По окончании осады И. с благословения патриарха сщмч. Ермогена ушел на покой в Боровский мон-рь, к-рый вскоре был окружен польско-литов. отрядами. И. убедил братию «сесть в осаду и дать отпор врагу». Однако 5 июля 1610 г. вторые воеводы Я. М. Змеев и А. Челищев, сговорившиеся с интервентами, открыли ворота мон-ря и захватчики ворвались в обитель. Главный воевода рус. отряда кн. М. К. Волконский сопротивлялся до конца и умер от ран. По сведениям из «Нового летописца», в мон-ре погибло 12 тыс. чел., в т. ч. И. Убиенных иноков и мирян погребли в 2 братских могилах. Впосл., по свидетельству очевидцев, когда на могилах служились панихиды, «ис тех ям кровь выступаше наверх». В 1792 г. Московский митр. Платон (Левшин) поставил в Троице-Сергиевой лавре обелиск «в прославление сей обители и в вечную память великих мужей св. Сергия - архимандритов Иоасафа и Дионисия и келаря Авраамия». В XIX в. в Троице-Сергиевой лавре ежегодно 11 мая служили панихиду по братии обители, в т. ч. по И. ( Смирнов С. К. Церк.-ист. месяцеслов Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1850. С. 38). Канонизация святого совершилась в 1981 г., когда имя И. было включено в Собор Радонежских святых. Ист.: ДРВ. М., 1789. Ч. 11. С. 419-422; АИ. Т. 2. С. 41. 7; С. 250-251. 213; Акты времени правления царя Василия Шуйского (1606 г. 19 мая - 17 июля 1610 г.)/Собр.: А. М. Гневушев. М., 1914. С. 10. 7; С. 15. 12; С. 17-18. 13; Сказание Авраамия Палицына/Подгот. текста и коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова. М.; Л., 1955; Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и мон-рями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 101-102; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 359; Житие и чудеса прп. Сергия, игумена Радонежского, записанные Епифанием Премудрым, иером. Пахомием Логофетом и старцем Симоном (Азарьиным): В пер. на рус. яз. М., 1997. С. 138-140; Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 448-449. (История России и Дома Романовых в мемуарах современников); ПСРЛ. Т. 14. С. 44, 98-99; Мархоцкий Н. История Московской войны/Подгот.: Е. Куксина. М., 2000. С. 47, 59, 161.

http://pravenc.ru/text/578048.html

В 1606-1607 гг. насельники Л. К. м. были свидетелями обороны Калуги войсками И. И. Болотникова. В янв. 1610 г. в обители остановился Лжедмитрий II , бежавший из Тушина. При помощи братии Л. К. м. ему удалось склонить калужан на свою сторону, но уже 11 дек. того же года он был убит недалеко от мон-ря. В 1617 г. рядом с Л. К. м. состоялся бой между польск. отрядами П. Опалинского и С. Чаплинского и войском кн. Д. М. Пожарского, направленным для защиты Калуги. В 1618 г. Калуга и, очевидно, мон-рь были разорены казаками гетмана П. К. Конашевича-Сагайдачного. В выписке из калужских писцовых книг Г. Плещеева и Г. Семёнова 1628 и 1629 гг. упоминается о 3 жалованных грамотах царя Михаила Феодоровича , к-рый предоставил Л. К. м. право рыбной ловли на р. Оке, пожаловал мельницу, подтвердил право владения монастырскими вотчинами. В 1654 г. в Калуге побывали Антиохийский патриарх Макарий III и архидиак. Павел Алеппский , к-рый упоминает в описании их путешествия «два величественных монастыря: один для монахов, другой для монахинь». Под первым, очевидно, подразумевается Л. К. м. В том же году город и его окрестности пострадали от эпидемии чумы, жертвами к-рой стали игумен и 4 иеромонаха Л. К. м., в живых остались 8 монахов. В 1776 г. Московский и Калужский архиеп. Платон (Левшин) перевел в мон-рь открытое годом ранее ДУ для детей духовенства Калужской провинции, состоящее из высшего и низшего грамматических отделений. Ректором являлся настоятель мон-ря, архиеп. Платон также активно участвовал в жизни заведения. Из казны на содержание уч-ща выделялось 300 р. ежегодно, архиеп. Платон изыскивал дополнительные средства. При уч-ще была организована б-ка. В 1779 г. архиерей составил инструкцию ректору, а преподавателей назначал из выпускников Славяно-греко-латинской академии. Преподаватели и учащиеся должны были неукоснительно посещать богослужения. В 70-х гг. XVIII в. учащихся насчитывалось 120 чел., в 90-х гг.- 184 чел. Одним из воспитанников уч-ща был экзарх Грузии митр. Иона (Василевский (Васильевский)) , впосл. он прислал в дар обители панагию, украшенную драгоценными камнями, и ряд книг.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

К. постоянно упоминается также как ставка, пункт сбора войск и обороны: здесь стояли армия крымского хана Казы-Гирея и вышедшие против него рус. полки (1591). Летом 1601 г. Лжедмитрий I, подойдя к Москве, построил в К. небольшое укрепление. Казаки И. И. Болотникова в дек. 1606 г. укрепили К., окружив его острогом из обледенелых возов. Сюда летом 1610 г. подступал Лжедмитрий II. После Смутного времени К. почти на 2 десятилетия исчезло из политической истории и служило хозяйственным владением. Однако с кон. 30-х гг. XVII в. цари династии Романовых возобновили посещения К. К осени 1640 г. в К. на новом месте строятся царские хоромы, каменная ограда, службы Государева двора (Кормовой двор), деревянный дворец (в основном 70-80-е гг. XVII в.). Для частных богослужений царской семьи ставят домашнюю ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этой церкви в 1651 г. патриарх Иосиф дал 3 антиминса: на престолы в честь Казанской иконы Божией Матери, свт. Аверкия Иерапольского и вмч. Димитрия Солунского. В 1653 г. ц. в честь Казанской иконы Божией Матери и ц. в честь Вознесения Господня уравняли в статусе. С 30-х гг. XVII в. источники упоминают имена клира (поп Никита, попы Михайло Афанасьев, Гаврило Михайлов, Артемий и Давыд Мартыновы, диак. Демид Мартынов, пономари Федоско Алексеев и Гришко Фёдоров, просвирница Анна Петрова), говорится об их земельных владениях, где стояли дворы прижившихся бобылей. С причта в патриаршую казну до 1650 г. брали дань по числу приходских дворов (к сер. XVII в. в К. считалось «крестьян и бобылей 52 двора»), четям церковной земли и сенных покосов, но после 30-летней переписки, к 1680 г., выяснилось, что земля Церкви «взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге». Т. о., в XVIII в. приходская жизнь сосредоточилась вокруг церкви с. Дьякова, а церкви К. сохраняли исключительно дворцовый статус. Цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич особенно любили К., ценили художественное оформление двора. В К. постоянно работали строители, художники и др. мастера. Царь Феодор Алексеевич посещал К. чаще др. сел, любил праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, когда на Москве-реке готовили «Иорданную сень». Царские «коломенские походы» следовали церковному календарю и порядку церковных служб. Жизнь в К. была скромнее и свободнее, чем в Кремле, царь был доступнее для семьи и ближнего круга.

http://pravenc.ru/text/1841788.html

В 1-й пол. XVIII в. к А. С. м. были приписаны 30 мон-рей и пустыней. Деньгами и трудом монастырских слуг А. С. м. содействовал строительству г. Олонца (с 1647) и Олонецкой верфи на р. Свири (с 1702), благоустройству Новгорода, строительству С.-Петербурга, а также снабжению армии в период Северной войны (1700-1721) и Отечественной войны 1812 г. С момента основания А. С. м. управлялся игуменами, с 1673 г.- архимандритами, к-рые с 1676 г. возглавляли церковно-адм. управление Олонецким краем. При учреждении в 1764 г. Олонецкого вик-ства Преображенская часть обители была обращена в самостоятельный второклассный мон-рь, а Троицкий мон-рь стал местом пребывания викарных Олонецких архиереев, затем консистории и ДС; земли, принадлежавшие мон-рю, были переданы гос-ву, приписные обители упразднены. После учреждения в 1818 г. самостоятельной Олонецкой епархии с кафедрой в Петрозаводске к ней был причислен и А. С. м. К тому времени, несмотря на воссоединение 2 частей мон-ря и восстановление общежития в 1800 г., хозяйство обители пришло в упадок и лишь в 60-х гг. XIX в. начало возрождаться. 5 нояб. 1906 г., в год празднования 400-летия обители, открылась церковноприходская школа для живших и воспитывавшихся при мон-ре мальчиков. А. С. м. имел свои богослужебные особенности: в 1817 г. архим. Товией была заведена традиция: в празднование дней Св. Троицы и Св. Духа мощи прп. Александра переносились из Преображенского собора в Троицкий, а спустя 2 дня - обратно в Преображенский собор. С начала своего существования А. С. м. пользовался покровительством рус. государей, наделявших его вкладами, землями и привилегиями, освобождался от налогов. В 1582 г. царь Феодор Иоаннович прислал в А. С. м. покров на раку преподобного. Земельные и книжные вклады в обитель давал Новгородский свт. Макарий. Свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр вложил в обитель рукописный Октоих. Пожертвования в обитель также присылали царь Василий Шуйский (1606-1610), семейство Годуновых и др. лица. Среди благотворителей мон-ря - царь Михаил Феодорович и царица Евдокия Лукьяновна, приславшие в 1644 г. серебряную, украшенную драгоценными камнями раку на гробницу прп. Александра (в ГРМ хранится крышка раки), а также покров с поясными изображениями святых - небесных покровителей членов семьи Михаила Феодоровича. (В обители хранилась и др. рака, изготовленная в 1877 архим. Палладием.) В 1703 и 1721 гг. мон-рь посетил царь Петр I , в 1820 г.- имп. Александр I Павлович , в 1858 г.- имп. Александр II Николаевич .

http://pravenc.ru/text/82035.html

Строительство Свято-Троицкого собора велось из местных материалов (близ Межирича издавна разрабытывались залежи глины и песчаника) и длилось около семи лет. Следует отметить, что архитектор, работая над проектом соборного храма, вынужден был считаться с уже сложившейся застройкой Межирича. Поэтому церковь ориентирована алтарём не строго на восток, а на северо-восток. Можно предположить, что вскоре после окончания строительства Троицкий собор изнутри украсили настенными росписями. На южной его стене удалось уже в наши дни расчистить старинную фреску с изображением ангела. Точное время её создания пока установить не удалось, но очевидно, что создавалась она в докатолический период истории Свято-Троицкого храма. Что происходило с росписями в тот период, когда в Межиричском монастыре хозяйствовали францисканцы, неизвестно. Но к православным он перешёл без фресок. В 1866 году францисканский монастырь реорганизовали, а его костёл снова стал православной церковью - приходской. В начале ХХ в. собор капитально отремонтировали и в 1900-м году коллектив художников под руководством художника В. Ермакова расписал храм в новом, очень популярном тогда, " васнецовском " стиле. Незадолго до того художники Виктор Васнецов и Михаил Нестеров выполнили росписи Владимирского собора в Киеве, послужившие образцом для украшения многих храмов России и Украины. В боковых нефах храма в 1868 и 1869 гг. были освящены соответственно два престола: правый - св. Архангела Михаила, левый - св. ап. Петра и Павла. В интерьере сохранился старинный резной иконостас и киоты. Во время перестройки 1606-1610 гг. на храме были надстроены оборонные галереи, в наружных стенах которых были ключевидные бойницы для огнестрельного оружия, в нартексе, западной и алтарной части храма сделали готические нервюрные своды, украшенные ренессансной орнаментальной резьбой. Конусообразные башни и фасады келий декорированы орнаментом - плетёнкой, выполненным в технике сграффито. Перед входом в собор стоит обратить на ключевидные бойницы под крышей - храм служил донжоном, а всего межиричский монастырь имел две внешние линии обороны. Свято-Троицкий собор - это трёхнефная, трёхапсидная, шестистолпная, пятикупольная постройка. Апсиды значительно ниже трёхнефного объёма, который слегка вытянут в плане по оси восток-запад. Опроные столбы квадратного сечения, восточная пара соединена со стенками разделяющими апсиды. Фасады по оси опорных столбов имеют контрфорсы, а западный, кроме того в завершении -декоративную аркатуру на каменных кронштейнах, над которым проходит пояс плоских ниш с парными арочными перемычками.

http://sobory.ru/article/?object=29461

Во времена правление Василия III случилось чудо. Не вняв предупреждению местного жителя, садясь на коня, князь И.М. Шуйский попрал ногой камень, лежавший на могиле князя Даниила. Сильно занедужив, князь едва не умер и был исцелен лишь после молебна у могилы князя, который священник отслужил. Во времена правления царя Ивана IV произошло новое чудо. В столицу из Коломны приехал купец с больным сыном. Ко гробу святого Даниила он принес сынаи сталистово молиться. Здесь Господь исцелил недужного. В середине XVI века в Даниловой обители возобновили монашескую жизнь. Митрополит Московский Макарий освятил новый каменный храм во имя святых Отцов Семи Вселенских Соборов в 1561 году. По преданию, святой князь Даниил явился во сне царю Алексею Михайловичу и по его повелению 30 августа 1652 года патриарх Никон с собором епископов в присутствии царя вскрыл гробницу, святые мощи князя были обретены нетленными. Мощи перенесли в собор в честь св. Отцов семи Вселенских Соборов. В 1677 г. церковный Собор постановил, что святой князь Даниил заслуживает, чтобы «панихиды, и литургии служити, и милостыню творити». Историк церкви Е.Е. Голубинский полагает, что мощи князя «обретены были только в чаянии прославления их чудотворениями», празднование же святому князю установили в конце XVIII – начале XIX в. Установлены два дня памяти святого благоверного князя Даниила Московского - 17 (4) марта и 12 сентября (30 августа). Настоятель монастыря архимандрит Константин составил первую службу святому Даниилу в 1761 году, полвека спустя митрополит Платон (Левшин) составил житие святого князя Даниила и новую службу. Данилов монастырь охранял южный пределы столицы. В 1591 году во время подходе на Москву войска хана Казы-Гирея «велел государь боярам и воеводам всем полки ставитца по Москве реке на лугех под Коломенским и под Даниловским монастырем». В ночном сражении защитники обители отбили нападение неприятеля (Разрядная книга 1550-1636 гг. М., 1976. Т. 2. С. 81-82). В 1606 году у Данилова монастыря произошло сражение отряда Ивана Болотникова с войсками воеводы М.В. Шуйского. В 1607 году близ Данилова монастыря был казнён казацкого «царевича Петрв», Илейку Муромца, соратника Болотникова. Во время подхода на Москву войска гетмана Жолкевского казаки Тушиского Вора Лжедмитрия II сожгли монастырь в 1610 году.

http://sobory.ru/article/?object=03047

Троицкую церковь, которая два столетия была костелом, опять превратили в православный храм. А в 1909-1912 годах был проведен ремонт зданий монастыря. После смерти Януша Острожского и Освободительной войны 1648-1654 годов Межирич обветшал, постепенно превратился в небольшой городок, а потом на деревню. Среди архитектурных памятников Межирича, кроме зданий монастыря, заслуживает на внимание большая старинная печь, расположенная недалеко от монастырских стен. До конца определить его функциональное назначение исследователям не удалось. Говорят что печь служила для обогрева стражей в холодное время года. Ныне монастырь действующий. Его здания, что выстояли в советские атеистические времена и находятся сейчас в хорошем состоянии. Источники информации: сайт " Украина Инкогнита " и сайт " doroga.ua " ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ, XV — XVII вв. Ансамбль состоит из Троицкой церкви, келий, надвратной колокольни и юго-восточного корпуса. Трапециевидный в плане двор окружен стенами с четырьмя угловыми башнями. 1) Троицкая церковь. Точная дата постройки неизвестна. Большинство исследователей относят ее к XV в. Сложена из кирпича и песчаника. Планово-пространственная структура повторяет крестовокупольную схему древнерусских культовых сооружений. Трехнефная, трехапсидная, шестистолпная, пятикупольная. Апсиды значительно ниже трехнеф-ного объема, который слегка вытянут в плане по оси восток-запад. Опорные столбы квадратного сечения, восточная пара соединена со стенками, разделяющими апсиды. Фасады по оси опорных столбов имеют контрфорсы, а западный, кроме того в завершении — декоративную аркатуру на каменных кронштейнах, над которым проходит пояс плоских ниш с парными арочными перемычками. Подкупольные барабаны внутри круглые, снаружи — восьмигранные, опираются на систему арок и парусов. В 1606—1610 гг. над объемом сооружения устроены парапеты с бойницами для огнестрельного оружия, а барабаны куполов декорированы орнаментом-плетенкой, выполненным в технике сграффито. Тогда же были сделаны нервюрные своды в нартексе и апсидах, последние украшены ренессансной резьбой. Высокие окна декорированы готическими белокаменными переплетами. Центральная часть парапетов трех фасадов подчеркнута полуциркульным ампирным окном (XIX в.).

http://sobory.ru/article/?object=26587

Высотно раскрытый пятью куполами интерьер дополняется витражными окнами, настенной масляной живописью (худож. Ермаков). Памятник — произведение волынской архитектурной школы, сочетающее традиции древнерусских конструктивных приемов с элементами готико-ренессансной архитектуры XV—XVI вв. 2) Кельи, 1606—1610 гг. Сооружение состоит из двух идентичных корпусов, симметрично примыкающих с юга и севера к Троицкой церкви. Каждый корпус — кирпичное, двухэтажное, прямоугольное в плане здание с двумя круглыми трехъярусными башнями на углах его торца. Ренессансный декор. Прямо-большие на первом этаже и втором, эффектно обрамлены белокаменными наличниками с чередующимися резными треугольными и сегментными сандриками, на первом этаже — сандрики на резных каменных консолях. Арочные входы южного и северного крыльев оформлены порталами, которые состоят из каннелированных пилястр, несущих антаблемент. Фриз антаблемента декорирован триглифами, розетками и маскаронами. Завершает композицию разорванный фронтон с картушем. Базы пилястр и участки стены над аркой входа украшены резьбой. На первых этажах, по сторонам сеней с лестницами на второй этаж, находятся по два больших зала, перекрытых сложной системой звездчатых сводов с нервюрами и резными розетками в центре. Второй этаж перекрыт крестовыми сводами, имеет коридорную планировку. Башни соединялись с кельями, были оборонными, снабжены ключевидными бойницами. 3) Юго-восточный корпус, 1606—1610 гг. Полуразрушен, кирпичный, прямоугольный а плане, одноэтажный с подвалом, увенчан глухой аркадой. Углы здания, оконные и дверные проемы подчеркнуты белокаменным рустом. 4) Колокольня, 1606—1610 гг. Представляет собой перестроенную мадвратную башню. Первый ярус соединяется с Троицкой церковью голепеей. Сооружение трехъярусное, нижние деления составляют единый прямоугольный в плане объем, имеют три членения, лерекрытые по первому ярусу полуциркульными сводами. Верхний ярус квадратный в плане, с шатровой крышей со сложным заломом. Сооружение имеет архитектурные черты позднего барокко, проявляющиеся в тяжелом антаблементе со сложнопрофилированным карнизом нижнего объема и пилястрах, усиливающих вертикальный ритм композиции памятника.

http://sobory.ru/article/?object=26587

С длительным понтификатом П. (свыше 15 лет) связано возвышение семьи Боргезе, ставшей одной из богатейших и влиятельнейших в Риме. Вскоре после избрания папой он назначил на должность кардинала-непота (см. в ст. Непотизм ) своего племянника Шипионе Каффарелли-Боргезе (1576-1633). Он занимал ряд важных постов: префекта Конгрегации гос. консультации (Sacra Consulta; 1605-1621), библиотекаря Римской Церкви (1609-1618), великого пенитенциария (1610-1633), архипресвитера Латеранской базилики (1608-1623) и Ватиканской базилики (1620-1633) и др.; в 1610-1612 гг. возглавлял архиепископскую кафедру Болоньи. Др. племянник П., Маркантонио Боргезе (1601-1658), в 1610 г. получил от испан. кор. Филиппа III (1598-1621) княжество Сульмона (в Неаполитанском королевстве), княжеский титул сохраняется за семьей Боргезе в XXI в. В общей сложности родственники П. получили за время его понтификата более 150 церковных должностей, а также крупные денежные и земельные пожалования, налоговые льготы. Начало понтификата П. ознаменовалось серьезным конфликтом с Венецианской республикой, правительство к-рой приняло ряд законов о запрете на строительство церквей и др. религ. зданий без разрешения светских властей (10 янв. 1604) и о запрете отчуждать недвижимое имущество мирян в пользу Церкви (26 марта 1605). Венецианские власти также привлекли к уголовной ответственности 2 клириков, что противоречило постановлениям Тридентского Собора (1545-1563) о подсудности священнослужителей только церковному суду. В дек. 1605 г. П. осудил принятые законы и потребовал освободить клириков. После отказа Венеции пойти на уступки П. на консистории 17 апр. 1606 г. объявил об отлучении от Церкви членов венецианского сената и об интердикте , наложенном на республику. Принятые меры не оказали заметного действия. За исключением членов неск. религ. орденов (иезуитов, к-рые были официально изгнаны из Венеции 14 июня 1606, а также капуцинов и театинцев), венецианское духовенство не признало интердикт и совершало богослужения. Венецианские власти привлекли на свою сторону католич. богослова и юриста-канониста, члена ордена сервитов Паоло Сарпи (1552-1623), к-рый в серии трактатов отстаивал незаконность действий папы Римского и обосновывал легитимность действий светской власти. Опасаясь окончательного разрыва Венеции с католич. Церковью и победы там протестантизма, П. пошел на переговоры при посредничестве франц. кор. Генриха IV (1589-1610). По достигнутому соглашению (апр. 1607) в обмен на снятие интердикта арестованные клирики были переданы представителю папы Римского. Вместе с тем спорные законы не были отменены, а иезуитам по-прежнему запрещалось въезжать в республику (запрет отменен в 1656/57). Конфликт стал последним случаем применения интердикта по отношению к государству и продемонстрировал неэффективность этой меры в условиях Нового времени.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Среди повестей, отразивших события 1604 – 1613 гг., можно выделить произведения, которые выражают интересы правящих боярских верхов. Такова «Повесть 1606 года», созданная монахом Троице-Сергиева монастыря. Повесть активно поддерживает политику боярского царя Василия Шуйского, пытается представить его всенародным из- бранником, подчеркивая единение Шуйского с народом. Народ оказывается той силой, с которой не могут не считаться правящие круги. Повесть прославляет «мужественное дерзновение» Шуйского в его борьбе со «злым еретиком», «расстригой» Гришкой Отрепьевым. Для доказательства законности прав Шуйского на царский престол его род возводится к Владимиру Святославичу Киевскому. Причины «смуты» и «нестроения» в Московском государстве автор повести усматривает в пагубном правлении Бориса Годунова, который злодейским убийством царевича Дмитрия прекратил существование рода законных царей московских и «восхити неправдою на Москве царский престол». Впоследствии «Повесть 1606 года» была переработана в «Иное сказание». Защищая позиции боярства, автор изображает его в роли спасителя Русского государства от супостатов. «Повесть 1606 года» и «Иное сказание» написаны в традиционной книжной манере. Они построены на контрасте благочестивого поборника православной веры Василия Шуйского и «лукавого, пронырливого» Годунова, «злохитрого еретика» Григория Отрепьева. Их поступки объясняются с традиционных провиденциалистских позиций. Этой группе произведений противостоят повести, отражающие интересы дворянства и посадских торгово-ремесленных слоев населения. Здесь следует упомянуть прежде всего о тех публицистических посланиях, которыми обменивались русские города, сплачивая силы для борьбы с врагом. Такова «Новая повесть о преславном, Российском царстве» – публицистическое агитационное воззвание. Написанная в конце 1610 – начале 1611 г., в самый напряженный момент борьбы, когда Москва была захвачена польскими войсками, а Новгород – шведскими феодалами. «Новая повесть», обращаясь ко «всяких чинов людям», звала их к активным действиям против захватчиков. Она резко обличала предательскую политику боярской власти, которая, вместо того чтобы быть «земледержцем» родной земли, превратилась в домашнего врага, а сами бояре в «землесъедцев», «кривителей». Разоблачались в повести планы польских магнатов и их главаря Сигизмунда III, который лживыми обещаниями стремился усыпить бдительность русских. Прославлялся мужественный подвиг смолян, самоотверженно оборонявших свой город, не давая врагу овладеть этой важной ключевой позицией. « Чаем, яко и малым детям слышавше дивитися той их граждан храбрости и крепости и великодушию и непреклонному уму», – отмечает автор. Идеалом патриота «Новая повесть» изображает патриарха Гермогена, наделяя его чертами верного христианина, мученика и борца за веру против богоотступников. На примере поведения «крепких» смолян и Гермогена «Новая повесть» выдвигала на первый план стойкость как необходимое качество поведения истинного патриота.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010