Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ ОСТРОВСКИЙ († после 1533), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых). В числе учеников прп. Александра Свирского († 1533) упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.), где сообщается, что А. О. погребен в Оятском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре (возобновлен в 1992 как жен.), память о месте погребения преподобного была утрачена в мон-ре к XIX в. Местная канонизация А. О., по-видимому, произошла в XVII-XVIII вв., подтверждена включением его имени в Собор Карельских святых, празднование к-рому было возрождено в 1974 г. Иконография. А. О. изображен на прориси с иконы XVIII в. в составе 68 новгородских святых, предстоящих образу Софии, Премудрости Божией, с непокрытой головой и небольшой, немного кудрявой бородой, крайним справа в 4-м ряду правой группы, рядом с прп. Арсением Новгородским . Образ А. О. помещен в числе 48 карельских святых на иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших»: 1876 г. (Музей православного искусства г. Куопио, Финляндия) и кон. XIX - нач. XX в. (иконостас семинарского храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцев - просветителей Карельских в Куопио). Ист.: Описание о Российских святых. С. 264. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Май-Август. С. 577; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 550-551; Голубинский. Канонизация святых. С. 318; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 67-68; Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 619; Treasures of the Ormhodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/77016.html

Лит.: Описание жизни почившего в Господе ростовского ставропигиального Яковлевского мон-ря гробового иером. Амфилохия. М., 1834, 18462; Описание ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря. СПб., 1849; Ярославский К. , свящ. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упоминаемых в разных печатных и рукописных святцах и ист. указателях. Ярославль, 1887; Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. СПб., 1895. Стб. 29, 17; Титов А. Два подвижника Спасо-Яковлевской Димитриевской обители: гробовой иером. Амфилохий и схимник архим. Пахомий. М., 1911. С. 1-8; Художники народов СССР: Биогр. словарь. М., 1970. Т. 1. С. 130; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с надписями, подписями и датами. Л., 1990. С. 40; Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. М., 1994. С. 33-35; она же. Иконы с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 102; Духовные светочи России. С. 217-218; Федорова М. М. Мастера ростовской финифти XVIII в.//Искусство христианского мира. М., 2000. Вып. 4. С. 295-302. В . И . Вахрина Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/114638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 24.09.1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), первый игум. мон-ря в честь Преображения Господня, основанного, вероятно, в 1-й пол. XII в. на месте древнего поселения Мирожи, посада Пскова (см. Псковский Мирожский в честь Преображения Господня монастырь ). Его имя и время кончины указаны в святцах XVII в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 297; Т. 1. С. 355), в «Описании о российских святых», известном в списках кон. XVII - нач. XVIII в. Ко времени настоятельства А. М. относится строительство в мон-ре каменного собора в честь Преображения Господня с сохранившимися мирожскими фресками XII в. А. М. погребен в родном мон-ре, возможно в Преображенском соборе. Время его местной канонизации неизвестно, вероятно, она совершилась до нач. XVII в. и была подтверждена включением имени А. М. в Собор Псковских святых, установленный 10 апр. 1987 г. по инициативе митр. Псковского и Порховского Иоанна (Разумова). Ист.: Описание о российских святых. С. 51-52. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1865. Сентябрь-декабрь. С. 110-111; Апрель. Чернигов, 1862. С. 92; Василев Н. Н. Псковский Спасо-Мирожский мужеский третьеклассный монастырь. Псков, 1868; Строев. Списки иерархов. Стб. 389; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 1. Сентябрь. С. 175; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 7; Успенский А. П. Фрески церкви Спаса Преображения Спасо-Мирожского монастыря. М., 1910; СИСПРЦ. С. 2; Голубинский. Канонизация святых. С. 314. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/62950.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН († ок. 1534(?), Корнилиев Комельский мон-рь), прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Сведения о К. сохранились в Житии прп. Корнилия Комельского († 1538) и в актах Корнилиева Комельского монастыря. Самое раннее упоминание К. в источниках - купчая кн. Нащоки Кемского 1525/26 г. на земли монастыря, заверенная подписями преподобных Корнилия , Лаврентия , К. и Дионисия (оригинал грамоты: СПб. ФИРИ РАН. Ф. 11: Коллекция Археографической комиссии. 100). Запись К. на этой грамоте - единственный известный его автограф: «По сеи купчеи грамоте меня, Касьяна, денги дошли, и руку приложил». Согласно Житию, К. был игуменом Комельского мон-ря во время ухода прп. Корнилия в Сурскую пуст., незадолго до поездки вел. кн. Василия III Иоанновича в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (зима 1529). Возвращение прп. Корнилия в монастырь датируется временем не позднее 18 сент. 1531 г., когда вел. князь дал ему жалованную грамоту на деревни и починки в Вологодском у. (РНБ ОСАГ. Оп. 1. 102). Согласно Житию, уходя, прп. Корнилий передал управление мон-рем 12 старцам, К. стал игуменом позднее по настоянию братии. После возвращения прп. Корнилия в обитель К. «устыдеся отца и остави игуменство» (Житие Корнилия Комельского. 2005. С. 328-329). Когда незадолго до преставления прп. Корнилий вновь ушел в пустынь, условием своего возвращения в мон-рь он поставил избрание игуменом Лаврентия. Исходя из этого, исследователи считают возможным говорить о существовании партий в Комельском мон-ре, во главе одной из них, оппозиционной прп. Корнилию, мог стоять К. ( Понырко. 1988. С. 486-487). В разъезжей грамоте, датированной сент. 1532 - авг. 1533 (7041) г., среди представителей Корнилиева мон-ря первыми названы «Касьян, бывшеи игумен, да Лаврентие уставшик». В др. грамоте, составленной в период с дек. 1533 по авг. 1534 г., фигурирует только «корнильев чернец Лаврентеи», К. уже не упоминается (обе грамоты опубликованы по списку кон. XVII в.: Каштанов. 1996. С. 141-145). То, что в 1-й грамоте К. является главным представителем Корнилиева монастыря, свидетельствует о его высоком авторитете в обители, несмотря на оставление им игуменства. Отсутствие упоминания о нем в более поздней грамоте, возможно, означает, что он к тому времени уже преставился. Имя К. вписано в перечень игуменов Корнилиева монастыря в синодике обители 30-х гг. XVII в. (ВОКМ. 2008. Л. 23).

http://pravenc.ru/text/1681247.html

(XVI в.), прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), Оредежский, основатель Успенского мон-ря на р. Оредеж . Биографические сведения о М. крайне скудны, Житие святого отсутствует. Согласно записям в месяцесловах, «преподобный отец наш Макарий начальник Успенскаго монастыря иже за Ладогским езером на реце Оредеже, ученик Александра Свирскаго [† 1533], новый чудотворец...» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 66). В ряде исследований Макариева Успенская Оредежская пуст. локализована в Олонецком у. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 370; Ратшин. Монастыри. С. 422; Барсов. 1867. С. 19; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Голубинский. Канонизация святых. С. 334), в справочнике В. В. Зверинского - в Новгородском у. на р. Лезна ( Зверинский. Т. 2. С. 202). Составитель Олонецкого патерика архим. Никодим (Кононов), как и Зверинский, отождествлял М. с прп. Макарием Римлянином ( Никодим. 1903. С. 73-77). Совр. фин. исследовательница И. Карвонен предположила, что М. не являлся реальной исторической фигурой, его «прототипом» был основатель Ильинского мон-ря на р. Свирь с тем же именем, а традиция почитания М. оформилась только в XIX в. ( Karvonen. 2013. P. 100-101). Предположение Карвонен основано на сведениях жалованной грамоты Новгородского архиеп. Пимена, выданной в 1556 г. игум. Макарию с братией Ильинского Свирского мон-ря (в последующее время Ильинская обитель была приписана к Александрову Свирскому мон-рю и упразднена в ходе реформы 1764 г. (Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 185-187; Кожевникова. 2009. С. 64, 295)). Однако память М. встречается в святцах XVIII в.: РНБ. Мих. Q. 348 («Перечень новгородских святых»). Л. 15; Q. 511 (То же). Л. 170; Q. 532 (То же). Л. 192; Собр. Рус. Археол. об-ва. 31 («Книга глаголемая...»). Л. 21-21 об.; Q. I. 603 (То же). Л. 23; Q. I. 382 («Повесть о российских святых угодниках»). Л. 16 об.; Тит. 3117 (Иконописный подлинник). Л. 185-185 об. (под 9 авг.); Тит. 4765 (То же). Л. 240 (под 9 авг.); Тихан. 413 (То же). Л. 183 об. (под 9 авг.) - ЭК ИРЛИ (ПД). 30 авг.- в день памяти прп. Александра Свирского М. упомянут в перечне учеников преподобного в Месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. (РГБ. Ф. 231/V (М. П. Погодин). Карт. 2. Ед. хр. 14 - совр. шифр установлен Е. В. Романенко).

http://pravenc.ru/text/2561302.html

В 1547 г. было сделано важное распоряжение о старшинстве М. в Русской Церкви, а в 1561 г. 1-й обителью в Русской Церкви стал Троице-Сергиев мон-рь. На юж. рубежах Московской Руси возникло неск. М., гл. обр. во владениях служилых князей. Ок. 1525 г. кн. Иван Васильевич Бельский создал Спасо-Преображенский мон-рь в Белёве. В 1515 г. прп. Давид († 1529; пам. в Соборе Московских святых), постриженик Пафнутиева Боровского монастыря, основал в 25 км к северо-востоку от Серпухова Вознесенскую пуст. В 1-й пол. XVI в. на реке Жиздре, в 9 км к юго-западу от Перемышля, старцем Феогностом (Шаровкой; † 1545) при содействии кн. А. И. Воротынского был основан Шаровкин мон-рь, ставший вотчинным М. князей Воротынских ( Зверинский. 1890. С. 286-287. 576). История основания рязанских мон-рей в XVI в., очевидно, начинается с дек. 1506 г., когда кнг. Аграфена Рязанская дала землю в Покровскую пуст. (в 15 км от Рязани). Этот вклад связывается с созданием пустыни. В 1514 г. после пожара был отстроен заново основанный еще в XV в. Духов мон-рь в Рязани (Там же; см.: Макарий (Веретенников). 2004. С. 161). В тверских пределах, в граде Старице, после 1514 г. кн. Андрей Иванович основал Успенский мон-рь ( Зверинский. 1890. С. 286-287. 576; Там же). Прп. Александр, прославившийся как Свирский подвижник († 1533; пам. 30 авг.), постригшись в Валаамском мон-ре, в кон. XV в. основал на реке Свири в 1506(1508) г. Троицкий монастырь (в 36 км от Олонца), а рядом с ним - Спасский мон-рь для погребения иноков. Ему, как и нек-рым др. рус. подвижникам, было явление Богоматери, но наиболее он известен явлением ему Пресв. Троицы, как праотцу Аврааму, в виде трех ангелов. Это был духовный друг свт. Макария. Перед своей блаженной кончиной преподобный послал грамоту Новгородскому владыке Макарию, поручая его попечению свою обитель. В связи с колонизацией Севера и миссионерской деятельностью Новгородского архиеп. Макария строились храм и мон-ри на Кольском п-ове, где проживали лопари. Прп. Трифон († 1583; пам. 15 дек.), новгородец по происхождению, в 1533 г. основал Печенгскую Троицкую обитель на реке Печенге на Мурманском берегу Кольского п-ова (Житие прп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей//ПС. 1859. Май. С. 89-120). Основав М., он приходил в Новгород за антиминсом к свт. Макарию. В эти же годы в г. Кольский острог (ныне г. Кола Мурманской обл.) старец Феодорит основал Усть-Кольский Троицкий монастырь ( Макарий (Веретенников). 2004. С. 164).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Е. В. Романенко Иконография Образ А. М. представлен преимущественно на многофигурных иконах олонецких святых, но встречаются и единоличные изображения. В Описи собрания Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 г. упомянута икона «Прп. Афанасий Муромский», XIX в.: «Изображение на холсте [паволоке] преподобного в рост. В левой руке - четки, в правой свернутый свиток - символ учительства» (НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. 1/2. Л. 29а. 170). Сохранились 2 иконы с образом А. М. (МИИРК), происходящие из Муромского Успенского мон-ря. На иконе «Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские», 1-я пол. XIX в., святые изображены в рост, в молении Спасителю в сегменте неба. А. М.- с непокрытой головой, короткими волосами, темной окладистой бородой, заостренной книзу, в светло-зеленой рясе и коричневой мантии с золотопробельным письмом, в голубой схиме с куколем на плечах. Вверху надпись: «Св. пр(д). Aфahaciй Муром: чуд(о).». На иконе кон. XIX в. А. М. (надпись: «Стый пр. Aфahaciй Mypoмckiй чудо») изображен прямолично, в рост, с ниспадающими прядями волосами и длинной бородой, в темно-зеленой мантии и схиме, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке (с текстом: «Внимайте убо бpamiя моя и не согрешайте до ckohчahiя века»). А. М. среди олонецких святых изображен на иконе 2-й пол. XIX в. (ц. вмц. Екатерины, Петрозаводск) в мантии, с куколем на голове и четками в руках. На иконе кон. XX в. «Собор Карельских святых» (собор во имя блгв. кн. Александра Невского, Петрозаводск) А. М. держит в руках модель храма. В. Г. Платонов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/77012.html

Монастырские описи XVIII - 1-й пол. XIX в. упоминают деревянные гробницы преподобных Сергия и В., находившиеся в нижнем Преображенском храме монастырской ц. в честь Богоявления. В описях 1793 и 1829 гг. сообщается о том, что при гробницах находились изображения «лиц преподобных, писанные на холсте живописные», а также изображения, связанные с прп. Александром. В 1865 г., несмотря на противодействие властей (апеллировавших к тому факту, что «преподобные не прославлены и не признаны Церковию в числе святых»), над могилами родителей прп. Александра были установлены металлические раки. В 30-х гг. ХХ в. Богоявленский храм был снесен. В 2003 г. на месте Богоявленского собора, в правой части Преображенского придела, было обретено место погребения Сергтя и В. Тогда же, в 2003 г., здесь были устроены раки Сергия и В. из карельского гранита; у гробниц служат молебны святым. В 2004 г. над гробницами возведена каменная часовня, внутренняя и внешняя отделка к-рой завершилась в 2006 г. В часовне имеются образ Сергия и В. и настенная роспись с изображением нек-рых эпизодов их жизни (на основе Жития прп. Александра Свирского). В 2007 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) установлен отдельный день памяти Сергия и В.— 15 (28) июня, приуроченный ко дню рождения прп. Александра Свирского. Лит.: Введенский-Островский заштатный мон-рь в Новоладожском уезде. СПб., 1873. С. 272-279; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 92-93; Описание о российских святых. С. 263-264; Введенско-Оятский жен. мон-рь//Рус. монастыри: Север и Сев.-Запад России. М., 2001. С. 285-286. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/154089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Никон (Воробьёв). Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. (Воробьёв Николай Николаевич; 4.05.1894, с. Микшино Бежецкого у. Тверской губ.- 7.09.1963, г. Гжатск (ныне Гагарин) Смоленской обл.), игум., духовный писатель и наставник. Из крестьянской семьи. В 1914 г. окончил реальное училище в Вышнем Волочке Тверской губ. и поступил в Психоневрологический ин-т в Петрограде, в к-ром окончил 1 курс. Летом 1915 г. пережил глубокий духовный кризис, обрел веру в Бога. Оставил ин-т и в 1917 г. поступил в МДА. Через год занятия в академии прекратились. В течение неск. лет Н. Н. Воробьёв проживал в с. Сосновицы Тверской губ., где преподавал в школе математику. Затем переехал в Москву, служил псаломщиком в Борисоглебском храме в Дегунино (до 1930). 5 апр. 1931 г. Минский еп. Феофан (Семеняко ; впосл. архиепископ) постриг его в Минске в монашество с именем Никон. 7 апр. того же года Н. был рукоположен во диакона, 8 янв. 1933 г.- во иерея. Служил при храме свт. Николая на Козыревском кладбище Минска; был келейником еп. Феофана. Окормлял монахинь закрытого минского Преображенского мон-ря. 5 апр. 1933 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации. 7 июня того же года приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Белорусской ССР к 5 годам заключения в лагере. Вслед. зачета рабочих дней освобожден в 1937 г. Вернулся в Вышний Волочёк и устроился работать помощником в доме врача. В 1944 г. вернулся к священнослужению, был назначен настоятелем Благовещенской ц. в Козельске Калужской обл. В 1948 г. переведен в Белёв Тульской обл., затем в том же году - в г. Ефремов Тульской обл., в Смоленск и в г. Гжатск. С 1948 г. и до конца жизни служил в гжатском храме в честь Вознесения Господня. 6 мая 1956 г. возведен в сан игумена. Почитался многими духовными детьми за праведную жизнь и глубокие богословские знания. Скончался 7 сент. 1963 г. после продолжительной болезни. Похоронен в Гжатске. Был известен как один из учителей покаяния. Проповеди Н. и его письма духовным чадам были опубликованы неск. изданиями с 90-х гг. XX в. и приобрели широкую известность. Соч.: Нам оставлено покаяние: Письма. М., 1997; Внимай себе: (Сб. писем). М., 2010; Письма духовным детям. М., 2014; О началах жизни. М., 2016. Лит.: Кривонос Ф., свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 гг.). Киевец, 1996. С. 14-15; он же. Минская епархия в период довоенных репрессий//Минские ЕВ. 1996. 39. С. 79; он же. Игумен Никон//Там же. 1997. 3(42). С. 56-59. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/2577547.html

Александров Свирский Монастырь Александров Свирский Монастырь В нач. 1997 г. А. С. м. был передан С.-Петербургской епархии РПЦ, 19 авг. 1997 г. возобновлен, 15 дек. 1997 г. зарегистрирован Отделом юстиции. За 2 года в мон-ре отреставрированы Преображенский собор, ц. святых праведных Захария и Елисаветы, ц. св. Иоанна Дамаскина, поставлен временный иконостас в Троицком соборе, восстановлена часовня на месте явления прп. Александру Пресв. Троицы. Отремонтирована часть братского корпуса, устроены иконописная, столярная и швейная мастерские. А. С. м. имеет подворье в С.-Петербурге со строящимся храмом Рождества Христова и скит в пос. Свирьстрой Лодейнопольского р-на с ц. свт. Николая Чудотворца, в к-рой особо почитается мироточащая икона святителя. Близ церкви находится источник, освященный в честь святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. 23 нояб. 1998 г. в обитель были возвращены мощи прп. Александра Свирского. К июню 2000 г. мощи святого временно почивали в ц. св. праведных Захария и Елисаветы. К июню 2000 г. в мон-ре насчитывалось 17 чел. братии, настоятель - игум. Лукиан (Куценко; с 2004 г. архимандрит). Арх.: ГАРФ. ф. 353. Оп. 3. Д. 731. Л. 63-65. Лит.: Зверинский. Т. 2. 607; Троицкий Н. М. Александро-Свирский монастырь и его часовня в С.-Петербурге//Приб. к ЦВед. 1891. 19. С. 611-617; Ивановский Я. И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: Крат. история с прил. важнейших док-тов. СПб., 19013; Денисов. С. 617-620; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Севера России. Л., 1977. С. 37-39; Макарий (Веретенников), игум. Преподобный Александр Свирский «новый чудотворец» - русский подвижник XVI века//БТ. 1982. Сб. 23. С. 323-336; Детчуев Б. Ф. Трагедия в монастыре//Север. 1991. 12. С. 126-136; Соловьева И. Д. Александрова пустынь на Свири в XVI столетии//Художественно-исторические памятники Можайска и русская культура XV-XVI веков. Можайск, 1993. С. 50-57. Иеродиак. Анфим, И. Д. Соловьёва Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/82035.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010