Особый интерес представляет церковь-колокольня св. Григория Армянского в Хутынском монастыре (1535-1536). В летописи необычайно подробно описаны история строительства этого храма тверскими мастерами во главе с Ермолой, а также его архитектурные формы. Летописные свидетельства, изображения на иконах и данные архитектурно-археологических исследований (В. А. Булкин) позволяют реконструировать формы утраченного здания. Это была столпообразная 8-гранная в плане постройка, завершенная 2 рядами кокошников и увенчанная барабаном с главой. Под барабаном находились ярус звона и часы с боем, основной объем окружала 2-этажная 8-гранная галерея-обход. Уникальные для Новгорода архитектурные формы храма находят аналогии в московском зодчестве 1-й трети XVI в. (церкви Иоанна Лествичника 1505-1507 гг., Богоявления 1-й трети XVI в. в Николо-Пешношском мон-ре и др.). В 1-й пол.- сер. XVI в. в Новгороде возвели несколько гражданских построек, среди них - палата на подворье Коневского мон-ря (вероятно, 40-е гг. XVI в.), палата А. Тараканова на Рогатице (сер. 50-х гг. XVI в.; все не сохр.). Важным является летописное известие о начале строительства в 1545 г., впервые в архитектуре Новгорода, торгового сооружения - каменных лавок на Торгу. Т. к. в Новгороде с 1509 по 1526 г. не было архиепископа, основного заказчика каменных храмов в течение мн. столетий, значительно изменилась структура строительного заказа. Нек-рые здания строили на средства вел. кн. Василия III Иоанновича, по традиции, игуменов мон-рей, уличан, а также богатых жителей города, в т. ч. переведенных в Новгород москвичей (напр., Василий Тараканов). Особый интерес представляет деятельность семьи Сырковых: Иван, его сыновья Афанасий и Дмитрий, а затем и сын Дмитрия Федор неоднократно упоминаются в летописях как в качестве заказчиков, так и в качестве нарядчиков - организаторов строительства. В 1-й пол. XVI в. изменилась и строительная техника - ракушечник и плитняк практически не употреблялись, храмы строили только из кирпича.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

В 1509 г. московские мастера написали иконы деисусного и праздничного чинов для нового иконостаса собора Св. Софии, закрывшего пространство жертвенника и диаконника (характерно для раннемосковских храмов). Включение сцен Страстного цикла в число праздников изменило традиц. последовательность композиций, добавился пророческий чин. Реконструкция Софийского иконостаса обозначила границы канонического «вдовства епархии»: в 1528 г. при архиеп. Макарии (1526-1542) была совершена перестановка икон в местном ряду иконостаса, в юж. части, напротив епископского места. С именем буд. святителя связан высочайший взлет городской художественной культуры и искусства в XVI в. Некоторые композиции обновленных царских врат (клеймо «Евангелист Иоанн с Прохором на Патмосе», столбцы с изображением святителей и диаконов) - типичный образец живописи 20-х гг. XVI в. с ее обращением к образам сер. XV в. Возрождение древних новгородских традиций сопровождалось стремлением вписать их в русло общерус. живописи. В 1528 г. архиепископ лично поновил главную святыню города - икону Божией Матери «Знамение», что способствовало появлению ее новых списков. Широкое распространение на новгородских землях получил также Тихвинский образ Божией Матери, чьи списки и повторения создавались как в Тихвинском мон-ре, так и в мастерских архиепископского двора. В 1528 г. фресковыми изображениями Троицы Ветхозаветной, Софии, Премудрости Божией, Спаса Нерукотворного и 2 архангелов был украшен зап. фасад Софийского собора. В новгородские иконостасы с 30-х гг. XVI в. стали включать образы прп. Сергия Радонежского и прп. Варлаама Хутынского. С 40-х гг. XVI в. утвердилась царская тема: наличие царей и князей в сакральном пространстве храма должно было визуализировать и закрепить идею о Божественном происхождении единодержавной власти. С целью акцентирования темы местной рус. святости на Стоглавом Соборе 1551 г. было принято постановление о необходимости изображения в живописи исторических событий: в одном из клейм житийной Тихвинской иконы Божией Матери 1550 г. представлена сцена посещения вел. кн. Василием III Иоанновичем Тихвинского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНО [испан. Cano] Мельхиор (Мельчор) (1 или 6.01.1509, Таранкон, совр. пров. Куэнка, Испания - 30.09.1560, Толедо), доминиканец, католич. богослов, представитель Саламанкской богословской школы. Род. в семье юриста Фернандо Кано, к-рый отправил сына учиться в ун-т Саламанки. С 1523 г. К. подвизался в доминиканском монастыре Сан-Эстебан в Саламанке, в авг. 1524 г., принеся «вечные» обеты, вступил в орден доминиканцев. С 1527 по 1531 г. в Саламанкском ун-те его наставником был испанский богослов Франсиско де Витория, занимавший в 1526-1546 гг. кафедру теологии. К. продолжил образование в орденской школе (коллегии) Сан-Грегорио в Вальядолиде, с 1533 г. преподавал там. Одним из его наставников, а затем и коллегой был Бартоломе Карранса (с 1557 архиеп. Толедский и примас Испании). В 1542 г. К. стал профессором философии в ун-те г. Алькала-де-Энарес; в 1546 г., после смерти Ф. де Витории, занял кафедру теологии в Саламанкском ун-те. Два из прочитанных К. в 1546-1552 гг. курса лекций (Relectio de sacramentis in genere habita in Academia Salmanticensis anno 1547; Relectio de paenitentia habita in Academia Salmanticensis anno 1547) были опубликованы в 1550 г. Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791 Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791 По поручению имп. Карла V К. вместе с др. доминиканским богословом Доминго де Сото участвовал в работе 2-й сессии Тридентского Собора (1551-1552). В 1552 г. по представлению императора папа Римский Юлий III назначил К. епископом Канарских о-вов. Через некоторое время К. отказался от епископского служения. Вернувшись в 1553 г. в Вальядолид, он стал ректором доминиканской коллегии Сан-Грегорио, а в 1557 г.- приором монастыря Сан-Эстебан в Саламанке. В 1556 г. составил для испан. короля докладную записку («Consultatio theologica»), в к-рой призвал монарха противостоять притязаниям Римских пап и доказывал правомочность короля распоряжаться церковными доходами в своих владениях.

http://pravenc.ru/text/1470221.html

138. «Написание ростовского попа Скрипицы» против соборного определения о вдовых попах (издано в «Четьях»). 139. 1505 г. Послание игумена Памфила (Дополнения к Актам историческим. 22). 140 Послание Иосифа Волоцкого к монахам, не признававшим правильность соборного определения 1504 г. о казни еретиков (изложено у Хрущова в сочинении об Иосифе, стр. 194–197). Взамен предположенных к изданию трех последних слов «Просветителя». Содержание то же. 141. 1506 г. Настольная грамота игумену Кирилловского монастыря (Акты юридические. 381). 142. 1507 г. Грамота митрополита Симона Нифонту, епископу суздальскому, с разрешением рукоположить ставленника в митрополию (не издано). 143. Послание Иосифа Волоцкого к митрополиту Симону с жалобою на Серапиона Новгородского, запретившего ему священнослужение (Памятники старинной русской литературы. Т. 4, стр. 208). 144. Разрешительная грамота Симона Иосифу (изложена у Хрущова, стр. 214–215). 145. Послание Серапиона Новгородского Симону митрополиту оправдательное по делу Иосифа (Памятники старинной русской литературы. 4. стр. 210). 146. Вторая разрешительная грамота Иосифу (Акты исторические. T. 1, 290). 147. Определения Виленского собора 1509 г. 148. Иосифа Волоцкого послание к великому князю Василию Ивановичу о еретиках 1510–1511 гг. (изложено у Хрущова, стр. 242). 149. 1522–1529. Послание и поучения митрополита Даниила: I. в Волосов монастырь (изложено в VII т. Истории Русской церкви Макария, стр. 363–364). II. Два послания к какому-то епископу (там же, стр. 365–367). III. Послание к иноку о монастырских уставах (ib., стр. 370–372). IV. Поучение против развода (ib. 353–354). V. Отрывок из поучения о том же (стр. 355). VI. Поучение о втором браке (ib., стр. 357–359). VIII. Послание к дмитровскому князю Юрию Ивановичу (стр. 388–389). Предполагается издать все эти статьи под одним так как ни одна из них не может быть приурочена к определенному году. 150. 1526–30. Уставная грамота новгородского архиепископа Макария Духовскому монастырю (Акты исторические. T. 1, 292).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нарт Якуня, крестьянин, 1627 г., Курмыш Нарымов кн. Василий Алексеевич, 1601 г., Новгород Нарычин Иван, посадский человек, 1613 г., Соль Вычегодская Нарышкин Иван Иванович, убит в 1552 г. под Казанью; Василий Федорович, Семен и Мураз Янышевы Нарышкины [см. Мураз, Яныш], середина XVI в., Таруса Нарышка – отрыжка Нахабин Беляй [см. Беляй], казнен в опричнине около 1570 г. Нахаба – нахал, незваный гость, беда, тяжелая работа (Даль) См. село Нахабино под Москвой Начинка Григорий, крестьянин, 1579 г., Шуя Нащока, Нащокин : Нащока Никитич Мотякин [см. Мотякин], 1474–1500 гг.; кн. Иван Иванович Нащока Сугорский, 1526 г.; Филипп Григорьевич Нащокин, дворецкий кн. Михаила Андреевича Верейского, взят в плен в 1445 г. литвой на Суходреве; от него – Нащокины [см. Безна, Ветряный, Волкохищная Собака, Мыслок, Орда, Юмран] Нащока – 1) оплеуха, 2) заплатка на обуви, 3) копыл (Даль) Небажен Пятого Федчищев-Зубатого [см. Зубатый], 1560 г., Кострома Небаров Федор (Федец), помещик, конец XV в., Новгород; Иван Правоторхов [см. Правоторх], 1601 г., Новгород Небелый Федор Рудаков Болотников [см. Рудак, Болотников], в 1571 г. участвовал в ливонском походе Неблагословенный Свистун см. Свистун Небогатый : кн. Иван Васильевич Голибесовский-Стародубский, начало XVI в.; Небогатый Исаакович Дубровин [см. Дуброва], дьяк кн. Дмитрия Жилки, 1509 г. [см. Рюма] Неболсин Тимофей Юрьевич, 1620 (1628? – С. В.) г., Брянск Небрат Языков [см. Языков], городовой приказчик, 1543 г., Муром Небучин Мартин Нестеров, посадский человек, 1625 г., Вязьма Небылица Иван Матвеевич Хлопов [см. Хлопов], 1625 г. Небытов Опас [см. Опас], казнен в 1570 г. в Новгороде Неведом Пасмуров Языков [см. Пасмур, Языков], 1613 г., Арзамас Неведомица Федор Александрович Морхинин [см. Морхиня], вторая половина XIV в.; от уего – Неведомицыны Неведриев Федор Исаевич, 1597 г., Псков Ср. ведро – хорошая погода и прозвище Непогодье Невежа, Невежин : Андрей Данилович Невежа Квашнин [см. Квашня], конец XV в.; от него – Невежины; Федор Васильевич Невежин, воевода в литовском по ходе, 1534 г.; Невежа Михайлович Жеребцов [см. Жеребец], Невежа Прокофьевич Лодыгин [см. Лодыга], Борис Федорович и Иван Петрович Невежины, середина XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Европейские королевские и княжеские династии АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) ГЕНРИХ I ПТИЦЕЛОВ (ок. 876 - 936), герц. Саксонии (с нояб. 912), герм. кор. (с мая 919) из саксон. рода Людольфингов, основатель Саксонской династии ГЕНРИХ II (973 - 1024), герц. Баварии (с 995), герм. кор. (с 1002), имп. Римско-Германской империи (с 1014) из Саксонской династии, св. (пам. зап. 13 июля) ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ИЗАБЕЛЛА I (1451-1504), королева Кастилии и Леона (с 1474), супруга и соправительница кор. Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516) КНУД IV (II) (ок. 1040 - 10.07.1086, Оденсе, Дания), св. католич. Церкви (пам. 10 июля), кор. Дании (1080-1086) КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии

http://pravenc.ru/rubrics/123004.html

Согласно Жулевской редакции Жития М., Пресв. Богородица явилась вне града, за Днепром «в Печерстем монастыре» и повелела пономарю искать М. Тот нашел его у креста, находившегося в части города «Петровское сто» (на правом берегу Днепра). После отсечения главы М. пошел к Мологинским воротам (предполагается, что это искаженное название Молоховских ворот), где и упал. Здесь тело святого лежало 3 дня непогребенным, архиепископ и горожане не смогли поднять его с земли. Богородица Сама, взяв тело мученика, «принесше во свою соборную церков и положи на месте своем во гробе»; жители Смоленска, пришедшие утром в храм, увидели святого «на своем месте почивающа». Т. о., Житие свидетельствует о том периоде, когда в смоленском Успенском соборе почитались мощи М. В списках XVII в. зафиксирована т. н. смоленская, или западная, редакция Жития М.; она содержит незначительные разночтения с минейной редакцией. Церковь, в к-рой явилась Пресв. Богородица, названа Успенской; место сражения обозначено как Долгомостие. Там, где упал М., войдя в город, как сказано в Житии, был поставлен столб в память о мученике (в наст. время в дер. Долгомостье под Смоленском проходят праздники в честь св. воина). В нек-рых списках указано, что текст является переводом с польского; однако польск. оригинал пока не обнаружен. Анджей Литворня предполагал, что он существовал в 1-й пол. XVII в., и пытался его реконструировать. Гимнография В службе М. под 24 нояб., известной в списках с кон. XVI в., иногда упоминается имя еп. Варсонофия, по благословению которого был составлен канон. В связи с этим указанием церковные историки (архиеп. Филарет (Гумилевский), архиеп. Сергий (Спасский)) датировали создание службы временем, когда кафедру в Смоленске занимал еп. Варсонофий (1509-1514), т. е. периодом борьбы за Смоленск Василия III. Отношение Смоленского епископа к победителю в момент взятия города в 1514 г. было неоднозначным. Вторая Софийская летопись, почти современная событиям, описанным в Житии М., сообщает, что владыка встретил вел. князя с крестами, но потом свое крестное целование «преобиди» (нарушил.- Авт.) (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 403), и вел. князь владыку «свел» в Москву. Офиц. Никоновская летопись, составленная под рук. митр. Даниила в 1526-1530 гг., представляет еп. Варсонофия торжественно несущим навстречу вел. князю чудотворную Смоленскую икону Божией Матери. Последовавшие затем действия владыки определены как «измена» и «крестное преступление». Несмотря на это обстоятельство, летописная и богослужебная традиции связывают почитание М. и Смоленской иконы Божией Матери с еп. Варсонофием, к-рый обращался к ним за помощью во время войны. Однако московские книжники видели в М. прежде всего защитника Руси во время Батыева нашествия и ставили легендарного воина в один ряд с рус. св. князьями Александром Ярославичем Невским и Михаилом Всеволодовичем Черниговским.

http://pravenc.ru/text/2563012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка. Жил в Москве и Вел. Новгороде. Биографические сведения о В. скудны. Предположения о его западнорус. (А. И. Соболевский ) или севернорус. (И. Е. Евсеев ) происхождении носят гипотетический характер, полностью можно исключить лишь версию, что В. был немцем на рус. службе, т. к. об этом не говорит ни один из упоминающих его современников. Первые известия о В. относятся к 90-м гг. XV в. В качестве толмача он сопровождал одно из рус. посольств к дат. кор. Иоанну (Ханс, Юхан; 1484-1513) морским путем вокруг Скандинавии (в 1493-1494, 1499-1500, 1501-1502 или в 1508-1509, точная дата неизвестна, рассказ В. о маршруте путешествия зафиксирован С. Герберштейном ). Ок. 1498 г. В. по поручению Новгородского архиеп. Геннадия переводил надписания псалмов из нем. Псалтири (работа была продолжена Д. Герасимовым ). Евсеев относил к совместной работе В. и Герасимова перевод предисловий и сопроводительных статей для Геннадиевской Библии . В то время В. мог познакомиться в Вел. Новгороде с Н. Булевым , находившимся там и также связанным с архиеп. Геннадием. В 1505 г. В. вел в Ивангороде переговоры с представителями Ливонского ордена о возвращении пленников, «которые взяты в Ливонской земле» (Памятники. Т. 1. Стб. 131-133, 139), в 1510 г. в Вел. Новгороде участвовал в приеме любекских послов (Hansenrecesse. Lpz., 1894. 3. Abt., Bd. 5. S. 650). В 1517 г. В. был среди участников встречи имп. посла барона Герберштейна (Там же. Стб. 195-197), знакомство В. с Герберштейном продолжилось и позднее. После приезда в Москву с Афона прп. Максима Грека (1518) В. наряду с Герасимовым оказался (особенно на первых порах, пока не удалось наладить перевод с греч. непосредственно на слав. язык) в числе ближайших сотрудников афонского инока. Перевод осуществлялся в 2 этапа и описан Герасимовым (ПрТСО. 1859. Ч. 18. С. 190): прп. Максим переводил с греческого на латынь, а Герасимов и В., сменяя друг друга, диктовали писцам слав. перевод. В 1519 г. был переведен Толковый Апостол, до 1522 г.-Толковая Псалтирь. В связи с неясностью датировки остается открытым вопрос об участии В. в работе над переводом Бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна ( Иванов. Лит. наследие. С. 48. 6; Синицына. Максим Грек. С. 66. Примеч. 21).

http://pravenc.ru/text/155017.html

267 Онисифор наречен митрополитом в 1579 г., вступил в управление 27 Февраля 1583 г. А. 3. Р. III, пр. 66. 273 А. 3. Р. IV, 136. Местечко Черея – Сенновского уезда, Могилевской губернии. Жалованная грамота брата Мисаилова, князя Михаила Пеструцкого, Черейскому монастырю от 1454 г. в Виленск. Арх. Сборн. II, 1. 281 А. Ю. и 3. Р. I 51. Игумен этого монастыря Евфимий присутствовал на виленском соборе 1509 г. В 1534 г. настоятелем монастыря был архимандрит Стефан Рогоза. Тяжба с ним монахов о разделении доходов. А. 3. Р. II 174. 285 Степен. кн. 1,273. – Житие преп. Евфросинии описано, с униатской точки зрения, ксендзом базилианином Игнатием Стебельским и издано в 1781 г. в Вильне под зarлabueм:      Dwa wilkie Swiatla па horzoncie Polockim, czyli Zywoty ss. panien у matek Ewfrozyni i Parascevii, в двух томах. 286 От 1508 г. – грамота мстиславского князя Михаила Ивановича игумену Никольского монастыря Нифонту в Вилен. Археогр. Сборн. II 8. 288 Записи Пустынскому монастырю князя М. И. Мстиславского от 1500 и 1526 гг. в Вилен. Археогр. Сборн. II, 3, 4, 6, 9 и 10; и князя В. Полубенского от 1527 г., князя Лахтыновича от 1532, Борщевича и Гладковича, 11, 12, 13 и 14. 293 Отец Бориса Гинвиловича, Гинвил Мингайлович, вступив в брак с дочерью тверского князя Бориса Марией, первый из литовских князей принял христианскую веру и наречен Юрием. Умер 1199 г. бывши княжем полоцким. Stebelsk. Zywoty ss. Ewfrosin. Parask. Etc. 147. 308 А. Арх. Эксп. 1,353. Акт. ист. 1,320, А. 3. Р. III 29, 30. В списках Стебельского (Przyd. do Chronol. 207) и Несецкого (Когоп. Р. I, 92) значится посвященный в епископы полоцкие в 1562 г. Гарабурда, которого Несецкий в другом месте (II, 361) именует Аникитой, и прибавляет, что московиты отвели его в неволю. Не одно ли это лицо с Арсением? 310 А. 3. Р. IV, 7 пр. 6. Вводный лист Терлецкому на владение имениями архиепископии в Вилен. археогр. сб. 1 59. При передаче и принятии этих имений присутствовали дети покойного епископа Рпинского, паны Иосиф, Андрей и Марк Рпинские, и сын Терлецкого – Богдан Терлецкий. К архиерейским имениям в земле Полоцкой принадлежали: двор владычний в замке полоцком, фольварки Струн и Тетчи; кроме того к архиерейскому дому приписаны были монастыри: Мстиславские Николаевский и Пустынский, и Могилевский Спасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Размещение «Спаса на престоле» и «Апостолов Петра и Павла» в двух симметричных проемах алтарной преграды XI в. в Софии Новгородской маловероятно еще и потому, что эти иконы не являются симметричными по смыслу. В первоначальном убранстве храма должны были быть и другие иконы. Мы предполагаем, что в новгородском Софийском соборе было четыре крупных иконы, одинакового размера, и располагались они не в алтарной преграде, а, скорее всего, у западных граней четырех предалтарных столбов, по линии. разделяющей алтарные компартименты и пространство наоса, т. е. так же. как «фресковые иконы» в Софии Киевской. Рассмотрим каждую из четырех новгородских икон – две реально сохранившихся и две предполагаемых. «Спас на престоле» («Спас Златая риза») В 1561 г. икона была вывезена из Новгорода и с тех пор находится в иконостасе Успенского собора Московского Кремля. От «Спаса» осталась древняя доска и на ней живопись 1699–1700 гг.. повторяющая древнюю с весьма необычной иконографией 364 . Письменные источники содержат весьма веские свидетельства в пользу того, что традиционное место «Спаса на престоле» было у южного предалтарного столба. В «Повести о чудном видении Спасова образа, какой явися благоверному царю греческому Мануилу «еже он же написа», в ее так называемой Волоколамской редакции созданной до 1526 г., речь идет о глубокой, легендарной древности, то ли XI то ли XII в. Описывается святыня Софийского собора – «образ милосерднаго Спаса, иже на иконе написан стоит в церкви снятый Софии столпе па правом клиросе уютом риза и икона утворена, а лице, и руце, и нозе от вапов, яко же горазди изографа верят 365 ». Имеется в виду, бесспорно, икона «Спас Златая риза», стоявшая у южного предалтарного столпа. Те перемены, которые, возможно, производились в иконостасе в 1509 г., когда были расширены праздничный и деисусный ряды, и был, вероятно, написан пророческий ряд, не обязательно касались нижнего, местного ряда, о составе и характере которого мы вообще мало знаем. Но даже если и касались, они не могли затронуть «Спаса на престоле», иначе Повесть о Спасовом образе не описала бы икону как стоящую в древности на правом клиросе.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010