В молении Св. Троице Новозаветной святые представлены в рост на большой иконе 3-й четв. XVIII в., по-видимому тоже созданной в вологодских землях (ЦМиАР). Е.- слева в образе старца с седыми кудрявыми волосами и сужающейся, раздвоенной на конце бородой, куколь на плечах, в правой руке развернутый свиток с текстом: «Молю вы о Г[с]де чада и братия моя елика в вас сила подвизаитеся о своем спасении». Х.- справа, тоже с непокрытой головой, более молод, с русыми волнистыми волосами и округлой бородой средней величины с небольшой проседью, в левой руке светлые четки (пейзажный фон с надписями на иконе восстановлен). В составе Собора русских святых образы Е. и Х. включены в композицию с группой подвижников XVI в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), а также, без индивидуализации облика, в число Вологодских чудотворцев (в 3-м ряду справа) на созданных мон. Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. (обе в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (Данилов муж. мон-рь в Москве) и на совр. повторениях этого извода. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 103-104, 244; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89, 92, 94, 96-97, 106. Кат. 31, 37, 39, 41, 42, 56. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/187778.html

Как глава конгрегации клириков, Л. обладал правом совещательного голоса на открывшейся в 1562 г. 17-й сессии Тридентского Собора (продолжение работы Собора он активно поддерживал). 13 авг. Л. прибыл в Тренто. Участвовал в обсуждении вопроса о таинстве Священства и связанного с этим вопроса о происхождении церковной иерархии. В речи 20 окт. 1562 г. Л., не разделяя позиции ряда испан. богословов, со многими из к-рых его связывала давняя дружба, подчеркнул, что пастырская власть епископов происходит от папы Римского, а не непосредственно от Бога (CTrident. T. 9. P. 94-101). Эта речь способствовала обострению противостояния происпанской и пропапской партий, сложившихся на Соборе. В речи 9 дек. Л. уточнил свою позицию: при рукоположении епископ получает сакраментальную власть (potestas ordinis) непосредственно от Бога, а юрисдикцию (potestas iurisdictionis) - от понтифика, к-рому она была передана Богом через ап. Петра (Ibid. P. 224-225). Л. защищал верховенство папской власти над полномочиями Собора. В дискуссии о таинстве Брака Л. выражал уверенность в том, что тайный брак является не только действительным, но и законным (Ibid. Р. 740-741); его т. зр. не была поддержана Собором. После закрытия Собора (4 дек. 1563) Л. прочел неск. проповедей в ряде городов Сев. и Центр. Италии, а потом вернулся в Рим. Здоровье его сильно ухудшилось, однако до самой смерти он проповедовал и служил мессу. При жизни ничто из его сочинений опубликовано не было, но и в ордене иезуитов, и вне его Л. признавали одним из крупнейших богословов своего времени. Ярким свидетельством этого является поручение Лойолы, в 1553 г. предложившего Л. написать богословскую сумму, к-рая стала бы основой для обучения во всех иезуитских коллегиях; эта работа не была завершена. Важную часть наследия Л. составляют его речи на Тридентском Соборе. Л. принадлежит неск. работ, написанных по просьбам Римских пап и высших церковных иерархов, напр. о ростовщичестве (Tractatus de simonia ad Paulum papam, 1556) и об индульгенциях (De indulgenciis, 1564), или связанных с деятельностью Л. как проповедника. Он принимал участие в составлении инструкций по организации учебных заведений ордена иезуитов, проповеднической деятельности членов Об-ва Иисуса и др. Обширная переписка Л. затрагивает широкий круг богословских, адм., политических вопросов. Одно из его посланий секретарю Лойолы иезуиту Хуану Альфонсо де Поланко (1547) считается 1-й, еще прижизненной биографией основателя и 1-го генерала Об-ва Иисуса ( Alburquerque. 2005. P. 119-122). Значительная часть проповедей и посланий Л. до наст. времени не изучена и не опубликована.

http://pravenc.ru/text/2462553.html

Лит.: Тихомиров П. Историческое описание Новгородского Знаменского собора. Новгород, 1889. С. 40, 171; Русская живопись XVII-XVIII вв. Каталог выставки. Л., 1977. С. 98; Маркелов Г. В. Новгородские святые по иконописным подлинникам//Новгород в культуре Древней Руси. Новгород, 1995. С. 42; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619; Комарова Ю. Б. Надгробный образ свв. братьев Алфановых из новгородского Сокольницкого монастыря//К 2000-летию христианства. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции. СПб., 2000. С. 31-35. Ю . Б . Комарова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/115414.html

Савва крыпецкий 28 авг. 1495. Макарий митроп. киевский 1 мая 1497. Моисей прозорливый 23 фев. Елеазар Назарий олон. 4 июня 16 век Тихон луховский 16 июня 1503. Паисий угл. 6 июня 1504. Кассиан учмен. 4 окт. 1504. Геннадий арх. новгородский 4 дек. 1505 Нил сорский 7 апр. 1508. Евфимий и Харитон санж. 11 апр. 1509. Лаврентий калуж. 1 авг. 1515. Иосиф волоколамский 9 сент. 1515. Геннадий важеоз. 8 янв., 9 фев. 1516. Серапион арх. новгород. 16 мар. 1516. Аврамий и Коприй 4 фев. 1517. Давид серпух. 18 окт. 1520. Преподоб Иннокентий 19 мар. 1521. Онуфрий и Авксентий 12 июня 1521. Праведная Гликерия 13 мая 1522. Кн. Иоанн–Игнатий угл. 19 мая 1523. Филипп ирапский 14 нояб. 1527. Иоанн м. казанский 24 янв. 1529. Кирилл новоезерский 4 фев. 1532. Александр свирский 30 авг. 1533. Иона клим. 6 июня 1534. Корнилий ком. 19 мая 1537. Логгин кораж. 10 фев. 1540. Даниил пер. 7 мар. 1540. Стефан озер. 12 июня 1542. Иродион илоз. 28 сент. 1542 Княгиня София 16 дек. 1542. Севастиан пошехон. 18 дек. 1542. Иаков боровский 23 окт. 1543. Артемий веркольский 23 июня 1545. Арсений ком. 24 авг. 1549. Никифор важеоз. 9 фев. 1550. Зосима ворбоз. 4 апр. 1550. Адриан ондрусовский 26 авг. 1550. Стефан и Петр муч. каз. 24 мар. 1552. Василий юродивый м. 2 авг. 1552. Герасим. болдинский 1 мая 1554. Нил столбенский 7 дек. 1554. Иоасаф м. м. 25 июля 1555. Максим грек 21 янв. 1556. Антоний сийский 7 дек. 1556. Иоаким. опоц. 9 сент. 1560. Вассиан и Иона 12 июня 1561. Иоанн и Логгин 3 июля 1561. Симон сойгинский 24 нояб. 1562. Гурий архиеп. казанск. 4 дек. 1563. Геннадий любимский 23 янв. 1565. Герман архиеп. казанск. 6 нояб. 1567. Феодосий тотемский 28 янв. 1568. Филипп м. м. 9 янв. 1570. Корнилий псковский 20 фев. 1570. Арсений новгородский 12 июля 1570. Николай юродивый п. 28 фев. 1576. Варсонофий еписк. твер. 11 апр. 1576. Иоанн ростовский 3 сент. 1580. Анания новгородский 17 июня 1581. Никандр псковский 25 сент. 1581. Трифон коль. 15 дек. 1583. Агапит марк. 21 мая 1584. Симон юрьевский 4 нояб. 1584. Сергий малопинеж. 16 нояб. 1585.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Гавриил Огинский произведён из префектов Александро-Невской семинарии 16 янв. 1762; † 26 янв. 1779. Парфений Петров произведён 30 мая 1779, а 26 мая 1790 перев. в Александро-Свирский. Аполлос Терешкеевич в 1790 перев. из Ошевенского, а 9 мар. 1803 – в Курский Знаменский. Августин Сахаров в 1803 перев. из Рязанского Троицкого, а в февр. 1804 – в Петергофскую Сергиеву пустынь. Кирилл Киприанов 12 февр. 1804 перев. из Архангельского, а 13 июня 1806 – в Крестный. Феофан Татарский в 1806 перев. из Архангельского, а 31 янв. 1810 – в Вяжицкий. Амвросий Черноруцкий в 1810 перев. из Архангельского, а 11 окт. 1817 – в Крестный. Павел Павлов (Морев) 14 окт. 1817 перев. из Архангельского, а 5 апр. 1820 – в Крестный. Вениамин Смирнов в 1820 перев. из Архангельского, а 1839 перев. в Крестный. Анастасий Ключарев 24 дек. 1824 перев. из Архангельского, а 21 дек. 1828 – в Трегуляев. Платон 1839 перев. из Архангельского; до 1843. Анастасий Ключарев , бывший епископ Екатеринославский, управлял мнтрём с 12 мая 1843; † 22 мар. 1851. (В 1852–55 вакансия). Мельхиседек , 1856–69. 4 Архангельский (Архангела Михаила), в Архангельске, основан в начале XV века. Ныне 3-го класса. [III, 299.] Игумены Лука , около 1400. Акакий . Стефан . Адриан .      В XV веке упом. в списках Харатейных грамот, без лет. Иоанн . Афанасий . Феодосий , 1534–47. Алексий , 26 янв. 1549. Герман , 12 апр. 1556. Сергий , 1558–63. Иоасаф , 1567–84. Евфимий , 1585–89. Лаврентий , 1589–96. Феодор , 1598–1602. Сергий , 1603–5. Варсонофий , 22 янв. 1608. Митрофан , в авг. и сент. 1613. Варлаам , в янв., нояб. 1614. Кириак , 1616–18. Митрофан , 1619 и 20. Христофор , строит., в февр. 1621. Матфей , 20 апр. 1624. Варсонофий , 1628 и 29. Матфей , 1629, 1630. Варсонофий , 1632 и 33. Павел , 1635–42. Филарет , 22 февр. 1644. Антоний , 1649–53, 54, мая (sic). Павел , с 1654; бывший упом. в февр. 1661. Филарет , 1660. Каллиник перев. из Сийского, 1662–1664 (sic?). Арсений , 1667. Порфирий , 1672. Иоасаф , 1676–83. Кирилл , 1684, сменён.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVII в., ГТГ), Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми на полях (3-я четв. XVII в., ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве. Ист.: Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему/Пригот. С. П. Розанов. СПб., 1912; Калайдович К. Памятники российской словесности XII в. М., 1821. XII; [Сухомлинов М. И. ] Рукописи графа А. С. Уварова. СПб., 1858. [Ч. 2]. XVIII. (Памятники словесности; 1); Франко У. Anokpiфu i легенди з украïнських pykonicub. Льbib, 1906. Т. 4. С. 136-213 [изд. различных редакций Слова о небесных силах, которое К. Ф. Калайдович приписывал Кириллу Туровскому, а С. П. Шевырев - А. С.]. Лит.: Мурзакевич Н. А. История губернского города Смоленска. Смоленск, 1804. С. 198-201; Шевырев С. П. Заметка о слове Авраамия Смоленского//ИОРЯС. 1859-1860. Т. 8. С. 326-330; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 425-426; Зверинский. Т. 2. С. 318. 1154; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 253; Редков Н. Н. Прп. Авраамий Смоленский и его житие, составленное учеником его Ефремом//Смоленская старина. 1909. Вып. 1/1 (отд. отт.: Смоленск, 1909); Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. 717; Рыбаков Б. А. Смоленская надпись XIII в. о «врагах-игуменах»//Сов. Арх. 1964. 2. С. 179-187; Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в.//Новгородский ист. сб. Л., 1984. Вып. 2 (12). С. 88-89; Буланин Д. М. Ефрем//СККДР. Вып. 1. С. 126-128 [библиогр.]; Подскальски Г. Церковь и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). СПб., 1996. С. 175-178, 231-236, 385-387 [библиогр.]; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 38. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/62958.html

АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128873.html

На переводе с иконы XVII в. (РГИА. Ф. 835. Оп. 4. 95. Л. 27; местонахождение иконы неизв.) с предположительным изображением М. (без надписания имени; атрибуция основана на характеристике в иконописных подлинниках) преподобный представлен стоящим в 3/4-ном повороте в молении к Спасителю в облачном сегменте (руки М. подняты на уровне груди). Святой облачен в схиму, образ очень близок (вплоть до формы головы) к изображениям свт. Николая Чудотворца: плешив, на темени небольшой клок волос, округлая короткая борода. М. изображен на пейзажном фоне с горкой, поросшей растительностью, цветами по прогалинам. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2: Свод. 1998. С. 160-161; Т. 1: Атлас. С. 616; 159. С. 320. М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) КИПРИАН († после 25.06.1598), прп., Стороженский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских святых и С.-Петербургских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Никольского Стороженского мон-ря АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/2561302.html

Е. В. Романенко Иконография Образ А. М. представлен преимущественно на многофигурных иконах олонецких святых, но встречаются и единоличные изображения. В Описи собрания Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 г. упомянута икона «Прп. Афанасий Муромский», XIX в.: «Изображение на холсте [паволоке] преподобного в рост. В левой руке - четки, в правой свернутый свиток - символ учительства» (НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. 1/2. Л. 29а. 170). Сохранились 2 иконы с образом А. М. (МИИРК), происходящие из Муромского Успенского мон-ря. На иконе «Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские», 1-я пол. XIX в., святые изображены в рост, в молении Спасителю в сегменте неба. А. М.- с непокрытой головой, короткими волосами, темной окладистой бородой, заостренной книзу, в светло-зеленой рясе и коричневой мантии с золотопробельным письмом, в голубой схиме с куколем на плечах. Вверху надпись: «Св. пр(д). Aфahaciй Муром: чуд(о).». На иконе кон. XIX в. А. М. (надпись: «Стый пр. Aфahaciй Mypoмckiй чудо») изображен прямолично, в рост, с ниспадающими прядями волосами и длинной бородой, в темно-зеленой мантии и схиме, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке (с текстом: «Внимайте убо бpamiя моя и не согрешайте до ckohчahiя века»). А. М. среди олонецких святых изображен на иконе 2-й пол. XIX в. (ц. вмц. Екатерины, Петрозаводск) в мантии, с куколем на голове и четками в руках. На иконе кон. XX в. «Собор Карельских святых» (собор во имя блгв. кн. Александра Невского, Петрозаводск) А. М. держит в руках модель храма. В. Г. Платонов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/77012.html

на р. М. Киржач и ряд крупных сел ( Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. Ч. 2: Землевладение митрополичьего дома. С. 146, 168, 336, 361-365, 378, 391, 393, 414, 424, 430). По-видимому, среди этих пожалований, как свидетельствует жалованная грамота 1562 г., оказался и П.-З. Ф. м., поскольку его настоятель зависел от русских митрополитов (ААЭ. Т. 1. 259. С. 286; РИБ. Т. 32. 216. Стб. 441). Зависимость П.-З. Ф. м. от митрополичьего, а затем и от патриаршего дома была достаточно сильной еще в XVII в. Об этом наглядно свидетельствует грамота патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) . 19 янв. 1629 г. в Москве он благословил дьяка Леонтия Матвеева сына, к-рого отослал к Верейскому митр. Аверкию. Последний должен был поставить дьяка в чтецы «и в подьяконы и во дьяконы», а затем рукоположить «в попы к церкви Илье пророку в Переславский уезд, в вотчину Федоровского мон-ря, в село Ильинское в наше патриаршество» (АЮБДР. Т. 3. 362. Стб. 435-437). Землевладение П.-З. Ф. м. начало складываться во 2-й пол. XV в. Возможно, до этого времени мон-рь был ружным. 20 авг. 1511 г. датируется самый ранний из сохранившихся актов обители. Им является жалованная несудимая односрочная и заповедная грамота, полученная игум. Геронтием «с братьею» от вел. кн. Василия III Иоанновича на с. Фёдоровское в Переславском у. Начало ее текста утрачено. Полученный обителью в 1534-1538 гг. по этому документу иммунитет 17 мая 1551 г. и 27 июня 1561 г. был подтвержден царем Иоанном IV Васильевичем Грозным ( Антонов. 1997. 183. С. 72-73). Благодаря этим льготам с. Фёдоровское разрослось в Фёдоровскую слободу при обители ( Свирелин. 1903. С. 25). 16 сент. 1552 г. П.-З. Ф. м. получил послушную грамоту на деревни Сосняк, Хорошёво, Муднево и др. в Михайловском стане Переславского у. ( Косаткин. 1906. Ч. 1. С. 292-293), а 29 апр. 1556 г. царь Иоанн Грозный утвердил жалованную уставную грамоту крестьянам местных подклетных сел Ивановского, Фалелеева, Волославцева и трети с.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010