Ныне возрождение обители, как почти во всех святых местах России, только начинается. Братии, насчитывающей ныне около тридцати монахов, предстоит много трудов. Но молитвенная жизнь уже сегодня находится на большой высоте. В 1995 г. остров Столобный поселил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий И, который также освятил исток Волги, берущей начало неподалеку. Тогда же праздничный Крестный ход возглавляемый Патриархом Алексием, торжественно возвратил мощи преподобного Нила, хранившиеся до того в Осташкове, в Богоявленский собор монастыря. Житие преподобного отца нашего, игумена Антония (в миру Андрея) Сийского 1 Память его празднуется месяца декабря в 7-й день † 1556 и Сведения о преподобных отцах наших Александре и Иоакиме Сийских 1 Память их празднуется месяца декабря в 7-й день † после 1556 До образования Холмогорской епархии (1682 г.) монастыри, приходы Севера находились под управлением Новгородской митрополии. И житие преподобного Антония Сийского изначально связано с Новгородской Землей. Родился преподобный в селе Кехта (40 верст до Архангельска, на берегу Северной Двины). Родители угодника Божия считались состоятельными крестьянами. Его отец Никифор происходил из Новгорода Великого; мать Агафия, – северянка из Кехты 50 . (2001. 2. С.28.) Это были люди благочестивой жизни: часто посещали храм Божий, делали посильные приношения в пользу церкви и старались исполнять заповеди Господни. Они горячо молили Господа, чтобы Он даровал им сына, и молитвы их были услышаны. В 1478 г. у них родился сын, первенец, которого они нарекли Андреем. Андрей отличался не только красотой лица, но и своими добродетелями. С ранних лет он был чист сердцем, кроток, незлобив, так что все любили его. Когда Андрею исполнилось семь лет, родители отдали его обучаться грамоте. Отрок быстро усвоил грамоту, а в то же время научился иконописанию и очень полюбил это занятие. Особенно часто он посещал храм Божий. Душа Андрея не лежала к занятиям родителей: сельские работы его не привлекали, ибо он хотел служить Господу. Любил он чтение. Все творения святых отцов и учителей Церкви, какие только мог достать, он изучал с великим рвением. Между тем Никифор и Агафия, почувствовав приближение своей кончины, призвали всех своих детей и сказали им: «Дети, мы достигли глубокой старости, и тяжелые болезни постигли нас, как сами вы видите. Уже недалеко время нашей кончины. Ныне мы поручаем вас Богу и Его Пречистой Матери. Они станут пещись о вас во все время вашей жизни и будут вам помогать во всех ваших делах. Вы же старайтесь всегда соблюдать заповеди Божии. Милость Господня да будет с вами вовеки!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Максим Грек (+ 1556) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 янв. в день преставления, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором всех святых, в земле Тверской просиявших, 6 июля вместе с Соборам Радонежских святых Прп. Максим Грек родился в знатной семье в Эпире, в Греции. В миру его звали Михаил Тиволис. Он получил высшее образование в Венеции и Флоренции, где был близок ко многим выдающимся людям своего времени, — между прочим, к флорентийскому проповеднику Савонароле, борцу за чистоту нравов, и присутствовал при его мученической кончине. По возвращении на родину он поступил в монастырь Ватопед на горе Афонской и принял там постриг. В 1518 г. вел. князь Василий III Иоаннович просил афонских старцев прислать ему ученого инока для приведения в порядок его библиотеки и для ученых трудов. Выбор старцев пал на Максима. Приехав в Москву, он нашел великокняжескую библиотеку в большом беспорядке, но был поражен ее богатством. Он окружил себя молодыми переводчиками, и работа началась: были переведены Толковая Псалтирь, Деяния святых апостолов, Властарь (собрание церковных постановлений) и некоторые творения Иоанна Златоустого; было начато исправление богослужебных книг; кроме того, прп. Максим писал и полемические сочинения. Он создал себе много друзей, но еще более врагов: во-первых, тем, что примкнул к сторонникам покойного Нила Сорского (+ 7 мая 1503), бывшего противником монастырского землевладения; во-вторых, тем, что обличил порчу нравов русского народа и высшего, главным образом придворного, общества, и, наконец, тем, что вместе с Восточными Патриархами и лучшими русскими людьми осудил развод вел. князя с его кроткой, богобоязненной супругой вел. княгиней Соломонией из рода Сабуровых (в иночестве Софией; память ее 16 дек). Вел. князь «встречи», то есть возражения себе, не терпел. Нашли ошибки, допущенные прп. Максимом при исправлении богослужебных книг (по недостаточному знанию им русского языка), и осудили его как еретика.

http://sedmitza.ru/lib/text/436829/

3) РГБ, ф. 722 (Собр. единичных поступлений), поступление 76 за 1996 г.. Сборник составной, но в начале бумага 20-х годов XVI в.: Единорог – Лихачев, 1538, 1539 (1527 г.). По нижнему полю первых листов вкладная запись 1528 г.: «Дал сию книгу соборник в дом Пречистыя Богородиця честнаго и славнаго Ея Рожества, в строение великых старцев Ферапонта и Мартиниана в лета 7036, при настоательстве игумена Геронтиа грешны Игнатнище по рекло Карачев». Таким образом, первая часть сборника написана около 1528 г. Нумерации листов нет, но Повесть о Темир-Аксаке составляет особую тетрадь (на бумаге со знаком Единорога), в которой первые 4 листа вырваны (от них сохранились только обрывки), но на последующих 4 листах сохранился текст Повести, начиная со слов: «славнаго преставления Пресвятыя Владычаца нашея Богородици и приснодевици Марьи, и собрася весъ Володимерь, изыдоша на провожение чюдныя тоя и честныя иконы». 4) ГИМ, Собр. Чудова монастыря, 264 (л. 164 об. – 172 об.). Сборник начала 40-х годов XVI в. Филиграни: Рука под короной – типа Брике, 10968 (1541–1542 гг.); Рука в рукавчике под розеткой ­­ Лихачев, 2978 (1540 г.). Текст Повести передан в литературной обработке. 5) РГБ, ф. 228 (Собр. Д. В. Пискарева), 124 (л. 491 об. – 497 об.). Сборник начала 40-х годов XVI в. Филиграни: Тиара (1-й вариант) – Лауцявичюс, 1556 (1540 г.); Тиара (2-й вариант) – Лихачев, 3343 (1541 г.); Тиара (3-й вариант) – Брике, 5030 (1525–1556 гг.); Тиара (4-й вариант) – Брике, 5034 (1540–1541 гг.); Щит с топором под короной -Лауцявичюс, 1668 (1541 г.). 6) РНБ, F.I.524 (л. 264–274). Торжественник 80-х годов XVI в. «Молитвенником» Русской земли назван митрополит Алексий. 7) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 270 (л. 647–655). Сборник середины XVII в. «Молитвенником» Русской земли назван митрополит Алексий. Вариант Вяземского Заголовок представляет соединение текста Епифаниевской редакции и Второй Пахомиевской. 1) РНБ, собр. П. П. Вяземского, F.140 (л. 553–562 об.). Сборник первой трети XVI в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под розеткой – Брике, 12862 (1521 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6) Зиновий. 1542–1545 г.; подписался под купчей крепостью на С. Сьяново и С. Хонятино; в 1545 году, на имя его дана жалованная грамота. 7) Дионисий I. 1555–1556 г.; Имя его упоминается в подтвердительной надписи на грамоте, данной при игумене Зиновие в 1545 г. 8) Ефрем I. 1556 г.; Сентябрь. По списку Строева. 9) Пимен I. (Садыков). 1561–1571 г. Переведен из Иосифова Волоколамского монастыря. Упоминается в беспошлинной грамоте 1567 г. 10) Тихон II. 1572–1573 г. Записан в синодике без лет; из рода (князей) Хворостининых; присутствовал в Москве на соборе 1572 года; Июля 5-го 1575 г. хиротонисан во Архиепископа Казанского и Астраханского; † Июня 14-го 1576 г.; был погребен в Троицком Казанском монастыре; в 1700 г. Ноября 15-го тело его перенесено в соборный храм. 11) Порфирий I. 1587 г. Упоминается в подтвердительной надписи Царя Феодора Иоанновича на грамоте 1545 г. записан в синодике без лет. 12) Лаврентий I. 1589 г. Участвовал в соборе, созванном при учреждении патриаршества. 13) Елиазар 1598 г. Участвовал в соборе, созванном пред избранием Годунова на царство; подписался под первою избирательною грамотою. 14) Тихон III, 1598–1599 г. В 1598 г. в Августе подписался под второю избирательною грамотою; в 1599 г. упоминается в подтвердительной надписи Бориса Феодоровича Годунова на беспошлинной грамоте 1567 года. 15) Марк. 1609 г. Упоминается в подтвердительной надписи Царя В. И. Шуйского на грамоте данной при Грозном в 1567 году. 16) Uoha II. 1610 г. Находился в посольстве к Владиславу отправленном 11-го Сентября 1610 г. умер в заточении в Киеве, куда был сослан Сигизмундом с прочими послами. 19) Сергий I. 1613 г. Упоминается в жалованной грамоте 1613 г. на рыбные ловли в Нижнем Новгороде. 18) Киприан. 1613–1614 г. По списку Строева; о сих настоятелях не имеется ни каких сведений. 19) Кирилл I. 1617–1618 г. По списку Строева; о сих настоятелях не имеется ни каких сведений. 20) Пафнутий. 1618–1622 г. При нем дан вкладом в 1618 г. рукописный Апостол Толковый, в Угрешский монастырь Великою инокою Марфою Иоанновною, материею царя Михаила Феодоровича, как значится в надписи сделанной по листам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В начале 1920-х годов Николаевский греческий монастырь закрыли, в 1935 году сломали главный монастырский собор. Сейчас на месте Никольского собора находится пустырь. Корпуса бывших келий уцелели – в них расположились различные мастерские, магазины, учреждения. Сохранившаяся часовня перешла к историко-архивному институту. В 2007 году было принято решение о возрождении Никольского монастыря. moscow.org Николая, святителя, в Никольском греческом монастыре собор Никольская улица вот уже более шести веков носит имя одного из древнейших монастырей Москвы. В разное время Никольский монастырь именовали по-разному: Никола Старый у Большого Крестца, Никола Большая Глава, что у крестного целования, Николаевский, Никольский Греческий, Афоногорский. Основан он был в конце XIV века и впервые в летописи упоминается в 1390 г. Как и находившийся напротив него Богоявленский, в древности он был центром переписки книг. Существуют сведения, что до 1525 г. Никольскую обитель делили между собой монахи и монахини, которые сообща вели хозяйство и участвовали в богослужениях. После открытия женской Новодевичьей обители Никольский всегда оставался мужским монастырем. В середине XVI в. его территория уже вполне определилась. С севера он был ограничен новой Китайгородской стеной, с востока к нему примыкал Печатный двор, а с запада – постройки Заиконоспасского монастыря. Со стороны улицы в древности стояла деревянная часовня. Сообщение в летописи о пожаре, возникшем в монастыре 19 мая 1564 г., сохранило для нас интересные подробности о бывших в нем постройках. При пожаре сгорели две церкви, восемь келий и деревянные кровли остальных строений. Греческие монахи впервые появились в Никольском монастыре в 1556 г. Иван Грозный пожаловал его афонским монахам из Хиландарского монастыря для временного проживания, что было подтверждено царской грамотой от 7 марта 1556 г. Эта жалованная грамота на владение обителью подтверждалась позже царями Федором Ивановичем и Михаилом Федоровичем. Монастырь стал называться Афонским или Николо-греческим подворьем. Царь Алексей Михайлович в 1653 г. позволил вести службы на греческом языке, а после того, как архимандрит Пахомий привез в Москву с Афона точную копию с чудотворной Иверской иконы Божией Матери, пожаловал 19 мая 1669 г. греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольским монастырем.

http://sobory.ru/article/?object=21187

Митр. Макария, ради пущего воздействия на Висковатого, испросил у царя специальную резолюцию на то, чтобы записку Висковатого «иссвидетельствовать соборно». Собор в январе 1554 г. имел по этому делу целых два заседания и составил пространные ответы на недоумения Висковатого. С некоторыми из последних он даже тактически согласился. Напр., осудил западную реалистическую манеру изображения Христа Распятого, не с спокойно вытянутыми по кресту прямолинейно руками, а с болезненно повисшим на руках телом.    Осуждение Висковатого было не милостивым. И мотивировалось не существом дела, а просто формальной виной перед церковью: — «смущением народа». Раздраженные судьи обрекли его на трехгодичную покаянную епитимию: год стоять вне дверей церкви, другой, внутри, на положении оглашенного и лишь на третий присутствовать и на литургии верных, но без причастия.    Народ в этих спорах своего передового меньшинства пока еще «безмолвствовал». Единство церкви не страдало. Но приближался период «смуты», когда разволновавшиеся низы привыкли к открытой оппозиции, и, после «смуты», первые же случившиеся богословские споры вылились в церковный массовый раскол. Юго-западная митрополия от разделения Русской Церкви в 1458 ... Список западно-русских православных митрополитов, правивших с 1458 по 1596 гг. 1. Григорий Болгарин (1458—1473)2. Мисаил Пеструч (1475—1480)3. Спиридон Сатана ок. (1479—1481 († 1504))4. Симеон (1481—1488)5. Иона I Глезна (1492—1494)6. Макарий I Черт (1495—1497)7. Иосиф I Болгаринович (1497—1501)8. Иона II (1503—1507)9. Иосиф II Солтан (1507—1521)10. Иосиф III (1522—1534)11. Макарий II (1534—1556)12. Сильвестр Белькевич (1556—1567)13. Иона III Протасевич (1568—1576)14. Илия Куча (1577—1579)15. Онисифор Девоча (Девочка) (1579—1589)16. Михаил Рогоза 1589—1596 († 1599) Великие Князья Литовские, ставшие с 1386 года вместе и Королями Польскими    Привычным фоном истории Русской Церкви служит почва национально-государственная. Церковь живет, так сказать, в своем доме и является религией господствующей, защищаемой государством.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Феодорит, незаконный митрополит литовский, 1353–1354» Роман, митрополит литовский, 1354–1361. Митрополит ГалицкийАнтоний, 1371–1392. Митрополит литовский Киприан, 1375–1381, 1382–1389. Митрополиты киевские: 1.   Григорий Болгарин, поставленный в Риме в 1458-ом году, до 1470-го года униат, в последнем году отрекшийся от унии и возвратившийся к православию, † 1472. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 29. Василий Васильевич в четвертый раз, 1447–1462. 30. Иван Васильевич III, 1462–1505. 31. Василии Иванович, 1505–1533. 32. Иван Васильевич IV, Грозный, 1533–1584 (до 1538-го года под опекой матери; с 16-го Января 1547-го года–царь). 16. Александр, сын предыдущего. 1492–1506 (с 1501-го года и король польский). 17. Сигизмунд I, брат предидущего (вместе и король польский), 1506–1548 (в 1544-м году передавший управление Литвой своему сыну Сигизмунду-Августу). 18. Сигизмунд Август, сын предыдущего (вместе и король польский) 1548–1572 (в 1568-м году на Люблинском сейме соединение Литвы с Польшей в одно государство). 14. Феодосий, 1461–1464. 15. Филипп I, 1464–1473. 16. Геронтий, 1473–1489. 17. Зосима, 1490–1494. 18. Симон, 1495–1511. 19. Варлаам, 1511–1521. 20. Даниил, 1522–1539. 21. Иоасаф, 1539–1541. 22. Макарии, 1542–1563. 2. Мисаил, 1475–1480. (Спиридон Сатана, самовольно поставленный в 1474-м или 1475-мть году и не принятый в Литве). 3. Симеон, 1481–1488. 4. Иона Глезна, 1492–1494. 5. Св. Макарий, 1495–1497. 6. Иосиф Болгаринович, 1498–1501. 7. Uoha II, 1502–1507 . 8. Иосиф II, Солтан, 1507– 1521. 9.   Иосиф III, 1522–1534. 10. Макарий II, 1534–1556. 11. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Читать далее Источник: История русской церкви/[Соч.] Е. Голубинского, засл. проф. Моск. духов. акад. – Москва : Унив. тип., 1880-./Т. 2. [Ч. 1]: Период второй Московский : от нашествия Монголов до митрополита Макария включительно. (первая половина тома). - 1900. - VIII, 919 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Пред кончиной он сам назначил себе преемника и оставил завещание, в котором повелевал настоятелю любить братий всех одинаково и служить им, непокорных изгонять, но кающихся прощать и принимать обратно. Братии он приказывал любить друг друга, повиноваться старшим, хранить устав, иметь страх Божий, не оставаться никогда праздными и заботиться о больных и бедных. Тело свое он завещал бросить в болото, но на это ему братия прямо сказали, что ослушаются его. Когда же они окружили его со слезами в его последние минуты, он сказал им, что «настал день его покоя и им подобает более радоватися, нежели печалиться». Скончался прп. Антоний 7 декабря 1556 г. и был погребен в церкви Пресвятой Троицы. В обители до нашего времени хранились иконы его письма. Он считается покровителем иконописцев. Он явился болящему игумену Питириму, иконописцу, исцелил его и приказал не оставлять этого труда. Раз купец вез рыбу в монастырь в лодке. Внезапно поднялась буря. Вдруг он увидел на воздухе инока, мантией своей защищавшего его ладью. «Ты призываешь многих на помощь, а меня не зовешь, — сказал он. — Не бойся, чадо, я с тобой, и Бог устроит нам тишину». — «Кто ты, человек Божий?» — спросил его в трепете купец. «Я Антоний, игумен обители, что на Михайловском озере и на реке Сии», — ответил инок и стал невидим. Купец благополучно прибыл в монастырь и остался в нем иноком. Всех чудес прп. Антония перечислить здесь невозможно. • По выходе из Кенской обители преподобный со сподвижниками основал шелексинскую Николаевскую пустынь при впадении р. Шелексны в р. Емец, левый приток Северной Двины, у порога, называвшегося Темная Стремнина. • Антониево-Сийский монастырь был основан преподобным на р. Сии, притоке Северной Двины (в 9 верстах от впадения), в 90 верстах к югу от Холмогор. Подвизался преподобный на Новгородском Севере (совр. Архангельская обл.). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/437951/

8.   Толкование на Екклисиаст 4 Олимпиодора Александрийского (VI в.). Греческий оригинал CPG 7454; PG, t. 93. Текст частичной сохранности. В рукописи XVI в., РГБ, Унд. 13, содержится 53 стиха из первых семи глав с соответствующими толкованиями, стихи следующие: 1:6, 7, 9–11, 2:14, 21, 24–26, 3:15–21, 4:4–6, 9–17, 5:2, 5, 9, 10, 18, 19,6:7–9,7:2–7,9, 12, 13, 15–23 (среди них, однако, попадаются выписки из Франциска Скорины). Подборка из 36 стихов (отчасти тех же, отчасти других) с толкованиями включена в четий текст Екклисиаста, в середину 12 ст. первой главы, см. рукописи: РНБ, Пог. 1, РНБ, Солов. 807, РНБ, Соф. 1323 ; РГБ: Унд. 1, Рум. 204. В ГБ также есть эта вставка, но толкования удалены, см.: Описание, т. 1, с. 67–67 (в этой подборке в действительности нет ст. 8:2–3, поэтому общее число стихов не 38, как здесь ошибочно указано, а 36). Отдельные стихи с толкованиями и без них встречаются также в других рукописях XV- XVII вв., см.: Алексеев 1988, с. 185–187. 9. Катены на Песнь песней, составленные из толкований Ипполита Римского (ок. 170–230), Григория Нисского (CPG 3158; PG, t. 44), Фи-лона Карпафийского (Карпазийского) (CPG 3810; PG, t. 40) и катен псевдо-Прокопия Газского (PG, t. 87/2). Известна 31 рукопись этого текста. В 7 списках, среди них ГБ, толкования удалены. Издание текста по древнейшей рукописи XIII в. РГБ, ОИДР 171, см.: Алексеев 1980, издание текста по ГБ с образцами толкований см.: Алексеев 1988. 10.   Толкования Феодорита Кирского на Песнь песней в переводе Константина Костенецкого, около 1427 г. Греческий оригинал PG, t. 80. Текст известен в одном полном списке XV в. собр. Рыльского монастыря (НМРМ 2/24), двух неполных списках – сборнике 1556 г. (монастырь 49, Богданович, 302), сборнике 1567 г. (Цавтат, собр. В. Богишича, 19с, Богданович, 1523). Кроме того, есть четыре списка XVI-XVII вв., в которых текст Песни освобожден от толкований, это сборники НБКМ 311 (София), Cod. slav. 14 Австрийской национальной библиотеки (Вена), рукописи 1/118 и 1/119 Библиотеки им. Горького (Одесса). Текст из сборника Николац, 49, издан Трифуновичем (1971), из Богишичева сборника -Куевым и Петковым (1986, с. 532–545), Венский список – Минчевой (1989) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Предисловие Время и обстоятельства написания Жития преп. Даниила. – Автор – Андрей-Афанасий. – Сведения о нем. – Редакция Жития I Рукописи первоначальной редакции. II Вторая редакция – «Сказание вкратце». III Проложная редакция – IV. Редакция строителя Александра. – Повесть о обретении мощей и ее редакции. – Чудеса преп. Даниила. – О приемах изданий. После кончины преподобного Даниила, 7 апреля 1540 г., его многочисленные почитатели понуждали неизвестного по имени самовидца святого старца написать житие его. Тот колебался. Прошло 13 лет, а житие не было написано. Тогда, на четырнадцатом году после кончины подвижника, следовательно, между 7 апреля 1553 г. и 7 апреля 1554 г., последовало приказание неизвестному написать житие Даниила. Приказание шло со стороны царя и митрополита, – царя Ивана Грозного, доводившегося преподобному Даниилу крестным сыном, и митрополита Макария, постриженика одной с преподобным Пафнутьевой Боровской обители и духовного друга переяславского подвижника 1 . Однако колебания не оставляли самовидца святого старца: то он смущался своим недостоинством, то не имел досуга, то боялся запрещения святого, который, «еще жив сый, некогда в поучении своем глагола нам – не повелеваше никому же самохотением писати повести от святых, аще не извещение некое будет от Бога, или от власти царския, или святительския, иже по Бозе повеленно будет по свидетельству». Прошло еще три года; внутренняя борьба и сомнение о том, писать или не писать, продолжались. Когда приближался четвертый год, последовало новое повеление от царя и митрополита. Тогда Житие преподобного Даниила было начато писанием. Следовательно, начало составления Жития нельзя относить раньше, как на семнадцатый год после смерти Даниила (с 7 апреля 1556 г. по 7 апреля 1557 г.). Автор собрал в свое повествование то, что видел сам, что слышал из уст преподобного, от учеников его и иных неких. Таковы сведения, которые дает предисловие к древнему Житию (см. стр. 3–6) 2 об обстоятельствах и времени написания последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010