04. Учение Карпократа и Епифания, к сожалению, не сохранилось до нас в полноте. В теогонии, космогонии, сотериологии – повсюду большие пробелы. Климент Алекс. 1511 характеризует учение Карпократа и Епифания, как γνσις μοναδικ. Во главе бытия стоит один бог, называемый Ingenitus у Иринея, γνωστος у св. Епифания. Но, как справедливо замечает В. Меллер 1512 , этим не исключается существование, согласно платоновской философии, безóбразного бытия μ , которое затем развивается в мировое множество. Стоящая во главе монада делается принципом эманации – сначала существ духовных и высших, а потом, значительно ниже – ангелов и сил, которые создали мир 1513 . Мир высших эманаций – должно думать – обнимается в понятии – περιφορ το γνστου Πατρóς – сферы нерожденного отца 1514 . Амелино 1515 высказывает весьма вероятное предположение, что под этою «сферою неведомаго отца“ нужно понимать длинную цепь эманации, может быть все 365 небес Василида.– По аналогии с другими гностическими системами, нужно полагать, что ангелы-демиурги, γγελοι κοσμοποοι – были разсматриваемы Карпократом, как тираны, которые, вопреки воле бога, подчинили себе людей и наложили на них тяжелое ярмо. Отсюда явилась необходимость божественного посредничества для низвержения этого ярма и избавления людей. 05. Дело божеств. миссии возлагается на Иисуса 1516 . Иисус не бог. Он, подобно всем людям, родился от семени Иосифа и Марии; но только отличался от прочих справедливостью и честностью в жизни 1517 , а также имел душу «твердую и чистую“, которая хорошо помнила о том, что она видела в «сфере нерожденнаго отца 1518 “. Как иудей по происхождению, Иисус был воспитан в иудейских обычаях и подчинялся общечеловеческим установлениям и порядкам. Но душе Иисуса была послана от бога сила, благодаря чему он презирал иудейские законы и разрушал все установления мироздателей 1519 . Вследствие этого душа Иисуса освободилась от мироздателей и вознеслась опять в сферу неведомого отца 1520 . Тело же Иисуса снизошло в землю, ибо тела не могут воскресать, т.е. спасаться 1521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

1512 . Костогрызова Л. Ю. Оценка паламитами и антипаламитами роли Ирины-Евлогии Хумнены в исихастском противоборстве XIV в.//АДСВ 2000. 31. 290–296. 1513 . Лобова Л. Ю. Эпистолярное наследие Ирины-Евлогии Хумнены//История Византии и византийская археология. Тезисы докладов X научных Сюзюмовских чтений, 25–27 марта 1998 г. Екатеринбург 1998. 46–48. 1514 . Него А. С. Irene-Eulogia Choumnaina Palaiologina, Abbess of the Convent of Philanthropes Soter in Constantinople//ByzForsch 1985. 9. 119–147. 1515 . Hero A. C. A woman’s quest for spiritual guidance. The correspondence of Princess Irene Eulogia Choumnaina Palaiologina/Introd. Meyendorff J.; ed. and English transl. Hero A. C. Brookline, MA 1986. Laiou A. E.//Spec 1989 (Apr.). 64:2. 478; Mango C.//JThS 1989. 40. 355; Nicol D. M.//JEH 1988. 39. 302. 1516 . Janin R. Les monastères du Christ Philanthrope à Constantinople//REB 1946. 4. 135–162. 1517 . Laurent V. Une princesse byzantine au cloitrë Irene-Eulogie Choumnos, Paléologine, fondatrice du couvent de femmes το φιλανθρπου Σωτρος//EO 1930. 29. 29–60. 1518 . Laurent V. La direction spirituelle à Byzance. La correspondence d’Irène-Eulogie Choumnaina Paléologine avec son second directeur//REB 1956. 14. 48–86. 1519 . Laurent V. Notes de chronologie et d’histoire byzantine de la fin du XIII е siècle. 1. La date de la mort d’Irène-Eulogie, la soeur de Michel VIII Paléologue. 2. Un Iasitès (Job ou Michel?), métropolite de Nicomédie. 3. La date du second synode des Blachernes sous Grégoire de Chypre. 4. Le patriarche Niphon et les dépositions d’évêques pour délit de simonie//REB 1969. 27. 209–228. 1520 . Trone R. H. A Constantinopolitan double monastery of the fourteenth century: the Philanthropic Saviour//Byzantine Studies. 1983. 10. 81–87. Мина ( Μην ς) PLP 18030 В 1341–1346/7 монах в КНП. Противник Григория Акиндина, паламит, автор соч. о предписаниях поста. Возможно, идентичен с PLP 18033 – Миной, писателем-исихастом, адресатом св. Григория Паламы . 1521 . Deun P. van. Un fragment inédit de l " hésychaste Ménas//BZ 1987. 80. 48–50.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Попытки наместника получить субсидию и подкрепление из Англии окончились неудачей, после чего Сёррей составил для короля отчет, где была сделана попытка охарактеризовать положение в И. (июнь 1521). Наместник указал, что для быстрого подчинения острова необходимо направить войско из 6 тыс. чел., для постепенного — не менее 2,5 тыс. Военные действия должны сопровождаться строительством городов и замков, расселением колонистов. Гэльскую культуру, по мнению Сёррея, необходимо было искоренять, т. к. она оказывала негативное влияние на всех жителей И. Однако из-за неблагоприятного политического положения Англии программа Сёррея не могла быть в то время реализована. После его отзыва из И. (1522) между Килдэром и Ормондом возобновилась борьба, в к-рой участвовали Десмонды и гэльские правители. Наместник Ричард Наджент, лорд Делвин, был взят в плен гэльскими вождями, действовавшими в сговоре с Килдэром. В то же время Десмонд вступил в переговоры с имп. Карлом V , враждовавшим с англ. королем. Несмотря на то что администрации удалось уладить ряд конфликтов, положение в И. оставалось нестабильным. В 1534 г. Томас Кромвель, советник короля, предложил изменить англ. политику в отношении И. и установить более прочный контроль над колонией. Килдэра и его сына Томаса Шелкового, лорда Оффали, следовало лишить всех гос. полномочий и призвать к ответу за вред, нанесенный короне. Килдэр был вызван в Англию, схвачен и вскоре умер в тюрьме, тогда как Томас Шелковый приступил к подготовке открытого мятежа. Лит.: Stokes G. T. Ireland and the Anglo-Norman Church. L., 1897 3 ; Àôàíàñüåâ Ã.  Е. История Ирландии. СПб., 1907. М., 2010 4 ; Stopford Green A. The Making of Ireland and Its Undoing, 1200–1600. L., 1908; Orpen G. H. Ireland under the Normans, 1169–1333. Oxf., 1911–1920. 4 vol.; Curtis E. A History of Medieval Ireland from 1086 to 1513. L., 1938. 1968 n ; Gwynn A. The Medieval Province of Armagh, 1470–1545. Dundalk, 1946; idem. Anglo-Irish Church Life: 14 th and 15 th Cent. Dublin; Sydney, 1968; Otway-Ruthven A. J.

http://sedmitza.ru/text/2557586.html

I. Пастырь, будь он приходский священник или наместник его, или как-бы он ни назывался, обязан: 1) Постоянно жить в своей общине, не имея права ни под каким предлогом самовольно удаляться из нее, особенно когда в этом месте бывает какая-нибудь эпидемическая болезнь, или когда вообще его приход подвергается какой-нибудь опасности 1510 . Если же он имеет надобность оставить приход на некоторое время, то может сделать это только с письменного разрешения со стороны подлежащей власти 1511 ; в противном случае он подлежит наказанию 1512 . 2) Обязан обращать строгое внимание на свое поведение, как в обществе, так и у себя дома, и потому должен всегда носить одежду, приличную его сану 1513 , не заниматься мирскими делами 1514 и вообще чем либо несоответствующим его положению 1515 , не посещать общественных увеселений, неприличных его сану 1516 , или оставаться на увеселениях в домах своих прихожан сверх того, сколько требуют его священнические обязанности 1517 , а дом его, равно как и все домашние, должны быть во всем образцом благочиния и благочестия 1518 . 3) Обязан всегда читать Св. Писание и творения св. отцов, часто пересматривать богословские науки, которые изучал в учебном заведении, читать духовные журналы, заниматься составлением проповедей, а по возможности, и каких-либо сочинений по богословским наукам и пастырской практике 1519 . 4) Обязан ежедневно служить утреню и вечерню, по воскресным же дням и праздникам, а в великий пост еще по средам и пятницам, должен, кроме утрени и вечерни, служить литургию 1520 ; 5) в предписанные церковным уставом времена должен совершать установленные общественные священнодействия 1521 ; 6) по требованию своих прихожан отправлять тотчас и безотлагательно всякое священнодействие 1522 ; 7) смотреть за чистотой и благолепием, как церкви, так и всех предметов, относящихся к богослужению 1523 ; 8) наблюдать за сохранением церковной дисциплины и нравственности общины, делать замечания и выговоры упорным 1524 ; 9) вести точную запись окружных архиерейских посланий, консисторских постановлений и руководственных указаний благочинных и чаще прочитывать их 1525 ; 10) заботиться о сиротах и извещать о них подлежащую власть 1526 ; 11) вести в особой книге летопись своего прихода, записывая в ней все важнейшие приходские события 1527 ; 12) заботиться о порядке в церковно-общинной библиотеке, о пополнении ее нужными религиозными и нравственными книгами и о том, чтоб этими книгами как можно более пользовались его прихожане 1528 ; 13) объявлять в церкви народу о праздничных днях, которые должно соблюдать 1529 и 14) при всяком сомнении, являющемся в его служении, должен обращаться за разъяснением к благочинному или через него же в епархиальную консисторию 1530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В 1500 г. из-за близости военных действий К. уехал в Рим, по-видимому, для прохождения практики в папской курии; в том же году он сделал доклад в Римском ун-те Сапиенца, вероятно, на математико-астрономическую тему. В 1501 г. К. пришлось вернуться в Польшу и отчитаться перед капитулом Фромборка (каноником к-рого он был) за отсутствие. Затем он направился в ун-т Падуи для изучения медицины, вызывавшей его интерес, поскольку на то время пришелся расцвет медицинской астрологии, находившейся под влиянием восточной астрономической традиции ( Siraisi N. Medieval and Early Renaissance Medicine: An Introd. to Knowledge and Practice. Chicago, 1990. P. 16). В 1503 г. К. получил докторскую степень по каноническому праву в Ферраре. По возвращении К. в Польшу (не позднее 1507) еп. Лукаш Ватценроде добился для него статуса внешнего каноника капитула и сделал его своим секретарем и лейб-медиком. К. обосновался в епископской резиденции и по сути являлся правой рукой епископа в условиях крайней политической напряженности между Вармией и Тевтонским орденом: К. сопровождал Ватценроде на сеймиках, на переговорах и при дворе (1512). В 1510 г. К. был назначен канцлером капитула, но приступил к своим обязанностям во Фромборке лишь в 1513 г. После смерти Ватценроде в 1512 г. К. не столько утратил могущественного покровителя, сколько унаследовал обширные связи своего дяди. В 1516 г. К. становится на 3 года управляющим владениями капитула в Ольштыне и Пененжно, а через год - комиссаром Вармии. В кон. 1520 г. К. вновь избран администратором владений капитула в Ольштыне и Пененжно. Во время войны между польск. кор. Сигизмундом и Тевтонским орденом К. стал управляющим Ольштына; благодаря принятым им оборонительным мерам ордену не удалось захватить город. В нач. 1521 г. в результате переговоров, в к-рых К. принимал участие, было заключено перемирие между Тевтонским орденом и Польшей, и Вармии были предоставлены гарантии безопасности от набегов рыцарей. После смерти еп. Фабиана Лузьянского в нач. 1523 г. К., как администратор владений капитула, становится фактическим управляющим всей Вармией.

http://pravenc.ru/text/2057188.html

Формальной причиной, побудившей Л. подвергнуть критике практику продажи индульгенций, стала деятельность И. Тетцеля ( 1519), который по поручению Альберта (1490-1545), курфюрста Бранденбургского и архиеп. Майнцского и Магдебургского, руководил проходившей в его владениях кампанией по продаже индульгенций. Эти индульгенции были выпущены от имени папы Римского Льва X (1513-1521); доходы от них должны были пойти на строительство собора св. Петра в Риме, а также на погашение долга архиеп. Альберта перед Папским престолом (текст папской буллы см.: K ö hler. 1902. S. 83-94). Поскольку курфюрст Фридрих был против продажи этих индульгенций, в его владениях торговля не осуществлялась, так что Л. не был непосредственным свидетелем деятельности Тетцеля, однако получал от друзей и духовных детей сообщения о продажах в Айслебене, Галле, Берлине, Магдебурге и др. городах; при этом продажа сопровождалась яркими проповедями о спасительной силе индульгенций (основные темы см. в инструкции для продавцов индульгенций, вероятно, составленной Тетцелем: Ibid. S. 104-124). Л. посчитал своим долгом как богослова и священнослужителя выступить с критикой порочной практики и использовавшихся для ее обоснования богословских представлений. 31 окт. 1517 г. он отправил письмо архиеп. Альберту (текст см.: Luther M. WA: BW. Bd. 1. S. 108-112. N 48), в к-ром в вежливых и осторожных, однако весьма определенных выражениях требовал от архиепископа положить конец торговле индульгенциями и проповеди ложного учения о спасении, осуществляемым от его имени, а также запретить распространение инструкций для торговцев индульгенциями, содержащих множество лжеучений. Основную критику Л. обращал на ошибочное мнение, согласно к-рому каждый купивший индульгенцию может быть уверен в своем спасении, поскольку получает через нее отпущение грехов, а также освобождается от вины перед Богом и от причитающегося наказания за грехи. Л. в письме противопоставлял индульгенциям не веру, а «дела любви и благочестия» и подчеркивал, что человек не может быть уверен в собственном спасении и должен всегда иметь страх перед судом Божиим; т.

http://pravenc.ru/text/2561088.html

1508 Чертежи плотины Н(икиты) П(етровича), как сказал один инженер, составлены совершенно согласно с наукой, а 1509 постройка плотины, под наблюдением г-на Маркова, оказалась никуда негодной, и в первое половодье ее разнесло. Маркову, человеку очень плодовитому насчет детей, было неохота «торчать на ветру» с мужичьем, а приятнее возиться с «детишками». Плотина строилась не раз, фабрика работала обертки месяца по два в году, она шла в уплату за газетную бумагу. Рабочих во время бездействия фабрики Н(икита) П(етрович) не распускал. Финалом 1510 построек плотины было приглашение инженера Зиберта составить проект. 1511 При последней 1512 постройке плотины Н(икита) П(етрович) часто ездил на фабрику и проводил там даже иногда 1513 по нескольку дней. Плотина под его личным наблюдением была наконец построена прочно, и более не разваливалась, но фабрика опять-таки работала непостоянно, за неимением тряпки 1514 с большими антрактами, месяца по 4–5 и более. Рабочие получали жалованье и за антракты, но попадало ли жалованье, выходившее из кармана Н(икиты) П(етровича), им целиком? В 1882 г. фабрика окончательно стала. Нашелся некий Ненароков, 1515 пожелавший арендовать фабрику. Но недолго длилось это арендование. Ненароков прожил 1516 лето 82 года вместо дачи на фабрике, 1517 в ход ее не пускал и, видя свою 1518 ошибку в расчетах, «махнул рукой», а Маркова протурил с фабрики, узнавши, что сей делец 1519 купил или арендовал 1520 мельницу в Рязанской губ(ернии) «Finis coronat opus»: 1521 фабрика с аукциона была куплена присяжным повер(енным) Тростянским 1522 за 4000 р(ублей)! Вернемся назад. 1523 Н(икита) П(етрович) в 1875 году прожил на даче до ноября. Контракт на помещение в доме Игнатьева, 1524 кончился, дом Игнатьева купил Пашков. Н(икита) П(етрович) снял помещение для конторы и типографии в Ваганьковском пер(еулке) в доме Александровского подворья, а сам поселился в номере в доме Навродского 1525 на Знаменке. Из женского персонала в редакции осталась Сковронская и конторщица Варвара Васил(ьевна) Тимковская, но первую за это время нечего считать: С(ковронск)ая жила у себя на даче в Перове.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

И снова в другом месте он же говорит: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть 1512 воля Божия, благая, угодная и совершенная» 1513 , – выражая [сим], что достигшие в меру возраста и разумной полноты духа доходят и до совершенной воли Божией. 2,5 Но в телесном рождении рождаемый младенец с некоей необходимой последовательностью и по закону природы достигает мужеского возраста, ибо так определил Промысл, чтобы в границах необходимости, а не по вольному произволению, приходил в совершенство телесный возраст. А в рождении [от] Духа свыше 1514 . Бог определил не сей порядок, напротив того, добровольному произволению человека предоставил труд, состязание и ристалище с великим терпением, по сказанному Господом: «Подвизайтесь войти сквозь тесную дверь 1515 » 1516 , – и еще: «Принуждайтесь, ибо принуждающиеся восхищают Царство Небесное» 1517 , – также: «Претерпевший же до конца, сей спасется» 1518 , – и: «Терпением вашим стяжите души ваши» 1519 . И апостол говорит: «С терпением 1520 бежим на 1521 предлежащем нам подвизании 1522 » 1523 , – и: «Так, – молвит, – бегите, чтобы получить» 1524 , – и опять: «Как служители Божии, в великом терпении» и прочее 1525 1526 . Так домостроительствовала благодать Божия, чтобы каждый, по собственному мнению и по собственной своей воле, трудом и подвигом достигал мысленного возрастания. 3,1 Стало быть, насколько [каждый] верит, насколько подвизается, насколько любит и насколько с телесным и душевным подвигом предается всякому благоугождению заповедей, в такой же мере приобретет он причастие Духа к духовному возрастанию [в] «обновлении ума» 1527 , по благодати и Божественному дарованию получая спасение, a по вере, любви и подвигу свободного произволения принимая преуспеяние и возрастание к совершенной мере духовного возраста 1528 , чтобы как по благодати, так и по справедливости стать наследником вечной жизни 1529 , и не всецело Божиею силою и благодатью, без [собственного] человеческого содействия и старания, возрастая в преуспеянии, и не всецело собственною силою и тщанием и крепостью, без содействия и помощи Святого Духа, имея возможность прийти в совершенную волю Божию 1530 и в меру свободы и чистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

И поскольку вечность Бога ни в чем не отступает от самой себя, по достоинству Он указал на то самое, что существует, для свидетельства о Своей неразрушимой вечности (incorruptae suae aeternitatis)» 1506 . Из этого понятия Бога как Самобытия Иларий выводит все остальные атрибуты Его природы, такие как: неизменность, вечность, бесконечность, нетленность, простота, неделимость, вездесущие и т. д. 1507 В самом деле, Бог есть существо абсолютно единое и не имеющее различий (unum et indifferens) 1508 , совершено простое (ex simplicitate perfectus) 1509 , несоставное и не имеющее частей 1510 . Так как Бог прост и не состоит из частей, Он присутствует повсюду целиком (totus) 1511 . Точно так же Бог присутствует во всяком времени всей Своей вечностью 1512 , которая обусловливает Его неизменность: «Бог неизменяем, и вечность не подвергается ни ухудшению, ни исправлению, ни развитию, ни ущербу» 1513 . Бог есть совершенная Полнота, которой ничего не недостает (perfecta plenitudo) 1514 . Он также есть бесконечная Сила (virtus) и Могущество (potestas) 1515 . Последнее определение, известное нам уже от Тертуллиана , наряду с понятием Самобытия, представляется Иларию наиболее характерным именем Бога 1516 , в связи с чем он часто говорит о Боге как о «вечном Могуществе живой Природы» (aeterna naturae viventis potestas) 1517 , «живой мощи безграничной Силы» (immensae virtutis vivens potestas) 1518 , о «безмерности Божественной Силы» 1519 , «нерожденном могуществе бесконечной Силы» 1520 , «бесконечности вечной и неизменной Силы» 1521 и т.п. В отличие от Тертуллиана , Иларий отрицает в Боге не только внешнюю материальную сложность 1522 , но и внутреннюю метафизическую сложность и считает, что в абсолютной простоте Божией нет различия между сущностью и свойствами, субстанцией и акциденциями, содержащим и содержимым: «Посредством того, чем обладает Отец (per id quod habet Pater), в обладании указан Он Сам (ipsum illum significavit in habendo), так как Бог не есть нечто сложное, наподобие человека, чтобы в Нем одним было то, что у Него имеется, а другим – Сам Тот, Кто имеет. Наоборот, все, что Он есть, есть жизнь, т. е. природа совершенная, абсолютная и бесконечная, которая не состоит из неравных частей, но сама живет через целое» 1523 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Папа Сикст IV (1471-1484 гг.), например, преследовал одну цель — образование для своего племянника княжества. Он был гуманистом: при нем построена и расписана Сикстинская капелла, заложена основа Ватиканского музея, организовано было общество антикваров. Папа Иннокентий VIII (1484-1492 гг.) с огромной энергией заботился об устройстве судеб своих семи сыновей: двое из них стали кардиналами, трое других заключили выгодные браки. Папа Александр VI Борджиа (1492-1503 гг.) не останавливался ни перед чем в достижении своих династических целей, даже отравлял некоторых кардиналов, чтобы новых принять за деньги. Правда, и сам он отравился, и его сын по той же причине не стал принцем (отравился). В XV-XVI вв. в Западной Европе намечались два движения: — одно за религиозное обновление, реформацию; будучи подготовлено в РКЦ, оно должно было проявиться во вне ее (Гус погиб на костре, чем подготовил победу Лютера); — другое за гуманизм - идейное содержание культуры Возрождения; его исходным пунктом было не религиозное чувство, а стремление личности воспользоваться без каких-либо ограничений всем тем, что ему предоставляет жизнь и природа. Гуманисты ставили на первое место свободу мысли и свободу чувства, желали критически относиться ко всякому традиционному авторитету, отталкиваясь от традиционных античных ценностей. Гуманисты предпочитали скрывать свои убеждения и выступали под другим знаменем. Против монашества они выступали с монашеских идеалов, критикуя, что монахи не живут, как должно, и иногда говорили, что монашество вредит. Папы этого не замечали, пользуясь их услугами, когда надо было кого-либо обличить. Попадали гуманисты и в руки инквизиции, но отказывались от своих слов, говоря, что их неверно поняли. Постепенно гуманизм становится чертой Римских пап и клириков РКЦ. Этим путем папство шло к самоотречению. Так, папа Лев X (1513-1521 гг.), второй сын герцога Флоренции Флоренца Великолепного по традиции был посвящен Церкви: с детства — в клире, с семи лет - священник (не служил, но получал доходы).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010