Тремя днями позже о. Илиодор телеграфировал губернатору: «Умоляю вас обуздать Бочарова. Его глупость, бестактность породит беду» . Как в воду глядел! Преосвященный Гермоген, конечно, не собирался уступать неразумным требованиям о. Илиодора и отлучать от церкви его врагов. С самого начала конфликта владыка собирался послать в Царицын комиссию во главе с епископом Вольским Палладием для расследования дела. Но благочинный попросил повременить до его доклада. Этот документ, полученный лишь 26 марта, рисовал положение в более благоприятном для о. Илиодора свете, чем ранее упоминавшаяся телеграмма того же о. Каверзнева. В частности, отмечалось, что проповедник перестал говорить резкости. На следующий день еп. Гермоген написал о. Илиодору увещательное письмо и телеграфировал губернатору в Саратов, прося назначить расследование и обещая прислать свою следственную комиссию . А губернатор, как оказалось, по служебным делам находился здесь же в Петербурге и вскоре прибыл на Ярославское подворье для переговоров. Перед отъездом из Саратова гр. Татищев получил две жалобы на о. Илиодора - одну от царицынского уездного предводителя дворянства М. Мишнина (17 марта), другую от городского головы В.В. Кленова и членов управы, включая того же или другого Мишнина (20 марта). Первый просил губернатора избавить землевладельцев уезда от «натравливаний» «крестьян со стороны этого монаха», вторые - прямо удалить проповедника из города . Поэтому теперь гр. Татищев с чистой совестью выступал от лица всего культурного населения Царицына, настаивая на отозвании иеромонаха. Преосвященный обещал вызвать о. Илиодора в Петербург для вразумления. Если же и это не поможет, то удалить священника из города по первому требованию губернатора. Гр. Татищев согласился. Тем временем в Царицыне по поручению владыки священник Скорбященской церкви о. Лев Благовидов посетил о. Илиодора для беседы. Близкий Бочарову и доставлявший ему сведения, о. Лев отчасти разделял его взгляд на положение и не смог найти общий язык со своим собеседником. Однако они сошлись на необходимости присылки духовной следственной комиссии и в этом смысле телеграфировали еп. Гермогену . Через несколько часов, под утро, о. Илиодор послал еще одну телеграмму, вновь надеясь убедить преосвященного, что скандал раздут искусственно: «Владыка, будьте покойны. Бочаров глупит, бесчинствует. Личную обиду он прикрывает общественными интересами» .

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/16/...

Покойница должно быть давно помышляла о смертном часе, потому что задолго до кончины, еще при жизни мужа, сама выбрала для себя парчу на покров и приготовила платье и платочек для головы. По духовному завещанию она оставила нашему монастырю на поминовение 2 000 рублей серебра и столько же на похороны. Кроме того, на 11 000 было распределено по монастырям и церквам. По смерти Александровых, которые оба не имели детей, близких родственников не осталось. Наша обитель, всем обязанная их благодеяниям, изо всех прочих, ими облагодетельствованных, более всех получившая и, вероятно, более других пришедшаяся им по сердцу; ибо ей именно предоставили они попечение покоить их тела и завещали молиться о их душах и о родителях их, памятуя их щедроты, доколе она существует, немолчно и непрестанно должна возглашать им вечную память. В 1862 году, в конце апреля, я был нездоров и никуда не выходил. В то время в монастыре постоянно находился медик Казицын, молодой человек, весьма усердный к своему делу. Мая 1-го погода была ненастная, а с 2 часов пополудни пошел дождь и без перемежки продолжался до 6 часов. Поднялся сильный ветер, и разразилась гроза. Так как земля была уже достаточно сыра, то и не могла впитывать более воду, с гор и отовсюду текли потоки, и наш верхний пруд, что за монастырем, переполнился, и плотина в то время, хотя и давнишняя, но была сделана весьма непрочно из одной земли без свай и даже фашинника. В 7-м часу вечера монастырский эконом, иеромонах Нил, пришел ко мне и стал мне говорить, что на верхнем пруду вода пошла уже через плотину и сделала большую промоину. Я на это ему сказал весьма спокойно, что рабочих много, чтобы их созвали и поспешили укрепить. Отец Нил ушел. Около 10-ти часов вечера он опять пришел весьма встревоженный и сказал мне, что вода так усилилась, что верхний пруд спасти невозможно и что сделались ужасные промоины и провалы. В этот вечер я себя чувствовал весьма нехорошо и лежал в постели, но после сказанного экономом я не вытерпел, оделся и пошел, чтобы самому видеть, что делается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Нил Иванович Ножнин, сын крестьянина Никольского уезда. Окончил 3 класса Никольского духовного училища. С 20.05.1902 псаломщик Халезской Богородской церкви Никольского уезда. С 01.09.1906 эконом Никольского духовного училища. Эконом Вологодской духовной семинарии, рукоположен в сан диакона. С 08.07.1912 диакон Шалимовской Михаило-Архангельской церкви Сольвычегодского уезда. С 01.01.1917 диакон Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда. См. Ножнин Нил Иванович//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8633 . Николай Михайлович Попов (ок. 1878 г.р.) – сын дьякона Вологодской епархии. Окончил Тотемское духовное училище (1895), с 27.08.1896 псаломщик Вотчинской Михайло-Архангельской церкви Тотемского уезда, состоял в местной школе учителем пения. С 25.12.1904 диакон Николаевской Кептурской церкви Тотемского уезда. С 24.08.1915 по прошению перемещен к Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда, с 07.03.1916 эконом Вологодской духовной семинарии, с 04.02.1917 перемещен на штатную диаконскую должность к Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда. См. Клировую ведомость Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда за 1917 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 139. Л. 1331 об. – 1332 об. Николай Павлович Иконников окончил Устюжское духовное училище (1899), выбыл из 2 класса семинарии (13.04.1901), с 04.01. 1902 псаломщик Благовещенской Вожбальской церкви Тотемского уезда, с 02.02.1909 диакон Нутренской Николаевской церкви того же уезда, с 03.02.1917 эконом Вологодской духовной семинарии. См. ВЕВ. 1901. 14. С. 224; Иконников Николай//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8600 . Николай Павлинович Сумароков (05.12.1867 – после 1928) – сын псаломщика Троицкой Кильчангской церкви Никольского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1888), с 14.09.1888 диакон Николаевской Возимской церкви Вологодского уезда. С 20.06.1889 по прошению переведен к Воскресенской Боровецкой церкви. С 14.04.1891 священник Николаевской Пустораменской церкви Кадниковского уезда. С 15.05. 1897 переведен по прошению к Скорбященской церкви при Вологодском исправительном отделении. С 14.08.1898 до августа 1902 – эконом Епархиального общежития Вологодской духовной семинарии. С 13.06.1912 во всяком случае до 1918 г. священник Вологодской градской Зосимо-Савватиевской церкви. К 1923 г. был за штатом. С 16.09.1923 избран прихожанами настоятелем Петропавловской Вологодской церкви вместо уклонившегося в обновленчество о. А. Резанова. Служил в этом храме в 1928 г. См. Клировая ведомость Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды за 1914 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 15. Д. 99. Л. 3 об. – 5 об.; И.Спасенкова. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды). Диссертация… канд. ист. Наук. Вологда. 1999.

http://bogoslov.ru/article/6177625

«Блистательный», по выражению Н. П. Барсукова, портрет К. создал Филиппов в неоконченных воспоминаниях о гр. А. П. Толстом. Архиеп. Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров) писал, что Филиппов отзывался о К. как о «гениальном проповеднике и необыкновенном аскете» ( Савва (Тихомиров). 1906. Т. 6. С. 243). Проповеди К. долгое время считались утерянными. Его сын, Димитрий Константиновский, свящ. Скорбященской ц. в Твери, сообщал гр. Толстому 31 окт. 1857 г., что архиеп. Григорий назначил К. «катехизатором и свои катехизические поучения представил преосвященнейшему на рассмотрение», и они не были возвращены ( Воропаев. Гоголь. 2014. С. 289). По свидетельству почитателей, К. всегда говорил экспромтом, доходчиво комментируя текст из Евангелия, прочитанного за богослужением, с многочисленными примерами из жизни (поучения и проповеди К. собраны и готовятся к печати). До конца жизни К. был духовным наставником гр. А. П. Толстого, который, по словам Гоголя, стремился к нему, «как птица из клетки на волю» (из письма Гоголя о. Матфею из Неаполя от 9 мая (н. ст.) 1847 - Гоголь. 2009. Т. 14. С. 268). Он благословил графа принять должность обер-прокурора Святейшего Синода. Паства К. была весьма обширна. Нек-рые помещики Тверской губ. переселялись во Ржев, чтобы он духовно руководил ими. Знакомство Гоголя с К. началось заочно по рекомендации гр. Толстого. В нач. 1847 г. Плетнёв по просьбе Гоголя послал священнику во Ржев кн. «Выбранные места из переписки с друзьями». К. ответил Гоголю, и между ними началась переписка, к-рая вскоре приобрела доверительный характер. Сохранилось 17 писем Гоголя и одно К. Мнение К. о книге, по всей видимости, было отрицательным. Об этом можно судить по ответным письмам Гоголя, к-рый со вниманием отнесся к наставлениям К. (Там же. Т. 15. С. 15). В нач. 1848 г., отправляясь в путешествие по св. местам, Гоголь в записной книжке дважды упоминает К., помещая его первым в числе тех, «чьи имена вспомнить у Гр[оба] Св[ятого]», и вторым (после родных) в списке лиц, к-рым следует писать письма (Там же. Т. 9. С. 696, 697). На пути в Иерусалим Гоголь отправил К. исповедальное письмо, в котором определил «Выбранные места...» как «какие-то исполинские замыслы на что-то вроде вселенского учительства», неудавшиеся вслед. неготовности собственной души, не очищенной от страстей и пороков, среди которых самый страшный - сомнение (Неаполь, 12 янв. (н. ст.) 1848; Там же. Т. 15. С. 15, 17).

http://pravenc.ru/text/2057120.html

Летом 1926 г. поехала я с двумя младшими в Москву. Билет безплатный, и мне хотелось навестить родных, и побывать на могиле безгранично любимого мною отца. Бесплатный билет один раз в году был существенной привилегией службы на железной дороге. Не комсомолец или не коммунист был всегда как нелюбимый пасынок у злой мачехи. Вся молодежь могла учиться во всех высших школах, как научных, так технических, так и профессиональных, но они нет. Все имели право на безплатный курорт, но они нет, все пользовались полным питанием, но они нет, все имели туристические билеты куда угодно во время отпуска, но они нет и т. д. Так вот, мы поехали, в то время я еще не делала цветов и денег у меня совсем не было. Когда мы приехали на Скорбященское кладбище, то недалеко от могилы моего отца священник служил кому-то панихиду, а я говорю: «Вот дети, как печально, у нас нет возможности заплатить священнику, чтоб и у дедушки отслужить панихиду». Идем и видим, что на его могиле блестит что-то ярко, как бы стеклышко на солнце. Подходим, и в головах у отца лежит совсем новенький, словно только что отчеканенный, полтинник. Мы поразились. Андрюша радостно подбежал к батюшке, прося отслужить панихиду. В то время серебряные 50 коп. имели цену. Много всегда и везде в поруганной России было чудесных случаев и немедленной кары Божьей, и чудесного спасения по вере. 1. " Пророк Илия " Мне рассказывала монахиня, жившая в станице Кавказской (Центр. Кавказ), что в Ильин день (20-го июля) все население колхозами убирало пшеницу. Небо стало покрываться тучами, стали торопиться. В Ильин день испокон веку бывает, за редким исключением, гроза, и это не поверие, а истинный факт, наблюдаемый и мной в течение моей долголетней жизни. Некоторые стали уговаривать спрятаться, указывая на Ильин день, в сарай, так как черная туча быстро надвигалас, и уже не отдаленный, а слышан был почти над головами зловещий фом. Один из председателей колхоза, коммунист, позволил себе кощунственную выходку, обращаясь к Пророку Илье, я не буду повторять его слова, скажу только, что он его пригласил подкатить к ним на своей колеснице.

http://azbyka.ru/fiction/materinskij-pla...

Протоиерей Александр Ильяшенко Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря Ситуация, описанная в письме «Сад воспоминаний», вполне стандартная. Многие современные девушки переживают нечто подобное, потому что нормы семейной жизни, идущие из глубокой древности, не только христианские, сегодня утрачены. Не надо думать, что в языческих государствах можно было до брака крутить направо и налево. Подобная вольность каралась жестко. Ветхий Завет — не язычество, но и там мы встречаем: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Левит 20:10). Мера суровая, да еще и в Священном Писании? Пожалуй, но дело в том, что она была обращена к людям, стоящим на сравнительно невысоком уровне культуры, живущим в жарком южном климате, к людям темпераментным. К таким людям, которые понимают только закон силы, а мягкость требований трактуют как проявление слабости. Драконовские меры способны были устрашить настолько, чтобы не было тех безобразий, которые сегодня стали нормой. Несколько лет назад я был участником международной конференции по проблемам семьи. Среди прочих там выступал профессор — психиатр и священник в одном лице. «Когда девушки, женщины обращаются ко мне за помощью как к психиатру, — рассказывал он, — то первый вопрос, который я им задаю: “Каковы ваши отношения с отцом?”» Он тогда же пояснил, что если в детско-родительских отношениях, прежде всего в отношениях с отцом все в порядке, то к психиатру человек не придет. Сколько детей сегодня остается без отца? Для детей, особенно девочек, отношения с отцами очень важны. Лишенные отцовской ласки, они чувствуют себя обездоленными, потерянными. Выступление этого профессора-священника привлекло мое внимание, и я взял на вооружение его вопрос. Всякий раз, когда ко мне обращаются за помощью незнакомые женщины, задав его, я вижу, что, действительно, целый клубок проблем возникает в глубоком детстве из-за нарушения контакта с отцом, как правило, вызванного распадом семьи.

http://pravmir.ru/sohranit-chistotu-i-st...

Заболевших богомольцев, за которыми сестры осуществляли уход, расселяли в «особых» комнатах, обеспечивая им «особый» стол ( Никольский. 1911. Вып. 10. С. 193). Покидавшим обитель странникам выдавалось пособие, умершие погребались за счет мон-ря. Сестры также изготавливали ковры, одеяла, шили церковные облачения, повседневную жен. одежду для нужд неимущих странниц, занимались «золотою рисовкою» на шелковых и др. материях, плели кружева. Ежедневные богослужения в З. м. совершались постоянным причтом, определенным для Скорбященской ц. еще в 1872 г.: сначала священником и диаконом, впосл. 2 священниками и диаконом. Материальное положение Община и странноприимный дом существовали на пожертвования частных благотворителей. С 1843 г. общиной, а позже З. м. сдавался в аренду одноэтажный деревянный дом (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 251. Л. 91-93). В 1851 г. в собственности сестер находилась территория площадью ок. 0,5 га, включившая земли 2 пожертвованных земельных участков близ задонского Богородицкого мон-ря. В 1859 г. архиеп. Иосиф докладывал в Синод, что община не имеет «твердой материальной базы», сестры «содержатся... привозимою провизиею от доброхотных дателей»; странноприимный дом имел 1,5 дес. земли с постройками, 4 дес. огородной земли. В 1860 г. помещица Землянского у. Н. Коровкина передала сестрам 50 дес. земли в с. Стегаловка Елецкого у. Орловской губ., а помещица Е. Мальцева купила для странноприимного дома землю с садом ( Правдин. 1901. С. 14-15). С 1863 г. при сельце Матюшкине Задонского у. находился монастырский хутор с кирпичными службами, амбаром, конюшней и ригой (в 1913 построен дом с 8 комнатами и кухней). К 1870 г. от соседних землевладельцев и землепашцев в виде пожертвований З. м. получал до 5 тыс. пудов ржаной муки, до 50 четв. пшена и др. Подобных «непокупных продуктов» хватало на нужды общины и призреваемых ( Никольский. 1911. Вып. 10. С. 192). В пользу странноприимного дома жена ген.-майора Н. Коровкина пожертвовала еще 30 дес. земли; крестьянин И. Печёнкин передал общине права на 10 дес. пахотной земли близ с. Яблонова Задонского у.; елецкая помещица Палицына купила для общины дом с фруктовым садом, в к-ром до 1873 г. проживала начальница общины; по ходатайству игум. Порфирии в 19 верстах от Задонска в пользование мон-ря был отведен участок в 93 дес. 600 кв. саж., на котором построили неск. домов.

http://pravenc.ru/text/182469.html

Уроженец Крыма (родился в г. Симферополе), грек по национальности, сын диакона. Окончил Таврическую духовную семинарию и в 1896 г. юридический факультет университета. После окончания курса в университете был назначен псаломщиком и чтецом в храме. С 1903 г. – священник. До 1922 г. служил в Скорбященской церкви г. Симферополя. С первых дней возникновения обновленческого движения возглавил его в Крыму. (Есть сведения, что выступал основным обвинителем на процессе по делу крымского духовенства по поводу изъятия церковных ценностей.) С молодых лет Эндека увлекается, как он говорил на следствии, идеями христианского коммунизма. В 1922 г. был вызван в Москву Красницким для усиления обновленческой работы. Однако, поражённый методами Красницкого, о. Эндека категорически отказывается принять должность уполномоченного «Живой Церкви» по Крыму, говорил об инспирации обновленческого движения органами ГПУ на съезде «Живой Церкви» в Москве, что послужило причиной его ареста в Москве, в 16.03.1923 г. был помещён в Бутырскую тюрьму по обвинению в «распространении провокационных слухов о связи ВЦУ с ГПУ». 15.05.1923 г. был освобождён под подписку о не выезде. 21 февраля 1924 г. следствие было закончено и прекращено, подписка аннулирована. В Москве примыкает к СОДАЦу и входит в состав его ЦК, надеясь на то, что теперь начнется настоящее евангельское обновление Церкви. 01.11.1930 г. был арестован в Москве вместе с членами своей общины по обвинению в «руководстве нелегальной антисоветской группировкой, ставящей своей целью свержение советской власти». По словам Левитина и Шаврова, Александр Эндека был расстрелян в 1929 г. за спекуляцию, организовал мастерскую по изготовлению крестиков, что не соответствует действительности. 30.11.1930 г. за «антисоветскую агитацию, завуалированную религиозной формой», был приговорён к 3 годам заключения в концлагерь, приговор был заменён высылкой на тот же срок в Казахстан. Во время следствия находился в Бутырской тюрьме. После отправки в Казахстан следы его теряются.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Как на один из многих примеров можно указать на иконостас московской Скорбященской церкви на Ордынке – по сути, искусное архитектурное сооружение, имеющее вид классической триумфальной арки. Во всем «иконостасе», если не считать того, что помещено на Царских, и боковых вратах, всего четыре иконы. Живопись икон соответствует архитектуре. Тут вспоминаются слова архимандрита Илариона (Троицкого) , сказанные давно и по несколько иному поводу, но вполне справедливые и для всей церковной жизни: «У русского народа какая-то гениальная религиозность, церковность, если он до сих пор еще верен святому Православию». Эта гениальная религиозность проявляется, в частности, и в том, что наш народ продолжает видеть даже в таких почти абсолютно нецерковных иконостасах все-таки – «окно в горний мир». Этому научает его сам дух нашей православной жизни, как ни искажают ее порою бессознательное время и сознательные усилия иных лукавых сил. Но ведь не беспредельны возможности такой «коррекции зрения», земного и несовершенного. Сколько можно испытывать его на прочность? И так встает во весь рост проблема, для наших дней, может быть, важнейшая: проблема создания новых икон и новой росписи храмов. Потребность в том – насущная и повсеместная: требуются иконы и росписи не только для строящихся храмов (их пока еще немного), но и для старых, переходящих вновь в ведение Церкви и пребывающих в состоянии плачевном. И вот тут-то мы видим полный разнобой. Порою храмы получают такие росписи, какие и живописью назвать нельзя: иной раз за дело берутся бездарные халтурщики, не имеющие представления о подлинной иконописи. Иногда к ним обращаются просто от безысходности, от неимения ничего лучшего, но бывает и так, что священнослужители поощряют нецерковные по духу росписи, ибо и сами не отличаются должным духовно-культурным уровнем (не станем обманывать себя и закрывать на это глаза). От почтенных иереев приходилось слышать такие сенгенции: зачем-де нам вся эта «рублевщина», нужно, чтобы святые выглядели как живые, крепкие да румяные. Других и вовсе привлекает яркость (и хуже – аляповатость) красок, кустарность живописных приемов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

Прот. Александр Ильяшенко: В стране не детям плохо, а семьям Что такое этот социальный патронат? Помощь психологов, педагогов? А откуда возьмутся столько умных, чутких специалистов по семье? У нас какое-то слепое доверие ко всякой науке. Какой психолог будет приходить в семьи? У него самого-то есть семья? И как часто он партнеров меняет? А может, у него жена и любовница одновременно? 28 сентября, 2012 Что такое этот социальный патронат? Помощь психологов, педагогов? А откуда возьмутся столько умных, чутких специалистов по семье? У нас какое-то слепое доверие ко всякой науке. Какой психолог будет приходить в семьи? У него самого-то есть семья? И как часто он партнеров меняет? А может, у него жена и любовница одновременно? Госдума приняла в первом чтении законопроект о социальном патронате и деятельности органов опеки и попечительства. Социальный патронат – это новая форма «индивидуальной профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении, и его родителями или законными представителями, осуществляемой органами опеки и попечительства». Этот законопроект — зло или благо для семей? Комментирует протоиерей Александр Ильяшенко , директор портала «Правмир», настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, отец 12 детей и дед 30 внуков. — Прежде всего, мне хочется задать вопрос: сколько денег налогоплательщикам будет стоить введение социального патроната, содержание и без того не маленького аппарата чиновников? Не лучше ли все эти деньги направить на помощь нуждающимся семьям? Ведь в большинстве случаев неблагополучие действительно носит социальный характер. Потому что если родители, прежде всего отец сможет работать, зарабатывать деньги, содержать семью, то проблем, требующих патроната или еще чего-то — и не будет. Семья существует столько, сколько существует человечество. И глобальных проблем по защите «прав ребенка» никогда не вставало: семьи всегда сами защищали своих детей. Эта тема появилась тогда, когда человечество решительно отказалось от высоких христианских идеалов любви, сострадания, жертвенного служения ближнему. Теперь идеалом стала нажива, лестницу нравственных ценностей положили горизонтально и, уравняв добро и зло, бросились разрушать семьи под видом защиты надуманных прав детей.

http://pravmir.ru/prot-aleksandr-ilyashe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010