Ера, Ерин : Александр Дмитриевич Ера, начало XV в., Радонеж; Исай Ерин, крестьянин, 1624 г., Белев Ера – ерник, плут, бездельник Ерга Андрей, крестьянин, рыболов, 1585 г., Псков Ергаков Иван Тихомиров [см. Тихомир], 1688 г., Мещера Ергак, ергач – доха, тулуп мехом наружу Ергачев Агафон, крестьянин, 1564 г., Олонец Ергольский Михаил Андреевич, умер до 1564 г. Фамилия от села Ерга Старая, Воскресенское тож, в Надпорожском стане Белозерского уезда Ерденя Максим Яковлев, крестьянин, 1569 г., Стародуб Ряполовский; Ерденевы, крестьяне, XVI в. Ср. Гердень – литовский князь, отец епископа Андрея Тверского Ерзик Андрей, холоп, 1594 г., Новгород От глагола «ерзать»? Ермак – Ермолай, очень распространено; Ермак Семенов, крестьянин, 1564 г., Олонец [см. Бездельев, Бесолысов, Бородуля, Грибунин, Ковач, Кукольников, Ходыка] Еропка Степан, из рода смоленских княжат, взят в 1445 г. в плен литовцами; от него – Еропкины [см. Кляпик] Еропка – Ерофей (зап. рус.); ср. еропа – чванливый, надутый человек; еропить – чваниться (Даль) Еропсанов Проня, крестьянин, 1627 г., Белев Ерохин Артемий Фролович, 1596 г., Одоев Ероха – неряха, лохматый Ерохов Митрофан Елизарович, конец XV в., Новгород; Неклюд [см. Неклюд], вотчинник, 1543 г., Радонеж Ерпылев Несыт [см. Несыт] Порошин [см. Пороша], помещик, 1596 г., Арзамас; Петр Ерпылев, подьячий, 1638 г., Москва Ертусланов Индрис [см. Индрис], приказчик Шереметевых, 1609 г.; Борис Игнатьев, приказный дьяк, 1673 (1677? – С. В.) г. Ерцев Родион, крестьянин, 1571 г., Новгород Ерш, Ершов : Василий Иванович Ерш Судаков Монастырев [см. Судак, Монастырь], первая половина XVI в.; Ерш Семенович Белкин [см. Белка], 1562 г., от него – Ершовы; кн. Дмитрий Иванович Ерш Немого-Оболенский [см. Немой], умер в 1564 г. [см. Байдиковы, Линь, Пентаков] Еря и Еряк , крестьяне, 1545 г., Новгород Есеня Иван Петрович, 1590 г., Орел [см. Бирим, Михнев, Шершень] Есины , новгородские бояре, XV в., выселенные в XVI в. в Нижегородский уезд; в 1608 г. Важен и Замятня [см. Замятня] в Нижнем Новгороде

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   Иосиф 1237—1240.     В Киеве и Владимире по переменно:    Кирилл II 1243—1280.     Во Владимире:    Св. Максим Грек 1283—1305.    Св. Петр с 1368 по 1325 по Владимире, с 1325—1326 в Москве.     В Москве    Св. Феогност 1328—1353.    Св. Алексий 1354—1378.    Св. Киприан 1380—1385. Пимен 1385—1390.    Св. Киприан вторично 1390—1406.    Св. Фотий 1410—1431 (рукоположен 1408).,    Исидор 1437—1441.    Сн. Иона 1449—1461.    Феодосий 1461—1465.    Филипп I 1465—1473.    Геронтий 1473—1489.    Зосима 1491—1494.    Симон 1496—1511.    Варлаам 1511—1522.    Даниил 1522—1539.    Иоасаф 1539—1543.    Макарий 1543—1564.    Афанасий 1564—1566.    Св. Филипп II 1566—1569.    Кирилл III 1570—1577.    Антоний 1577—1580.    Дионисий 1581—1586. Патриархи    Иов с 1586 митрополит, с 26 января 1589—1605 патриарх.    Игнатий лжепатриарх 1605—1606.    Гермоген 1606—1612.    Междупатриаршество 1612—1619.    Филарет Никитич 1619—1633.    Иоасаф I 1634—1641.    Иосиф 1642—1652.    Никон 1652—1658.    Питирим митрополит крутмцкий правитель 1658—1667.    Иоасаф II 1667—1672.    Питирим 1672—1673.    Иоаким 1674—1690.    Адриан 1690—1700.    Стефан Яворский местоблюститель патриаршего престола 1700—1721.    С 1721 Св. Синод в Петербурге. Императоры в Петербурге    Петр I 1721-1725.    Екатерина I Алексеевна1725—1727.    Петр Алексеевич 1727—1730.    Анна Иоанновна 1730—1740.    Иоанн VI Антонович 1740—1741.    Елисавета Петровна 1741—1761.    Петр III Феодорович 1761—1762.    Екатерина Алексеевна 1762—1796.    Павел I Петрович 1796—1801.    Александр I Павлович 1081—1825.    Николай I Павлович 1825—1855.    Александр II Николаевич 1855-    Каталог сей не полон за 17 и 18 века по недостатку источников. Дополнения Часть II. Заметки    Стран. 8 внизу: при сравнении службы 4 января апостолам со сниском их в четиих славянских минеях оказывается, что в службе не поминаются находящиеся в минеях: Симеон, Тимофей, Онисим, Епафрас, Архипп, напротив есть Кесарь, Кифа и Матфий, которых нет в минеях. Климент по Дорофееву списку и греческому синаксарю (10 сент. и 22 апр.) есть епископ Сардики, а по славянским минеям 4 янв. епископ Рима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

XVII в. совпадало с предыдущим делением правосл. епархии на наместничества. В 1564-1589 гг. в П. е. насчитывалось 565 сельских и 42 городских прихода, из них в Перемышльской земле - 380 сельских и 24 городские общины, в Саноцкой земле - 185 сельских и 18 городских приходов. В 1694 г. епархия имела 1120 приходов с населением 100 тыс. чел., в т. ч. 3 тыс. шляхтичей ( Bendza. 1982. S. 102). Наибольшее количество действовавших церквей было в Перемышле. В древнейший период в городе были построены церковь-ротонда во имя свт. Николая и собор св. Иоанна Крестителя. В XVI - нач. XVII в. действовало ок. 20 храмов: собор в честь Рождества св. Иоанна Крестителя (построен в 1543 вместо сгоревшей церкви, сведения о к-рой относятся к 1500-1535), св. Иоанна Крестителя во Владыче (известен по неск. привилеям XVI в.), Спаса-Преображения, св. Илии на Гарбарах над р. Сан, Рождества Господня над Саном, Пречистой Богородицы, монастырская в честь Собора Пречистой Богородицы (известна с 1543), св. Лаврентия, Богоявленская, Св. Троицы (все - в Засанье), свт. Николая Чудотворца (возможно, в предместье Подгорье), кладбищенская ц. Благовещения Пресв. Богородицы, монастырская ц. Св. Троицы по ул. Добромильской (известна с 1611), св. Петра (позднее костел иезуитов), св. Георгия (Юра) на Гарбарах, Рождества Пресв. Богородицы на Болони, арх. Михаила на Подзамче, Кучиновская (Начановская) на левой стороне дороги к Ярославу за Саном, неизвестного посвящения на Подзамче, монастырская на Вильче ( Никоровыч. 1879. С. 28-49). В краю имелись церковные школы для обучения чтению и письму. О нехватке образованных людей среди духовенства, в т. ч. высшего, писали полемисты в кон. XVI - нач. XVII в. В XVI в. на Перемышльской кафедре сменилось 8 епископов. Еп. Антоний (упом. в 1506-1519) отстаивал интересы православных; собирал епархиальные съезды с участием духовенства, шляхтичей и горожан; игнорировал запрет на колокольный звон в правосл. храмах; несмотря на запрещения, совершал крестные ходы; боролся против латинизации паствы, подсудности правосл. духовенства католич. епископу. Еп. Антоний присутствовал на Соборе Киевской митрополии в Вильно (25 дек. 1509 - 18 янв. 1510), созванном митр. Иосифом II (Солтаном) . В номинационной королевской грамоте 1528 г. на Перемышльскую кафедру Лаврентию (Терлецкому) говорится о поддержке его кандидатуры перемышльской шляхтой «русского обряда». В 1535 г. еп. Лаврентий получил королевское распоряжение ввести в должность наместника Галицкой епархии львовского мещанина Макария Тучапского , получившего благословение Киевского митрополита . Еп. Лаврентий присутствовал на Соборе во Львове в 1539 г., созванном Львовским еп. Макарием. При еп. Лаврентии, пользовавшемся уважением паствы, в 1543 г. в Перемышле было построено каменное здание кафедрального Иоанно-Предтеченского собора взамен сгоревшей церкви.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

17. UOHA II хиротонисан из Архимандритов Минских Литовских в 1526 году. Скончался в 1526 году. 40. ДАНИИЛ хиротонисан из Игуменов Иосифова монастыря в 1522 году, Февраля 27. В 1539 году боярами лишён сана и заключён в оный Иосифов монастырь, где Февраля 2 того же года скончался. 18. UOCUФ II хиротонисан из Епископов Полоцких в 1526 году. Скончался в 1538 году. 41. ИОАСАФ Скрыпицын, избран на Митрополию из Архимандритов Троицких Сергиевских 6 Февраля 1539 года и того же месяца 9 дня хиротонисан. В 1543 году лишён боярами сана и послан в Кирилло-белоезерский, а оттуда перевезён в Троицкой Сергиев монастырь. 19. MAKAPUЙ II хиротонисан в 1538 году из Надворных Епископов Королевы Польской Елены Иоанновны, великой Княжны Российской, бывшей в замужестве за Польским Королём Александром. Скончался в 1556 году. 42. МАКАРИЙ наречён из Архиепископов Новгородских в 1543 году, Марта 16, а хиротонисан 19 числа того же месяца. По 21-летнему правлению, в 1564 году, Декабря 31, а по другим – в 1565 году, скончался. 20. СИЛЬВЕСТР Вилькевич или Белькевич хиротонисан в 1556 году. Скончался в 1568 году. 43. АФАНАСИЙ хиротонисан в 1564 году, а по другим – в 1565 году, из Архимандритов Новоспасских. По 2-летнему правлению Митрополией в 1566 году оставил престол и отошёл опять в Новоспасской монастырь, где и скончался. 44. ФUЛUNN II, Святой, рода боярского, из фамилии Колычевых, хиротонисан в 1566 году из Игуменов Соловецких. В 1569 году лишён сана и послан в заточение в Тверской Отроч монастырь, где в 1570 году, Декабря 23, а по другим – в 1572 году, умерщвлён. 45. KUPUЛЛ IV хиротонисан в 1570 году, а по другим – в 1572 году из Игуменов Новинского монастыря. В 1577 году скончался. 21. UOHA III Протасович хиротонисан в 1568 году из Епископов Туровских. В 1577 году скончался. 46. АНТОНИЙ хиротонисан, кажется, из Архиепископов Полоцких в 1577 году. Скончался в 1580 или 1582 году. 22. ИЛИЯ, прозванием Куча, хиротонисан в 1577 году. Скончался в 1578 году. 23. ОНИСИФОР, прозванием Девочка, хиротонисан в 1578 году, а в 1588 году отлучён по причине бытия его двоеженцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Феодор Борисович 1605. Лжедимитрий 1605–1606. Василий Иоаннович Шуйский 1606–1610. Междуцарствие 1610–1613. Михаил Феодорович Романов 1613–1645. Алексий Михайлович 1645–1676. Феодор III Алексеевич 1676–1682. Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682–1689. Петр I царь 1689–1721. Митрополиты В Киеве: Св. Михаил 988–992. Леонтий 992–1008. Иоанн I 1008–1035. Феопемпт 1035–1049. Св. Иларион 1051–1054. Ефрем 1055. Георгий 1062, † после 1072. Св. Иоанн II 1077–1088. Иоанн III 1089–1090. Св. Ефрем 1091–1096. Николай 1097–1104. Никифор 11104–1121. Никита 1122–1126. Вдовство 1126–1130. Михаил 1130–1145. Климент 1147–1155. Константин I 1156–1159. В Киеве же: Феодор 1161–1163. Иоанн IV 1164–1066. Константин II 1167, † после 1172. Никифор II упомин. с 1182–1197. Матфей упоминается в 1201, † 1220 г. Кирилл I 1224–1233. Иосиф 1237–1240. В Киеве и Владимире по переменно: Кирилл II 1243–1280. Во Владимире: Св. Максим Грек 1283–1305. Св. Петр с 1368 по 1325 по Владимире, с 1325–1326 в Москве. В Москве Св. Феогност 1328–1353. Св. Алексий 1354–1378. Св. Киприан 1380–1385. Пимен 1385–1390. Св. Киприан вторично 1390–1406. Св. Фотий 1410–1431 (рукоположен 1408)., Исидор 1437–1441. Сн. Иона 1449–1461 . Феодосий 1461–1465. Филипп I 1465–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима 1491–1494. Симон 1496–1511. Варлаам 1511–1522. Даниил 1522–1539. Иоасаф 1539–1543. Макарий 1543–1564. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп II 1566–1569. Кирилл III 1570–1577. Антоний 1577–1580. Дионисий 1581–1586. Патриархи Иов с 1586 митрополит, с 26 января 1589–1605 патриарх. Игнатий лжепатриарх 1605–1606. Гермоген 1606–1612. Междупатриаршество 1612–1619. Филарет Никитич 1619–1633. Иоасаф I 1634–1641. Иосиф 1642–1652. Никон 1652–1658. Питирим митрополит крутмцкий правитель 1658–1667. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким 1674–1690. Адриан 1690–1700. Стефан Яворский местоблюститель патриаршего престола 1700–1721. С 1721 Св. Синод в Петербурге. Императоры в Петербурге Петр I 1721–1725. Екатерина I Алексеевна1725–1727. Петр Алексеевич 1727–1730.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Св. Сергий Радонежский † 25 сент. 1392. Мощи его обретены в 1428. Св. Никон Радонежский, ученик св. Сергия, † 17 нояб. 1427. Савва , с 1428. (Упом. в грамоте Василия Васильевича). Геннадий Саматов (записан в Синодике). Зиновий , 1436–45. Досифей , 1446 и 47. Св. Мартиниан 35 , игумен Ферапонтовский, 1447–54; потом отошёл в тот же монастырь. Вассиан Рыло , 1455–66. Переведён в Новоспасский. Спиридон , 1467–74. Авраамий , 1475–78. Паисий , 1478–82; оставил игуменство. Иоаким упом. 1 авг. 1483. Макарий , 1484–88. Афанасий Сук , 1489 и 90. Симон , с 1490, а 22 сент. 1495 хирот. в митрополита Всероссийского. Св. Серапион , с 1495, а 15 янв. 1506 хирот. в архиеп. Новгородского. Досифей , 1506 и 7. Памва Мошнин , 1508–14, упом. 15 дек.; † 6 мая 1515 бывший. Иаков определён 1 апр. 1515–1520, 8 нояб. оставил игуменство. Порфирий определён 2 февр. 1521–1525, в сент. оставил игуменство. Арсений Сухарусов определён в янв. 1526–27. Потом основал Вологодский Арсениев мнтрь. Александр , 1527–29. Иоасаф Скрыпицын , с 1529, а 9 февр. 1539 хирот. в митр-та Всероссийского. Порфирий , 1539–41. Алексий , 1541, а 25 февр. 1543 хирот. в архиеп. Ростовского. Никандр , 1543–45. После архиепископ Ростовский. Иона Щелепин , произведён из келарей, 1546–49. Серапион Курцев , из келарей, 1549, а 14 июня 1551 хирот. в архиеп. Новгородского. Артемий Пустынник , 1551, через 6 ½ месяцев оставил игуменство, а в янв. 1554, обвинённый в ереси, сослан в Соловки. Гурий Лужецкий , 1552, а 17 мар. 1554 хирот. в еписк. Рязанского. Иларион Кирилловец , 1554 и 55. Иоасаф Черный , 1555–60. Архимандриты Елевферий , в 1560. Архим. с 6 янв. 1561. В 1564 хирот. в еписк. Суздальского. Меркурий Дмитровец , 1564–66. Кирилл , 1566, а 11 нояб. 1568 хирот. в митрополита Всероссийского. Памва , 1569, в нояб. заточён в Хутынь. Паки с 1572 по 1575. Феодосий Вятка , архим. Андрониевский, (в отсутствии Памвы) 36 1570–72 (был жив в 1580). [Еписк. Рязанский]. Варлаам , 1575 и 76. Иона , 1576–84. Митрофан Дмитровец , 1584–88. Киприан Балахонец , 1588–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И повелел по них Митрополиту и со всеми соборы пети панихиду и обедни служить, общую милостыню повеле церквам дати, и корм установил в Большой Палате на Митрополита, и на вся соборы. Сию общую память по всех православных христиан велел и в прочие лета поминать до скончания мира, на честь Богу и на славу и на хвалу своему Царству. И оттоле повеле ту общую память написать в соборные книги, от того времени благословенные Цари с любовью память творят прародителем своим, Благочестивым Царём и Великим Князем, приходяще в соборную церковь Архистратига Михаила, у гробов их поклоняхуся. Его же память настанет, соборне Патриарх с Митрополитом и со всем освященным собором панихиду поют, и на утре литургию служат. Також и у Вознесения Господня память сотворяют Царицам и Царевнам и Великим Княжнам, и милостыню творят довольно, и сам Царь от своей десницы дарует Патриарху ядения и пития, такоже и властям, и протопопом, а всех церковников повелевает кормить и поить довольно, и по сие время». За предисловием следует: а) Помянник Патриархов Вселенских, Восточных и Всероссийских. Из Восточных здесь вписаны: Иаков, Иона, Исайя, Герман, Тарасий, Никифор, Мефодий, Анфиноген, Софроний. Далее следуют Московские и всея России, первой записи: Иов (1589– 1605), Ермоген (1606–1612), Филарет (1619–1633), Иоасаф 1, (1634–1641), Иосиф (1642–1652), Никон Патриарх схимник (1681), Иоаким (1674–1690), Адриан(1690–1700). б) Помянник Митрополитов Московских и всея России. Здесь вписаны: Феогност (1328–1353), Алексий (1354–1378), Киприан (с 1380–1385), и вторично (с 1390–1407) Пимен (1385–1390), Фотий (1408 –1431), Петр (1325–1326 в Москве), Иона (1449–1461), Феодосий (1461–1465), Филипп (1465–1473), Геронтий (1473–1489), Зосим (1491–1494), Симон (1496–1511), Варлаам (1511–1522), Даниил (1522–1539), Иоасаф (1539–1543), Макарий (1543–1564), Афанасий (1564–1566), Филипп Колычевский (1566–1569), здесь оканчивается помянник Митрополитов Московских. Далее следуют: Киприан Митрополит (вероятно Новгородский † 1635) и Аникита Митрополит (?) Потом Крутицкие Митрополиты, в первой записи: Пафнутий (1602–1616).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Суздальская Суздальская Возобновлена в 1330 (1314) году Кафедра в Суздале Иоанн епископ Суздальский Даниил епископ, рукоположен с марта 1330 по 1347 низложен, возвращен в 1350 Нафанаил епископ, рукоположен в 1347 упоминается в 1349 † неизвест. Даниил епископ, повторно с 1350 по 1352 на покое: † 1362 Суздальская, Нижегородская и Городецкая Иоанн епископ, свт., рукоположен с 1350 по 1364 † 15.10.1373 Алексий епископ, рукоположен с 1363 по 1365 возвращен в 1366 низложен: † 1373 Дионисий епископ, свт., рукоположен с 1374 архиепископ с 1382 по 1384 в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; † 15.10.1385 (в заточении) † 25.03.1407 Суздальская и Тарусская С 1406 года Митрофан епископ, рукоположен с 9.09.1406 † март 1427 Савватий епископ, упоминается в начале XV века † неизвест. Григорий епископ, упоминается между 1427 и 1431 † неизвест. Авраамий епископ, на кафедре † 15.12.1448 Филипп епископ, упоминается с 1455 по 11.11.1464 митрополит Московский и всея Руси Евфимий епископ, бывший еп. Черниговский и Брянский с ноября 1465 Феофан (Феодор) епископ, бывший еп. Черниговский и Брянский с 1483 до 1484 на покое: † 1484 Нифонт епископ, рукоположен с 9.12.1484 † 8.03.1508 Симеон (Стремоухов) епископ, рукоположен с 21.08.1509 † 12.11.1515 Геннадий епископ, рукоположен с 10.02.1517 † 23.03.1531 Ферапонт епископ, рукоположен с 9.03.1539 (1533) † 7.03.1543 (25.02.1543) Иона (Собина) епископ, рукоположен с 21.02.1544 Трифон (Ступишин) епископ, рукоположен с 10.03.1549 по май 1551 оставил кафедру: с 6.04.1563 архиеп. Полоцкий и Великолуцкий Афанасий (Палецкий) епископ, рукоположен с 18.06.1551 по 1564 на покое; с 11.08.1566 архиеп. Полоцкий и Великолуцкий Елевферий епископ, рукоположен Пафнутий епископ, рукоположен с 1566 (1567) † 26.11.1570 (1569) Варлаам епископ, рукоположен † 21.07.1586 Григорий епископ, упоминается † ок. 1616 Иов епископ, рукоположен с 1587 архиепископ с мая 1589 по 1592 на покое: † 24.06.1594 Галактион архиепископ с 1593 по 1608 удален с кафедры тушинцами: † 13.07.1610 (1609,1613)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИБЛИАНДЕР [Bibliander, эллинизир. от нем. Buchmann] Теодор (1504 (1509), Бишофсцелль - 26.09 (11).1564, Цюрих), нем. филолог, реформатский богослов. Б. изучал древние языки в Базеле и Цюрихе под рук. О. Микония, Я. Кепорина, К. Пелликануса и И. Эколампадия. Преподавал в 1527-1530 гг. в Лигнице (ныне г. Легница, Польша) и Брюгге, в 1531-1560 гг.- в цюрихской школе богословия ВЗ, после смерти У. Цвингли стал профессором. Умер во время эпидемии чумы. Полиглот, знаток древнеевр. и др. семит. языков и их диалектов, Б. составил грамматику древнеевр. языка (15351, позднейшие издания значительно дополнены), осуществил первый в Европе перевод Корана (1543, 15502). Занимался сравнительным языкознанием, за комментарии к пророческим книгам ВЗ впосл. был назван «отцом швейцарской экзегетики». Исследуя Евангелия (гл. обр. от Марка и Иоанна), пытался выделить гипотетический текст, лежащий в основе всех четырех. Работал над хронологией библейских событий. Его труды по проблеме Предопределения, осуществленное им издание переписки Цвингли и Эколампадия (1536) способствовали сближению цвинглианцев с кальвинистами и принятию теми и другими Цюрихского исповедания (1549), положившего начало реформатству. По мере обнародования деяний Тридентского Собора публиковал их критический анализ. Ист.: Institutionum grammaticarum de lingua Hebraea liber unus. [S. l.], 1535; De optimo genere grammaticarum Hebraearum. [S. l.], 1542; Machumetis doctrina ipseque Alcoran [Basel], 1543 [Изд. Корана]; De ratione communi omnium linguarum et litterarum commentarius. Turigi, 1548; Das Protevangelium Jakobi. [S. l.], 1552; De ratione temporum, christianis rebus et cognoscendis et explicandis accomodata. [S. l.], 1551; Temporum... supputatio, partitio " que exactior. Basileae, 1558. С. А. Исаев Рубрики: Ключевые слова: ГУДСПИД Эдгар Джонсон (1871 - 1962), амер. баптист. богослов и библеист, один из представителей чикагской школы библеистики ДРУЗИЙ [наст. имя Йоханнес ван ден Дриссе] (1550 - 1616), голл. кальвинист. (реформатский) богослов, ориенталист, гебраист и экзегет

http://pravenc.ru/text/149145.html

Evangelische Kirche A.B. in Rumänien). Идеи Реформации проникли в Трансильванию в 1-й пол. XVI в. и получили распространение благодаря благосклонному к ним отношению как трансильванских князей, так и Османской империи, владевшей этой территорией (подробнее см. разд. «История Трансильвании»). Венг. знать, а также немцы (саксы) обратились в протестантизм, увидев в нем форму проявления независимой политики в отношении католич. империи Габсбургов. Спустя короткое время после провозглашения на рейхстаге Аугсбургского исповедания (1530) ученый-гуманист Йоханнес Хонтерус (1498-1549) стал 1-м лютеран. пастором в г. Брашов (нем. Кронштадт). Он основал типографию и издавал труды, объясняющие основные лютеран. тезисы (напр., Буклет о Реформации для Кронштадта (Брашова) и Бурценланда (Страны Бырсы) - Das Reformationsbüchlein für Kronstadt und das Burzenland, 1543). Также он создал план организационных основ (регламента) церковной лютеранской орг-ции «Церковные правила для всех немцев Трансильвании» (Kirchenordnung aller Deutschen in Siebenbürgen, 1547). Лютеран. учение распространял в Клуже молодой священник из саксов Гашпар Хельтаи (Каспар Хельт), к-рый в 1543-1544 гг. учился в Виттенберге. Распространение Реформации поощрялось со стороны кн. Яноша II Жигмонда Запольяи (король Венгрии в 1540-1570), к-рый стал лютеранином и поддержал в Трансильвании прозелитизм (1562). Госсобрание Трансильвании, созванное в Турде в 1557 г., подтвердило равенство прав лютеранской и католической Церквей, а в 1564 г., с признанием кальвинизма, лютеранство было ограничено в этническом плане и на практике стало религией немцев-саксов. В 1572 г. синод церкви признал в качестве доктринальной основы Аугсбургское исповедание. Центром конфессии стал г. Бьертан (1572), а потом - Сибиу (1867); в 1861 г. был принят 1-й Статут (Устав), определявший функционирование конфессии. Евангелическая церковь развивалась как религиозная, общественная и образовательная система трансильванских саксов, к-рая позволила сохранить лингвистическую, культурную и этническую идентичность сообщества.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010