архимандрит Амвросий (Юрасов) О почитании святых ангелов и угодников Божиих Церковь Божию составляют все истинно верующие во Христа: и те, кто живет на земле, и те, кто пребывает на небе. Святые Ангелы, ветхозаветные праведники, святые угодники Божии, прославившиеся во Христе и умершие в вере Христовой, отцы и братья наши – составляют Небесную Церковь , Церковь торжествующую. Мы, православные христиане, еще живущие на земле, образуем Церковь воинствующую. Главой единой, Небесной и земной Церкви является Христос ( Еф.1:10; 4:6–16; 5:30 ; Кол.1:18 ). Все верующие во Христа есть члены Церкви – члены Тела Христова, каждому из которых «дана благодать по мере дара Христова» ( Еф.4:7 ). Святых еще в их земной жизни Господь назвал братьями, друзьями Своими ( Ин.15:14–15 ), участниками Божественной славы ( Ин.17:22 ); Он Сам освятил их и приобщил к Себе. Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Поэтому и по смерти своей святые угодники остаются близкими к Богу, даже становятся ближе к Нему, чем были, живя на земле. Они теперь «равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:36 ). Царь Давид воспевает праведников, память о которых вечна ( Пс.111:6 ). « Церковь будет возвещать их хвалу», – говорит премудрый Сирах (44:14). Они есть те, «которых весь мир не был достоин» ( Евр.11:38 ); они окружают теперь престол Божий, лицезрят Бога и вместе с Ангелами «будут судить мир» ( 1Кор.6:2 ). Каково же должно быть наше отношение к святым угодникам Божиим? «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ), – пишет своим единоплеменникам апостол Павел. Что же значит «приступили»? Это значит, что все живущие на земле люди могут находиться в тесном и непрерывном общении с Небесной Церковью. Общение это состоит в том, что святые угодники Божии вместе с Ангелами сострадают нам, живущим на земле, молятся за нас Богу ( 2Пет.1:15 ; Откр.5:8; 8:3–4 ), сорадуются о каждом кающемся грешнике ( Лк.15:10 ) и страждут о каждом нераскаявшемся в своих грехах. Мы же, со своей стороны, не только должны возносить им хвалу, чтить и прославлять их, не только подражать им, но и постоянно просить их заступничества и ходатайства за нас перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Снятие с креста. Роспись крипты базилики в Аквилее. 2-я пол. XII в. (Мария Иаковлева) (I в.), упомянутая в синоптических Евангелиях мать Иакова и Иосии, ученица и последовательница Иисуса Христа. В Евангелиях от Матфея и от Марка она именуется «Мария, мать Иакова меньшего и Иосии» (Μαρα το Ιακβου κα Ιωσφ μτηρ - Мф 27. 56; Мк 15. 40). В др. местах евангелисты называют ее по имени одного из сыновей: «Мария Иосиева» (Μαρα Ιωστος - Мк 15. 47) или «Мария Иаковлева» (Μαρα Ιακβου - Мк 16. 1; Лк 24. 10). По частоте упоминаний в повествованиях о Страстях и Воскресении она - 2-я после Марии Магдалины среди последовательниц Христа. У евангелиста Марка М. встречается в сценах стояния у Креста (Мк 15. 40), погребения Спасителя (Мк 15. 47) и возле пустой гробницы Воскресшего Иисуса (Мк 16. 1); у евангелиста Матфея - в сцене у Креста (Мф 27. 56); у евангелиста Луки - в сцене обнаружения пустой гробницы (Лк 24. 10). Исходя из повествования Мф 27 и параллельных текстов др. Евангелий, можно предположить, что евангелист Матфей упоминает в сценах погребения и воскресения Спасителя под именем «другой Марии» также эту М. (Мф 27. 61; 28. 1 - Bruner. 2004. P. 801; Luz. 2005. P. 580; Бокэм. 2015. С. 362). М. выступает в евангельском повествовании как одна из наиболее преданных учениц Христовых: она следовала за Господом во время Его проповеди в Галилее, служила Ему и сопровождала Его в последнем путешествии в Иерусалим (Мф 27. 55-56). Вместе с др. женщинами она стала одной из основных свидетельниц крестных страданий Спасителя, Его погребения и ангельской вести о Его воскресении (Мк 16. 1-9; Мф 28. 8; Лк 24. 9-11). Учитывая популярность имени Мария, авторы Евангелий описывают М. по именам ее сыновей. Судя по этому наименованию, вероятно, она была вдовой. В иудейской эпиграфике того времени встречаются сообщения о женщинах, называемых по именам сыновей (CIJ, N 948, 1000, 1007, 1061, 1160). По всей видимости, М., как и ее сыновья, была хорошо известна в раннехрист. общине. Описание М. как матери «Иакова младшего» служило, безусловно, для того, чтобы отличить его от др. носителей весьма распространенного имени, в т. ч., вероятно, и от Иакова, брата Господня. По всей видимости, М. была матерью Иакова Алфеева (ср.: Мк 15. 40 - Luz. 2005. P. 573; Marcus. 2000. P. 655) - именно это отождествление следует считать наиболее достоверным (ср. предание об этом у отдельных авторов древней Церкви, напр.: Beda. Exp. Act. Apost. 1. 13//CCSL. Vol. 121. P. 10). Точная идентификация ее др. сына, Иосии, не представляется возможной ( Hagner D. A. Matthew 14-28. Dallas, 1995. P. 854. (WBC; 2)).

http://pravenc.ru/text/2562080.html

Ответов: 2. Последний ответ: Спасибо. Добавлено на опознание: 2024-01-19 13:45:14 Владелец: komdiv Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона Крещения Господне и Богоявление. Интересует любая информация по ней: история написания, автор, место нахождения и т.п. Фото взято с болгарского сайта " Зелен Свят " http://zelensviat.com/от-кал-да-е-иван-да-е/ Ответов: 4. Последний ответ: Простите! Как были поставлены Вами вопросы, такие ответы и получили. Удачи в поиске. Бог в помощь! Узнаете - напишите, нам также интересно. Добавлено на опознание: 2024-01-15 09:02:00 Владелец: Pavel973 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2024-01-15 09:01:23 Владелец: Pavel973 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2024-01-15 09:00:31 Владелец: Pavel973 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2024-01-01 08:23:36 Владелец: Kmn1973 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2023-12-25 19:57:31 Владелец: Venum Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2023-12-25 20:05:23]: Здравствуйте!Нашли икону, помогите пожалуйста найти описание Ответов: 1. Последний ответ: Икона Господа Воскресение Христово (Сошествие Во Ад) http://pravicon.com/image-26914 http://pravicon.com/image-18438 Добавлено на опознание: 2023-12-25 17:30:10 Владелец: drkiff Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона семейная, осталась от бабушки. Фото сделано собственноручно на днях. Сзади грубые доски, сбитые гвоздями. Разбирать короб не хочется. [Добавлено 2023-12-25 17:34:41]: Прошу подсказать, что за святой изображен. Хочется понять, почему именно этот образ хранился в доме. Ответов: 1. Последний ответ: Господь Саваоф http://pravicon.com/icon-606 возможно выпилено из большого изображения типа http://pravicon.com/icon-170 Добавлено на опознание: 2023-12-15 15:13:33 Владелец: mmmmoroz

http://pravicon.com/unknown

Программа X Международного фестиваля «Вера и слово» (16-20 октября 2023) Окт 7, 2023 Новости , Событие , Фестиваль «Вера и слово» Москва, 7 октября . Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ публикует программу X Международного фестиваля «Вера и слово», который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится в подмосковном оздоровительном комплексе «Клязьма» 16-20 октября 2023 года. X Международный фестиваль «Вера и слово» 16-20 октября 2023 года «Церковь и общество: традиционные ценности и глобальные вызовы» ПРОГРАММА День первый, 16 октября (понедельник) с 16:00 — Прибытие, регистрация, заселение участников фестиваля в номера ОК «Клязьма» 18:15-19:45 — Ужин (Большой Андреевский зал) 20:00-21:00 — Встреча председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды с представителями профильных епархиальных подразделений (Большой Екатерининский зал) 21:15-23:15 — Показ фильма «Страсти по Матвею» (Россия, 2022, реж. С.И. Ильин, хронометраж 120 мин.) (Большой Екатерининский зал) 23:15-00:00 — Обсуждение фильма с авторами (Большой Екатерининский зал) — С.И. Ильин (режиссер фильма), М.Р. Мигранова (ведущий продюсер), Т.Е. Серебренникова (ведущий продюсер) День второй, 17 октября (вторник) 8:00-9:30 — Завтрак (Большой Андреевский зал) 09:45-10:45 — Молебен, официальное открытие фестиваля (Большой Екатерининский зал) 11:00-12:30 — Панельная дискуссия «Церковь и общество перед лицом глобального противостояния» (Большой Екатерининский зал) — М.А. Сучков (директор Института международных исследований и Центра перспективных американских исследований МГИМО МИД России), Н.Ю. Молчаков (декан Международно-правового факультета МГИМО МИД России), Ч. Баусман (создатель англоязычного информационного портала «Russia Insider»), модератор — В.В. Кипшидзе (заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ) 12:45-14:15 — Круглый стол «Церковно-государственное сотрудничество в сфере защиты традиционных ценностей» (Большой Екатерининский зал) — В.Р.

http://sinfo-mp.ru/programma-festivalya-...

прот. Александр Прокопчук Пятнадцатая Глава Образ виноградной лозы «Я – истинная виноградная лоза» (15:1). Это последнее в четвёртом Евангелии самоопределение, начинающееся с «Я есмь»; оно продолжено словами: «и Отец Мой – виноградарь» 181 . В этом сравнении, как и в некоторых других случаях (6:31, 15:11), Господь пользуется идеями и образами, которые были частью религиозного наследия иудейского народа. В Ветхом Завете Израиль часто изображается в виде виноградника: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» ( Ис 5:17 ). «Я насадил тебя как благородную лозу», – говорит Бог Израилю через пророка Иеремию ( Иер 2:21 ). В пятнадцатой главе книги Иезекииля пророк уподобляет Израиль лозе. И далее: «Твоя мать была как виноградная лоза, посаженная у воды» ( Иез 19:10 ). «Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод» (Ос 10:1). Лоза стала образом Израиля, она была эмблемой маккавейских монет. Одним из украшений храма была золотая лоза над входом в Святилище. Знаменательно, что лоза в Ветхом Завете всегда упоминается в связи с идеей вырождения. Исаия рисует картину одичавшего виноградника. Иеремия говорит, что лоза, которую Бог насадил как благородную и самую чистую, «превратилась в дикую отрасль чужой лозы». Бог ждал от неё доброго плода, однако лоза выродилась и стала производить негодные плоды. Поэтому в том, что Иисус назвал Себя «истинной виноградной лозой», присутствует идея замены. Израиль будет оставлен Богом из–за отвержения Его Сына. Иисус и те, кто приобщён к Нему своей верою, станут новой и истинной лозой. Виноградарь заинтересован в том, чтобы на лозе было «много плода». Для этого Он очищает её ветви, «чтобы больший плод приносили» (15:2). Очищение учеников через проповедь Иисуса Христа (15:3 «Вы уже чисты чрез слово, которое Я сказал вам») надо понимать не как произошедшую с ними нравственную перемену, а скорее как их готовность принести «плод» благодаря знанию Его учения 182 . Ранее Господь уже сказал, что принять Отца и Сына смогут лишь те, кто поверил в Его слова (14:26). Теперь Он пять раз повторяет призыв «Пребудьте во Мне» (в четырёх стихах, с 4–го по 7–й) и дважды указывает на взаимозаменяемость Своего слова и Себя Самого 183 : «Слово, которое Я сказал вам. Пребудьте во Мне, и Я – в вас», «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут» (15:3 – 4, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Craig S. Keener The fish sign. 21:1–14 OTHER SOURCES MAY SUGGEST that Jesus revealed himself on a regular basis to the disciples immediately after the resurrection; Luke seems most emphatic about this point (Acts 1:3), though he omits the Galilean appearances and may therefore refer to a state after the disciples had returned to Jerusalem (reading Luke, one would not know that they had left Jerusalem). In any case, John is emphatic that this is the disciples» third revelation (21:14); that Jesus manifested himself to them also frames this sign narrative (21:1, 14), underlining the significance of this appearance. When John counts, it may be primarily to tie events together (compare 2:1,19; 2:11 with 4:54); this event takes the previous resurrection appearances to a fuller level, though Thomas " s christological confession was climactic. What is John " s point? In the light of the rest of the Gospel, Jesus again provides food for his people (6:10–11; cf. Rev 7:16–17; 12:6); the emphasis here will be spiritual food (4:32–34; 6:35; 10:9; see 21:15–17). Given the following dialogue, the point of the narrative seems to be to define more specifically the character of Jesus» call in 20:21, especially for church leaders: loving Jesus requires Jesus» servants to love Jesus» followers. The Setting: Failing at Fishing (21:1–3) These verses provide examples of typical Johannine language in the nontheological vocabulary when one would least expect it from a later hand: for example, «after these things» (21:1; see 3:22; 5:1,14; 6:1; 7:1). Likewise, only this Gospel calls the lake «the sea of Tiberias» (6:1) or mentions Tiberias at all (6:23). In the very incomplete list of Jesus» followers here, 10853 the two named characters besides Peter (who is necessary to the following story) are distinctly Johannine: only in this Gospel does Thomas appear outside lists of names (11:16; 14:5; 20:24–28) and is he called Didymus, meaning «Twin» (11:16; 20:24) ; 10854 and only in this Gospel do Nathanael and Cana appear (1:45–49; 2:1,11; 4:46). 10855 The «sons of Zebedee» admittedly weigh against the thesis that this epilogue stems from the same author or source, since the rest of the Gospel reflects a studied, probably deliberate avoidance of mentioning them; but it is noteworthy that even here they are not individually named. The mention of Thomas (21:2) provides a connection with the previous narrative (20:24–29), 10856 demonstrating that he did persevere.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Metropolitan Tikhon addresses clergy, faithful of the Diocese of the Midwest admin 15 April 2013 April 14, 2013 In a pastoral letter dated April 14, 2013, His Beatitude, Metropolitan Tikhon addressed the clergy and faithful of the Diocese of the Midwest with regard to recent events concerning His Grace, Bishop Matthias. The complete text as it appears below also is available in  PDF format . PASTORAL LETTER April 14, 2013 Sunday of Saint John of the Ladder To the Very Reverend and Reverend Fathers, Reverend Deacons, Venerable Monastics, Esteemed Members of the Diocesan and Parish Councils and Faithful of the Diocese of the Midwest, The past eight months have been difficult for the entire Diocese of the Midwest and have seen the clergy and faithful in all of the parishes deeply affected by the matter of the allegations against His Grace, Bishop Matthias.  The resolution of this matter has likewise required significant attention and the Holy Synod recognizes the stress that everyone has been under during this time. Since Archbishop Nathaniel’s letter to the diocese of November 3, 2012, the Holy Synod has been carefully reviewing all aspects of this matter, including the Report of the Response Team that investigated the complaint, the Report of the Institute which offered the week-long evaluation and the discussions held at the Assembly and Diocesan Council of the Diocese of the Midwest. At the Spring Session of the Holy Synod, held on March 11-14, 2013, the members of the Holy Synod met with His Grace, Bishop Matthias, and came to a consensus on this matter.  After much prayer and deliberation, the Holy Synod regretfully determined to recommend to their brother, Bishop Matthias, that he retire voluntarily from his position as diocesan bishop for the Diocese of the Midwest. Although His Grace was obedient to all the directives placed upon him by the Holy Synod, it was the Holy Synod’s considered opinion that the healing of the Diocese and of the complainant, as well as Bishop Matthias’ own healing, would not be possible should he be returned to the Diocese as a ruling hierarch.  The Holy Synod offered him some time to reflect upon this action and to plan for his transition.

http://pravmir.com/metropolitan-tikhon-a...

В Новгороде, на Торговой стороне, у Федоровского или иначе Плотницкого ручья, на углу улицы, которая в древности называлась Федоровской, есть каменная церковь во имя Федора стратилата, церковь напоминающая древность и размерами и строем, резко отличающаяся всем от пристроек, к ней приделанных в конце 17 века. О существовании в этом месте церкви этого имени в Новгородских летописях есть упоминание с конца 13 и начала 14 века 1 . Под 1292–6800 отмечено, что «начаша сладети церковь св. Феодора коя бе порушалася»; под 1294–6802 г. что «свершиша церковь св. Федора и свяща ю владыка Климент»; под 1329–6837 г. что «без князя и без Новгородцев загореся Ондрешков двор в Плотниках и погоре до Федора святого». Эти упоминания касаются впрочем не той церкви, которая теперь существует. Церковь св. Федора, обновленная в конце 18 века погибла окончательно, как кажется в тот страшный пожар 1340–6848 г., когда огонь, опустошив значительную часть Софийской стороны «переврежеся чрез Волхово на ону сторону (Торговую)» и когда «тамо вскоре до вечерни погоре вся сторона от Феодорова ручья в Славно и до поли и церкви камены и древины и домове», когда одних церквей сгорело около 50-ти (по одному известию 43, по другому 50). После этого пожара Новгород не скоро мог поправиться. Двадцать лет прошло, пока нашлись строители и для церкви св. Федора: в 1360–6868 г. «Семеон Андреевич с боголюбивою матерью своею Натальею заложи церковь камену св. Феодора на Федоровой улице», а в 1369–6869 ее «свершиша». Эта-то церковь , произведение начала второй половины 14 века, существует до сих под, упраздненная, запертая так, что и попасть в нее трудно, впрочем все еще крепкая. Можно думать, что и она не раз терпела от пожаров разорявших Плотницкий конец Новгорода в 14 и 15 веках (см. в лет. под гг.6876, 6907, 6911,6927 и пр.); но об ее обновлении нет никакого известия ни от этого времени, ни от более позднего, до конца 17 века. В 1696 году она очень потерпела от пожара, а в следующие два года (1697 и 1698 г.) «приходскими людьми и оных христолюбцев подаянием», вновь построены были, как говорит запись, хранящаяся в церкви, св. иконы и книги и ризы церковные и утвари (Архим. Макария – Археолог, описание церковных древностей Новгорода и окрестностей, I. 357). Недолго спустя пристроены к ней паперть и колокольня. Что это время не переделывали ничего в самой церкви, не закладывали окон, где они должны было казаться неуместны, не пробивали новых, ни красили внутренних сторон стен и т.п. – это очевидно. Не делали этого и прежде: по крайней мере, так позволяет думать взаимная сообразность всего здания церкви и ее украшений и сходство всего этого с тем, что видим в других церквях 14 века. Даже и подправки делались беззатейно: где штукатурка отваливалась, там вмазывали новую известь и только, нисколько не заботясь подкрашивать то место, хоть как-нибудь, под цвет уцелевшей разрисовки.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24     Личность писателя Евангелия Происхождение Евангелия от Луки Повод и цель, место и время написания Евангелия О подлинности и целости Евангелия от Луки Содержание Евангелия План Евангелия Источники и пособия при изучении Евангелия от Луки     Личность писателя Евангелия Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей ( Евсевия Кесарийского , Иеронима, Феофилакта, Евфимия Зигавина и др.), родился в Антиохии. Имя его, по всей вероятности, представляет собой сокращение римского имени Луцилий. Был ли он по происхождению иудей или же язычник? На этот вопрос отвечает то место из Послания к Колоссянам, где апостол Павел отличает Луку от обрезанных ( Кол.4:11–14 ) и, следовательно, свидетельствует о том, что Лука был родом язычник. Можно с уверенностью предположить, что, прежде чем вступить в Церковь Христову, Лука был иудейским прозелитом, так как он очень хорошо был знаком с иудейскими обычаями. По своей гражданской профессии Лука был врачом ( Кол.4:14 ), а церковное предание, хотя и довольно позднее, говорит, что он занимался и живописью (Никифор Каллист Ксанфопул. «Церковная история»). Когда и как он обратился ко Христу – неизвестно. Предание о том, что он принадлежал к числу 70 апостолов Христовых (Epiphanius. Adversus haereses, LI, 12 и др.), не может быть признано заслуживающим доверия ввиду ясного заявления самого Луки, который не включает себя в число свидетелей жизни Христа ( Лк.1:1 и сл.). Он выступает в первый раз спутником и помощником апостола Павла во время второго миссионерского путешествия Павла. Это имело место в Троаде, где, может быть, до этого и жил Лука ( Деян.16:8 и сл.). Затем он был с Павлом в Македонии ( Деян.16:10 и сл.) и, во время третьего путешествия, в Троаде, Милете и других местах ( Деян.24:23 ; Кол.4:14 ; Флм.1:24 ). Он сопровождал Павла и в Рим ( Деян.27:1–28 ; ср. 2Тим.4:10 ). Затем сведения о нем прекращаются в Писаниях Нового Завета и только сравнительно позднее предание ( Григорий Богослов ) сообщает о его мученической кончине; его мощи, по свидетельству Иеронима («De viris illustribus», VII), при императоре Констанции перенесены были из Ахеи в Константинополь. Происхождение Евангелия от Луки

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010