42 об. – 44), 1-я четв. XVI в.; рукопись происходит из Ярославля. Филигрань: Гербовый щит с двойной лилией – Лауцявичюс, 2131 (1514–1520 гг.). Проложная статья – в составе компиляции с Древнейшим видом Антониевской редакции Жития Федора Ярославского. 12) РГБ, ф. 173 III (Собр. по временному каталогу библиотеки Московской Духовной Академии), 86. Торжественник (л. 489 об. – 490), 1-я четв. XVI в. Филиграни: Три горы под крестом – Брике, 11800 (1463–1485 гг.); Полумесяц-Лихачев, 3648 (1516 г.). Бумага большей части рукописи без филиграней. 13) Центральная научная библиотека Академии наук Литвы, F.19– 76. Сборник (л. 1 об. – 2 об.), 1-я четв. XVI в. Филиграни: Тиара – Брике, 4922 (1506–1525 гг.); Голова быка под крестом, обвитым змеей, – Лихачев, 4168 (1505 г.). 14) Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН, собр. М. Н. Тихомирова, 295. Сборник (л. 431 об. – 434 об.), 1-я четв. XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике; Вертушка с литерами IP – типа Брике, 13505 (1507–1509 гг.); Кувшин с одной ручкой под крышкой с крестом – типа Брике, 12501 (1519 г.). 15) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 46 (1 ). Сборник (л. 62–64), 1-я четв. XVI в. Филиграни: Голова быка с перечеркнутым стержнем – Брике, 15251 (1492–1503 гг.); Тиара – Брике, 4895 (1498 г.); Буква Р под цветком – Брике, 8361 (1500–1502 гг.); Кувшин с одной ручкой под крышкой – Брике, 12493 (1510 г.). 16) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1386. Сборник (л. 48–49 об.), 1– я четв. XVI в. Филигрань: Щит с литерой R между лилиями – Брике, 8987 (1493–1523 гг.). 17) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 562 (1 ). Пролог (л. 54–56), 1529 г. Бумага без водяных знаков. 18) РНБ, собр. М. П. Погодина, 601. Пролог (л. 52–54), 20-е годы XVI в. Бумага без водяных знаков. 19) РГИА, ф. 834 (Собр. Синода), оп. 4, 1619. Пролог (л. 47 об. – 49; под 20 сентября), 20-е годы XVI в. Бумага без водяных знаков. 20) БАН, собр. Ф. А. Каликина, 34. Пролог (л. 42–43 об.; под 20 сентября), 20-е годы XVI в. Бумага без водяных знаков. 21) РГБ, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

это 1463 дар такой 1464 Далее начато: Если вам что-нибудь захочется иметь в пояснение сей инструкции, то при случае и пр 1465 не издержалась бы 1466 зябкость, которой никогда не ощущал так 1467 Далее начато было: и 1468 о том, где 1469 Далее начато было: широкко од 1470 и рассчитывать особенно 1471 В подлиннике: избежатья 1472 о нераспо 1473 Далее начато было: Труд этот пр 1474 это самое 1475 так милые 1476 погружена в воспитанье 1477 Далее начато: Она это чувствует 1478 детей 1479 Далее начато: Поезд этот будет нужен ее душе 1480 заботится о нем 1481 но теперь 1482 не могу ничем еще заняться 1483 что не нахожу себе места, должен бегать без отдыха, дабы согреться 1484 Далее начато: А потому помолитесь 1485 новому 1486 еще и всякую 1487 и особенно 1488 более касающиеся 1489 между прочим 1490 то действие, которое им кажется глупым, умно 1491 чтобы 1492 Здесь она у всех из вас 1493 Далее начато было: а на д 1494 не для того 1495 глупость 1496 Далее начато: Сказавши такое замечание 1497 в том, что 1498 все они 1499 уже 1500 если только всё будет 1501 и теперь 1502 только несколько 1503 Напротив, если сестры мои 1504 пользу в этом отношении 1505 Далее начато было: Мне нужно 1506 В подлиннике: хозяйном 1507 дела в подробностях 1508 Я просил их 1509 Сестрам моим показалось 1510 и тоже я просил 1511 хотя еще один раз 1512 теперь, когда 1513 Далее начато: Расспроси приказчика 1514 за ним 1515 сверх тех, которые 1516 Далее было: несколько 1517 Вы, я думаю, [несколько изумлены], любезный Павел Воинович, тем, что я не писал вам до сих пор ничего о вашем деле. 1518 об успехах 1519 Далее приписано: который я 1520 Далее было: с которым я бы желал от всей души, чтобы вы сошлись 1521 а. Причина замедления, что во-первых нужно обдумать и сообразить прежде б. Причина замедления недостатке времени во время моего доселе беспрерывного движения и в необходимости обдумать и сообразить всё. 1522 Далее начато: а. и потом написать к б. Теперь я остановил 1523 Вы знаете, что я к вам испол 1524 не по тому поводу, что вы мне дороги по вашей душе и прекрасным ее качествам, но потому 1525

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Карл V. 1603 г. Худож. П. П. Рубенс (частное собрание) [лат. Carolus (Karolus) Quintus; испан. Carlos V; нем. Karl V; франц. Charles Quint] (24.02.1500, Гент, Нидерланды - 21.09.1558, мон-рь Сан-Херонимо-де-Юсте, Испания), герц. Бургундский (как Карл II, 1515-1555), кор. Кастилии и Арагона (как Карл I, 1516-1556), кор. Неаполя (как Карл IV, 1516-1554) и Сицилии (как Карл II, 1516-1556), имп. Свящ. Римской империи (1519-1556). Из династии Габсбургов , внук имп. Максимилиана I Габсбурга (1508-1519). Отец - Филипп Красивый, герц. Бургундский (1482-1506; король-консорт Кастилии как Филипп I, 1504-1506), мать - Хуана Безумная, наследная принцесса Кастилии и Арагона, затем королева (1504-1555), дочь «католических королей» Изабеллы I Кастильской (1474-1504) и Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516). В 1526 г. К. вступил в брак с Изабеллой Португальской, от этого брака родились Филипп II , кор. Испании (1556-1598), Мария, впосл. жена имп. Максимилиана II Габсбурга, и Хуана, впосл. жена наследника португ. престола Жуана Мануэла; незаконнорожденные дети - Маргарита, герц. Пармская, и Хуан Австрийский, наместник (статхаудер) Нидерландов (1576-1578) и выдающийся полководец. Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Родители уехали в Испанию (мать наследовала кастильский престол), когда К. было 4 года. Детство провел в Нидерландах, воспитанием буд. императора и его сестер занималась тетка по отцовской линии герц. Маргарита Австрийская, наместница Нидерландов (1507-1530), при дворе к-рой веяния культуры Ренессанса сочетались с рыцарскими традициями бургундского двора (позднее К. возглавил рыцарский орден Золотого руна, основанный бургундским герц.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРБЕРШТЕЙН [нем. Herberstein] Сигизмунд (Зигмунд), фон (1486, Виппах, ныне Випава, Словения - 1566), австр. дипломат и писатель, автор «Записок о Московии» (Rerum Moscoviticarum commentarii). Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Гравюра. XVI в. Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Гравюра. XVI в. Г. с отрочества владел словен. языком, что впосл. помогло ему во время дипломатических миссий и при сборе материалов для «Записок...». В 1499 г. Г. поступил в Венский ун-т, через 3 года получил степень бакалавра, в 1506 г. окончил курс. Г. слушал лекции гуманиста, поэта и историка К. Цельтиса (1459-1508), интерес к-рого к географии и этнографии иных народов повлиял на формирование мировоззрения Г. С 1506 г. Г. находился на службе у австр. Габсбургов , поначалу военной, с 1515 г. являлся членом Имперского совета. В 1516 г. имп. Максимилиан поручил Г. возглавить посольство к дат. кор. Кристиану II. С этого времени началась дипломатическая карьера Г., в течение к-рой он принял участие в 69 миссиях - в Венгрию, Польшу, османскую Турцию и др. Однако в историю Г. вошел прежде всего как глава австр. посольств в Москву - в 1517 г. от Максимилиана и в 1526 г. от эрцгерц. Фердинанда I (с 1531 король, с 1556 император) - и как автор «Записок о Московии», где отразились сделанные в ходе этих миссий наблюдения. Целью 1-го московского посольства Г. было посредничество в переговорах посланников польск. кор. Сигизмунда I с советниками московского вел. кн. Василия III Иоанновича о заключении мирного соглашения между Русским гос-вом и Польшей для совместной борьбы против Османской империи. Переговоры закончились безрезультатно. 2-е посольство Г. в Москву должно было способствовать превращению 5-летнего перемирия между Россией и Польшей, срок к-рого истекал в 1527 г., в вечный мир. Эта задача также не была выполнена, но перемирие было продлено на 6 лет. За дипломатические заслуги Г. получил баронский титул (1532).

http://pravenc.ru/text/164649.html

497 ...приказа... царство... Московское сыну своему Василию Ивановичю. – Василий III стал наследником престола после того, как Иван III изменил свое решение оставить престол внуку Дмитрию Ивановичу. Дмитрий был сыном старшего сына Ивана III от первого брака. Назначение наследником престола Василия нарушило принцип старшинства при наследовании. 498 ...брата своего князя Дмитрея Углецкого, Жилку по реклому... – Дмитрий Иванович (1480–1538), второй сын Ивана III от второго брака, брат Василия III. Участник походов на Смоленск (1502), Казань (1506). Его неожиданный уход из Казани через три дня после удачного приступа (25 июня 1506 г.) привел к тому, что более во главе войск Василий III Дмитрия не ставил. Участвовал в походах на Смоленск (1513 и 1514 гг.). 499 И посла к Москве послы своя... – В 1512 г. Мухаммед-Эмин вызвал к себе в Казань из Москвы «человека своего верного» – М. А. Челяднина, которому объяснил причины, заставившие его в 1505 г. устроить русский погром. Переговоры привели к важным дипломатическим результатам: в феврале 1512 г. казанский посол Сеид Шах-Хусейн подписал в Москве от имени Казани договор об установлении вечного мира. 500 И Махметь-Аминь житие свое скончав, жив червьми снеден бысть, яко детоубийца Ирод... – Мухаммед-Эмин умер в 1518 г. Ирод – сын идумейского князя Антипатра, современник Марка Антония и Октавиана Августа. В 40 г. до н. э. царь всей Иудеи; в глазах населения был узурпатором (так как не являлся потомком царя Давида). Согласно Евангелию, узнав от волхвов о рождении «истинного царя» – Христа, приказал умертвить всех новорожденных в Вифлееме. О смерти Ирода автор повторил одну из средневековых легенд. 501 Тако же и царица та... борзо по нем того же месяца с печали умре... – Вдова Мухаммед-Эмина стала женой следующего казанского хана – московского став-ленника Шах-Али (Шигалея). О ее смерти в русских летописях не упоминается. 502 ...вдаде им на царство по прошению их служимого своего царя Шигалея Шахъяровича Касимовского... – Шах-Али (Шигалей) родился в России в 1505 г. и с шестилетнего возраста жил в Касимове. Его отцом был Касимовский хан Шейх-Аулиар, матерью – дочь ногайского князя Ибрагима Шаги-Салтан. После смерти отца в 1516 г. касимовский удел перешел к Шах-Али. После смерти Мухаммед-Эмина, последнего из династии Улу-Мухаммеда, встал вопрос о кандидате на казанский престол. Послы восточной партии, отправленные в Крым, чтобы пригласить хана оттуда и династически объединить Казань с Крымом, были перехвачены русскими пограничными отрядами. Московская группировка в Казани поддержала кандидатуру тринадцатилетнего касимовского хана Шах-Али. В марте 1519 г. Шах-Али был провозглашен в Москве казанским ханом, в апреле был торжественно возведен на казанский престол. Казанцы присягнули в верности как хану, так и союзу с Россией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Попытка капитула ц. Сен-Сернёф в Бийоме присвоить судебные прерогативы епископа и право распределения бенефициев была пресечена решением Парижского парламента (1470). Пытаясь укрепить власть епископа, де Комборн активно использовал право визитации (в апр.-мае 1455 он посетил 120 церквей и мон-рей), к-рое оспаривали крупные мон-ри, в т. ч. Клюни и Ла-Шез-Дьё. В 1506 г. было подтверждено право епископа посещать все церкви и монастыри в диоцезе, делать необходимые распоряжения. Эффективным инструментом управления был диоцезальный синод, собиравшийся ежегодно в праздник Пятидесятницы (присутствие на синоде было обязательным для приходских священников). Пытаясь справиться с такими проблемами, как нежелание держателей бенефициев служить в порученных им церквах, пренебрежение пастырскими обязанностями и конкубинат , еп. Жак д " Амбуаз (1505-1516) принял меры по укреплению церковной дисциплины, особенно в мон-рях, а также определил обязанности должностных лиц диоцеза. В изданных им статутах духовенству запрещалось заниматься торговлей и позволять мирянам устраивать пиршества и танцы в храмах; монахи нищенствующих орденов могли проповедовать в церквах только с разрешения епископа. Реформа мон-рей была среди основных задач еп. Гийома Дюпра (1529-1560), который присутствовал на Тридентском Соборе как представитель короля Франции. В Рьоме (1507) и в К. (1515) были основаны мон-ри францисканцев-обсервантов, в Борегаре - мон-рь минимов. Еп. Г. Дюпра реформировал доминиканский мон-рь в К. (1546), однако, пытаясь прекратить нарушения дисциплины в мон-ре кларисс, епископ столкнулся с сопротивлением городских властей. Трудности, к-рые переживало монашество, были связаны в т. ч. с правом короля распределять бенефиции, полученным им по Болонскому конкордату (1516), и с практикой комменды . Мн. прелаты, совмещавшие неск. должностей, не могли эффективно выполнять свои обязанности: так, Г. Дюпра кроме епископской кафедры К. занимал должности аббата в Моза, в Сен-Пьер-де-Рей в Бри и в Сент-Арнуль-де-Крепи.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Самым значительным впечатлением от итал. жизни Триволиса были проповеди Савонаролы и его реформаторская деятельность в мон-ре и в городе. Этим событиям, в т. ч. казни Савонаролы, М. Г. посвятил одно из лучших своих сочинений, написанных в России,- «Повесть страшна и достопамятна». Устройство и образ жизни «нищенствующих» орденов доминиканцев и картузианцев правосл. грек описывал, уже будучи в Москве, как образец «совершенного иноческого жительства», высказывая суждение о том, что «благие начинания» могут быть даже у людей, исповедующих «неправые учения», и ссылаясь на Евангелие от Матфея: солнце сияет «на злыя и благыя и дождить на праведныя и неправедныя» (Мф 5. 45). Монашеская жизнь и аскетическое делание привлекали его внимание. Под влиянием проповедей Савонаролы 12 июня 1502 г. Триволис вступил в доминиканский мон-рь Сан-Марко во Флоренции, но в качестве «новиция», т. е. послушника (на ступени Vesmimione), не принявшего полноты монашеских обетов (Obligazione), и оставался в мон-ре в течение 10 месяцев. Причину ухода он объяснил в частном письме тем, что «его одолели» болезни. Вскоре друзья помогли ему перейти на службу в Венецию к Мануцию, который с 1502 г. формировал свою «Новую Академию», возникшую по образцу Академии Марсилио Фичино во Флоренции. Расцвет деятельности Мануция относится к 1503-1504 гг., но вскоре у печатника возникли трудности и он покинул Венецию. В сер. 1506 г. Триволис возвратился в Грецию; на Св. Горе Афон он вступил в Ватопед . Св. Гора привлекала греч. книжника и как образец высокого духовного служения и подвижничества и как богатейшая книжная сокровищница, хранившая произведения и античных, и христ. авторов. М. Г. их старательно изучал и в Москве обильно цитировал. Он трудился как каллиграф, переписывал монастырские акты, составлял эпитафии: К-польским патриархам Иоакиму I († 1504) и Нифонту II († 1508), 2 надписи для гробницы последнего (1512-1516). Ему также принадлежит эпиграмма Мануилу Коринфскому, «великому ритору» (1505 - июнь 1516), стихи, посвященные св. Димитрию Солунскому. В афонских мон-рях хранится (в поздних списках) составленный им Канон св. Иоанну Крестителю. Литургическое творчество привлекало М. Г. и в России («Канон святому и поклоняемому Параклиту»).

http://pravenc.ru/text/2561634.html

В череду этих событий вписывается и пребывание в Киеве Феофана (март 1620 – начало 1621 г.). К этому времени на Украине, в ходе насаждения унии, не осталось ни одного православного архиерея, и католические круги считали свою окончательную победу уже близкой. В Фанаре и Москве прорабатывали варианты восстановления православной иерархии в западнорусских землях. Феофан получил соответствующие полномочия на это от вселенского патриарха. На Украине церковные братства и местное духовенство настаивали на скорейшей хиротонии епископов, но Феофан какое-то время колебался, опасаясь репрессий со стороны польских властей. Только поражение польской армии от османов в сентябре 1620 г. в значительной степени развязало ему руки. Опираясь на гарантии безопасности со стороны запорожских казаков, иерусалимский патриарх в октябре возвел в сан несколько православных епископов и нового киевского митрополита. Это было настоящей диверсией против польских властей. Король объявил Феофана самозванцем и турецким шпионом, но патриарх под охраной трех тысяч казаков был уже вывезен в Молдавию. 1505 Следующая четверть века в истории внешней политики православного миллета и, в частности, русско-восточных связей может быть без большого преувеличения названа «эпохой Феофана». Иерусалимский патриарх был центральной фигурой в системе контактов православного Леванта с Московским государством, возглавлявшимся патриархом Филаретом и царем Михаилом Романовым, чье правление закончилось почти одновременно с архипастырством Феофана. Помимо него, пожалуй, только Кирилл Лукарис пользовался подобным вниманием Посольского приказа и щедротами российской власти. На Иерусалимский патриархат приходилась значительная, если не основная, доля московской милостыни, направляемой на Восток. Эти пожалования поступали как от русских посольств, прибывавших в Стамбул (миссии Кондырева и Бормосова в 1622 г., Бегичева – в 1624 г., Яковлева и Евдокимова – в 1629 г. и др.), так и через посланников, направлявшихся в Москву иерусалимским патриархом. Одно из крупнейших таких посольств прибыло в 1625 г. Его возглавляли родственник патриарха архимандрит Кирилл и архимандрит лавры св. Саввы Григорий, которые привезли грамоты от Феофана, вифлеемского митрополита Афанасия и саввинских иноков с обычными жалобами на «протори» (убытки) и «великие долги» Св. Гроба, достигавшие 50 тыс. золотых. Любопытно, что помимо писем к царю и патриарху посланники привезли аналогичные грамоты к ряду влиятельных бояр и князей. Феофан научился разбираться в московском внутриполитическом раскладе и стремился обзавестись среди боярской аристократии лоббистами своих интересов. 1506

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помимо этих основных трудов, до нас дошел также способный и умеренно аскетический трактат Климента о правильном использовании богатства 1504 . Его этические принципы почерпнуты из эллинистической философии и вдохновлены христианским гением. Он не впадает в крайности аскетизма, хотя, очевидно, находился под его влиянием. От экзегетических трудов Климента 1505 , а также от его трактата о пророчестве, направленного против монтанистов, и еще одного – о Пасхе, против практики иудействующих в Малой Азии, остались лишь небольшие и несущественные фрагменты. Клименту мы также обязаны древнейшим христианским гимном, до нас дошедшим; это возвышенная, хотя и несколько напыщенная песня, восхваляющая Логос как Божественного наставника и вождя человечества 1506 . §187. Ориген (I.) Origenis Opera omnia Graece et hat. Ed. Carol, et Vinc. Delà Rue. Par. 1733-«59, 4 vols. fol. Единственное полное издание, начатое бенедиктинцем Шарлем Де ла Рю и после его смерти завершенное его племянником Винсентом. Переиздано в Migne, Patrol. Gr. 1857, 8 vols., с дополнениями из изданий Galland (1781), Cramer (1840–44) и Mai (1854). Другие издания: J. Merlinus (ed. princeps, Par. 1512–9, 2 vols, fol., переиздано – Venice 1516, и Paris 1522; 1530, только латинский текст); Erasmus and Beatus Rhenanus (Bas. 1536, 2 vols, fol.; 1545; 1551; 1557; 1571); бенедиктинское – G. Genebrard (Par. 1574; 1604; 1619 in 2 vols, fol., все на латинском); Corderius (Antw. 1648, часть на греческом); P. D. Huetius или Huet, позже епископ Авранжа (Rouen 1668, 2 vols, fol., греческие труды с учеными диссертациями, Origeniana; переиздания Paris 1679; Cologne 1685); Montfaucon (только Hexapla, Par. 1713, »14, 2 vols, fol., пересмотренное и улучшенное – Field, Oxf. 1875); Lommatsch (Berol. 1837–48, 25 vols. oct.). Переводы избранных трудов Оригена на английский: F. Crombie в Clark, «Ante–Nicene Library», Edinb. 1868, N. York 1885. (II.) ЕВСЕВИЙ: Hist. Eccles. VI. 1–6 and passim. Иероним: De Vir. ill. 54; Ер. 29, 41, и др. Григорий Чудотворец : Oratio panegyrica in Origenem. Памфил: Apologia Orig. Руфин: De Adulteratione librorum Origenis. Все есть в последнем томе издания Де ла Рю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Однако король нарушил клятву, организовав «Стокгольмскую кровавую баню» (8-9 нояб. 1520) - подобие церковного суда, на к-ром сторонники Стена Стуре были признаны еретиками. Было объявлено, что данная королем клятва не распространяется на еретиков. После суда были уничтожены мн. противники унии, личные враги архиеп. Густава Тролле и др. влиятельные люди (2 епископа и 7 членов Гос. совета, представители старинных семей, более 100 дворян и священников, бургомистры Стокгольма и др.). Погромы прокатились по Смоланду и ряду областей: в частности, были утоплены монахи из мон-ря Нюдала, мимо к-рого король проезжал, возвращаясь в Д. В Швеции вспыхнуло восстание, в июне 1523 г. швед. риксдаг низложил Кристиана II, окончательно расторг унию и избрал королем Густава I Вазу. События в Швеции подстегнули оппозицию в Д.: недовольный абсолютистскими устремлениями короля, Гос. совет от имени народа расторг вассальную клятву Кристиану II (20 янв. 1523). Низложенный король покинул страну. В XV - нач. XVI в. получили новое развитие отношения Д. с рус. землями. Дат. король через подвластного ему губернатора Выборга поставил вопрос о предоставлении его подданным права торговли на ганзейском дворе в Новгороде, но не добился успеха. В 1428 г. новгородское посольство ездило в Д. с предложением заключить «вечный мир», смогло договориться о мирном соглашении на 5 лет. В кон. XV - нач. XVI в. Русское гос-во стало первым союзником Д. на Балтике. В 1493 г. в Копенгагене был заключен первый русско-дат. договор, позволивший гос-вам наладить торговлю без посредничества Ганзы. В 1506 и 1516 гг. договор возобновлялся, дат. купцы стали торговать по р. Неве и в Ивангороде. В 1517 г. вел. кн. Московский и Владимирский Василий III Иоаннович пожаловал дат. купцам грамоту, гарантировавшую выгодные условия для торговли в России, в т. ч. право иметь гостиные дворы в Новгороде и Ивангороде. Кристиан II выдвинул проект создания датско-швед. торговой компании, которой принадлежало бы монопольное право на торговлю между Россией и странами Зап.

http://pravenc.ru/text/171341.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010