Он прибыл в Швецию в качестве нунция папы Адриана VI (своего бывшего преподавателя по Лувенскому университету) для борьбы с лютеранской ересью. Однако Густав Васа, имея в отношении Йоханнеса Магнуса иные планы, хотел, чтобы тот отбыл в Рим, дабы затем вернуться с более широкими полномочиями 111 . 12 июня 1523 г. члены шведского риксрода направили письменную благодарность папе за посылку легата, выразив надежду, что отныне епископами в Швеции станут шведы, которые, в отличие от мятежного Тролле, будут блюсти согласие в королевстве. Советники заявили, что шведской церкви необходим новый архиепископ – добродетельный и пользующийся благорасположением короля. Они просили наделить легата полномочиями для преобразований шведской церкви 112 . В конце лета– осенью 1523 г. король направил в римскую курию несколько писем, предметом которых являлся вопрос о конфирмации новоизбранных руководителей диоцезов 113 . В первом из посланий монарх просил папу назначить на шведские кафедры епископов, лояльных по отношению к королю, а также дать Иоханнесу Магнусу полномочия для проведения реформ. За это Густав Васа обещал искоренить ереси, заставить «схизматиков-московитов» воссоединиться с Римской церковью 114 , обратить язычников-лопарей в христианство и оказать помощь в борьбе с турками 115 . Во втором послании король подверг критике Густава Тролле (которого представил как притеснителя церкви) и рекомендовал папе для утверждения новоизбранного Иоханнеса Магнуса 116 . В третьем письме была повторена просьба о конфирмации архиепископа и епископов, а также появилось новое пожелание: понтифик должен, ввиду бедственного положения шведской церкви, проявить снисходительность в вопросе об уплате взносов за утверждение шведских епископов в должности 117 . Тем временем, Густав Тролле стал добиваться восстановления своих прав. Его поддержали датский король Фредерик I и папа Адриан VI. Густав Васа в посланиях кардиналам и папе возмутился: мятежник, кровопийца и изменник Тролле недостоин не только духовного звания, но и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

[Марцелл; до избрания папой Римским Марчелло Червини] (6.05.1501, Монтефано, совр. пров. Мачерата, Италия - 1.05.1555, Рим), папа Римский (с 9 апр. 1555). Происходил из достаточно влиятельного тосканского рода; его отец, Рикардо Червини (1454-1534), чиновник Апостольской пенитенциарии (см. Трибуналы Римско-католической Церкви ), также был на службе у семьи сиенских банкиров Спаннокки; мать - Кассандра ди Доменико Бенчи да Монтепульчано († 1509). У Марчелло Червини было 2 сводных брата (от 2-го брака отца с Леонорой Эджиди) - Алессандро, который впосл. составил жизнеописание М. (ркп.: Cervini A. Vita di Marcello II//Archivio di Stato di Firenze. Carte Cervini. Filza 52), и Ромоло, который после изучения права в Падуанском ун-те участвовал в издательских проектах Паоло Мануцио, а также 2 родные сестры и 5 сводных. Одна из сводных сестер, Чинция, вышла замуж за Винченцо Беллармино; в этом браке род. Роберто Беллармино (см. Беллармин ), католич. богослов-полемист, деятель Контрреформации (в 1930 канонизирован Римско-католической Церковью). Марчелло Червини получил хорошее и разностороннее образование: отец давал ему уроки грамматики, риторики, основ философии, астрономии, а также архитектуры, агрономии, знакомил с литьем металлов, производством книг. Ок. 1520 г. продолжил обучение в Сиене, где занимался гл. обр. греческим языком, математикой (в к-рой продемонстрировал изрядные способности) и астрономией; он заручился покровительством кард. Джованни Пикколомини, архиеп. Сиены (1503-1529). В нач. 1524 г. Червини в составе делегации из Флоренции отправился в Рим, чтобы поздравить с избранием в нояб. 1523 г. на Папский престол кард. Джулио Медичи (папа Римский Климент VII в 1523-1534). Слухи о Червини как о талантливом математике получили широкое распространение (этому способствовали рекомендательные письма его отца - см.: Piacentini Scarcia. 1997. Р. 1431-1432), его привлекли к проведению разнообразных вычислений при подготовке реформы календаря (впосл. реформу провел папа Римский Григорий XIII (1572-1585); подробнее см. ст. Календарь ). В мае 1525 г. из-за начавшейся эпидемии чумы Червини уехал из Рима. В 1531 г. он получил покровительство кард. Алессандро Фарнезе (папа Римский Павел III в 1534-1549), к-рый был знаком с его отцом, но только после смерти отца (2 апр. 1534), урегулирования дел, связанных с наследством, и избрания папы Павла III Червини вернулся в Рим. Он стал секретарем у племянника нового понтифика Алессандро Фарнезе, кардинала-непота (подробнее см. ст. Кардинал ), с 1 янв. 1538 г. возглавившего папскую канцелярию. В Риме Червини получил возможность общаться с гуманистами - писателями, поэтами, переводчиками, учеными: Анджело Колоччи (1474-1549), Бернардино Маффеи (1514-1553), Карло Гвальтеруцци (1500-1577), Джованни делла Каза (1503-1556), Аннибале Каро (1507-1566), Франческо Мольца (1489-1544); переписывался с Бенедетто Варки (1503-1565), Пьетро Бембо (1470-1547), Пьеро Веттори (1499-1585).

http://pravenc.ru/text/2562320.html

Вместе с тем К. не был полностью забыт: его влияние прослеживается у многих лидеров раннего анабаптизма, воспринявших и творчески переработавших различные идеи его религиозно-мистических трактатов; в XVII в. некоторые сочинения К. пользовались популярностью среди представителей протестант. пиетизма и повлияли на формирование пиетистского богословия ( Bubenheimer. 1988. S. 654-655; ср: Idem. 1998). В наст. время наследие К. изучается и признается важным источником сведений по истории раннего реформационного вероучения в ряде протестант. церквей и общин (преимущественно относящихся к пресвитерианству и конгрегационализму , а также у нек-рых баптистов и меннонитов ), члены к-рых включают К. в число провозвестников и зачинателей их религ. традиций. Соч.: Pro Divinae gratiae defensione: Sanctissimi Augustini De spiritu et litera liber... cum Explicationibus sive lecturis D. Andreae Bodenstein Carlostatini Theologiae doctoris et Archidiaconi Vuittenburgen. [Wittenberg, 1517-1519]; Idem// K ä hler. 1952. S. 1-122 [=KExplAug.]; CCCLXX et Apologeticae Conclusiones. [Wittenberg, 1518]; De canonicis scripturis libellus. Wittenbergae, 1520; Idem// Credner K. A. Zur Geschichte des Kanons. Halle, 1847. S. 291-414; Von abtuhung der Bylder, und das keyn Betdler unther den Christen seyn sollen. Wittenberg, Idem/Hrsg. H. Lietzmann. Bonn, 1911; Was gesagt ist: Sich gelassen. [Augsburg, 1523] [=KGelass.]; Karlstadts Schriften aus den Jahren 1523-25/Hrsg. E. Hertzsch. Halle, 1956. Bd. 1; 1957. Bd. 2 [=KSchrift.]; The Essential Carlstadt: Fifteen Tracts/Ed. E. J. Furcha. Waterloo (Ontario), 1995 [трактаты в пер. на англ. язык]; The Eucharistic Pamphlets of Andreas Bodenstein von Karlstadt/Transl. and ed. A. N. Burnett. Kirksville, 2011 [сочинения о Евхаристии в пер. на англ. яз.]. Ист.: Der authentische Text der Leipziger Disputation (1519)/Hrsg. O. Seitz. B., 1903; M ü ller N. Die Wittenberger Bewegung 1521 und 1522: Die Vorgänge in und um Wittenberg während Luthers Wartburgaufenthalt: Briefe, Akten u.

http://pravenc.ru/text/1681095.html

программа виттенбергских реформаторов была почти полностью реализована в Л. (за исключением борьбы с изображениями и церковной музыкой). Л. в Свящ. Римской империи (1521-1555) Уже в 1-й пол. 20-х гг. XVI в. Виттенберг перестал быть единственным центром лютеран. Реформации в Свящ. Римской империи. Наиболее широкое распространение лютеран. идеи получили на севере империи, тогда как юг преимущественно продолжал оставаться католическим. Имп. Карл V (1519-1556) до 30-х гг. XVI в. не проявлял значительного интереса к внутригерм. делам; хотя он всегда оставался убежденным сторонником католицизма, он предоставлял в этот период герм. князьям полную свободу в религ. вопросах в обмен на политическую поддержку, в которой он нуждался из-за затяжной войны с Францией и с Папским престолом за территории в Италии, а также вслед. постоянного военного противостояния с Османской империей в Вост. и Юж. Европе. Итал. войны значительно подорвали могущество Римских пап; папы Римские Адриан VI (1522-1523) и Климент VII (1523-1534) были вынуждены заниматься защитой принадлежавших им земель и решением др. политических задач. Серьезного противодействия распространению Л. на севере Европы они оказать не могли, поэтому ограничивались лишь формальным осуждением его как опаснейшей ереси и поддержкой разного рода антилютеран. мер, принимаемых сохранившими верность католицизму князьями и епископами. Распространение Л. в герм. государствах и княжествах Свящ. Римской Империи в 1-й пол. XVI в. проходило по 2 основным схемам, которые могут быть условно названы «реформация снизу» и «реформация сверху». В 1-м случае инициатива реформирования церковной жизни исходила от лютеран. проповедников, которые заручались поддержкой влиятельных граждан и народных масс; нередко в этом случае реформация принимала радикальные формы и сопровождалась народными волнениями, уничтожением религ. изображений, изгнанием католич. священников и монахов и т. п. Во многих случаях подобные реформационные движения пресекались светскими властями и сформировавшиеся лютеран.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Оставались лишь те, кто воспринял лютеранство. Студенты распустились. Зубрежке латыни они явно предпочитали грабежи, а философии – любовные приключения. В 1521 году в университете числилось 311 студентов; в 1522 году их стало 120; в 1523 году – 72. В 1527 году у преподавателей лютеранства осталось 14 слушателей! Гуманист Эобан Гесс, благосклонно принявший новые идеи, искренне горевал, рассуждая о судьбах науки. «Я узнал, – писал он в 1523 году пастору-реформатору Драконитесу, – что вы энергично трудитесь во славу Евангелия, и меня это весьма радует. Молю Того, чьему делу вы служите, чтобы так продолжалось и дальше. Между тем есть вещи, которые меня страшно огорчают. Я имею в виду монахов-отступников, которые под предлогом проповеди Евангелия ведут гонения на литературу. Эти люди опасны, как смертельный яд, ибо они сами не ведают, что творят. Они губят репутацию святой науки и вещают на весь мир всякую чушь, выдавая ее за высшую мудрость. Университет наш совершенно опустел, и мы сами чувствуем себя здесь изгоями. Священники и монахини без конца донимают нас, утверждая, что мы плохо учим. Не могу вам передать, как я ненавижу всех этих перебежчиков! Поистине, нет распутней куртизанки, чем бывшая монахиня». Увы, стенания гуманиста остались втуне. Доктор Лютер уже забыл о радости познания, пережитой им в Эрфурте, и теперь охотно высмеивал университетских профессоров, а своего бывшего учителя Юзингена и вовсе назвал безумцем. Очевидно, старый богослов не проявил должного восторга перед учением питомца. В 1524 году Гесс описывал обстановку в университете в еще более мрачных тонах. «К великому своему сожалению, – обращался он к своему другу Штурцу, – я по-прежнему живу в этом гиблом месте и уже не надеюсь ни на новый расцвет науки, ни даже на простое восстановление порядка в городе. Все рушится. Несколько невежественных бродяг сумели разжечь самую ярую ненависть в душах представителей всех сословий. Если вы приедете к нам, то воочию убедитесь, что здесь творится настоящая трагедия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Распространение лютеранства в Европе В Швеции движение в пользу реформации началось в 1519 г. так же, как и в Германии, в связи с продажей индульгенций. Лютеранские воззрения распространяли два брата Петерсоны. Первый шведский король после отделения Швеции от Дании, Густав Ваза (1523-60), вскоре после избрания стал решительно на сторону реформации. В 1524 г. он устроил в Упсале религиозный диспут между лютеранскими и католическими богословами. Победа осталась на стороне Олафа Петерсона. После этого реформация пошла быстрыми шагами. Были закрыты монастыри, и их имущество перешло в собственность короля, священники стали вступать в брак и так далее. Окончательно лютеранство было признано государственной религией на сейме в Вестерасе в 1527 г. Было введено лютеранское церковное устройство, с той особенностью, что шведы сохранили у себя епископство , хотя и без соответствующей власти и значения. Перевод Библии на шведский язык был сделан в 1526 г. Из Швеции лютеранство перешло в подвластную ей тогда Финляндию. В Данию лютеранство проникло также очень рано. Датский король Христиан II, при возникновении лютеранства в Германии, еще колебался между ним и католичеством. После него Фридрих I решительно стал на сторону реформации и на сейме 1527 г., он провел постановление, по которому лютеране уравнивались в правах с католиками. При нем же был сделан перевод Библии на датский язык. Наконец, преемник его, Христиан III, сделал лютеранство господствующим исповеданием в Дании. В 1536 г. он арестовал всех датских епископов, противившихся реформации, конфисковал имущества и ввел лютеранское церковное устройство при содействии богослова Иоанна Бугенгагена, известного под именем Померана. В Дании было сохранено епископство. В то время датский король был также и королем Норвегии, поэтому лютеранство сделалось господствующим и в этой стране. Пруссией в 16 веке владел орден тевтонских рыцарей. Гроссмейстер ордена, Альбрехт Ансбахский, в 1525 г. принял лютеранство и, обратив земли ордена в герцогство, ввел в Пруссии лютеранское церковное устройство. То же сделал и орден Меченосцев и Ливонский, владевший Лифляндией, Эстляндией и Курляндией. Здесь лютеранство начало упрочиваться с 1523 г., а окончательно утвердилось в 1561 г., когда последний магистр, Готгард Кетлер, образовал из владений бывшего ордена герцогство в вассальной зависимости от Польши.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Юлих-Клеве-Бергскому, поручив К. объяснить герцогу причины расторжения брака с Анной Клевской, сестрой герцога. Посольство К. было успешным, т. к. герцог не желал конфронтации с Англией и остался удовлетворен тем, что Анна сохранила после развода высокое положение при королевском дворе. Направляясь обратно в Англию, К. тяжело заболел в Дюнкерке (Франция); 27 сент. 1540 г. он составил здесь завещание (опубл.: Somerset Medieval Wills: 1531-1558. L., 1905. P. 61-62). Хотя ходили слухи о том, что болезнь К. была результатом намеренного отравления, исследователи не находят объективных политических или личных причин для этого и склонны считать, что К. оказался жертвой некой инфекционной болезни ( Rex. 2004. P. 47). К кон. 1540 г. состояние здоровья К. несколько улучшилось и его смогли переправить в Англию, однако вскоре болезнь вновь обострилась, и 3 янв. 1541 г. К. скончался в лондонской резиденции, находившейся в упраздненном францисканском жен. мон-ре в р-не Олдгит. Согласно источникам, К. был погребен в расположенной неподалеку ц. св. Ботульфа (St. Botolph " s Aldgate), однако надгробия, указывающего на место его захоронения, до наст. времени не сохранилось (см.: Weever J. Ancient Funerall Monuments. L., 1631. P. 426; Godwin F. De Praesulibus Angliae Commenmarius. Camb., 1743. P. 387; Cassan. 1829. P. 445-446). Соч.: Io[annis] Clerk, pro Henrico VIII Angliae et Franciae Rege Potentissimo fidei defensore, apud Leonem X Pont[ificem] Max[imum] Oratoris, in exhibitione Regii Libri in consistorio habita oratio. [Lpz., 1522]; Idem// Fraenkel. 1992. S. 107-113. [=Oratio]. Ист.: Ellis H., ed. Original Letters, Illustrative of English History. Ser. 3. L., 1846. Vol. 1; Letters and Papers, Foreign and Domestic, of the Reign of Henry VIII/Ed. J. S. Brewer e. a. L., 1867-1898. Vol. 3-16; O " Donovan L., ed. Assertio Septem Sacramentorum, or Defence of the Seven Sacraments by Henry VIII., King of England. N. Y. etc., 1908; Maxwell-Lyte H. Ch., ed. The Registers of Thomas Wolsey, Bishop of Bath and Wells, 1518-1523, John Clerke, Bishop of Bath and Wells, 1523-1541, William Knyght, Bishop of Bath and Wells, 1541-1547, and Gilbert Bourne, Bishop of Bath and Wells, 1554-1559.

http://pravenc.ru/text/1841311.html

Достаточно сильным в ун-те было влияние Карлштадта, к-рый в этот период настаивал на необходимости отмены традиц. системы образования, отказа от присвоения ученых степеней и превращения ун-та в христ. школу, в к-рой вместо бесполезных для христиан наук читались бы исключительно экзегетические лекции по Свящ. Писанию. Соглашаясь с европ. гуманистами, которые в сочинениях и письмах упрекали виттенбергских проповедников в том, что они подрывают основы христ. учености и невольно способствуют погружению Германии во тьму невежества, М. пересмотрел то негативное отношение к философии и систематической теологии, которое он выражал в некоторых сочинениях 1519-1521 гг. Продолжая считать, что университетское образование должно быть освобождено от схоластики, М. в получившем впосл. широкую известность письме эрфуртскому гуманисту Г. Э. Гессу (1488-1540) от 29 марта 1523 г. (см.: Melanchthon Ph. BW: Texte. Bd. 2. S. 63-64. N 273) и в произнесенной в Виттенбергском ун-те в это же время программной речи о пользе изучения риторики (Encomion eloquentiae; текст см.: CR. Vol. 11. Col. 50-66) открыто признавал необходимость для любого христ. теолога получения базового классического и философского образования; такое образование является предварительным этапом для серьезного и глубокого изучения Свящ. Писания, поэтому отказывающиеся от него могут стать лишь «псевдотеологами» (см.: Scheible. 2016. S. 42-46). С 1522 г. М. при поддержке Лютера занимался постепенным преобразованием организации учебного процесса в Виттенбергском ун-те. Одним из первых шагов, реализованных в период ректорства М. в зимний семестр 1523/24 г., стало введение института наставничества, в рамках которого каждому студенту назначался специальный педагог, разрабатывавший для него индивидуальную программу лекционных курсов и наблюдавший за его успехами. Сохранив традиц. университетские диспуты, М. ввел новую форму обязательного отчета о прослушанном предмете - декламации (declamatio), построенные по риторическим правилам речи, в к-рых студент высказывал и обосновывал собственную позицию по некоему вопросу (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Реакция властей и представителей католич. Церкви последовала незамедлительно. Уже в 1519 г. в Лувенском (Лёвенском) ун-те книги Лютера были осуждены. Для борьбы с еретиками Карл V ввел в Н. инквизицию по образцу испанской, с 1521 г. начал издавать имп. указы («плакаты») против еретиков, предусматривавшие жестокие наказания вплоть до казни. В 1522 г. был учрежден инквизиционный трибунал по борьбе с ересью. К лету 1523 г. был составлен список выявленных еретиков и трибунал приступил к их аресту и суду над ними. 1 июля 1523 г. на рыночной площади Брюсселя были казнены первые протестант. мученики Зап. Европы - антверпенские монахи Хендрик Вус (Вос) и Ян ван Эссен. Первым «новым мучеником веры» на территории совр. Н. стал женатый свящ. Ян Писториус из Вурдена, сожженный в Гааге в 1525 г. Поскольку Лютер призывал своих последователей повиноваться властям и не поддерживал создание подпольных церковных орг-ций в случае, если светские власти не принимают протестант. вероисповедание, распространение лютеранства в Н. было ограниченно. В широких массах с сер. 20-х гг. XVI в. были актуальными более радикальные реформационные учения, прежде всего анабаптизм (см. Анабаптисты ), сочетавший религиозно-мистические представления с социальными требованиями: общности имущества и всеобщего равенства. Анабаптист. проповедники предрекали скорое наступление Царства Божия, где не будет ни властей, ни несправедливо нажитого имущества. Нек-рые из них призывали к насильственному свержению действовавшей власти. Анабаптисты создавали секретные церковные структуры вне католич. Церкви. Скрываясь от религ. преследований, они сначала организовывали общины в деревнях. Но в результате активной проповеди их учение быстро завоевало умы ремесленников и городской бедноты. Общины анабаптистов появились во мн. городах Северных Н. Там анабаптизм вышел за рамки узкой сектантской деятельности и приобрел характер мощного народного движения. В 1530-1533 гг. в Н. находился М. Гофман , лидер анабаптист. движения в Н. и Сев. Германии. В 1530 г. его последователь Ян Фолькертс Трипмакер проповедовал анабаптизм в сев. провинциях, но 5 дек. 1531 г. он был казнен в Амстердаме.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Все это свидетельствует о том, как широко в эти годы уже распространилось лютеранское учение. Всюду, где звучал немецкий язык, слышалась проповедь Лютера. Реформация распространилась от Нидерландов до Лифляндии, от Эльзаса до границ Венгрии, от Балтийского моря до Альп Швейцарии и Тироля. Средства пропаганды протестантизма оставались прежними — проповеди священников, монахов и светских людей, а также печать. Число печатных произведений с начала Реформации до 1524 г. увеличилось в девять раз. Книги Нового Завета раскупились в большом количестве, усердно читались и оживленно комментировались, становясь достоянием каждого. Вместо закрытых для лютеран храмов для проповеди и молитвенных собраний ими использовались трактиры и частные дома. Но мало-помалу эти поневоле тайные собрания стали превращаться в открытые. Церковные преобразования, однако, далеко не везде совершались без насилия. Во многих городах народ, если магистрат не шел своевременно навстречу его желанииям, силой производил требуемые изменения. При этом во многих местах дело доходило до насилий над ревностными приверженцами старины. Лютер предвидел, что Германии предстоит пережить сильные потрясения. Беспорядков опасались и правители страны, и этим страхом определялось их мягкое отношение к религиозному движению. Даже новый имперский правительственный совет в Эслингене, состоявший исключительно из сторонников старых порядков, порицал эдикт императора Карла V от 1521 г. Таким образом, Вормский эдикт не достиг своего назначения, как и определенное светской властью наказание. Проповеди Лютера был открыт полный простор, и только возникшая одновременно с церковной реформой гуманистическая и социальная революция в какой-то мере явилась тормозом бурного развития протестантизма в Германии. Вождем этой гуманистической и социальной революции был Ульрих фон Гуттен (1488—1523), который занимал в области политики такое же место, какое занимал Лютер в области религиозной. Он стремился использовать идеи Реформации для достижения политических и социальных целей, в которых шел гораздо дальше Лютера. Военным руководителем этой революции был Франц фон Зиккинген. Революция продолжалась с 1522 по 1523 г. и была подавлена. За нее пришлось расплачиваться Реформации, ибо революционное восстание выступало под ее флагом. Все доказательства Лютера, что Реформация не поддерживала восстания, не имели успеха. Ее стали преследовать как виновницу рыцарского революционного движения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010