После кончины митр. Игнатия Готская и Кафская епархия прекратила существование, вместо нее в 1787 г. было учреждено полусамостоятельное Феодосийское и Мариупольское викариатство Славянской и Херсонской (позже Екатеринославской и Херсонской) епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ) с кафедрой в Феодосии (см. в ст. Кафское викариатство ). Викариатство упразднили в 1799 г. Императорским указом от 20 июня 1808 г. для греч. церквей было создано Мариупольское греч. духовное правление, к-рое возглавил свящ. Павел Дмитриевский, настоятель Марие-Магдалининской ц. на окраине Мариуполя (ныне пос. Агробаза). 15 сент. 1820 г. начало работу 2-классное городское приходское уч-ще для греков, просуществовавшее до 1825 г. Преемником приходского стало Мариупольское уездное ДУ, располагавшееся в 1825-1831 гг. в церковном доме в с. Сартана, в 1831-1855 гг.- в здании на окраине Мариуполя, с 1857 г.- в бывшем митрополичьем подворье в центре Мариуполя. В 1910 г. в Мариуполе открылось епархиальное женское ДУ - 2-е в Екатеринославской губ., при нем в 1911 г. начала работу образцовая одноклассная церковноприходская школа. Оба уч-ща в Мариуполе просуществовали до 1918 г. В 1912 г. духовенство выступило с инициативой создания на базе Таганрогского викариатства самостоятельной Таганрогско-Мариупольской епархии для усиления антисектантской миссии среди донских казаков и приазовских греков, однако Синод данную инициативу не поддержал. С 1919 г. существовало полусамостоятельное Мариупольское и Бердянское викариатство Екатеринославской епархии. Мариупольским архиереем стал еп. Андрей (Одинцов). В 1923 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей он был судим по обвинению в сокрытии ценностей, что стало причиной перехода его в обновленчество ; в том же году он стал «епископом Таганрогским», викарием раскольнической Донецкой епархии. В 1925-1927 гг. в документах упоминается прот. Павел Андреев, уполномоченный по управлению правосл. Мариупольским вик-ством. В составе обновленческой Донецкой епархии было образовано Мариупольское вик-ство, к-рое возглавил уездный уполномоченный «Живой церкви» прот. Георгий Доманицкий. Обновленческой Мариупольской епархией управляли: Августин Разумовский (1925-1926), Макарий Быстров (1926-1927), Амвросий Нагорский (1927-1928), Иоанн Славгородский (1928-1930), Рафаил Прозоровский (1930-1935). В Мариупольской округе с 1928 г. были учтены 53 общины РПЦ, 42 прихода обновленцев.

http://pravenc.ru/text/2562072.html

С июля 1922 по 14 марта 1923 г. собор принадлежал Петроградской автокефалии, затем до закрытия стал обновленческой кафедрой. Первый раз собор закрывали весной 1927 г., окончательно - 14 июля 1928 г. на основании постановления президиума Ленсовета о его передаче Главнауке под музей; имущество было реализовано через Госфонд, сняты и переплавлены все колокола. С 1930 г. в И. с. располагался Гос. антирелигиозный музей (с 1937 с функциями историко-художественного характера). С 1930 по 1986 г. здесь находился маятник Фуко (длина 98 м). С сент. 1941 г. в соборе располагалось межмузейное хранилище, в частности экспонаты музеев из пригородов. Купола покрыли защитной краской; здание, особенно интерьеры, пострадало от бомбежек, артобстрелов, сырости и холода. Так, была смыта работа Бруни «Адам и Ева в раю» над зап. дверями (воссоздана реставраторами). После разрушений военного времени реставрационные работы с 1945 г. возглавлял архит. А. Л. Ротач. С 1947 по 1950 г. в соборе проходила консервация настенной живописи, в 1954-1958 гг. под рук. Я. А. Казакова - реставрация живописи в центральном нефе, в 1959-1963 гг. восстанавливали живопись зап. части собора и центрального купола. В те же годы под рук. Е. В. Поповой осуществлена реставрация витража. С 1956 по 1963 г. восстанавливали внутреннюю мраморную облицовку стен, с 1967 г.- наружную облицовку. 23 июня 1957 г. музей был вновь открыт для посетителей, в 1963 г. он получил статус Гос. музея-памятника. 17 июня 1990 г., в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, первую после 1928 г. Божественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 6 нояб. 1990 г. Патриарх Алексий II служил в И. с. великую вечерню и благодарственный молебен в связи с возвращением городу его исторического названия. В 1998 г. реставрирован алтарный витраж. 4 янв. 2000 г. в соборе был установлен и освящен митр. С.-Петербургским и Ладожским Владимиром воссозданный престол главного алтаря из итальянского мрамора. С 12 сент. 2002 г. в соборе, сохраняющем музейный статус в составе «Музея 4 соборов», регулярно совершаются службы в Александро-Невском приделе. В 2011 г. пасхальное богослужение в И. с. возглавил митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).

http://pravenc.ru/text/674760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Павлинов, свящ. Фотография. Тюрьма. 1937 г. Алексеевич Павлинов (20.11.1881, погост Балагое Великолуцкого у. Псковской губ. (ныне дер. Бологое Новосокольнического р-на Псковской обл.) - 23.09.1937, Калинин (до 1931 и ныне Тверь)), сщмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи псаломщика. Окончил Великолукское ДУ. Был послушником в Святогорском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре Псковской (ныне Великолукской) епархии. В 1899 г. был назначен псаломщиком к Богоявленскому храму на погосте Балагое на место ушедшего за штат отца. 8 марта 1907 г. переведен в Троицкую ц. в Вел. Луках. 24 мая 1911 г. рукоположен во диакона, оставлен на псаломщической должности в той же церкви. 17 авг. 1916 г. переведен диаконом к Покровской ц. погоста Ново-Покровского Торопецкого у., 29 янв. 1917 г.- в Троицкую ц. погоста Плеса Новоржевского у. Псковской губ. В 1921 г. перешел в Тверскую епархию, служил диаконом в ц. Иоанна Предтечи в Твери. Сщмч. Николай Павлинов. Икона. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Николай Павлинов. Икона. 10-е гг. XXI в. В марте 1928 г. Тверской митр. Серафим (Александров) рукоположил Н. во иерея и назначил настоятелем Богоявленской ц. в с. Никитском Кимрского у. Тверской губ. Этот приход был в то время захвачен обновленцами, но трудами Н. его удалось присоединить к Патриаршей Церкви. Однако староста и псаломщик храма, сочувствовавшие обновленцам, были недовольны этим и при помощи властей добились закрытия храма и передачи здания под школу. 15 сент. 1928 г. Н. согласно прошению был выведен за штат. С тех пор стал странствовать. Несколько раз он приезжал в Москву и здесь останавливался при храмах у своих знакомых. Жил он в это время подаянием. Утром 8 марта 1930 г. Н. стал просить милостыню у дверей Мосторга на Рогожской заставе. Через час к месту, где собрался народ, подошел милиционер и доставил священника в 43-е отд-ние милиции. До окончания следствия Н. содержался при комендатуре ОГПУ. 23 марта 1930 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ по обвинению в том, что он, «бродяжничая и собирая милостыню, вел агитацию о гонении на духовенство», Н. был приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. На следующий день после приговора был переведен в Бутырскую тюрьму, откуда с очередным этапом отправлен на Север.

http://pravenc.ru/text/2565772.html

К 1922 г. архиеп. Агапит вернулся в Екатеринослав (к 1921 на территории Екатеринославской губ. установилась советская власть), в сент. этого года он направил в епархиальный комитет «Живой церкви» письмо с просьбой о присоединении к обновленчеству . В нояб. того же года архиерей был арестован, скончался в тюрьме ок. 1926 г. В 1922-1938 гг. существовала обновленческая Екатеринославская (Днепропетровская) кафедра с Мариупольским и Луганским (Ворошиловградским) викариатствами. В 1919 г. правосл. Екатеринославской епархией управлял, возможно, еп. Димитрий (Вербицкий) , затем еп. Ермоген (Максимов) , эмигрировавший вместе с армией ген. П. Н. Врангеля. В 1922-1924 гг. епархией управлял архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , поставленный в 1921 г., в 1924 г. высланный из Екатеринослава в Москву и вскоре арестованный. В янв. 1926 г. архиерей присоединился к григорианскому Высшему временному церковному совету , был назначен на Екатеринославскую кафедру, в июне того же года принес покаяние, после чего был уволен на покой и жил в Москве. Особое значение для сохранения канонического Православия на Украине в кон. 20-х гг. имела деятельность Днепропетровского еп. сщмч. Макария (Кармазина) , назначенного на кафедру в 1925 г. В дек. того же года архиерей был выслан из Екатеринослава, в кон. 1927 г. арестован. В 1928-1937 гг. епархией управлял еп. Георгий (Делиев) , в 1932/33 г. присутствовавший в Москве на зимней сессии Свящ. Синода. В эти годы совершались массовые закрытия храмов, в 1930 г. прекратились богослужения в днепропетровском Преображенском соборе, в 1934 г.- в Свято-Троицкой ц. В 1917-1937 гг. существовали вик-ства Екатеринославской (Днепропетровской) епархии: Приазовское и Таганрогское (1911-1919), Александровское и Павлоградское (1917-1933), Бахмутское (Артёмовское) (1921-1924), Криворожское (1923-1924, 1928-1930), Мариупольское (1917-1926). Церковная жизнь возродилась на Днепропетровщине во время оккупации ее нем. войсками. В авг. 1942 г. Днепропетровским епископом канонической Украинской автономной Церкви был назначен Димитрий (Маган) . В 1942 г. в епархии открылись 318 приходов, из них 10 в Днепропетровске, возобновилось богослужение в днепропетровских Преображенском соборе и Троицкой ц., Тихвинском и Свято-Иосифовском мон-рях. В янв.-сент. 1943 г. еп. Димитрий управлял Донецкой епархией, при приближении советских войск уехал на Запад. В мае 1942 г. Днепропетровским и Запорожским епископом Украинской автокефальной православной церкви был поставлен поддержанный оккупационными властями Геннадий (Шиприкевич), сторонник Поликарпа (Сикорского) , возглавлявшего автокефалистов. Геннадий противодействовал еп. Димитрию, в 1943 г. эмигрировал.

http://pravenc.ru/text/178625.html

В июне 1918 г. был делегатом от Витебского городского благочиннического округа епархиального съезда, избран сверхштатным членом епархиального управления. На съезде сделал доклад о деятельности епархиального кооператива «Надежда» по обеспечению продовольствием и оказанию социальной помощи беднейшему населению города. В сент. 1918 г. арестован по обвинению в хищении имущества духовной консистории. 21 февр. 1919 г. Витебский губернский революционный трибунал прекратил дело за отсутствием состава преступления. Однако прот. П. Гальковский не был освобожден или же вновь был арестован через короткое время. Его вывезли в Москву, где он содержался в Бутырской тюрьме как заложник. В 1919 г. освобожден, проживал в Москве. В том же году пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. Был духовником на Афонском подворье, затем возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Высокопетровского муж. мон-ря. 18 июля 1921 г. хиротонисан во епископа Бузулукского, викария Самарской епархии. Управлял Самарской епархией до назначения в февр. 1922 г. Самарским архиереем еп. сщмч. Анатолия (Грисюка ; впосл. митрополит). Вместе с еп. Анатолием отказался признать организованное при поддержке властей в мае 1922 г. обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). 24 авг. 1922 г. ВЦУ уволило П. на покой и предписало ему покинуть Самарскую епархию, однако он не подчинился этому решению. 24 февр. 1923 г. еп. Анатолий был арестован, а П. выслан из Самары в Москву. 15 сент. того же года арестован по обвинению в антисоветской деятельности, заключен в Таганскую тюрьму. В марте 1924 г. выслан в Красноводск (ныне Туркменбаши, Туркмения), с апр. 1927 г. находился на положении ссыльного в Казани. Освобожден из ссылки в сент. того же года, видимо, по ходатайству заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси), чью «Декларацию» 1927 г. П. поддержал. 15 сент. 1927 г. назначен епископом Егорьевским, викарием Рязанской епархии. Управлял Воронежской (февр.-апр. 1928) и Владимирской (янв.-нояб. 1929) епархиями. 31 марта (по др. данным, 13 нояб.) 1929 г. назначен епископом Иваново-Вознесенским, правящим архиереем выделенной из состава Владимирской Иваново-Вознесенской епархии. 9 апр. 1930 г. возведен в сан архиепископа. 9 нояб. того же года введен в число постоянных членов Временного Священного Синода РПЦ. 1 мая 1932 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 1 февр. 1933 г. в связи с переименованием Иваново-Вознесенска в Иваново П. стал именоваться «архиепископ Ивановский». В 1935 г. возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2578481.html

365 Староста одного из храмов Сергиева Посада, из крестьян. Почему он был поставлен чуть ли не в заголовок дела – не ясно, м.б., просто по алфавиту. 366 По этому делу проходили, кроме Ал. Ив. Габрияника: П. Флоренский , Княжна Анна Дмитриевна Шаховская, Александра Саввишна Мамонтова, священник из Хотькова Александр Сергеевич Архангельский (последний был против царизма и советской властью доволен), священник Михаило-Архангельской церкви г. Сергиева – Соболев Василий Сергеевич, профессор МДА Глаголев Сергей Сергеевич , ряд монахов Троице-Сергиевой-Лавры и многие другие. Полный список арестованных даем в работе «Сергиев Посад и Лавра за последние сто лет», гл. IX, п. 4. (готовится к печати). 367 Или: Кремышенский, Ал-др Анатол. (Серпухов, 1897–1931, 4.06), ок. 3 курса МДА. 1924 – настоятель Троицкого собора в Серпухове и благочинный округа. Возглавил оппозицию митр. Сергию в Серпухове, где 2 янв. 1928 г. созвал собрание духовенства и поехал к М.А. Новоселову и в Ленинград к еп. Дмитрию (Любимову), от которого получил благословение на свою деятельность. 14 авг. 1928 г. арестован, 8 октября осужден на 3 года Соловков. Работал в Кеми санитаром у врача – епископа Максима (Жижиленко). В 1930 г. срок продлен на 2 года. В 1931 году 27 янв. доставлен в Бутырку, 18 февр. приговорен по делу ИПЦ к в.м.н. и 4 июня расстрелян. Похоронен на Ваганьк. кл-ще [ " За Христа пострадавшие», т. 1, с. 642]. 368 Криволуцкий В.В. (Орел, 25.11.1888–1956, 29.03 Москва.). В 1910 г. ок. юрфак ИМУ и служил в Мин-ве финансов. В 1915 г., окончив артел. курсы, ушел на фронт. В 1921–22 гг. слушал курсы Правосл. Народ. Академии и прислуживал в ц. Кира и Иоанна на Солянке у иерея Сергия Битюгова. С 6.03.1922 -диакон. 9 сент. 1923 г. рукоположен во иерея в ц. Пимена Великого Патриархом Тихоном. В 1924–1930 гг. и.о. настоятеля Знаменской ц. в Шереметевском пер., был в оппоз. к митр. Сергию. В 1930–33 гг. в ссылке на Пинеге. В 1933–1946 гг. нелегально служил в Москве и Егорьевске. Арестован 21 апр. 1946 г. и 30 ноября приговорен к 10 годам ИТЛ (Красноярск, Москва, Казахстан). В 1955 г. освобожден из-за болезни. Похоронен на 17 уч. Немецкого кладбищ [ " За Христа пострадавшие», т. 1-й, с. 645].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Когда в 1928 г. колониальные власти собирались отмечать 50-летие брит. правления на Кипре и пригласили участвовать в торжественных мероприятиях Кирилла III, тот после консультаций с греч. политиками призвал население к их бойкоту (окружное послание от 6 марта 1928). В связи с приходом к власти Лейбористской партии кипрские депутаты 10 сент. 1929 г. направили в Лондон делегацию во главе с митр. Никодимом для переговоров с министром по делам колоний, которые не принесли положительных результатов. В 1929-1930 гг. началась конфронтация греч. депутатов Законодательного совета с губернатором Р. Сторрсом по ряду тем (бюджет, реформа образования, цензура печати). В янв. 1930 г. по инициативе митр. Никодима вместо Политической орг-ции Кипра была создана Национальная орг-ция Кипра (ЕОК, Εθνικ Οργνωσις Κπρου), к-рую также возглавил Кирилл III. В число 37 руководителей этой орг-ции входили члены Свящ. Синода, игумен Киккского мон-ря, представители др. мон-рей, греч. депутаты Законодательного совета и др. деятели. 1-й акцией EOK была организация массовых мероприятий по всему Кипру за объединение с Грецией 25 марта 1930 г. После того как вопреки мнению Законодательного совета губернатор ввел в действие новый таможенный тариф (11 авг. 1931), греки-киприоты стали призывать своих депутатов покинуть совет. Митр. Никодим первоначально придерживался мнения, что уход греческих депутатов приведет к усилению произвола властей, но под давлением общественного мнения 17 окт. 1931 г. он вышел из состава Законодательного совета и распространил брошюру с призывом к гражданскому неповиновению колониальной администрации. 18 окт. митр. Никодим выступил перед жителями Ларнаки, а 20 окт. в Лимасоле. На митинге 21 окт. в Никосии эконом ц. Пресв. Богородицы Фанеромени архим. Дионисий Киккотис провозгласил восстание. Когда собравшиеся двинулись к резиденции губернатора, он возглавил шествие, неся флаг Греции. Резиденция была подожжена, а войска открыли огонь и разогнали собравшихся. 24 окт. митр. Никодим был арестован. 25 окт. митр. Киринийский Макарий не был допущен полицейскими в столицу. Вернувшись в Киринию, он произнес речь, в к-рой резко осудил брит. тиранию, а затем повел народ к зданию брит. комиссара Киринии, на к-ром подняли греч. флаг вместо английского. Прибывшие в город англ. воинские части захватили митрополичью резиденцию и арестовали митр. Макария. Китийский и Киринийский митрополиты, а также архим. Дионисий были отправлены в ссылку. Впосл. Дионисий Киккотис стал епископом Мареотидским Александрийской Православной Церкви. Митрополита Леонтия Пафосского во время восстания в окт. 1931 г. не было на Кипре, он участвовал в международных симпозиумах (догматическая комиссия Церквей в Лондоне и съезд старокатоликов в Бонне). Британские власти запретили ему возвращаться на Кипр. Только в июне 1932 г. в результате мн. усилий Кириллу III удалось добиться для митр. Леонтия разрешения вернуться на остров.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Свящ. Сергий Булгаков среди преподавателей Православного богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже (в центре 1-го ряда). Фотография. 30-е (?) гг. ХХ в. Эмиграция - самый длительный (1923-1944) и самый интеллектуально-насыщенный при всей своей внешней статичности период в жизни Б. После непродолжительных странствий (К-поль - Прага) о. Сергий занимал кафедру церковного права и богословия на юридическом фак-те Русского научного ин-та в Праге (весна 1923 - лето 1925). В июле 1925 г. Б. переезжает в Париж, где занимает в статусе профессора кафедру догматического богословия новооткрывшегося Православного богословского ин-та прп. Сергия. С 1931 г. Б.- инспектор ин-та (после митр. Вениамина (Федченкова) ), с 1940 г.- его декан; в 1943 г. получил степень д-ра церковной истории honoris causa. Как общественно-церковный деятель Б. включился в процесс создания и развития Русского студенческого христианского движения (1923 - съезд в Пшерове, Чехословакия; 1924 - съезд в Аржероне, Франция; 1925 - съезд в Хопове, Сербия, и т. д.); он участвовал в англо-рус. конференции в Сент-Олбансе (Великобритания) в дек. 1927 - янв. 1928 г., на к-рой создано Албания святого и преподобного Сергия содружество , и шире - в экуменическом движении, в работе Всемирных христианских конференций в Лозанне (3-21 авг. 1927), Оксфорде (июль 1937) и Эдинбурге (авг. 1937). В период эмиграции Б. пишет самые известные богословские сочинения: «малую» («Купина неопалимая: Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери» (1927), «Друг Жениха: О православном почитании Предтечи» (1927), «Лестница Иаковля: Об ангелах») и «большую» («Агнец Божий: О Богочеловечестве. Часть I» (1933), «Утешитель: О Богочеловечестве. Часть II» (1936), «Невеста Агнца: О Богочеловечестве. Часть III» (опубл. только в 1945 г., т. е. после смерти Б.) богословские трилогии. Практически все др. тексты, написанные в этот период, включая и тексты проповедей (большинство из них опубл. при жизни Б. в сб. «Радость церковная» в 1938), и статьи, имеющие отношение к его экуменической деятельности (наиболее важными из них являются «К вопросу о Лозаннской конференции: (Лозаннская конференция и энциклика папы Пия XI: Mortalium animos)» (1928), «У кладезя Иаковля (Ин 4. 23): (О реальном единстве разделенной Церкви в вере, молитве и любви» (1933) и «Una sancta (Основание экуменизма)» (1938-1939)), в большей или меньшей степени связаны с мотивами и темами «большой» и «малой» трилогий либо являются пролегоменами («Ипостась и ипостасность» (1924), «Главы о Троичности» (1925, опубл. в 1928 и 1930), «Св. Петр и Иоанн: Два Первоапостола» (1926)) или комментариями (языком самого Б., «экскурсами») к ним. Особое значение имеют работы, содержащие реферативное изложение взглядов Б. этого периода,- «София, Премудрость Божия» (опубл. лишь англ. перевод этой работы: «Wisdom of God: A brief summary of Sophiology» (1937)) и «Православие: Очерки учения православной Церкви» (опубл. в 1964).

http://pravenc.ru/text/153629.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Докторов (Дохтуров) Владимир Иванович; 1872, с. Губачёво Угличского у. Ярославской губ.- 1938?), деятель иосифлянского движения (см. ст. Иосиф (Петровых) ), бывш. еп. Каргопольский. Из крестьянской семьи. В 1886 г. поступил послушником в Никандров в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь Псковской губ., где был пострижен в монашество. В 1902 г. стал студентом КазДА, во время учебы был рукоположен во иеродиакона, служил в храме казанского в честь Преображения Господня мон-ря . В 1905 г. окончил академию и был направлен в Киргизскую миссию в г. Семипалатинск. В 1923 г., будучи иеромонахом Пинежского мон-ря в Архангельской губ., за сопротивление обновленчеству выслан на Алтай. 29 авг. 1924 г., после поездки к св. Патриарху Тихону , В. в Москве был хиротонисан во епископа Горно-Алтайского, викария Новосибирской епархии. На Алтай не поехал, получив новое назначение на север России, являлся викарием сев. епархий: в 1925 г.- епископом Пинежским, викарием Архангельской епархии; в 1925-1926 гг.- епископом Яранским, викарием Вятской епархии; в 1926-1927 гг.- епископом Вытегорским, викарием Олонецкой епархии, с 1927 г.- епископом Каргопольским, викарием той же епархии. Жил в Петрозаводске, начиная с июля 1926 г. приезжал в Ленинград, периодически служил в соборе Воскресения Христова (Спас на Крови). Не признал «Декларацию» 1927 г . и не поминал за богослужением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , 19 февр. 1928 г. был отстранен от управления Каргопольским вик-ством. 19 мая 1928 г. в Петрозаводск назначили еп. Артемия (Ильинского) , В. был направлен в Пинегу, но назначения не принял и поселился в Ленинграде. Нек-рое время епископ колебался в определении своей позиции, неск. раз служил в Александро-Невской лавре , подчинявшейся митр. Сергию, однако осенью 1928 г. присоединился к иосифлянам. По поручению архиеп. Димитрия (Любимова) В. в Моисеевской ц. на Пороховых совершил ок. 20 тайных постригов в монашество. В нояб. 1929 г. митр. Иосиф благословил В. на управление Каргопольским вик-ством. 7 дек. 1930 г. В. был арестован в Ленинграде по делу «Истинно-православной церкви». На допросах заявил: «Видя и слыша попрание святой веры Христовой богоотступниками, решил твердо и согласен страдать с людьми Божьими, даже до крови, готов идти ради Христа на смерть». Постановлением Коллегии ОГПУ от 8 окт. 1931 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок сначала в Ярославском политизоляторе, с 16 сент. 1933 г.- в Соловецком ИТЛ. Освобожден 7 дек. 1935 г., поселился в Мариуполе Донецкой обл. под надзором ОГПУ. По сведениям, приведенным в кн. И. Осиповой «Сквозь огонь мучений и воды слез...» (С. 259), В. был вновь арестован в 1938 г., приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. Однако эта информация не находит документальных подтверждений.

http://pravenc.ru/text/150705.html

В Виленском католич. архиеп-стве неоуниат. приход основан в марте 1925 г. в с. Дзикушки. Его организовал Виленский католич. еп. Е. Б. Матулевич. Настоятелем неоуниат. прихода стал отпавший от Православия свящ. Марк Ячиновский. В авг. 1925 г. православные силой вернули себе храм в Дзикушках. Не позднее авг. 1925 г. появился неоуниат. приход в мест. Альбертин Слонимского повята Новогрудского воеводства. С сент. 1924 до 1939 г. там действовали иезуитская «Восточная миссия» (Missio Orientalis) и новициат «византийско-славянского» обряда. Центром иезуитской миссии стал мон-рь, в к-ром богослужения совершались по вост. (визант.) и зап. (рим.) обрядам. Первым настоятелем мон-ря с титулом протоигумена, а также провинциалом иезуитов вост. обряда в Польше был свящ. Владимир Пионткевич, затем, в 1933-1935 гг.,- Сигизмунд Мочарский. Филиалы мон-ря иезуитов в Альбертине - «миссионерские станции» - были основаны в с. Сынковичи Новогрудского воеводства и в Вильно. Настоятелем «миссионерской станции» в Сынковичах в 1929-1933 гг. был игум. Маркелл Высокинский, в 1933-1935 гг.- игум. Антоний Неманцевич. В Сынковичах Неманцевич первым в униат. практике стал совершать богослужения на белорус. языке. Настоятелем «миссионерской станции» в Вильно в 1930-1935 гг. был Павел Мацевич. В 1937 г. «миссионерская станция» в Вильно получила статус мон-ря; ее члены активно работали с общиной рус. католиков в Вильно, издавали журналы «Христианин» (1928-1931) и «Да злучення» (К соединению, 1932-1936). В марте 1928 г. при поддержке Виленского католич. архиеп. Ромуальда Ялбжиковского (1926-1955) власти Белостокского воеводства зарегистрировали неоуниат. приход в с. Косна Бяльского повята Белостокского воеводства, относившийся к Пинскому католическому еп-ству. Настоятелем там стал бывш. правосл. свящ. Григорий Дроздов. При поддержке Ялбжиковского были организованы неоуниат. приходы в селах Зельвяны (1927) и Свислочь Волковысского повята Белостокского воеводства, в с. Фасты Белостокского повята и воеводства (1928), в с. Сынковичи Новогрудского воеводства, входивших в Виленское католич. архиеп-ство. Ряды неоуниатов пополняли правосл. священники, имевшие конфликты с церковными властями в Польше. Большой резонанс имело пребывание в Н. в 1925-1926 гг. бывш. ректора правосл. Виленской ДС архим. Филиппа (Морозова), в янв. 1927 г. с покаянием вернувшегося в Православие. В 1931 г. вслед. конфликта с епархиальным руководством в Н. перешел бывш. ректор Волынской ДС в Кременце прот. Петр Табинский, ставший одним из идеологов униатства (в том же году отлучен от Православной Церкви).

http://pravenc.ru/text/2564954.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010