Преемником Магомета II был сын его Баязет II (1481–1512 гг.). Это был государь слабохарактерный, любивший более спокойную и роскошную жизнь, чем военные занятия, что, однако, не мешало ему быть по временам жестоким по отношению к своим подданным – как туркам, так и христианам. Пьянство, которому Баязет, вопреки магометанскому закону, подвергался постоянно, доводило его до того, что он нередко по одному капризу умерщвлял самых приближенных к нему лиц. Из-за пустых же причин он делал притеснения и христианам. Так, когда умер (1489 г.) патриарх Симеон Трапезундский, Баязет присвоил себе его имущество; причем забрал и церковные книги, сосуды и иконы. Преемник его Нифонт начал было отстаивать права патриархии за это имущество, но Баязет до того разгневался, что приказал выгнать его из патриархии и города. Патриарха Иоакима (1499–1504 гг.) Баязет низверг с кафедры за то, что он дозволил в одном христианском приходе построить новую церковь . Этот султан весьма часто низвергал и других патриархов, в видах получения большего пескезия с вновь поставляемых. Кроме того, Баязет, вопреки фирману Магомета II, отнимал у христиан церкви и дозволял туркам насильственно обращать христиан в магометанство. При этом некоторые из христиан запечатлели свою твердость в вере мученической смертью. Таковы, например, Иоанн Трапезундский (пострадавший в 1492 г.), Иоанн Эпирот (пострадавший в 1500 г.). После благосклонного отношения к Церкви Магомета II, насильственные действия Баязета представлялись христианам до того возмутительными, что они дали ему прозвание христоненавистника и врага христиан. Следующий султан Селим I (1512–1520 гг.) царствовал блистательно: победил персов (1514 г.), завоевал у мамелюков Сирию и Египет (1514–1517 гг.) и прочее. Но это был кровожаднейший султан. Опасаясь притязаний на свой престол со стороны своих братьев и родственников, он приказал всех их умертвить; даже отца своего, Баязета, хотя тот отказался от престола в его пользу, приказал отравить. От такого султана христиане не могли ожидать ничего хорошего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мисаил , 1654. Александр определён 14 окт. 1658; до мая 1663. Пахомий определён в мае 1663; упом. 1664 и 65. Филарет , в нояб. 1667, в авг. 1668. Боголеп , 1671. Ипполит , 1676–82. Сергий , 1683–87. Варсонофий , 1688. Иосиф 3 мар. 1700 хирот. в архиепископа Великоустюжского. Мисаил , 1700–2. Указом 20 авг. 1702 этот мнтрь уничтожен и обращён в приходскую церковь , а братия перев. в Владимиро-Рождественский; в 1717 был ещё уничтоженным, также – в 1720. ( Павел , 1729–32)? Симеон , 1729, 32, 33, 37; 19 янв. 1739. Иов , 1740–45. Авраамий , с мар. 1745. Иаков , 1751–53. После в Гороховецком Николаевском. Иоасаф , 1759–64. 23 Сновицкий Благовещенский, в Владимирском, уезде существовал в XV веке, а потом был домовый митрополии Московской 205 . Упразднён в 1764 г. [VI. 166.] Игумены Серапион , 1464 и 65. Антоний , 1490–95. Иона , в окт. 1499. Евстратий , 1505. Глеб , 1511–22. Феодосий (строит.) 1593. Симон Карпов (строит.) в мар. 1593, 1594, 99, июль. Варсонофий , 1633–1640. Евфимий , 1641. Феодосий , 1643–50. Дионисий , 1650–61, 67. Феодосий , в окт. (sic) 1665. Иона , 1673–89. Леонтий , 1691–98. Досифей Глебов , 1701–9, перев. в Спасо-Евфимиев. Викентий , 1709–17. Маркелл , перев. из Воскресенского на Обноре, 1717–21. После в Череповецком. Гавриил (из Череповецкого?) упом. в июле 1721. Виктор , 1722–25. После в Козмине. Матфей Головашкин , 1727–1728, отставлен. Виктор (опять) перев. из Козмина 1729; † 17 апр. 1741. Фаддей , из наместн. Цареконстантиновских, 1741–48. Архим. Савватий , 1743; 130 дек. 1758. – Стефан , 1761. Игум. Порфирий , 1764. В 1464 г. от сего митра зависела пустынька Успения Пресв. Богородицы в Славдове (в Владимирской десятине»). 24 Волосов Николаевский, от Владимира в 10 верстах, существовал в XV веке; потом был домовый митрополии Московской; упразднён в 1764 г. [III, 608.] Игумены Иона , 1511. Дементий , 1514–17. Пафнутий , 1519–24. Ануфрий , 1543–46. Порфирий , 1572. Сильвестр , 1573. Иона , 1577. Пимен , 1595–98. Иосиф , 1599 и 1600. Серапион 2 янв. 1621.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1480. Книга Дионисия Ареопагита , письменная, в десть. 1481–1493. Тринадцать книг Соборников, в полдесть, письменные, в коже, застежки и жуки медные. 1494–1496. Три книги Соборники, харатейные письменные, в полдесть, в коже. 1497. Книга житие чудотворца Димитрия, в полдесть, в коже, жуки и застежки медные. 1498. Книга Иоанна Иксарха, в полдесть, в коже. 1499. Григория Беседника, в полдесть в коже. 1500–1501. Две книги Иоасафа Царевича, в полдесть, у одной петли и жуки медные. 1502. Книга Максима Грека, в полдесть, в коже, жуки и застежки медные. 1503. Книга Царства, в десть. 1504–1505. Две книги Исака Сирина, одна в десть, а другая в полдесть. 1506. Книга послания Никонские, в полдесть. 1507–1508. Две книги Златая чепь, в полдесть, жуки медные. 1509. Книга Патерик Скитский, в десть. 1510. Книга Симеона Нового Богослова , в полдесть. 1511. Книга Григория Амиритского, в полдесть. 1512. Книга Григория Синаита . 1513. Книга Синаксарь, в полдесть. 1514. Книга Патерик Печерский, в полдесть. 1515–1516. Две книги послания Никонские, в десть. 1517. Книга Василия Великого беседы, в полдесть. Из Переславля Никитского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 147 года. 1518–1522. Пять книг Прологов, полугодовых и месячных, письменных, ветхи. 1523. Книга Григория Амиритского, в десть, ветха. 1524. Книга Исака Сирина, письменная, в десть. 1525. Книга Синоксарник, письменная, в десть. 1526. Книга Андрея, Христа ради юродивого, в десть, письменная, ветха. 1527. Книга Беседы Ивана Златоустого, о Иоанне Богослове, в десть, ветха. 1528–1529. Две книги Никонских правил, письменная, в десть, ветха. 1530. Книга Летописец Гронограф, письменная, в полдесть, ветха. Из РОСТОВА Борисо-Глебского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 136 года. 1531. Книга Евангелие повседневное, в полдесть, два Евангелиста Матфей да Марко. 1532–1533. Два Устава, письменные, в десть, в кожах. 1534. Книга Сладость, в полдесть, да в ней же о сотворении всея твари. 1535–1536. Две книги Григория Богослова , толковые, одна в десть, а другая в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Басенок, Басенковы : Федор Васильевич Басенок, воевода вел. кн. Василия Темного; его сын Никифор Басенков, окольничий вел. кн. Ивана III, 1485 г. [см. Брех, Верещага] Баса – краса; басенок – красавец; ср. басалай, басена и басиха (Даль) Басины Гаврила Григорьевич и Тимофей Васильевич, 1587 г., Тула Басиха Степан Сергеев, крестьянин, 1490 г., Переяславль Басиха – 1) басалай, 2) лекарка, баба-шептунья (Даль) Баскаковы , в XV в. и позже несколько служилых родов в разных уездах Московского государства [см. Албыч, Будай, Залешепин, Кудаш, Севрин, Тутан] Баскалин Григорий, крестьянин, 1624 г., Курмыш Баско , крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Басков Иван, бортник, 1608 г., Нижний Новгород Баскрыга Дружина [см. Дружина], крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Басман, Басмановы : Данило Андреевич Басман Плещеев [см. Плещей], взят в плен под Оршей в 1514 г.; от него – Басмановы; Басман Григорьевич Кислянский [см. Кисленский], 1596 г., Тула Басман – дворцовый, казенный хлеб; в Москве Басманная слобода дворцовых пекарей; басман – круглый хлеб с басмой (отпечатком) на верхней корке; ср. «вяземские пряники» Басневы Гридя [см. Гридя] и Гавриил, крестьяне, 1496 г., Обонежье Басовы : Александр Третьяков [см. Третьяк], недельщик, г., Новгород; Василий Рудаков [см. Рудак], г., Тула; в XVI–XVII вв. Басовы – несколько родов в Туле, Новгороде и Дмитрове Бастановы : Власий Володин Бастанов, холоп кн. Ивана Юрьевича Патрикеева, 1499 г.; Бустман [см. Бустман] Бастанов, Адаш [см. Адат] и Бедырь [см. Бедырь] Тутмановы-Бастановы, помещики, 1564 г., Новгород [см. Енаклыч, Темеш, Тутман] Бастрыга Еремеев, крестьянин, 1584 г., Заонежье Бастрык, бастрюк – 1) приблудный сын, 2) дрюк, притуга для воза сена (Даль) Басун Василий, крестьянин, 1545 г., Ярославль Батаванов Петр Власьевич, умер в 1580 г., Торжок Батаков Семен, торговый человек, 1638 г., Вологда Батало , крестьянин, 1545 г., Новгород; Дмитрий Баталов, подьячий, 1614–1617 гг., Тотьма [Ср. Боталов] Батальщик Якушка, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Петр Вермилий. Гравюра Гендрика Гондиуса Старшего. 1599 г. (Рейксмюсеум, Амстердам). Фото: rijksmuseum.ne [Лат. Petrus Martyr Vermilius; англ. Peter Martyr Vermigli; наст. итал. имя - Pietro Mariano Vermigli, Пьетро Мариано Вермильи; рус. также Петр Мартир, Петр Вермилий] (8.09. 1499, Флоренция - 12.11.1562, Цюрих), протестант. проповедник и богослов итал. происхождения; внес существенный вклад в развитие реформатского учения о Евхаристии ; сыграл значительную роль в становлении протестант. образования: преподавал в Страсбурге, Оксфорде, Цюрихе. Род. в семье зажиточного сапожника. Начальное образование получил от матери; она же обучила его основам лат. языка. С 1514 по 1518 г. послушник в мон-ре Бадия-Фьезолана близ Флоренции, к-рый относился к латеранской конгрегации регулярных каноников св. Августина. Тогда же в честь католич. св. Петра Веронского (1206-1252) принял имя Петр Мартир, т. е. Петр Мученик. В 1518 г. поступил в Падуанский ун-т, где изучал труды Аристотеля и теологию Фомы Аквинского ; здесь же познакомился с идеями христ. гуманизма . В 1525 г. получил степень доктора теологии и был рукоположен во священника. Выступал с публичными проповедями в Брешиа и др. городах Сев. и Центр. Италии. Самостоятельно изучил древнегреч. и древнеевр. языки. В 1526-1533 гг. читал лекции по философии и по экзегезе Свящ. Писания в различных мон-рях конгрегации. В 1530 г. назначен викарием мон-ря Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье; с 1533 по 1536 г.- был настоятелем 2 монастырей конгрегации в Сполето. Уже в этот период П. М. В. был сторонником проведения церковных реформ. Вероятно, он принимал участие в подготовке «Записки об улучшении Церкви» (Consilium de emendanda Ecclesia), работу над к-рой вела комиссия кардиналов под председательством Гаспаро Контарини ; в 1537 г. документ был представлен папе Римскому Павлу III . В 1537-1540 гг. настоятель мон-ря Сан-Пьетро-ад-Арам в Неаполе. В этот период произошло сближение П. М. В. с испан. религ. писателем и мистиком Хуаном де Вальдесом (1509-1541) и с итал. богословом и реформатором Бернардино Окино (1487-1564). Под их влиянием П. М. В. заинтересовался идеями Реформации и познакомился с трудами Мартина Буцера и Ульриха Цвингли . В 1540 г. вслед. жалобы Каэтана Тиенского П. М. В. обвинили в отрицании существования чистилища и запретили проповедовать. Однако вскоре запрет был отменен, и в 1541 г. П. М. В. стал приором мон-ря Сан-Фредиано в Лукке.

http://pravenc.ru/text/2580408.html

Ибо двое каких-то мужей из земли Иудейской пришли в наш город, имя одному Иоанн, а другому Прохор, проповедуя какое-то новое учение, „волшебским злохитрием“ разрушили храмы великих эллинских 1497 богов и разорили древние законы 1498 . Все деяния их делаем известными державе твоей, чтобы ты судил их по усмотрению своему“ 1499 . Император отвечал на это послание: „мужей лукавых и нечестивых (impios), Прохора и Иоанна 1500 , повелеваем сослать в заточение на остров Патмос“ 1501 . Когда это повеление достигло Ефеса, посланные от императора схватили Иоанна и Прохора. Апостола 1502 заковали в цепи и утвердили их беззаконные „не милостивно“ со многими укоризнами 1503 . Посланных, от царя было 60 человек: 10 протикторов 1504 , 10 слуг 1505 , 40 воинов 1506 ; всех же с корабельщиками было 100 человек. Прохор, ученик Апостола, был также связан. После этого их тотчас отвели на корабль. На корабле им дали место среди рабов и воинов 1507 ; пищею их были хлеб, оцет ( κοιλην ξονς) и вода 1508 . В третий день после отплытия из Ефеса, посланные царя устроили пир; трапеза была богатая яствами и питием; все пели, играли и веселились. В это время один из воинов, еще юноша, неосторожно подбежав к борту корабля 1509 , упал в море и потонул. В этом корабле находился и его отец. Великою скорбью исполнилось сердце несчастного отца: он сам хотел броситься в море, но его остановили. Вместе с ним скорбели 1510 и многие другие. Только не скорбел один Ап. Иоанн. „Почему ты не плачешь с нами? – сказали протикторы, подошедшие к Нему. – Если можешь помочь нам, то помоги“. Обратившись к старейшему, Иоанн спросил: „какого бога почитаешь ты?“ „Аполлона, Дия, Ираклия“, отвечал он. Обращаясь ко второму, спросил: „а ты какого бога почитаешь? “ „Аскилипия, великую Артемиду Ефесскую“ 1511 . Наконец Иоанн спросил всех и каждый исповедал „свою лесть“ ( τν ιδαν πλνην) 1512 . „Столько вы имеете богов, и они не могут помочь вам возвратить 1513 отрока из моря“, отвечал им Апостол. Прошло уже три часа 1514 с того времени, как утонул отрок.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Неприятие реформ в духе модернизма, введенных 2 Ватиканским собором, положило начало движению седевакантизма (считающих Престол св. Петра вакантным, лат. sedes vacans), объединяющим началом которого служит только непризнание правящего папы. Большинство седевакантистов полагают, что папы Иоанн XXIII и Павел VI впали в ересь модернизма и тем самым себя низложили. Все последующие папы также считаются незаконными, так как были избраны после реформы папы Павла IV (1970 г.), согласно которой в выборах папы не могут участвовать кардиналы старше 80 лет. Некоторые седевакантисты также считают незаконными и других пап (например, Пия XII или Либерия) 816 . § 7. Обзор основных изданий святоотеческой письменности Издания трудов отдельных крупных богословов древности начали появляться уже в эпоху Возрождения. В конце 15 в. Теолог–гуманист Иоганн Хейнлин 817 (1425–1496), профессор ряда европейских университетов, заботами которого в Париже был сооружен первый печатный станок, высказал идею издания творений четырех латинских великих учителей Церкви. Базельский типограф Иоганн Амербах (1440/43–1513/15) частично релизовал эту идею, выпустив в свет сочинения Амвросия Медиоланского (1492) и блаж. Августина (1489–1506). За изданиями Амербаха последовала публикация патриотических сборников Иоганна Зихарда (1499–1552) 818 и Иоганна Базиля Герольда (1514–1567) 819 . Среди первых богословов, привлекших внимание ранних книгоиздателей, был также Боэций – в 1491–1492 гг. Дж. и Г. де Грегори издали в Венеции его Opera omnia. После этого собрания вышли два издания Галереана в Базеле (1546 и 1570), а теологические трактаты Боэция (Opuscula sacra) отдельно напечатал Р. Валлин (1656). Памелиус (Жак де Жуани де Памель, 1536–1587), сотрудничавший в издании Index expurgatorius 1571 г. и один из участников основания иезуитского колледжа в Брюгге (1575), издал творения Киприана Карфагенского (Антверпен, 1566), Тертуллиана (Париж, 1584) и Рабана Мавра (Кёльн, 1527), а также собрание древних комментариев к Библии (Антверпен, 1566).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из слов Михаила следует, во–первых, что графу требовался переводчик, который мог делать квалифицированные переводы как на итальянский, так и на латынь, возможно, преподаватель языка и литературы. Во–вторых, он обнаруживает, что ему хорошо известна одна из ключевых проблем гуманистической культуры и гуманистической учености. Краткое замечание Михаила о народном и книжном языке, о классической латыни и volgare не было случайным. Ученые дебаты по этому вопросу имели настолько большое общественное значение, что в них принимал участие даже такой политик, как Никколо Макиавелли, не только автор «Государя» и «Истории Флоренции», занимавший во Флоренции важные государственные должности, но также и теоретик языка. Позже, в 1514 или 1515 году, он написал лингвистический труд «Дискуссия вокруг нашего языка»; это прямой отклик на устные дебаты, происходившие в загородной резиденции знатной флорентийской семьи Бернардо Ручеллаи . Позже, уже в Москве, Максим Грек станет участником других споров о языке, которые будут уже не столь безобидны, а его позиция по вопросам сугубо филологическим вызовет «опасения нефилологического свойства» и станет одним из поводов для обвинения в ереси. Споры о языке будут составлять важную страницу в истории русской культуры, как и итальянской, и в последующие века, вплоть до XIX и даже XX . А в XVI веке, в начале его второй половины, Зиновий Отенский, считавший себя учеником Максима Грека, сформулировал проблему, близкую той, знакомство с которой в Италии показал Михаил Триволис. Зиновий рассуждал о том, следует ли по образцу «народных речей» строить «книжные речи», тем самым «обесчещивая» их, либо, наоборот, «народные речи» приближать к уровню книжных, и отдавал бесспорное предпочтение «книжным» . Но вернемся в Мирандолу, где Михаил оставался еще в 1499—1500 годах, о чем говорят отправленные отсюда новые письма Иоанну Григоропулосу в Венецию, «в дом господина Альда». Как и его друг, Иоанн не принял предложений ни графа Дечаны, ни болонских профессоров, но остался в Венеции и перешел на службу к Альду Мануцию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

1491. Лк. 10, 42. Перевод (без аллюзии на НЗ) исправлен нами в конце фразы. 1492. В этой классификации Каллист в определенной мере следует прп. Максиму Исповеднику. Ср.: прп. Максим Исповедник. О различных затруднениях, 41 [в новогреч. переизд. 103]//PG 91, 1305 A. Рус. пер. А. Р. Фокина (литературно более гладкий) на с. 128–129 (там же краткий комментарий, воспроизводящий аналогичные схемы Порфирия и Эриугены); см. также более букв. рус. пер. С. В. Месяц и обширное исследование-комментарий В. В. Петрова в кн.: Космос и душа 2005, 147–271 (краткий вариант: БТ 40 (2005), 47–73). См. также: Бриллиантов 1998, 224 и 264. 1493. Ср., напр.: Евр. 3, 13. 1494. Песн. 2, 17. 1495. 1Кор. 13, 12. 1496. Ср.: Евр. 12, 14. 1497. Мф. 4, 1 сл. 1498. Мф. 26, 36. 1499. Ин. 9, 28. 1500. Мф. 12, 19 (Ис. 42, 2). 1501. Лк. 23, 34. 1502. Мк. 14, 65. 1503. Мф. 27, 34. 48; Ин. 19, 29. 30. 34. 1504. Пс. 38, 3. 1505. Принадлежит трансцендентному (по ту сторону лежащему) миру (Н. Л.). Мы бы перевели: «и тогда весь становится запредельным всему миру» (А. Д.). 1506. ναχρωννμενος – букв. «окрашивается», ср. выше, примеч. 1464. 1507. κα νομμτως πιβεβλημνα – ср.: Пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных именах, IV, 11 (Vol. 1, p. 156: 18–19 Such la; PG 3, 708 D 9: τας το προστου φωτς κτσιν πιβλλει τας νομμτοις πιβολας). 1508. Ср. примеч. 1464 и 1506. 1509. Ср.: Пс.-Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии, I, 1: κροττην κορυφν… τς κρυφιομστου σιγς γνφον… ν τ… ορτ… τος νομμτους νας//Vol. 2, p. 141: 3 – 142: 2–4 Ritt er; PG 3, 997 B. Ср. также примеч. 93 (В. Б., А. Д.). 1510. «единственным» Лосев. 1511. То есть путём внешней философии, рассудочного познания (В. Б.). 1512. Мф. 18, 3. 1513. περφυεσττ: «пресветлейшей» Леонтьев, Лосев. 1514. νομμτους νας, «неочитые умы», см. выше, примеч. 1509 и 1507. 1515. Пс. 31, 1. 1516. Ср.: Пс. 93, 12. 1517. Ср.: Ин. 4, 23; 14, 17. Двузначность фразы сохранена в славянском переводе: «Духом и истиною открываются в мире убо сущими невидимыя немогущим Духа прияти Святаго» (В.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

См. Описания рукописей ч. I, стр. 366, лист 557 оборот.– О самом митрополите Варлааме должно быть сказано, что он до той или другой степени знаком был с искусством иконописания и что когда в 1518 году принесены были из Владимира в Москву для поновления обветшавшие иконы владимирского Успенского собора, то он участвовал с иконописцами в труде их поновления, – 2 Софийская летопись в Собрании летописей VI, 262, Воскресенская летопись ibid. VIII, 265.– По свидетельству сейчас указанных двух летописей, – Собрание летописей VI, 254, и V ΙII 254, при митрополите Варлааме в 1514 году была поновлена и украшена икона Владимирской Божией Матери, именно – (после поновления иконы?) сделан был для неё киот, украшенный серебром и золотом.] Фамилия князей Патрикеевых, принадлежавшая в числу исключительно знатных боярских фамилий и состоявшая в близком родстве с великокняжеским домом, была выезжая из Литвы и имела своим родоначальником Нариманта, одного из сыновей литовского великого князя Гедимина. Сын Наримантов, князь звенигородский (в литовской Руси), Патрикий, от которого прозвание, приехал на службу в Москву к великому князю Василию Дмитриевичу в 1408 году, в свите согнанного с литовского великокняжеского престола своего двоюродного брата Свидригайла Ольгердовича, и остался на Москве после удаления из неё последнего. Сын Патрикеев Юрий, женившийся на дочери великого князя Василия Дмитриевича, был самым первым боярином при его сыне, а при своём брате по жене, Василии Васильевиче Тёмном. Сын Юриев Иван Юрьевич, отец нашего Василия Ивановича, был таковым же боярином при своём двоюродном брате Иване Васильевиче. Нашего Василия Ивановича, который был старшим сыном Ивана Юрьевича и который имел частное прозвание Косого, вероятно, – от физического недостатка косоглазия, ожидало если не место деда и отца, то, во всяком случае, одно из самых ближайших мест к великому князю. Но в 1499 году со знаменитыми Патрикеевыми случилась неожиданная катастрофа. В семейном споре великого князя Ивана Васильевича, кому быть после него наследником престола – внуку ли Димитрию, сыну его старшего сына Ивана Младшего, рождённого от первой жены Марьи Борисовны Тверянки и умершего в 1490 году, или сыну Василию, рождённому от второй жены Софьи Фоминичны, Патрикеевы были сторонниками Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010