377 Об Афанасии V см.: Vailhe S. Constantinople, Eglise de//Dictionnaire de theologie catholique. Vol. ΙΓΓ, 2. Col. 1432. Его музыкальные таланты отмечены в: Meletius, Archbishop of Athens. Op. cit. Т. IV. P. 5. 378 Борьба в Антиохии описана в книге: Ware Т. Op. cit. Р. 28–30. 379 Ibid. Р. 52–54. 380 Jugie Μ. Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium ab Ecclesia Catholica Dissidentium. Vol. I. P. 495, 499–500. 381 Обзор палестинских вопросов можно почитать в кн.: Heyd U. Ottoman Documents on Palestine, 1552–1615. P. 174 ff. См. ниже, гл. 9–Ю. 382 См.: Pavlova Μ. L " Empire Byzantin et les Tcheques avant la chute de Constantinople//Byzantinoslavica. XIV (1953). P. 203–224. 383 Luther Μ., von Eck J. Der authentische Texte der Leipziger Disputation (1519). Aus bisher unbenutzen Quellen/Ed. O. Seitz. S. 60 ff.; Luther Μ. Von den Consiliis und Kirchen. Weimar, 1914. S. 576–579. Его отношение к туркам представлено в труде: Vom Kriege wider die Тьгскеп. 1529. 384 Об отношении Меланхтона к грекам см.: Benz Ε. Die Ostkirche im Licht des Protestantischen Geschichtsschreibung. S. 17–20. 385 Legrand Ε. Bibliographie Hellenique: description raisonnee des ouvrages publies en Grec par des Grecs aux 15 е et 16 е siecles. Vol. 1. P. 259 ff., где приводится текст письма Антония. См. также: Benz Ε. Wittenberg und Byzanz. S. 4–29. 386 Письмо Камерария приводится в переписке Меланхтона в кн.: Corpus Reformatorum/Ed. С. G. Bretschneider. Т. V. Р. 93; Benz Ε. Wittenberg und Byzanz. Loc. cit. 387 Sommer J. Vita Jacobi Despotae; GrazianiA. M. De Joanne Heraclide Des- pota, а также сочинение Форгаха напечатаны в кн.: Legrand Ε. Deux Vies de Jacques Basilicos. Итальянская версия жизнеописания Грациани и некоторая часть переписки Иакова приводятся в кн.: Jorga N. Nouveaux Materiaux pour servir д l " histoire de Jacques Basilikos Г Heraclide. Его история привлекала внимание в Англии. См.: Documents concerning Rumanian History, collected from British Archives/Ed. E. D. Tappe. P. 33–36, где говорится о приключениях «деспота». См. также: Benz Ε. Op. cit. S. 34–58.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

372. Нет хотения-не хочу я их. 373. Обратятся облацы. Следуем синод. переводу. 374. Оскобл. дополняем для ясности сжатую речь Екклесиаста. 375. Руки. 376. Ноги и поддерживающий их спинной хребет. 377. Зубы. 378. Глаза. 379. Все органы внешних чувств, чрез которые человек вступает в сношение с „торжищемъ“, т. е. с внешним миром. 380. Сердце и его биение. 381. Синод. петуха. 382. Слав. смирятся вся дщери песни-неясно, а потому от буквы уклоняемся. 383. Слав. в тексте: на высоту соотв. ες τ ψος-ват., text. rec., внизу: от высоты соотв. π του ψος-алекс., син., Ефр., минуск. спп. и евр. т. 384. Неясныя слав. предложения соединяем: на высоту узрят, и ужас на пути, т. е. трудно подниматься на высокое место и доводится со страхом на него смотреть, когда этот подъем неизбежен. 385. Седина. 386. Все физическия и нервныя, возбуждающия человека, силы ослабеют, а равно и искусственныя возбудительныя средства (каперс) станут недействительными. 387. По нашему: „нить жизни“. 388. Символ силы организма, как бы царственной власти, как пояс у восточных царей был символом власти. 389. Прекращение деятельности сердца, легких, кровеносных сосудов, выкачивающих кровь, как колесо выкачивает воду. 390. Согласно Быт. 2:7, созданное из земли тело человека, по смерти, возвратится в землю (Б. 3, 19), а дух, вдунутый Богом (Б. 2, 7), возвратится к Богу, для получения воздаяния на Его праведном суде (11, 9. 12, 14). Вот где решение „загадки“, отмечаемой в 3, 16—20, и отличие „случая“ человека от животных: смерть сходна по телу, а не по духу. Так учит вера и слово Божие! 391. А без этой веры все суета. 392. Гр. νθρωπον-слав. человека-в коллективном смысле не одних Иудеев или свой народ (λαν), а всех читателей его мудрых писаний, к какому бы народу они ни принадлежали. 393. Гр. буд. ξιχνιασεται-изследит, по контексту, перев. прошедшим. 394. Κσμιον-благозвучие по слогу и мысли. 395. Характеристика приложима к Соломону. 3 Цар. 4:32-34. 396. Словеса хотения-желательныя слова. 397. При красоте наблюдалась точность выражения мыслей.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

1211 Византийский писатель XIV в. Никифор Григора также называет астрологию халдейской и египетской мудростью, в лице неоплатонического философа Синезия 1212 Сочин., I, 370, 385–386, 437, 447, 448; I, 418–419, 449; II, 84. Прибавим, что в восточных эпопеях (в Магабарате и Шахнаме) часто встречаются указания на влияние звезд на судьбу человека. «При рождении Магомета брат его матери – астролог – наблюдал положение знаков и предсказал, что он достигнет огромного могущества и утвердит между людьми новую веру» (Вашингтон Ирвинг, Жизнь Магомета, 16) 1213 Например, выражения Давида: «Бог судия есть, сего смиряет, а сего возносит» ( Псал. 74:58 ). «Кто же якого Бог наш..., воздвизаяй от земли убога и от гноища вознося нища да посадит его с князи людий своих» ( Псал. 112:5–9 ). «Одождит на грешники сети, огнь и жупел и дух бурен часть чаши их». Слова одного апостола: «видите, видите, яко аз есмь Бог… аз убию и жити сотворю, поражаю и аз исцеляю, и несть иже измет из рук моих» и т. п. 1220 Диагор из Милоса, ученик Демокрита, прозванный «атеистом», отрицал бытие народных богов и был изгнан ок. 415 г. из Афин за оскорбление элевзинских таинств 1227 Ibid., I, 408, 410. Подобная же мысль встречается у Филофея в послании к Мунехину (Прав. Соб. 1860 г., март, с. 88) 1237 Ibid., 439, 440. Противники учения о свободной воле – различно объясняют происхождение этой идеи. Спиноза говорит: «Люди потому только воображают, будто они свободны, что сознают свои поступки, не зная впрочем причин, вызвавших эти поступки. Ребенок думает, что произвольно желает молока; злой мальчик – что он свободно желает мщения; трус – что он сам решается на бегство; пьяный – что он говорит по решению своей свободной воли. Дитя, глупец, болтун и множество людей этого рода воображают, что они говорят по свободной воле, между тем как они просто не в состоянии принудить себя не болтать». Вопросу о свободе воли был посвящен ряд рефератов в М. Психолог. обществе (Труды Моск. Психол. общ., в. III, 1889) с признанием, что для научной мысли этот вопрос навсегда останется неразрешенным (281)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

385. Когда я вспомню о Сыне Божием, восприявшем в единство Божества Своего человеческую природу, и о том, как живут именующиеся христианами, то берет меня страх и жалость: страх потому, что ожидаю великого гнева Божия на невнимательных, неблагодарных и злонравных; жалость – потому, что вижу многое множество христиан, добровольно лишающих себя неописанного блаженства будущей жизни и ввергающих себя в огнь вечный – на вечные муки. 386. Почти всякою честью всякого человека, особенно христианина, по той причине, что Бог благоволил принять человеческое естество в теснейшее единение Своего Божества, так что сделался Богочеловеком. – Смотри на человека, да и думай: Сам Господь человека по всему подобен был этому человеку, кроме греха, – и если знаешь или видишь, что он не знает этой истины вочеловечения Сына Божия и живет недостойно, научи его и наставь. Еще люби всякого человека, как сам себя, потому что он есть другой ты, почему и называется другом в заповеди Господней: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна» ( Исх.20:16 ). 387. Плотской человек свободу христианскую считает неволею, например: хождение к Богослужению, посты, говение, исповедание, причащение, все таинства, а не знает того, что все это есть требование его природы, необходимость для его духа. 388. Гордый человек в то время, как другие рассказывают о добродетелях какого-либо человека, лукаво боится, как бы этот человек не был выше его по добродетелям и не затмил его, ибо гордый ставит себя выше всех и не воображает найти такие же добродетели или лучшие в других людях. Беда для него совместничество других. 389. Когда читаешь молитвы за вся люди, а сердцем не молишься о всех людях, тогда на душе бывает тяжело, ибо тогда не благоволит Господь к молитве, а коль скоро сердцем станешь молиться о всех, будет тотчас легко, ибо Господь милостиво внемлет такой молитве. 390. Диавол часто хватает нас за сердце наше зубами своими. Какими зубами? Неверием, сомнением, теснотою и всеми страстями. Иногда враг томит нас подозрительностью касательно верности слуг наших, относительно нашей собственности (и преимущественно вещей снедомых), и это делается особенно тогда, когда сердца наши исключительно должны быть заняты богомыслием и созерцанием вещей небесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

555 Ad Eust.//GNO. III.1. P. 14.18–15.3; cp. Ad Abl.//GNO. III.1. P. 44.7–16; 49.4–7; 50.13–51.6. 569 C. Eun. III.2.36.1–7; cp. Ref. conf. Eun. 101.3–5; 135.6–10; 165.8–166.1; Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 100.3–11; De an. et res.//PG 46. Col. 41BC. 572 In Hex.//PG 44. Col. 69A; cp. C. Eun. II.1.228.9–229.6; De an. et res.//PG 46. Col. 124B; In Cant. VIII//GNO. VI. P. 255.13–17. 578 Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 100.7–11; cp. Ad Abl.//GNO. III.1. 47.24–48.2; 48.20–49.1; 49.20–50.5; 50.13–51.21; Ref. conf. Eun. 101.3–5. 588 См. De tridui spatio//GNO. IX. P. 286.1–9; In Hex.//PG 44. Col. 85C; 120AB; См. также Несмелов. С. 345–346; 350–353. 602 См. In Hex.//PG 44. Col. 76D; Or. Cat. 6.7–17; C. Eun. I.1.295.1–8; In Cant. VI//GNO. VI. P. 173.7–174.20; De inf.//GNO. III.2. P. 78.2–7. 603 To есть человеческую, См. De or. Dom. IV//Oehler. S. 274.1–10; De an. et res.//PG 46. Col. 69D–72A; V. Moys. II.209). 621 См. In Cant. VI//GNO. VI. P. 173.7–174.20; C. Eun. I.1.271.1–272.1; 273.1–275.1; De op. hom. 16; Or. Cat. 21.6–10; См. также Несмелов. C. 311–313. 626 См. C. Eun. I.1.306.5; II.1.391.1; III.10.11.4–12.1; De or. Dom. IV//Oehler. S. 274.25–276.6; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 152.2–4; In Cant. II//GNO. VI. P. 55.3–8; Or. Cat. 6.78–79. 635 In Cant. XV//GNO. VI. P. 445.13–446.1; cp. C. Eun. I.1.307.1–4; 310.1–311.6; 313.7–9; In Cant. VI//GNO. VI. P. 182.6–9. 658 Or. Cat. 6.30–42; ср. De or. Dom. IV//Oehler. S. 274.1–23; De inf.//GNO. III.2. P. 78.1–79.2; De op. hom. 2; 8; 16; De an. et res.//PG 46. Col. 60AB; In Cant. II//GNO. VI. P. 333.13–334.2. 668 См. Or. Cat. 5.67; De beat. III//PG 44. Col. 1225D; In Cant.//GNO. VI. P. 448.1–2; De op. hom. 11; 12; 16; См. также Несмелов. С. 384. 672 Or. Cat. 5.66–68; cp. De beat. III//PG 44. Col. 1225D–1228A; V//PG 44. Col. 1253D; In Cant. XV//GNO. VI. P. 448.1–2; De op. hom. 16. 675 См. De op. hom. 4, 5, 9; 11; 16; Or. Cat. 5.100–110; In Cant. II//GNO. VI. P. 55.3–7; См. также Daniélou. 1944. P. 54; Несмелов. C. 385–386. 685 См. De op. hom. 16–17; In Cant. VII//GNO. VI. P. 213.1–9; De virg. IV.8.9–15; подробнее См. ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Но, как было уже сказано 385 , типическим, собственно предлогу присущим значением πι с дат. является значение основания; значение же цели предлог может получить только там, где такое значение сообщается ему контекстом; оттенка цели предлог сам в себе не заключает, он привносится в него из контекста. Такой именно смысл имеют все примеры из Св. Писания, где πι с дат. означает «для», заменяя собственно ες с винит. (напр., 1Сол.4:7 ; Гал.5:13 ; Еф.2:10 ; 2Тим.2:14 ). В данном же случае контекст речи не только не вынуждает, а напротив, не благоприятствует понимать πι с дат. в необычном его значении. Речь вообще идёт о совершителях чуда, а не о целях его: во втором полустишии говорится о вере, содействовавшей исцелению хромого именем И. Христовым. πι τ πστει равно не «для веры», но «по вере»; в начале 16 стиха говорится не о цели, а об основании чуда, не о том, что оно совершилось для распространения веры во имя Христово, но о том, что оно последовало по вере в это имя. Но по чьей же вере – хромого или Апостолов? Для решения этого вопроса указывают 386 прежде всего на то, что словам: «и о вере» непосредственно предшествует – «мы свидетелие»; следовательно, и о вере говорится о нашей же, т. е. апостольской. Основание это имеет свой вес, хотя сила его в значительной степени ослабляется тем, что 16 стих союзом κα соединяется с главною мыслью ст. 15; выражение же: «чему мы свидетели», вставлено между ними в форме придаточного, как бы вводного замечания, и, следовательно, мало могло влиять на конструкцию дальнейшей речи, представляющей собою новый момент мысли. Вопрос ближе решается выяснением отношения первой половины стиха ко второй. В обоих полустишиях упоминается о вере; спрашивается, – об одной и той же, или нет? Полустишия находятся во взаимоотношении параллелизма; на этом основании утверждают, что вера в обоих полустишиях – одна и та же. Но при таком понимании, параллелизма неизбежно обращается в тавтологию. Различие между полустишиями хотят установить, указывая, что во втором из них к слову «вера» добавлено – «яже Его ради» ( δι Ατο), и объясняют, что в первой половине стиха говорится о вере, как основании совершения чуда Христом, во второй поясняется, что эта вера, этот фактор чуда – также от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

«Греховное расположение в душе Евы началось беспорядочным направлением познавательных сил. Возбужденная к любопытству и недоверчивости, жена взирает на запрещенное древо так, как бы видела его в первый раз. Она позабывает взирать на него, как на предмет заповеди Божией, но рассматривает оное в предполагаемом отношении к себе, – к своей чувственности, к своему сердцу, своему разумению ( Еккл.7:30 ). С уклонением от единства истины Божией в многочисленность собственных помыслов не разлучена (была) множественность собственных желаний, не сосредоченных в воле Божией, или похоть, которая есть ближайшая вина прельщения, и которая зачав рождает действительный грех ( Иак.1:14–5 ). Ева видит в запрещенном древе не то, что оно есть, но то, чего она желает, по известным видам похоти ( 1Ин.2:16 ; Быт.3:6 ). Первый грех рождается в чувственности – стремлением к роскоши, в сердце – желанием наслаждаться без рассуждения, в разуме – мечтанием кичливого многоведения, и следственно проницает все силы естества человеческого» 385 . За влечением ко греху следовало греховное действие. Жена взяла плод его (древа познания) и ела; также дала и мужу своему, и он ел ( Быт.3:6 ). Так произошло событие, изменившее последующую судьбу человека и отношение Бога к нему 386 . Тяжесть первого греха Кто же виновник происшедшего греха, на кого должны обрушиться последствия его? Во всяком случае, происхождение греха кроется не в воле Божией – святой и благой. Благость Божия ничего не желала для человека и ничего не сделала для него, кроме добра. По благости Божией, «первый человек, получив при сотворении высокие способности и могущественные силы, быв поставлен владыкою рая и земли, пользовался обширнейшею свободою, какую может иметь сотворенное существо». Если «сей свободе поставлен был предел – древо познания добра и зла», – «если Адаму не предоставлено было свободы вкусить от плода его», и тем дана была возможность злоупотребить свободой: то это, как мы объяснили выше, необходимо было для утверждения свободы в добре, для усовершенствования человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

350 Hakluyt, I, 289: that all the saide agents do well consider, ponder and weigh such articles as bee delivered to them to know the natures, dispositions, lawes, customes, maners and behaviours of the people of the countiries where they shall traffike, as well of the novilitie as of the lawyers, marchants, mariners and common people. 358 Possevino, «Moscovia», р. 194. «Supplementum ad historica Russiae Monumenta», CLXII; qui (Anglii) in ea civitate commercia continenter exercent, a vectigalibus ea lege immunes (?), ut semper eorum XII in Moscovia vivant. 362 Hakluyt, 333 и 336. We must procure to utter good quantitie of wares, especially the commodities of our realme, àlthough we afford a good penyworth, to the intent to make other that have traded thither, wearie, and so to bring our selves and our commodities in estimation etc. 370 Hakluyt, I, 286: their stockefish and salmon commeth from a place called Mallums, not farre from Wardhouse. 380 Компания принимала русский рубль за 16 шиллинг. 8 пенс., хотя и замечала, что он стоит не больше 13 шиллинг. Hakluyt, I, 337. 382 Ibid., 295, 337, 338 и 344. См. цены привозных и вывозныз товаров в Архангельске, по отпискам 1604 и 1605 годов, у Карамзина, т. X. стр. 234 и 235, примет. 435. 385 По поводу этих жалоб царь писал Елизавете: «Если так делается в самом деле, то это твоих гостей правда ли, что за наше великое жалованье иноземцев отгоняют? Божию дорогу, Океан-море как можно перенять, унять и затворить». Соловьев, «История России», VII, 335. 386 Из переговоров с Боусом узнаем, что к Николаевской пристани приходил известный антверпенский купец Иван Белобород (lohn de Wale), а Кольскую пристань посещали купцы французские. Соловьев, «История России», VI, 400. 390 О другом побуждении, которым правительство объясняло высылку англичан, см. Соловьев, «История России», X, 161. 392 Carlisle, 72. Продажа хлеба за границу была монополией казны. См. грамоту об этом в «Истории России» Соловьева, IX, 419. 393 Mayerberg, II, 56 и 57. Иногда на одном корабле привози лось до 80.000 ефимков, с которых платили пошлину, как с товаров. Карамзин, X, 235.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Завете мысли, что Мессия Иисус будет всемирным Судьёй: он только говорит, «что ни Иудейская, ни иудеохристианская эсхатология не предписывает последнего суда Мессии, но что это впервые сделало несомненным образом языческое Христианство (das Heidenchristenthum), специально Павел 384 , и этот только в тех 385 изречениях о последнем суде, где он «переступает уже границу иудеохристианства», между тем как в других изречениях 386 о том, же предмете он «движется на линии параллельной воззрениям Апокалипсиса 387 . От Апостола Павла мысль о Христе, как всемирном Судье при 2-м пришествии, заимствована, думает Weiffenbach, и Евангелистом Матфеем, дружественно расположенным к язычникам, в такие места Евангелия, как Мф.13:37 и дал.; 16:27 и 25:31 и дал. – Не говоря уже о том, что неудобно предполагать, чтобы Ап. Павел в разных местах своих послания высказывал два различных мнения относительно Лица, имеющего производить последний страшный суд, как допустить возможность того, что бы Апостол языков, а за ним, Евангелист Матфей, привнесли в своё изображение пакипришествие Христа мысль новую, совершенно чуждую предсказательным, речам Самого Господа, – именно мысль о Нём, как всемирном Судии? Если Божественный Учитель Сам не соединял с мыслью о своём славном пакипришествии представление о своём всемирно-судебном достоинстве и явлении, то как могли Ап. Павел и Ев. Матфей думать, что имеющий пакиявиться Христос будет и всемирным Судьёй? Но, ведь, Weiffenbach не отрицает вместе с Ваиг-ом, Weizsäcker-oм, Keim-oм и др. то го , «что Иисус в известном отношении приписывал себе судебное положение в отношении к людям, не только для своего времени, но и для некогда имеющего быть всемирного суда. Такое понимание Его Лица не только подлинно свидетельствуется рядом процитированных мест (напр., Мф.7:22 и д.; 10:32 и д.; 11:20–24; 12:41 и д.; 22:13–14; Лк.12:8 и д.; Мр.8:38 ), но и внутренне совершенно прилично, естественно и целесообразно. Личность, которая при правильной оценке себя могла и должна была, не смотря на все смирение, приписывать себе твёрдое, решительное значение и неизменное, вечное достоинство, могла и должна была также поставить себя, как постоянный масштаб для поставления божественных судов, и от отношенья человека к Ней сделать зависимым будущий жребий его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Иисус Христос Себя самого принес в жертву за грехи рода человеческого 381 , и сею жертвою навсегда возжег и питает огнь Божественной любви к человекам, и Сам по благости Своей не отметает грешников, но любит и покрывает их Своими заслугами 382 ; кровию Своею Он очищает нас, нечистых и оскверненных грехом, ( 1Ин. 1:7 ) и избавляет от пагубной заразы греховной таинственное тело Своей Церкви 383 . Он возвестил человекам волю Божию и научает их живым словом Своего евангелия 384 , которое громче трубы проносит по всей вселенной весть спасения и призывает нас ко храму Его небесному 385 . б) Служение священников во святилище составляли следующие действия: ежедневное воскурение фимиама на алтаре кадильном, ( Исх. 30:7 , Числ. 4:16 ), возжение светильников ( Исх. 27:20–21, 14:1–2, 5 , Числ. 4:6 ) и возложение каждую субботу хлебов предложения на златый стол святилищный ( Лев. 24:5 след.). Так и Иисус Христос возносил молитвы к Отцу Своему за род человеческий и всегда ходатайствует за нас, возшед на небо и возсед одесную Бога 386 ; Он возставляет силою благодати Своей светила в Церкви Своей, пастырей и учителей веры и благочестия 387 ( Ефес. 4:11 , Мф. 5:14 ); Он предлагает Свое пречистое тело в снедь верующим ( Ин. 6 ) и приготовляет их сею снедию к вечному субботствованию в царстве Божием 388 . в) Вне Скинии священники должны были научать народ в Законе и объяснять ему повеления Господни ( Мал. 2:7 , Ап. 2:12, Втор. 33:10 ), смотреть за исполнением обетов ( Лев. 27 ) и очищать по обряду убийство, совершенное лицем неизвестным ( Втор. 21:1 след.). Иисус Христос, подобно священникам, поучал народ не только в храме, но и повсюду – вне храма, на горах, при море, в различных весях и в домах; Он замечал силу веры в сердцах людей, обличал лицемерие, и одобрял исполнявших закон Господень 389 ; Своею крестною смертию Он очищает грехи тяжкие, явные и тайные, произвольные и невольные 390 . 2 . Священники образ христиан Права и обязанности духовного священства, предоставленного Иисус Христом верующим в Него ( Апок. 1:6 ), прообразовательно раскрыты в лице и действиях священников ветхозаветных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010