1481. Алфавитный патерик. 1482. Алфавитный патерик. 1483. Алфавитный патерик. 1484. Алфавитный патерик. 1485. Алфавитный патерик. 1486. Алфавитный патерик. 1487. Алфавитный патерик. 1488. Алфавитный патерик. 1489. Алфавитный патерик. 1490. Алфавитный патерик. 1491. Лямкою называется широкий кожаный пояс, который перекидывается через грудь. К этому поясу прикреплена бичева; тянущие лодку по реке обыкновенно упираются рукою в лямку и таким образом приводят в движение судно. 1492. Алфавитный патерик. 1493. Алфавитный патерик. 1494.  …до седмижды семидесяти раз (Мф. 18. 22). 1495. Мф. 5. 22. 1496. Алфавитный патерик. 1497.  А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные… Итак, кто будет чист от его, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело (2 Тим. 2. 20, 21). 1498. 2 Тим. 2. 20, 21. 1499. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1500. Кол. 3. 12. 1501.  Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! (Пс. 41. 2.) 1502. Алфавитный патерик, 1503. Алфавитный патерик. 1504. Алфавитный патерик. 1505. Алфавитный патерик. 1506. Алфавитный патерик. 1507. Алфавитный патерик. 1508. Алфавитный патерик. 1509. Алфавитный патерик. 1510. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1511. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1512. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1513. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1514. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1515.  Любовь долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13. 4). 1516. Алфавитный патерик. 1517.  Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15. 13). 1518. Алфавитный патерик. 1519. Алфавитный патерик. 1520. Алфавитный патерик. 1521. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1522. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 1523. Pag. 856, cap. 12. 1524. Pag. 856, cap. 13. 1525.  И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души (Иез. 14. 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1505.  …бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15. 10). 1506.  …я пробуждаюсь, я все еще с Тобою (Пс. 138. 18). 1507.  …Который берет на Себя грех мира (Ин. 1. 29). 1508.  Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего (1 Цар. 2. 6–8). 1509.  …ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют (Иов. 5. 18). См. объяснение этих слов Писания святым Иоанном Златоустым (Слово к Феодору падшему), преподобным Кассианом Римлянином (Собеседование 2), святым Иоанном Карпафийским (Слово утешительное. Добротолюбие. Ч. 4). 1510. Ис. 49. 14–17. 1511.  И узнаешь, что шатер твой в безопасности, и будешь смотреть за домом своим, и не согрешишь. Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время (Иов. 5. 24, 26). 1512.  Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится; ибо с нами Бог! (Ис. 8. 9, 10). (По объяснению св. Иоанна Карпафийского, гл. 29.) 1513. Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ). Ф. 254. Опубликованы в книге: Свт. Игнатий Брянчанинов. Будущее России в руках Божественного Промысла. М., 1998. 1514.  N. Ikonnikov. Les Mouraviev. Paris, 1959. С. 533. 1515. ОПИ ГИМ. Ф. 254. 1516. Отдел рукописей Вологодского краеведческого музея. Ф. 11. Д. 6. 1517. Том 3 настоящего издания. С. 577. 1518. Например, брат А. Н. Муравьева, Александр Николаевич, писал о нем: «Он слишком рассеян и немало о себе мечтает. Что делать, — кто не был рабом гордости?» (Р. А. 1893. Кн. 2. С. 144). 1519.  Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 374. 1520. Там же. С. 398. 1521. Император Николай I скончался 18 февраля 1855 г. 1522. Кульм (совр. Хлумец) — селение в Чехии, вблизи которого 17–18 (29–30) августа 1813 г. союзные войска, возглавляемые маршалом М. Б. Барклаем де-Толли, разгромили корпус наполеоновской армии под командованием маршала Д. Вандама. Победа под Кульмом явилась поворотным моментом всей кампании 1813 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Александр Свирский скончался в 1533 г.; память его празднуется 30 августа. Корнилий Комельский скончался в 1537 г.; память его празднуется 19 мая. ( < < back) князь Bacuлuй IV Иоаннович княжил с 1505 по 1533 г. ( < < back) царя русского; управлял государством с 1533 по 1584 г. (в 1547 г. принял титул царский). ( < < back) Корнилий Комельский написал общежительный устав для своего монастыря, из которого вышел преподобный Геннадий. Сей устав напечатан в Истории Российской иерархии и особо в 1812 году. ( < < back) Память преподобного Мавсимы Сирина страна к северу от Палестины; в северной ее части, примыкающей к Малой Азии, находилась провинция Кирестика, с главным городом Кир. по повелению Божию, к вратам Сарепты Сидонской, св. пророк Илия просил вдову, собиравшую дрова, принести ему кусок хлеба. Та ответила, что у нее осталось только горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Пойду, сказала она, приготовлю это для себя и сына моего; съедим это и умрем. В то время, вследствие бездождия, был голод в земле Израильской. Св. пророк сказал вдове: Так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. Женщина накормила человека Божия, и ее запасы муки и масла не истощились во все время голода (3 Цар. 17:8–16). конце IV века. Память преподобного Саламана молчальника вытекает из гор Армении, в нижнем своем течении сливается с Тигром, после чего с именем Шат-ель-Араб впадает в Персидский залив. Каперсана (Перса или Персана) находилась недалеко от Самосат (ныне Самсат), главного города сирийской провинции Коммагены. ( < < back) 400 года. ( < < back) Воспоминание VI Вселенского Собора византийский Kohcmahmuh IV Погонат царствовал с 668 по 695 г. ( < < back) Александрии, где особенно сильно было монофизитство, представителем этого неправославного учения явился Кир, патриарх Александрийский (патриаршествовал с 630 по 640 г.). Константинопольский патриарх Сергий (610–638 гг.) и папа Римский Гонорий (625–638 гг.) также не нашли в учении монофелитов ничего неправославного и явились его последователями, хотя для предотвращения новых смущений в Церкви положили воздерживаться от всякого решительного выражения относительно этого предмета, еще не определенного Церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Благоволи воззреть на сие милостивым и светлым оком и прими, как Ты сподобил принять дары отрока Твоего праведного Авеля и жертву патриарха нашего Авраама, и то, что принес Тебе первосвященник Твой Мелхиседек, святое жертвоприношение, непорочную жертву. Усердно просим Тебя, всемогущий Боже, повели, да будет принесено сие руками Ангела Твоего на горний жертвенник Твой перед лице божественного величества Твоего, дабы всякий раз, когда мы будем принимать от этого жертвенного причастия святейшее Тело † и Кровь † Сына Твоего, мы исполнялись всякого небесного благословения и благодати, через Христа Господа нашего. 1504 Еще помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих NN (illorum et illarum, таких-то), которые с знамением веры предварили нас и спят сном мира. Молим (Тебя), Господи 1505 , даруй им и всем покоящимся во Христе место прохлады, света и мира, через Христа Господа нашего 1506 . И нам, грешным рабам Твоим, надеющимся на множество милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми Апостолами и мучениками – с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавой, Игнатием, Александром, Марцеллином, Петром, Фелицитатой, Перпетуей, Агатой, Луцией, Агнесой, Цецилией, Анастасией; и со всеми святыми Твоими, общение с которыми, просим (Тебя), даруй нам не как воздаяние за заслуги наши, но как милость Твою, через Христа Господа нашего, – Через Которого Ты, Господи, всегда творишь все эти блага, освящаешь †, животворишь †, благословляешь † и подаешь нам. Через † Него и с † Ним и в † Нем Тебе, Богу Отцу всемогущему, в единстве Святого Духа, всякая честь и слава во все веки веков. Аминь. Помолимся. Спасительными заповедями наученные и божественным наставлением руководимые, мы дерзаем говорить: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение 1507 , но избавь нас от лукавого. Избавь нас, просим (Тебя), Господи, от всех зол прошедших, настоящих и будущих, и по ходатайству блаженной и славной Приснодевы Богородицы Марии и блаженных Апостолов Твоих Петра и Павла и Андрея...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1302 году переяславский князь Иоанн Димитриевич передал свое княжество благоверному князю Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Однако святой князь остался верен скромной по тогдашним меркам Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль… Святой благоверный князь Даниил Московский. Художник: Виталий Графов. 2012 г. Холст, масло Митрополит Московский Платон в составленном им Житии святого князя так пишет о великом деле этого подвижника благочестия: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю». И здесь припоминается сюжет из Ветхого Завета. Илия, великий пророк , в тяжелое для себя время, когда израильтяне преследовали его и поклонялись идолам, попросил Господа, чтобы Тот Сам явился ему. Пророку был дан такой ответ: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19: 11–12). И действительно, величие дела, совершенного кротким и тихим нравом благоверного князя, убеждает в том, что не в силе Бог, а в правде. Святой и сам после своей смерти засвидетельствовал о том, что победил мир любовью Христовою. Ведь много лет спустя, во времена великого князя Иоанна III (1462–1505), преподобный Даниил явился юноше из окружения великого князя и сказал: «Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». И в этих словах, вопреки логике любых событий, политической конъюнктуре и исторической перспективе, начерталось победоносное знамение благоверного князя: «Не забыл меня Бог»…

http://pravoslavie.ru/77930.html

Греховные же страсти впоследствии привзошли в душу и тело вследствие преступления первозданного человека. 2,2 [Надлежит 1494 им также] верить со всякой достоверностью 1495 , [что они] сподобятся окончательно и всецело усыновления Духа 1496 во освящение души и тела, согласно сказавшему: «Потому что наше благовествование к нам 1497 было не в слове только, но и в деле и в слове, и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы [сами] знаете» 1498 , – и еще: «И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» 1499 , – 2,3 от Которого мы, уверовавшие 1500 , прияли залог неизреченного Его благодеяния чрез святое крещение триблаженного призывания 1501 к приращению и преуспеянию совершенного наследия 1502 и κ приумножению таланта 1503 , коль скоро вверено нам сие великое и пречистое таинство. Ибо божественный и утешительный Дух, данный апостолам и чрез них преподанный единственной и истинной Церкви Божией, с минуты крещения по мере веры 1504 различно и многообразно пребывает с каждым, приступившим ко крещению с чистою верою: ведь каждый для приумножения, возделания 1505 и приращения получает ту мину, о которой сказано в Евангелии 1506 . 2,4 Ибо как младенец, рождаемый в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет вследствие некой постоянной необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в «мужа совершенного» 1507 , в полноту разумных понятий, – таким же образом и рождаемый свыше водою и Духом 1508 не должен останавливаться в младенческом состоянии духовного мысленного 1509 возраста, но пусть будет нужно ему, ежедневно пребывающему в подвиге, труде и многом терпении, чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духовного 1510 возраста, по сказанному апостолом: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возрастали в Того, Который есть Христос» 1511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Если он совратится с пути, она оставляет его и отдает его в руки падения его» (ст. 5:18–22). Историческая аллюзия здесь представляется не только не мнимой, но структурно необходимой – она выполняет важную функцию указания на историчность мудрости, которая одинаково имеет отношение к судьбе целого народа и отдельного человека. История представляет собой испытание веры (μποτευσις), итогом которого является откровение (ποκλυψις) тайн. Отсюда понятно, почему хотя «много высоких и славных», однако именно «кротким открываются тайны Его, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется» (ст. 3:19–20). С одной стороны, кроткие – это соблюдающие заповеди; с другой стороны, вследствие этого они притесняемы (смиряемы), и потому заступничество Бога над ними оказывается явлением Его могущества; их терпение приводит к тому, что им открываются «таинства» (τ μυστρια ατο) 1505 . Каковы эти таинства, в тексте не описано; если до конца выдерживать исторический смысл, речь идет о тайнах страданий, т.е. об эсхатологическом смысле ожидания праведников. Отсюда возможен взгляд на мудрость как не просто на приобретение, но предел всех приобретений. «Мудрость соответствует имени своему, и не многим открывается» (ст. 6:23). Σοφα здесь – перевод с еврейского (обычно παιδεα). Что имеет в виду автор перевода, когда говорит о соответствии мудрости своему имени? Установить это с полной достоверностью не представляется возможным. Понятно, что мудрость он соотносит с образованием, воспитанием. Не обыгрывается ли здесь еврейский корень (соф: конец, предел)? 1506 Тогда мудрость понимается как итог жизни, достижение которого так же трудно, как и становление образованным человеком в понятиях того времени. На соотнесенность софиологической проблематики с педагогической указывает также то, что одним из способов познания мудрости признано ее восприятие от уже обладающих ею (стт. 6:33–36). Предельность состояния мудрости выявляется и тем, что тому, кто ею овладеет, сулится «венец радости» и «вечное имя» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Кто-то вместо поклонов просто стоит на коленях полслужбы или полулежит, упершись головой в пол. Те, кто у нас все-таки творит метания в пол, спорят, надо ли опираться на ладони или на костяшки кулаков. Половина наших женщин, подходя ко кресту, не кланяются, а поцеловав крест, делают… книксен! Ну, книксен, так книксен. Что они при этом думают, трудно сказать. Итак, с поклонами – разброд и шатание. И в самом деле, в поклонах нет никакой сакральности. Это форма изъявления отношения человека к Богу. На самом деле поклоны – одна из методик молитвы и одна из форм приведения души в молитвенное состояние. Джорджоне. Поклонение пастухов. 1500-1505 г. Национальная картинная галерея, Вашингтон, США Поклоняться Отцу в духе истины Кроме поклонов, Устав требует: «Средопóстную срéду, на трапéзе не достоúт разрешáти на елéй и винó, яко пáче дéнь плáча есть, а не рáдости». Вот так вот: «не радости». Третья часть поклонения состоит в воспоминании того, как евреи ходили по пустыне и мучились от жажды, а Моисей бросил в горькую воду посох, и она стала сладкой и пригодной для питья. Суммируем: служба, поклоны, сугубый пост и воспоминание. Пост телесный – для облегчения души и отрыва ее от плотских утех, типа пищи. Размышления о ветхозаветном чуде должны намекать нам на животворное действие Креста. Мы легко видим связку: поклоны подготавливают душу к молитве. Пост заставляет молчать тело. И душа, возвысившись над телом, должна предаться богомыслию. Впрочем, Евангелие прекрасно раскрыло суть поклонения как отношений, а не формы обряда: Приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа (по-нашему, двенадцатого до полудня). Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды и спрашивает:  отцы наши поклонялись на этой горе (разумея под отцами – Авраама, Исаака и Иакова), а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей:

http://pravmir.ru/raspyatie-kak-marker-n...

Они изображаются находящимися на четырех углах земли (7:1), т.е. это не какие-либо отдельные племена 1498 , не один известный народ 1499 , но народ, живущий по всей земле, как совокупность всех враждебных христианству народных сил 1500 , всех народов вселенной 1501 , которыми будет пользоваться дьявол через антихриста в своей боговраждебной деятельности. Поэтому и сказано, что по своему количеству народы Гога и Магога равны песку морскому (ср. Осии 11:4 ; Суд. 7:12 ), как и о самом антихристе-звере было замечено, что он вышел из моря (народов) (13:1; ср. 17:15). Нечестивые народы последнего времени, возбуждаемые дьяволом и руководимые антихристом, соберутся на брань (ες τν πλεμον – с определенным членом), не на какое-либо другое дело, но на войну 1502 . Против кого будет эта война, – говорит 8 ст. Народы выходят на широту земли (πλτος τς γς; Авв. 1:6 ), т.е. соответственно своему положению на четырех углах земли будут вести борьбу во всей вселенной. Сообразно с этим нужно понимать и дальнейшие указания на стан святых и на возлюбленный город. Стан святых, это – не военный лагерь святых, собравшихся на защиту против нечестивых Гога и Магога, и не пустынные места, в которых будут скрываться христиане 1503 . Если те рассеяны по всей земле и по всей земле враждуют против христианства, то и стан святых не может быть мыслим, как какой-либо определенный пункт земли. Это – именно Церковь Христова 1504 , общество истинных христиан последнего времени, в их противоположности последователям антихриста; это и не святые прославленные 1505 4 и 6 ст., но подвизающиеся в борьбе с антихристианским нечестием. Им придется вести борьбу действительно по всей земле, так как вся земля и все народы признают власть антихриста и сделаются его послушными орудиями. Точно так же и возлюбленный город не географический и естественный город будущего 1506 , но тот же самый стан святых; та же самая Церковь Христова 1507 ; общество истинно верующих, гонимое, но твердое и славное Божией помощию, верою в Бога, Который обитает среди них, как бы в Своем возлюбленном городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Поэтому и празднует Церковь день Воскресный, а не день казни. «Не смерть Христа как таковая дала миру жизнь, но Сам Христос, но то, что и в смерти Его было живым и бессмертным» 1505 . Не от убийства, не от беззакония спасение – а от того, что Жизнь оказалась сильнее. Таким образом, по мысли византийских мыслителей, во Христе преодолеваются три преграды, отделявшие нас от Бога. Мы были отделены от Бога по природе, а также через совершение греха и принятие смерти. Теперь же «Спаситель соделал, чтобы истинно сообщались и непосредственно приходили к Нему, уничтожив одно за другим все, что препятствовало сему; одно (расстояние природ) – приобщившись человечеству; другое (грех) – смертию на кресте; и последнее средостение – владычество смерти – совершенно изгнал из природы воскресением. Посему Павел говорит: последний враг испразднится смерть (1 Кор. 15,26)», – пишет последний великий византийский богослов Николай Кавасила 1508 . И это происходит лишь однажды за все «веки веков» – «при Понтийстем Пилате». Христос – « последний (eshatos) Адам» (1 Кор. 15,45). После Него не потребуется никаких «новейших заветов». Если бы Христос спасал людей проповедью, – действительно, можно было бы принять идею «аватар», вновь и вновь приходящих в мир, чтобы научить людей, забывших заповеди. Но Христос пришел, чтобы соединить с Богом человечество. Это соединение не смогло разорвать даже распятие. Неужели же просто ход времени сможет так истереть эту связь человека с Богом, что понадобится «новое Воплощение»? Нет, апостол Павел свидетельствует – «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8,35-39) Итак, «ни настоящее, ни будущее», ни веки веков не могут разделить человечество с Искупителем, который « однажды принес в жертву Себя Самого» (Евр. 7.27). Св. Григорий Нисский также пишет о Христе: «Единожды вошедший во вселенную» 1509 . Св. Григорий Богослов говорит о том же: совершилось «очищение не малой части вселенной и не на малое время, но очищение всего мира и очищение вечное» 1510 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010