Одно кладбище, как позволяет думать ряд случайных раскопок и открытий, находилось недалеко от серпуховской заставы, на конной площади близ Данилова монастыря: здесь еще в 1823 г. Калайдович нашел несколько надгробных лютеранских памятников, относящихся ко временам И. В. Грозного; при исправлении стен Данилова монастыря в 1870 г. архимандрит Амфилохий, один из деятельнейших и просвещеннейших археологов наших, отыскал 13 обломков или оснований таких же памятников, относящихся ко времени 1564–1593, из которых на 9-ти уцелели надписи на немецком языке, на двух – на латинском, на одном – на итальянском и на одном– на английском языке; один из них, поставленный в 1570 году в честь славного проповедника Elias Ivesner Dudesc, передан во владение Михайловской кирки. В 1876 г., при перестройке церкви Казанской Божией матери на Якиманке, найден памятник от 1595 г., на могиле второй жены Арента Клауссена Стеллингсверфа. (Эта находка передана в Румянцевский музей.) Случайно ли погребена здесь эта лютеранка или немецкое кладбище из-под стен отдаленного, загородного тогда Данилова монастыря перенесено было сюда в 1595 г. (после того как иностранцы еще в 1576 г. получили позволение от правительства погребаться ближе к центру Москвы и месту своего жительства), решить не беремся ; но несомненно, что названная местность на Якиманке до половины 17 в. принадлежала обитателям находившейся вблизи Наливайки, или Налейки, а потом ею завладели жители нынешней немецкой слободы. Другое кладбище помещалось в немецкой слободе, там, где построена была при Грозном лютеранская церковь . Оно открыто одновременно с основанием церкви (в 1576 г.). Третье кладбище, называемое у Олеария Der Deutsche Begräbniss, было также в немецкой слободе, на большом церковном дворе, принадлежавшем лютеранам; (вблизи этого места старая община св. Михаила имела свой участок земли (Grundestück). Наконец, в самом городе, близ улицы Таганки (недалеко от Болвановских ворот) существовало особое кладбище под названием «Der alten Begräbniss», в котором, со времен Михаила Федоровича, погребались протестанты, жившие в центре Москвы. У реформатов кладбища были общие с лютеранами. (Чт. в Имп. Общ. Ист. и древн Российск. 1862 г., кн. 3, стр. 175, надгробн. пам. иноверц., найден. Архим. Амфилохием в 157О г. в Моск. Дан. монаст. Моск., 1871. Москов. Ведом. 1876 г. 19 мая, Соб. Гос. Грам, и дог. т. IV, 207 и Fechner II. Th. 673–678).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

630-631 631-634 МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в. - нач. марта 1609), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии 634-640 МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. 640-642 642-643 643-646 646-648 648-652 МИХАИЛ (Семёнов Павел Васильевич; июнь 1873 или 1874 - 1916), писатель, публицист, еп. Канадский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) 652-659 МИХАИЛ (Темнорусов Павел Михайлович; 1854-1912), архиеп. Минский и Туровский, церковно-общественный деятель 659-663 663-666 666-669 МИХАИЛ I КИРУЛАРИЙ (нач. XI в.- 1059), патриарх К-польский (с 25 марта 1043 по 2 нояб. 1058), один из крупнейших церковно-политических деятелей в истории Византии 669-672 МИХАИЛ III АНХИАЛ [Анхиалец, из Анхиала], патриарх К-польский (янв. 1170 - март 1178), визант. богослов, ученый 672-674 674-675 676-677 676-677 677-678 678-679 679-680 680-681 681-682 МИХАИЛ VI [Михаил ас-Саббаг аль-Хамави] (ок. 1505 - 1592 (?)), патриарх Антиохийский (1576/77-1583/84) 682-683 МИХАИЛ I еп. Картли (Мцхетский) (50-е - кон. 60-х гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви 683-684 684-685 685-686 686-687 687-690 690-691 691-692 692-693 693-694 694-697 МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 697-701 МИХАИЛ АСТРАПА И ЕВТИХИЙ средневек. художники, создавшие неск. фресковых ансамблей на территории Македонии и Сербии 701-703 702-703 МИХАИЛ БРЕЙК [Бурейк, Барик; ад-Димашки ] (нач. XVIII в. - после 1781), свящ., правосл. араб. летописец 703-704 704-705 705-706 МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) 706-725 МИХАИЛ ГАРЕДЖЕЛИ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. в ст. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар и Симон Гареджийские

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

Очевидно, с именем митрополита Дионисия можно связывать распространения почитания чудотворного образа Богоматери Знамение, святыни Новгородской земли, о чем читаем в Уставе. В 1583 г. «государь царь и Великий князь Иван Васильевич всеа Руси приговорили со отцем своим и богомольцем Деонисием митрополитом всеа Руси и со архиепископы и епископы и со архимариты и игумены и со всем Освященным Собором месяца ноября в 27 пети Знамению Пречистые Богородицы» 776 . При митрополите Дионисии произошли некоторые изменения в епархиальной структуре Русской Церкви. После разгрома Иоанном Грозным Великого Новгорода в 1570 г. из ведения Новгородской епархии были изъяты «к Вологодской епископьи Двина, Колмогоры, Каргополь, Турчасово, Вага и с уезды». Но после кончины царя в 1584 г., при новом государе Феодоре Иоанновиче и митрополите Дионисии названные регионы были возвращены Новгородской епархии 777 . Несомненно, самым известным иерархом, которого посвятил митрополит Дионисий, был епископ Коломенский и Каширский Иов, поставленный в 1581 г. и в 1586 г. перемещенный на Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а затем сменивший на Московской кафедре митрополита Дионисия, став в 1589 г. первым Всероссийским патриархом. 11 октября 1586 г. митрополит Дионисий рукоположил ученика преподобного Герасима Болдинского († 1554; пам. 26 окт.) игумена Антония на Вологодскую кафедру († 1587; пам. 26 окт.). По благословению митрополита Дионисия в 1576 г. была открыта Чирцова Троицкая пустынь недалеко от города Мезень, на левом берегу реки Мезень 778 . В 1585 г. на праздник Вербного воскресения митрополит Дионисий совершил традиционный крестный ход – «шествие на осляти», описанный иностранцем, находившимся в то время в Москве. По пути шествия процессии постилались одежды. «По этим одеждам шел Великий князь и вел за узду коня, на котором сидел митрополит . На коне сидел верхом митрополит, держа обе ноги с одной стороны, в широкой черной кардинальской шапке . Он благословлял народ маленьким золотым крестом, который держал в руке» 779 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

XVII ст.): Зб. дokyмehmib. К., 1975. 81. С. 137. Лит.: Петрушевич А. С. Сводная галицко-рус. летопись с 1600 по 1700 г. Львов, 1874. Ч. 1. С. 56; Каманин И. К. К истории Киево-Печерской лаврской типографии//Киевская старина. 1894. Т. 46. 8. С. 276-278; он же. Несколько черт для характеристики князя К. К. Острожского//СИЮЗР. 1916. Вып. 2. С. 18-19; Франко I. Я. Забутий украïнський bipшonuceць XVII в.//ЗНТШ. 1898. Т. 22. Кн. 2. С. 1-16; Крыловский А. С. Львовское братство. К., 1904. Прил. С. 30-31; Исаевич Я. Д. Острожская типография и ее роль в межслав. культурных связях: (Послефедоровский период)//Федоровские чт., 1978. М., 1981. С. 34-46; он же. Преемники первопечатника. М., 1981. С. 18, 33; он же Украïнське книговидання: Витоки, розвиток, проблеми. Льbib, 2002. С. 137, 150, 156; Мыцко И. З. Дерманский культурно-просветительный центр и его участие в идеологической борьбе на Украине (70-е гг. XVI в.- 30-е гг. XVII в.)//Федоровские чт., 1978. М., 1981. С. 47-56; он же (Мицько). Острозька слов " яно-греко-латинська akaдeмiя: (1576-1636). К., 1990. С. 82-83; он же. Свято-Успенська лавра в Yhebi. Льbib, 1998; Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 276-277; Кн. 6. С. 198, 200, 204, 205; Атаманенко В. Б. Балабан Icaйя//Острозька akaдeмiя XVI-XVII ст.: Енцикл. вид. Острог, 2008. С. 36. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798 - 1882), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский

http://pravenc.ru/text/674832.html

10) 1.06.1591 прославлен прп. Иосиф Волоцкий († 9.09.1515), почитание которого установлено было в мон-ре 20.12.1578, а местное – 15.01.1589. 11–12) 4.10.1595 при копании рвов для новой каменной церкви в Спасо-Преображенском мон-ре Казани были обретены мощи свт. Гурия (Руготина), архиеп. Казанского († 5.12.1563), и свт. Варсонофия, еп. Тверского и Кашинского († 11.04.1576), и установлено им общецерковное празднование на этот день. 13) В 1597 г. в связи с открытием мощей установлено общецерковное празднование прп. Антонию Римлянину († 3.08.1147). 14) 25.01.1600 установлено общецерковное празднование прп. Корнилию Комельскому († 19.05.1537). 15) В 1606 г. установлено общецерковное празднование блгв. царевичу мч. Димитрию Угличскому, Московскому († 15.05.1591), в связи с перенесением мощей из Углича в Москву и чудотворениями. Первоначально общецерковное празднование распространялось на три памяти: 15 мая – убиение, 3 июня – перенесение мощей, 19 окт.— рождение. 16) В авг. 1619 г. установлено общецерковное празднование прп. Макарию Унженскому († 25.07.1444) вследствие многочисленных чудес при гробе, начавшихся в 1618 г. Местное празднование началось в 1й пол. XVI в. 17) Вероятно, общецерковное празднование блгв. вел. кн. Владимирскому мч. Георгию († 4.03.1238, пам. 4 февр.) установлено Патриархом Иосифом (1642–1652), т. к. память св. Георгия под 4 февр. отмечена в «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» 1643 г. 18–19) Общецерковное празднование блж. Прокопию († 8.07.1303) и Иоанну († 29.05.1494), Христа ради юродивым, Устюжским установлено, вероятно, при Патриархе Иосифе (1642–1652), когда кн. С. И. Шаховской в 1647 г. составил Похвальное слово святым Прокопию и Иоанну Устюжским. Местное почитание было установлено Собором 1547 г. 20) В 1648 г. в связи с обретением мощей и начавшимися чудесами установлено общецерковное празднование прп. Кириллу Новоезерскому († 4.02.1532) (особая пам.— 22 авг., на внесение мощей в 1652 г. в новую церковь), местное почитание которого относится ко времени Патриарха Филарета (1619–1633).

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

(† 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых). О житии А. М. сообщает «История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея», составленная в нояб. 1712 г. по повелению архиеп. Холмогорского и Важского Варнавы (Волатковского) , посетившего в это время Агапитов Маркушевский мон-рь . До 1712 г. в мон-ре имелись лишь отдельные записи о преподобном. О начальной поре жизни святого, как видно из «Истории», достоверных сведений не сохранилось. По мнению одних исследователей (архиеп. Амвросия (Орнатского) , архиеп. Филарета (Гумилевского) ), А. М. был современником прп. Лонгина Коряжемского († 1540; пам. 10 февр.), вместе с к-рым подвизался в сольвычегодском Борисоглебском мон-ре, где и принял постриг. По мнению др., А. М. сначала подвизался в Соловецкой обители и был пострижеником сщмч. Филиппа (в 1546-1566 игумен обители, в 1566-1568 митр. Московский и всея Руси). После 1568 г. А. М. неск. лет жил в Сойгинском сольвычегодском мон-ре. В «Истории» сказано, что, пребывая в пределах р. Вычегды, в 1576 г. А. М. тяжело заболел. На 27-й день болезни, когда святой уже потерял надежду на выздоровление, ему явилась икона свт. Николая. Свт. Николай исцелил А. М. и повелел ему основать иноческую обитель на р. Маркуше, в 100 верстах от г. Тотьма. 3 раза А. М. переходил с места на место, наконец там, где двукратно услышал Божественный голос, поставил часовню, в к-рой поместил явившуюся ему икону свт. Николая. В 1578 г. вместо часовни А. М. построил холодную деревянную ц. во имя свт. Николая, немного позже была построена теплая ц. во имя Благовещения Пресв. Богородицы. Никольский храм был освящен 7 сент. 1579 г., здесь находился чудотворный образ свт. Николая, от к-рого происходило множество исцелений (в XIX в. в приходской Благовещенской ц. хранилась тетрадь с записью 195 чудес от иконы свт. Николая). Видимо, при А. М. была освящена и Благовещенская ц., т. к. известно, что в 1578 г. преподобный был в Москве и получил благословение у митр. Антония на освящение 2 церквей. У царя Иоанна IV Васильевича Грозного преподобный «улучи повеление» на строительство мельницы на р. Лохте.

http://pravenc.ru/text/63156.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ († 9.12.1589, Свято-Троицкий Печенгский мон-рь), прмч. (пам. 9 дек., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 28 дек.- в Соборе Кольских святых), Печенгский, Кольский, ученик прп. Трифона Печенгского, игум. Трифонова Печенгского во имя Св. Троицы мон-ря , и с ним преподобномученики братия и трудники (116 чел.) Трифонова Печенгского мон-ря (пам. 28 дек.- в Соборе Кольских святых) (перечень имен см.: Митрофан (Баданин) . С. 288-289). Прмч. Гурий Печенгский. Фрагмент иконы«Собор Кольских святых». 2002 г. Прмч. Гурий Печенгский. Фрагмент иконы«Собор Кольских святых». 2002 г. Г. как игумен Троицкого Печенгского мон-ря впервые упоминается в грамоте царя Иоанна IV Васильевича 21 нояб. 1556 г. («пожаловал есмя нашего царского богомолия, от Студенаго моря окияна с Мурманского рубежа, Пресвятые и Живоначальныя Троицы Печенгскаго монастыря игумена Гурия с братиею»; см.: Грамоты Кольского у. С. 437), к-рой мон-рю были предоставлены обширные владения и льготы. Из Жития прп. Трифона, основателя Печенгского мон-ря (Житие создано, возможно, в нач. XVII в. на основе более ранних записей), известно, что он приехал в Москву для получения царского пожалования в 1556 г. «со единопутным своим, Соловецкого монастыря неким праведным иноком». Надо полагать, что этим иноком Соловецкого мон-ря был представленный царю на утверждение буд. настоятель Печенгской обители Г. Приезду иноков предшествовало чудо. За день, когда царь шел к литургии, «явишася на пути два святолепна инока, царские же очи возлюби их честное явление», и царь беседовал с ними, для всех остальных иноки оставались невидимыми. (Исследователи высказывали мнение, что имя Г. как игумена мон-ря было вписано в грамоту позднее - после 1576, при возобновлении Иоанном Грозным жалованных грамот мон-рям и архиерейским домам; годом раньше все пожалования были отменены по воле Иоанна Грозного вел. кн. Симеоном Бекбулатовичем .)

http://pravenc.ru/text/168364.html

О территории, структуре и доходах архиепископии во 2-й пол. 70-х гг. XVI в. и ретроспективно в более ранний период дает представление Приходная книга новгородского Софийского дома 1576/77 г. (РНБ. Соф. 1548), составленная после опричного разорения Новгорода и Новгородской земли в 1569/70 г. (Приходная книга. 2011). Описание проводилось по десятинам, на к-рые в податном отношении делилась Новгородская и Псковская архиепископия (см.: Селин А. А. Об одном малоизвестном территориальном делении Новгородской земли в XVI в.//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новг., 1995. Вып. 9. С. 272-281). Всего в Книгу записей Софийской пошлины вошли 14 десятин, в к-рых расположены упоминаемые в Книге храмы: Бежецкая, Деревская, Курская, Водская, Тесовская и Залесская, Шелонская, Корельская, Ладожская и Поволховская, Нагорная, Коловая, Заонежская, Ореховская, Русская, Ржевская. Указанные десятины охватывали все 5 пятин Новгородской земли и Пусторжевский у. По гипотезе А. А. Фролова, несмотря на отсутствие прямых данных, десятинное деление Новгородской и Псковской епархии восходит к периоду независимости Новгородской земли, вероятно ко 2-й пол. XIII в., и предшествует, т. о., пятинному делению, появившемуся в кон. XV в. ( Фролов А. А. Названия новгородских пятин и пятинное деление в свете некоторых источников по истории церкви//Русь, Россия: Средневековье и Новое время: 2-е чтения пам. акад. Л. В. Милова. М., 2011. С. 34-39; Он же. Устав кн. Ярослава «о мостех» об административном устройстве Новгородской земли сер. XIII в.//Староладожский сб. СПб., 2013. Вып. 10. С. 271-272). Из др. источников известно о существовании Городецкой (охватывавшей Бежецкий Верх) и Новоторжской десятин. Естественно предположить существование одной или нескольких десятин на Псковской земле. Ко времени архиерейства Александра относится также «Ружная роспись новгородских церквей» (см.: Макарий (Миролюбов). 1856). А. С. Хорошев датировал «Ружную роспись...» 1581-1583 гг. и полагал, что в ней отразились реалии еще республиканского времени ( Хорошев А. С. «Ружная роспись» новгородских церквей и время ее составления//АЕ за 1972 г. М., 1974. С. 113-115).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКВАВИВА [итал. Aquaviva] Клаудио (14.09.1543, Неаполь - 31.01.1615, Рим), генерал ордена иезуитов с 1581 г. Младший сын герц. Атри, изучал право в Перудже, в 1567 г. вступил в орден иезуитов, с 1576 г. провинциал в Неаполе. Во время правления А. ордену пришлось столкнуться с немалыми внешними и внутренними трудностями. Орден был вовлечен в борьбу с протестантами, а на рубеже XVI-XVII вв. его членов изгоняли из ряда стран, причем даже из католич.: в 1595-1603 гг.- из Франции, а в 1605 г.- из Венеции. А. вынужден был противостоять также внутренней оппозиции - движению испан. иезуитов 80-х гг. XVI в., стремившихся расширить полномочия провинциалов и провинциальных собраний, укрепив одновременно связи провинций с национальными монархиями («испанская схизма»). Это движение было поддержано кор. Испании Филиппом II , стремившимся поставить испан. иезуитов под свой контроль, а потому генералу пришлось проявить максимум дипломатических способностей в улаживании конфликта. Ситуация осложнялась попыткой испан. инквизиции во главе с доминиканцами , давними соперниками иезуитов, рассмотреть устав иезуитов на предмет соответствия католич. вероучению, а также антипатией Климента VIII , желавшего усилить контроль папского престола над генералом ордена, лично к А. Тем не менее ордену при А. удалось расширить ряды своих членов и увеличить число коллегий более чем вдвое. Помимо традиц. миссионерства в Нов. Свете, Эфиопии, Индии, Японии и Китае иезуиты при А. стали активнее работать во всех странах Зап. Европы, особенно в протестант. Соч.: Instructio pro superioribus ad augendum conservadumque spiritum in Societate Jesu. R., 1606. Лит.: Sommervogel С. Bibliothèque de la Compagnie de Jésus. Brux.; P., 1890. Vol. 1. Р. 480-491; Guibert J. de. La spiritualité de la Compagnie de Jésus. R., 1913; Schneider B. Archivium Historicum Societatis Jesu. R., 1957. Vol. 26. P. 3-56; LTK2. Bd. 1. S. 114. А. Ю. Серегина Рубрики: Ключевые слова: БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.) ВЕТТЕР Густав Андреас (1911-1991), священник-иезуит, профессор, писатель, философ, специалист по рус. философии и научному материализму ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма ИЕЗУИТЫ офиц. название - Об-во Иисуса, католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАЙНЕС Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации

http://pravenc.ru/text/63824.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Николай Псковский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (Никола, Микула) (Сал(л)ос; † 28.02.1576), блж. (пам. 28 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Христа ради юродивый, Псковский. О его жизни известно немного. Хотя Н. вскоре после преставления стал почитаться псковичами как святой, Житие его не было написано. В поздних рукописях XVII-XIX вв. существует краткий текст («Запись о святом Николае юродивом»), к-рый свидетельствует о попытке найти Житие Н. Составитель этого текста начинает рассказ о Н. со слов: «Житие сего блаженнаго в подробности неизвестно» (ГИМ. Барс. 259. Л. 315 об. (сборник старообрядческий, XIX в.); то же: БАН. Арх. ком. 113. Л. 34-34 об. (сборник Житий, поучений и сказаний, XVIII в.), и др.). В письменных источниках (русских и иностранных) речь, как правило, идет о 2 значительных событиях в истории Пскова, связанных с именем Н.: встрече с царем Иоанном IV Васильевичем во время его приезда в Псков в 1570 г., после опричного разорения Новгорода, и о молении Пресв. Богородице рус. святых, в т. ч. Н., о заступничестве во время осады Пскова польск. кор. Стефаном Баторием в 1581 г. Блж. Николай Псковский. Икона. 1981 г. (Троицкий собор, Псков) Блж. Николай Псковский. Икона. 1981 г. (Троицкий собор, Псков) Описание встречи Н. с царем Иоанном Грозным имеет неск. вариантов, расходящихся в деталях. Общий смысл всех описаний этого события заключается в том, что именно Н. спас Псков от разгрома опричниками, подобного тому, к-рый царь учинил в Новгороде. В рассказах о встрече Н. с царем можно выделить неск. сюжетных мотивов, к-рые есть в разных источниках как отдельно, так и в сочетании. 1. Когда псковичи встречали царя хлебом-солью, Н. приговаривал, прыгая на палочке около царя: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь велел его схватить, но блаженный стал невидим. 2. После молебна в Троицком соборе царь пришел за благословением к Н. Блаженный предложил ему кусок сырого мяса. Царь сказал: «Я христианин и не ем в пост мяса», на что Н. ответил, что царь поступает хуже - он пьет кровь христианскую. Этот сюжет встречается в разных источниках с XVI в. 3. Пришедшего к нему (на двор, в келью) царя Н. поучал «ужасными словами», требовал, чтобы тот прекратил кровопролитие и не разорял церкви, предрекал кару. 4. Падение царского коня как пророчество о каре Божией. В разных источниках эти сюжетные мотивы несколько варьируются. Особенно различаются диалоги Н. с царем.

http://pravenc.ru/text/2565938.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010