«И яко же снидоста от Македония Сила же и Тимофей, тужаше духомъ Павелъ, свидтелствуя Июдеомъ Христа Иисуса. Противящим же ся имъ и хулящимъ, оттрясъ ризы своя, рече к нимъ: „Кровь ваша на главахъ вашихъ; чистъ азъ; отнын иду во языки“ и прочая». Ц (через Наставление или Библия 1581) 10, л. 74 «Противящим же ся имъ и хулящим, оттрясъ ризы своя, рече к нимъ: „Кровь ваша на главахъ вашихъ, чистъ аз; отнын въ языки иду“» (Библия 1581, л. 10об.). «Противящым же ся имъ и хулящымъ, оттрясъ ризы своя, рече к нимъ: „Кровь вашя на главахъ вашихъ; чистъ азъ; отнын во языки иду“ (Апостол 1655, л. 55). «...говорил теб, великому государю: „Кровь моя и грхъ всхъ буди на твоей глав“. И тако совершивъ свое трикратное//борение, изшед, радуяся, якоже нкогда божественный Павел апостоль противящим и хулящим, оттряс ризы своя, рече к ним: „Кровь ваша на главах ваших; чистъ аз“». Сб=Прф + Ц 2, л. 182 «...яко требованию моему и сущимъ съ мною послужисте руц мои сии» (Библия 1581, л. 12). «Сами всте, яко требованию моему и сущымъ со мною послужист руц мои сии» (Апостол 1655, л. 61). «...Павловъ есмь//ученикъ и подражатель: руц мои послужиста мн и сущимъ со мною». Савва 3, л. 96–96об. Послание Апостола Иакова Источник Тексты библейских источников Характер меж-текстовой связи «Блаженъ мужъ, иже претръпитъ искушение, зане искусенъ бывъ, прииметъ внецъ жизни, егоже обща Богъ любящимъ Его» (Библия 1581, л. 17). «Блаженъ мужъ, иже претерпитъ искушение, зане искусенъ бывъ, прииметь внецъ жизни, егоже обша Богь любящымъ Его» (Апостол 1655, л. 81об.). «...не отложити убо дерзновения твоего, еже имать мздовоздаяние велико: терпния бо имаши потребу, да волю Божию соверша, приимеши обтование, егоже обща Богь любящимъ Его». Афанасий 2, л. 81 «Суд бо без милости не сътворшим милости» (Библия 1581, л. 17об.). «Судъ бо безъ милости не сотворшему милости» (Апостол 1655, л. 83). «Суд без милости не сотворшим милости». 12, л. 59об. «Врова же Авраам Богови, и вмнися ему въ правду, и другъ Божий наречется» (Библия 1581, л. 17об.). «Врова же Авраамъ Богови, и вмнися ему в правду, и другъ Божий наречеся» (Апостол 1655, л. 83об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Ц (через Наставление) 10. л. 72 «Слышавъ же Исус, яко Иоанн прданъ бысть, отиде въ Галилею, оставль Назарефъ» (Алексеев и др. 2005, 30). «Слышав же Исус, яко Иоаннъ предан бысть, отъиде в Галилею, оставль Назаретъ» (Библия 1581, л. 3). «Слышавъ же Иисус, яко Иоаннъ преданъ бысть, отъиде в Галилею, оставль Назаретъ». Ц (Библия 1581) 10, л. 72 «Блажени милостивии, яко ти помиловани будутъ» (Алексеев и др. 2005, 32). «Блажени бо суть милостивии, яко тии помиловании будут». 2, л. 79 «Блажени милостивии, яко тии помиловании будутъ» (Библия 1581, л. 3). «Блажени милостивы, яко тии помиловани будут». 5, л. 259 «Блажени милостивии, яко тии помиловани будутъ» (Евангелие 1657, л. 35). «Послушай рождьшагося днесь Христа Иисуса, блажаща милостивыя: „Блажени бо, – рече, милостивии, яко тии помиловани будутъ“». 7, л. 202 «...якоже пишется: „Блажени милостивии, яко тии помиловани будут“». 8, л. 259 «И самая истинна Христос Бог наш, глаголет: „Блажени милостиви, яко тии помиловани будут“». 10, л. 119 «Блажени бо, – рече Господь, – милостиви, яко тии помиловани будут». 11, л. 17 «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». 13, л. 13 «...паки истинне рещи: „Блажени милостивии, яко тии помиловали будут“». 27, л. 158 «...Божий глагол ублажит: „Блажени милостивии, яко тии помиловани будутъ“». 34, л. 222 «...глагола ради Божия, глаголющаго: „Блажени милоставии, яко тии помиловани будут“...» 35, л. 227 «...якоже пишется: „Блажени милостивии, яко тии помиловани будут“». 35, л. 227 «Блажени изгънании правьды ради, яко тхъ есть Царствие Небесьное» (Алексеев и др. 2005, л. 32). «Блажени изгнани правды ради, яко тхъ есть Царство Небесное» (Библия 1581. л. 3). «Блажени изгнани правды ради, яко тхъ есть Царствие Небесное» (Евангелие 1657, л. 35). «Блажени бо, – рече, – изгнании правды ради, яко тхъ есть Царство Небесное». Ц (Библия 1581) Афанасий 2, л. 80об. «Блажени изгънании правьды ради, яко тхъ есть Царствие Небесьное. Блажени есте, егда поносять вамъ и ижденуть, и рекуть всякъ зълъ глаголъ на вы, лъжюще Мене ради. Радуйте ся и веселите, яко мьзда ваша мънога есть на небесьхъ» (Алексеев и др. 2005. л. 32). «Блажени изгнани правды ради, яко тхъ есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносятъ вам и ижденутъ, и рекут всякъ золъ глаголъ на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесх» (Библия 1581, л. 3). «Блажени изгнани правды ради, яко тхъ есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносятъ вамъ и ижденутъ, и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесхъ» (Евангелие 1657, л. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

«Не печалуй, брате, благое творя, но постражди, яко добр воин Христов ». К=Прф+Ц Афанасий л. 81 об. «Тем же убо и мы, толик имуще облежащ нас облак сведетелей, гордость всяку отложьше и удобь объстоятелный грех, терпением да течем на предълежащий нам подвиг ( Евр 12:1 ) , възирающе на началника вере и съвершителя, Исуса, Иже, вместо предлежащий Ему радости, претерпе крест, и о срамоте не радив, одесную же престола Божия седе» (Библия 1581, л. 63). « Тем же убо да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще; не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем » (Библия 1581, л. 63 об.). «Тем же убо и мы, толик имуще облежащ нас облак свидетелей, гордость всяку отложьше и удобь обстоятелный грех, терпением да течем на предълежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя, Иисуса. Иже, вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте не радив , одесную же престола Божия седе» (Апостол 1655, л. 287), « Тем же убо да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще; не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем » (Апостол 1655, л. 289 об.). «Паки писано есть: „Т ерпеньем да течем на предлежащий нам образ, взырающе на начальника вере и совершителя, Иисуса, Иже, вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, и о срамоте не раде » (ср.: Евр. 12:1 – 2). „ Тем же убо да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще; не имамы бо зле пребывающаго града, но грядущаго взяскуем » ( Евр. 13:13 – 14)». К=Фркт+Ц л. 178 Библейские цитаты и сюжеты, точный источник которых невозможно установить однозначно Источник Тексты библейских источников Характер меж- текстовой связи Шифр сочинения патриарха Никона «Любите врагы ваша» (Библия 1581, л. 3 об.). «...обаче любите врагы вашя» (Библия 1581, л. 30 об.). «Любите враги ваша» (Евангелие 1657, л. 43). «Любите враги вашя» (Евангелие 1657, л. 433). «Любите враги ваша». л. 26 «Просите, и дастся вам; ищете, и обрящете; толцете, и отверзется вам; всяк бо просяи приемлет, ищаи обретает, и толкущему отверзется» (Библия 1581, л. 4 об.). «Просите, и дастъся вам; ищате, и обрящете; тлъцете, и отврьзется вам; всяк бо просяи приемлет, и ищаи обретает, и тлъкущему отврьзется» (Библия 1581, л. 34 об.). «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам; всяк бо просяи приемлет, и ищаи обретает, и толкущему//отверзется» (Евангелие 1657, л. 53). «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте,//и отверзется вам; всяк бо просяи приемлет, и ищаи обретает, и толкущему отверзется» (Евангелие 1657, л. 485 – 486).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Едино еще к сим припишу, хотя и тесно: судяй неправедно, имяше сам быти судим праведно». л.59об «Не слышателие бо закону праведни пред Богом, но творцы закону: сии оправдятся» (Библия 1581, л. 26 об.). «...не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона: сии оправдятся» (Апостол 1655, л. 127 об.). «Не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы». Дионисий, л.106об «Не слышателие от закона оправдятся, но хранителие закона – сии оправдятся». л.155 «Не себе отмщающе, възлюблении, но дадите место гневу. Писано бо есть: „Мне отмщение, Аз въздам, глаголет Господь«» (Библия 1581, л. 30 об.). «Не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу. Писано бо есть: „Мне отмщение. Аз воздам, глаголет Господь»»(Апостол 1655, л. 144). «...возверив словеси Божию, писаному: „Остави, – рече, –//Мне месть. Аз мщу " ». л.243 – 244 «Дадите бо, – рече, – место гневу». л.69 «Дадите место гневу». Дионисий, л.108об «Господь бо, мстя, отмстит». л.183 «...несть ми о сем нимало печали, зане возложе то все Господу Богу. Аще неправда твоя будет, Господь Бог будет ти ратник...» л.184 «Аще убо алчет враг твой, ухлеби его» (Библия 1581, л. 30 об.). «Аще убо алчет враг твой, ухлеби его»(Алостол 1655,л. 144). «Божий бо слуга есть тебе в благое. Аще ли злое твориши, бойся, не бо без ума мечь носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему» (Библия 1581, л. 30 об.). «Аще враг твой алчет, ухлеби его». л.26 «Божий бо слуга есть тебе в благое. Аще ли злое твориши, бойся, не бо без ума мечь носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гнев злое творящему» (Апостол 1655, л. 144 об.). «Любяи бо друга законе сконча. Исполнение//убо закону любы есть» (Библия 1581, л. 30 об – 31). «...якоже учит божественый апостол, глаголя: „Божий бо слуга еси в отмщение злодеем, в похвалу же благотворцем " ». л.23 «Любы искренему зло не творит. Исполнение убо закона любы есть» (Апостол 1655, л. 145). «...Павел апостол глаголет: „Любяй бо, – рече, – закон сконча». И паки: „Исполнение закону любы есть " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

63об.). «Тмъ же убо и мы, толикъ имуще облежащь насъ облакъ свидтелей, гордость всяку отложьше и удобь обстоятелный грхъ, терпниемъ да течемъ на предълежащий намъ подвигъ, взирающе на начальника вры и совершителя, Иисуса, Иже, вместо предлежащия Ему радости, претерп крестъ, о срамот не радивъ , одесную же престола Божия сде» (Апостол 1655, л. 287). « Тмъ же убо да исходимъ к Нему вн стана, поношение Его носяще; не имамы бо зд пребывающаго града, но грядущаго взыскуем » (Апостол 1655, л. 289об.). «Паки писано есть: „ Терпньем да течем на предлежащий нам образ, взырающе на начальника вр и совершителя, Иисуса, Иже, вместо предлежащия Ему радости, претерпе крестъ, и о срамоте не раде “ (ср.: Евр. 12:1–2 ). „ Тем же убо да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще; не имамы бо зле пребывающаго града. но грядущаго взяскуем “ ( Евр. 13:13–14 )». К=Фркт + Ц 2, л. 178 Библейские цитаты и сюжеты, точный источник которых невозможно установить однозначно Источник Тексты библейских источников Характер меж-текстовой связи «Любите врагы ваша» (Библия 1581, л. 3 об.). «...обаче любите врагы вашя» (Библия 1581, л. 30 об.). «Любите враги ваша» (Евангелие 1657, л. 43). «Любите враги вашя» (Евангелие 1657, л. 433). «Любите враги ваша» 5, л. 26 «Просите, и дастся вам; ищте, и обрящете; толцте, и отверзется вамъ; всякъ бо просяи приемлет, ищаи обртаетъ, и толкущему отверзется» (Библия 1581, л. 4об.). «Просите, и дастъся вамъ; ищате, и обрящете; тлъцте, и отврьзется вамъ; всякъ бо просяи приемлетъ, и ищаи обртаетъ, и тлъкущему отврьзется» (Библия 1581, л. 34об.). «Просите, и дастъся вамъ; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам; всякъ бо просяи приемлет, и ищаи обртаетъ, и толкущему//отверзется» (Евангелие 1657, л. 53). «Просите, и дастся вамъ; ищите, и обрящете; толцыте,//и отверзется вамъ; всяк бо просяи приемлетъ, и ищаи обртаетъ, и толкущему отверзется» (Евангелие 1657, л. 485–486). 14, л. 47 «Лиси язвины имутъ, и птиця небесныя гнзда; Сынъ же человчьский не имать, гд главы подклонити» (Библия 1581, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

«Лицемере, очисти первее внутреная сткляницы и блюду, да и внешняя тебе будут чиста». Ц (Библия 1581; Евангелие 1657) л152 «И мънози лъжии пророци въстанут и прельстить мъногы» (Алексеев и др. 2005, 129). «И мнози лжепророцы встанут и прельстят многыа» (Библия 1581, л. 13 об.). «И мнози лжепророцы встанут и прелстят многия» (Евангелие 1657, л. 178). «Востанут бо лжехристи и лжепророцы и прельстят многи». Дионисий, л.112об «Претръпевы же до коньца, т спасет ся» (Алексеев и др. 2005, 129). «Претерпевый до конца спасется» (Библия 1581, л. 13 об.). «Претерпевый до конца, той спасется» (Евангелие 1657, л. 178). «Мы на то обещались, что терпеть: „Претерпвый до , той спасен будет " ». л.178 «Егда же узьрите мръзость запустение, реченую Даниилом пророком, стояшгу на месте, иже чьтет да разумеваат» (Алек- сеев и др. 2005, 129). «Егда убо узрите мрьзость запустениа, реченую Даниилом пророком, стоащу на месте святе» (Библия 1581, л.13об.). «Егда убо узрите мрьзость запустения, реченую//Даниилом пророком, стоящу на месте святе» (Евангелие 1657, л, 178 – 179). «...писанию оному ныне збытися: „Узрите мерзость запустения, реченуюДанилом пророком, стоящу идеже не подобает " ». л.19 «Небо и земле мимоидет, а словеса Мое не мимоидут» (Алексеев и др. 2005, 132). «Небо и земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут» (Библия 1581, л. 13 об.). «Небо и земля мимо идет, словеса же Моя не мимо идут»(Евангелие 1657, л. 182). «Небо и земля мимо идет, словеса же моя не мимо идут». л.25 «Кто убо есть веръны раб и мудры, егоже постави Господь над домом своим, да даст им в время пишту их: „Блажен раб т, егоже, пришед господин свои, обряштет тако творяшта. Аминь глаголю вам, еко над вьсем имением поставиты- и «» (Алексеев и др. 2005, 133). «Кто убо есть верный раб и мудрый, егоже поставит господин его над домом своим, еже даати им пищу в время их? ( Мф. 24:45 ). Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяша ( Мф. 24:46 ). Аминь глаголю вам, яко над всем имением поставит его ( Мф. 24:47 )» (Библия 1581, л. 14). «Кто убо есть верный раб и мудрый, егоже поставит господин его над домом своим, еже даяти им пищю во время их? Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяша. Аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его» (Евангелие 1657, л. 184).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Лицемре, очисти перве внутреная сткляницы и блюду, да и вншняя теб будутъ чиста». Ц (Библия 1581; Евангелие 1657) 22, л. 152 «И мънози лъжии пророци въстануть и пръльстятъ мъногы» (Алексеев и др. 2005, 129). «И мнози лжепророцы встанут и прельстятъ многыа» (Библия 1581, л. 13об.). «И мнози лжепророцы встанутъ и прелстятъ многия» (Евангелие 1657, л. 178). «Востанут бо лжехристи и лжепророцы и прельстят многи». Дионисий, л. 112об. «Пртрьпвы же до коньца, тъ спасет ся» (Алексеев и др. 2005, 129). «Претерпъвый до конца спасется» (Библия 1581, л. 13об). «Претерпвый до конца, той спасется» (Евангелие 1657, л. 178). «Мы на то общались, что терпть: „Претерпвый до , той спасенъ будет“». 2, л. 178 «Егда же узьрите мръзость запустни, реченую Данииломъ пророкомь, стояшту на мст, иже чьтетъ да разумваатъ» (Алексев и пр. 2005, 129). «Егда убо узрите мрьзость запустниа, реченую Даниилом пророкомъ, стоашу на мст свят» (Библия 1581, л. 13об.). «Егда убо узрите мрьзость запустния, реченую//Данииломъ пророкомъ, стоящу на мст свят» (Евангелие 1657, л. 178–179). «...писанию оному нын збытися: „Узрите мерзость запустния, реченую Данилом пророком, стоящу идже не подобает“». 4, л. 19 «Небо и земл мимоидетъ, а словеса Мо не мимоидутъ» (Алексеев и др. 2005, 132). «Небо и земля мимо идетъ, словеса же Моя не мимо идутъ» (Библия 1581, л. 13об.). «Небо и земля мимо идетъ, словеса же Моя не мимо идутъ» (Евангелие 1657, л. 182). «Небо и земля мимо идет, словеса же моя не мимо идут». 5, л. 25 «Кто убо есть връны рабъ и мудры, егоже постави Господь надъ домомь своимъ, да дастъ имъ вь врмя пишту ихъ: „Блаженъ рабъ тъ, егоже, пришедъ господинъ свои, обряштеть тако творяшта. Аминь глаголю вамъ, ко надъ вьсмь имниемъ поставиты-“» (Алексеев и др. 2005, 133). «Кто убо есть врный рабъ и мудрый, егоже поставит господинъ его над домомъ своим, еже даати имъ пищу въ время ихъ? ( Мф. 24:45 ). Блаженъ раб той, егоже, пришед господинъ его, обрящеть тако творяща ( Мф. 24:46 ). Аминь глаголю вамъ, яко над всмъ имниемъ поставитъ его ( Мф. 23:47 )» (Библия 1581, л. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Первым опытом трудов подготовленной таким образом острожской книжной дружины, перед изданием Острожской Библии, было издание Псалтири и Нового Завета, 1580 года. В том же году выпущена была справочная книжка к Новому Завету, под заглавием: «Книжка собрание вещей нужнейшихвкратце, скорого ради обретения вкнизе Нового Завета по словесам азбуки». В том же 1580 году вышла и знаменитая, первая печатная славянская Острожская Библия. В виду спешности печатания или по другой причине, издание Библии носит не сплошной счет листов, а шесть отдельных нумераций: 8, 276, 180, 30, 56 и 78 листов. Можно предполагать, что печатание производилось сразу на нескольких станках. С этим совпадает и подмеченное библиографами пользование в издании шестью различными шрифтами, из которых два были отлиты по матрицам первопечатных московских и виленских книг 132 . По-видимому, первое издание Острожской Библии 1580 г. скоро разошлось. Это можно видеть из того, что уже в 1581 г. сделано было второе издание этой Библии. Разница между ними незначительная: последний 78 лист, в одних экземплярах носит выход: 1580, июля 12 (такие экземпляры весьма редки), в других: 1581, месяца августа 12 дня; кроме этого, к экземплярам 1581 г., тот же 78 лист содержит небольшое молитвенное воззвание от Ивана Федорова на славянском и греческом языках, а в издании 1580 года этого воззвания нет. Указывают библиографы и еще некоторые разности в орнаменте и шрифте 133 . Внешний вид и техническая отделка текста Острожской Библии 1580 и 1581 годов весьма внушительны: большое листовое издание, с разнообразным шрифтом, орнаментами и киноварными заголовками (в четырех местах), параллельные места на полях – по всему этому Острожское издание решительно ничем не уступает лучшим тогдашним чешским, польским и латинским изданиям Библии, за исключением разве рисунков, которыми украшены некоторые из этих иноязычных изданий. Со стороны состава библейских текстов, в ряду всех западных и юго-западных переводов, переложений и изданий священного библейского текста XVI века, назначенных для русского народа. Острожская Библия 1580–1581 гг. занимает по праву самое первое место. По своей полноте в воспроизведении библейских писаний, Острожская Библия стоит не только выше всех многочисленных юго-западнорусских указанных выше изводов, но, как мы видели, выше польской Библии, служившей образцом для русских библейских переложений того времени. Ни одно из изданий обращавшихся в то время в западной и юго-западной Руси, не обнимало в таком исчерпывающем составе, всех канонических и неканонических библейских книг, как это издание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Минь воспроизвел комментарий на Иисуса Навина в Cursus completus Scripturae Sacrae, том. VII и VIII. – 15) Корнелий Янсен (Jansen) или Янсений (Jansenius), епископ гандский (1510–1576), Paraphr. et annot. in Psalmos, Лувен, 1549, полезная работа; Comment, in Proverbia et Ecclesiasticum, Лион, 1586, Concordia in Evangelia, Лувен, 1549; Comment, in Concordiam ac totam historiam Evangelicam, Лувен, 1572, 1577, 1617; Лион, 1597 и 1606. 734 – 16) Стелла, францисканец († 1581), In evangelium Lucae, in-f., Саламанка, 1575. Издания до 1581 г. помещены в индекс. С 1581 г. сделано много исправленных изданий. – 17) Фр. Форерий (Fr. Foreiro), португалец, († 1581), Isaiae prophetae vetus et nova ex hebraico versio cum Commentario, in-f., 1563 Венеция, ценный комментарий, напечатанный в Critici sacri, т. V, 1660. – 18) Иероним Вильмий (Vielmius), францисканец († 1582), один из учителей Карла Борромея, De sex diebus conditi orbis liber, Венеция, 1575. – 19) Иоанн Мальдонат (Maldönat), иезуит (1534–1583), Comment. in Jeremiam, Baruch, Ezechielem, Danielem, Париж, 1610; Comment, in quatuor Evangelia, Pont-à-Mousson, 1576–1597. Этот последний труд очень замечателен по своей научности и основательности изъяснения. Он был часто печатаем. Большинство изданий его неисправно. Лучшее – последнее издание, опубликованное в Майнце, 2 in –8°, 1872. Минь воспроизвел его комментарии на Иезекииля и св. Матфея в XIX и XXI том. Cursus completus Scripturae Sacrae. – 20) Альфонс Салмерон (Salmeron), иезуит († 1585), богослов собора Тридентского, Comment, in Evangel, et Act., Мадрид, 1598–1602, 16 in-f., ученые, но очень многоречивые труды, много раз печатаемы. – 21) Didacus de Zuniga (Stunica, † 1589), Comment, in Job, Толедо, 1584; In Zachar., Саламанка, 1577. Хороший богослов, лингвист, прекрасно писавший по-латыни. – 22) Фламиний Нобиль (Nobilius, 1530–1590), один из официальных издателей Вульгаты и LXX, Vetus Testamentum secundum LXX latine redditum et ex auctoritate Sixti V, P. M. editum, cum annotationibus et scholiis, juvantibus A.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

«Ермак, – говорит далее г. Небольсин, – с своею шайкою и другие атаманы не могли жить два года у Строгановых: два года кормить пятьсот человек не земледельцев, а людей и бесполезных и вредных при тогдашнем населении Строгановских аренд было и невозможно и несообразно с здравым рассудком; два года держать такую ватагу людей, не заявив по крайней мере пермским властям, или скрывать ее таким образом, чтобы правительство само не проведало об этом, тоже было невозможно». Это рассуждение отзывается опять понятиями XIX века и обличает очень легкое внимание к источникам; с какой стати Строгановы стали бы заявлять пермским властям своих козаков, когда они находились в полной независимости от этих властей, когда им позволено было прибирать разных людей, охочих козаков и употреблять их как для войны оборонительной, так и наступательной? Г. Небольсин считает невозможным для первых богачей в государстве кормить два года 500 человек; неужели он не знает, сколько дворни держали в это время в Москве бояре и окольничие, у которых было гораздо менее средств, чем у Строгановых? Но всего страннее, что люди, необходимые Строгановым и для войны оборонительной, и для наступательной называются бесполезными и вредными! «Козаки, – говорит г. Небольсин, – и с ними Кольцо, не могли прийти на Чусовую к Строгановым в 1579 году, потому что имя неразлучного и доверенного товарища Ермака-Ивана Кольца-встречается в официальных документах 1581 года при описании волжских набегов 1580 года». Упоминовение об Иване Кольцо в 1581 году показывает только, что он не был пойман, а не был пойман известно почему: он укрылся у Строгановых. «С самого начала 1581 года вогуло-остяцкие племена теснили владения Строгановых и угрожали Перми. Если б Ермак весну и лето этого года действительно был уже на Чусовой и был наемником и нахлебником Строгановых, то прямым следствием этого пребывания было бы то, что его или Строгановы, или земская власть заставили бы защищать русские пределы: Строгановым в 1581 году нельзя было посылать Ермака Бог знает куда в такое время, когда беда висела над головой и когда всякая помощь на месте была спасением целого края от будущих разорений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010