С 1542 г. в Индии и в странах Юго-Вост. Азии при поддержке кор. Жуана III проповедовал католический св. Франциск Ксаверий , к-рый заложил основы деятельности здесь Об-ва Иисуса. Коллегия св. Павла в Гоа, ставшая центром иезуитской пров. Индия (с 1549), играла важную роль в создании системы католических миссий не только в Индии, но и в странах Вост. Азии. Между 1549 и 1551 гг. Ксаверий жил в Японии, где он получил сведения о К.- огромной густонаселенной стране с развитой культурой, оказавшей существенное влияние на японцев. Миссионер попытался проникнуть в закрытый для иностранцев К. в составе посольства португ. вице-короля Индии к имп. Цзяцзину, но это посольство не было отправлено. В авг. 1552 г. Ксаверий решил самостоятельно въехать в К. и при помощи португ. моряков достиг о-ва Шанчуаньдао (пров. Гуандун), но 3 дек. умер там от болезни. После смерти Ксаверия иезуиты при поддержке португ. властей неоднократно пытались получить доступ в К. Так, в 1555 г. португ. иезуит Белкиор Нуниш Баррету прибыл в Кантон вместе с португ. купцами, но после окончания торгового сезона ему пришлось покинуть город. Вскоре Кантон посетил доминиканец Гашпар да Круш, но ему также не удалось остаться. Макао стал важным центром католич. миссий благодаря деятельности Алессандро Валиньяно (1539-1606), к-рый в сент. 1573 г. был назначен визитатором Об-ва Иисуса в «Восточной Индии», т. е. в Юж. и Вост. Азии. Ознакомившись с положением миссионеров, Валиньяно пришел к выводу, что проповедникам следовало сосредоточить усилия на Японии и найти способ проникнуть в К. Усилиями Валиньяно, к-рый поселился в Макао, из Индийской пров. Об-ва Иисуса была выделена вице-пров. Япония и Китай (1581); визитатор добился от Папского престола исключительного права для иезуитов проповедовать христианство в этих странах (1585). В 1594 г. Валиньяно основал в Макао коллегию Пресв. Девы Марии, ставшую центром миссионерской деятельности в Японии, К. и странах Юго-Вост. Азии. При коллегии существовал приют для китайцев, к-рые готовились к принятию крещения (позднее основаны ц. Богоматери Защитницы христиан (Носа-Сеньора-ду-Ампару), предназначенная для китайцев (1634), семинарии для подготовки япон. и вьет. (1623) и кит. (1728) духовенства).

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Писания). Выдвигались планы реформы ун-та, их результатом стало перенесение его в К. вопреки ходатайствам преподавателей и студентов, желавших остаться в Лиссабоне. С апр. 1537 г. ун-т находился в К.; в город переехали часть преподавателей и студентов, должностные лица ун-та, были перевезены архив и печать. Вскоре после переезда установились связи ун-та с мон-рем Санта-Круш, где существовала школа, реформированная приором Брашом ди Баррушом и фактически ставшая фак-том свободных искусств. В мон-ре проводились занятия богословского и медицинского фак-тов (фак-ты канонического и гражданского права расположились в королевском дворце, т. н Пасу-даш-Эшколаш, подаренном кор. Жуаном III). Это привело к расколу ун-та на 2 корпорации; конфликт ун-та и монастыря Санта-Круш удалось уладить в 1544 г., когда был избран ректор ун-та. Приор мон-ря Санта-Круш стал канцлером ун-та (1539); до 1834 г. основным источником доходов ун-та были монастырские ренты, что определило своеобразие академической жизни в К. ( Coelho M. H., Santos M. J. Contenda entre a Universidade e o Mosteiro de Santa Cruz de Coimbra na segunda metade do séc. XVI: Breves notas//Universidade(s). 1991. Vol. 3. P. 40-63). Под рук. Браша ди Барруша были основаны коллегии для преподавания (Санту-Агоштинью, Сан-Жуан-Батишта) и для проживания студентов (Тодуш-уш-Сантуш, Сан-Мигел), впосл. создавались др. коллегии (Сан-Педру, 1545, Сан-Паулу, 1563). Первоначально коллегии управлялись не статутами ун-та, а конституциями ун-тов в Алькала-де-Энарес и Париже. В ходе реформы повысился уровень преподавания в ун-те: возросло число преподавателей-иностранцев, а также португальцев, получивших образование в зарубежных ун-тах. Мн. монашеские ордены создавали свои коллегии: кармелиты (Колежиу-ду-Карму, 1540), августинцы-еремиты (Колежиу-да-Граса, 1548), доминиканцы (Колежиу-ди-Сан-Томаш, 1566), цистерцианцы (Колежиу-ди-Сан-Бернарду, 40-е гг. XVI в.), францисканцы (Колежиу-ди-Сан-Боавентура, сер. XVI в.) и др. Коллегия искусств (Колежиу-даш-Артиш, 1542-1548), в 1555 г.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоасаф Московский, свт. - житие Иоасаф (Скрипицын) (+ 1555), митрополит б. Московский и всея России (1539 - 1542), святитель. Память 27 июля и в Соборе Радонежских святых. Происходил из дворянского рода Скрипицыных, его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV века. Известно предположение, что это бывший священник Георгий Скрипица из Ростова, который писал возражения на решения Собора 1503 года о вдовом духовенстве. Троицкий игумен Пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. С 1529 г. - игумен Троице-Сергиевой Лавры . Спустя год после посвящения его в настоятели в Троице-Сергиевом монастыре было совершено крещение сына Великого князя Василия, Иоанна, будущего первого Русского царя, " священнодействием настоятеля обители тоя, игуменом Иоасафом мужем добродетелным, иже последи бысть Митрополит всея Русии " . В 1537 году Троицкий игумен Иоасаф обратился с просьбой к Великому князю о запрете торга у Киржачского монастыря, так как " ...под... манастырем у Пречистой на Киржачи… на манастырской земле, торгуют в год на три празники, а съез-жаютца торговати многие люди, а торгуют всяким товаром " . В связи с возникавшими при этом нестроениями торг при Киржачском монастыре был отменен. Митрополит Московский 9 февраля 1539 г. хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. В " Актах Археографической экспедиции " опубликован довольно подробный Чин поставления Митрополита Иоасафа. Возглавивший интронизацию Новгородский владыка Макарий дал при этом " повольную " грамоту митрополиту Иоасафу. Уже в первые три воскресенья марта митрополит Иоасаф поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539); настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543); наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого) (1535–1555). Он также поставил в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря " Исака Собаку " , который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком. Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: " Отпиши де мне, что Исакова ересь " . Заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела.

http://pravicon.com/info-2517

1539 г., марта 26. Отреченная грамота митрополита Даниила Се яз смиренный бывший митрополит Дании всея Руси, пребывшу ми в митрополии на Москве время доволно и тако по неколицех летех едва в себе бывшу ми, разсмотрих разумениа своа немощна к таковому делу и мысль свою погрешителну, и недостаточна себе разумех в таковых святительскых начинаниих, отрекохся митрополии и всего архиерейскаго действа отступих, и молих всего освященнаго Събора, архиепископа Макариа Великаго Новагорода и Пскова и всех еже о Христе епископскый Събор, да простят ми и не позазрят моему отступлению от святительства и молят государя Великаго князя отпустити мя в молчалное житие и тако по моей мысли вся схвершишась. И ныне се отхожу от митрополии и отрекаюся всего архиерейскаго именования и оставляю государю Великому князю мир и благословение, также и о [Го]споде [братии] своей архиепископом оставляю мир и благословение и требую молитв их, яже о мне. Послежде и того благословляю и прощаю, его же изберет Себе Бог пастыря и митрополита Своей Церкви в мое место предстателя, да о всем славится Бог в Троице певаемый, аминь. А отпись писал яз Данил своею рукою лета 7047 марта 26 355 . Святой митрополит Иоасаф (1539–1542; † 1555) Древняя Русь знает трех предстоятелей Русской Церкви с именем Иоасаф: два возглавляли ее в XVII в. в патриаршем сане, и еще один был митрополитом в XVI в. Митрополит Иоасаф относится к числу тех первоиерархов, кто недолго находился на Московском престоле, и в трудах по истории Русской Церкви ему уделено мало внимания 356 . Активная деятельность святителя Иоасафа приходится на конец правления Василия III и начало Uoahha IV . Он происходил из рода Скрипицыных 357 , его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV в. Известно предположение, что это бывший священник Георгий Скрипица из Ростова, который писал возражения на решения Собора 1503 г. о вдовом духовенстве 358 . Актовый материал свидетельствует, что некоторые родовые вотчины Скрипицыных в виде вкладов с течением времени отходят к Троицкому монастырю. Поэтому вполне логично, что будущий митрополит из рода Скрипицыных принял постриг в Троице-Сергиевой обители с именем Иоасаф, став затем ее настоятелем. Его служение Церкви можно разделить на три периода: настоятельство в Троице-Сергиевом монастыре (1529–1539), первосвятительство (1539–1542) и, наконец, пребывание на покое (1542–1555).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

А возведен на двор митрополичь месяца февраля 6 в четверток мясопустныя недели; а съверъшен бысть митрополитьм на превысокий престол Великиа Росиа того же месяца 9, в неделю мясопустную; а на поставлении его бяше Макарий, архиепископ Великаго Новаграда и Пъскова и епископи Акакий Тферский, Иона Рязанский, Васьян Коломенскый, Досифей Сарьский, Алексий Вологотский» 383 . В «Актах Археографической экспедиции» опубликован довольно подробный Чин поставления митрополита Иоасафа 384 . Возглавивший интронизацию Новгородский владыка Макарий дал при этом «повольную» грамоту митрополиту Иоасафу 385 . Интронизация митрополита Иоасафа была в феврале, а в первые три воскресенья марта он поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539) 386 ; настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543) 387 ; наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого; 1539–1555) 388 . К области литургико-иерархической деятельности митрополита Иоасафа следует отнести поставление им в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря «Исака Собаку», который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком 389 . Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: «Отпиши де мне, что Исакова ересь» 390 . Как отмечается, «заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела» 391 . Одним из первых актов, рассмотренных святителем Иоасафом, является подтверждение им прежних льгот Иосифо-Волоколамскому монастырю при игумене Нифонте (1522–1543). «А подписана лета 7047-го, июня в 12 день. И подписал митрополичий дъяк Матвей Корятнев» 392 . При митрополите Иоасафе в Москву в 1540 г. для поклонения приносились из Ржева «образ Пречистые царици Богородици Девици Марии Одигитриа, да на поле у Пречистыа образ святитель Христов Никола, да другая икона Крест честный. И всретоша чюдотворныа иконы с кресты пресвященный митрополит Иоасаф со всем освященным събором» 393 . Перед этим митрополит Иоасаф соборне рассмотрел сведения о чудесах, происшедших от новоявленных икон 394 . На этом месте в память сретения чудотворного образа был затем построен храм. С этих образов впоследствии писались копии; в честь Оковецкой, или Ржевской, иконы было установлено празднование 8 июля. Традиционно в Москве в дни сретения чудотворных икон совершались крестные хода. «К храмам, поставленным у западного края города [Москвы – а. М.] направлялись крестные ходы в дни празднований ржевским иконам 29 ноября, “к Пятнице Ржевской в Чертолье” и 11 июля» 395 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В 1536 г. по приказу кор. Генриха VIII на кафедру был избран августинец Джордж Браун, к-рый, прибыв в Ирландию, начал церковно-реформаторскую деятельность. На заседаниях ирл. парламента в 1536-1537 гг. были одобрены принципы англ. Реформации. Архиепископ заменил Символ веры новым текстом исповедания, запретил литургическое поминовение Римского папы. Началось уничтожение церковных образов и реликвий, в 1538 г. на площади перед собором Св. Троицы были сожжены священные реликвии, в т. ч. посох Иисуса. В 1536-1538 гг. было закрыто большинство монастырей. Крупнейший в архиеп-стве цистерцианский монастырь Пресв. Богородицы закрыли в 1539 г. 15 насельников мон-ря просили разрешения остаться в обители на правах общины каноников, но были изгнаны, а монастырские здания обращены в военный склад. В дек. 1539 г. была проведена реорганизация секулярных каноников собора Св. Троицы, к-рые были переведены в разряд белого духовенства с обязательством носить светскую одежду. В 1539-1540 гг. прекратили существование обители францисканцев и доминиканцев (в зданиях доминиканского мон-ря Спасителя в Д. разместилась судебная палата), в 1542 г.- мон-рь и больница св. Иоанна и приорат госпитальеров в Килмейнеме. В февр. 1539 г. кор. Генрих VIII даровал городу приорат Всех святых со всем имуществом. Капитул собора св. Патрикия был распущен в 1547 г. Представители белого духовенства, отказывавшиеся подчиняться приказам архиепископа-реформатора, подвергались аресту. После восшествия на престол кор. Марии Тюдор (1553) Реформация была приостановлена, отменены законы против католиков и восстановлена духовная власть папы Римского. В 1554 г. архиеп. Дж. Браун, обвиненный в нарушении целибата, был смещен с кафедры. Благодаря личному вмешательству королевы капитул собора св. Патрикия в Д. и приорат госпитальеров в Килмейнеме были восстановлены, получив обратно конфискованные земли. В 1555 г. по настоянию королевы на кафедру был избран Хью Керуин, каноник собора св. Патрикия, вскоре назначенный канцлером Ирландии.

http://pravenc.ru/text/180517.html

1078 Царь Иван Васильевич Грозный родилен 25 августа, крещен 4 сентября 1530 г. (П. С. Р. Л. III, 199–Нгр лет. так наз. 2–я и 3-я СПб 1879, стр. 125, П. С. Р. Л. VI, 265, VIII, 273–274, XIII, 1 пол. 48–50, Степ II, 207. Здесь упоминается о восприемничестве преп. Даниила). 1113 Иоасаф Скрипицын был игуменом Троице-Сергиевой Лавры с 1529 г. по 9 февр. 1539 г., когда был посвящен в митрополита Московского. Свержен с кафедры в ночь со 2 на 3 января 1542 г. Скончался в Троицкой Сергиевой Лавре, как принимают, 27 июля 1555 г. Е.Е. Голубинский, История, II, 1, стр. 741 и 743. 1138 Князь Георгий Васильевич родился 30 октября 1533 г, крещен 3 ноября (Π. С. Р. Л. VI, 266, VIII, 280–281, XIII, 1 пол, 66). В указанных местах летописей упомянуто о преп. Данииле, восприемнике кн. Георгия Васильевича. 1151 Макарий был Новгородским архиепископом с 4 марта 1526 г. по 19 марта 1542 г., когда был возведен в митрополита Московского. Скончался 31 декабря 1563 г. 1226 Иларион управлял Даниловским монастырем с 17 июня 1539 г. по 1543 г. В архиве Даниловского монастыря хранится грамота вел. кн. Ивана Васильевича от 17 июня 1539 г. о поставлении в Данилов монастырь архимандритом старца Илариона «Бил ми челом игумен Данило, что он стар и впедь ему в игуменах в том монастыре быть не можно и мне бе его пожаловати – на его место устроити в том монастыре в архимандриты его же Данилова постриженика старца Илариона, и аз игумена Данила пожаловал, на его место устроил старца Илариона». (Добронравова, История Троиц. Данил. мон. Прилож, стр. 19–20). 1234 В архиве Данилова монастыря хранится жалованная грамота вел. кн. Ивана Васильевича от 14 июля 1538 г. Великий князь жалует монастырю село Воргушу вместе с сельцом Троицким и деревней Карповой. Пред тем Воргуша была во владении детей Ивана Немчина. «Село Воргуша что было за Боршком да за Юшком детьми Пилстикова Немчинова» (Добронравов, История Данилова монаст., прилож., стр. 18–19). 1240 В У опущена вся повесть О обретении мощей князя Андрея Смоленского и Повесть чюдна до Наказания святаго к братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Иоасаф, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Скрипицын) († 1555; память 27 июля/9 августа, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Происходил из дворянского рода. Пострижен в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1529 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. 9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. 3 января 1542 года низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. После 1547 года переведен в Троице-Сергиев монастырь. Скончался 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре. Первое летописное известие о Иоасафе (Скрипицыне) относится к 1530 году, когда он совершил крещение будущего царя Ивана Грозного (ПСРЛ, СПб., 1904, т. 13, с. 48). Он же крестил и второго сына Василия III, Юрия, родившегося в 1533 году. В 1539 году игумен Иоасаф совершил пострижение в схиму умирающего Василия III и оставался при нем до его кончины. В результате борьбы за власть между князьями Бельскими и Шуйскими игумен Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведении митрополита Даниила князем Иваном Васильевичем Шуйским. Хиротония Иоасафа в митрополиты состоялась на седьмой день с соблюдением всех правил. Избранный митрополит прочитал написанное по этому случаю «Исповедание православной веры». Деятельность митрополита Иоасафа на Московской кафедре была непродолжительной и протекала в период смут, происходивших в малолетство Ивана Грозного. Поставленный в митрополиты по воле Шуйского, он принял сторону его противника Бельского. По «печалованию» митрополита к великому князю была снята опала с Ивана Федоровича Бельского. В том же году он ходатайствовал об освобождении Владимира Старицкого. В 1541 году Иван Бельский просил у него заступничества перед великим князем за своего брата Семена Федоровича. Но уже в начале января 1542 года митрополит Иоасаф был низложен. В «Царственной книге» приведены подробные обстоятельства лишения его митрополичьего сана. При захвате власти сторонниками князя Василия Шуйского они не захотели признавать митрополита Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна келии митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье, едва не убив святителя. Только просьбы игумена Троице-Сергиева монастыря Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. 3 января 1542 года владыка Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве изгнан из Москвы и пребывал в Киеве до 1390 рукоположен В 1380 управлял с 1382 по 1384 Низложен 11. 09. 1389 Дионисий свт., поставлен, бывший архиепископ Суздальский 15.10.1385 (в заточении) повторно с июля 1388 по 1389 уехал в Грецию; 11.09.1389 Киприан, свт. повторно с 06.03.1390 16.09.1406 Фотий, свт. рукоположен с 02.09.1408 2.07.1431 Исидор рукоположен с 1437 по 1441 взят под стражу, но бежал; 14.03.1463 (1472) Иона (Одноушев) свт., бывший епископ Рязанский; поставлен Собором русских епископов (управлял с 1441) с 15.12.1448 31.03.1461 Сведения Феодосий (Бывальцев) свт. избран, бывший епископ Ростовский с 3.05.1461 по 1464 оставил митрополию; 15.10.1475 Филипп, свт. поставлен; бывший епископ Суздальский с 11.11.1464 5.04.1473 Геронтий свт. возведён в сан бывший епископ Коломенский с 29.06.1473 28.05.1489 Зосима (Брадатый) рукоположен с 26.09.1490 по 17.05.1494 отрекся; неизвестно Кафедра около года была свободной Симон свт. рукоположен с 20.09.1495 30.04.1511 (12.01.1512) Варлаам рукоположен с 3.08.1511 по 18.12.1521 сослан; 1522 Даниил (Рязанец) рукоположен с 27.02.1522 по 2.02.1539 сослан, 26.03.1539 отрёкся от митрополии Иоасаф (Скрипицын) свт. рукоположен с 9.02.1539 по 03.01.1542 низложен и сослан; 27.07.1555 Макарий свт. бывший архиепископ Новгородский и Псковский с 16 (19).03.1542 31.12.1563 Афанасий рукоположен с 5.03.1564 по 16.05.1566 на покое; после 1568 Филипп II (Колычев) свт. рукоположен с 25.07.1566 по 08.11.1568 23.12.1569 Кирилл рукоположен с 11.11.1568 8.02.1572 Антоний избран; бывший архиепископ Полоцкий и Великолуцкий в начале 1581 Дионисий рукоположен с февраля 1581 по 1587 лишён кафедры и сослан; в начале 1587 Иов свт. поставлен; бывший архиепископ Ростовский с 11.12.1587 по 26.01.1589 патриарх Московский и всея Руси Патриархи Московские и всея Руси Имена Сведения Иов (первый патриарх) свт., поставлен; бывший митр. Московский с 26.01.1589 по июнь 1605 в заточении 19.06.1607 Игнатий (самозванец) поставлен Лжедмитрием; бывший митр. Рязанский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Спаса изо всего десятина». Владыка Феофил дал обители пустошь Бобровую-гору и сельцо со всеми угодьями. В жалованных архиепископских грамотах говорится о монастырских волостях Варзужской и Вирме. В 1539 пожалованы государем поморские деревни Шижня с церковью, Сухой Наволок и Остров, и при них 13 луков земли с варницами, рыбными ловлями и со всеми угодьями. В 1550 пожалована поморская волость Колежма с церковью св. Климента-папы, с 9 обжами земли и 8 варницами, и островок на Суме-реке с дворы; в 1551 вол. Сороки с церковью и оброчной обжею. В 1555 вол. Сума с приходскими церквами, варницами, деревнями, при которых 70 обж земли со всеми угодьями, безоброчно, как и на Вирме. В 1556, вкладом боярина Полева, дано село Пузырево в бежецком уезде. 30 Пр. Александр, основатель Свирского монастыря, скончался 30 авг. 1533. Иона Шамин был и духовником и типикарисом или уставщиком, как сказано о нем в дополнении к житию Сол. Чудотворцев в 48 главе. Рукопись лаврск. библ. N. 40 в четв. Там говорится и о чудесном посещении Соловецких Чудотворцев, которого он удостоился во время тяжкой болезни. 31 Монастырь-Солов. от основания до 1682 причислялся к новгородской епархии. В этом году отнесён к епархии Холмогорской и Важской. В 1765 возведен на степень ставропигии. 32 Феодосий, преемник Макария, возведённого в 1542 на митрополию, посвящен Макарием 18 июня 1542, из архиманд. Юрьева монастыря. 34 В грамоте царя Ив. Вас. (21 ноября 1548) на беспошлинную продажу 10 т. пудов соли: «били мне челом и сказывают.... ныне де у них в том монастыре братии прибыло много, а прокормиться нечем. (оп. С. М. Ч. 3. стр. 3). 35 Этот голос неудовольствия раздается в беседе Филиппа с монахами пред постройкой Преображенского собора. (см. ниже). 36 В царской грамоте игумену Алексию от марта 1539, говорится, что на Соловках «по грехом монастырь сгорел весь до основания, и им де в монастыре церкве и келлий строити нечем, и лесу де у них на острове мало ( т. е. строевого). Оп. С. М. Ч. 3 стр. 1. В Сол. л. сказано, что пожар случился 1 мая 1538, а в Лаврск.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010