Знаменская церковь построена в последней четверти XVII века. Ни одного документального указания на раннейшее ее существование не имеется, а взятое А.А. Мартыновым из Исторического известия о церквах Московских (Москва 1796 г.) известие о том, что Знаменская церковь сгорела в 1629 году ( Мартынов А. А. Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. Москва 1875 г. I, 61) ни на чем не основано. В прошении стрельцов, относящемся к 1680 году 2 , о выдаче икон в новопостроенную ими и «великого государя жалованием» каменную Знаменскую церковь и придел священномученника Климента, упоминается о большом пожаре 1676 года, когда сгорели находившиеся в храме иконы. Хотя в прошении говорится о прежнем их приходском храме, и он не называется по имени, но, судя по тому, что раньше нигде не упоминалось о Знаменском храме, а только о Климентовском, нужно здесь разуметь последний. Знаменская церковь заложена в 1679 году 1 июня, а придел 1 июля того же года. Об этом записано было на двух деревянных крестах так: «Водружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честного и славного Ея Знамения от чудотворныя иконы, яже в Великом в Новеграде лета 7187 месяца июня в первый день при благоверном государе царе и великом князе Феодоре Алексеевиче всея великия и малыя и белыя России самодержце и при патриархе Московском и всея России Иоакиме»; на другом: «Водружен бысть крест сей в церкви святого священномученика Климента папы Римского в лето 7187 году июля в первый день». Это записано было на ветхом типиконе, которого в настоящее время уже нет, и там же было прибавлено: «Эти надписи обретены на двух деревянных крестах, как зачата церковь строиться, подписал священник Михаил Онуфриев для предбудущих лет. 1747 году месяца августа 31 дня». Здесь разумеется постройка придела во имя Всех Святых, о чем будет речь ниже. Священнику Михаилу Онуфриеву мы обязаны еще некоторыми историческими сведениями о Знаменском храме, за что он заслуживает только глубокой благодарности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем уже один из современников Достоевского отмечал: «Характеристика царя Алексея Михайловича видна в его государственной деятельности, домашней жизни и отношениях к людям. Глубоко религиозный, живой, впечатлительный, способный быть нежным другом и опасным врагом, тихий вообще («тишайший», как величали его льстецы), но, а то же время, строгий, а иногда „смирявший“ (бивавший) собственноручно провинившихся, милостивый, даже слабый к своим „ближним людям“ и мстительный недругам, мягкий и жестокий, сочинитель забавного „Урядника сокольничья пути“ и Учредитель страшного приказа „Тайных дел“ — царь Алексей Михайлович представляет личность, полную двойственности весьма типичной” ( Хмыров М. Д. Царь Алексей Михайлович и его время. 1629–1676: Нравоописательный очерк//Древняя и новая Россия. 1875. С. 310). Обосновывая свое заключение, Хмыров указывал на то, что во время московского бунта 1662 г., подавленного «по знаку» «тишайшего», «человек 100 утонуло в реке; больше 7 000 было перебито и переловлено наказали тех, кто суетился заметнее других: вешали, резали ноги, руки и ссылали в дальние города». Хмыров также цитировал книгу Г. К. Котошихина (ок. 1630–1667), в которой приводились факты жестокого обращения Алексея Михайловича, с боярами и «ближними людьми», и напоминал о том, что в течение своего царствования этот царь «увеличил Россию территориально» больше, «чем все его предшественники», — за счет присоединения Малороссии, завоевания Смоленска и обширнейшей территории юго-восточной Сибири (см. там же. С. 200; С. 311). 191 Мне сообщили одну выписку… — Цитируемую далее выписку из записок архидиакона Павла Алеппского сообщил Достоевскому в письме от 12 апреля 1877 г. архимандрит Леонид (Лев Александрович Кавелин, 1822–1891), настоятель Воскресенского монастыря Новый Иерусалим. 192 Штос — карточная игра. 193 Но ведь если я убью себя — какое мне тогда дело и до стыда, и до всего на свете? — Ранее, в «Бесах», Николай Ставрогин задавал себе подобные вопросы: «Я иногда сам представлял если бы сделать злодейство или, главное, стыд, то есть позор, только очень подлый и… смешной, так что запомнят люди на тысячу лет и плевать будут тысячу лет, и вдруг мысль: „Один удар в висок, и ничего не будет“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Антенор – у Гомера самый разумный из старейшин Трои. Приютил Одиссея и Менелая, приезжавших требовать выдачи Елены Прекрасной. После падения Трои дом его не тронут победителями. Эней – один из защитников Трои, легендарный родоначальник римлян, бежавший после падения Трои в Италию. Герой «Энеиды» Вергилия. От Энея и его сына Иула вели свой род Кай Юлий Цезарь и Октавиан Август. Иисус Навин – слуга и сподвижник Моисея. Книга Иисуса Навина – шестая в каноне Ветхого завета. Гедеон (по Библии) – один из Судей израильских; умер, оставив от многих жен 70 сыновей, в т. ч. Авимелеха. Авимелех (Авимелах, по Библии) – после смерти отца убил всех своих братьев и был избран царем жителями г. Сихема. Иеффай (по Библии) – один из Судей израильских. Лишенный братьями наследства, стал предводителем разбойничьей шайки. Приглашен главой израильского ополчения и сверг иго аммонитян. Совершая жертвоприношение, сжег собственную дочь. История Иеффая изложена в Книге Судей Ветхого завета. 79 Саул (по Библии) – основатель Израильско-Иудейского царства в конце XI в. до н.э. Под его предводительством израильтяне освободились от ига филистимлян. После поражения на горе Гильбоа покончил с собой. Соломон (по Библии) – царь Израильско-Иудейского царства в 965–928 гг. до н. э. (по другим данным, в 970–931 гг.). Сын царя Давида и его соправитель. Ему приписывается авторство Песни Песней, Экклесиаста и др. 80 Стефан Баторий (1533–1586) – сын трансильванского воеводы Стефана; в 1574 г. избран князем Трансильванским. В 1576 г. на польском сейме избран королем. Продолжил Ливонскую войну против Ивана Грозного, в 1579 г. взял Полоцк, в 1580 г. – Великие Луки, в 1581 г. осадил Псков, но потерпел неудачу. В 1582 г. заключил Ям-Запольский мир с русским государством. 83 Алексей Михайлович Романов (1629–1676) – царь с 1645 г., сын царя Михаила Федоровича. Женат первым браком на Марии Ильиничне Милославской (дети – Алексей, Федор, Софья, Иван и др.), вторым – на Наталье Кирилловне Нарышкиной (дети – Петр, Наталья). При нем Земский собор принял «Уложение» 1649 г., были приняты Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы, произошло воссоединение Украины с Россией (1654), завершившееся Андрусовским перемирием с Польшей (1667 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Москва. Новоспасский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм во имя Покрова Богоматери примыкает своей северо-восточной стороной к Преображенскому собору, имея с ним общую паперть. Он был заложен царем Алексием Михайловичем Тишайшим (1629-1676) в 1673 году, возведен на его средства за два года и освящен 7 октября 1675 года патриархом Иоакимом. Храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году. В 1812 году французы превратили Покровский храм в склад. В 1813 году вновь он был освящен архимандритом Амвросием Вторым. В 1820 году на средства благотворительницы Мельгуновой был выстроен новый иконостас. По бокам главного алтаря находятся два предела: правый - во имя святой великомученицы Варвары - устроен в 1758 году, а левый - во имя святого Димитрия, митрополита Ростовского, освящен в 1757 году, вскоре после открытия мощей и прославления этого святителя. В 1877 году весь храм был расписан академиком Фартусовым. В приделе во имя святого Дмитрия Ростовского стены преимущественно расписаны изображениями святителей и преподобных, а придел великомученицы Варвары - изображениями преподобных дев и мучениц. В 1918 году Новоспасский монастырь закрыт, службы в храме прекратились. Покровский храм был снова освящен только в 1997 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 2002 году начались работы по его росписи, главным образом, силами братии. Источник: Новоспасский монастырь Здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Новоспасском монастыре было сооружено в 1673-75 гг. как трапезная для монастырской братии. По плану постройки похожа на Грановитую палату: такой же столб посередине, такой же высокий подклет. К трапезной пристроена с востока небольшая церковь Покрова, соединенная с нею посредством широкой арки, а с северо-запада так называемая «хлебодарная палатка». С течением времени трапезная теряла свой характер обеденной залы и становилась только частью церкви.

http://sobory.ru/article/?object=05176

Перво. Церковь Диомида. Карта и ближайшие объекты Перье (Перво) в качестве села упоминается в подлинной писцовой книге Воейкова за 1628 и 1629 гг. Там же упоминаются две церкви – Богородицерождественская и Пятницкая. По окладной книге 1676 года в селе Перье значится церковь Великого Чудотворца Николая. В начале XVIII века в селе Перье встречаются снова две церкви: деревянная - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная около 1720 года, вместо обветшавших церквей - Богородицерождественской и Пятницкой, и каменная также в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Никольским. За период с 1742 по 1760 гг. деревянная церковь  несколько раз перекрывалась и исправлялась. В 1786 году прихожане Богородицерождественской церкви в своем обращении к преосвященному Симону (Лагову) просили «деревянную церковь за ветхостью уничтожить». Однако, Указом Консистории от 25 февраля 1788 года, деревянную в селе Перье церковь предписано было привести в надлежащее благолепие, а упразднить не велено, так как она значится штатной. В 1847 году была начато строительство в с. Перье каменной церкви в честь святого мученика Диомида помещиком Андреем Ивановичем Гильтебрантом. В ведомости 1915 года имеется приписка, что новый, однопрестольный храм во имя святого мученика Диомида заложен был в 1848 г. «сооружался до 1861 года исключительно на средства покойного помещика Андрея Ивановича Гильтебранта. Постройка храма сего, его стараниями доведена была до купола, затем дальнейшая постройка была производима на собранные деньги по книжкам, выданным Епархиальным Начальством. В настоящее время постройка храма сего, как внутри, так и снаружи окончена. Храм сей освящен в 1901 году, августа 21 дня. Холодный». С 1861 г. в с. Перье существовала земская школа, в которой местный священник состоял законоучителем. http://www.ryazeparh.ru/i Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07541

Д. архиерейских приказов по происхождению часто принадлежали к числу домовых детей боярских, начинали службу подьячими или назначались из числа домовых стряпчих. Между Д. разных приказов существовала иерархия отношений, обусловленная выслугой лет и местом приказа в системе церковного управления. В XVII в. для Д. стала доступной должность приказного судьи. Под рук. Д. составлялась и переписывалась разнообразная документация. Архиерейские суды, вероятно, обязаны Д. в значительной мере таким их достоинством, как оперативное рассмотрение дел. Когда после 1667 г. во главе Судных приказов в епархиях появились новые судьи - духовные лица, функции Д. не изменились. Назначение Д. царем, предписанное Стоглавым Собором, осуществлялось только в отношении 1-го Д. Разрядного (или Судного) приказа, в XVII в. на практике назначение Д. было прерогативой архиереев. В епархиях Русского Севера, где архиерейские дома не имели собственных детей боярских, Д. были ближайшими помощниками архиерея, выполнявшими разнообразные обязанности (наблюдение над поведением приходского духовенства, сбор церковной дани и др.). Лит.: Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874; Шимко И. И. Патриарший Казенный приказ: Его внешняя история, устройство и деятельность. М., 1894; Верюжский В. М. Афанасий еп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Рус. Церкви. СПб., 1908; Греков Б. Д. Новгородский дом Св. Софии//Избр. труды. М., 1960. Т. 4; Макарий. История РЦ. Кн. 6, 7; Миндич Д. А. Церк. суд в России во 2-й пол. XVII в. Дипл. работа/МГУ. М., 1998. Ркп. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период

http://pravenc.ru/text/180757.html

204 Трактат Тарасия о литургии напеч. к. 1629. 1729. переводы его у Строева (Опис. кн. Толстого 70. 72, Царского 89. 90. Опис. 1841, 36. 43). Сочинения Гизеля: а) мир человеку с Богом (к. 1669 г.); б) синопсис – плохая летопись, но которую много раз печатали; в) о тайне исповеди (к. 1660 г.); г) истинная вера, ответ иезуиту. Радзивиловский издал собрание поучений «огородок 1676 и венец Христов» нап. 1686. Он говорил Петру Великому орацию, которая у Толстого 2, 220. Кроме того известен Феодосий Сафанович, учитель и проповедник, а потом игумен, писавший: аа) речь Царю Алексею Михайловичу (у Бантыш-Каменского 2, пр. 179); бб) хронику; вв) выклад о Церкви Божией, изд. в Киеве 1669 г. (см. § 23). См. словарь Митрополита Евгения, история Малоросс. Б. Каменского 1, 224–227. 2, 212–217. 205 Почти все сочинения Максимовича (см. словарь Евгения) писаны стихами. Когда вышло его «Богородице дево», нап. в 1707 г., Дмитрий Ростовский писал: «книга стихов печатных прислана мне. Бог дал тем виршописателям типографию и охоту и деньги и свободно житие; мало потребныя вещи на свет происходят». Письмо писано в феврале 1708 года. 206 Рукоп. житие св. Димитрия ростов. говоря о его пребывании в Батуринском монастыре, пишет: «идеже за его игуменством преставися парижский учитель Адам Зерников». Сочинитель указывает потом на апологию Прокоповича против лютеран писанную, по его словам, тогда, как Феофан был ректором, след. в 1711–1716 г. Феофан в апологии так пишет о Зерникове: блаж. памяти Адам Зерников, когда со всей ревностию постарался узнать это дело (о происхождении Св. Духа) и пересмотрел все доказательства св. Писания и свидетельства св. Отцев, обыкновенно приводимыя, невольно покорился истине и, для спасения своего, оставя своих, искал и обрел около 20 лет пред сим отечество небесное, к которому был избран Богом, у нас в малой России. Он издал и превосходное сочинение, исполненное невероятной и самой основательной учености, в котором лучше всех своих предшественников доказал, что Дух св. происходит от Единого Отца. Miscellanea sacra, Wratisl. 1744. p. 22. Св. Димитрий был Батуринским игуменом с февр. 1682 г. по 23 окт. 1682 г. и с февр. 1686 до 14 февр. 1692 г. (Диариай). И по словам Прокоповича, Зерников скончался не прежде 1691 г. О прочем словарь Евгения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Список украинских гетманов Список приводится по изданию: Грушевский М.С. Иллюстрированная история Украины. М., Сварог и К. 2001 г. С. 529-531. Гетманская власть на Украине создавалась постепенно, поэтому о раних предводителях (до Дмитрия Вишневецкого) сведения крайне скудны. Но и в более позднее время часто нельзя ни отличить менее значительных вождей от гетманов, признанных всем казачеством, ни установить непрерывное преемство гетманов Дмитрий Вишневецкий 1550-1563 Богдан Ружинский 1575—1576 1576—1577 Лукьян Чернинский Самуил Зборовский около 1581 Михаил и Кирик Ружинские Захар (?) Кулага, Богдан Микошинский, Лукьян Чернинский Войцех Чановицкий Криштоф Косинский 1591— 1593 Григорий Лобода 1593—1596 (с перерывами) Богдан Микошинский лето 1594 Федор Полоус весна 1595 Матвей Шаула нач 1596 Кремпский и Криштоф Нечковский лето 1596 Игнатий Василевич 1596—1597 Тихон Байбуза и Федор Полоус Самийло Кишка 1600—1602 Гаврило Крутнсвич 1602—1603 (с перерывами) Иван Куцкович Иван Косый 1602—1603 Григорий Изапович упоминается Зборовский, Олевченко, Калсник Андриевич 1609—1610 Григорий Тискиневич упоминается в мае 1610 Петр Сагайдачный 1614?—1622 (с перерывами) Дмитро Барабаш март 1617 Яцко Неродич Бородавка 1619—1621 Олифер Голуб 1622—1623 Михаиле Дорошенко 1623—1625 (с перерывами) Грыцько Савич Черный Каленик Андриевич 1624—1625 Пирский, Жмайло Михаиле Дорошенко 1625—1628 Грыцько Савич Черный, Иван Сулима Грыцько Савич Черный 1629—1630 Тарас Федорович Тимофей Орсндаренко 1630—1631 Иван Петражицкий-Кулага 1631—1632 Андрей Диденко Тимофей Орендаренко 1633—1634 Иван Сулима Василий Томиленко 1636—1637 Савва Кононович, Павлюк Бут, Дмитро Гуня Яцко Острянин, Дмитро Гуня 1637—?? Богдан Хмельницкий 1648—1657 Иван Выговский 1657—1659 Юрась Хмельницкий 1659—1663 Павел Тетеря, правобережный 1663—1665 Иван Брюховецкий, левобережный 1663—1668 Степан Опара, правобережный Петр Дорошенко 1665—1676 Суховиенко, запорожский Демьян Многогришный, левобережный 1668—1672 Михаил Ханенко, правобережный 1669—1674 Иван Самойлович 1672—1687 Иван Мазепа 1687—1709 Иван Скоропадский 1709—1722 Филипп Орлик 1710—?? Даниил Апостол 1727—1734 Кирилл Разумовский 1750-1764 Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/443850/

Подвислово. Церковь Иоанна Богослова. Церковь. Не действует.   Престолы: Иоанна Богослова , Митрофана Воронежского , Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1870 - 1910. Адрес: Россия, Рязанская область, Ряжский район, село Подвислово Координаты: 53.825747, 40.089641 Проезд:13 км на север от Ряжска. Вопрос модератора :Необходимо уточнить год постройки. 1725?. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 13 верстах от уездного города. Подвислое в качестве села упоминается в списках с Ряжских писцовых книг Гр. Киреевского 1629 – 31 гг., где при бывшей уже в том селе  церкви во имя Ивана Богослова показаны: « во дворе поп Иван, во дворе дьячок Давидко Иванов, во дворе пономарь Фомко Иванов, во дворе проскурница Марьица, да  на церковной  же земле нищие питаются от церкви Божией». По окладным книгам 1676 г. церковной земли состояло 20 четвертей  в поле, сенных покосов на 50 копен и 72 двора приходских, большую часть коих составляли дворы драгунские. В тех же окладных книгах замечено, что « в нынешнем 1708 году января в день, по указу преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, по челобитью села Подвислова попа Василия и новоприхожих прихожан солдатского пятидесятника Алексея Чернышова   с товарищами, что челобитьем своим  с. Поплевина поп Иван тех новопрохожих прихожан отымал к себе в приход.  По розыску на деле за архиерейскою пометою велено приписать их  в приходе к с. Подвислову ». По досмотру «домового Казенного Приказу подьячего Алексея Протопопова с окольными священники,  в том с. Подвислом двор попов Васильев, двор дьячков, да  в приходе старинных и новопрохожих 89 дворов солдатских, 3 двора нищих, всего 94 двора; с  вышеписанной земли и сенных покосов  и по новому досмотру с того приходу дани по новому окладу на нынешний 1708  год  и впредь  платить на год 2 руб. 2 алтына 5 денег, кроме пошлины». На место упоминаемой в XVII столетии Богословской церкви и пришедшей в ветхость, в 1725 году  в  с. Подвислом поставлена была новая церковь  в прежнее же храмонаименование; в существующей ныне в том селе деревянной также  Богословской церкви придел в честь св. Митрофания освящен в 1847 году марта 4, настоящая – 23 ноября 1857 г., придел Богородицерождественский – в позднейшее время.

http://sobory.ru/article/?object=20267

Пустотино. Церковь Воскресения Словущего. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) , " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:1853. Год утраты:Не установлен. Адрес: 391234 с. Пустотино Кораблинского р-на Координаты: 54.0568, 40.323023 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 40 км от уездного города Ряжска. Пустотино в качестве села упоминается в списке с писцовых Ряжских книг 1629 – 31 гг.  Григория Киреевского за князем Алексеем Никитичем  Трубецким, как село на реке Мостье, в селе «церковь во имя Обновления храму Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а другая церковь великого Чудотворца Николы».   В окладных книгах 1676 г. в с. Пустотине значится уже одна Воскресенская церковь, при которой церковной пашни было 14 четвертей в поле, сенных покосов на 50 копен и 229 приходских дворов, в числе коих упоминается двор боярский князя Юрия Петровича Трубецкого. Упоминаемая в XVII столетии Воскресенская церковь в 1770 г. была возобновлена. Существующая ныне в с. Пустотине каменная построена в 1853 г. Престолов в ней три, которые расположены в один ряд, средний в честь Обновления храма Воскресения, в честь Божией Матери всех сорбящих Радости и во имя св. Николая. Церковной земли во владении причта состоит 54 десятины 1094 кв. сажени. Неприкосновенного капитала в билетах к 1880 г. числилось в пользу церкви 750 руб. и в пользу причта 175 руб.  В состав прихода, кроме села с 403 дворами, входят деревни Зарипова с 39 дворами, Нижняя Ищерка с 91 двором, Верхняя Ищерка с 55 дворами, в коих муж. пола 2170, жен. пола 2220.  По штату 1873 г. в причте положены 2 священника и 2 псаломщика.  И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»  1885 г. том 2 стр. 334. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17147

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010