К ним относится и слово «полюдье». 1516 Рассказывая об образе жизни росов, василевс сообщает, что осенью, когда наступит ноябрь, «архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в подюдия, что именуется «кружиением», а именно – в Славении вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киев». 1517 По мнению Л. В. Черепнина, здесь Константин ведет речь о «княжеских «мужах», получивших в лен сбор дани с общинников». 1518 Но у нашего информатора в данном случае ничего не сказано о сборе дани, а тем более – о пожаловании дани в лен княжеским мужам. Он повествует лишь о зимнем кормлении росов и их архонтов в землях «вервианов, другувитов, кривичей, севернее и прочих славян». Все остальное – домыслы ученого. Правда, намеком на сбор дани может служить указание Константина на то, что названные им славянские племена являются «пактиотами росов». Но термин «пактиот» означал как данников, так и союзников. 1519 Следовательно, нельзя с полной уверенностью утверждать, в каком смысле употреблен этот термин в данном месте трактата. 1520 Мы вовсе не отрицаем возможность того, что в цитированном тексте сочинения императора взимание дани подразумевается, хотя об этом прямо не сказано. Но нам хотелось бы подчеркнуть, что Константин с полной ясностью лишь говорит о «полюдиях», именуемых «кружениями»(круговыми объездами 1521 ), и о «кормлении» русов, которое отождествлять со сбором дани нет достаточных оснований. Свидетельство императора не столь однозначно, как может показаться с первого взгляда. Вот почему несколько торопливым нам представляется толкование новейшими комментаторами «полюдий» Константина как форм «взимания дани «росами» с подвластных им славянских племен». 1522 Позднее, в XII в., термин «полюдье» появляется в древнерусских источниках. В жалованной грамоте великого князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю, датируемой 1130 г., 1523 читаем: «Се аз Мьстислав Володимир сын, дьржа Руську землю, в свое княжение повелел есмь сыну своему Всеволоду отдати Буице святому Георгиеви с данию, и с вирами, и с продажами...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобные же предписания предлагаются и по отношению к питию. Самым естественным и соответствующим целомудрию напитком служит вода 1510 . Однако и её следует употреблять в умеренном количестве, чтобы не развить в теле влажности 1511 . Что же касается вина, то употребление его, как средства распаляющего, молодым людям должно быть запрещено 1512 . Но людям старым, у которых пыл страстей охладел и которые стоят на якоре разума и опытности, употребление его в приличных дозах дозволительно. Можно далее употреблять вино вечером 1513 , зимой, чтобы согреться, для пищеварения 1514 , в качестве лекарства и для вызова приятного расположения духа 1515 . К вину следует подмешивать воду, причём, так как первое лишь полезно, а вторая необходима, то воды должно быть больше, чем вина. Но и такую смесь следует пить умеренно 1516 . Вообще как всюду, так и в пиршествах должно приглашать в руководители разум, чтобы он хранил пирующих от опьянения 1517 . Должно при этом помнить слова и пример Логоса – нашего Спасителя. Если Он благословил вино на браке, то через это вовсе не позволил упиваться 1518 . Напротив, – что должно пользоваться вином целомудренно, Он показал через излагавшееся Им учение: если Он учил, то, значит, оставался трезвым 1519 . Неумеренное употребление вина отзывается вредом на теле и душе 1520 , будучи решительным врагом целомудрия 1521 . Для того, чтобы отвратить христиан от такого употребления, Климент начертывает картину упившегося человека, по яркости красок напоминающую подобное же описание у Василия Великого 1522 . Пьяница уже видом своим свидетельствует о постыдном служении страстям. Созвездие, называемое Акефалом и изображаемое с головой, приставленной к груди, может служить изображением людей сластолюбивых и преданных пьянству: разум у них помещается не в голове, а во внутренностях и является рабом постыдных пожеланий и страстей 1523 . Но когда кормчий души становится в зависимость от страстей, человек уже делается мёртв для Логоса, пренебрегая тем, что ведёт к истинной жизни 1524 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Обилие подобных толкований знаменует собою напряженное стремление уразуметь темное место. Но мы полагаем, что не в утонченных умозрениях мы могли бы приблизиться к пониманию мысли пророческой, а скорее наоборот, – стараясь найти возможно простой смысл. Simplex veri sigillum. б) Как видим, все попытки перевода и особенно толкования масоретского текста в большей или меньшей степени неудовлетворительны. Как мы уже упоминали, есть весьма веские основания предполагать в данном случае порчу масоретского текста и попытаться исправить его. 1518 К сожалению, сделанные в этом направлении попытки не более удовлетворительны. 1) Велльгаузен предлагает читать вместо – (как в ст. 10), вм. – и вм. – . 1519 Эти поправки принимает и Новак 1520 . Из всех их самая удобоприемлемая – первая (). В пользу ее, действительно, говорит и аналогия со ст. 10. Подтверждают ее и древние переводы – таргум, вульгата и сирский, переводящие в вопросительной форме. Две же остальные – плод чистого умозрения. К достоинствам их надо отнести то, что они не заменяют слов текста вполне новыми словами, а только производят в данных словах очень легкие изменения – вставки по одной букве. Но раз текст устанавливается умозрительно, а не по документальным данным и поводам, – недостаток весьма существенный, – он должен, по крайней мере, обладать особенно подкупающей ясностью и безусловно гармонировать с контекстом. Между тем, и этого не оказывается. «Не один ли создал нас и сохранил дух наш»? 1521 An sich вопрос вполне ясный, не хватает только легко подразумеваемого имени «Бог»; но к чему бы пророку было ставить такой вопрос? – что он им хотел сказать? Пусть бесспорно, что один Бог создал нас и поддерживает жизнь нашу; – что же отсюда следует по вопросу о разводе? – нам кажется, что ровно ничего не следует. Новак говорит, что этим указывается на братство мужа с женой («... sie unter einander Geschwister siud»). Пусть и это так. – все-таки к разводу никакого отношение нет. 2) Грец предлагает две поправки: вместо – , по свидетельству Пешито и Вульгаты; – эту поправку он делает категорически; другую же он только намечает в форме вопроса: не следует ли вместо читать – в значении consanguinea? Кроме того, он еще высказывает догадку, не есть ли в дважды прочитанный из , т. е. не явилось ли оно повторением конечной буквы предыдущего слова. 1522 Удобоприемлемость первой поправки бесспорна. Смысл же второй нам довольно неясен. Имя кроме значения «плоть», действительно, имеет значение «родственник» и «родственница» (ср. Лев.18:12, 13, 17; 21:2 ). 1523 Но к чему может послужить это значение в нашем случае? Точно также неясно нам и то, какую выгоду получаем мы, отбрасывая .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1516 Письмо 8: 4 (Него). Немного позже, однако, Акиндин критиковал Варлаама, в частности, и за его богословские мнения (см. ниже). 1520 Григорий Акиндин. Речь к Иоанну Калеке: 38–46 (Nadal Canellas), цит. по изд.: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности//Он же, Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001. С. 269. В «Малом опровержении» (414: 35–46 (Nadal Canellas)) Акиндина также идет речь о том, что он не соглашался с мнением Варлаама о природе Божественного света и писал против Варлаама опровержения. 1521 К этому письму прилагалась записка от Акиндина к Паламе, которое представляет собой письмо 11 в собрании писем Акиндина. 1523 Сомнения Акиндина относительно позиции свт. Григория Паламы находят свое выражение и в его письме, написанном к Давиду Дисипату (вероятно, уже после получения третьего письма Паламы), в котором он отмечает, что Палама дал Варлааму действительный повод для обвинений, и говорит, что необходимо участие друзей (к которым он относит и себя с Дисипатом), чтобы помочь Паламе отказаться от его заблуждений (Письмо 12: 39–48 (Него)). 1526 См. издание в: Meyendotff J. Le Tome synodal de 1347//Зборник радова. Византинолошки институт. 8:1, 1963. Сс. 209–227. 1529 См.: Него А. С. Irene-Eulogia Choumnaina Palaiologina, Abbess of the Convent of Philanthropos Soter in Constantinople//Byzantinische Forschungen. 9, 1985. P. 141. 1532 Издание: Gregorius Acindynus. Refutationes duae opens Gregorii Palamae cui titulus Dialogus inter Orthodoxum et Barlaamitam//Nunc primum editae curante Juan Nadal Canellas. Turnhout, Leuven, 1995. (Corpus Christianorum. Series graeca 31). Перевод на фр. язык и исследование: Nadal Canellas J. La resistance d’Akindynos a Gregoire Palamas. Enquete historique, avec trad, et commentaire de quatre traites edites recemment. Т. I-II. Louvain, 2006. (Spicilegium Sacrum Lovaniense. Etudes et documents 50–51). 1533 «Диалог православного с варлаамитом» свт. Григория имеег две редакции – первоначальную и вторую редакцию, в которой первая версия была несколько переработана. Цитаты из «Диалога» в «Малом опровержении» Акиндина позволяют восстановить первоначальное чтение «Диалога».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Развивая истину единства Божия, пророки, вместе с тем, подвергают самому беспощадному осмеянию всех местных и национальных богов. Особенною силою отличается в этом отношении послание Иеремиино: что это за боги, говорит оно, когда их нужно еще очищать от пыли, ржавчины и червей, так как сами они не могут этого сделать!? у них в руках скипетр и меч, но они не в силах пользоваться ими; они ничего не видят, не могут ходить, не могут сами подняться с земли, когда упадут, тем более, не могут наградить и наказать человека; от дыма они покрываются копотью, птицы садятся им на голову....; можно ли назвать их богами, когда они сделаны из куска дерева, из камня, золота, серебра и т. п., когда и теперь живы те художники и мастера, которые делали этих «богов»? разве это боги, которых еще нужно прятать, чтобы их не украли воры? 1521 Только один Иегова есть Бог истинный, Который имеет действительную власть над всем миром, только Ему одному и принадлежит вся честь и слава, которую безрассудные язычники воздают своим идолам. Но если так, то почему же Он попустил, чтобы Его избранный народ был побежден язычниками, в руках которых, наоборот, сосредоточил все богатства и всю славу мира? Пророки отвечали и на такие вопросы. Для иудеев плен служит наказанием за их порочное «сердце» 1522 ; но это наказание, вместе с тем, должно вести к познанию ими Бога истинного и к отчуждению от идолопоклонства: «когда рассею их по народам и развею их по землям», говорит Бог Иезекиилю, тогда «узнают, что Я – Господь» 1523 . В руках же языческих царей Бог сосредоточил все богатства и всю славу мира, но это потому, что они послужили орудием Его воли и были исполнителями Его Божественных постановлений 1524 . Деятельность пророков вавилонского плена принесла, в самом деле, значительные плоды. Общее религиозно-нравственное состояние пленников представляет собою явление вообще утешительное. Если иудейские цари последнего времени в большинстве были ревностными язычниками, если идолопоклонство до плена сильно процветало, почему и вызывало сильные обличения со стороны пророков, – то послепленные пророки ничего не говорят о нем: тогда иудеи отвращались от всего языческого, – в особенности языческого культа, как существенного различия между «иудеями» и «язычниками» 1525 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

В кон. авг. 1494 г. под предлогом возвращения Франции «анжуйского наследства» (после смерти в 1494 Фердинанда I трон Неаполитанского королевства оказался свободным) франц. кор. Карл VIII совершил поход на Неаполь. Постепенно в конфликт были втянуты почти все европ. страны (Испания, Свящ. Римская империя, затем Англия и Османская империя). Итал. гос-ва при участии др. европ. держав объединялись в различные лиги против того, кто более других угрожал установить свое господство на полуострове и лишить И. независимости. В 1495 г. из И. был изгнан кор. Карл VIII, в 1502 г. франц. кор. Людовик XII потерпел поражение в борьбе за Неаполитанское королевство и за Милан. Внутреннюю угрозу для итал. властителей представляла деятельность Чезаре Борджа, сына Римского папы Александра VI (захватив Римини, Фаэнцу, Урбино, он попытался создать собственное гос-во), а затем усиление Венеции на Терраферме. Войны Камбрейской лиги (1508-1516), объединившей папу Римского, императора Свящ. Римской империи, испан. и франц. королей, подорвали мощь Венеции, к-рая утратила власть над мн. городами Сев. Италии и была вынуждена пойти на соглашение с папой Римским и с Испанией, отказавшись от притязаний на Романью и территории в Юж. Италии. Святейшая лига (1511-1513), созданная по инициативе папы Юлия II (1503-1513) и объединившая ряд североитал. городов и Испанию под лозунгом «изгнания варваров», действовала уже против Франции. В апр. 1512 г. войска лиги были разбиты французами под Равенной. В дальнейшем главными противниками в Итальянских войнах были, с одной стороны, испан. кор. Карл I Габсбург (в 1519 избран императором - см. Карл V ), с другой - франц. монархи Франциск I и его сын Генрих II. В 1525 г. император нанес поражение франц. королю в битве при Павии и пленил его. Перевес испано-герм. сил привел к созданию в 1526 г. Коньякской лиги, объединившей против Испании папу Римского, Францию, Милан, Венецию, а также Флоренцию, где правили Медичи, союзники Рима (к роду Медичи принадлежали папы Римские Лев Х (1513-1521) и Климент VII (1523-1534)).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Мудрование плотское — вражда на Бога: Закону бо Божию не покоряется, ниже бо может. Мудрование плотское — смерть [ 1521 ]. Святой Дух заповедует отвержение мудрости земной для того, кто хочет приступить к Богу и соделаться причастником духовной мудрости [ 1522 ]. Апостол Павел замечает, что немногие из ученых приняли веру христианскую [ 1523 ]; напротив того, для этих мнимых и напыщенных мудрецов показалась безумием духовная мудрость, всеобильно и всесовершенно заключающаяся во Христе [ 1524 ]. Философы и художники были величайшими поборниками идолопоклонства и врагами истинного Богопознания. По водворении веры христианской в мире ученость родила бесчисленные ереси и ими старалась ниспровергнуть святую Веру. Величайшее злодеяние — убийство Богочеловека — совершено учеными во имя мудрости их и во имя закона их [ 1525 ]. В наше время ученость возвращает язычников, принявших христианство, к язычеству и, отвергая христианство, вводит снова идолопоклонство и служение сатане, изменив формы для удобнейшего обольщения человечества. Редкий, весьма редкий книжник научается Царствию Небесному и износит новое учение Духа пред общество собратий своих, облекая это учение в ветхие рубища учености человеческой для того, чтоб оно было удобнее принято любящими более ветхое, нежели новое [ 1526 ]. Смерть и ад По падении первого человека и отвержении его Богом, а в нем и всего рода человеческого, все человеки, окончив смертию тела свое земное странствование, нисходили душами в преисподние темницы ада. Ад находится в недрах земли [ 1527 ]. Там пылает огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его [ 1528 ], которые, следовательно, падением своим предварили сотворение вещественного мира. Там тьма кромешная, там тартар, там скрежет зубов, там червь неусыпающий, там плач без утешения, непрерывающийся и напрасный. Там разнообразные муки по разнообразию грехов; там различные степени мук соответственно различной степени греховности. Смерть душевная, смерть существенная, поразившая человеческий род в его родоначальниках, выражающая власть свою и над телом земного странника во время его земного странствования недугами и другими бесчисленными страданиями, при окончании земного странствования выражает эту власть самым страшным явлением: разлучением души от тела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Следует тебе пытаться идти окольным путем и стараться по мере сил выполнить все удачно. То же, что не в силах ты обернуть на благо, сделай по крайней мере наименьшим злом. Ибо нельзя устроить, чтобы все было хорошо, раз не все люди хороши; не жду я и того, что это произойдет в течение нескольких лет» (Там же. С. 47). Политическая карьера: от посланника до лорд-канцлера Англии В авг. 1517 г. М. стал одним из советников кор. Генриха VIII. В том же году он совершил дипломатическую поездку в Кале, а в 1-й пол. 1518 г. был официально назначен королевским секретарем. Поскольку М. пользовался доверием кард. Т. Уолси, его основной обязанностью было представление интересов кардинала перед королем и обеспечение бесперебойной связи между ними. Влияние М. при дворе неуклонно возрастало, поскольку через его руки проходила почти вся корреспонденция короля; он участвовал в заседаниях королевского совета, сопровождал короля в поездках по стране и за границу. В июне 1520 г. М. принимал участие во встрече Генриха VIII c франц. кор. Франциском I (1515-1547) близ Кале на «Поле золотой парчи». Помимо выполнения дипломатических поручений и службы в королевском совете М. занимал также судейские должности. В мае 1521 г. он был назначен помощником казначея королевства и получил рыцарский титул, дававший право на приставку «Sir» к имени. Он продолжал принимать участие в дипломатических миссиях, сопровождал кард. Т. Уолси в поездках в Кале и Брюгге. Придворная карьера М. развивалась столь успешно, что в 1522 и 1525 гг. в награду за службу король пожаловал ему земли в графствах Оксфорд и Кент. В 1523 г. с одобрения короля и кард. Т. Уолси М. был избран спикером палаты общин, а в 1525 г. назначен на высокий и почетный пост канцлера герц-ства Ланкастерского, что дало ему адм. контроль и судебную власть над значительной частью Сев. Англии. Одновременно он продолжал выполнять дипломатические поручения: часто принимал иностранных посланников, в 1527 г. участвовал в переговорах в Амьене с представителями Франциска I, а в 1529 г.- в заключении мирного договора Англии и Франции с имп.

http://pravenc.ru/text/2564150.html

I. Пастырь, будь он приходский священник или наместник его, или как-бы он ни назывался, обязан: 1) Постоянно жить в своей общине, не имея права ни под каким предлогом самовольно удаляться из нее, особенно когда в этом месте бывает какая-нибудь эпидемическая болезнь, или когда вообще его приход подвергается какой-нибудь опасности 1510 . Если же он имеет надобность оставить приход на некоторое время, то может сделать это только с письменного разрешения со стороны подлежащей власти 1511 ; в противном случае он подлежит наказанию 1512 . 2) Обязан обращать строгое внимание на свое поведение, как в обществе, так и у себя дома, и потому должен всегда носить одежду, приличную его сану 1513 , не заниматься мирскими делами 1514 и вообще чем либо несоответствующим его положению 1515 , не посещать общественных увеселений, неприличных его сану 1516 , или оставаться на увеселениях в домах своих прихожан сверх того, сколько требуют его священнические обязанности 1517 , а дом его, равно как и все домашние, должны быть во всем образцом благочиния и благочестия 1518 . 3) Обязан всегда читать Св. Писание и творения св. отцов, часто пересматривать богословские науки, которые изучал в учебном заведении, читать духовные журналы, заниматься составлением проповедей, а по возможности, и каких-либо сочинений по богословским наукам и пастырской практике 1519 . 4) Обязан ежедневно служить утреню и вечерню, по воскресным же дням и праздникам, а в великий пост еще по средам и пятницам, должен, кроме утрени и вечерни, служить литургию 1520 ; 5) в предписанные церковным уставом времена должен совершать установленные общественные священнодействия 1521 ; 6) по требованию своих прихожан отправлять тотчас и безотлагательно всякое священнодействие 1522 ; 7) смотреть за чистотой и благолепием, как церкви, так и всех предметов, относящихся к богослужению 1523 ; 8) наблюдать за сохранением церковной дисциплины и нравственности общины, делать замечания и выговоры упорным 1524 ; 9) вести точную запись окружных архиерейских посланий, консисторских постановлений и руководственных указаний благочинных и чаще прочитывать их 1525 ; 10) заботиться о сиротах и извещать о них подлежащую власть 1526 ; 11) вести в особой книге летопись своего прихода, записывая в ней все важнейшие приходские события 1527 ; 12) заботиться о порядке в церковно-общинной библиотеке, о пополнении ее нужными религиозными и нравственными книгами и о том, чтоб этими книгами как можно более пользовались его прихожане 1528 ; 13) объявлять в церкви народу о праздничных днях, которые должно соблюдать 1529 и 14) при всяком сомнении, являющемся в его служении, должен обращаться за разъяснением к благочинному или через него же в епархиальную консисторию 1530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

24. Скончался также и Деотерий, епископ Ванса; на его место был призван Фронимий. А был этот Фронимий жителем города Буржа. Однако мне неизвестно, зачем он явился в Септиманию 1521 и почему после смерти короля Атанагильда с почетом был принят его преемником Леовом и поставлен епископом в городе Агде. Но после смерти Леовы, когда Леовигильд 1522 упорствовал в этой лжевере еретических извращений 1523 и когда Ингунда, дочь короля Сигиберта, о которой мы упоминали выше, была выдана замуж в Испанию 1524 , Леовигильд услышал, будто этот епископ дал ей совет, чтобы она никогда не испробовала бы яда еретической веры. Поэтому-то Леовигильд и был к нему враждебно настроен и постоянно расставлял ему злокозненные сети, чтобы лишить его епископства. Не сумев завлечь его в эту ловушку, Леовигильд наконец послал одного человека убить епископа мечом. Узнав об этом от знающих людей, епископ оставил город Агд, пришел в Галлию 1525 и там, принятый многими епископами и одаренный подарками, перешел на сторону короля Хильдеберта. Когда же освободилось место, он с помощью короля получил епископство в вышеупомянутом городе на девятом году после своего изгнания. В этом году 1526 бретоны сильно разграбили земли Нанта и Ренна. Собрав виноград и уничтожив посевы, они увели в плен людей из захваченных им вилл, ничего не соблюдая из того, что они обещали ранее 1527 ; причем они не только не сдержали обещаний, но еще и нанесли ущерб нашим королям. 25. Хотя Хильдеберт, приняв подарки 1528 , обещал свою сестру лангобардам 1529 , когда они просили ее в жены своему королю 1530 , однако теперь он пообещал ее пришедшим к нему послам готов, ибо он узнал, что этот народ принял католическое вероисповедание 1531 . К тому же он направил к императору посольство 1532 , чтобы сказать, что теперь – чего он прежде не сделал – он выступит против лангобардов 1533 и по соглашению с ним изгонит их из Италии. В то же время он направил свое войско для завоевания этой страны. Он призвал герцогов, и они, отправившись туда с войском, вступили с врагом в сражение. Но наши потерпели сокрушительное поражение, причем многие были убиты, некоторые взяты в плен, большинство же, обратившись в бегство, с трудом вернулось на родину. И такое там было избиение франкского войска, какого доселе не было и в помине.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010