Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Тверской. Достоверных сведений о Н. не сохранилось. По преданию, он был братом преподобных Саввы († 1467) и Варсонофия († ок. 1459), настоятелей Тверского Саввина мон-ря, основанного в 1397 г. Память Н. указана в тверском списке Иконописного подлинника под 3 апр.: «Преподобнаго отца нашего Нектария игумена монастыря Покрова Богородицы Тверскаго новаго чюдотворца»; на левом поле листа дописано: «15 верст от града» (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 150. Л. 177 об., 70-80-е гг. XVII в.). В списке святых г. Твери из «Книги глаголемой…» под 3 апр. записано: «Преподобный Нектарий началникъ Введенскаго монастыря Пресвятыя Богородицы преставися в лето 7000 месяца априля въ 3 день» (РГБ. Ф. 173/1. 220. Л. 46). В списке «Книги глаголемой...» из Тверского музея запись чуть короче: «Святый Нектарий началникъ Введенскаго монастыря преставися в лето то же апреля 3 дня» (ТГОМ. ТвМ. КП-10617. Л. 12, 60-е гг. XVIII в.). Свидетельством существования мон-ря на рубеже XIV и XV вв. являются происходящие из Нектариевой пуст. царские врата с изображением на створках святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста - один из древнейших сохранившихся памятников тверской живописи (с 1933 - в ГТГ). В Синодике Оршина Вознесенского мон-ря 1689 г. перечислены «начальники» Нектариева мон-ря: Нектарий, Роман, схиигум. Иоасаф, мон. Сильвестр (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1776. Л. 145). По мнению П. С. Иванова, «возможно, что Н. был как-то связан с Тверским Савватьевским монастырем, где в списке первых игуменов находится преподобный Нектарий, но достоверно этот факт не подтвержден» ( Иванов. 2008). Согласно данным писцовых книг 7048 (1540) г. «письма Ивана Заболоцкого да Михаила Усова Татищева», а также 7136 (1628) и 7137 (1629) гг. «письма Федора Игнатьева да подьячего Тимофея Степанова», «Дозорной книги Тверского уезда, 1551-1554 гг.», Нектариевому мон-рю принадлежали деревни и пашни в волостях Шестка и Чаглов.

http://pravenc.ru/text/2564868.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (ок. 1520, дер. Ихтис, ном Коринфия (ныне Псари) - 14.02.1554), нмч. Коринфский (пам. греч. 14 февр.). Мученичество Н. в 1558 г. составил Дамаскин Студит . Отца Н. звали Иоанн, мать - Кали. Это была небогатая, но набожная христ. семья, родители наставляли сына в вере. В 12 лет Н. остался сиротой. Он уехал из деревни и пошел на службу к купцу во фракийском г. Силиврия. Проработав неск. лет, переехал в К-поль, женился, в семье родились дети. Н. занимался торговлей, строго соблюдая христианские заповеди. Соседи по торговым рядам на рынке позавидовали успехам Н. и оклеветали его: они утверждали, что святой возносил хулу на прор. Мухаммада. Н. схватили и пытали, заставляя отречься от Христа, но он отказался. На суде он открыто исповедал имя Христово, после чего его побили палками и вырвали ему ногти на ногах. Затем Н. отправили в тюрьму, где он снова исповедовал Христа и молился в течение 4 дней. В одну из ночей ему явился Христос в необычно ярком свете и утешил его. Когда Н. вновь отвели к турецкому судье, тот безуспешно пытался прельстить святого деньгами. Н. завернули в набитый соломой тюфяк, обвязали цепями и доставили на ипподром, где уже был разведен костер. Палачи начали постепенно прижигать горящими головнями из костра разные части тела Н., продолжая призывать к отречению от веры. Н. отказался. Его пытали до тех пор, пока он, обессиленный, не упал. Тогда палач потянул за цепь на шее и удавил его. Турки сожгли тело Н. вместе с трупами кошек и собак, чтобы нельзя было обнаружить мощи, но одному христианину удалось выкупить честную главу святого за 20 золотых монет. Впосл. глава была передана Большому Метеорскому монастырю . От нее совершаются чудеса. Лит.: Ακολουθα του Αγου Νεοφανος Μρτυρος Νικολου του εξ Ιχθος της Κορινθας μετ προλεγομνων/υπ του μητροπολτου Θεσσαλιτιδος και φαναριοφερσλων Ιεζεκιλ του απ Βελανιδις. Αθνα, 1930. Σ. 14-19; Περαντνης. Λεξικν. 1994. Τ. 3. Σ. 384-386; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 359; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 674. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565906.html

Ко 2-й четв. XVI в. относится украшенное 4 миниатюрами и заставками Шерешевское Евангелие (Минск. НХМ), к-рое было создано в юго-зап. Белоруссии. Возможно, на Волыни был написан утраченный ныне Загоровский Апостол, получивший название по мон-рю, куда он был вложен в 1554 г. ( Запаско. С. 351-354, кат. 87); его языковые особенности и богатейшее оформление в ренессансном стиле очень близки Пересопницкому Евангелию. В 1565 г. в Святогорском Зимненском мон-ре по повелению кн. А. Чарторыйского писцом Федором была переписана Кормчая серб. редакции с уставами кн. Владимира и кн. Ярослава и соборными ответами на вопросы Сарайского еп. Феогноста (ЛИМ. 118; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 269, 41). В 1569 г. в г. Корец для кн. Богуша Корецкого дьячок Матьяш переписал сборник слов и житий типа минейного Торжественника (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19, 103; Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковнослав. и русских. Вильна, 1882. С. 205-216). Лит.: Бoяhibcьka М. Б. Украïнська рукописна книга в XV - nepшiй половини XVII ст.: виробництво i поширения: АКД. Льbib, 1994. С. 12-15; Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукописна книга. Льbib, 1995. А. А. Турилов Архиереи свт. Стефан (упом. в 1091; † 27 апр. 1094), свт. Амфилохий (27 авг. 1105 - 1122), Симеон (1123-1136), Феодор (1137-1147), Иоасаф (до 1229), епископы: Василий, Никифор, Косма (вместе с еп. Иоасафом упоминаются в 20-60-х гг. XIII в.), Евсигний (упом. в 1287-1289), Афанасий I (хиротонисан в мае 1328; ок. 1353 жил в Переяславле Залесском), Иона I (упом. в 1388), Афанасий II (упом. в 1388-1391), Иоанн (Гоголь; хиротонисан в 1405), Герасим (упом. в 1415, не позднее 1428 переведен в Смоленск), Никифор II (упом. в 1458), Порфирий (упом. в 1470), Феодосий (упом. в 1485), Дамиан (упом. в 1487), Вассиан I (1486/87-1497), Иона II (упом. ранее 1503), Вассиан II (упом. в 1507-1511), Пануфтий (упом. в 1513-1522), Иона III (упом. в 1521-1535), Геннадий (упом. в 1536-1547), Иосиф (Красенский-Борзобогатый; упом. в 1551), в нач. 60-х гг. XVI в. кафедрой владел И. Я. Борзобогатый (упом. в 1562-1563), Феодосий (Лазовский) (управлял епархией с 1565 до 13 апр. 1589), Мелетий (Хребтович-Богуринский) (управлял епархией с 1589 до янв. 1593), Игнатий (Потей) (хиротонисан после 20 апр. 1593, в 1596 принял унию); в 1596-1620 гг. епархией владели униаты; Иосиф (Курцевич; янв. 1621 - лето 1625).

http://pravenc.ru/text/159136.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Иван; † 19.06.1607, старицкий Успенский мон-рь), свт. (пам. 5 апр., 19 июня, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 23 мая - в Соборе Ростовских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 1-й патриарх Московский и всея Руси. Биография И. происходил из посадских людей г. Старица (совр. Тверская обл.). Монашеский постриг принял в старицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре при архим. Германе (архим. Германа, при к-ром И. принял постриг, следует отличать от др. настоятеля старицкого Успенского мон-ря - св. Германа ( С адырева- П олева), управлявшего обителью в 1551-1554). При пострижении святой был назван в честь прав. Иова Многострадального. В обители И. был духовно «воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен» (РИБ. Т. 13. Стб. 923). Со временем И. стал настоятелем старицкой обители: 6 мая 1569 г. царь Иоанн IV Васильевич дал жалованную грамоту И. как архимандриту Успенского мон-ря ( Маштафаров А. В. Старицкие мон-ри в документах XVI в.//РД. 1998. Вып. 4. С. 142-147). Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Портрет. 50-е гг. (?) ХХ в. (Патриаршие покои ТСЛ) Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Портрет. 50-е гг. (?) ХХ в. (Патриаршие покои ТСЛ) После того как в 1566 г. Иоанн Грозный выменял Старицу у кн. Владимира Андреевича, монастырь сразу же получил во владение от царя с. Ильинское в Старицком у. В 1567 г. Старица была взята в опричнину, последовали новые пожалования мон-рю (одно из таких владений, с. Губин Угол, принадлежало казненному И. П. Фёдорову). Мон-рь имел тарханную грамоту, освобождавшую его владения от уплаты главных гос. налогов. Когда она сгорела, царь по ходатайству И. выдал в мае 1569 г. новую грамоту такого же характера на все владения мон-ря в разных уездах. Одной из статей документа настоятель и братия освобождались от суда Тверского епископа, они подчинялись только суду тверского дворецкого (Там же. С. 146). Все это говорит об особом благоволении царя к обители и ее настоятелю. Характерно, что, после того как И. был переведен из старицкого Успенского мон-ря, пожалования обители от царя прекратились.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН (1-я пол. XVI в., близ Осташковской слободы, ныне г. Осташков Тверской обл.- 22.02.1614, Нилова Столобенская пуст.), прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Столобенский, устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни на о-ве Столобное (Столбный) на оз. Селигер (совр. Осташковский р-н Тверской обл.). Сведения о Г. содержатся в написанном святым предисловии к Житию прп. Нила Столобенского (кон. XVI в.). Житие прп. Нила, автором к-рого был инок вологодской Свято-Троицкой Герасимовой пуст. Филофей (Пирогов), основано на записях Г. о прп. Ниле. (Ранее в историографии господствовало не имеющее достаточного обоснования мнение о том, что Филофей был монахом Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы мужского монастыря - Ключевский. С. 313-314; Будовниц. С. 349; Лихачёв. С. 473.) Прп. Герман благословляет иконописцев монахов Иова и Нифонта. Клеймо житийной иконы " Прп. Нил Столобенский " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (частное собрание) Прп. Герман благословляет иконописцев монахов Иова и Нифонта. Клеймо житийной иконы " Прп. Нил Столобенский " . Кон. XVIII - нач. XIX в. (частное собрание) Ок. 1580 г. (датировка В. О. Ключевского) Г. поступил в Рожковский мон-рь во имя свт. Николая, находившийся в 2 км от о-ва Столобное и являвшийся вотчинным мон-рем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . После кончины прп. Нила († 1554/55) мн. иноки из разных мон-рей приходили на место его подвигов и оставались там для молитвы. Г., с детства много слышавший о подвижничестве прп. Нила, также часто посещал о-в Столобное, молился в часовне над могилой преподобного и в конце концов принял решение там поселиться. 3 года он жил на острове вместе с Антонием, игум. одного из новгородских мон-рей. Иноки возобновили часовню над могилой прп. Нила, устроили гробницу и покров на нее. Затем Г. покинул пустынь для странствий по св. местам, ок. 1590 г. (датировка Ключевского) вернулся. В 1591-1594 гг. Г. с помощью холмогорца Б. Козьмина и др. паломников построил на острове деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блж. Василия Московского и колокольней. Вокруг храма возникла монашеская община из паломников, пришедших на остров для молитвы у гробницы прп. Нила и оставшихся здесь. От патриарха Московского и всея Руси св. Иова Г. в 1594 г. получил грамоту, благословляющую на открытие муж. пустыни с общежительным уставом, настоятелем со званием строителя был определен Г. (грамота не сохр.).

http://pravenc.ru/text/164713.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567, Москва), свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Казанский. Основными источниками сведений о жизни святого являются офиц. летописи, акты, казанский летописец Иосифа Крылова (БАН. 24.5.32), волоколамский летописчик Игнатия Зайцева (РГБ. Волок. 362), Житие митр. сщмч. Филиппа (Колычева) , Житие святителей Гурия (Руготина) Казанского и Варсонофия Тверского, написанное Казанским митр. сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси), «История о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского , Житие Г. Свт. Герман, архиеп. Казанский. Эмаль. 2-я пол. XIX в. (ГМЗРК) Свт. Герман, архиеп. Казанский. Эмаль. 2-я пол. XIX в. (ГМЗРК) По словам кн. Курбского, Г. был «светла рода человек, яже Полевы нарицаются, та шляхта по отчине» (Стб. 318). Полевы вели свое происхождение от боярина Александра Борисовича Поля - потомка смоленских князей. Княжеский титул потерял Ф. Д. Полев, прапрадед Г., поступивший на службу к волоцкому кн. Борису Васильевичу. Полевы имели вотчины в Волоцком у., были связаны с Иосифовым Волоколамским в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рем , принимали там постриг, в мон-ре находилась их родовая усыпальница. (Ни отец Г., ни он сам не отмечены ни в одной родословной Полевых - Шокарев. С. 18-19.) Г. был сыном Садыря (в Крещении Федора) Полева, имевшего вотчины в Волоцком у. Ф. И. Полев упоминается как свидетель в грамоте о продаже деревни Иосифову Волоколамскому мон-рю в 1526/27 г. В 1530/31 г. он пожертвовал Волоцкому мон-рю дер. Редькино (АФЗХ. Т. 2. С. 95, 110-114) и примерно в то же время принял в обители монашеский постриг с именем Филофей. Занимал в мон-ре должности келаря (1544/45-1546/47), казначея (1547/48 и 1552/53), в 1553/54-1554/55 гг. был одним из соборных старцев и участвовал в совершении земельных сделок. В 1553 г. старец Филофей возглавил суд над Матвеем Башкиным . В 1561 г. отец Г. при невыясненных обстоятельствах был зарезан.

http://pravenc.ru/text/164699.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Иоанн Устюжский. Икона. Сер. XVII в. (ГИМ) (1476 (?), с. Пухово, близ г. Устюга - 29.05.1494, г. Устюг), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжский. Наиболее ранним источником сведений об И. является его Житие, составленное в 1554 г. Павлом, сыном свящ. устюжского Успенского собора Дионисия, к-рый впоследствии стал игуменом сольвычегодского Борисоглебского монастыря,- «Сказание о житии преподобнаго Иоанна, иже Христа ради уродиваго, новоявленнаго Устюжскаго чюдотворца, а преставися блаженный месяца майя в 29 день, на память святыя преподобныя мученицы Феодосьи девицы» (нач.: «Жизнь богоугодну и житие непорочно мужа сего добронрава»). Несмотря на то что Павел ориентировался на ряд агиографических образцов: Жития Андрея К-польского, Христа ради юродивого, прп. Симеона Палестинского, Христа ради юродивого, прп. Феодосия Печерского и др., Житие И. содержит достоверные сведения о жизни святого. Агиограф записал рассказы своих отца и дяди, к-рые были современниками и очевидцами кончины блаженного. Сохранились списки ранней редакции Жития И.: РГБ. Муз. 1365. Л. 175 об.- 198, XVI в.; Собр. ОИДР. 304, XVI в.; Унд. 320. Л. 1-17 об., XVII в.; 1053. Л. 131-154, XVII в.; РНБ. Q.XVII. 93. Л. 237-267, сер. XVII в.; РГБ. Больш. 104, XVII в.; ГИМ. Увар. 1240. Л. 158-181 об., XVII в.; 1246. Л. 127-144, XVIII в. Немного позднее возникла сольвычегодская версия Жития И., имеющая стилистические отличия от первоначальной редакции (БАН. Чув. 251. Л. 178 об.- 183, XVII в.). Указанные редакции Жития содержат 2 рассказа о посмертных чудесах блаженного. В 60-70-х гг. XVII в. посвященный И. текст был дополнен описанием чудес, совершавшихся от гроба святого (в разных списках их число колеблется), и объединен в свод агиографических материалов об И. и о блж. Прокопии Устюжском , Христа ради юродивом,- «Месяца майя в 29 день житие, и подвиги, и отчасти чудес святаго и блаженнаго Иоанна, иже Христа ради юродиваго, Устюжскаго чюдотворца» (нач.: «И якоже бо исперва глаголет о блаженных, и уродивых, и приснопамятных»). Редактором и составителем свода был Иаков, свящ. одной из устюжских церквей (возможно, храма в честь Вознесения Господня). Известны списки данной редакции: РНБ. Погод. 749. Л. 228-310, XVII в.; Солов. 220. Л. 193-272, кон. XVII в.; 221. Л. 210-280, кон. XVII в.; Q.I. 1210. Л. 16-109, кон. XVII в.; 730. Л. 477-501, 502-525 (отдельно помещено «Чудо о бесноватой жене Соломонии», исцелившейся по молитвам блаженных Прокопия и И.), кон. XVII в.; Тит. 3118. Л. 212-286, кон. XVII в.; ГИМ. Щук. 418. Л. 191-253, XVII в.; 440. Л. 137-192, XVII в.; БАН. 45.10.2. 4о, кон. XVII в.; РГБ. Больш. 232. Л. 57-123, XVIII в.

http://pravenc.ru/text/469408.html

Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви в епархии, а также устраивает монастыри. В 1554 году он заложил церковь великомученика Пантелеймона «над гробом блаженнаго Николая Кочанова» 1046 (†1392; пам. 27 июля). Затем в 1557 году он «обложил» Никитскую церковь 1047 , в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1562 году был построен храм в честь Богоматери Одигитрии на монастырском подворье Хутынского монастыря в Великом Новгороде, «совершено в едино лето сентября в 25 день» 1048 . В 1566 году он освятил новую церковь Рождества Богородицы на Болотовском погосте, а в 1568 году – новый храм святителя Николая Чудотворца на Разважьей улице 1049 . В Новгороде в это время отливаются колокола 1050 . 500-пудовый колокол-благовестник «Пименовский», который отливали Матфей и Косьма, Иван Грозный в 1570 году вывез из Новгорода 1051 . При архиепископе Пимене была увеличена пошлина, взимаемая с псковского духовенства 1052 . Актовый материал (см. в прил.) и летописные записи свидетельствуют о доставлении архиепископом Пименом духовенства. 29 января 1560 года он «благословил игумена Ефрема Шумля Островского на Клопско» 1053 . При архиепископе Пимене было совершено перенесение Перекомского монастыря с затопляемого места на более сухое. Поскольку земля на новом месте, куда переносился монастырь, была дворцовой, то игумен, «взем благословение убо архиепискупа Пимена», направился к царю в Москву. «И помощию Божию и Пречистыя Его Матере, и молитвами великаго в чудесех преподобнаго Ефрема великий государь Царь и Великий князь Иоанн Васильевич, всея Росии самодержиц, имея любовь ко святым Божиим церквям, паче же ко преподобному Ефрему, и нимало укоснив, повеле дати свою государя жалованную грамоту на вышепомянутую землю и деревню Клинково во веки неотъемлемо, и да буде на той земли обитель и собрание монахом, да молят Бога о нем и о всем синклите, палате его и воинстве» 1054 . На новое место были перенесены и святые мощи преподобного Ефрема Перекомского «чесно архиерейскими рукама со освещеным собором» 1055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Таже да весть святое ти владычьство: святопочивший митрополит преждний миловал святый манастырь усердно, и помен имать у святых поменох. Паки и святыня твоа, елико тя наставит Дух Святый, своего деле спасения и вечнаго помена, и пакы да ведаешь. Мы прислали тамо к вам о Господе братию нашу, Саву проигумена инока, и Пахомиа свяшенноинока, да Матфеа инока, да ся благословят у святаго ти владычьствиа, заместо всех нас, и да ти известят о святем монастырю и о нашем жытелству. Пакы молимся, жалуй и милуй святый манастырь и въпредь, своего ради спасениа и вечнаго поминаниа, како тя Дух Святый наставит, и святыя молитвы святаго ти владычьствиа да пребывают с нами, аминь. На подписи: Всеосвященному и преосвященному великому святителю архиепископу кир Варламу, митрополиту всеа земли Руской 222 . Всероссийский митрополит Даниил (1522–1539; † 22.V.1547) Митрополит Даниил – высокообразованный иерарх, ревностный проповедник, замечательный книжник, сторонник сильной великокняжеской власти. Происходил он из Рязани, «родился ранее 1492 г.» 223 . В Волоколамских синодиках, в которых сохранились записи его рода, указаны имена Рязанских епископов Симеона (1481–1496) и Леонида. Имя последнего в синодике, возможно, было указано позднее, и в таком случае это игумен Иосифо-Волоцкого монастыря в 1563–1566 и 1568–1573 гг., а затем – Рязанский владыка. Перед своей кончиной преподобный Иосиф († 1515; пам. 9 сент.) написал послание Великому князю, в котором называет десять старейших братий в качестве своих возможных преемников. Но когда преподобный поручил затем братии избрать себе игумена, то они избрали старца Даниила 224 . Епископ Крутицкий Савва (1544–1554), автор жития преподобного Иосифа Волоцкого , пишет, что перед своей кончиной преподобный Иосиф «избра старца Данила на игуменьство». Затем последовала его поездка в Москву, где «по совету и велению державнаго царя Великаго князя Василиа Ивановичя всея Русии, съверши его Пресвященный Варлам, митрополит всея Русии. Преподобный же часто его к себе призываа и уча и наказуя, како о братии попечение имети» 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

352 «Сему убо (Макарию) умолену бывшу отцы обители оноя и добре о сем подвигшуся и мене убогаго понудившу списати». 354 Житие преп. Евфросина в Пам. стар, русск. лит. IV, 109, Оп. Рум Муз. стр. 597. Обзор арх. Филарета, стр. 185. 356 Волокол. сб. Моск. дух. ак. N° 659, л. 143–148: эти листы относятся к той части сборника, которая писана в 1536 году. Милют. ч. мин.. июль, л. 634. Нач. предисловия: «Вся убо яже в лете и иже под летом бываемая божия благодеяния о человецех нелепо есть таити». 357 В ряду печерских игуменов Корнилий, поставленный на эту должность в 1529 году, следовал за Дорофеем и Герасимом; в предисловии сказания автор пишет: «По благословению отец и иже преже мене бывших зде игумен и слящениоинок Дорофея и Герасима, иже быша в та лета, в ниже строился новый сей монастырь, и но совету и проразсужением всех яже о Христе братии нашея, повелено бысть мне худому и грешному написати сия». Описав 6 лет, следовавших за освящением монастырской церкви в 1523 году, в продолжение которых игуменствовали Дорофей и Герасим, автор останавливается и ничего не говорит об управлении Корнилия, начавшемся в 1520 году. 359 Архиеп. Филарет пишет (Р. Свят., авг., стр. 134), что видение инока Исаии, предшествовавшее обретению, было в 1547 году. В житии и видение и обретение отнесены к 1554 году. Синод, рук. 633, л. 41. 361 Митроп. Евгений в Словаре писат. дух чина I. 167 и 170. Руднев в Рассужд. о ересях и раскол:», стр. 196 и след. Преосв. Макарий в Ист. русск. раск., стр. 32, 37, 66 и друг. Архиеп. Филарет в Ист. Р. Ц. III. 180 и в Р. Свят, май. прим. 151. Эти возражения были высказаны уже в XVII веке Доп. к Акт. Ист. V. стр. 500. 362 Единственный список повести первого биографа в рукоп. Унд. XVI века N° 306, л. 1 –112. Первые 14 листов заняты предисловием, с изысканной витиеватостью трактующим о некоторых догматах веры и любопытным как типический образчик богословствования древнерусских книжников. Начало: «Ты еси царю один I. Христос, животворящее Слово, преже век без начала и везде сый».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010