Др. рукописи, согласно завещанию Л. да В., перешли к его ученику Мельци; именно ему принадлежит заслуга составления «Трактата о живописи», основанного на записях Л. да В. 1490-1512 гг. (впервые опубл. в 1651 Рафаэлем Трише дю Фресне во Франции, Trattato della pittura. P., 1651). После смерти Мельци (ок. 1570) собрание было продано скульптору Помпео Леони, к-рый увез его в Испанию, а после смерти Леони (1609) коллекция рукописей была рассеяна. Два тома с заметками и трактатами по фортификации, механике и геометрии остались в Испании (хранятся в Национальной б-ке г. Мадрида; Codex Madrid I. 8937, Codex Madrid II. 8936). Еще один до 1630 г. был приобретен Т. Говардом, графом Арунделом (Lond. Brit. Lib. Arundel. 263.). Несколько рукописей Л. да В. в 1637 г. были подарены кн. Галеаццо Арконати Амброзианской б-ке. В 1796 г. 13 хранившихся в Милане записных книжек Л. да В. 80-90-х гг. XV в., нач. XVI в. и 10-х гг. XVI в., включая «Трактат о свете и тени» (1490), были вывезены имп. Наполеоном в Париж и хранятся в б-ке Ин-та Франции (обозначены литерами от А до К). Их тематика охватывает военное дело, оптику, геометрию, гидравлику. Из листов, вырванных из тома G лордом Б. Ашбернхемом, были составлены т. н. манускрипты А и В (хранились в Национальной б-ке в Париже под шифрами 2038 и 2037, в настоящее время возвращены в б-ку Ин-та Франции с обозначениями Ashb. I и Ashb. II). Большая часть манускрипта А посвящена живописи; частью манускрипта В, содержащего архитектурные рисунки, первоначально был 18-страничный трактат «О полете птиц» (Королевская б-ка, Турин). Из записных книжек в Амброзианскую б-ку вернулся (в 1815) только «Атлантический кодекс» (Ambros. Codice Atlantico), который охватывает весь творческий путь мастера и содержит письма, личные заметки, многочисленные рисунки и суждения о живописи, а также лит. отрывки, басни, предсказания. Три рукописи, включая трактат по стереометрии, принадлежавшие Дж. Форстеру, хранятся в Национальной б-ке по искусству (Музей Виктории и Альберта) в Лондоне.

http://pravenc.ru/text/2463395.html

Брусно, остров. Церковь Николая Чудотворца на Брусинском острове. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1630. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Карелия, Прионежский район, Брусно, остров Координаты: 61.467357, 35.279545 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Старейший выявленный памятник с расширением храмового столпа — это Никольская церковь на острове Брусно (1630 г.). Остров Брусно находится в западном Прионежье, приблизительно посередине между Петрозаводском и истоком Свири, и лежит в километре от берега. В начале XVII в. здесь существовал монастырь (в XVIII столетии превращенный в приход), в котором остался древний Никольский храм. Из описания 1872 г. известно, что на тот момент постройка состояла из трех клетей: церкви длиной 13 аршин и шириной 8 аршин и одинаковых по размеру паперти и алтаря длиной по 5,5 аршин и шириной по 4 аршина. Колокольня, располагавшаяся к западу от церкви, видимо, соединялась с ней переходом... По фотографии хорошо прочитывается устройство центрального объема храма: на повал высокого четверика был установлен массивный и более широкий восьмерик... Дата гибели памятника не установлена. http://kenozerjelive.ru/noskova.html Приход открыт не позднее 1812 г. на месте девичьего монастыря - Николаевской пустыни, закрытой в 1784 г. В состав прихода входили семь деревень, расположенных по Петрозаводско-Вознесенскому тракту, на западной стороне Онежского озера. Деревни имели общее название " Вехручей " . В 1899 г. в приходе числились 678 человек. Церковь во имя свт. Николая построена в 1630 г. на острове Брусно. Деревянная, шатровая, с шатровой колокольней. При церкви в начале XVII в. существовал мужской монастырь. После его закрытия открылся девичий монастырь. Церковь во имя апостола Фомы близ д. Вехручей, в 6 верстах от Николаевского храма, при Петрозаводско-Вознесенской большой дороге. Построена в 1861 г. близ места, где стояла одноименная часовня. Церковь деревянная, одноглавая, при ней колокольня, вход на паперть под колокольней. Три деревянные часовни, построенные в 1853 г. Источник: ОЕВ. - 1906, неоф. часть, с. 254-257; 1906, неоф. часть, с. 297-302.  Комментарии и обсуждение На Брусинском острове в 1570-е годы была основана православная церковь Николая Чудотворца (Николы Угодника). В 1630 году было построено последнее здание. http://brusno-karelia.ru --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=41422

Первые сведения о Капитоне относятся к 1630-м годам. Совершенно неизвестно, когда он родился, но умер он в конце 1650-х или в самом начале 1660-х годов. Уже судя по первым имеющимся о нем данным, он задолго до 1630-х годов развил значительную религиозную активность. В житии известного старообрядческого вождя старца Корнилия, родившегося, согласно старообрядческой традиции, около 1570-го года и умершего 125 лет от роду — в 1695 году, говорится, что в своей молодости он провел некоторое время послушником в Преображенской обители Капитона и что уже тогда Капитон проповедовал крайний Даже если автор жития Корнилия и ошибся при исчислении лет, описывая юность своего героя, то во всяком случае можно предполагать, что Корнилий был послушником у Капитона или в годы Смуты, или же сейчас же после Смуты. Это видно из того, что Корнилий уже в ранние годы правления Филарета был приближенным патриарха. Так как Филарет был патриархом в 1619—1633 годах, то можно заключить, что старец Корнилий мог быть у Капитона не позже, чем в 1610—1620 годах. Из данных государственных грамот видно, что в конце 1620-х или в начале 1630-х годов Капитон уже оставил скит Преображения Христова, где у него жил Корнилий. Этот скит был расположен в 110 верстах от Тотьмы, в 40—50 милях на восток от Вологды, по реке Шуе. Оттуда Капитон уходит на 100 верст на юг, к селу Данилову, между Ярославлем и Вологдой, и там, у Колесникова, основывает новый Царский указ от 1634 года санкционирует существование скита и позволяет ему пользоваться соседними Этот указ и наделение Капитона землей самим царем как бы подтверждают сведения Семена Денисова, что царь Михаил Федорович лично знал Капитона. По данным Денисова, Капитон “ему (царю) и многая откровения сокровенно возвещаша, чего ради почитаем и блажим Не довольствуясь успехом своей мужской общины в Колесникове, Капитон вскоре основывает в Морозове, не так далеко от Данилова и Колесникова, другую, на этот раз женскую обитель, в которой под его руководством проживали 10—15 Основание этих скитов показывает, что Капитон занимался не только личным “спасением”, но и стремился приобрести учеников и последователей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439502/

Самый ранний список находится в сборнике, сформированном П. М. Строевым в начале XIX в., — Погод. 1566. Рукопись в 4°, переплет картонный. На переплетенном листе почерком XIX в. написано содержание, состоящее из 5 глав: «I. Книга келарская Кирилло-Белозерского монастыря (л. 1—20); II. То же с присоединением праздничных кормов, 1577 г. (л. 21—42); III. Уставная грамота Кирилло-Белозерского монастыря 1593 г. (л. 43—46); IV. Отрывки летописные Кирилловские до 1614 г. (л. 47—61); V. Грамота учительная в Кириллов монастырь 1652 г. (л. 62—70)». На этом же листе после «Содержания» фиолетовыми чернилами: «Октябрь 20 1832 Москва». Каждый из разделов отделен чистым листом бумаги. На л. 1 той же рукой написан заголовок: «Книга келарская Кирилло-Белозерского монастыря о поминках и запасах». Текст памятей занимает л. 2—20, начальный лист затерт, бумага пожелтела, правый край осыпался (л. 1—8), филиграни просматриваются слабо: Перчатка и верхняя часть Сферы, указать конкретный тип в альбомах затруднительно. Текст писан одним почерком полууставом, переходящим в скоропись, с сохранением «оу» и киноварными инициалами. По почерку рукопись можно отнести ко 2-й половине XVI в., не противоречат этой датировке и филиграни. По мнению А. Х. Горфункеля, текст не мог быть составлен ранее 1539 г. (в нем упоминаются приговоры игумена Афанасия (1539—1551 гг.) и позднее 1570-х гг., так как в нем отсутствуют соборные приговоры 1570-х гг., имеющиеся в других Я попыталась найти рукопись, из которой он был изъят П. М. Строевым. При просмотре келарских обиходников XVI в. удалось обнаружить рукопись с утраченным началом (Соф. 1152). Рукопись в 4°, переплет отделен от корешка, первые тетради вырваны, сохранился конец (6 листов) книги праздничной, далее следует текст кормовой (л. 11—22) и вкладной книг (л. 23—104). Вся рукопись написана одним почерком с киноварными инициалами, близким к почерку келарских памятей (Погод. 1566, л. 2—20). Филиграни: Сфера — бумага того же типа, что и в «Книгах семенных и оброчных» (Кир.-Бел. 91/1329), датированных мною 1560 Последняя запись во вкладной книге датируется 1563/64 г. (вклад Ивана IV при игумене Васьяне: «Лета 7072-го… 20 рублев за княж Андрееву княгиню инокиню Евдокею Таким образом, составление рукописи можно отнести к началу 1560-х Возможно, из этой рукописи П. М. Строев изъял келарские памяти и включил их в свой сборник.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Кулпа Семен, великокняжеский пристав, конец XV в.; Кулпа, инок Иосифова монастыря, 1565 г. Ср. кульпа, культяпа – калека, беспалый, безрукий Кулпинский Осип Федорович, 1540 г., Тверь Култашев Некрас [см. Некрас] Федорович, 1510 г., Переяславль; Иван Семенович, 1576 г., там же; Семен Федорович, 1595 г., Новгород Кулуш Осип Иванович Челищев [см. Челищев] Кулька Чампп [см. Чамины], крестьяне, 1628 г., Белев Кульнев Нечай [см. Нечай] Иванович, дьяк, 1559 г.; Григорий Михайлович, казнен в опричнине [см. Сухан] Кулюпанов Бессон [см. Безсоп] Назарович, 1587 г., Арзамас [Ср. Колюпанов] Куманлин Гаврило Никитич, 1587 г.; Федор, подьячий, 1613 г. Кумоха Логгин, крестьянин, 1605 г., Юрьев Польский; Василий Кумоха, 1646 г., Арзамас Кунавины , крестьяне, конец XVI в., Арзамас Кунай [см. Радищев; ср. Безлепкин] Кунаков Федор Васильевич, дьяк, 1630 г., Мещера; Адаш [см. Адаш] Васильевич Кунак, 1613 г., там же Куначин Степан, дворский вел. кн. Ивана, 1490 г., Переяславский уезд Кунашев Дмитрий, подьячий, 1630 г., Чаронда Кунган ( Кунганец ) Фома Иванович, боярин, 1421 г., Новоторг; его вдова в 1447 г. дала Троицкому монастырю вотчину мужа – село Хотунецкое-Кунганово, в Торжке Кунган, кумган – подвесной медный рукомойник Кундум Пирогов сын Оладьин [см. Пирог, Оладья], 1546 г., Кострома Кунеев Иван Иванович Губа [см. Губа], 1513 (1518? – С. В.) г. Куней, крестьянин, 1492 г., Владимир Кунец , крестьянин, 1545 г., Новгород Кунжин Грибан [см. Грибан], 1564 г., Новгород Кунжа, кумжа – род лососи, лососевая форель Кунилов Докучай [см. Докучай] Данилович, 1578 г., Арзамас Куница, Куницын : Куница Григорий Афанасьев, подьячий, 1534 г. Куничников Игнатий, казнен в 1570 г., Новгород Кунка, Кункины , крестьяне, начало XVI в., Новгород; Кункин Филипп Васильевич, 1578 г., Арзамас Кунка – малая куна, женский детородный орган Кунщиков Матвей Васильевич, 1602 г., Новгород Куняев Григорий, крестьянин, 1673 г., Новгород Кур, Куров : Григорий Куров Непейцын [см. Непейца], убит в 1552 г. под Казанью; Дмитрий Куров, новоторжец, 1550 г., тысячник, посланник в Ногаи, 1563 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Первые книги – Евангелие, Апостол, Часослов, Псалтирь, Триоди вышли в свет при Иоанне IV в 1553–1570 гг. При св. Патриархе Иове (1589–1605) были изданы: Триодь постная, Триодь цветная, Октоих, Апостол, Общая Минея, Архиерейский Чиновник, Служебник (по содержанию – Требник). При Патриархе Гермогене (1606–1611) – Евангелие, Минеи служебные за сент.–нояб. и 1-ю пол. дек., в 1610 г.– Типикон. После сожжения поляками Москвы в 1611 г. в течение трех лет (до 1614) ничего не печаталось. Несколько книг было переиздано в период междупатриаршества (1614–1618). При Патриархе Филарете (1619–1633) были напечатаны кроме прочих книг Минеи на все месяцы (1619–1630) – т. о., к 1630 г. имелся уже полный комплект печатных богослужебных книг. При Патриархе Иоасафе I (1634–1640) в основном перепечатывались книги, изданные Патриархом Филаретом, но с некоторыми изменениями. Много богослужебных книг было издано при Патриархе Иосифе (1642–1652). В них особенно сильно подчеркивались различия, существовавшие в то время между литургическими традициями Русской и греческих Церквей (двоеперстие, сугубая «аллилуиа» и др.); кроме того, в этих книгах содержались строгие предупреждения тем, кто осмелился бы отступить от русских обычаев. Первые русские книги до нач. XVII в. издавались практически без справы – тому или иному лицу поручалось издать книгу, после чего он готовил издание, пользуясь относительно исправным списком, редко – несколькими. В период междупатриаршества впервые была сделана попытка провести настоящую книжную справу: когда церковными властями и государем решено было переиздать Служебник (по составу – Требник) 1602 г., изданный А. Т. Невежей, это поручили сделать иноку Троице-Сергиевого мон-ря Арсению Глухому, знавшему греческий язык. В 1615 г. ему, а также архим. Троицкому прп. Дионисию (Зобниновскому), попу Ивану Наседке и др. царским повелением было приказано заняться правкой Потребника. Справа велась по 20 славянским спискам, среди которых были и достаточно древние (вероятно, XV в.), и по пяти греческим спискам и печатным книгам. Работа была закончена к 1618 г. Основные исправления сводились к следующему: 1) из молитвы освящения воды на Богоявление справщики исключили слова «и огнем» (ранее молитва читалась: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым и огнем», при произнесении слов «и огнем» в воду погружали пучок горящих свечей); 2) был исправлен недостаток славословий: молитвы, обращенные к одному из Лиц Св. Троицы, в Служебнике 1602 г. нередко оканчивались славословием всех Трех Лиц, что прп. Дионисий называл «ересью Савеллиевой». Неверные славословия справщики обнаружили и в других книгах, особенно много их было в Уставе 1610 г., изданном головщиком Троице-Сергиевого мон-ря Логгином Коровой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Chapel Hill (N. Carolina), 1977. (The Oratorio in the Baroque Era; 1); Gallico C. Monteverdi: Poesia musicale, teatro e musica sacra. Torino, 1979; Dixon G. Progressive Tendencies in the Roman Motet during the Early 17th Cent.//Acta Musicologica. Basel, 1981. Vol. 53. N 1. P. 105-119; idem. Carissimi. Oxf., 1986; Kirwan-Mott A. The Small-Scale Sacred Concertato in the Early 17th Cent. Ann Arbor (Mich.), 1981. 2 vol. (British Stud. in Musicology); Padoan M. La musica in S. Maria Maggiore a Bergamo nel periodo di G. Cavaccio (1598-1626). Como, 1983; idem. Sulla struttura degli ultimi mottetti vocali-strumentali di A. Grandi//Rivista intern. di musica sacra. 1985. Vol. 6. N 1. P. 7-66; idem. Un modello esemplare di mediazione nell " Italia del Nord: S. Maria Maggiore a Bergamo negli anni 1630-1657//Ibid. 1990. Vol. 11. N 2. P. 115-157; Fabbri P. Monteverdi. Torino, 1985; Arnold D., Arnold E. The Oratorio in Venice. L., 1986; La musica sacra in Lombardia nella prima metà del Seicento: Atti del Conv. intern. di studi (Como, 31 maggio - 2 giugno 1985)/A cura di A. Colzani, A. Luppi, M. Padoan. Como, 1987; Bianconi L. Il Seicento. Torino, 1991; Mischiati O. Bibliografia delle opere dei musicisti bresciani pubblicate a stampa dal 1497 al 1740/A cura di M. Sala, E. Meli. Firenze, 1992. 2 vol. (Bibliot. di bibliogr. italiana; 126); idem. Bibliografia delle opere pubblicate a stampa dai musicisti veronesi nei secoli XVI-XVII. R., 1993. (Bibliot. musicologica; 2); Wolf U. Notation und Aufführungspraxis: Stud. zum Wandel von Notenschrift und Notenbild in italienischen Musikdrucken der Jahre 1571-1630. Kassel, 1992. 2 Bde; Giovanni Legrenzi e la Cappella Ducale di San Marco: Atti dei convegni internazionali di studi (Venezia, 24-26 maggio 1990; Clusone, 14-16 settembre 1990)/A cura di F. Passadore, F. Rossi. Firenze, 1994; Kendrick R. L. Celestial Sirens: Nuns and their Music in Early Modern Milan. Oxf., 1996; idem. The Sounds of Milan, 1585-1650. N. Y.; Oxf., 2002; Assenza C. La canzonetta dal 1570 al 1615.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Первый на склоне своих дней был вторым после игумена лицом в монастыре. Он был здесь то же, что строитель в других монастырях. Очевидно, что Иоанн имел в виду именно этого Никодима. Последний издавна проживал в Кирилловом монастыре 34 . При игумене Феоктисге, в 7067 (1559) году, мы видим его уже келарем 35 . В 1565/6 году он, старец соборный, и в этом звании числился еще 28 июня 1570 (7078) года 36 . Но жизнь его окончилась, вероятно, в начале 70-х годов XVI века. Кормовая книга, составленная в начале XVII века, считает его умершим уже в 7078 году. Под 10 мая, она говорит о вкладе, сделанном в 78 году царем по старцу Никодиму Брудкову 37 . Свидетельство это, конечно, не точно, потому что еще в 1574 (7082) году июня 17 в актах упоминается строитель Кириллова монастыря Никодим 38 , а 11 марта 1576 года – старец Никодим 39 . Кроме того, во время судебного процесса Кириллова монастыря с Борисом Петровичем Шереметевым из-за села Чиркина 14 января 1630 года кирилловская братия предъявляла грамоту Феодора Васильевича Шереметева 7083 года, в которой старец Никодим значился в составе братии монастыря. Сведения о старце Антоние, сопровождавшем Собакина в Москву, теряются около того же времени. В одном документе 20 июня 1570 года он называется соборным старцем 40 , при игумене Кирилле (в 7079–157 / 1 году) он был келарем 41 . 13 февраля 1572 года он упомянут рядом с нареченным игуменом Игнатьем 42 . Что сталось с ним позже, неизвестно. Несколько затруднительнее обстоит решение вопроса о Собакиных, один из которых был иноком Кириллова монастыря. События, о которых повествует царь, и сведения о жизни их остаются малоизвестными в подробностях. В числе иноков Кириллова монастыря Грозный не раз называет Варлаама Собакина, посланного сюда по царскому приказу 43 . Но к какому времени относится его пострижение, и кончина? Из «вкладной книги» Кириллова монастыря мы знаем, что 23 мая 1572 года Василий Степанович Собакин, во иноцехъ Варлаамъ, сделал вклад в Кириллов монастырь 44 . Таким образом, уже 23 мая 1572 года он был в числе иноков и, быть может, постригся незадолго до этого времени, если принять во внимание, что в Кириллове монастыре существовал обычай делать вклад в монастырскую казну при пострижении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

497 После Стефана IV до Петра Рареша, в течении 23 лет (1504 – 27 г.) правили Молдавиею 3 господаря: Богдан Кривой, сын Стефана IV, (1504– 17 г.), добровольно отдавшийся во власть султану; он был убит; Стефан V, сын Богдана Кривого (1517– 26 г.), он подтвердил обязательство своего отца– покорность Турции, и своими жестокостями вооружил против себя бояр и народ; Стефан VI (1526– 27 г): он был отравлен своею женою, – и с его смертию пресекся род Драгоша. 498 После Петра Рареша до Лупула, в течении 96 лет (1538– 1634 г.), Молдавиею правили до 30 господарей: Стефан VII Лепует (Саранча), брат Рареша, в другой раз (1540– 46 г.), сыновья его: (1538– 40 г.), Александр III Корниа (Рог) 1540 г., Петр Рарешь, Илья II, сластолюбец и тиран, принявший магометанство, и Стефан VIII, хотевший (1552 г.) Молдавию обратить в турецкий пашалык и убитый с матерью и сыновьями (1546– 52 г.), Александр IV Лепушано 2 раза (1552 г, и 1564– 66 г.), господарь кровожадный, умерший от яда; Петр– Александр; это был жестокий боярин, женившийся на дочери Петра Рареша Рокеавде, или Александре, и принявший имя Александра в честь господарыни; избранный в господари, он гнал боярские роды, и, отрезывая носы, уши, языки, или выкалывая глаза, тысячами отпускал изувеченных по миру; самозванец Василий– деспот (1552– 62 г.), урожденец Критский; убит; Стефан IX Томза (1562– 64 г.), Богдан VI, сын Александра IV’ (1566– 69 г.), пытавший свергнуть с себя турецкое иго и покориться Польше; самозванец Ивония (1569– 70 г.), храбрый и изворотливый мазовшанин, который выдавал себя за побочного сына Стефана VII и н угоду султану Селиму принял магометанство; он был убит; самозванец Иван Подковар (1570 г.); Петр V (1570– 84 г.), Петр VI Хромой (1584– 86 г.), Аарон (1586– 91 г.), Стефан X Резван (1591– 95 г.), желавший подчинить Молдавию Трансильвапии; Иеремия Могила (1595 г.); брат его Симеон Могила (1595– 1607 г.), Константин Могила (1607– 1609 г.), Стефан XI Томза 2 раза (1609 – 10 г. и 1621– 23 г.); Каспар Грациани, итальянский златарь (1618 – 21 г.), Александр V (1621 г.), Раду 1 (1623– 26 г.) из господарей Валахии-, Мирон Бериавский (1626– 30 г.) из польских шляхтичей; Монсей Могила 2 раза (1630– 31 г., 1633 г.), Александр VI, сын Раду (1631– 33 г.), Александр VII, сын Ильи (1633– 34 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Следующий важный автор – Гавриил Севир, митрополит Филадельфии Лидийской (с 1572 до 1616 года пребывал в Венеции), написавший трактат «Синтагматион о святых и священных Таинствах» (Συνταγμτιον περ τν γων κα ερν μυστηρων; Венеция, 1600, 1691). Он находился под очевидным влиянием посттридентской схоластики и принимал учение о семи таинствах, различая в них материю и форму. Вслед за патриархом Геннадием Схоларием он говорил о пресуществлении (μετουσωσις), приводя множество цитат из Священного Писания и отцов Церкви. В его второй работе (1604, не издана) речь идет о неосвященных частицах (μερδες) и частицах за умерших (κλλυβα), которые не следует смешивать с освященным Телом Христовым. Близкую аргументацию мы встречаем в неизданном труде Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса (1549–1601) «О непорочных таинствах» (Περ τν χρντων μυστηρων). Его главные темы: передача благодати через Евхаристию, вопрос о соотношении веры и субстанции таинства, сохранение и почитание Святых Даров, опресноки и жертвенный характер Евхаристии. Вопреки Лютеру и Кальвину он говорит о таинственном «пресуществлении». Более полемическим является главный труд Максима Пелопонесского (1565/1570–1621/1630) «Руководство о папистском расколе» (Συνταγµτιον περ τν γων κα ερν µυστηρων; Бухарест, 1690). Его утверждение, что Христос не освящал опресноки перед началом пасхальной трапезы, и протест против отлучения мирян от Чаши (как противоречащего Священному Писанию ) направлены против Тридентского Собора. Здесь же он говорит о том, что освящение происходит не в момент произнесения установительных слов, а в момент эпиклезы (призывания Святого Духа). Центральной фигурой в споре о Евхаристии является патриарх Александрийский и Константинопольский Кирилл Лукарис (1570–1638), однако его высказывания не всегда согласуются друг с другом. В письме 1618 года к архиепископу Спалато Маркантонио де Доминису он сводит число таинств к двум – Крещению и Евхаристии. Во втором письме он отвергает пресуществление. С другой стороны, в своих проповедях (1598–1626) он принимает пресуществление, но отвергает опресноки и практику причащения мирян только одним хлебом. В примечаниях к греческому переводу катехизиса кардинала Беллармина он отрицает придание особого значения установительным словам в ущерб эпиклезе, а также пресуществление.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010