные поклоны, и псалмопение в стихословии, и все прочее 1651 ... Отсюда понятно, что, имея такую существенную связь с природой человека, с его духовными запросами, имея столь важное значение для жизни человека, молитва не нарушает нормального строя жизни; она не требует от человека невозможного для земной жизни совершенного отречения от всех телесных, земных потребностей его. Напротив, молитва оздоровляет, облагораживает и возвышает всю его духовно-телесную природу и жизнь ее. Неизбежные для нашего существования занятия, условия жизни собственно не могут и не должны препятствовать молитве христианина. Все в жизни нужно делать во славу Божию 1652 , прославляя Господа в душах и телесах наших 1653 . Вся жизнь наша должна быть непрерывной, непрестанной, великой молитвой 1654 . Но, расширяя так понятие молитвы, свв.отцы знают и высшие моменты этого устремления человека к духовному, горнему миру – к Богу. Осуществляясь во всей жизни человека, молитва достигает таких состояний, которые знаменуют собой высшую степень услаждения души сродным ей настроением, обитанием в блаженном собеседовании с Богом. Высшие моменты молитвы настолько соответствуют человеческой природе, настолько удовлетворяют самым лучшим запросам, основам ее, что должны быть отмечены как особые состояния, характеризуемые специфическими чертами. Столь отличные от повседневного содержания жизни и даже молитвенного обычного состояния, они получают свои особые названия. Св.отцы называют такую молитву высшей, молитвой совершенных 1655 , чистой 1656 , духовной 1657 молитвой. Эта молитва есть «восхищение ума, всецелое исступление от чувственного, когда неизглаголанными воздыханиями ума приближается она к Богу» 1658 . «Иногда (молитвенные) стихи делаются сладостными в устах, и стихословие одного стиха в молитве неисчетно продолжается, не дозволяя переходить к другому стиху, молящийся не знает насыщения. Иногда же от молитвы рождается некоторое созерцание, и прерывает оно молитву уст, и молящийся в созерцании становится телом бездыханным, придя в восторг. Такое состояние мы называем молитвенным созерцанием... И в нем есть мера и различие дарований; и это еще молитва , потому что мысль еще не переступила туда, где нет уже молитвы, в такое состояние, которое выше молитвы. Ибо движения языка и сердца к молитве суть ключи, а что после сего, то уже есть вход в сокровенные клети. Здесь да умолкнут всякие уста, всякий язык; да умолкнет и сердце, и ум, и мысль, и да прекратится всякое их ухищрение. Здесь да остановятся ищущие, потому что пришел Домовладыка» 1659 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Жизнь последователей Распятого представляла полную противоположность жизни остальных людей, которые подчинялись греху тогда, как христиане освобождались от него. Христианство – это появление новой жизни. Св. мученик Иустин Философ пишет: «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретений людей. ищущих новизны: они не привержены к какому-либо учению человеческому, как другие. Но, обитая в еллинских и варварских народах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы: имеют участие во всем, как граждане, и все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чуждая страна есть отечество, и всякое отечество чуждая страна. Они вступают в брак, как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, а не ложе общее. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся: они бедны, но многих обогащают. Всего лишены и во всем изобилуют ( 2Кор.4:8–9 ). Безчестят их, но они тем прославляются: клевещут на них, и они оказываются праведны: злословят, и они благословляют: их оскорбляют, и они воздают почтение: они делают добро, но их наказывают, как злодеев: будучи наказываемы, радуются, как будто им давали жить» (к Диогнету 5). Всматриваясь глубже в эту картину христианской жизни, мы видим полное освобождение от греха через постоянную готовность страдать за свое неподчинение греху. Страдание, прежде ненавистное человеку, стало предметом почитания. Подобное же описание новой, христианской жизни находим в «Великом огласительном слове» св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Готовящиеся к просвещению, головы ваши Господу приклоните. Молитва о готовящихся к святому просвещению (крещением), которая говорится священником тайно: Яви, Владыка, лицо Твое на готовящихся к святому просвещению и желающих свергнуть с себя греховную нечистоту; просвети помышление их, укрепи их в вере 1652 , утверди в надежде, усоверши в любви, покажи досточтимыми членами Христа Твоего, давшего Себя в искупление душ наших. Гласно Ибо Ты – просвещение наше, и Тебе мы возносим хвалу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и в во веки веков. Хор Аминь 1653 . Диакон Готовящиеся к просвещению, выйдите; готовящиеся к просвещению, выйдите; оглашенные, выйдите; да никто из оглашенных. Верные, еще и еще в мире Господу помолимся. До этих пор то, что (говорится) с четвертого (дня) средопостной (седмицы). Молитва верных первая, которую священник говорит тайно: Боже великий и славимый, животворящей смертью Христа Твоего восстановивший нас из тления в нетление, освободи все наши чувства от мертвенных страстей, приставив к ним благого правителя – внутренний помысел; око да будет далеко от всякого худого зрелища, слух – неприступен для речей праздных, а язык чист от слов непристойных; очисти наши уста, славящие Тебя, Господи; руки наши сделай воздержными от злых дел и деятельными на одно только благоугодное Тебе, укрепляя все члены наши и помышление Твоею благодатью. Диакон Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Премудрость. Священник гласно Ибо Тебе приличествует всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Хор Аминь 1654 . Диакон Еще и еще в мире Господу помолимся 1655 . Молитва верных вторая, которую священник говорит тайно: Владыка святой, преблагий, молим Тебя, богатого милостию, быт милостивым к нам, грешным, и соделать нас достойными принятия Единородного Сына Твоего и Бога нашего, Царя славы; ибо вот пречистое Его Тело и животворящая Кровь, входящие в настоящий час, имеют предложиться на таинственной этой Трапезе, невидимо приносимые множеством небесного воинства; их причащение неосужденное даруй нам, чтобы через них, получив просвещение мысленного ока, мы стали сынами света и дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Посему-то певчий дьяк Никита Симонов, задумав жениться на одной девушке из Кадашевской слободы, должен был подать царю Алексею Михайловичу в 1674 г. прошение о разрешении жениться на ней, указывая в своей челобитной, что его невеста „к государскому делу ни к какому в мастерицы не записана“ 2317 . По смерти певчего дьяка, жена его получала все заслуженное её мужем денежное и хлебное жалование, равно как годовые сукна и даже причитавшиеся на его долю доходы. Так, в 1630 г. вдове умершего певчего дьяка Ивана Васильева против других певчих было дано 2 р., которые причитались на долю его за погребение инокини Марфы Ивановны 2318 . Иногда вдове умершего певчего дьяка давалось пособие на его погребение и слагались значившиеся за ним недоимки. Так, в 1684 г. дано было по 10 р. на —289— погребение певчих дьяков Луки Алексеева и Киприана Евтихиева 2319 , а в 1670 г. „певчего дьяка Кузьмы Родионова матери, вдове Татьяне Терентьевой дочери, против её челобитной, государь простил за дворовое строение, который двор у неё взят и отдан певчему дьяку Дмитрию Ростовцу – 31 р. 26 алт. 4 деньги“ 2320 . Что касается оставшихся сирот певчих дьяков, то умевшие из них читать и писать определялись к служилым местам. Так, сын певчего дьяка Луки Алексеева, будучи ещё в малых летах и ни в какой чин не пожалован, был определён в мастерскую палату в „молодые подъячишки“. Такому его устройству несомненно поспобствовала челобитная его матери, в которой она указывала на то, что отец её был иноземец „еврейской породы, приехавший в Москву из Польши в 1654 г., от которого она была взята в 1655 г. по приказу царицы Марии Ильиничны вверх, окрещена в православную веру, воспитана при дворе и выдана за муж за певчего дьяка Луку Алексеева, служившего 30 лет „без всякого озорства“ и умершего в 1684 г. Ссылаясь как на то, что у неё нет родни в Москве, которая бы могла кормить её с сыном, так и на то, что она пользовалась милостью царицы Марьи Ильиничны и царя Фёдора Алексеевича, она и просила государей об определении сына своего в мастерскую палату „в молодые подъячишки за службу мужа своего“ 2321 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010