1514 Ср.: Исх. 20:5. 1515 См.: Ис. 29:14. 1516 См.: Ис. 45:3. 1517 См.: Ис. 44:25. 1518 См.: Ис. 49:6. 1519 Ср.: Лк. 10:22. 1520 Конъектура Кройманна. В рукописи: «приходящий». 1521 Конъектура Кройманна. В рукописи: «имеет». 1522 Конъектура Кройманна. В рукописи: «свое, которое «всё " " . 1523 См.: Мф. 11:27. 1524 Интерполяция. 1525 См. Лк. 10:22. 1526 Ср. Рим. 1:19—20. 1527 См. Ис. 1:3. 1528 См. Ис. 55:5 (?) 1529 Ср. Ис. 40:15. 1530 Ср. Ис. 1:8. 1531 Конъектура Кройманна. В рукописи: «просвещение». 1532 Ср.: Ис. 49:6. 1533 См.: Лк. 10:23—24. 1534 Слова «если они не сподобились узреть то, что никогда не предсказывали?» Кройманн помещает здесь. В рукописи они находятся ниже, после слов: «[то, которое другие заслуженно увидеть не могли]». 1535 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1536 Корссен так восстанавливает текст: «В чем же было счастье тех (т. е. учеников), которые тогда увидели то, что другие (т. е. пророки) по справедливости увидеть не могли, раз не достигли лицезрения того, что никогда не было предсказано, разве только это те, которые могли увидеть деяния своего Бога, однако, не видели , даже если предсказали?» 1537 См.: Ис. 29:14. 1538 См.: Лк. 10:25. 1539 Ср.: Исх. 20:12. 1540 См.: Лк. 10:27; Втор. 6:5. 1541 Конъектура Кройманна. В рукописи: «о законе жизни». 1542 Кройманн предполагает здесь лакуну: «сомневающийся». 1543 Конъектура Кройманна. В рукописи: «достигает». 1544 Конъектура Кройманна. В рукописи: «твоему». 1545 Конъектура Кройманна. В рукописи: «поскольку должны использоваться одни и те же требования той и другой жизни». 1546 Конъектура Кройманна. В рукописи: «нужно, чтобы и Христос даровал то, чему учит Творец: любить Его». 1547 Т. е. ортодоксальные христиане. 1548 Ср:.Лк. 11:1. 1549 Там же. 1550 Ср:.Лк. 11:2. 1551 В тексте Евангелия, искаженного Маркионом, были слова: «Пусть придет Святой Дух Твой на нас и очистит нас». 1552 Ср.: 1 Кор. 2:12. 1553 Ср.: Пс. 104 103:4; Tert. Adv. Marc., II, 8,2; III, 9, 7. 1554 Ср.: Быт. 1:2. 1555 Ср.: Лк. 11:2. 1556 Ср., напр.: Пс. 24 23:7—10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Кн. 5 (1427-1506); 1995. Кн. 3 (1440-1498), 225 (1528-1547); 1996. Кн. 564 (1553-1567); 1997. Кн. 10 (1440-1523), 11 (1518-1523), 224 (1522-1530); 1998. Кн. 1 (1380-1584), 25 (1387-1546); 1999. Кн. 227 (1533-1535), 530 (1566-1572); 2000. Кн. 51 (1566-1574); 2001. Кн. 230 (1542), 531 (1567-1569); 12 (1522-1529); Пётр Дусбургский. Хроника земли Прусской/Изд. подгот. В. И. Матузова. М., 1997; Хорошкевич А. Л. Документы нач. XV в. о рус.-литов. отношениях//Культ. связи России и Польши XI-XX вв. М., 1998. С. 39-57; Метрыка Bялikara княства (Koniя канца XVI ст.). Mihck, 2001. T. 28: 1522-1552; T. 44: 1559-1566; 2003. Т. 43: 1523-1560; Кн. 523: Nepanic войска Bялikara княства 1528 г.: Кн. публ. 1; Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII в.- 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002; Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. М.; Варшава, 2002. Т. 6: Радзивилловские акты из собр. РНБ. 1-я пол. XVI в./Сост.: М. М. Кром. Лит.: Boniecki A. Poczet rodów w Wielkiem Ksistwe Litewskiem w XV i XVI w. Warsz., 1887; Ясинский М. Н. Уставные земские грамоты Литовско-Русского гос-ва. К., 1889; Любавский М. К. Областное деление и местное управление Литовско-Русского гос-ва ко времени издания 1-го Литов. статута. М., 1893; он же. Литовско-Русский сейм: Опыт по истории учреждения в связи с внутренним строем и внешнею жизнью гос-ва. М., 1900; он же. Очерк истории Литовско-Русского гос-ва до Люблинской унии. М., 1910; Лаппо И. И. Великое княжество Литов. за время от заключения Люблинской унии до смерти Стефана Батория (1569-1586). СПб., 1901; он же. Великое княжество Литов. во 2-й пол. XVI ст.: Литовско-Русский повет и его сеймик. Юрьев, 1911. Т. 2; Грушевский А. [С.] Пинское Полесье: Ист. очерки. К., 1903. Ч. 2; Малиновский И. А. Рада Вел. княжества Литов. в связи с боярской думой древней России. Томск, 1904. Вып. 1: Рада Вел. княжества Литов.; Довгялло Д. И. К истории правосл. западнорус. Церкви до пол. XVII в. Вильна, 1908; Chodynicki K. Proby zaprowadzenia chrze cijastwa na Litwie przed r.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

д. Для чтения лекций по Свящ. Писанию в Сток-колледж стали приглашать преподавателей из Кембриджа. В 1537 г. стал капелланом Генриха VIII (несмотря на то, что покровительница П. Анна Болейн была к этому времени казнена по приказу короля). В том же году П. получил степень д-ра богословия. В 1541 г. П. получил пребенду в кафедральном соборе г. Или (графство Кембриджшир). В 1544 г. по протекции Генриха VIII стал главой Корпус-Кристи-колледжа. При нем здания колледжа подверглись значительной перестройке. С целью привлечения большего числа студентов были введены стипендии, часть из них предназначалась выходцам из Норфолка. Популярность П. среди академической молодежи позволила ему в 1545 г. стать вице-канцлером Кембриджского ун-та. В 1546 г., после одобрения парламентом закона, позволявшего королю упразднять колледжи и часовни при них, П. стал членом комиссии, к-рой было поручено оценить состояние колледжей в Кембридже. Комиссия заключила, что конфискация земель ун-та принесла бы больше вреда, чем пользы, и отчасти благодаря протекции кор. Екатерины Парр король согласился с этим мнением. Этот акт не затронул Сток-колледж, к-рый был распущен, в 1548 г. П. была назначена компенсация, к-рая до 1552 г. выплачивалась ему частями ежегодно. В 1547 г. он вступил в брак с Маргарет Харлстон - бракосочетание состоялось после смерти Генриха VIII (к-рый был против женитьбы клириков) с разрешения его сына и нового монарха Англии - Эдуарда VI († 1553); на тот момент браки клириков еще не были одобрены парламентом. В браке родилось 5 детей: четверо сыновей и дочь, однако лишь 2 сына дожили до взрослых лет. В 1552 г. П. был назначен деканом линкольнского собора Девы Марии - одного из наиболее значительных соборов Англии. В 1548 г. П. был переизбран на должность вице-канцлера Кембриджского ун-та. В 1549 г. состоялось знакомство П. с М. Буцером, переселившимся в Англию по приглашению Т. Кранмера. Буцер занял в Кембриджском ун-те должность профессора и был удостоен степени д-ра богословия. Между П.

http://pravenc.ru/text/2579037.html

Вост. направление не было основным для Сулеймана. Однако здесь он также предпринял ряд кампаний, в основном против Ирана, пользуясь временными перемириями в Европе. Его 1-й поход против Ирана был организован в 1533 г. как продолжение идеологической борьбы против шиитов. Он завоевал Н. Месопотамию, восток Курдистана и Армянского нагорья, взял Багдад, преобразовав его в центр отдельного эялета. В 1535 г. он вступил в Тебриз, но не смог навязать противнику решающего сражения. Второй (1547-1548) и 3-й (1553-1555) иранские походы не принесли заметных результатов. В 1555 г. Сулейман был встревожен разногласиями из-за престолонаследия среди своих сыновей и заключил с Ираном Амасийский мир, по к-рому закрепил свои приобретения (включая Грузию), но отказался от присоединения Иранского Азербайджана и Вост. Кавказа. Защищая мусульм. гегемонию на торговых путях с Ближ. Востока до Китая от притязаний Португалии на море, он распорядился занять основные порты на Красном м. и направил флот в Персидский зал. На венг. рубежах, несмотря на перемирие, постоянно сохранялась напряженность: приграничные правители и атаманы, как мусульманские, так и христианские, регулярно совершали набеги на земли противника, что привело к созданию своеобразных полупреступных и полуповстанческих групп гайдуков, ускоков, морлаков, дели, акынджи и др. Те или иные округа, включая замки, периодически захватывали отряды, по сути не подчинявшиеся никому, что создавало почву для возобновления противостояния при любом предлоге. Продолжая поддерживать своего вассала Яноша Жигмонда, Сулейман планировал передать ему трон Трансильвании и Темешварского баната. Против этого выступила часть венг. магнатов, которые вступили в сговор, стремясь к союзу с Габсбургами. В 1551-1552 гг. Сулейман вторгся в Венгрию, изгнал габсбургские войска из Трансильвании и баната. Военные действия 1551-1559 гг. шли гл. обр. на море: тур. капуданы Драгут и Шали нанесли поражение христианам близ Неаполя, нападали на берега Корсики, Италии и Балеарские о-ва, но успеха не добились. С 1559 г. на сухопутных границах О. и. в Европе происходили только мелкие столкновения. В 1562 г. был заключен договор в Париже, по к-рому имп. Фердинанд I обязался платить О. и. дань (30 тыс. дукатов), уступить все крепости в Трансильвании и даровать прощение опальным магнатам.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Иначе остается только признать, что в своем природном качестве она противостоит волению человеческой воли, соответствующей Спасителю, если последняя действительно никоим образом не в разладе с Богом, а первая в разладе» 1547 . На это мы говорим, что, действительно, то, в силу чего она природна 1548 , не в разладе, но то, в силу чего ее движение, исходящее от нас, неестественно 1549 , ясно, что в разладе и по большей части противится, чему сопутствует грех. Ведь воля, противная принципу [логосу] и закону природы, существует путем [тропосом – τρπ] движения, соответствующим неправильному применению 1550 способности (δυνμεως) 1551 , а не за счет соответствующего ее природе принципа [логоса], так как если она формируется и движется естественно, то пребывает если не в единении, то все же в согласии (συμβανον) 1552 , а не в разладе с Богом. В природе нет никакого основания [логоса] как для сверхъестественного, так и для противоестественного и восстающего. Потому и не заявил этот учитель, будто никогда, то есть ни в коем случае, не следует (за Богом наша воля), но смягчил, сказав: «поскольку [следует] не всегда» и «[не следует] по большей части», что дополнительно подразумевает: «[Следует] иногда, то есть в редких случаях» – из-за трудности возведения к добродетели большинства людей. Ведь воление человеческой воли, какой она была у Спасителя, хотя и было природным, но не было просто человеческим, каково оно у нас; так же точно, как и сама эта человеческая воля – поскольку превосходит нас, будучи совершеннейше обожена соединением (с чем, собственно, связана и ее безгрешность). А наша – заведомо просто человеческая, и никак не может быть названа безгрешной, из-за случающегося отклонения то сюда, то туда, не изменяющего природу, но извращающего движение или, точнее сказать, пожалуй, меняющего его образ [тропос]. И это ясно из того, что многое творится нами неразумно, и при этом отнюдь не происходит превращения заложенной в нас от рождения сущности из разумной в неразумную. Итак, не иная соответствует Спасителю человеческая воля, чем та, что соответствует нам, и не иное воление – по крайней мере в том, что касается определения [логоса] природы, хотя в ином отношении превосходит нас 1553 ; ведь божественно Тот ипостасировал, а то сформировано, посредством совершеннейшего единения с Божественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

участники согласились подписать этот документ, что позволило им в дальнейшем выступать против католиков с общих идейных позиций. Помимо Меланхтона к присутствовавшим ранее на заседаниях К. в Хагенау протестант. теологам в Вормсе присоединились В. Ф. Капито (ок. 1480-1541), Я. Штурм (1489-1553), В. Линк (1483-1547), М. Фрехт (ок. 1494-1556) и др. Из католич. теологов в Вормсе присутствовали Экк, Кохлеус, Наузеа, Гроппер, Ю. фон Пфлуг (1499-1564), А. Пеларг (ок. 1493-1561) и др. (списки участников см.: CR. Vol. 3. Col. 1160-1162, 1217-1219). По просьбе имп. Карла V папа Павел III направил в Вормс в качестве нунция Т. Кампеджио (ок. 1483-1564), еп. Фельтре, который не был участником дискуссий, однако выступил с приветственной речью на 1-м заседании (текст и ответ протестантов см.: Ibid. Col. 1192-1199) и наблюдал за ходом заседаний, отправляя соответствующие донесения в Рим. На начальных заседаниях К., проходивших в дек. 1540 г., вновь обсуждались процедурные проблемы, преимущественно вопрос о том, каким образом стороны должны быть представлены в обсуждениях и при голосовании. После долгих дискуссий 5 янв. 1541 г. было решено, что от каждой из сторон будет выступать один представитель: Экк - от католиков и Меланхтон - от протестантов. В результате 1-й серии публичных прений Экка и Меланхтона, проходивших с 14 по 18 янв. 1541 г. (протокол см.: Ibid. Vol. 4. Col. 33-78), было достигнуто согласие по 2 начальным положениям Аугсбургского исповедания и сформулировано принятое обеими сторонами учение о первородном грехе: «Мы согласно признаём, что все происходящие от Адама по общему закону рождаются с первородным грехом и потому подвержены гневу Божию. А первородный грех есть соединенная с вожделением лишенность той первоначальной праведности, которая должна быть присуща человеку. Также мы согласны с тем, что при крещении благодаря заслуге Христовых страданий отпускается вина в первородном грехе вместе со всеми прочими грехами. Однако, наученные не только апостольскими писаниями, но и собственным опытом, мы полагаем, что [после крещения] остаются вожделение, поврежденность природных сил и болезненность [природы].

http://pravenc.ru/text/1841762.html

После правила женщинам о благопристойности в одежде во время молитвенных собраний, Апостол дает наставления, относительно того же предмета вне собраний, вообще. Он запрещает женщинам некоторые украшения и указывает им истинное украшение, которым они должны всегда довольствоваться. Μ ν πλγμασιν κα χρυσ... 1544 Πλγμασι, означает искусственное заплетение волос, как прямо сказано в 1Пет. 3:3 1545 . Χρυσ – вещь из золота. Несправедливо, говорит Мейер, соединять χρυσ с πλγμασιν, в качестве оборота речи, в котором одно понятие выражается двумя существительными – πλγμα χρυσ – плетение из золота 1546 . Союз κα, по одному чтению, и – по другому, не позволяет соединять в одно понятие πλγμασιν χρυσ. Πλγμα – то, что сплетено, заплетенные волосы, кудри, прическа, χρυσ – золотая вещь. Μαργαρτης – жемчуг, перл, ματισμς – запас одежды, ματισμς πολυτελς – запас драгоценных одежд 1547 ; прилагательное πολυτελς противоположно κσμος. – Блеск, роскошь, чрезмерная забота о теле, не совместимы с духом христианства и влекут за собой многие пороки: питают гордость 1548 , служат пищей сладострастию и соблазну 1549 , тщеславию и корысти 1550 , рождают в душе заботу, противную заповеди Христовой 1551 , отнимают время, отвлекают христианина от подвига над внутренним самоусовершенствованием 1552 . Истинное украшение для христианских женщин суть добрые дела. Апостол в 10 стихе приводит основание, по которому такое украшение делается приличным и даже необходимым. παγγελλομναις – быть решительно преданным, предаться какому-либо занятию или образу мыслей 1553 , выдавать себя способным к какому-либо делу 1554 ; так говорят: ρετν παγγελλομνος εσβειαν 1555 , ψιλοσοψαν παγγελλεσθαι 1556 . Θεοσβειαν в Η. 3. встречается только здесь 1557 ; у 70 – два раза, где ему соответствуют еврейские 1558 и 1559 – оба эти выражения означают страх Божий. Выражением πρπει γυναιξν παγγελλομναις θεοσβειαν Апостол хочет сказать, что христианки дали открытый обет угождать Богу, как бы, объявили, что они в своем поведении будут руководиться не обычаями мира, но страхом Божиим, потому что христианкам неприлично, наряду с язычницами, употреблять украшения, питающие гордость и сладострастие. Напротив, по самому званию своему, они должны украшать себя добрыми делами – δι ργων γαθν.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

На основании приведенных слов сказания можно представлять себе дело так, что диакон Иван Федоров и Петр Тимофеев, обучившись искусству книгопечатания или дошедши до искусства книгопечатания в смысле набора слов и тискания, первоначально сами хотели было справиться и с изготовлением букв и что, когда это не удалось им, то правительство и выписало для них из-за границы настоящих словолитцев или вообще словоизготовителей. Если представлять дело таким образом, то неудавшиеся хлопоты диакона и его товарища над изготовлением букв нужно будет относить не к тому пространству времени, которое мы указали выше, как пространство времени, в которое заведена в Москве типография, а ко времени предшествующему, – не к 1563-му году, а или к 1562-му году или к 1562-му и 1561-му годам. 10 Итак, о начале книгопечатания в Москве должно быть сказано следующее: первая мысль о заведении в ней типографии явилась у царя Ивана Васильевича (вместе с митр. Макарием) не в 1547-м и не в 1553-м, а в 1555–56-м году; первым мастером печатных книг, который, по всей вероятности – за случившейся смертью , ничего ни сделал, был Маруша Нефедьев, упоминаемый в феврале и марте месяцах 1556-го года; вторые книгопечатники диакон Иван Федоров и Петр Тимофеев мстиславец устроили по поручению государя типографию в 1562-м году, причем, может быть, более или менее продолжительное время прежде сего хлопотали над типографским делом (изготовление букв) частным образом; если немец Ганс Шлиттен и действительно приглашал было типографщика в Россию, то не по поручению царя, а по собственному произволу, а датчанин Ганс Миссенгейм не должен быть считаем руководителем Ивана Федорова и Петра Тимофеева в устроении типографии. 1 Грамота императора Шлиттену, которой дается просимое дозволение, – от 30-го января 1548-го года, см. ее у Иосифа Фидлера в статье: Ein Versuch der Vereinigung der Russischen mit der Römischen Kirche im sechzehnten Iahrhundert, Wien, 1862, S. 54 (называется в грамоте Schleimme’hoм). 2 О Гансе Шлитте или Шлиттене см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

в соборе Сен-Пьер было вывешено письмо со смертельными угрозами в адрес К. и др. пасторов; в результате расследования виновным в этом был признан некий Жак Груэ, вскоре по приговору городских властей он был обезглавлен ( Naphy. 2003. P. 103). Такое жестокое наказание было скорее исключением, чем правилом: хотя Малый совет принимал от К. все жалобы на сопротивление проповедникам и инициировал соответствующие расследования, чаще всего они заканчивались вынесением порицания, требованием к виновным принести покаяние и небольшим тюремным сроком. Когда Перрен в сент. 1547 г. выступил с публичной критикой в адрес К. и Малого совета за арест его родственников по обвинению в недостойном поведении, он был арестован и обвинен в измене Женеве и сговоре с Францией, однако уже 29 нояб. был отпущен из-за недостатка улик против него и восстановлен в правах члена городского совета (Ibid. P. 104). В нач. 1548 г. Фарель и Вире специально прибыли в Женеву, чтобы поспособствовать примирению К. и Перрена, однако их усилия оказались безуспешными ( Greef. 2008. P. 31). Мн. либертины отказывались посещать совершаемую К. Вечерю Господню; властями была выпущена специальная прокламация (текст см.: CO. Vol. 13. P. 158-160), призывавшая жителей к религ. дисциплине, однако особого эффекта она не имела. После февральских выборов синдиков в 1549 г. настало время триумфа либертинов: Перрен стал первым синдиком, его сторонникам принадлежало большинство во всех городских советах. Перрен не отваживался прямо выступать против К., имевшего значительное число сторонников в городе, а действовал путем интриг, пытаясь ограничить полномочия пасторов и не давая хода жалобам Консистории. В 1553 г. ему удалось сменить состав Консистории, к-рый оставался практически неизменным с 1546 г., назначив 9 новых старейшин. Целью этого было лишить Консисторию приобретенного ею за эти годы общественного авторитета и оставить пасторов без поддержки верных им старейшин (см.: Naphy. 2003. P. 176-178). Несмотря на препятствия со стороны властей, К.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

II. Кроме перечисленных обязанностей в непосредственное пастырское служение приходского священника входит: 1) постоянное проповедование в церкви, особенно по воскресным дням и праздникам, с выбором для этого мест из Св. Писания и при руководстве исключительно учением церкви 1531 ; 2) катехизические беседы в церкви каждое воскресенье и праздник, в удобное для того время, к юным прихожанам, чрез ознакомление их с основами веры и научение страху Божию, а также обучение в церкви и взрослых всякий раз, когда они приготовляются к исповеди 1532 ; 3) в частности, обучение детей в школах 1533 , жениха и невесты при венчании 1534 , восприемников при крещении 1535 и заключенных в тюрьме 1536 . Учительское служение в приходе составляет главнейшую обязанность приходского священника; если он нерадив в этом отношении, то подвергается отлучению, а при дальнейшем упорстве, подвергается извержению из своего сана 1537 . Далее, к пастырскому служению приходского священника относится; 4) ведение метрических книг о родившихся, повенчанных и умерших в приходе 1538 , а так как эти метрики суть официальные документы, как в церковном, так и в государственном отношении 1539 , и в некоторых поместных церквах подлежат контролю государственной власти 1540 , то в них они должны быть ведены согласно указаниям последней 1541 ; 5) ведение и прочих приходских книг, где они существуют по распоряжению подлежащей власти 1542 ; 6) сообщение епархиальной власти о распространении в его приходе книг противорелигиозного пли противогосударственного направления 1543 ; 7) извещение ее о желании кого либо перейти в другое вероисповедание 1544 ; 8) извещение подлежащей власти, в случае надобности, о лицах, упорно остающихся в конкубинате 1545 ; 9) извещение ее о смерти тех, которые при жизни получали пособие из общественных средств или от государства 1546 ; 10) обязанность извещать подлежащую власть о появлении всякой эпидемической болезни в приходе, а также и о незаконнорожденных детях 1547 ; 11) о прихожанах, оставивших какое-нибудь имущество 1548 ; 12) о волнениях народа 1549 ; 13) надзор за точностью совершения службы лицами, состоящими при церкви и школе 1550 ; 14) надзор за тем, чтобы никто не употреблял на домашние потребности вещей, назначенных для богослужения, и охранение старых таких вещей от злоупотребления 1551 ; 15) чтобы никто не вводил в церкви чего либо нового в пении, чтении или в обрядах 1552 ; 16) надзор за управлением имуществом, назначенным для церкви, училища и благотворительных учреждений 1553 и 17) воспрещение всякому другому священнику отправлять какие либо священнодействия в приходе без его разрешения 1554 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010