Глава X Очищение храма и празднование его освящения ( 2Мак.10:1–9 ). Вступление на престол Антиоха Евпатора ( 2Мак.10:10–15 ). Победы Маккавеев над идумеями, завоевание их крепостей и наказание изменников ( 2Мак.10:16–23 ). Блестящая победа над Тимофеем, завоевание крепости Газары и умерщвление Тимофея ( 2Мак.10:24–38 ). 2Мак.10:1 Маккавей же и бывшие с ним, под водительством Господа, опять заняли храм и город, Об очищении храма ср. 1Mak IV: 31–54 . По 2Mak VIII: 31 и 33 – Маккавеи заняли город Иерусалим уже после победы над Никанором и Тимофеем. – Около этого времени (IX: 1) заболел и Антиох при возвращении из Персии. По более точному показанию 1Mak IV: 7 – самая болезнь царя вызвана была именно неприятными известиями об этих событиях. Очищение храма последовало – по 1Mak IV: 52 – в 143 г. э. Сел., а смерть Антиоха – по 1Mak VI: 16 – в 149 г. э. Сел. – Между тем, 2Мак Х: 1–8 событие очищения храма помещает как будто после смерти Антиоха (ср. IX: 29 и X: 9). Это объясняется намерением писателя книги уравнять заключения обеих половин своего труда, из коих каждая кончается учреждением особого праздника – первая после смерти Антиоха, вторая – после смерти Никанора («день Никанора» и в соответствие ему как бы «день Антиоха»). В интересах хронологической точности, этот отдел – X: 1–8 – правильнее читать после 36 ст. VIII главы, после же 29 ст. IX главы прямо и удобно читается 9 ст. X главы и далее. 2Мак.10:2 а построенные иноплеменниками на площади жертвенники и капища разрушили. О построении языческих капищ и жертвенников упоминает 1Mak I: 54 и т. д. 2Мак.10:3 Очистив храм, они соорудили другой жертвенник; разжегши камни и взяв из них огонь, принесли жертву после двухгодичного промежутка, сделали кадильницу и свещники и предложение хлебов. «Разжегши камни и взявши из них огонь…» Путем трения или удара камней один о другой добыт был для жертвоприношения особый огонь, чтобы устранить всякую связь нового огня с прежним, оскверненным через употребление его для языческих жертв. – «После двухгодичною промежутка…» : μετ διετ, χρνον – по 1Mak IV: 52 (ср. 1 Мак IV: 54) – этот промежуток должен исчисляться в 3 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во вводном разделе это Кол 1. 13-14, 21-22 - рамочный текст для христологического гимна, имеющий законченную структуру (может быть прочитан без гимна Кол 1. 15-20) и связанный одним центральным мотивом: учением о Христе как об Искупителе; Кол 1. 15-20 - «христологический гимн», представляющий собой самостоятельный текст в К. П. (вопрос о том, написан ли он самим автором или был в употреблении в ранней Церкви и в качестве литургического гимна им процитирован, остается открытым). Две основные идеи гимна определяют его композиционную структуру: Христос есть единственный Творец и единственный Искупитель мира. Важнейшие богословские тезисы в полемическом разделе Послания следующие: а) во Христе обитает всякая полнота (2. 3, 9-10); б) Своей смертью Христос искупил человеческие грехи, Своим воскресением Он дал жизнь людям, пребывавшим в состоянии духовной смерти из-за греха (Кол 2. 12-14); в) совершив искупление, Христос восторжествовал над духовными (ангельскими) силами (2. 15, ср.: 2. 10); г) Христос есть Глава тела (т. е. Церкви) (2. 19). Все эти положения имеют ясные параллели в христологическом гимне (Кол 1. 15-20). В этическом разделе К. П. выделяются 2 основных богословских тезиса: а) Христос воссел одесную Бога (3. 1); б) Христос явится во славе (3. 4). I. Христологический гимн и его рамочный текст. Кол 1. 15-20 - один из центральных богословских текстов в НЗ. Он прославляет Христа как Владыку и Примирителя творения с Богом. Эти 2 идеи - творение и искупление - выражены в разных частях гимна, к-рые нередко рассматривают как параллельные строфы: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. Он есть глава тела Церкви» (1-я ч.); «Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (2-я ч.).

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Но как согласить с явлением отпадения от Христа, которое здесь представляется возможным, то, что Господь говорил раньше ( Ин.6:39 и сл.; Ин.10:28–29 ) о безопасности, обещанной уверовавшим в Него? То Он утверждает, что Отец хочет, чтобы Сын не потерял никого, то теперь говорит об отпадающих от Него и погибающих. Вопрос этот разрешается легко, если припомнить, что Иоанн считает отпадающих от Христа неистинными Его последователями. «Они вышли от нас, но не были наши», – говорит Иоанн о противниках христианства, бывших христианах ( 1Ин.2:19 ). Ин.15:7 .  Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Господь только что говорил о необходимости для апостолов пребывать во Христе. Теперь же Он указывает и на пользу, которую они получат от этого: их молитвы будут услышаны (ср. Ин.14:13–14 ). Господь говорит это, конечно, имея в виду, что человек, пребывающий в Нем, будет молиться о том, чего желает для людей и Христос. Ин.15:8 .  Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Чтобы побудить учеников к совершению добрых дел ( «плода»), Христос говорит им, что они прославят чрез то Отца Его и станут в полном смысле учениками Христа. Очевидно, Христос знает, что ученикам этот мотив представляется весьма сильным, что им хочется прославить Бога и быть не по имени, а на деле учениками Христа. Ин.15:9 .  Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Ин.15:10 .  Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Как Отец любит Христа за то, что Он исполняет Его волю, так и ученики могут сохранить за собой любовь Христа, исполняя Его волю, выраженную в Его заповедях. Ин.15:11 .  Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Все, что говорил выше Христос (стихи 1–10), сказано с той целью, чтобы апостолы могли усвоить себе «радость Христову» – ту радость, которую Он имеет в Себе всегда, даже и в настоящий предсмертный час. Эта радость, конечно, проистекает оттого, что Он сознает Свое единство с Богом. И апостолы будут иметь «совершенную» или полную радость, когда пребудут в общении с Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В этом случае исполнение закона, в его совершеннейшем, идеальнейшем смысле, адекватном во всей полноте и целости воле Божией, есть Иисус Христос по Его человеческому естеству: сию правду и сию истину: «Отче!.. не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22:42 ) и «...не как Я хочу, но как Ты... да будет воля Твоя!» ( Мф.26:39–42 ) – Иисус Христос соблюл во всем их идеальнейшем совершенстве и запечатлел всем своим служением. В Лице Иисуса Христа как нравственный закон нашел свое совершеннейшее исполнение, адекватное самой идее о нем, так обрядовый закон, бывший лишь символом и образом, почил как в своем Первообразе; в Нем пестунство подзаконное сменилось сыновством благодати, и сень грядущих благ от закона открылась в Нем как свет и самые блага. Поэтому «...конец закона», – говорит Апостол Павел, – «Христос, к праведности всякого верующего» ( Рим.10:4 ): Он, как новый родоначальник, возглавил Собою род человеческий и привел его к Богу ( Еф.1:10–12 ); в Лице Своем, как Богочеловек, и делом Своего служения Иисус Христос, по свидетельству Св. Писания, совершил не внешне, не юридически только искупление и спасение рода человеческого, но фактически реально и нравственно или, как выражается Апостол, «преискренне» заступает Собой вообще естество человеческое перед Богом для спасения и вечной жизни людей: «Понеже убо дети, – говорит Апостол Павел, – приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни быша работе» ( Евр.2:14–15 ); в Нем люди имеют «приведение к Отцу» ( Еф.2:18 ), воспринимают усыновление ( Гал.4:4–5 ) и делаются «приснии Богу» ( Еф.2:19 ); в Нем совершилось «очищение грехов» ( 1Ин.1:7 ), искупление вины человеческой перед Богом и снятие клятвы Божией ( Гал.3:13 ); в Нем исполнилось «примирение» с Богом и спасение людей «в животе Его» ( Рим.5:10 ); «обетование вечного наследия» в Нем открылось для принятия всем «званым» ( Евр.9:15 ), ибо «в Нем обитала всякая полнота», так что Бог-Отец «посредством Его с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное», и «примиренные в теле плоти Его, смертью Его» и соединенные с Ним являются «святыми и непорочными и неповинными» перед Богом ( Кол.1:19–22 ), «сынами в славу» ( Евр.2:10 ); Он новый родоначальник – Адам, но не для «душевного человека, перстного из земли, подобно первому Адаму, а для духовного небесного от Духа животворящего» ( 1Кор.15:45–47 ): «Как в Адаме все умирают, – говорил Апостол, – так во Христе все оживут... первенец Христос, потом Христовы» ( 1Кор.15:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Иез.10:9 .  И видел я: и вот четыре колеса подле Херувимов, по одному колесу подле каждого Херувима, и колеса по виду как бы из камня топаза. Иез.10 ­­ Иез.1.15–16 . Устранена неясность I гл. на счет количества колес, о котором там так сказано, что есть возможность полагать, как и полагали некоторые толкователи, что было одно колесо; сравнение колес с топазом («таршиш " ем») пополнено определением «камень» к последнему; но опущено, как расположено было каждое колесо по отношению к своему херувиму (что оно находилось сразу у всех четырех лиц его, – замечание, опущенное может быть из-за трудности его для понимания и мнимой несообразности) и что колеса были топазовые не только по виду, но и по устройству (замечание, тоже не сразу ясное и опускаемое, как и предыдущее, LXX в I гл.). Иез.10:10 .  И по виду все четыре сходны, как будто бы колесо находилось в колесе. Иез.10:11 .  Когда шли они, то шли на четыре свои стороны; во время ше­с­т­вия своего не оборачивались, но к тому месту, куда обращена была голова, и они туда шли; во время ше­с­т­вия своего не оборачивались. Иез.10 ­­ Иез.1.16 bc. Опущено понятие устройства. Иез.10 :11а ­­ Иез.1.17 . Но вторая половина стиха заключает прибавку к данным I гл.: колеса катились туда, «куда обращена была голова», чья? конечно животного, подле которого стояло каждое колесо; но под головой может разуметься и переднее (ср. Иов 29.25 ; 1Цар 13.17 по евр. т.), главное (в данную минуту) колесо или перед всего явления; так, кажется, и LXX своим: «на неже аще место зряше начало едино, идяху». В конце стиха повторено замечание его середины о неповорачивании колес; это с такою буквальностью повторенное выражение дает в настоящей связи другую мысль, чем в первом его месте: странно было, что, хотя колеса своими сторонами могли идти и направо, и налево, и назад, они все двигались вперед, как бы увлекаемый передним колесом. Иез.10:12 .  И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были по­лны очей, все четыре колеса их. Параллелен Иез.1.18 , но, если текст здесь не поврежден, делает значительное добавление к нему: глазами усеяны были не только колеса, но и херувимы, каковыми и являются херувимы Апокалипсиса ( Откр 4.6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во второй строфе (1:7–10) вначале речь идет о нашем искуплении Сыном; человек, созданный для блаженства, согрешил, и, поэтому, Воплощение Сына привело Его на крест ради нашего спасения: во Христе «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (1:7–8). В той же строфе (1:9–10) апостол приоткрывает нам тайну эсхатологического исполнения спасительного дела воплотившегося Сына, которое тоже заключалось в предвечном Божественном замысле (1:9): Бог предопределил, читаем мы, « в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (ανακφαλαισασθαι πνα ν ω Χρισω) (1:10); Христос глава (κφαλ) Церковного Тела и Победитель ангельского мира. В третьей строфе (1:11–14) апостол возвращается к истории нашего Спасения. Вначале, он от 1л. мн. ч. («мы») говорит (1:11–12) о еврейском народе, к которому сам принадлежал: во Христе мы были отделены, мы были предназначены, по предвечному Божественному плану, заранее ожидать пришествие Спасителя (1:11). В двух следующих стихах (1:13–14) ап. Павел, употребляя уже 2 л. мн. ч. («вы»), обращается к христианам из язычников: вы слышали Слово Благовестия, вы уверовали, вы были «запечатлены обетованным Святым Духом» (1:13), как и евреи. Дух Святой, делает вывод апостол, «есть залог наследия нашего» (1:14) наследия, общего для христиан иудейского происхождения и языческого. 1-я часть (богословская). 1:15–3:21 а. Молитва . 1:15–23. Богословская часть Послания начинается с молитвы, которую можно рассматривать и как продолжение предыдущей молитвы. Апостол благодарит за всех, кому он пишет (1:15–16); он просит Бога даровать им дух премудрости и откровения, «просветить очи сердца их», чтобы он поняли, какую надежду открывает перед ними их призвание (1:18), а также чт исполнил Бог в Иисусе Христе, «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (1:2–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

Нек-рые исследователи выделяют в книге позднейшие вставки: 44. 15 (о Енохе), 48. 9-11 (об Илии) и 49. 16-18 (об Адаме и о др. праотцах) ( Mack. 1985. P. 199). Содержание и основные темы Творец и Премудрость Божия Богословие И., с. С., к. близко во мн. темах к богословию Книги Притчей Соломоновых. Бог - Творец и Промыслитель всего мира (Сир 17. 1-17; 18. 1-14; 42. 15-43) и человеческой жизни (2. 10), каждому Он «по всеведению Своему» назначил свой путь (33. 7-14, особенно ст. 11). Центральное место в богословии И., с. С., к. занимает учение о Премудрости Божией, во многом сходное с учением Книги Притчей Соломоновых (ср.: Притч 1. 20-33; 8-9). Премудрость Божия вечно пребывает с Господом (Сир 1. 1; ст. 4: произошла «прежде всего») и свидетельствует о себе в деяниях Господних. Сама Премудрость говорит о Господе: «Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки» (24. 10). Господь «излил ее на все дела Свои» (1. 9); она «вышла из уст Всевышнего» (24. 3) и может быть познана в природе (14. 21 - 15. 10; 24). Премудрость открывает человеку закономерности мироздания: «Я показываю тебе учение обдуманное и передаю знание точное. По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их. Навек устроил Он дела Свои, и начала их - в роды их» (16. 25-27). Закон и мудрость человека Мудрость человека проявляется в его вере в Бога и покорности Богу. Начало и конец всякой человеческой мудрости есть страх Божий (Сир 1. 11-28). В истории домостроительства Премудрость явлена как данный народу Божию закон (24. 8-9), соблюдение к-рого отождествляется автором со страхом Божиим. Отсюда постоянный призыв автора исполнять заповеди. Явленная в творении Премудрость и данный в синайском Откровении закон - лишь различные выражения единой Божественной воли (24. 3-11). Премудрость, пребывавшая «по всей земле и во всяком народе и племени» (24. 6-7), «укоренилась» в народе Божием и имеет особую власть в Иерусалиме, «в наследственном уделе Господа» (24. 12-13). Если природа подчинена уставам Премудрости, то человек имеет свободу выбора и сам несет ответственность за свои поступки. «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (15. 14-15, 17). Нравственные наставления

http://pravenc.ru/text/293952.html

Нищие, кроткие, убогие, гонимые праведники и все страдальцы земли найдут удовлетворение личных сердечных потребностей – спасение и блаженство (71:2–7, 13–16; 9:33; 139:13). И будет имя Его (Царя-Мессии) благословенно во веки,... и благословятся в Нем вся колена земная (т. е. спасены будут от греха и примирены с Богом чрез Мессию), вси языцы ублажать Его... Вся земля исполнится славы Божией (ц.-слав. – 71:17, 19), Как царство духовное, царство Мессии называется у псалмопевцев жилищем Господним (14:1), жилищем праведников (117:15–20), святою горою Господнею (14:1; 42:3), царством праведников (144:18–20; 35:11) и святых (109:4). Подробно предначертан в псалмах и образ Мессии-Страдальца первосвященника, имеющего Самого Себя принести в умилостивительную жертву за грехи мира. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (109:4) Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши (тело же свершил ми еси – в ц.-слав. Библии; тело уготовал Мне – Евр.10:5 ); всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой (39:7–9; сн. 68:31–32). По объяснению апостола ( Евр.10:5–10 ) в этих словах Мессии, изреченных устами Давида, указывается на отмену ветхозаветных жертв и замену их телом И. Христа, единожды навсегда принесенным, на Голгофе за грехи всех людей. Жизнь Мессии, принявшего человеческое тело, изображается в псалмах жизнью Праведника-Страдальца. Будучи лично невинным и праведным рабом Иеговы (68:5–7, 18; 21:10–11), ревнующим о доме Божием (68:10), возвещающим о милости и истине Его в собрании великом (39:10, 11), Мессия, по пророчествам псалмов, будет испытывать тяжкие и несправедливые гонения. У Него врагов более, нежели волос на голове (68:5); от них Он будет терпеть презрение, уничижение, посрамление, уподобление червю (21:7; 68:20). Особенно же много указаний в псалмах на последние события земной жизни Спасителя: предсказывается вход Его в Иерусалим (8:3; 117:26), злоумышления иудеев (11:2–5; 40:6–9; 118:3–5), предательство Иуды (7:15–16; 37:12; 40:7, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Притч.10:15 .  Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их. Притч.10:16 .  Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху. Притч.10:17 .  Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает. Притч.10:18 .  Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. Притч.10:19 .  При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен. Притч.10:20 .  Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество. Притч.10:21 .  Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума. В этих семи стихах говорится главным образом о земных благах, ценности их и способе приобретения и употребления. Возвышающее самочувствие и самонадеянность человека, значение богатства и принижающее на человека действие бедности (ст. 15) – факт опыта. Премудрый этим изречением предостерегает – богатого от самонадеянности, порождаемой богатством, а бедного от лености, приводящей к бедности и нищете. При этом как богатство, так и бедность рассматриваются главным образом с нравственной точки зрения: богатство, предполагается, должно быть приобретено жизненной мудростью и средствами нравственно-безукоризненными и в свою очередь должно быть употребляемо на дела мудрости, любви и благочестия; напротив, бедность, являющаяся следствием лености и других пороков, может, в свою очередь, приводить к новым порокам. Что Премудрый рассматривает богатство и бедность главным образом с моральной точки зрения, показывает следующий стих – 16-й, где прямо говорится, что прочны лишь приобретения праведника, а стяжания нечестивого ведут ко греху, – а равно и ст. 17-й, где уже со всею определенностью выступает нравоучительное направление и содержание речи: говорится о спасительности хранения учения мудрости и о гибельности пренебрежения обличением (ср. Притч 12.1 ): не принимающий обличения не только сам гибнет, но, через пагубную силу примера, губит и других ( Мф 15.14 ). В следующих ст. 18–21 говорится преимущественно о правильном, спасительном и неправильном, гибельном пользовании даром слова: осуждается злоречие по адресу ближнего (ст. 18), вообще празднословие, неизбежно приводящее ко греху (ст. 19, ср. Притч 13.3, 21.23 ; Еккл 10.14 ; Сир 20.7, 22.31, 28.25 ; Мф 12.35 ), похваляется, напротив, обдуманное слово праведного (20а) как назидательное для многих (21а), в противоположность пустому, бессодержательному слову нечестивого (20б, 21б.)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010