Ис.22:13 . Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» Ис.22:14 . И открыл мне в уши Го­с­по­дь Саваоф: не будет про­щено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Го­с­по­дь, Го­с­по­дь Саваоф. «Плакать». Об обычаях, какие соблюдались кающимися, см. Ис.3:25 . «Будем есть» – слова, полные отчаяния и невозможные в успехе человека, хотя еще сколько-нибудь сохранившего веру в Господа. Если иудеи, однако, говорят это, то, значит, они утратили окончательно веру в Бога (ср. 1Кор.15:32 ) и непременно подлежат казни от руки Всевышнего. Ис.22:15–25 . Министру двора царя Езекии, Севне, пророк возвещает пленение в Месопотамии. На место Севны будет назначен богобоязненный муж Елиаким, который будет опорою для царя и для своего собственного семейства. Ис.22:15 . Так сказал Го­с­по­дь, Го­с­по­дь Саваоф: ступай, пойди к этому царедворцу, к Севне, начальнику дворца [и скажи ему]: «Этому» – выражение с оттенком презрения. «Начальнику дворца» – т. е. к министру двора, самому ближайшему к царю человеку ( Ис.36:3 ; Ис.37:2 ; ср. 3Цар.4:6 ; 3Цар.18 и 2Пар.26:21 ). Ис.22:16 . что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? – Он высекает себе гробницу на воз­вышен­ности, вырубает в скале жилище себе. Севна, как заключают некоторые на основании его имени – не еврейского, – был чужестранец и ему не подобало устраивать себе гробницу в скалах близ Иерусалима, где, может быть, находились гробницы царей (к западу от Иерусалима). Ис.22:17 . Вот, Го­с­по­дь пере­бросит тебя, как бросает сильный человек, и сожмет тебя в ком; Ис.22:18 . свернув тебя в сверток, бросит тебя, как меч, в землю обширную; там ты умрешь, и там великолепные колесницы твои будут по­ноше­нием для дома го­с­по­дина твоего. Ис.22:19 . И столкну тебя с места твоего, и свергну тебя со степе­ни твоей. Как бросает сильный человек – в переводе с евр. «без жалости, о сильный человек!...» Здесь ирония по отношению к Севне, который считал себя особенно сильным и прочным на своем важном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.22:7 .  Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; Житель пустыни, дороживший водою, он был настолько жаден, что отказывал в глотке воды изнывавшему от жажды и в куске хлеба голодному (ср. Ис 58.10 ). Иов.22:8 .  а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней. Синодальное чтение представляет не совсем точную передачу еврейского текста. Буквальный перевод его, удержанный Акилою и Симмахом, будет такой: «человек с рукою – ему земля, и тот, кто высок по положению, водворялся на ней». «Человек руки», т. е. силы ( Иов 40.9 ; Пс 76.16, 82.9 ) и насилия ( Иов 35.9 ), Иов захватывал землю, расширял свои владения путем насильственного захвата (ср. Ис 5.8 ), не дозволяя селиться на ней слабым. Иов.22:9 .  Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками. К лицам последнего рода относились вдовы и сироты: их просьбы и мольбы оставлялись Иовом без удовлетворения. Иов.22:10 .  За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас, Иов.22:11 .  или тьма, в которой ты ничего не видишь, и множество вод покрыло тебя. Величию и силе греха соответствует сила постигших Иова бедствий. Он «окружен петлями» – поражен болезнью, скорбями, бесславием ( Иов 18.8–10 ), не видит возможности избавиться от них ( «тьма, в которой ты ничего не видишь», ср. Иов 17.12 ), близок к гибели: – «множество вод покрыло тебя» (ср. Пс 41.8, 68.3 ). Иов.22:12–14 . Грехи против ближних соединяются у Иова с грехами против Бога, – отрицанием Его всеведения и вмешательства в жизнь людей, – промысла. Иов.22:12 .  Не превыше ли небес Бог ? посмотри вверх на звезды, как они высоко! Жилище Божие выше звездного неба, и с подобной высоты Богу видна вся земля, пред Ним расстилается ее необозримый для человеческого глаза простор, Бог всеведущ (ср. Пс 13.2 ). Иов.22:13 .  И ты говоришь: что знает Бог ? может ли Он судить сквозь мрак? Иов.22:14 .  Облака – завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу. Между тем, по мнению Иова, Бог, скрытый от земли облаками ( «облака – завеса Его»; ср. Плач 3.44 : «Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва»), обладает ведением лишь того, что совершается в сфере небес, и, не видя происходящего на земле, не проявляет Своего суда над людьми (ст. 13; ср. Пс. 72.11, 93.7 ; Ис 29.15 ; Иез 8.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Мак.15:14 . (На вопрос о нем) Ония отвечал, говоря: сей братолюбец есть много молящийся о народе и святом граде Иеремия, пророк Бога. 2Мак.15:15 . А Иеремия, простерши десницу, дал Иуде золотой меч, и подавая его, сказал вот что: 2Мак.15:16 . прими сей святый меч, как дар Бога, которым ты сокрушишь врагов». 2Мак.15:17 . Ободренные сими речами Иуды, столь хорошими и могущими устремить к доблести, и души юных направить, иудеи решились не окопаться, а отважно начать и покончить дело, нагрянув со всем мужеством; ибо и город и святыни и храм были в опасности. 2Мак.15:18 . Борьба за жен и детей, еще же и братьев и родных, была для них делом менее важным: величайшее же и первое опасение было за священный храм. 2Мак.15:19 . А у оставшихся в городе, немалая была печаль и смущение о сражавшихся на поле. 2Мак.15:20 . И когда все уже ожидали наступающаго окончания дела, и когда враги уже сгустились, и воинство было поставлено в строй, и слоны размещены в надлежащих местах, а конница разставлена по углам; 2Мак.15:21 . тогда Маккавей, видя строй такого множества воинов, и пестроту приготовленных оружий, и свирепость зверей, простер руки к небу, и призывал чудотворящаго Господа всевидца, зная, что не от оружий победа, но Сам Он, как ему разсудится, дарует победу достойным. 2Мак.15:22 . А призывая Его, он говорил так: Ты, Владыко, посылал ангела твоего при Езекии царе иудейском, и поразил он, в ополчении Синнахирима, сто восемдесят пять тысяч. 2Мак.15:23 . И ныне, Обладателю небес, пошли ангела добраго пред нами на страх и трепет врагам. 2Мак.15:24 . Величием мышцы Твоей да будут поражены пришедшие с хулением на святый народ Твой. Так он кончил мольбу. 2Мак.15:25 . А бывшие с Никанором шли под звуки труб и песней. 2Мак.15:26 . Бывшие же с Иудою, призывая Господа и молясь, сразились с неприятелями. 2Мак.15:27 . И руками сражаясь, а в сердцах моля Бога, они положили на месте не менее тридцати пяти тысяч, весьма обрадованные проявлением Бога. 2Мак.15:28 . Переставши же биться, и с радостию возвращаясь, они узнали, что Никанор прежде других пал во всеоружии своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Тот же, кто пророчествует в собрании, наставляет слушающих его; апостол подчеркивает это: «(пророчествующий) говорит людям в назидание, увещание и утешение» (14:3). По-видимому, пророками в первохристианских общинах называли, в первую очередь, проповедников, говоривших в Духе. Наряду с учителями (διδσκαλοι) пророки занимали почетное место в Церкви. Именно они, внимая Святому Духу, возложили руки на Павла и Варнаву, когда те отправлялись в свое первое путешествие (Деян.13:1–3). Апостол Павел упоминает их сразу после апостолов (12:18). Четвертая часть. 15:1–58 а. 15:1–11 Преемство проповеди Главным в апостольской проповеди было благовестие о Воскресении Христа: «Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (15:3–4). Проповедь, по мнению апостола Павла, часть Предания. В связи с этим апостол перечисляет явления воскресшего Христа, мы узнаем о явлении «более, нежели пятистам братий в одно время» (15:6), о котором ни в евангелиях, ни в Деяниях не сказано ни слова: «а после всех явился и мне, как некоему извергу» (15:8). Явление Воскресшего апостолу Павлу сделало последнего апостолом, «наименьшим из Апостолов» (15:9). Однако, апостол Павел сообщает, что благодатию Божию он потрудился больше, чем остальные (15:10). б. 15:12–22 Воскресение Христово и общее воскресение Воскресение Христа залог воскресения мертвых. Не верить в воскресение мертвых, значит не верить в Воскресение Христа. Верить в Воскресение Христа, значит верить в воскресение мертвых; иначе «вера наша тщетна»(15:17). «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (15:20). Умерли все в Адаме, во Христе все оживут (15:22). с. Эсхатология. 15623–28 Второе Пришествие Христа станет знаком общего воскресения (15:23). Как Победитель, Сын «предаст Царство Отцу», когда «Он низложит всех врагов под ноги Свои» (15:24–25). Последним побежденным врагом будет Смерть (15:26), которая в Послании апостола персонифицируется; смерть вошла в мир грехом Адама (Рим.5:12–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Главы 21-25 содержат различные предписания, касающиеся повседневной жизни, в т. ч. о трупе человека, убийца к-рого неизвестен (Втор 21. 1-9), о браке с пленницей (Втор 21. 10-14), о праве первородства детей от двух жен и о двойной доле наследства для первенца (Втор 21. 15-17), о наказании непокорных детей (Втор 21. 18-21), о казненном, а затем повешенном на дереве (Втор 21. 22-23), о сбережении чужой собственности (Втор 22. 1-4), о публичном оклеветании мужем своей жены (Втор 22. 13-19); специальный закон о побиении камнями жены, у к-рой муж не нашел девства (Втор 22. 20-21), законы о прелюбодеянии и об изнасиловании (Втор 22. 22-30), о принятии в общину Израиля (Втор 23. 1-8), о чистоте стана (Втор 23. 10-14), о невыдаче беглого раба господину его (Втор 23. 15-16), о запрете жен. и муж. культовой проституции (Втор 23. 17-18), о запрете отдавать ч.-л. в рост брату (Втор 23. 19-20), о необходимости соблюдать обеты (Втор 23. 21-23), о пользовании чужим садом и жатвой (Втор 23. 24-25), о разводе и разводном письме (Втор 24. 1-4), о годичной отсрочке от военной службы для новобрачного (Втор 24. 5), о залогах (Втор 24. 6), о предании смерти того, кто похитит и продаст соплеменника (Втор 24. 7), о соблюдении мер предосторожности в отношении проказы (Втор 24. 8-9), о возвращении залога (Втор 24. 10-13), о своевременной оплате труда наемных работников (Втор 24. 14-15), об индивидуальной ответственности каждого за свой грех (Втор 24. 16), о правосудии (Втор 24. 17-18), о социальной благотворительности (Втор 24. 19-22), о справедливости в суде (Втор 25. 1), о телесном наказании виновных (Втор 25. 2-3), о гуманном отношении к рабочему скоту (Втор 25. 4), о левиратном браке (Втор 25. 5-10) (см. Левират ) и др. Короткая заключительная часть 2-й речи Моисея (Втор 26. 1-15) содержит предписания принести к месту, к-рое Господь изберет на земле обетованной, начатки всех плодов земли, а также отделять все десятины произведенного землей в 3-й год («год десятин») и отдавать их левиту, пришельцу, сироте и вдове. Здесь же приводятся тексты литургических исповеданий, сопровождающих эти приношения. Стихи Втор 26. 5-9 названы Г. фон Радом «древнеизраильским символом веры»: «Ты же отвечай и скажи пред Господом, Богом твоим: «отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный; но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; и вывел нас Господь из Египта (Сам крепостию Своею великою и) рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами, и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед»».

http://pravenc.ru/text/160983.html

2, сн. Притч 14.31, 17.5 ; Иов 31.15 ), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий – с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6–12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? – пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? – пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает, что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло», как и «сеять правду» – обычный библейский образ: Иов 4.8 ; Притч 11.18 ; Ос 10.12 ), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся – благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12). Наконец, отрицательную сторону речи о добром имени составляет предупреждение от пороков лености (ст. 13 – здесь дан образец бессмысленной отговорки ленивого, сн. Притч 26.13 ), распутства (ст. 14, сн. Притч 2.16, 5.3, 6.24 , глупости (ст. 15) и жадности, соединенной с притеснением бедных (ст. 16). Притч.22:17 .  Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; Притч.22:18 .  потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих. Притч.22:19 .  Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. Притч.22:20 .  Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, Притч.22:21 .  чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя? Притч.22:22 .  Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, Притч.22:23 .  потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Спрашивают с хитростью и коварством, чтобы в том случае, если скажет, что можно, — возбудить народ против Него, как советующего быть рабами у кесаря и подчиняющего народ Божий человеку, — а если скажет, что нельзя, — предать Его правителю, как советующего отложиться от кесаря и воевать. Что же на это ответил Источник знания? Мф.22:18.   Разумев же Иисус лукавство их, рече… Но Иисус, видя лукавство их, сказал_ Марк (12, 15) сказал лицемерие, а Лука (20, 23) — лукавство. Мф.22:18.   Что Мя искушаете, лицемери … что искушаете Меня, лицемеры?: Лицемерно спрашиваете, чтобы узнать правду; копаете яму своим вопросом, чтобы сбросить Меня. Показав, что они не скрылись от Него, отвечает и на вопрос. И смотри каким образом? Мф.22:19.   Покажите Ми златицу кинсонную .. Покажите мне монету, У Марка (12, 15) говорит: «принесите Ми пенязь, да вижу» , и у Луки (20, 21) подобным же образом. Пенязь, или динарий — это монета. Пожелал посмотреть на монету, чтобы по ней составить Свой удивительный ответ. Мф.22:19—21.   Они же принесоша Ему пенязь. И глагола им: чий образ сей и написание, и глаголаша Ему: кесарев» … которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Спросил не по незнанию, а чтобы их ответ сделать Своим. Мф.22:21.   Тогда глагола им: воздадите убо кесарева кесареви … Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю,… Так как это принадлежит кесарю, то отдайте кесарю то, что ему принадлежит. Поэтому не сказал: давайте, но — отдавайте, как ему принадлежащее. А чтобы не сказали: «Ты подчиняешь нас человеку, а не Богу», — присоединил: Мф.22:21.   И Божия Богови . а Божие Богу. Можно и людям воздавать то, что следует, и Богу, что должно; им — дань и т. п., а Ему — почитание и соблюдение заповедей. Кесарем можно назвать дьявола, который есть князь мира сего и которому нужно воздать должное, т. е. страсти и вообще все злое. Мф.22:22.   И слышавше дивишася: и оставльше Его отыдоша . Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Лев.22:10 .  Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наемник не должен есть святыни; Лев.22:11 .  если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его. Лев.22:12 .  Если дочь священника выйдет в замужество за постороннего, то она не должна есть приносимых святынь; Лев.22:13 .  когда же дочь священника будет вдова, или разведенная, и детей нет у нее, и возвратится в дом отца своего, как была в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его. Лев.22:14 .  Кто по ошибке съест что-нибудь из святыни, тот должен отдать священнику святыню и приложить к ней пятую ее долю. Лев.22:15 .  Священники сами не должны порочить святыни сынов Израилевых, которые они приносят Господу, Лев.22:16 .  и не должны навлекать на себя вину в преступлении, когда будут есть святыни свои, ибо Я Господь, освящающий их. Речь идет уже не о " великих святынях» (частях жертв греха, вины см. Лев.6.25–39 ), который могли вкушать только мужчины фамилии Аарона ( Лев.6.16–18 ), а просто о святынях, т. е. остатках мирной жертвы, достававшихся священникам. Называется несколько случаев запрещения и разрешения вкушения этих святынь разным лицам, стоящим в известной степени к святыням, – случаев, весьма характерных для духа закона и теократии Ветх. Завета 1-й случай: поселенец и наемник священника, не принявший обрезания, как чуждый (евр. zar) теократии, не может вкушать святыни, напротив раб купленный за серебро, – по обрезании сделавшийся членом семьи не только в бытовом, но и в религиозно-богослужебном отношении ( Исх 12.44 ; см. Быт 17.23 ), – мог наравне с домочадцами есть «святыни» ( Лев.22:10–11 ). 2-й случай: дочь священника – замужняя – имеет право вкушать «святыни» лишь тогда, когда состоит в замужестве со священником же; находясь же в браке за посторонним (евр. isch zar, Vulg.: cuilibet ex populo nupta) – мирянином, она теряла это право, и лишь вдовство или развод с ним и возвращение в дом отца-священника, как бы на положении девицы (kineurejah, Vulg.: sicut puella) возвращало его ей. 3-й случай: приносящий мирную жертву мог по ошибке употребить для своей трапезы и части, принадлежащие священникам; тогда, по общему правилу о ненамеренных нарушениях прав святилища, он (ср. Лев.5.14 ) возвращал неправильно взятое, с прибавлением 1/5.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 15 1–21. Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море. 22–27. Путешествие по пустыне Сур, отсутствие пресной воды и ропот израильтян; чудо в Мерре и приход в Елим. Благодарственная песнь, воспетая евреями после перехода через Чермное море, кроме приступа или введения ( Исх.15:1–2 ), распадается на три части. Первая ( Исх.15:3–8 ) изображает всемогущество Всевышнего, Мужа брани, выступившего на спасение Израиля против фараона; вторая ( Исх.15:9–13 ), начинаясь описанием гордости врага и его погибели, раскрывает положение, что Господь, Бог Израиля, неизмеримо высок по сравнению с другими богами; третья ( Исх.15:14–18 ) описывает впечатление, произведенное всемогуществом Господа на окрестные языческие народы. Исх.15:1 .  Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Тема песни – прославление величия Всевышнего ( «высоко превознесся»), сказавшегося в частном случае – поражении египтян: «коня и всадника его ввергнул в море». Исх.15:2 .  Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Победитель египтян, Господь является для народа еврейского «крепостью», так как переход через Чермное море и избавление от смерти – дело не сил Израиля, а силы Господа ( Исх.14:31 ); народ заявил себя только испугом и воплями ( Исх. 14:10 ), в нем нет ни силы, ни славы. Могущество Всевышнего даровало народу спасение, поэтому, составляя силу, крепость евреев, Он является и их спасением. Как таковой, только Он один служит предметом почитания, прославления среди Израиля ( Быт. 28:20–21 ). Он, хранивший отцов ( 1Пар.16:19–22 ), исполнил данные им обетования ( Быт.15:14 ), есть Бог истинный и потому достоин того, чтобы быть превозносимым ( 2Цар. 22:47 , Пс. 98:5, 117:28 , Ис. 25:1, 57:15 ). Исх.15:3 .  Господь муж брани, Иегова имя Ему. Исх.15:4 .  Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море. Исх.15:5 .  Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

21-й, именно: «так бывает, т. е. как с приточным богачем, с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет», следовательно, так бывает с любостяжательным, подобным приточному богачу, – бывает, что у него Бог отнимает душу, лишает его жизни при всем изобилии его средств к жизни; следовательно, жизнь человека не зависит от приобретенных им средств к жизни (ст. 15-й). Ясно, сам ев. Лука в ст. 21-м представляет заключение равное по содержанию своему со ст. 15-м, раскрываемым положением (темой). Отсюда, если отделять главную мысль, ст. 15-й от её изложения в ст. 16–20-го и относить к содержанию Древнейшего Евангелия, то, последовательно, должно отделять от изложения заключение его (ст. 21-й), совершенно одинаковое с главным положением – ст. 15-м. Но Эвальд заключение притчи оставляет вместе с ней в Евангелии от Луки; а главную мысль и исторический повод к её раскрытию отделяет и относит к Древнейшему Евангелию... Если, далее, ст. 15-й оставить вместе со ст. 16–21-м, то он посредством этих стихов соединяется с 22-м; по крайней мере, эту связь заставляет необходимо признать контекст речи в ст. 21-м. Здесь говорится: «так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Далее ст. 22-й: «и сказал (Спаситель) ученикам Своим, – посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что вам одеться». Этот стих очевидно прямо соединяется с притчей о богаче словом «посему» – δια τοτο υμιν λγω, почему? Потому, что «жизнь человека не зависит от изобилия его благ», – ст. 15-й. Этот контекст прямой и необходимо заставляющий признать связь ст. 15-го (а с ним 13 и 14-го) с остальными, не только 16–21, но и 22-м. Следовательно, ст. 13-й отнюдь не «отрывок» или «след» другого Ев. письменного произведения. И если Эвальд желает отнести ст. 13–15-й к Древнейшему Евангелию, то с теми вместе должно отнести туда же и следующие в связи с ними стихи 16–22-й и д.; а этого Эвальд не желает, да и не может сделать, – иначе пришлось бы признать, что в содержание афористического труда, как Древнейшее Евангелие, входил длинный отрывок, состоящий из ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010