Благочинный тут же указывал и причину прискорбного явления: «большая часть униатов смешана с католикам 1489 . В некоторых – правда, очень редких – случаях благочинным приходилось наталкиваться на явно возбужденный фанатизм. Так, в Брянчичах 1490 приглашение воссоединиться народ встретил заявлением присутствовавшему при опубликовании пастырской грамоты земскому смотрителю: «Бей нас, мучь, куй, а мы останемся в униатской вере» 1491 . В Соломоречье 1492 , Мацках 1493 и некоторых других соседних с ними селениях благочинному приходилось выслушивать от прихожантакие заявления: «В какой вере родились, – в той и умрём; какую веру деды имели, не знаем, но своей веры ломать не будем, хотя бы нам поломали и головы» 1494 . Но когда разумный благочинный разъяснил, очевидно, возбужденным крестьянам истинный смысл, очевидно, наперёд ложно истолкованного своего приглашения, крестьяне выдали головой и причину своего сурового заявления: «Ежели зверхность наша и ксендзы примут благочестие, тогда и мы к тому приступим» 1495 . Это была целая система: «простолюдины» «складали начаток " на ксендзов, ксендзы на протопопов, а протопопы, если не отказывались прямо, то ссылались на ещё более высокую «зверхность» 1496 . В некоторых местах устрашаемые нелепыми слухами крестьяне отказывались называть свои имена для записи в метрические книги 1497 . «Ксендзы» подчас явно являлись предводителями народа в его отказе от воссоединения, и когда благочинный предлагал собранным прихожанам вопрос: желают ли они возсоединиться с православием?» – он слышал в ответ из собрания голос униатского священника: «Конечно, не желаем» 1498 . Нечего и говорить, что и здесь, как на Украине, благочинные, подошедши к церкви, где приход изъявлял желание воссоединиться, нередко находили церковные двери запертыми «многимизамками» 1499 . Тут же, как бы в довершениевпечатления, благочинный иногда узнавал, что выехавший из села безызвестно униатский священник всю церковную утварь перенёс в соседний костел, а ключ от запертой церкви увёз с собой 1500 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Напрасно только христианство упрекают в мученичестве. Человеческие жертвы не в христианстве только, – язычество с его религиозными культами показывает, что и в нем для умилостивления разгневанных богов приносились человеческие жертвы, и, однако, никто не жалуется на жестокость языческих богов, принимающих такие жертвы, напротив – все считали себя счастливыми, если оказывались подходящей жертвой для богов... Одним только христианам, значит, нельзя приносить себя в жертву Богу! 1497 Мученичество как результат исповедания веры, предписано Богом 1498 в Св. Писании 1499 , запечатлено библейскими примерами 1500 ; гонения и мученичество имеют для себя образцами в Новом Завете И. Христа и Его Апостолов 1501 , которые, перенося мучения, дали со своей стороны прямую заповедь о том, как относиться к гонениям (Мф. 5:10 – 12; 10:16 – 18. 21. 22. 24. 28 – 33; 1Пет. 2:20. 21; 4:12. 16 ; 1Ин. 3:16; 4:18 ; Откр. 2:10 и т. д.) 1502 Следовательно, удаляться мученичества каким-то ни было образом не должно. Мученичество – исповедание веры в Бога, отказ от мученичества равняется отречению от Бога. «Человек, преданный христианству, признает себя учеником Христовым; кто принадлежит Христу, тот в Нем и пребывает; Христос в нем пребывает, и он во Христе. Стало быть, кто исповедует или отвергает, что он христианин, тот уже исповедует Христа или отрекается от Него». В силу тесной связи внутреннего настроения человека с внешним его поведением и полной зависимости одного от другого, очевидным представляется необходимость исповедания веры и боязнь отречения. Внешнее исповедание вытекает из внутреннего благоговения и в свою очередь свидетельствует о благоговении. «Благоговение к Богу умирает внутри прежде, чем внешность слабеет». Отсюда – отрекающийся от мученичества своим отречением показывает, что он не имеет внутреннего христианского настроения, – он уже не христианин в душе, хотя бы и оставался таковым по внешности 1503 . Как бы желая усилить значение мученичества и дать более мотивов к перенесению пыток, Тертуллиан снова и несколько иными чертами обрисовывает мученичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

1489 тамо, Канонъ первый, песнь 1: Адама истлевшаго обновляетъ струями юрданскими (‘Αδμ τον φθαρντα ναπλττει ρεθροις Ιορδανο), и змiebъ главы гаездящихся сокрушаеть царь вековъ Господь. 1490 тамо, на хвалитехъ стихиры: … крещается Христосъ съ нами, ижевсяюя вышши чистоты; влагаетъ cbящehie воде (νησε τον γιασμν τω δατι), и душамъ сие oчuщehie бываеть (και ψυχν τοτο κθαρσιν γνεται). 1491 тамо, Канонъ вторый, песнь 1:… скверны же bcяkiя очистити тварь (ρπου τε παντς κκαθραι την κτσιν). – Ср. 13 iahyap., на стиховне стихиры: Явися Отеческое Ciяhie славы во юрданскихъ струяхъ, kpeщehieмъ очищающее скверну душъ нашихъ (βαπτσματι καθρον τον ρπον των ψυχν ημν). 1492 7 iahyap., Соборъ св. славнаго пророка, предтечи и крестителя вечерни, на стиховне стихиры. 1493 тамо, на утрени, Канонъ праздника песнь 6, икосъ: Ослепшему Адамуво Едеме, явися солнце изъ Витлеема (ν Βυ)λεμ), и отверзе ему зеницы, омывъ Ciя iopдahckuмu водами; очернившему и омраченому светъ возая неугасимый. Уже ему нестъ нощь, но всегда день. 1496 5 август, Предпразднство Npeoбpaжehiя Господа нашего Исуса Христа, на вечерни, на стиховне стихиры: Естество еже во Адаме, Христосъ изменити хотяй (φσιν την ν ‘Αδμ, Χριστς’ μεψαι θλων), на гору ныне восходить Таворскую, да обнажить таиникомъ Божество (παραγυμνσων τοις μστοις τηνΘετητα). 1497 тамо, на утрени, седаленъ:… cмeшehie наше преобрази, Спасе, божественною твоею nлomiю сооблиставъ тому, и отдаждь первейшее дocmoяhie hemлehiя, яко милосердъ, да тя вси славословимъ единаго Бога нашего. 1498 тамо, Канонъ предпразднства, песнь 6, кондакъ: Божественнымъ дhecьnpeoбpaжehieмъ человеческое естество проаяваетъ божественно, въ beceлiu зовуще: преобразуется Христосъ, спасаяй вся (ν τη» θεα μεταμορφσει βροτεαπασα φσνς προλμπει Οεκς, ν ευφροσνη κραυγζουσα, μεταμορφοταιΧριστς σζων απαντς). 1499 тамо, икосъ: Npeoбpaжehieмъ божественнымъ, зракъ нашъ, иже древле mлehieмъ растленный, во адовыхъ сокровишдхъ праотца Адама, днесь Зиждитель изъ тли возведе, обожаетъ нашъ разумъ; преобразуется Христосъ, спасаяйвсьхъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Патриархи совершали регулярные поездки в придунайские гос-ва и неизменно возвращались оттуда, существенно пополнив казну Патриархии. Постепенно росли и размеры церковной недвижимости и др. владений КПЦ на этих землях. Грузия - другое автономное христ. гос-во, подчиненное османам, оказывала лишь эпизодическое влияние. Тесные связи с грузинским царем имел патриарх Иоаким I (1498-1502, 1504), авторитетом в решении дел Патриархии также пользовалось монашество Св. Горы Афон, оказавшее поддержку патриархам Максиму IV (1491-1497) и Митрофану III (1565-1572, 1579-1580). Однако наибольшее значение в КПЦ в XVI в. постепенно приобрела обширная группа богатейших и знатнейших семей христиан К-поля, живших по соседству от Патриархии, в квартале Фанар . Эти представители церковной паствы формально не занимали к.-л. важных постов в иерархии КПЦ, но обладали большими финансовыми средствами и связями с Высокой Портой и, наблюдая жизнь Патриархии ежедневно, имели постоянную возможность влиять на принятие тех или иных решений, а также могли добиваться смены неугодных им патриархов на своих ставленников. Так, в сер. XVI в. особое влияние на дела КПЦ приобрел Михаил Кантакузин (вероятно, потомок визант. императоров), магнат из числа фанариотов, к-рый, добившись от султана монопольных прав на импорт рус. меха, стал одним из богатейших людей в Османской империи и женился на дочери валашского господаря. Среди современников-греков он приобрел неформальный титул «архонт» (правитель) и ок. 15 лет фактически играл роль посредника между Высокой Портой и Патриархией КПЦ. В 1565 г. он добился низложения патриарха Иоасафа II , который отказался благословить брак Кантакузина, и возвел на престол патриарха Митрофана III. Спустя 7 лет репутация патриарха Митрофана была подорвана слухами о его симпатиях к католич. Риму; в К-поле христиане устраивали против него демонстрации, но решающую роль вновь сыграло мнение Кантакузина, который пожелал передать Патриаршество другому, возможно менее скандальному, лицу.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

    1483 Зонара (Zon., XVIII, 26) кратко сообщает об этих событиях следующее: «Алексей расположился лагерем в тех краях и провел там весну, лето и часть осени, занимаясь беседами с манихеями, которых на народном языке называют павликианами... Многих из них он обратил в православную веру. Уже в разгар осени возвратился Алексей во дворец».     1484 Элефантинская (или Слоновая) тюрьма находилась на территории Большого дворца и называлась так потому, что была расположена вблизи Слоновых ворот (Ebersolt, Le grand palais de Constantinople..., pp. 154—155).     1485 Имеется в виду Мелик-Шах II (см. прим, 1420).     1486 Центр Румского султаната был перенесен Килич-Арсланом I в Иконий из Никеи в 1097 г., после захвата последней византийцами.     1487 См. прим. 717.     1488 Это единственный случай упоминания места под таким названием.     1489 Лакуна. Переводим с дополнением А. Райффершайда.     1490 Келлия (Κελλα). Мы не в состоянии идентифицировать это место. Б. Лейб, судя по указателю к его изданию (Leib, Alexiade..., III, р. 292), считает, что это одно и то же, что и Кельи (Ал., V, 5, стр. 166), но это ошибка, ибо Кельи должны были находиться в районе Лариссы.     1491 1116 г.     1492 Аэр находился недалеко от Эривола (см. Ramsay, The historical geography..., pp. 185—186).     1493 Принкип — самый большой из Принцевых островов вблизи Константинополя (см. R. Janin, Constantinople byzantine, pp. 465—467).     1494 См. Притчи Coлoмohobы,XXXI, 10 и сл.     1495 Стипиоты — хорошо известная в Византии XII в. фамилия (см. Пападимитриу, Феодор Продром, стр. 342).     1496 См. прим. 1447.     1497 Лакуна (шесть букв) в С.     1498 Β. Рамсей (Ramsay, The historical geography..., р. 207) идентифицирует это место с Сагутом (к югу от Малагины). Судя по дальнейшим словам Анны, селение Сагудаи было расположено самое большее в одном дне пути от Еленополя. Таким образом, идентификация В. Рамсея неверна. Скорее всего оно находилось в горном районе к северу от Никеи (Анна употребляет в отношении Алексея, двигающегося к Еленополю, глагол κατρχομαι, т. е. «спускаться»). Видимо, это какое-то поселение солуньских сагудатов, один из пунктов славянского расселения в Вифинии (см. Нидерле, Славянские древности, стр. 92—93).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Свет в сердце по учению преп. Симеона Нового Богослова Чтобы ощутить свежесть его духовного опыта, необходимо обратиться к произведениям, написанным им самим. Но мы, к сожалению, должны ограничиться лишь изложением его главных идей. С самого начала, после своего прозрения Симеон не искал ни «правил» жизни, ни абстрактных идей о божественности, но старался «слушаться голоса своей совести» и с юношеским рвением продолжал удлинять время своих вечерних молитв. Именно тогда, стоя однажды на ночной молитве, Симеон получил первое мистическое видение, которое он впоследствии описал. «Однажды ночью, – пишет он, – отовсюду он видел только свет... Потом на небо взошел ум его и другой свет увидел – ярче того, который был поблизости» 1495 . Видение быстро закончилось, и юноша вернулся к рассеянной мирской жизни. Но второе озарение было более продолжительным. Симеон оставляет мир и становится монахом. Впоследствии у него были новые видения, но он хорошо усвоил важный опыт: простое видение света не дает душе мира, но может вызывать сильное томление и обманчивое удовлетворение 1496 . Лишь после неоднократных видений света и переменных явлений и удалений наступает решительный момент: он осознает, что в этом свете ему является Христос, Который однажды обращается к нему. «Ты тогда впервые, – говорит Симеон, – удостоил меня, беспутного, услышать Твой голос» 1497 . Но более важным открытием было следующее. Христос не говорил откуда-то извне. «И тогда я узнал, что я имею Тебя в себе познавательно» 1498 . И каков же знак этого присутствия? «Ипостасная любовь, пребывающая во мне... да, сама любовь, вот воистину кто есть Ты, о Господь!» 1499 Здесь мы приближаемся к одному из самых важных моментов в мистическом развитии Симеона. Он начинает с несомненностью чувствовать, что не он, πτωχς φιλδελφος, бедняк, любящий братьев, но Сам Христос, Который и есть сокровище, в сердце Симеона любит людей. Это можно назвать опытным познанием Бога в себе самом. «И я не от себя самого, – продолжает Симеон, – говорю это, но само сокровище сказало и говорит: “Я есмь воскресение и жизнь, Я – зерно горчичное, глубоко скрытое в земле, Я – жемчуг, покупаемый верными... Я – световидный источник бессмертного потока и реки, в каковом источнике моются водою, текущею из Меня, все, любящие Меня от всей души, и очищаются от всякой нечистоты телом и душою, и начинают блистать как светильник или как вид солнечного луча”» 1500 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Природа тварная Тварная природа обнимает собой небесные силы, видимый мир и человека. Учение об ангелах Ангелы – существа в отличие от Бога не самосущие, но имеют своим Творцом Бога, Который моментом Своего повеления создал столь великую красоту мира, и не существовавшим вещам, или причинам, дал возможность воспринять субстанцию 1497 . Они некогда получили своё начало; тем не менее, момент их возникновения в представлении Амвросия остаётся неопределённым и даже вовсе непостижимым для человеческого разума: как далеко наша мысль ни обращается назад в течение времени, она уже находит ангелов существующими 1498 ; они созданы особо и прежде видимого мира, так как при создании последнего они уже существовали 1499 . Относительно образа их происхождения известно, что, как не причастные Божественной природе, они не являются истечениями Божественной сущности, не имеют cum Patre et Filio aequale consortium [с Отцом и Сыном равной доли] 1500 и, очевидно, подобно видимому миру, созданы из ничего. В учении о природе ангелов Амвросий совершенно уже покидает ту почву стоицизма, на которой раскрывал свою ангелологию Тертуллиан . Так как, по Тертуллиану , если всё существующее телесно, то и ангелы, по его представлению, имеют suum corpus et suam formam [своё тело и свою форму], хотя их тело и форма особого рода, потому что, невидимые для людей, они видимы Одному только Богу 1501 . Амвросий же, оставивший представление о материальности духа в каком бы то ни было смысле, приписывает и ангелам бестелесную природу: эта природа exspers manet injuriae corporalis [не знает телесной несправедливости] 1502 . Не имея телесности, ангелы не имеют и вообще всяких связанных с материальностью человеческих свойств: они свободны от аффектов, в них non sunt affectuum varietates [нет разнообразия аффектов] 1503 ; у них nulla cura mensarum, nullus conviviorum usus, nullae repositae epulae, nullus vini potus aut sicerae, nulla distentio corporis, nulla ventris offensio [нет никакой заботы о столах, никакой привычки к пирам, никаких припасённых кушаний, никакого напитка из вина или сикеры, никакого телесного вздутия, никакого расстройства живота] 1504 . Ангелы не имеют общения с жёнами; их жизнь не отягощается беспокойством, свойственным миру, не овладевается печалями, не тревожится суетой 1505 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Акт пострижения по чинам первого разряда, обыкновенно, следовал за облачением 1492 , а по чинам второго разряда – после чтения Апостола и Евангелия 1493 . Молитва пострижения, самое пострижение и молитва благословения были те же, но распорядок их был согласен с прежнею практикою 1494 . Только в требнике Могилы порядок в данном случае одинаков с современной практикой 1495 . После пострижения, обыкновенно, следовало возложение кукуля 1496 . Впрочем, одевание в кукуль еще в половине XVII в. мало по малу стало исчезать. Так, по крайней мере, дает право думать тот факт, что автор книги « Λθος», вышедшей в 1644 г. 1497 , называет этот обычай находящимся в старых требниках» 1498 . По возложении кукуля всегда следовало обхождение вокруг купели с пением: «Елицы во Христа крестистеся», затем воцерковление и ектения, где поминались царь, святитель, восприемники и новопросвещенный 1499 . После ектении, в более поздних чинах, положено поучение 1500 , которое иногда полагалось и вперед ектении 1501 . Из всего сказанного в данном случае за XVII в. очевидно, что заключительная часть крещального чина, получившая в Никоновском издании требника современное изложение, достигла этого не сразу, а постепенно. Глава XIX Разрешение белых одежд и омовение в восьмой день частей тела, помазанных миром Начало этого акта. Первые свидетельства о нем. Последование омовения в VIII-X вв. Совершение этого последования в практике греческой церкви с XIII в. до настоящего времени, Совершение рассматриваемого акта в практике русской церкви XII в. Состав и порядок его в русской практике с XIV века. В предыдущей главе мы закончили свое историческое исследование крещального чинопоследования в собственном смысле слова. Для полного исторического обозрения его и притом в его целом виде и вместе с тем в широком значении слова, нам необходимо еще представить исследование относительно двух актов, тесно примыкающих к чину крещения. Эти акты – чин омовения в осьмой день по принятии крещения, и затем чин воцерковления, который, по церковному уставу, должен совершаться в 40 день по рождении младенца. Остановимся прежде всего на исследовании первого чинопоследования, относящегося, впрочем, более к чину миропомазания, чем к чину крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1493 ...а затем стратиг уйдет из Херсона – kai tenikauta anachoresai аро Chersonos ton strategon («и в то время отступит из Херсона стратиг»). Здесь под стратигом имеется в виду глава фемы и комендант кастрона Херсон. 1494 ...отправится в другую крепость и обоснуется там – kai apelthein en etero kastro kai kathesthenai ekeise («пустится в другой кастрон и удерживает оный»). Из этих слов становится ясно, что к середине X в. стратиг Херсона осуществлял власть не над одним городом, а над рядом крымских кастра и в случае осложнения ситуации в «столице» фемы у него был выбор, куда переместить свой штаб (ср.: Oikonomides N. Le systeme»... – Р. 322–323). Видимо, таким местом могло стать укрепление на Монастырской скале в Инкермане, Эски-Кермен, Мангуп, Тепе-Кермен, Сюйрен, Чуфут-Кале или Бакла – наиболее значительные, с X в. начавшие застраиваться усадьбами кастра ближней и дальней округи (ср.: Сорочан С. Ю. Око и щит Империи. Херсон к концу правления Юстиниана I и при его ближайших преемниках//БИ. – Симферополь; Керчь, 2004. – Вып. 5. – С. 334–343). 1495 ...что если херсониты не приезжают в Романию – oti ean ou taxideusosin oi Chersonitai eis Romanian («потому что, если не получают херсониты в Романии»). Н. Протопопов перевел: «Херсонцы, если бы не служили в Романии» (Протопопов Н. История города Херсона. – С. 139). 1496 ...и не продают шкуры и воск, которые они покупают у пачинакитов – kai pipraskosi ta byrsaria kai ta keria («и не продают невыделанные кожи и воск, которые у пачинакитов приобретают»). 1497 ...то не могут существовать – ou dynantai zesai («не могут жить»), Zao (буд. вр. – zeso) – «существовать, не угасать, иметь силу»). 1498 Oti ean me аро Amisou kai apo Paphlagonias kai ton Boukellarion kai apo ton plagion ton Armeniakon perasosi gennemata, ou dynantai zesai oi Chersonitai– «потому что, если не из Аминса и из Пафлагонии и Вукеллариев и из окраин Армениаков переходит взращенное, не могут жить херсониты. Gennemata (gennema) означает вообще все рожденное, плоды, любые творения, произведения, хотя несомненно, что здесь Константин имел в виду в первую очередь зерно и другие основные, жизненно важные продукты питания, которые доставлялись на южнопонтийских и херсонских судах в Херсон. Наряду с уже неоднократно упорминавшимися Пафлагонией и Вукеллариями в качестве основных контрагентов особо, первым назван Амине (Амис) – крупнейший портовый центр фемы Армениаков, в свою очеред связанный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II Фабрика расположена на берегу речки Рузы, в 1½ верстах от города того же имени и от станции Шелковка 1495 Моск(овско)-Брестской ж(елезной) д(ороги) в 20 верстах и близь села Брынкова. 1496 Дорога к станции была еще 1497 сносная только в хорошую зимнюю и сухую летнюю погоду, а в иную пору почти непроездной вследствие многочисленных ухабов. Фабрика вырабатывала одну оберточную бумагу желтоватого цвета и толстую. Н(икита) П(етрович) победил желтый цвет усиленной отбелкой хлором, но с толщиной, требующей очень 1498 много тряпья, справиться было невозможно при истертых валах, и бумага для газеты такой плотности обходилась помимо провоза дороже покупной. Древесной массы прибавлять к тряпью можно было самое незначительное количество из-за плохих валов, настолько тесно прилегавших один к другому, как было нужно для давления на массу из дерева. Н(икита) П(етрович) в своей маленькой лаборатории стал заниматься опытами над суррогатами тряпки: иглами хвойных деревьев, листьями лопуха, конского щавеля, крапивой и проч. Затративши на покупку фабрики наличный капитал 25 тысяч и 30 тысяч взятых взаймы, Н(икита) П(етрович) запутался в делах вскоре: а) пришлось тряпки покупать в кредит; б) или продавать оберточную бумагу себе в убыток, или обменивать на газетную. 1499 Цены на 1500 обертку громадные фабрики сбили, и тягаться «Брынковской писчебумажной фабрике» с допот(оп)ной конструкцией машинами 1501 было не возможно; в) газетная бумага покупалась в кредит. Фабрика поглощала всю прибыль от газеты. В довершение всех благ 1502 Н(икита) П(етрович) задумал переделывать плотину без помощи инженера. Управляющий фабрикой старик, служивший лет 20 у Шумова, 1503 отказался от должности; Н(икита) П(етрович) по просьбе одной дальней родственницы принял на фабрику взамен старика – бывшего 1504 надзирателем за мальчишками 1505 в духовном 1506 училище некоего «Михайлу» Маркова, человека, ни бельмеса не понимающего в писчебумажном деле, зато весьма льстивого 1507 и понимающего много в коплении на черный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010