В правление англ. королевы католички Марии I Тюдор (1553-1558) было восстановлено католич. богослужение, отменены все постановления, сделанные после смерти кор. Генриха VIII, смещены большинство глав колледжей. Мн. активные сторонники Реформации бежали на континент или скрывались. Однако масштабных репрессий в ун-те не было. Получили широкую огласку эксгумация и публичное сожжение останков «еретиков» Буцера и Фагиуса, совершенные в К. в янв. 1557 г., во время визитации ун-та кард. Реджиналдом Полем . При кор. Елизавете I Тюдор (1558-1603) вновь произошли значительные изменения в руководстве ун-том и колледжами. Были восстановлены меры, введенные кор. Эдуардом VI (1547-1553), в т. ч. упразднено католич. богослужение. Канцлером стал У. Сесил (1520-1598), гос. секретарь и ближайший советник королевы, выпускник кембриджского Сент-Джонс-колледжа. Кафедру архиеп-ства Кентербери последовательно занимали кембриджские теологи Паркер (1559-1575), Э. Гриндал (1576-1583) и Дж. Уитгифт (1583-1604). Официально признанной богословской доктриной в ун-те стал т. н. via media - серединный путь между католичеством и более радикальными протестант. течениями. Вместе с тем К. был одним из главных центров становления пуританизма , среди преподавателей ун-та были богословы, стремившиеся очистить Англиканскую Церковь Англии от остатков католицизма в обрядности и упразднить епископат. Лидером этого движения был Т. Картрайт (с 1569 профессор теологии в К.). В лекциях он утверждал, что церковная епископальная структура противоречит Свящ. Писанию. Чтобы предотвратить распространение пуританских идей, в 1570 г. по инициативе вице-канцлера Уитгифта (позднее он стал архиепископом Кентерберийским) были утверждены новые статуты ун-та, согласно к-рым все преподаватели и студенты должны были принадлежать к к.-л. колледжу, одновременно существенно расширялись полномочия глав колледжей и университетского руководства. В дек. 1570 г. Картрайт был лишен профессорской кафедры, а 2 года спустя исключен из ун-та. В К. учились и основатели конгрегационализма Р. Браун и Г. Бэрроу .

http://pravenc.ru/text/1684165.html

Время основания Зеленецкого монастыря, по данным писцовых книг, можно отнести к периоду 1565-1570 гг. В писцовой книге Обонежской пятины 1564 г., составленной Андреем Лихачёвым, Зеленецкий мон-рь не упоминается, а в 1570 г. обитель уже существовала, т. к. в этом году был казнен Сырков, успевший сделать пожертвование. Согласно «Писцовой книге Обонежской пятины, Заонежской половины, писма Ондрея Васильевича Плещеева и подъячего Семейки Кузмина, 7091 года», в 1583 г. М. уже был игуменом мон-ря, в к-ром подвизались 12 монахов. В обители были построены деревянные Троицкая и трапезная Благовещенская церкви и ограда. Прп. Мартирий Зеленецкий. Роспись Троицкого собора Мартириева Зеленецкого мон-ря. 1908 г. Фотография. 2013 г. Прп. Мартирий Зеленецкий. Роспись Троицкого собора Мартириева Зеленецкого мон-ря. 1908 г. Фотография. 2013 г. В Житии подробно рассказано о важном событии, не упомянутом М. в «памятце». В 1595 г., направляясь в Москву, М. остановился в Твери и исцелил смертельно больного царевича Иоанна - сына касимовского хана Симеона Бекбулатовича (с 1576 вел. князь Тверской; в схиме Стефан). Путешествие М. в Москву в 1595 г. действительно могло иметь место, т. к. этим годом датирована жалованная грамота царя Феодора Иоанновича Зеленецкому мон-рю на 2 выти земли и ловли на Ладожском оз. В благодарность за исцеление сына Симеон Бекбулатович на свои средства выстроил в Зеленецком мон-ре 1-ю каменную ц.- в честь Тихвинской иконы Божией Матери с приделом во имя свт. Иоанна Златоуста. У стены этого храма в 1603 г. М. был погребен в могиле, которую собственноручно ископал. В 70-х гг. XVII в., при Новгородском митр. Корнилии, постриженике Зеленецкой обители, в мон-ре были построены каменные Троицкий собор, Благовещенская ц. с трапезной, колокольня, келейные корпуса, ограда; старую каменную Тихвинскую ц. разобрали. При перестройке мон-ря погребение М. оказалось под Троицким собором, в нижней ц. во имя ап. Иоанна Богослова. Здесь свт. Корнилий устроил гробницу М., однако мощи святого остались под спудом.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Value of VasilyPoznyakov walking lies in richness in legends and news heard by the travelers when visiting monasteries and churches of the Orthodox East. Some legends date back to the biblical plots, such as the one about the Prophet Elijah, about the deeds of the prophet Moses and others; there also are a lot of mentions and people from New Testament Apocryphal stories take significant place in the walking. One of the plots, the miracle with the Patriarch of Alexandria Joachim, was included as a separate story into the Russian Chronograph and Old Russian collections of XVII–XVIII centuries. The same task, financial assistance to the Middle East Orthodoxy, was completed in 1583 by Ivan Mishenin and aforementioned TrifonKorobeynikov and Mikhail Ogarkov and the same TrifonKorobeynikov in 1593. However, in these both cases Russian tsars themselves had a need for spiritual communication: “Moscow merchant, and there is a speculation that he also was a clerk, Trifon Korobeynikov… was a participant of the Embassy of Ivan IV to Constantinople and Mount Athos, sent in 1582 in remembrance of soul of the murdered prince John Ivanovich. In 1593–1594 years Korobeynikov visited Constantinople and Jerusalem with the clerk M. Ogarkov, sent again with alms, but grace, for the birth of princess In 1603 the Jerusalem delegation from Patriarch Sophronius IV headed by Archimandrite and oncoming Patriarch of Jerusalem Theophan III made a return visit to the court of Boris Godunov. Theophan III, already being the Patriarch, visited Moscow for the second time in 1619 in connection with the enthronement of Patriarch of Moscow and All Russia Philaret. In 1585–1586 years Patriarch of Antioch Joachim V took a trip to Russia and became the first representative of Eastern Orthodoxy, who personally visited Moscow. He was forced by plight of his throne, which had big debts. His visit was used by Tsar Feodor Ivanovich to start negotiations on establishment Patriarchate in Rus. Joachim agreed to intercede for it after returning to the East. As a result, in 1590 the Metropolitan of Moscow Job was exalted in the rank of Patriarch of Moscow and All Russia.

http://bogoslov.ru/article/4150520

Ценность Хождения Василия Познякова заключается в насыщенности известиями и легендами, услышанными путниками при посещении монастырей и храмов христианского Востока. Некоторые легенды восходят к библейским сюжетам, например о пророке Илье, о деяниях пророка Моисея и др.; немало упоминается новозаветных лиц и событий. Значительное место в Хождении занимают апокрифические рассказы. Один из сюжетов — чудо с александрийским патриархом Иоакимом — вошел в качестве самостоятельного рассказа в состав русского Хронографа и в древнерусские сборники XVII–XVIII вв.» [vii] . Ту же задачу — материальную поддержку ближневосточного православия — выполнили в 1583 г. Иван Мишенин и упоминавшийся выше Трифон Коробейников, а в 1593 г. — Михаил Огарков и тот же Трифон Коробейников. Однако в обоих этих случаях российские цари сами имели потребность в духовном общении: «Московский купец, а есть предположение, что подьячий, Трифон Коробейников… был участником посольства Ивана Грозного в Царьград и на Афон, отправленного в 1582 г. с милостыней на помин души убиенного отцом царевича Иоанна Иоанновича. В 1593–1594 гг. Коробейников побывал в Царьграде и в Иерусалиме с дьяком М. Огарковым, посланным опять с милостынею, но уже заздравной, на рождение у царя Федора Ивановича царевны Феодосии» [viii] . Ответным стал в 1603 г. визит иерусалимской делегации от Патриарха Софрония IV во главе с архимандритом и будущим Патриархом Иерусалимским Феофаном III ко двору Бориса Годунова. Второй раз, уже будучи Патриархом, Феофан III посетил Москву в 1619 г. в связи с интронизацией Патриарха Московского и всея Руси Филарета. В 1585–1586 гг. Патриарх Антиохийский Иоаким V предпринял путешествие в Россию, став первым из предстоятелей восточного православия, лично посетившим Москву. К этому Иоакима вынудило бедственное положение его престола, имевшего большие долги. Его визит был использован царем Феодором Ивановичем для начала переговоров об учреждении на Руси Патриаршества. Иоаким согласился ходатайствовать об этом перед другими православными патриархами по возвращении на Восток. В результате, в 1590 г. первосвятителями восточных православных церквей было подтверждено возведение Митрополита Московского Иова в сан Патриарха Московского и Всея Руси.

http://radonezh.ru/analytics/o-mezhtserk...

Политические изменения в Китае и Тибете прервали эти отношения. Тонгва Денден (1416-1453), Кармапа VI, согласно предсказаниям, род. неподалеку от мон-ря Карма-Данса. Он стремился к единению верующих и монашествующих и созданию монастырских ун-тов (Shedra) в традиции кагью в Тибете и других странах Гималайского региона. Кармапа VI опознал Чойкьи Гелцена (1377-1448) как воплощение Тай Ситу Ринпоче II. Чойдрак Гьяцхо (1454-1506), Кармапа VII, автор многочисленных трактатов по винайе, по философии мадхьямики, по тантре, комментариев к трудам Дигнаги и Дхармакирти . Веря в то, что золочение образа Будды Шакьямуни поможет ему как преемнику заповедей К.-к., Кармапа VII отправлял в Индию золото. Он полагал, что повторение мантры Авалокитешвары («Ом мани падме хум») защищает от болезней и неприятностей; способствовал строительству мостов и дорог, защищал животных (ввел запрет на охоту и рыбную ловлю). Микьо Дордже (1507-1554), Кармапа VIII, вошел в историю тибет. культуры как мастер живописи. С его именем связывается утверждение художественного стиля карма-гадри, к-рый возник еще при Кармапах V и VI. Кармапе VIII принадлежат комментарии к Виная-сутре и Праджняпарамита-сутре, он составил медитационную практику «Гуру-йога 4 времен суток», одну из важнейших медитаций школы К.-к., и написал соч. «Светоч анализа традиции, утверждающий мадхьямику пустоты другого» - трактат, посвященный проблематике жентонг (воззрение, показывающее то, как абсолютная природа реальности свободна или же пуста от чего-либо другого, кроме собственной природы). В числе его учеников - Шамар V (1525-1583), Паво Цуклак Тренгва (1504-1566), Тулку Паво II, ученый, историк и мистик. Вангчук Дордже (1556-1603), Кармапа IX, посещал монастыри гелугпы, сакьяпы , инициировал создание изображения Будды Шакьямуни на шелке для монастыря Цхурпху. Путешествуя по Тибету, он проповедовал, восстанавливал разрушенные и возводил новые мон-ри, определял пути паломников к священным местам (Чакрасамвара в Цари), также проповедовал в Бутане, построил монастырь в Румтеке. Он был автором кратких комментариев к Виная-сутре, Абхидхармакоше, мадхьямике, Праджняпарамита-сутре, а также 3 значительных сочинений по махамудре. Прославились его трактаты по системам медитации в махамудре, в т. ч. «Океан истинного смысла», содержащий систему подготовительных упражнений (нёндро) к практике махамудры, и «Махамудра, рассеивающая тьму неведения».

http://pravenc.ru/text/1681099.html

В отзывах современников-католиков об О. а. используется преимущественно название «греческий коллегиум» (в переписке папского нунция в Польше в 1581-1584 гг. Альберто Болоньетти; в сообщении секретаря папского нунция в Польше Орацио Спаннокки 1587 г. (Relacje nuncyuszów apostolskich. 1864. S. 460)). Ипатий Потей в «Отписи на письмо некоего Клирика Острожского» (1599) характеризует своего соперника как «ученика академии Острожской» ( Nomiй I. Biдnobiдь Kлipuky Острозькому//Ykpaïhcьki ryмahicmu епохи Biдpoджehhя: Ahmoлoriя. К., 1995. Ч. 2. С. 150). О существовании правосл. академии в Остроге писал иезуит Я. Велевицкий в дневниковой записи 1623 г.: «Помещики этой местности были самыми активными покровителями греческих схизматиков. Поэтому и соорудили в этом городе схизматицкую академию как оплот своей религии» ( Wielewicki. 1899. S. 151). Симон Пекалид называл О. а. «трехъязычной гимназией», «трехъязычным лицеем». В поэме «De bello Ostrogiano» (Про Острожскую войну) он писал о преподававшихся в Остроге «свободных науках», прославлял Острог как центр, где процветают культура и наука ( Nekaлiд С. Про Острозьку biйhy niд П " яткою проти низових/Пер.: В. Маслюк//Украïнська noeзiя XVI ст. К., 1987. С. 203, 214). По-видимому, подготовкой к созданию О. а. стало приглашение кн. Константином Константиновичем Острожским в марте 1575 г. Ивана Фёдорова для организации типографии в Дерманском Свято-Троицком муж. мон-ре (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань). В тот период началась работа над изданием Острожской Библии, сложился кружок ученых-богословов. Первые этапы этого труда могли осуществляться в Дерманском мон-ре или в г. Дубно (ныне Ровненской обл., Украина), где в 1576 г. преимущественно находился кн. Острожский. Правосл. магнат деятельно участвовал в организации О. а. В февр. 1585 г. он дал фундуш на нужды ц. Св. Троицы и госпиталя в Остроге - доходы от г. Сураж (ныне Тернопольской обл., Украина; владение кн. Острожского с 1583) и сел Суражской вол.: Ст. Сураж, Турова, Онишковцы, Ходаки, Ближ. и Дальн. Зеньки, Исерна и Тетерев. Позже отдельным актом (не сохр.) часть доходов от Суражской вол. князь передал на содержание Острожской школы. В сообщении о смерти кн. Острожского в «Острожском летописце» сказано, что он «на шпиталь и на школы город предоставил Сурож с селами». Князь прилагал усилия для подбора преподавателей в О. а. Он обращался к патриарху К-польскому ( Возняк. 1954. С. 34), искал учителей на греч. Востоке. Буд. униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский в письме от 15 февр. 1603 г. к кн. Николаю Радзивиллу Сиротке писал из Рима, что кн. Острожский «какую-то академию на Волыни хочет фундировать, послал в Грецию за профессорами, но там сейчас днем с огнем их не найдешь» ( Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1883. Т. 1. Прил. 23. С. 180-181).

http://pravenc.ru/text/2581675.html

Пиза, принадлежавшего к великому герцогству Тосканскому. Его семья принадлежала к старинному Флорентийскому роду, однако финансовое состояние на момент рождения Галилея было весьма плачевно. От отца Винченцо Галилео ученый наследовал гибкость ума, артистические способности, а вместе с тем предрасположенность к математике. От матери, Джулии Амманнати, которую описывали женщиной сварливой и резкого характера, он получил некоторую агрессивность, нетерпимость, которые проявлялись в неожиданных вспышках ярости и колких насмешках над окружающими . Начальное образование Галилей получил в Пизе, затем учился в монастыре Конгрегации Валломброза во Флоренции, где чуть не стал (а возможно даже успел стать) послушником. Однако отец забрал его оттуда под предлогом болезни глаз. Затем отцу пришла мысль сделать из Галилея медика, таким образом, поправив дела всей семьи. Для этого Галилей должен был вернуться в Пизу, где в 1581 году он поступил в университет. Однако Галилей выказал полное равнодушие к профессии. В 1583 году Галилей впервые встретился с математиком Остилио Риччи (1540-1603), который преподавал этот предмет пажам Великого герцога. Именно он сообщил Галилею первые сведения об евклидовой геометрии, а затем и механике Архимеда, характерной особенностью которой было решение проблем механики из физических экспериментов, а не абстрактных метафизических принципов. Именно этот метод Галилей в будущем возьмет на вооружение и усовершенствует. За четыре года пребывания во Флоренции Галилей углубил свои познания в теории Евклида и в особенности физики Архимеда. Свидетельством увлечения этими теориями, была первая работа, озаглавленная «Маленькие весы». В ней был представлен метод определения точного веса тел с помощью гидростатических весов. Несмотря на то, что это не было новым открытием, Галилей смог заметно усовершенствовать весы. Эта работа заставила многих обратить внимание на молодого ученого. Вторая работа была написана около 1586 и содержала доказательства теоремы о центре тяжести параболических конических

http://pravmir.ru/delo-galileya/

В том же году разрешено было царскою грамотою (от 29 февраля) построить в Тюмени, хотя в ней и прежде было уже две церкви, новую во имя Рождества Пресвятой Богородицы и посланы были туда из Москвы другой священник, антиминс и все «церковное строенье», т. е. все необходимое для церкви и богослужения. В 1602 г. по указу царя Бориса Федоровича отправлены были из Москвы в город Верхотурье девять икон, двери царские, запрестольный образ Богоматери, образ Стефана Пермского, колокол и печатная Минея, с тем чтобы некоторые из этих вещей были оставлены при двух церквах в Верхотурье, а другие пересланы в Тобольск и Пелым. В 1603 г. упоминаются в Сибири «новокрещены» из чусовских вогуличей; их приказано было записывать в царскую службу и давать им наравне со стрельцами царское жалованье, денежное и хлебное. А через два года царь Борис Федорович, отправив верхотурскому воеводе Плещееву четыре книги вновь отпечатанной цветной Триоди, приказал ему отдать две книги в Тобольск и по одной в Тюмень и Туринск . В Корелии, которую в 1583 г. Россия принуждена была уступить Швеции, православие подвергалось тяжким притеснениям. Царь Федор Иванович, желая прекратить это и возвратить России ее древнее достояние, выступил в 1591 г. с сильным войском против шведского короля. Побежденные шведы тотчас отдали царю города Яму, Копорье, Ивангород. И Федор Иванович повелел все эти города «от всяких еллинских богомерзских гнусов очистити и Божественныя церкви в них поставляти». Когда же спустя четыре года шведы вторглись в новгородские пределы и царское войско, разбив, рассеяв врагов, овладело всею Карельскою областию, тогда царь послал в нее своих бояр и повелел, как повествует сам патриарх Иов, «тамо капища еллинская разорити, и идолы сокрушити, и святыя церкви воздвизати, и пречистыя великия обители устрояти... и по его благому изволению вся сия совершишася» . При царе Борисе в 1598 г. учреждена здесь особая епархия под названием Корельской . Нельзя сказать, чтобы за учреждением патриаршества в России и другими, последовавшими затем переменами в нашей церковной иерархии изменилось и значение ее гражданское, или государственное, но оно стало теперь заметнее и осязательнее.

http://sedmitza.ru/lib/text/436095/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИНДАЛ Гриндал [англ. Grindal] Эдмунд (ок. 1519, Сент-Бис, совр. графство Камбрия, Великобритания,- 6.07.1583, Кентербери), архиеп. Кентерберийский. Г. получил образование в Кембридже (Модлин-колледж, Крайст-колледж и Пембрук-Холл). В 1538 г. Г. стал бакалавром, а в 1541 г.- магистром искусств; в 1544 г. был рукоположен во диакона. Пользовался покровительством Н. Ридли , ректора Пембрук-Холла, позднее еп. Лондонского, к-рый сделал Г. одним из своих капелланов и регентом хора собора св. Павла. Спустя нек-рое время Г. стал капелланом кор. Эдуарда VI (1547-1553) и пребендарием Вестминстерского собора; в окт. 1552 г. принял участие в теологической экспертизе «Сорока двух статей» перед утверждением их Тайным советом. В 1553 г. выступил с осуждением дворцовых нравов и предсказал, что после смерти Эдуарда VI для Англии начнутся тяжелые времена. Пророчество исполнилось после восшествия на престол католички Марии Тюдор (1553-1558), к-рая начала гонения на протестантов. Г. покинул страну и отправился в Страсбург. Там он передал рукописи своего друга и учителя протестант. теолога М. Буцера (1491-1551), преподававшего в 1549-1551 гг. в Пембрук-Холле, его секретарю К. Хуберту для дальнейшей публикации; в Базеле Г. помогал Дж. Фоксу в создании «Книги мучеников» (The Воок of Martyrs), где были собраны свидетельства о протестантах, пострадавших за веру в годы правления «Марии Кровавой». Г., имевший большую корреспондентскую сеть в Англии, постоянно сообщал Фоксу новые факты, пополнявшие книгу. Во Франкфурте Г. принял участие в литургическом диспуте между т. н. коксианцами (по имени еп. Р. Кокса), защищавшими «Книгу общих молитв» 1552 г., и ноксианцами (по имени шотл. пастора Дж. Нокса ), требовавшими еще большего упрощения богослужения. В янв. 1559 г., после того как трон перешел к Елизавете I (1558-1603), Г. вернулся в Англию; в том же году он был избран ректором Пембрук-Холла и назначен епископом Лондонским (по нек-рым данным, Г.

http://pravenc.ru/text/168141.html

В подмосковном с. Святые Отцы (Всехсвятском) А. Э. «воздвиг церковь Всех святых, и украсил ее внутри и вне, обнес ее оградой кругом, и насадил около нее различные деревья, и вблизи ее устроил пруд, и вырыл вблизи колодезь, против двери ее». В с. Завидово Клинского у. на средства А. Э. была воздвигнута ц. Успения Богородицы с 2 приделами - в честь Соборов архангелов Михаила и Гавриила и всех Небесных сил бесплотных и во имя прор. Илии. Вблизи от Завидова, по-видимому в с. Спас-Заулки, А. Э. «воздвиг церковь великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». В с. Никитском Боровского у. он построил ц. во имя Архангелов, «обнес ее оградою... и насадил около нее различные деревья». В 1599 г. А. Э. отослал в метеорский мон-рь Варлаам серебряный дискос, в кремлевский Архангельский собор дал вкладом Служебник (Вильно, 1583). Позднее А. Э. сделал еще ряд вкладов в Архангельский собор: в 1606 г.- Евангелие, в 1609 г.- Минею за ноябрь; на окладе печатного Евангелия XVII в., хранившегося в соборе, имелись фрагменты серебряного оклада, снятого с Евангелия,- вклада А. Э. в собор в 1609 г. По-видимому, в связи с многочисленными вкладами А. Э. его род был записан в синодик Архангельского собора. В 1602 г. А. Э. отправил с иерусалимским архим. Дамаскином в мон-рь Татарна подаренный ему иером. Матфеем в 1596 г. Евхологий и нек-рые предметы церковной утвари. С авг. 1603 по март 1604 г. в Москве для сбора милостыни находились посланцы Иерусалимского Патриарха Софрония V во главе с архим. Феофаном , буд. Патриархом. А. Э. немало способствовал успеху этого посольства. В Смутное время архиепископу Архангельскому пришлось перенести немало испытаний. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий I занял Москву, 7 июля венчался на царство. И в его встрече, и в венчании А. Э. принимал самое активное участие: после коронации самозванца в Успенском соборе «императорской короной» А. Э. в Архангельском соборе возложил на него шапку Мономаха. 30 июня состоялся Собор Русской Церкви, в к-ром участвовал Архангельский архиепископ.

http://pravenc.ru/text/76326.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010