ч. со светскими лицами. Известны послания на латыни об унии Церквей, к-рые были отправлены из Киева в Рим на рубеже 30-х и 40-х гг. XVII в., их авторами считают П. и Киселя. 22 дек. 1646 г. датировано «Духовное завещание» П., составленное на польск. языке. Л. В. Тимошенко Арх.: Ihcmumym рукопису Нац. б-ки Украïни iм. В. I. Вернадського. Ф. 312. Спр. 367/676 С. Соч.: Сказания Петра (Могилы) о чудесах и замечательных явлениях в Церкви православной//АрхЮЗР. 1887. Ч. 1. Т. 7. C. 49-132; ΛΙΘΩΣ. К., 1644 (То же//АрхЮЗР. 1893. Ч. 1. Т. 9); Собрание короткое науки о артикулах веры православно-кафолической. К., 1645 (То же// Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. Прил. С. 358-487); Mowa duchowna przy lubie Janusza Radziwia... z Mari... córk Wasilia, woiewodi y hospodara Wooskiego. К., 1645; Духовное завещание//ПККДА. 18972. Т. 2. Отд. 1. С. 429-438; Катехизис... Opurihaл 1645 р./Перекл.: В. Шевчук, упор.: А. Жуковський. К.; П., 1996; Записки/Упор.: I. В. Жиленко. К., 2011; Przedmowy i dedykacje Piotra Mohyy/Oprac.: M. Melnyk, W. Pilipowicz. Olsztyn, 2014. Лит.: Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники: Опыт ист. исслед. К., 1883-1898. Т. 1-2; Крыжановский Е. М. О Требнике Киевского митр. Петра Могилы// Он же. Собр. соч. К., 1890. Т. 1. С. 87-165; он же. Повреждение церк. обрядности и религ. обычаев в южнорус. митрополии в период, предшествующий открытому введению в ней унии//Там же. С. 33-50; Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и 1-й пол. XVII в. К., 1912; Malvy A., Viller M. La Confession orthodoxe de Pierre de Mohila, métropolite de Kiev (1633-1646), approuvée par les patriarchs grecs de XVII s. R., 1927. (OrChr.; 10(39)); Шмурло Е. Ф. Римская курия на рус. правосл. Востоке в 1609-1654 гг. Прага, 1928; Wenger A. Les influences du Rituel de Paul V sur le Trebnik de Pierre Moghila//Mélanges en l " honneur de Mgr. Michel Andrieu. Strasbourg, 1956. P. 477-499; Жуковський А. Петро Могила й питання Церков.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

(Л. 185) 205-го марта в день пожаловал в дом Богоявления Господня с Москвы церкви Распятия Христова, что у великого государя вверху , священник Иоанн Иванов, вклад служащиецерковные сосуды серебряные, позлащены местами, весом серебра полтора фунта четыре золотника.     ОР РНБ. ОЛДП. О. 125. Макарий, игумен Костромского Богоявленского монастыря в 1618—1624 гг. Борис Михайлович Салтыков († 1646 г.), боярин в 1613—1625/26 и 1633—1646 гг., в 1624—1633 гг. в опале. Кормовое поминовение («корм большой») совершалось по нему 1 октября и 24 июля, по его жене Евфимии — 18 декабря, а по жене Домнике — 8 января(Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 5, 16—17, 19). Михаил Михайлович Салтыков († 2 октября 1671 г.), окольничий в 1623—1625/26 гг., в опале в 1624—1633 гг., боярин в 1641—1671 гг. Имел второе крестильное имя Исаакий. Кормовое поминовение по нему совершалось 3 октября и 30 мая (Там же. С. 5, 38). Михаил Михайлович Салтыков Кривой, в иночестве Мисаил († 1608 г.), окольничий в 1598—1608 гг. Кормовое поминовение («корм большой») по нему совершалось в монастыре 1 сентября и 25 апреля (Там же. С. 1, 33). Кадило – металлический сосуд на цепочках, используемый для воскурения благовонного состава – ладана. Алтын – денежная единица, с 1654 по 1704 г. монета в три копейки. Описание кадила см.: Баженов И. Костромской Богоявленский Анастасьинский девичий монастырь. С. 37. Екатерина Андреевна Салтыкова, в иночестве Евникея († 1631 г.), дочь А. Т. Михалкова, жена окольничего М. М. Салтыкова. Кормовое поминовение («корм большой») по ней совершалось 24 ноября и 28 декабря (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 13, 18). Потир –священный сосуд (чаша) для вина/Крови Христовой. Деисус – [греч. δησις– моление], образ, в котором разные святые предстательствуют перед Христом за род человеческий. Обычно имеет фризовую композицию, центральное ядро которой– стоящие в молитвенных позах по сторонам от Христа Богоматерь (по правую руку) и св. Иоанн Предтеча (по левую руку). Подписи – надписи на шитой иконе.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ Настоятельницкие и монахиньские; 4) вокруг монастыря – ОГРАДА на 220 саженей. Рождественский Санахтинский монастырь См. Санахтинский Рождественский. Рождественский Сямский монастырь См. Сямский Рождественский. Рождественский монастырь Тверской 3 класса девичий. Находится при Губернском городе Твери, в юго-западной Загородской части на берегу реки Тмаки, на месте возвышенном, красивом и при том уединённом: ибо поблизости оного имеется одна только подмонастырная слободка 179 , к Тресвятскому Архиерейскому дому простирающаяся, и состоящая из 35 обывательских домов. Когда, кем и по какому случаю основан этот монастырь, сведений не имеется, но из некоторых архивных записок, уцелевших от истребления времени и неприятельских нашествий видно, что он существовал ещё в начале XVI столетия, а в начале же XVII (1612 года) была в нём церковь во имя Рождества Христова (по которой монастырь именуется Рождственским), шатровая деревянная и 6 келий монахиньских, а близ монастыря – мельница. Но обитель сия находилась тогда в самом скудном состоянии, как видно из описания оной в 1641 году. В этом описании означено в Тверском Рождественском девичьем монастыре: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Рождества Христова деревянная; 2) семь КЕЛИЙ деревянных же и 3) около монастыря вместо ограды – ЗАБОР. Колокольни и колоколов не было, а церковная утварь вся состояла в ризах и стихаре полотняных с набойчатым оплечьем. Из книг печатных была одна только Общая Минея, данная вкладом от Государыни Великой Старицы Инокини Марфы Ивановны, да Евангелие и Апостол рукописные, сосуды же для священнослужения деревянные. В 1646 ходу упоминается, уже другая церковь деревянная же во имя Св. Николая Чудотворца с приделом Алексия человека Божьего; придел сей устроен в 1646 году (вероятно и самая церковь сооружена тогда же), а освящён около 1654 года, но престол во имя Св. Николая оставался неосвящённым. На освящение придела Государь Царь Алексей Михайлович пожаловал церковные сосуды оловянные, книги, ризы и всю церковную утварь, а на построение деревянной ограды – потребное количество денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Повидимому, круг враждебных Никону бояр ограничивался несколькими семьями, особенно близкими Царю по родству женских линий (Стрешневы, Милославские) и связанных с ними (мать Богдана Хитрово была у Морозовых кормилицей). Милославские и Хитрово были выдвинуты Морозовыми ко двору; все они занимали главные посты в государстве и тяготились влиянием Никона на Царя. И другия лица, встречающияся в деле Никона – все представители власти. Илья Данилович Милославский († 1668) отец Царицы, он во главе Иноземного Приказа и Приказа Большой Казны. Окольничий Иван Андреевич Милославский († 1663) во главе Ямского Приказа, Богдан Хитрово (умер не ранее 1677) во главе Земского Приказа и новой Чети (1654–1665). Он был креатурой Морозова и Милославских (об его безнравственной жизни сообщает доктор Коллинс (между 1664 и 1668): «его жена однажды была найдена мертвой в постели; так как его измены были общеизвестны, и ревность жены его тяготила, то были подозрения на него. Царь потребовал от него или прекратить порочную жизнь с польскими девками, или оставить дворец»). В 1663–1664 г. он ведал Приказом Большого Дворца; 1 сентября 1667 г. Он сделан боярином (V ар. 204). Дьяк Алмаз Иванов – секретарь Боярской Думы, главный секретарь Посольского Приказа и Председатель Новгородской Четверти. Также представители родовой власти – враги Никона – Никита Иванович Одоевский председатель Казанского и Сибирского Приказа от 1643–1646 г. и А. Н. Трубецкой († 1663 г.) в нем от 1646–1663 г. Одоевский (умер после 1676 г.) был председателем Монастырского приказа, созданного Уложением (II, 403–405); боярин Петр Михайлович Салтыков был председателем Малороссийского Приказа (V, ар. 216); Боборыкин – родственник Романовых и Шереметевых (ib. 218). lxi) Участие Никона в государственной политике его времени Посвящая свой труд изучению воззрений Никона, мы не можем пройти молчанием его участия в государственной политике его времени, ибо он был советник Царя. В смысле неодобрения боярского местничества и существования и расценки людей по породе, Никон был, как государственный регент и советник Государя, прямым предшественником Петра I вместе с Ордын-Нащокиным; у него не было преклонения перед стариной только потому, что она старина; из этой старины он почитал только то, что проходило через испытание его критической оценки: так в отношении положения Церкви в государстве он был консерватор, но он почитал просвещение, знакомство с иноземными усовершенствованиями технического рода и в этом отношении был из числа людей новых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

– Царской Мастерской, в 1646 – 1648 гг. – Большой Казны, Новой Чети, Стрелецкого, Иноземского, Аптекарского – Богоявленский 1946, 276. В 1645 г. в звании близкого боярина стал главным руководителем царя в управлении; был непременным членом всех совещаний в царской думе; еще больше сблизился с царем, женившись на родной сестре царицы. Меры правительства, возглавляемого Б.И. Морозовым, привели к народному возмущению в июне 1648 г.: усиление налогового обложения и сокращение жалования «служивым людям» – стрельцам и подьячим; особенное недовольство вызвало введение в 1646 г. налога на соль, который пришлось все же отменить из-за яростных протестов населения в феврале 1647 г.; новые требования о непременном и суровом взыскании недоимок с «тяглых людей» привели к взрыву возмущения. Для успокоения народа Б.И. Морозова выслали из Москвы в ссылку в Кириллов монастырь (откуда он вскоре был возвращен) – Платонов 1893, 15 – 16, 18 – 19; Базилевич 1936, 35 – 37, 51 – 53, 74; Буганов 1957, 229. При выступленни в поход в Литву, в 1654 г., царь пожаловал Б.И. Морозова высшим военным званием – дворовым воеводой, начальником над «полком государевым» – Брокгауз, Ефрон 38, 873. «Оставите. – рече – и вставится вам». – Лк. 6:37 . ...и разрешительную грамоту напишем. – Разрешительная грамота содержит в себе молитву о прощении грехов усопшего. Самая распространенная разрешительная грамота, вероятно, рукописная. Как свидетельствуют архивные документы, в России разрешительные грамоты печатались по специальным заказам представителей высокого духовенства. Так, в октябре 1653 г. константинопольский патриарх Афанасий в челобитной царю Алексею Михайловичу сделал заказ на напечатание 500 разрешительных грамот для запорожских казаков; в мае 1655 г. сербскому патриарху Гавриилу была отпечатана 1000 грамот. На московском Печатном дворе в мае 1666 г. была выпущена Грамота разрешительная (тираж неизвестен); по указу царя Алексея Михайловича в мае 1669 г. были напечатаны разрешительные грамоты мужские (1000 экз.) и женские (500 экз.) для «святейшего папы и патриарха Александрийского Паисия»; в ноябре 1672 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой В отличие от многочисленных анонимных сочинений агиографического жанра Житие Дионисия – произведение авторское. Оно было составлено между 1648–1654 г. Симоном Азарьиным и дополнено изначально ключарем Успенского собора Иваном Наседкой. Симон Азарьин (в миру Савва Леонтьев, сын Азарьин, по прозвищу Булат) происходил из служилого сословия. До пострижения в монахи (в 1624 г.) был слугой (доверенным лицом) княжны Ирины Мстиславской. Будучи пострижеником Троице-Сергиева монастыря, Симон Азарьин провел первые шесть лет монашества в качестве келейника архимандрита Дионисия (1624–1630), затем служил казначеем патриарха Московского Филарета (1630–1631), был строителем приписного к Троице-Сергиеву Алатырского монастыря; в 1634 г. он становится казначеем, а с 1646 по 1653 г. келарем Троице-Сергиевой обители. При патриархе Никоне Симона Азарьина по неустановленной причине подвергли высылке в Кирилло-Белозерский монастырь (1656–1657). Последние годы жизни писатель провел в Троице-Сергиевой лавре (1657–1665), где и погребен. За свою жизнь Симон составил обширную библиотеку, переданную им монастырю (остававшиеся в его келье книги присоединены после смерти). Составом этой библиотеки занимались Н. М. Уварова (О составе библиотеки Симона Азарьина//Проблемы жанра и стиля в русской литературе. Сб. статей Моск. пед. ин-та. М., 1973. С. 28–32) и Е. Н. Клитина (Симон Азарьин. Новые данные по малоизученным источникам//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 298–312). Рукописные и печатные книги Симон Азарьин вкладывал и в монастырские библиотеки других обителей. Сочетая обязанности административного и хозяйственного характера с занятиями книжно образованного человека, Симон Азарьин уже в 1640-е гг. работал над «Книгой о новоявленных чудесах Сергия Радонежского». При ее издании в Москве возникли трудности: печатники высказали недоверие к «чуду о кладезе»; только вмешательство царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа привело к выходу в свет в типографии Печатного двора в 1646 г. книги «Службы и Жития Сергия и Никона». Работу над чудесами Сергия Симон Азарьин продолжал и далее: к изданным 35 чудесам он добавил еще 40, написал и пространное предисловие к «Книге о... чудесах» (сохранилось в рукописях, опубликовано в XIX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филигрань: Сфера под звездой – Брике, 14007 (1559–1562 гг.). 4) РНБ, собр. М. П. Погодина, 822 (л. 77–215) – 1607 г. Текст значительно переработан. 5) РГБ, ф. 209, (Собр. П. А. Овчинникова), 282 (л. 136–269 об.) – начало 20-х годов XVII в. Филигрань: Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры R и PI – Дианова и Костюхина, 707 (1621 г.). 6) РГБ, ф. 218, (Собр. Отдела рукописей), 422 (л. 20–80) – 40-е годы XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под полумесяцем – Дианова и Костюхина, 734 (1646–1654 гг.); Щит с рожком, под щитом литеры MC – Дианова и Костюхина, 1163 (1642 г.); Кувшин с двумя ручками под цветком – Дианова и Костюхина, 840 (1642 г.). Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Сергиев Посад, 1853 (литографированное издание лицевого списка Троиц/.III, 21); Великие Минеи-Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь, дни 25–30. СПб, 1883. Стлб. 1463–1563 (по списку Син. 174). Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием в XV веке. Сообщил архимандрит Леонид. Печатаются по Троицким спискам XVI в. с разночтениями из Синодального списка Макарьев-ских Четьих-Миней. СПб., 1885 (Памятники древней письменности, 58) (в основу издания положен список Троиц. 698); Памятники литературы Древней Руси. XIV – сер. XV в. М., 1981. С. 256–429 (перепечатка издания арх. Леонида). Пространная редакция не опубликована полностью – только до статьи о преставлении Сергия Радонежского. Рассказы о чудесах Сергия Радонежского, записанные в XVI веке 1) В рукописи РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 88 на л. 517–521 об. содержатся рассказы о двух чудесах Сергия, вошедшие впоследствии в редакции XVII в. и в издание Жития Сергия 1646 г.: л. 517 – «О чудесном зачатии и рождении великаго князя Василиа Ивановача всеа Русии самодръжьца», л. 518 об. – «Чюдо преподобнаго Сергиа чюдотворца и о преслав-ной победе на Литву у града Опочки» (1518 г.). Текст написан особым почерком на бумаге конца 20-х – начала 30-х годов XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под цветком (2 варианта) – Дианова и Костюхина, 819 (1629 г.), 822 (1634 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

84 Филарет, патриарх (ок. 1554–1633) – Федор Никитич Романов, племянник царицы Анастасии Романовны, двоюродный брат царя Федора Иоанновича, отец царя Михаила Федоровича. В 1600 г. царем Борисом Годуновым сослан и пострижен в Антониев Сийский монастырь. При Лжедмитрии I возвращен и поставлен митрополитом ростовским. Участвовал в его свержении. В октябре 1608 г. захвачен в Ростове отрядом Лжедмитрия II и отправлен в Тушинский лагерь, где наречен «патриархом». В сентябре 1610 г. возглавил «Великое посольство» под Смоленск, осажденный польскими войсками, отказался санкционировать условия договора с королем Сигизмундом III, арестован поляками и до сентября 1619 г. – в плену в Польше. После возвращения, в царствование сына Михаила фактически правитель. 85 Морозов Борис Иванович (1590–1661) – государственный, деятель. «Дядька» (воспитатель) царя Алексея Михайловича, руководил приказами Большой Казны, Стрелецким, Аптекарским, Новой Четью. До 1648 г. фактический правитель государства. Во время восстания в Москве в 1648 г. царь, спасая его от гибели, отправил в ссылку, но вскоре вернул, после чего Б. И. Морозов не играл существенной роли в управлении. Женат на Анне Ильиничне Милославской, сестре царицы. 86 Одоевский Никита Иванович (ум. 1689) – русский государственный и военный деятель, князь. В 1646–1647 гг. главный воевода на южных границах страны; руководил подготовкой Соборного уложения (1649 г.). Участвовал в русско-польской войне 1654–1667 гг., неоднократно возглавлял посольства. При царе Федоре Алексеевиче фактический руководитель внешней политики государства 87 Боярская Дума – развилась из боярского совета при великих князьях; высший государственный орган с XV в. при великих князьях, а затем при царях, осуществлявший законодательные, судебные и военно-административные функции. В Думу входили думные чины – бояре, окольничие, с начала XVI в. – думные дворяне. Упразднен в 1711 г. с образованием Сената. 88 Никон (в миру Никита Минов, 1605–1682) – церковный и политический деятель, патриарх. Родился в семье крестьянина; будучи священником, имел приход в Москве. Потеряв трех детей, принял монашество в Анзерском ските на Белом море. С 1643 г. игумен Кожеозерского монастыря, в 1646 г. сблизился с царем Алексеем Михайловичем, стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, в 1648 г. – митрополит новгородский, а с 1652 г. – патриарх; провел реформу церкви, приведшую к ее расколу. Добиваясь независимости церковной власти от светской, вступил в конфликт с царем Алексеем Михайловичем; на Соборе в 1666 г. лишен сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь, с 1676 г. – в Кирилловом монастыре, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАННИКИЙ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанникий II Линдиос (+ 1659/нач. 1660), патриарх б. Константинопольский (занимал престол четырежды: 16 ноября 1646 - 27 октября 1648, нач. июня 1651 - июнь 1652, июль 1653 - 17 марта 1654, март 1655 - июль 1656) Родился, вероятно, на Родосе , там же получил образование и в молодости принял монашество . В апреле 1624 года возведен в сан митрополита Ганоса (сообщества монастырей в Малой Азии) Константинопольским патриархом Кириллом I Лукарисом . С 1636 года - митрополит Ираклии Фракийской . 16 ноября 1646 года возведен на Константинопольский престол после отречения патриарха Парфения II . Его избрание поддержал патриарх Иоанникий Александрийский (1645-1657), друг Иоанникия II, а также господарь Молдавии Василий Лупу , обладавший большим влиянием в Константинопольской Церкви. Периоды патриаршества Иоанникия II пришлись на время политического кризиса в Османской империи , когда малоспособные к управлению султаны Ибрахим I (1640-1648) и Мехмед IV (1648-1687) стремились передать ведение дел своим великим везирям, часто меняя их и других высших чиновников. Быстрые перемены в среде высших чинов отражались в т. ч. и на патриархах Константинопольской Церкви, пребывание которых на престоле полностью зависело от воли султанов и их советников. Смена патриархов была выгодна османским властям, т. к. каждый вступавший на престол патриарх должен был выплатить Высокой Порте крупный денежный взнос (до 20 тыс. пиастров). В первый период патриаршества Иоанникий занимался текущими делами Церкви, судебными тяжбами, совершал хиротонии архиереев на место умерших или отрекшихся от кафедр; каких-либо важных решений принято не было. 30 декабря 1647 года было издано распоряжение Синода о наказании архиереев, без ведома патриарха приезжающих в Константинополь и там живущих.

http://drevo-info.ru/articles/13679949.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010