Сергиевские чтения в МГУ будут посвящены 400-летию со дня рождения патриарха Никона Москва, 28 октября 2005 г . В МГУ им. М.В. Ломоносова 24 ноября 2005 года состоится юбилейная научно-практическая конференция " Созидание государства Российского: стояние в Духе " , посвященная 400-летию выдающегося церковного и государственного деятеля России – патриарха Никона (1605-1681) (конференц-зал 1 корпуса гуманитарных факультетов; начало в 16:00), сообщает оргкомитет конференции. Организаторы конференции: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации. Заявки на участие в конференции и статьи (тезисы докладов) просим направить до 12 ноября 2005 г . по адресу оргкомитета. В заявке-анкете необходимо указать: - фамилию, имя, отчество, - ученую степень, ученое звание, - должность, полное и сокращенное название организации-места работы, - домашний адрес, служебный и домашний телефоны, адрес электронной почты, - тему доклада. Текст статьи объемом до 9 страниц машинописного текста просим оформить в соответствии со следующими требованиями: текстовый редактор Word 6.0; шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 междустрочный интервал; поля: верхнее - 2,0 см ., нижнее - 2,0 см ., левое - 3,0 см ., правое - 1,5 см . В правом верхнем углу первой страницы доклада (тезисов) перед названием просим указать информацию об авторе: - фамилия, и.о. - ученая степень - название учреждения - город. Оргкомитет просит присылать тексты заявок и тезисов докладов в электронном виде (по электронной почте). Материалы конференции предполагаются к публикации. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок для участия в конференции и публикации. e-mai1: maslennikovaa@list.ru (Масленникова Наталья Викторовна – руководитель) ; william@list.ru (Шмидт Вильям Владимирович – секретарь) Телефон для справок: (095) 436-9689 (8:30 - 10:00) 28 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14968.html

497 Σταρου Θ. Νκων (1605–1681) Ρσσος πατριρχης//Θρησκευτικ κα θικ γκυκλοπαιδεα. θναι, 1966. Τ. 9. Σ. 559–564. 498 Πατρινλη Χ. Γ. Διονσιος βηρτης μεταφραστς τς «Χρονογραφας» το Δωροθου ες τν ρωσσικν κα μητροπολτης Ογγροβλαχας//πιτηρς ταιρεας βυζαντινν σπουδν. 1963. Τ. 32. Σ. 304–317. 503 Μπτση Π. σιος Πασιος Βελιτσκφσκυ. θνα, 1990; Ταχιου Α. Α. Πασιος Βελιτσκφσκυ (1722–1794) κα σκητικοφιλολογικ σχολ του. Θεσσαλονκη, 1964; Παπουλδη Κ. Περπτωσις πνευματικς πιδρσεως ες τν βαλκανικν χρον κατ τν 18ον ανα//Μακεδονικ. 1969. Τ. 9. Σ. 278–294; Idem. Le starets Paissij Velitchkovskij (1722–1794)//Θεολογα.1968. Т. 39. Σ. 231–240. 507 Μωυσως γιορετου, μοναχ. Βος το σου ριστοκλ το θωντου Γροντος τς Μσχας († 1918)//Πρωττον. 2006. Τ. 101. Σ 563–569. 508 Σωφρονου, ρχιμ. Σιλουανς θωντης (1866–1938). σσεξ γγλας, 1990; Συλλογικς τμος· γιος Σιλουανς τς Οκουμνης. Προσγγιση στην πνευματικ κληρονομι το γου Σιλουανο το θωντη. θνα, 1999; Boosalis Η. ρθδοξη πνευματικ ζω κατ τν γιο Σιλουαν τν θωντη. Θεσσαλονκη,2000. 509 О жизни и деятельности Иосифа Вриенния см.: Арсений (Иващенко), архим. О жизни и сочинениях иеромонаха Иосифа Вриения (Патриарха Константинопольского), греческого проповедника в конце XIV и первой четверти XV столетия//Православное обозрение. М., 1879. С. 85–138, 403–450; Astruc Ch. A propos de Joseph Bryennios//Bulletin de 1? Association G. Bude. IV Ζ (1962); Brehier L. Bryennios (Joseph)//Dictionnaire d? Histoire et de Geographie Ecclesiastique. Paris., 1938. Vol. 10. P. 992–993; Δημητρακοπολου Α. ρθδοξος λλς, τοι περ τν λλνων τν γραψντων κατ Λατνων κα περ τν συγγραμμτων ατν. ν Λειψ, 1872; Δυοβουνιτου Κ. Τ δθεν διπλωματικ πρρητον το ωσφ Βρυεννου//Πρακτικ τς καδημας θηνν. 1921. Τ. 4. Σ. 117–187; Jugie Μ. Bryennios (Joseph)//Catholicisme. II (1949). P. 298–299; Loenertz R. – J. Pour la chronologie des oeuvres de Joseph Bryennios//Revue des Etudes Byzantines. P., 7 (1949). P. 12–13; Meyer Ph. Des Joseph Bryennios Schriften, Leben und Bildung//Byzantinische Zeitschrift. Munchen, 1896. Bd. 5. S. 74–111. Idem. Joseph Bryennios als Theolog//Theologische Studien und Kritiken. 1896. S. 282–219; Palmieri A. Bryennios (Joseph)//Dictionnaire de Theologie Catolique. P., 1923. Vol. 2. P. 1156–1161; Παρλαμ Μ. τπος τς ν Κρτ διαμονς ωσφ Βρυεννου//Κρητικ Χρονικ. 1948. Τ. 2. Σ. 366–367; Τωμαδκη Ν ωσφ Βρυννιος κα Κρτη κατ τ 1400. θναι, 1947; Τωμαδκη Ν. Μελετματα περ ωσφ Βρυεννου//πετηρς ταιρας Βυζαντινν Σπουδν. 1959. Τ 29. Σ. 1–34. ωαννδη Ν. ωσφ Βρυεννου περ Μνημσυνου το Ππα//κκλησιαστικς Φρος. 1983–1984. Τ. ΞΕ-ΞΣΤ». Σ. 234–239; Idem. ωσφ Βρυννιος, βος – ργο – διδασκαλα. θνα, 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С X в. А. известен и как крупный скрипторий, во времена Католикосата здесь сформировалась особая школа рукописной книги. Наивысшего расцвета скрипторий достиг при Католикосе Закарии I Сефединяне, когда Даниэл Ахтамарци основал династию писцов и художников, к-рая была известна на протяжении 200 лет. С А. связаны имена таких историографов, как Товма Арцруни, Тума Минасенц, Григор Ахтамарци, Закария Гнунеци и др., сюда приезжали копировать рукописи из Гладзора, Ермона и др. центров. Ахтамарские Католикосы: Давид I (1113 - ок. 1165); Степанос I Алуз (ок. 1165 - ок. 1185 или 1190); неизвестный; Степанос II Нкарен (упом. в 1223 - † 1272); Степанос III (Отрок) Сефединян (1272 - ок. 1296); Закария I Сефединян (1296-1336); Нерсес Болат (упом. в 1316, 1324 и 1371); Степанос III (упом. с 1340 - † 1346); Давид II (1346 - ок. 1368); Закария II Наатак (1369-1393); Давид III (1393-1433); Закария III (1434-1464); Степанос IV Отрок (1465-1489); Закария IV (1489 - ок. 1496); Атом (упом. в 1496, 1497, 1499, 1506); Ованнес (упом. в 1512); Григор I Ахтамарци (Великий) (ок. 1512 - ок. 1544); Григор II Сефединян Ахтамарци (Малый) (ок. 1544 - ок. 1586); Григор III Малый (упом. в 1595, 1602, 1604, 1605); Мартирос Гурджи Пшрук (1660-1662); Петрос († 1670); Степанос (упом. в 1671); Пилипос (упом. в 1671); Карапет (упом. в 1677); Ованнес Тутунджи (упом. в 1679); Товма I (1681-1698), противопрестольным католикосом был Аветис (упом. в 1697); Саак Арцкеци (упом. в 1698); Ованнес Кецук (упом. в 1699-1704); Айрапет I Пайхеци (упом. в 1706); Григор Гавашеци (упом. в 1707, 1711); Ованнес Хайоцдзореци (упом. в 1720); Григор Хизанци (упом. в 1725); Багдасар Багишеци (упом. в 1735-1736); Николайос Спаркертци (1736-1751); Григор (ок. 1751-1761); Товма II Ахтамарци (ок. 1761-1783); Карапет Крэмфасменц (1783-1787); Маркос Шатахеци (1788-1791); Теодорос (упом. в 1792-1794); Микаэл (упом. в 1796); Карапет († ок. 1813); Хачатур I Ванеци (1813-1814); Карапет († ок. 1823); Арутюн († ок. 1823); Ованнес Шатахеци (1823-1843); Хачатур Мокаци (ок. 1844-1851); Габриэл Широян (1851-1857); Петрос Бюлюл (1858-1864); Хачатур II Широян (1864-1895).

http://pravenc.ru/text/77218.html

„Кто меня поставил делить между ними?“ — Цитируются слова Христа, сказанные им в ответ на просьбу некоего человека помочь ему разделить наследство с братом: „…кто поставил Меня судить или делить вас?“ (Евангелие от Луки, гл. 12, ст. 14). О значении этих слов в романе см.: Ветловская В. Е. Символика чисел в „Братьях Карамазовых“//Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1971. Т. 26. С. 145–148. 34 Манкировать (франц. manquer) — пренебречь, обойти вниманием. 35 Аудиенция (лат. audientia — слушание) — официальный прием у высокопоставленного лица. 36 На фон Зона похож…— См. ниже, примеч. к с. 100. 37 Знаете, на Афоне — не только посещения женщин не полагается, но и совсем не полагается женщин и никаких даже существ женского рода, курочек, индюшечек, телушечек…— Ср.: „Женского же полу всяких животных держать (на Афоне. — Ред.) совершенно запрещено. И женам вход в Афонскую гору строго воспрещен. Дикие звери и птицы всякого рода водятся, мужского и женского пола“ ( Парфений. Сказание… Ч. 4. С. 193). 38 …вскакивал и бил палкой даже дамский пол…— По-видимому использованы некоторые факты из жизнеописания старца Даниила. Парфений передает рассказ одной грешницы, которая, наслышавшись об этом старце, пошла к нему. Тот встретил ее на пути полунагим „с самым гневным и сердитым видом, и громким голосом упрекнул меня: «Что ты, пустая странница, пришла ко мне? Я давно тебя ожидал; вот будешь меня помнить!“. А сам палкой грозил на меня. Я вся от страха затрепетала, чуть не упала на землю…“ (Парфений. Сказание… Ч. 3. С. 171). 39 Раскол (старообрядство, староверие) — течение, возникшее в середине XVII b. в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона (1605–1681), которые заключались в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. 40 …точность есть вежливость королей…— „L " exactitude est la politesse des rois“ — известное выражение Людовика XVIII, короля Франции в 1814–1824 гг. 41 Э. Ф. Направник (1839–1916) — русский композитор, с 1869 г. первый капельмейстер Мариинского театра в Петербурге. 42

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Светлый и ясный, не имевший врагов, он мог быть твердым, когда ему приходилось вставать на защиту правды и бороться с несправедливостью и суеверием. Ему, например, удалось изменить обряд царского бракосочетания и придать ему более христианский характер, освободив его от многих языческих пережитков, унаследованных от далекого прошлого. Он достиг этого несмотря на упорное сопротивление придворного боярства, крепко стоявшего за старый быт. Вокруг этого благостного и мудрого старца собрались даровитые и решительно настроенные молодые священники, которые ярко выделялись своей ревностью из среды ленивого и невежественного духовенства. Они вскоре получили приходы в Москве и в других крупных городах, и начали словом и делом бороться за возрождение церковного благочестия. Загоралась заря духовного обновления России. Наконец-то в ее храмах раздались живые и горячие слова церковной проповеди. Зазвучали обличения против пороков русской жизни. Старый мир вначале с удивлением встретил церковных ревнителей. Но как только он увидал искренность их убеждений, так началось открытое гонение против тех, кто дерзнул говорить об обновлении жизни в России. Особенно тяжелые удары выпали на долю протопопа Аввакума († 1682), самого дерзновенного представителя этих горячих церковников и одного самых даровитых русских людей XVII века. Сам Аввакум в своем жизнеописании рассказывает о всех бедствиях, которые он претерпел от алчных бояр и от своих невежественных прихожан 39 . В этой борьбе закалялась воля стойких защитников православия. Сначала, несмотря на преследования, им удалось провести ряд существенных улучшений церковного быта. Но вскоре их планы духовного обновления России были разрушены неожиданно вспыхнувшим расколом, виновником которого оказался патриарх Никон . Патриарх Никон (1605–1681) В 1652-ом году скончался патриарх Иосиф (1642–52). Он был малодеятельным пастырем и не сочувствовал церковным реформаторам. Так как молодой царь Алексей Михайлович был на их стороне, то патриарх не решался возражать против их кипучей деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

08.1960 02(15)09.1960 22.08(04.09)1975 29.10(11.11)1975 30.11(13.12)1975 в/у Серафим Гачковский 30.11(13.12)1975 01(14)04.1982 03(16)07.1982 19.01(01.02)1984 19.01(01.02)1984 18(31)03.1984 19.03(01.04)1984 07(20)07.1990 Евсевий Саввин 07(20)07.1990 24.09(07.10)2002 24.09(07.10)2002 24.04(07.05)2003 24.04(07.05)2003 Астраханская Основана в 1602 г. Выделена из Казанской епархии с «подчинением ей церквей по Волге от Саратова» (Астраханская летопись. Исторические известия, события, постановления правительственных и друг. учреждений и факты из общественной жизни г. Астрахани с 1554 г. по 1896 г. включительно. Сост. А. Штылько. Астрахань, 1896 (далее – Астраханская летопись...). С. 5–6). Архиепископия с 1605 г. (1606) г. В «Записке ο царском дворе» (датируется 1610–1613 гг.), помещена в список епископий, а не архиепископий, вероятно, ошибочно (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 2. СПб., 1841. С. 422). Митрополия 08.06.1667 – 03.04.1714. Именовалась: Астраханская и Терская; с 08.09.1723 (по др., 1728 г.) – Астраханская и Ставропольская; с 16.10.1799 – Астраханская и Моздокская; с 04.12.1803 – Астраханская и Кавказская; с 05.04.1829 (по др., 17.07.1842) – Астраханская и Енотаевская; с 05.09.1917 – Астраханская и Царевская; Астраханская и Саратовская; Астраханская и Сталинградская; с 02(15)07.1959 – Астраханская и Енотаевская, паки; Астраханская и Волгоградская (?); с 14(27)12.1979 – Астраханская и Енотаевская, в третий раз. Викарные кафедры: Моздокская, Царевская, Енотаевская. 1602 18.12.1606 15.02.1615 23.01.1628 13.01.1629 28.01.1638 Макарий 17.05.1638 20.12.1640 Рафаил 17.06.1641 31.05.1655 04.05.1656 11.05.1671 25.02.1672 05.10.1680 Парфений 27.06.1681 28.10.1682 Никифор 04.03.1683 01.07.1696 02.02.1697 03.04.1714 22.01.1716 23.06.1723 08.09.1723 07.09.1727 07.09.1727 08.06.1730 08.06.1730 03.12.1730 15.08.1731 09.06.1755 10.05.1758 29.05.1776 13.09.1776 09.11.1786 28.11.1786 16.04.1792 18.05.1792 14.11.1793 06.02.1794 11.03.1794 11.03.1794

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

отказался от епархии; † апрель 1520 Сергий епископ, рукоположен с 12.02.1517 по 1521 † неизвест. Иона епископ, рукоположен с 23.03.1523 Михаил епископ, рукоположен с 22.04.1548 Кассиан епископ, рукоположен † 21.10.1556 Гурий (Лужецкий) епископ, рукоположен с 17.03.1554 Филофей епископ, рукоположен с осени 1562 (1563) до 1569 лишен сана; † неизвест. Сергий епископ, упоминается с 1569 по 1572 † неизвест. Феодосий (Вятка) епископ, рукоположен с 1573 по 1574 † неизвест. Леонид (Протасьев) епископ, рукоположен с 1573 по 1586 (1584) отстранен; † неизвест. Митрофан епископ, рукоположен, с 1586 архиепископ с мая 1589 † июнь 1598 Варлаам архиепископ, упоминается в 1598,1601 † 17.02.1601 Игнатий архиепископ, бывший архиеп. Кипрский с 1595 по 30.06.1605 патр. Московский и всея Руси (самозванец) Феодорит архиепископ, свят., рукоположен с августа 1605 † 10.09.1617 Иосиф III архиепископ, рукоположен с 10.01.1619 (1617) по 1622 (1620) † неизвест. Антоний архиепископ, рукоположен с 5.05.1621 † 5.02.1637 Моисей архиепископ, рукоположен с 10.01.1638 †15.02.1651 Мисаил архиепископ, свт., рукоположен с 13.04.1651 † 9.04.1655 Иларион архиепископ, рукоположен в мае 1657 митрополит с 13.06.1669 по 28.05.1673 на покое; † 4.06.1673 Иосиф IV митрополит, рукоположен с 9.08.1674 † 21.09.1681 Павел (Моравский) митрополит, бывший архиеп. Суздальский и Юрьевский с ноября 1681 † 5.09.1686 Авраамий митрополит, рукоположен с 9.01.1687 по март 1700 на покое; † 27.02.1708 Стефан (Яворский) митрополит, рукоположен с 7.04.1700 по 16.12.1701 местоблюститель патриаршего престола, с 1721 президент Святейшего Синода; † 27.11.1722 Сильвестр (Холмский) епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 24.02.1723 по 25.07.1725 еп. Казанский и Свияжский Феофилакт (Лопатинский) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Нарвский и Изборский с 15.07.1726 по 1.10.1726 архиеп. Тверской и Кашинский Гавриил (Бужинский) епископ, рукоположен с 30.10.1726 на кафедре с 22.01.1727 † 27.04.1731 Лаврентий (Горка) епископ, бывший еп. Великоустюжский и Тотемский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

699. Введенский, муж., 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Сольвычегодске, Вологодской губ. Основан в 1565 г. детьми Иоанникия Строгонова, Иаковом, Григорием и Симеоном. Церковь Введения, построенная в 1689 г., обращает на себя внимание богатством и архитектурою. Здесь находится гробница юродивого Фомы, память которого почитается окрестными жителями. В 1863 г. к м-рю приписан упраздненный Николаевский-Коряжемский. “Ист. Росс. Иерарх.», VI, 180; Ратшин, 62; “Матер. для статист. Росс.», 1841 г., I, 70; “Опис. монаст.», 1817 г., 21; “Зап. И. Р. Геогр. Общ.», 1853 г., VII (Латкина, “Древн. Зап.», I, 35); “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.», XXII, смесь, 20 (учрежд. епархии); “Вологод. губ. вед.», 1851 г., 9; 1853 г., 21 (гор. Сольвыч. в XVII ст.); 1855 г., 34 (в 1613 г. при нашествии литовцев остался невредим); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1847 г., 80 (надел. лесом); Проценко, “М-ри в России», 15; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 52; Токмаков, “Справ. указ. ист. матер. для состав. летоп. правосл. церкви», I, 2 (Список 1573 г. с данных и др. актов на владения м-рю в гор. находящихся сол. варницы и участ. земли); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 154, 302 (преп. Логгин), 155, 304 (юрод. Фома); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 744, 4; “Акты Археогр. Эксп.», II, 28 (Гр. патриар. Иова 1605 г. архим. Давыду о ежеднев. молебствии по случаю войны ц. Бор. Годунова с Гришкой Отрепьев.), 31 (Гр. 1605 г. митр. Ростов. Кирилла архим. Давыду о 40 дневн. панихиде по усопшем ц. Бор. Годунове), 32 (Гр. 1605 г. того же митр. о 3 дневн. молеб. за ц. Феод. Борис.); 253 (Память 1682 г. архим. Иосифу о наблюд. за монаст. благочинием), 304 (Ц. гр. 1691 г. о сборе денег на конюш. расходы); “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 102 (Память 1681 г. о кончине царицы Агафьи Семен.; архим. Иосиф); IX, 7 (Гр. 1676 г. о заготовлении образов); X, 34 (Челобитн. 1682 г. крестьян; в Устюж. у. 11 дворов), 89 (Акты 1683 г. о сборе стрелец. денег; архим. Иосиф); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», I, 464, 65 (Оброчн. данная на новопсадн. пески и рыбн. ловлю Сольвычегод. м-рям); III, 161, 316 (Роспись 1648 г. денежн. доходам с Соли-Вычегод.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. I, 145 (в 1744 г. имел 518 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 345 (в 1700 г. числилось крестьян 89 двор.); “Опис. до- кум. и дел архива св. Синода», I, 64 (прош. 1721 г. архим. Александра о построении новых мельниц); “Церковн. ведом.», 1890 г., 3, прибавл., 95 (биография архим. Платона Агриколянского, управляв. м-рем в 1843–45 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Откупом называлось предоставление государством частным лицам (с уплатой в казну определенной суммы) права взимания в свою пользу государственных доводов — в данном случае от питейных заведений. Откупом называлось предоставление государством частным лицам (с уплатой в казну определенной суммы) права взимания в свою пользу государственных доводов — в данном случае от питейных заведений. Собакин С. Я. (Яковлев; 1712–1784) — заводчик и откупщик. В 1762 г. получил потомственное дворянство. Собакин С. Я. (Яковлев; 1712–1784) — заводчик и откупщик. В 1762 г. получил потомственное дворянство. Демидовы — русский дворянский род, происшедший из тульских кузнецов. В начале XVIII b. основали на Урале железоделательное производство. Вероятно, речь идет об одном из представителей третьего поколения этого рода — сыновей Акинфия Никитича Демидова (1678–1745). Демидовы — русский дворянский род, происшедший из тульских кузнецов. В начале XVIII b. основали на Урале железоделательное производство. Вероятно, речь идет об одном из представителей третьего поколения этого рода — сыновей Акинфия Никитича Демидова (1678–1745). Десятина — русская поземельная мера площади; в 1753 г. была установл «казенная десятина»: 80 х 30 или 60 х 40 сажен — 2400 кв. сажен, или 1,09 га. Десятина — русская поземельная мера площади; в 1753 г. была установл «казенная десятина»: 80 х 30 или 60 х 40 сажен — 2400 кв. сажен, или 1,09 га. Имеется в виду реформа русской православной церкви, проведенная в середине XVII b. патриархом Никоном (1605–1681) и приведшая к расколу. Ярославские деревни были одним из центров раскола. Имеется в виду реформа русской православной церкви, проведенная в середине XVII b. патриархом Никоном (1605–1681) и приведшая к расколу. Ярославские деревни были одним из центров раскола. Имеется в виду рассуждение о «видении зверя» в «Откровении Святого апостола Иоанна»: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18). Имеется в виду рассуждение о «видении зверя» в «Откровении Святого апостола Иоанна»: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13:18).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

2207 . Флоровский или Фролов­ский, мужской, ныне погост Фрола и Лавра, Костромской губ., Галичского у., в 5 вер. от Галича, на южн. берегу Галичского озера. Уже существовал в XVI ст.; в 1506 г. в нем был игум. Вассиан, а в 1591–1606 г. Варлаам. Под именем «Фроловского что у озера» упоминается в 1681 г. в соборном по­становлении об учреждении новых епар­хий, по которому отдан на содержание архиеп. Галицкого. В 1749 г. обращен в домовый синодальный. “Ист. акты”, V, 75 (Соборн. постановл. 1681 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 864, 10; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 86 (Патриар. гр. 1655 г. о высылке в Мо­скву лошадей для похода на поляк.); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 132 душ. крест.). 2208 . Харитонцева, мужская пу­стынь, несуществующая, Вологодской губ. и уезда, недалеко от Вологды; не там ли, где ныне погост Николаевский-Ха­ритонов, лежащий в 25 вер. от Во­логды? В актах 1647 г. по поводу раз­дач жалованья сказано: «Здвиженские волости Харитонцовы пустыни попу го­сударева хлебного жалованья 12 чети ржи, овса тоже». В 1664 г. упоминается Варсонофий, строитель Харитонцовой пу­стыни. “Дополн. к Акт. истор.”, III, 36 (см. стр. 126); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 785. 2209 . Хозъюгская, мужская пу­стынь, ныне крест, Архангельской губ., Онежского у., в 120 вер. к югу от Онеги и в 5 вер. от Коже-Озерского мон., при р. Хозъюге. Основана в 1605 г. преп. Никодимом, подвизавшимся здесь 36 лет и погребенным в Коже-Озер- ском мон. Преп. Никодим, в мире Никита, родился в селе Ивановске, Ро­стовского уез.; пострижен в Москов. Чудове м-ре, откуда перешел в Коже­озерскую обитель. В 1662 г. патр. Ни­коном причтен к лику святых и па­мять его чтится 3 июля. См. Кожеозерский м-рь и Муравьев, “Житие святых Росс. Церкви”, август, прилож., 240; Н. Барсуков, “Источники русской агиографии”, 1882 г.; Савва, архиеп. Твер­ской, “Письма Филарета митроп. Москов. к Высоч. Особам и др. лицам”, 1888 г., II, 89.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010