и снабдил монастырь 2 парусниками. Он подтвердил права К. на деревни Чиряшов, Кэлугэрени, Мэричини, Дэнешти, Уйбэрешти, Лайова, Команка, Сура, Сака (Сяка), Чоара, Сухая, Хыртешти, Сукая, а Влад VIII Винтилэ (1532-1535) закрепил за К. прежние владения в Валахии и восстановил границы подворья в Уйбэрешти, которое незаконно присвоил себе некий ворник Нягое. Влад VIII подарил К. хоругвь с семейным портретом, а его супруга Рада - шитые золотом шелковые пелены. Видимо, этот же господарь передал обители мон-рь Менедик (Винтилэ-Воде близ Бузэу). В 1527 г. султан Сулейман I Великолепный издал фирман о признании прав К. на владения в Фессалонике, Сидирокавсии и Серрах. Акт К-польского патриарха Иеремии I (1541) говорит о запустении мон-ря из-за нерадения и пьянства живших в нем болгар и о заселении его незадолго до 1540 г. греч. монашеской общиной ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 66). С 1574 г. К. занимает 6-е место в иерархии афонских мон-рей. Михай II Храбрый (1593-1601) вернул К. деревни Сухая, Кэкэнэу, Фынтынеле, Вишоара и Ромолеци, в т. ч. рыбные садки в Ромолеци, которые присвоил Вестиер Раду. Молдавские же господари преимущественно покровительствовали Зографу. Известно лишь об одном пожертвовании в К.: Елизавета, жена молдав. господаря Иеремии Мовилэ (1595-1606), подарила Евангелие XII в. в драгоценном окладе, 2 золотых креста и церковную утварь. В 1619 г. К. приобрел подворье в Аидонохорионе близ Серр (Actes de Kutlumus. 1988. N 64). Однако наиболее оживленная хозяйственная активность К. прослеживается по документам XVII - нач. XVIII в. на островах Эгейского и Мраморного морей. В 1614 г. Андросский еп. Вениамин одобрил сооружение церкви на подворье К. на о-ве Андрос (Ibid. N 63), в 1623 и 1640 гг. К-польские патриархи предоставили ставропигию принадлежащим К. обителям ап. Иоанна Богослова на о-ве Калонимос (Имралы) и св. Таксиархов на о-ве Имброс (Гёкчеада) (Ibid. N 65, 70), в 1784 г. мон-рь Стиларион на о-ве Проконисос (Мармара) стал собственностью К. (Ibid. N 73), в 1806 и 1819 гг.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

В Киеве кафедральным являлся Софийский собор, есть свидетельства о софийском клиросе: киевские клирошане упоминаются в королевских привилеях сер. XVI в. В городе действовало значительное количество храмов, наиболее известными были церкви: Успения Пресв. Богородицы (Пирогощая) , Десятинная в честь Рождества Пресв. Богородицы, Афанасиевская (с кон. XVI в. Николая Доброго), Спаса на Берестове , Крестовоздвиженская, Успенская на Подоле, свт. Василия (Трехсвятительская), св. Никиты. Роль приходских выполняли также монастырские храмы. Сведения о мон-рях в этот период ограничиваются Киевом и его окрестностями. По сравнению с периодом Киевской Руси количество монастырей в Киеве уменьшилось. В кон. XV-XVI в. в Киеве функционировали: Киево-Печерская архимандрития, Киево-Печерский жен. мон-рь (Вознесенский), киевский Златоверхий во имя арх. Михаила , Софийский (см. Софии Св. собор в Киеве ), киевский Выдубицкий Всеволож во имя арх. Михаила муж. мон-рь , Кирилловский Свято-Троицкий, Пустынно-Николаевский, киевский во имя святых Флора и Лавра (в честь Вознесения Господня) жен. мон-рь , Борисоглебский, киевский Церковщинский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , Феодоровский. За пределами Киева существовали обители: Межигорский в честь Преображения Господня монастырь , Ржищевский в честь Преображения Господня муж. мон-рь , Богородичный в Зарубе, Трехтемировский (Зарубский), Пивский (на Левобережье, на берегу Тясмина), Георгиевский в Любаре. Два киевских мон-ря, Златоверхий Михайловский (с 1523) и Печерский (по привилеям 1522, 1551 и 1570), были в существенной мере независимы от митрополита (братия Киево-Печерского мон-ря, как явствует из ее синодика, признавала в 70-х гг. XV в. митрополитом не сторонника унии Мисаила , а Галактиона-Григория Халецкого, правосл. кандидата на митрополию, выдвинутого слуцкими князьями Олельковичами). В соответствии с грамотами польск. королей эти обители имели право самостоятельно выбирать настоятелей при участии шляхты Киевской земли. Это установление нарушалось, но дворянство добивалось его осуществления. Так, по представлению дворянства настоятельство в Киево-Печерском мон-ре в 1574 г. получил Мелетий (Хребтович-Богуринский) . С ним связано изготовление фальсификатов - грамот кн. Андрея Боголюбского и К-польского патриарха Максима, согласно к-рым Печерский мон-рь издревле являлся патриаршей ставропигией. Преемником Мелетия стал Никифор (Тур) , избранный на должность настоятеля печерской братией в 1593 г. Архим. Никифор был одним из главных участников правосл. Брестского Собора 1596 г. как «архимандрит киевский», вступил в конфликт с принявшим унию митр. Михаилом (Рагозой), незадолго до того получившим от короля привилей на Киево-Печерскую архимандритию. Митрополит-униат отлучил архим. Никифора от Церкви. Несмотря на давление со стороны митрополита и польских властей, архим. Никифор сохранил Киево-Печерский мон-рь в Православии.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В 1591 г. снова был созван собор в Бресте. Вскоре по открытии его еп. Кирилл, игравший главную роль, представил королю грамату от 24 июня, подписанную еще епископами: Гедеоном, пинским Леонтием и холмским Дионисием, о готовности их принять унию. Сигизмунд III, в ответ на это заявление, написал 18 марта 1592 г. «привилегий королевский», обещая за себя и за своих преемников полную целость богослужений и разные льготы и вольности всякому, кто принял бы унию. Сначала дело это оставалось в тайне. Вскоре выдвигается Ипатий Поцей, или Потей. В миру Адам, он вырос в русской православной семье. Образование было им получено в кальвинской школе князя Радзивилла, потом в краковской академии. Он сделался кальвинистом, но потом крайности литовских антитринитариев побудили его в 1574 г. стать снова православным. Он занял должность королевского секретаря и женился на дочери православного Волынского князя Головни-Острожецкого. В 1589 г. он был назначен на видную должность каштеляна брестского. В качестве такового он присутствовал на соборе 1590 г. Он заслужил расположение кн. К. К. Острожского, приходясь ему родственником. Похвальный отзыв о нем дало патр. Иеремии львовское братство. Постепенно, под влиянием иезуитов, он начал склоняться к унии. В 1594 г. он овдовел, принял монашество и назначен был епископом Владимирским и брестским. Насколько успешно шла работа иезуитов, показывает обращение кн. К. К. Острожского к Поцею. 21 июня 1593 г. он, упоминая о своих беседах с «легатом папы Римского, Поссеви- ном», высказывал намерение, направляясь в страны, «недалеко от которых живет папа», хлопотать там «о соединении церквей, если бы было на то произволение Божие». Поцею же он советовал, по согласии с прочими иерархами, отправиться «к великому князю московскому» для ознакомления его и духовенства о том «какое гонение, преследование, поругание и уничижение народ здешний Русский в порядках, канонах и церемониях церковных терпит; просить их, как единоверцев, стараться о том, чтобы больше Церковь Христова такой смуты, а народ Русский такого гонения и ослабления не терпели».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Иоаким ходатайствовал перед царем об освобождении из-под ареста прп. Максима Грека . В обоих случаях помощь была оказана. Иоанн Грозный передал щедрые денежные пожалования всем Вост. Патриархам через своего посланца, Василия Позднякова, к-рый в 1559 г. встречался в Египте с Патриархом Иоакимом и оставил описание состояния вост. Православия той эпохи. В течение последующих полутора столетий после этого Александрийский Патриархат поддерживал достаточно тесные связи с Москвой, получая из России значительные пожертвования пушниной, деньгами, церковной утварью. Без этой поддержки (как и средств, получаемых из дунайских княжеств и др. частей правосл. мира) бедная и малочисленная АПЦ не могла бы выжить в мусульм. окружении. После Иоакима АПЦ возглавлял Патриарх Сильвестр (1569-1590). В 1574 г. он познакомился в Иерусалиме с молодым ученым с Крита Мелетием Пигасом , получившим образование в Падуанском ун-те. Сильвестр убедил Мелетия служить Александрийскому престолу и рукоположил во диакона и священника АПЦ. В этот момент положение христиан в Египте было довольно тяжелым. Поражение тур. флота при Лепанто от союзных сил Венеции, Испании и Италии (1571) вызвало погромы егип. христиан, описанные в одном из писем Мелетия Пигаса. Активизировала прозелитскую деятельность Римская Церковь, распространяя различные сочинения, создавая католич. школы и пытаясь склонить вост. христиан к принятию григорианского календаря , что категорически отвергли Патриарх Иеремия К-польский и Патриарх Сильвестр. Мелетий Пигас, в то время протосинкелл Александрийского Патриарха, составил Александрийский томос, где доказывалось, что реформа календаря противоречит установлениям Др. Церкви. В правление Патриарха Сильвестра Египет посетили 2 рус. посольства, доставившие пожертвования АПЦ - И. Мишенина и Т. Коробейникова (1582-1583) и М. Огаркова и Т. Коробейникова (1593). Через первое посольство царь Иоанн Грозный просил Патриарха прислать в Россию ученого монаха, знающего латынь. Патриарх отправил в Москву Мелетия Пигаса, прекрасного знатока лат.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Псалтирь. Краков, 1539 (РГБ). 1-й псалом Псалтирь. Краков, 1539 (РГБ). 1-й псалом Кроме упомянутых выше рукописей и переводов Б. выходят новые переводы (католич. и протестант.), начиная с Краковской Псалтири (1532), к-рые создали библеисты и поэты: В. Врубель (Краков, 1539), М. Рей (Краков, 1546), Я. Любельчик (Краков, 1558), Я. Кохановский (Краков, 1587), Я. Вуек (Краков, 1594), М. Рыбиньский (Ракув, 1605), В. Тыльковский (1688), Ф. Карпиньский (1786), К. Буйницкий (1878), Ф. А. Сымон (Рим, 1906; Краков, 1917), Л. Стафф (1937), Я. Шеруда (Варшава, 1937), А. Клявек (Львов, 1938), С. Вуйцик (Вроцлав, 1947), Ф. Мирек (Краков, 1947), А. Тымчак (Детройт, 1947), Р. Брандштеттер (Познань, 1968), М. Скварницкий и З. П. Галиньский (Краков, 1976), В. Бонк (Варшава, 1979), Ч. Милош (Париж, 1979), С. Лах (Познань, 1986), А. Тронина (Люблин, 1996), А. Чиршниц (Варшава, 2001) и др. Также в XIX-XX вв. появляется целый ряд переводов, сделанных евреями: И. Цильков перевел почти весь иудейский канон (Варшава, Краков; 1883-1914), И. Месец (Перемышль, 1931) и С. Шпицер (Краков, 1937) издали Пятикнижие. Новый перевод ВЗ начал с кн. Бытие С. Пекарик (Краков, 2001). II. Новый Завет. В средневек. рукописях встречается ряд свидетельств о существовании перевода НЗ, по крайней мере в XV в. (интересны глоссарии к тексту апостольских Посланий сер. XV в.). Печатные издания НЗ связаны прежде всего с реформационным движением. Первый польск. НЗ напечатан в лютеран. переводе С. Мужиновского и Я. Секлюциана (Крулевец, 1551-1552), за ним последовал католич. НЗ М. Бельского (М. Шарфенбергер; Краков, 1556). В 1555 г. бенедиктинец Т. Лысый перевел Откровение ап. Иоанна (изд. в 1976) и часть Посланий, в 1565 г. М. Рей напечатал свой кальвинист. перевод Откровения. Протестанты, основываясь на греч. тексте, неск. раз издавали НЗ отдельно от полных переводов Б.: Я. Сандецкий-Малецкий (Крулевец, 1552), С. Будный (Лоск, 1574), М. Чеховиц (Ракув, 1577), В. Шмальц (Ракув, 1606), М. Яницкий (Гданьск, 1606). Перевод иезуита Вуека (Краков, 1593) стал каноническим для католиков, и только с XIX в. его начали подвергать пересмотрам.

http://pravenc.ru/text/209473.html

1. Новеллы, простагмы и хризовулы. – После Льва Мудрого текущее светское законодательство в Византийской империи выражалось в различных новеллах, простагмах (повелениях) и хризовулах (грамотах с золотыми печатями), издававшихся Византийскими императорами или в качестве общих конституций (новеллы) 1561 , или в качестве конституций, вызванных отдельными случаями и содержащих в себе по большей части различные царские пожалования и предоставление привилегий (хризовулы) 1562 . Из 42-х лиц, царствовавших после Льва Мудрого , нам известны конституции (сохранившиеся или упоминаемые) 1563 следующих 37-ми императоров: 1) Романа Ликапена (920–945) 1564 , 2) Константина Порфирородного (945–959) 1565 , 3) Романа Младшего (959–963) 1566 , 4) Никифора Фоки (963–969) 1567 , 5) Иоанна Цимисхия (969–975) 1568 , 6) Василия Болгаробойцы (975–1025) 1569 , 7) Константина (1025–1028) 1570 , 8) Романа Аргира и Зои (1028–1034) 1571 , 9) Михаила Пафлагонянина (1034–1042) 1572 , 10) Константина Мономаха (1042–1054) 1573 , 11) Михаила Стратиотика (1056–1057) 1574 , 12) Исаака Комнена (1057–1059) 1575 , 13) Константина Дуки (1059–1067) 1576 , 14) Евдокии (1067–1068) 1577 , 15) Романа Диогена (1068–1071) 1578 , 16) Михаила Дуки (1071–1078) 1579 , 17) Никифора Вотаниата (1078–1081) 1580 , 18) Алексея Комнена (1081–1118) 1581 , 19) Иоанна Комнена (1118–1143) 1582 , 20) Мануила Комнена (1143–1180) 1583 , 21) Алексея Комнена II (1180–1183) 1584 , 22) Андроника Комнена (1183–1185) 1585 , 23) Исаака Ангела (1185–1195) 1586 , 24) Алексея Ангела (1195–1203) 1587 , 25) Алексея Дуки (1204–1206) 1588 , 26) Феодора Ласкириса (1206–1222) 1589 , 27) Иоанна Дуки Ватацы (1222–1255) 1590 , 28) Феодора Ласкариса II (1255–1258) 1591 , 29) Иоанна Дуки Ласкариса (1258–1261) 1592 , 30) Михаила Палеолога (1261–1282) 1593 , 31) Андроника Палеолога Старшего (1282–1327) 1594 , 32) Андроника Палеолога Младшего (1327–1341) 1595 , 33) Иоанна Палеолога под опекой (1341–1347) 1596 , его же без опеки (1355–1391) 1597 , 34) Иоанна Кантакузена (1347–1355) 1598 , 35) Мануила Палеолога (1391–1424) 1599 , 36) Иоанна Палеолога II (1424–1449) 1600 , 37) Константина Палеолога (1449–1453) 1601 . Очень многие из изданных этими императорами конституций касаются дел церковных, почему и приводятся иногда в канонических комментариях и сборниках, напр. у Вальсамона и Властаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

13. ТРИФОН в 1549 году хиротонисан в Епископа Суздальского. 14. AЛEKCUЙ I упоминается в 1550 году. 15. UЛUЯ I упоминается в 1554 году. 16. ВЕНИАМИН в 1556 году. 17. ФUЛOФEЙ II в 1558 году. 18. ФЕОКТИСТ в 1558 году. 19. MAKAPUЙ I в 1559 году. 20. UOHA I в 1561 году. 21. AЛEKCUЙ II в 1561 году. 22. ФUЛOФEЙ III в 1562 году. 23. ФEOKTUCT II в 1563 и 1569 годах. 24. ФUЛOФEЙ IV в 1569 году. 25. ИОВ в 1572 году. 26. ФЕОДОСИЙ в 1574 году. 27. ГЕРМОГЕН в 1577 и 1581 годах. 28. СИЛЬВЕСТР в 1582 году. 29. КОРНИЛИЙ в 1584 году. 30. UOCUФ I 1585 год. 31. ГЕРАСИМ 1587год. 32. ТИХОН 1589 и 1593 годы. 33. ИГНАТИЙ 1594 год. 34. MAKAPUЙ II 1596 год. 35. UOHA II 1599 и 1607 годы. 36. ПИМЕН 1607 год. 37. ФUЛOФEЙ V 1608 и 1611 годы. 38. CEPГUЙ II 1611 год. 39. UPUHAPX I 1611 год. 40. ИСАКИЙ. 41. NABEЛ I 1613. 42. UPUHAPX II 1614. 43. UOHA III 1615. 44. ЛЕВКИЙ 1621. В 1635 году хиротонисан в Епископа Псковского. 45. CEPГUЙ III упоминается в 1636 году. 46. UOCUФ II в 1639; а в 1642 году хиротонисан во Всероссийского Патриарха. 47. UЛUЯ II 1643 и 1654 годы. 48. ПРОХОР 1662. 49. КИРИЛЛ 1664. 50. ВАРСОНОФИЙ Еропкин 1668 год. В 1671 году хиротонисан в Епископа Смоленского. 51. NAXOMUЙ I 1672. 52. NABEЛ II 1674. 53. NAXOMUЙ II 1676. 54. ГABPUUЛ I 1690. 55. BAPФOЛOMEЙ II 1691. 56. UOCUФ III 1691. 57. КАРИОН 1701. 58. РАФАИЛ Краснопольский, 1703; в 1708 хиротонисан в Архиепископа Архангелогородского. 59. UOCUФ IV упоминается в 1709 году. 60. ДОРОФЕЙ Кроткевич, в 1713 году хиротонисан в Митрополита Смоленского. с 1713 по 1725 годы. 62. ИОАННИКИЙ определён в Архимандриты в 1725 году, а в 1733 году, Февраля 4, уволен от настоятельства за старостью и болезнью и того же 1733 года, Февраля 12 скончался. 63. АМВРОСИЙ Юскевич, определён 1734 года Августа 4, из старших Иеромонахов Виленского Свято-Духова монастыря, а в 1736 году, Февраля 17, хиротонисан в Епископа в Вологодскую Епархию; наконец был Архиепископом Новгородским. 64. ЛУКА Конашевич или Конюскевич, определён в 1736 году, Февраля 4, а в 1737 году, Июля 19, хиротонисан в Епископа в Устюжскую Епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ (Головкин Евфимий Дмитриевич; † 1602/03), мон. Троице-Сергиева мон-ря, иконописец. Прожил в мон-ре более 30 лет, из них 20 был монастырским келарем (1571-1581, 1583-1593), 2-м по значению лицом после игумена в монастырской иерархии. Е. принадлежал к бежецким вотчинникам. Рядом с землями мон-ря находились земельные владения рода Головкиных. В XVI в. род постепенно разорялся, теряя земли, его представители поступали в монастырские слуги или становились иноками, многие делали вклады в мон-рь деньгами или вотчинами за право быть там погребенными. Е. обладал незаурядными организаторскими способностями, при нем мон-рь значительно расширил земельные владения. Он руководил строительством каменного Успенского собора. В мон-ре сохранился ряд деловых документов, подписанных Е., при его содействии были составлены сборники крепостных актов, древнейшая кормовая книга. Он участвовал в гос. жизни страны - был доверенным лицом Иоанна Грозного, принимал его в мон-ре после убийства сына: царь «призвал к себе келаря старца Евстафия, старца Варсонофия Якимова, да туто же духовник его стоял архимандрит Феодосий. Только трое их. Царь просил молиться за сына… втайне, архимандрита Ионы тут не призвал». Е. принимал участие в Земском соборе (1598) во время избрания на царство Бориса Годунова и подписал грамоту в качестве представителя Троице-Сергиева мон-ря. В 1574 г. Е. купил на свои деньги для мон-ря с. Крутец и вместе со старцем Варсонофием Якимовым Галичанином - с. Ольявидово (Вольявидово), затем сделал вклад в 1409 р. Е. вложил в мон-рь серебряное чеканное кадило со скульптурным изображением голубя (1581), братину с надписью: «Старца Еустафия», печатное Евангелие с чеканным серебряным окладом и надписью на обрезе верхней доски о вкладе Е. в 1602 г., большую серебряную чашу для просфор (в 1581 совместно со старцем Варсонофием Галичанином). Царь Феодор Иоаннович, молившийся в Троице-Сергиевом мон-ре «о чадородии», сделал крупные вклады, среди к-рых была драгоценная рака на гробницу прп.

http://pravenc.ru/text/187458.html

«Меморабилия». Записки раскаявшегося толстовца. Стр. 1556–1562. Раскаявшийся толстовец. Из миссионерской полемики. Беседа со лжехристом беседников. Стр. 1563–1569. Иерей Алексий Урбанский. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Слова и речи преосвященного Стефана, епископа Сумского. Харьков, 1904 год. Стр. 1570– 1572 . П. Козицкий. Сергей Артоболевский. Игнатий, архиепископ Воронежский и его пастырско-миссионерская деятельность. Историко-биографическое исследование. Уфа, 1904 год. Стр. 1572–1574. Свящ. А. Виноградов. Хроника. Миссионерство, секты и раскол. Из жизни расколосектантства. Стр. 1575–1586. Свящ. М. Лисицын. Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. Именной высочайший указ Правительствующему Сенату. Стр. 1587–1589. “Николай”. Правительственное сообщение. Стр. 1589–1590. Новое прошение старообрядцев. Стр. 1590–1592. Всепреданнейшие слуги, Старообрядцы. Дело Кащеевых в бакинском окружном суде. Стр. 1593–1594. Присоединение к православию раскольничьего начетчика К. Уланова. Стр. 1594–1596. Сближение раскольников с православными. Стр. 1596–1597. Высокопреосвященный Сергий, архиепископ Владимирский. (Некролог). Стр. 1597. Пожертвования. Стр. 1598. Из литературы и жизни. (Впечатления миссионера). О браках, дозволенных разведенным супругам. Стр. 1599–1609. Д. Боголюбов. Отклики. Письма с Дальнего Востока. (От собственного корреспондента). Стр. 1610–1613. М. Аркадьев. Со скрижалей сердца. К читателям и сотрудникам. Стр. 1614–1618. В. Скворцов. Опечатки. Стр. 1618. 18. О жизни среди сектантов. (Заключит. беседа против хлыстов). Стр. 161–172. Свящ. А. Советов. Содержание (1904. 7) Апрель Явление воскресшего Христа во уверение Своего воскресения. (По поводу статьи проф. Тареева – о Христовом Воскресении). Прот. В. Ларский. Стр. 769–791. Конфликты в духовной жизни современной интеллигенции. (Публичная лекция). Д-р мед. Н. Пясковский. Стр. 792–817. Основные черты миссионерской методики. Д. Боголюбов. Стр. 818–821.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 4 Псалтирях, выпущенных М. в 90-х гг. XVI в.: в 3 Псалтирях с восследованием (1591-1592; 30 нояб. 1593; после 1593) и Псалтири (8 янв. 1592) - использованы шрифты московского рисунка. Шрифтом московского рисунка набраны 3 издания Апостола (датировано только 1-е издание - 8 июня 1591), заставки в которых являются близкими копиями заставок во львовском Апостоле Ивана Фёдорова (15 февр. 1574). Евангелие учительное (1595 - два издания: с пагинацией и без) по набору, орнаментике, гравюрам повторяет Евангелие учительное Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца (Заблудово, 17 марта 1569). Два напрестольных Евангелия (17 июня 1600 и 17 июля 1600) напечатаны по образцу изданного в типографии М. в 1575 г. Евангелия Петра Мстиславца, но несколько упрощенно. Шрифту и орнаменту Мстиславца М. пытаются подражать в Псалтири в 2° (после 1600). М. достигли своей цели: их издания охотно покупали в Русском государстве. В частности, напрестольное Евангелие 1600 г. было приобретено патриархом Московским св. Иовом . В Московскую Русь попадали даже макулатурные листы типографии М. ( Турилов А. А. Две заметки о русской рукоп. традиции Пространного жития Константина-Кирилла Философа//Πολυιστωρ: Scripta slavica Mario Capaldo dicata. М.; Рим, 2015. С. 344-346). С сер. 90-х гг. XVI в. М. выпускали униат. книги: труд Ипатия Потея «Уния, албо Выклад преднейших артыкулов, ку зъодноченью греков с костелом Рымским належащых» (1595), перевод соч. Петра Скарги «Synod Brzeski i jego obrona» (Kraków, 1597) - «Описанье и оборона собору рускаго Берестейского» (1597), «Справедливое описанье поступку и справы сынодовое и оборона згоды и едности съвершенное, которая ся стала на сыноде Берестейском в року 1596» (1597), «Возражение на Апокрисис и Отпис» (после 1599). Издание униат. лит-ры стало основным направлением деятельности типографии М. на 3-м, последнем этапе (1601-1623), когда руководство семейным делом перешло в руки Леона (Льва) Кузьмича (Козьмича), принявшего унию. Среди униат. книг, вышедших в этот период,- «Молитвы повседневные» (1-е изд.

http://pravenc.ru/text/2561792.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010