III тип - т. н. Раввинские Библии (микраот гдолот,     - букв. большие чтения), в к-рых на той же странице рядом с библейским текстом помещались таргум и комментарии. К ним относятся издания Бомберга (1516, 1524-1525). Большое число комментариев содержат его же издания 1547-1548 гг. и издание 1568 г. (оба в Венеции), 1617-1619 гг. (там же), 1724-1726 гг. (Амстердам) и неск. более поздних. IV тип - двуязычные и многоязычные полиглотты с переводами и издания, в к-рых помещены наряду с евр. текстом древние или поздние переводы (греч., арам., сир.). Наиболее значительной из многоязычных полиглотт являются Biblia Regia (1572-1596, Антверпен), Парижская (1629-1645) и Лондонская (1654-1657), в к-рой содержатся ценные для своего времени филологические исследования. В 1475 г. в Реджо-ди-Калабрия вышла первая печатная евр. книга - комментарий Раши на Тору, в к-ром приводился и сам текст Б. без огласовок. В 1477 г. в Болонье была напечатана Псалтирь с комментариями Давида Кимхи и частичной огласовкой текста. В 1482 г. в Болонье появилась Тора с огласовками и знаками кантилляции и комментарием Раши. В типографии г. Сончино (Италия), принадлежавшей евр. семье, были изданы начальные и последние Пророки (1488). В 1487 г. вышел в свет в Неаполе разд. Писания Кетувим в 3 т. с комментариями, издания отдельных частей евр. Б., как правило, без огласовок, появились в Испании и Португалии. Вся евр. Б. впервые была опубликована в Сончино в 1488 г. (однотомное издание с огласованным текстом, но без таргумов и комментариев). С этого времени появляется большое количество изданий отдельных библейских книг, из к-рых красотой шрифта и точностью текста выделяется Лиссабонское Пятикнижие (1491). В 1491-1492 гг. семьей Сончино издана 2-я полная Б. в Неаполе без комментариев в 2 колонки с огласовками и знаками кантилляции. Эта книга признана лучшей с художественной т. зр., ее текст близок к тому, к-рый принят во всех изданиях, следующих за 2-й Библией Бомберга (см. ниже). 3-е полное издание Б. было осуществлено Гершомом Сончино в г.

http://pravenc.ru/text/209477.html

В 1396 г. генуэзский дож Антониотто Адорно, желая избежать нового обострения борьбы группировок, передал власть над Г. франц. кор. Карлу VI. От его имени городом управлял франц. губернатор с функциями дожа и титулом «защитник коммуны и народа». Совет старейшин и др. органы власти также сохранили свои функции. Безуспешную попытку централизации системы управления Г. предпринял франц. губернатор маршал Франции Жан Ле Менгр де Бусико II. Народное выступление 1409 г. свергло власть франц. короля, и управление Г. было передано маркизу Монферрата Теодоро II Палеологу (1409-1413). С 1421 по 1435, с 1463 по 1478, с 1488 по 1499 г. Г. находилась под властью герцогов Миланских, в 1458-1461, 1503-1512 гг.- франц. короля. Среди высших администраторов Г. кон. XV в. был католич. прелат архиеп. и кард. Паоло Фрегозо (дож 1462, 1463, 1464, 1483-1488). Базилика Санта-Мария Ассунта ин Кариньяно. Архит. Г. Алесси. XVI в. Фотография. 1960–1970 гг. Базилика Санта-Мария Ассунта ин Кариньяно. Архит. Г. Алесси. XVI в. Фотография. 1960–1970 гг. К XV в. резко вырос гос. долг Г. Ассоциации частных кредиторов гос-ва были объединены в 1407 г. в Банк Сан-Джорджо, ставший вскоре крупнейшим в Европе. В 1453 г. Г. передала банку власть над черноморскими факториями и Корсикой. Падение К-поля в 1453 г., потеря крымских владений Г. в 1475 г. и о-ва Хиос в 1566 г. подорвали позиции республики на Востоке и заставили ее активно развивать судостроение, банковское дело и морскую торговлю в Зап. Средиземноморье и Атлантике, особенно в Испании и Португалии. Так, Х. Колумб , уроженец Г., опираясь на традиции итал. мореплавания и картографии, возглавил экспедицию, открывшую в 1492 г. Америку. Во время Итальянских войн (1494-1559) Г. много раз находилась под властью Франции. В 1522 г. была взята испанцами, а в 1527 г. освобождена флотоводцем Андреа Дориа с помощью французов. Перешедший затем на сторону имп. Карла V Габсбурга Дориа вытеснил французов из Г. и в 1528 г. провел конституционную реформу. Власть напрямую перешла к основным семейным кланам генуэзского патрициата (т.

http://pravenc.ru/text/162152.html

XVI в.) и второе (20-60-е гг.) платереско. Фасад коллегиума Сан-Грегорио в Вальядолиде. 1488–1496 гг. Фасад коллегиума Сан-Грегорио в Вальядолиде. 1488–1496 гг. Первое платереско характеризуется сохранением старой структуры перекрытий (своды со стрельчатыми очертаниями либо «артесонадо» - наборные потолки в стиле мудехар) и использованием композиций типа «ретабло» для украшения главного фасада декором в манере гротеска. Одним из наиболее ярких памятников этого направления является здание ун-та в Саламанке (1411-1533). Его помещения сгруппированы вокруг обширного двора, окруженного 2-ярусной галереей с аркадами сложного рисунка. Центральная часть главного фасада (20-е гг. XVI в.) заполнена скульптурой. Как и в фасаде коллегиума Сан-Грегорио в Вальядолиде, здесь нет ни одного свободного от декора места, но в отличие от последнего структура четко выявлена с помощью ордерной сетки, а в заполнении использованы классические мотивы. Включение в композицию портретов «католических королей» и обилие геральдических символов придают программе фасада политические черты. Предполагают, что она была связана с увлечением античной культурой в кругу гуманистов, сложившемся тогда в ун-те Саламанки. В частности, мн. исследователи видят в этом фасаде аллегорию Дома науки и порока, описанную в «Трактате об архитектуре» (ок. 1465) итал. архит. Филарете, вероятно уже привезенном из Италии. Окончательная победа нового классицизирующего направления в зодчестве И. нашла отражение в 2 важных событиях: в области теории - в издании трактата Диего де Сагредо «Меры Римского», в области практики - в строительстве дворца Карла V в Гранаде. Сочинение Сагредо - единственная книга по архитектуре, получившая широкое распространение в период раннего Возрождения в И. Итал. трактаты, в т. ч. и труд Л. Б. Альберти «Десять книг об архитектуре» (1452), известный в Европе уже с кон. XV в., были переведены на испанский и изданы лишь во 2-й пол. XVI в. Вышедший же в 1526 г. трактат Сагредо до 1608 г. переиздавался 12 раз, а в 40-х гг.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

1019 ...не одно июдейство – смшано с месалианскою ересью: сиа главы в правилх у себе изнайдешь... – Геннадий имеет в виду «Главы масалиамского злочестивого повеления», содержащиеся в Кормчих книгах (сборниках документов, относящихся к церковному праву) и направленные против богомилов. 1020 поп Наум – главный свидетель обвинений, выставленных Геннадием; в соборных делах ο еретиках его имя не упоминается, и дальнейшая судьба его неизвестна. 1021 ...псалмы ко мн принесъ, по чему они себ правили по жидовскы. – Текст этих псалмов, отправленных Геннадием в Москву еще в 1487 г. (об этом он сообщает в наиболее раннем из противоеретических посланий – послании Прохору Сарскому), до нас не дошел. За несколько лет до 1489 г. Иван III и митрополит Филипп (1465–1473 гг.) поручили некоему «Федору новокрещенному» перевод Псалтыри. Федор перевел еврейскую средневековую Псалтырь, однако, тщательно устранил (как установил К. Цукерман) из нее формулы иудаизма и заменил их ортодоксально христианскими. Неизвестно, была ли зта Псалтырь той самой, которую Геннадий забрал у еретиков и послал великому князю. Во всяком случае присланные Геннадием псалмы не показались великому князю и митрополиту заслуживающими осуждения: в ответных грамотах 1488 г. ο наказании новгородских еретиков при перечисленнии их «ересей, хул и поруганья» псалмы даже не упоминались. 1022 ...Якову да Юрью Захариичем... – Московские бояре из рода Кобылиных-Кошкиных. Яков Захарьич был с 1484 г. наместником в Новгороде; его жестокая политика вызвала там в 1488 г. мятеж. Юрий Захарьевич, брат Якова, прямой предок Романовых, также служил в Новгороде. 1023 Α что они кленутся без страха, а то въ 19 глав тх же ересей месалианскых явлено. – Обвинение месалиан (богомилов) в лицемерных клятвах содержится в 19-й из «Глав масалиамского злочестивого повеления». 1024 ...а то явлено въ 12 глав тх же ересей. – Β 12-й главе «Масалиамского злочестивого повеления» богомилы обвиняются в отрицании таинства причастия. 1025 ...что ни есть ересей месалианскых, то все они мудрьствують, толко то жидовскым десятословиемь людей прелщают, яко чествующе мнятся. – Β отличие от Иосифа Волоцкого , Геннадий здесь объявляет основой новгородской ереси «месалианство» (богомильство), считая «жидовьское десятисловие», т. е. десять заповедей Моисея («не сотвори себе кумира, не убий, не укради...» и т. д.) лишь благовидным прикрытием ереси: делая вид, что они соблюдают это «десятисловие», еретики в действительности обращают своих приверженцев в «месалианство».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые шаги были сделаны в области градостроительного законодательства. Закрепляя создавшиеся после окончания Реконкисты и объединения И. новые условия для развития городской жизни, Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский издали ряд постановлений, призванных изменить облик испан. городов: об уменьшении высоты башен дворцов знати, о возведении зданий городского совета, о необходимости выдачи лицензий на строительство (таких, как лицензия 1505 г. для устройства новой площади в Гранаде), о верхней части зданий в Мадриде и Кадисе (строго регламентировавшее ширину балконов), о мощении улиц Медина-дель-Кампо, Севильи и Толедо. В это же время в Своды законов испан. городов (Толедо, кон. XV в., Гранада, кон. XV - нач. XVI в.) был внесен запрет на реконструкцию и строительство балконов и выступов, закрывающих улицу больше, чем на треть ее ширины; было введено и ограничение высоты этих выступов. Их должны были делать так, чтобы по улице мог проехать всадник в полном вооружении, как это ранее было закреплено в Магдебургском праве. Клуатр коллегиума Сан-Грегорио в Вальядолиде. 1488–1496 гг. Клуатр коллегиума Сан-Грегорио в Вальядолиде. 1488–1496 гг. С кон. XV в. в архитектуре И. наряду с исабелино развивается стилевая линия, использовавшая элементы архитектуры итал. Возрождения. Она была связана с заказами семейства Мендоса, и прежде всего с деятельностью кард. Педро Гонсалеса де Мендосы, стремившегося следовать рим. «моде». Он, однако, никогда не был в Италии и представление о ее искусстве и архитектуре получил из книг. Наиболее значительной постройкой, выполненной по его заказу, было здание коллегиума Санта-Крус в Вальядолиде. В 1486 г. для него начали строить здание по чертежам, утвержденным кардиналом, с использованием элементов стиля исабелино. Однако через 2 года кардинал, посетив Вальядолид, был так разочарован результатами работ, что приказал снести то, что уже было возведено, и сделать все «на античный манер» (а lo antiguo). До сих пор исследователи обсуждают вопрос о том, почему произошло столь резкое изменение вкусов прелата.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Рождество Христово. 1500 г. Худож. Сандро Ботичелли (Национальная галерея, Лондон) Рождество Христово. 1500 г. Худож. Сандро Ботичелли (Национальная галерея, Лондон) В любом случае, даже обращаясь к событиям сверхъестественным, художники постоянно прибегали к поэтике «реального чуда». Таковы, в частности, алтарная и фресковая живопись Филиппино Липпи (в основном на темы жизни Фомы Аквинского), украшающая капеллу Карафа рим. ц. Санта-Мария-сопра-Минерва (1488-1493); это в равной мере и чудесные «истории», и эпизоды истории земной. На пороге Чинквеченто трансцендентное содержание обрело почти хроникальную убедительность в работах по живописному украшению ватиканской Сикстинской капеллы в 1481-1482 гг. (Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и др.). В росписи основные библейские, в т. ч. евангельские, события представлены как великие предзнаменования и обоснование папской власти. Мадонна в полях. Ок. 1500 г. Худож. Джованни Беллини (Национальная галерея, Лондон) Мадонна в полях. Ок. 1500 г. Худож. Джованни Беллини (Национальная галерея, Лондон) Своеобразием выделяется переходное (от Кватроченто к Чинквеченто) искусство Венеции. Здесь раньше, чем в др. областях, холст вытесняет дерево в качестве основы для живописи, в т. ч. живописи настенной (фреске влажный венецианский климат не благоприятствовал). Многие из образов Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо, в первую очередь те, что были написаны для «скуол» (домов религ. братств), проникнуты пестрой динамикой городской жизни, лишь часть к-рой составляли житийные эпизоды и церковные празднества («Процессия Истинного Креста на площади Сан-Марко» Джентиле Беллини, 1496; Галерея Академии, Венеция; картины на темы Жития св. Урсулы В. Карпаччо, 1490-1495; там же). В цветовом строе нек-рых алтарей Джованни Беллини сказывается традиция золотых визант. мозаик, переходящая у него в теплое, «вечернее» свечение колорита (напр., триптих Фрари, 1488, ц. Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция). Этот мастер, как и большинство крупнейших живописцев Венеции, придавал особое значение пейзажной среде, воспринимая ее как мистическое откровение природы ( Goffen R. Giovanni Bellini. New Haven, 1989): таковы пейзажи в загадочной «Священной аллегории» (1490-1499; Галерея Уффици, Флоренция), сюжет которой до сих пор остается неясным (чистилище?), и в «Мадонне в полях», развивающей тип Богоматери «Смирение» (ок. 1500; Национальная галерея, Лондон).

http://pravenc.ru/text/2033721.html

ивериянина) и утверждение, что это был таман. князь Захарий Гуйгурсис (Брун, Труды 1-го Арх. съезда, I, 285–287; Черноморье, I, 216; Зап. Одес. Общ. ист., VIII, 201), принятые Д.И.Иловайским, (История, II, 577–578), теперь вполне выясняются посланием инока Саввы, 1488, в котором он обращается по поводу беседы рус. посл. Д.В.Шеина с жидовином Зах. Скарою (см. С.А.Белокуров , О ереси жидовств., М. 1902 г; Чт. в Общ. ист., 1902, III). В Москве прекрасно отличали «жидовинов» от ивериянян, а при Иване III, состоял врач-жидовин Леон. Ср. еще Löwe, Die Reste der Germanen, 1896, Ss. 90, 221 (о жиде Скарие в Крыму). Обширное послание инока Саввы, убоявшегося влияния беседы «жидовина», основано на книгах Ветхого Завета, Толк. Палее и Слове м. Илариона о законе и благодати 815 Просветитель, Очевидно речь идет о посаднике Гр. Мих. Тучине (в 1476 г.), жалобы о насилиях которого дошли до вел. князя; он подвергся взысканию и в 1478 году перешел на службу в Москву (П. С. Р. Л., VI, 200–208) 816 Рус. Историч. библ., VI, 776. Склонность Зосимы к ереси преувеличена (см. его обличение, Опис. рук. Чудова мон., Пам. древней письм. 1879, IV, 177). Моск соб. 1490 г. против жидов по новооткрытым документам (Чт. в Общ. ист. 1902, III, 111–126, с посл. жидов. Феодора и перев. прор. Даниила; о Федоре Курицыне (Р. Арх. 1895, 1); Соболевский, Москов. образов., 21; Ср. Опис. рук. Общ люб. древ. пис., 320–332; Строев, Словарь, 314 818 П С. Р. Л., VI, 49, 244; VIII, 244. В Степен. книге сказано, что в 1488 г. некоторых сожгли, но это было после соб. 1503 г. В летоп. (Архив.) говорится «били в торгу попов, что поругались иконам пьяни и бив отослали опять ко владыце» (Геннадию в Новгороде). «Вел. князь, – писал м. Геронтий, – приказал дела обыскивать наместником... и которые дойдут духовныя казни, и ты их духовне казни, а которыя дойдут градския казни, ино тех наместники казнят» (Древ. Рос. Вивл., XIV, 235). Цар. правила, град. зак. – зак. греч. царей в прилож. к Кормчей, служили дополн. к Судебнику (см изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Соч.: поэтич.: Descriptio Helvetiae. Basel, 1514; Duo elegiarum libri ad Uldericum Zinlium Doggium. Basileae, 1516; муз.-теоретич.: Isagoge in musicen e quibusque bonis authoribus lat. et graec. ad studiosorum utilitatem multo labore elaborate. [Basileae, 1516]; DwdekacÒrdon. Basel, 1547. Hildesheim. N. Y., 1969r (нем. пер.: Uss Glareani Musick ein Usszug/J. L. Wonnegger. Basel, 1557, 15592. Lpz., 1975r; Dodecachordon/Hrsg. v. P. Bohn. Lpz., 1888; англ. пер.: Dodecachordon/Transl., transcr., comment. by C. A. Miller. [R.], 1965; рус. пер.: Додекахорд [фрагм.]/Пер.: М. В. Иванов-Борецкий//Муз. эстетика западно-европ. средневековья и Возрождения/Сост.: В. П. Шестаков. М., 1966. С. 388–413; Додекахорд/Пер.: Б. А. Клейнер//Клейнер Б. А. «Додекахорд» Г. Глареана: К исслед. 12-ладовой теории по первоисточнику: Канд. дис./МГК им. П. И. Чайковского. М., 1994. Т. 2); филологич., риторич., дидактич.: De ratione syllabarum brevis isagoge. De figuris compendiosa lucubratio, ex probatissimis authoribus, praesertim Diomede. Item elegiae quaedam H. Gl. Basileae, 1516; Ael. Donati Methodus primum scholiis utilissimis illustrata. Turigi, 1534; In Clarissimi vixi Ioannis Caesarii Iuliacensis Dialecticen vice commentariorum annotationes. Basileae, 1556; географич.: De Geographia Liber Unus. Basel, 1527; Математич.: De VI arithmeticae practicae speciebus H. Glareani epitome. [Freiburg i. Br., 1539]; метрологич.: Liber de asse et partibus eius. Basileae, 1550. Лит.: Fritzsche O. F. H. Loriti Glarean: Sein Leben und sein Schriften. Frauenfeld, 1890; M ü ller E. F. J. Glarean und Aegidius Tschudi: Ihre menschlichen u. gelehrten Beziehungen: Mit 38 Briefen Glarean " s aus d. Jahren 1533-1561. Freiburg i. Br., 1933; Turrell F. B. The Isagoge in Musica of H. Glarean//J. of Music Theory. 1959. Vol. 3. P. 97-139; Meier B. H. Loriti Glareanus als Musiktheoretiker//Beiträge z. Freiburger Wissenschafts- und Universitätsgeschichte. Freiburg i. Br., 1960. H. 22; Баранова Т. Переход от средневек. ладовой системы к мажору и минору в муз. теории XVI -XVII вв.//Из истории зарубежной музыки. М., 1980. Вып. 4. С. 6-27; Der Humanist H. Loriti, genannt Glarean, 1488-1563: Beitr. zu seinem Leben u. Werk/Verf. v. R. Aschmann [et al.]; hrsg. v. Ortsmuseum Mollis. Glarus, 1983; Холопов Ю. Н. Церковные лады//Муз. энцикл. словарь. М., 1991. С. 613-614; Mack H. -H. Humanistische Geisteshaltung und Bildungsbemühungen: am Beispiel von H. Loriti Glarean (1488-1563). Bad Heilbrunn (Obb.), 1992; Клейнер Б. А. «Додекахорд» Г. Глареана: К исслед. 12-ладовой теории по первоисточнику: Канд. дис. М., 1994. Т. 1; Fenlon I. Heinrich Glarean " s books//Music in the German Renaissance: Sources, Styles and Context/Ed. J. Kmetz. Camb., 1994. P. 74-102; Fuller S. Defending the Dodecachordon: Ideological Currents in Glarean " s Modal Theory//JAMS. 1996. Vol. 49. P. 191-224.

http://pravenc.ru/text/165083.html

b)  ντιησις  – прекословие худым помыслам. Это – второй (Исихий, II, 4. р. 1512) способ трезвения, восполняющий недостаточность первого (внимания, ibid. II, 50. р. 1528) и совершаемый подвижником в сердце своём (I, 29. p. 1488). Ибо посредством внимания замечаются и познаются действия врага (I, 22. р. 1488), покушающегося войти в сердце в приражениях и в развивающихся из него помыслах (II, 4. р. 1512, I, 46. р. 1496), но не устраняется; обуздание и усмирение их производится прекословием, проявляющимся в том, что подвижник с гневом (μετ’ ργς) противоречит лукавому (τ πονηρ. I, 20. p. 1485) в приражении лукавой вещи (в образе, например, женской красоты II, 41. р. 1524). Прекословие направляется подвижником, с одной стороны, против приражения помыслов и их демонов, а с другой – против самого себя; в последнем отношении оно есть самоукорение (I, 29. р. 1439: μμψις. I, 34. р. 1492: ατομεμψα. II, 39. p. 1524: τ ατομεμψς). В основе обоих видов прекословия лежит благоразумие ( φρνησις), всегда движущее раздражительную часть души (τ ϑυμικν) ко внутренней борьбе со врагом и к самоукорению (I, 34. р. 1492). Первый вид выражается в обличении помыслов (τ διαλγχειν, II, 51. p. 1528) и в нападении (в сердце) на противника гневно-язвительными словами (II, 76. р. 1537: δακεβμοις μασι) и словами проклятия (II, 4. p. 1512: λγοις κατρας). Как соединяющееся с гневом, прекословие называется ντησις ϑυμοειδς (II, 76. p. 1537). Второй вид прекословия состоит в том, что подвижник гневается (μβρμησις) на свою слабость, в силу которой он не всегда противостоит демонским обольщениям, и благоразумно направляет раздражительную часть своей души против женоподобной (ϑηλυδριδες) части её, чтобы сделать её мужественной. Пример подобного гнева явил Иисус Христос, вознегодовавший на смерть при воскрешении Лазаря (Исихий, II, 4. р. 1512). Эту именно мысль, тот же пример и те же выражения (τ ϑηλυδριδες ατς (ψιχς), μβρισμενος) находим и у бл. Диадоха (гл. 62), хотя у него учение о прекословии и не развито с надлежащей полнотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

1166; с 1125 престол в Цовке, с 1147/49 в Ромкле, Киликия); Нерсес IV Клаеци Шнорали (Благодатный) (1166 - 13.08. 1173); Григор IV Тла (Тга) (1173 - 16.05. 1633 - 25.03.1655); Акоб VI Джугаеци (8.04.1655 - 1.08.1680); Егиазар (Елиазар) I Айнтапци (оспаривал престол с 1663, католикос 1682 - 8.08.1691); Нахапет Едесаци (10.08.1691 - 13.06.1705); Александр I Джугаеци (1706 - 22.11.1714); Аствацатур Хамаданци (7.05.1715 - 10.10.1725); Карапет II Улнеци (из Джейтуна) (27.02.1726 - 9.10.1729); Абраам II Хошабеци (1730 - 11.11. 1734); Абраам III Кретаци (25.11.1734 - 18.04.1737); Газар (Лазарь) I Дшахкеци (1737-1751); Минас Акнеци (15.09. 1751 - 12.05.1753); Александр II Каракашьян Бюзандаци (1753-1755); Саак Кехици (Келици) (1755-1759); Акоб VIII Шамахеци (24.11.1759 - 7.1763); Симеон I Ереванци (1763 - 26.07.1780); Гукас (Лука) I Карнеци (2.08.1780 - 27.12.1799); Овсеп Аргутян-Еркайнабазук (Иосиф Аргутинский-Долгорукий) (1800-1801); Давид V Горганян Энегетци (28.04.1801-1804); Даниэл I Сурмареци (1804 - 21.08.1808); Епрем (Ефрем) I Дзорагехци (26.12.1809 - 8.10. 1830); Ованнес VIII Карбеци (20.03.1831 - 26.03.1842); Нерсес V Аштаракеци (8.05.1843 -13.02.1857); Маттеос (Матфей) I Чухачян (18.05.1858 - 22.08. 1865); Геворг IV Керестечян (17.09. 1866 - 6.12.1882); Нерсес К-польский (1884); Макар I Тер-Петросян Тушареци (21.04.1885 - 16.04.1891); Мкртич I Хримян Айрик (5.05.1892 - 29.10.1907); Маттеос II Измирлян (1.11.1908 - 11.12.1910); Геворг V Суренянц (13.12. 1911 - 8/9.05.1930); Хорен I Мурадбекян (10/12.11.1932 - 6.04.1938); вдовство кафедры (1938-1945); Геворг VI Чеорекчян (местоблюститель с 1938, 19.04.1945 - 9.05.1954); Вазген I Палчян (30.09/2.10.1955 - 18.08.1994); Гарегин I Саркисян (4.04.1995 - 29.06.1999); Гарегин II Нерсесян (с 27.10/4.11.1999). Киликия Крикор IX Мусабегянц (1439-1446); Гарабед (1446-1478); Степанос (1478-1488); Ованнес I (1488-1489); Ованнес II (1489-1525); Ованнес III (1525-1539); Симеон I (1539-1545); Газар I (1545-1547); Торос I (1548-1550); Хачадур I (1551-1560); Хачадур II (1560-1584); Азария I (1584-1601); Ованнес IV (1602-1608); Бетрос I, сопредстоятель (1602-1608); Минас I (1621-1632); Симеон II (1633-1648); Нерсес I (1648-1654); Торос II (1654-1657); Хачадур III (1657-1674); Сааг I (1674-1683); Азария II (1683-1686); Крикор II (1686-1693); Аствадзадур I (1693-1696); Маттеос I (1694-1705); Ованнес V (1705-1721); Гугас I (1721-1729); Микаэл I (1737-1758); Каприэл I (1758-1770); Епрем I (1771-1784); Теоторос III (1784-1796); Гирагос I (1797-1822); Епрем II (1823-1831); Микаэл II (1832-1855); Гирагос II (1855-1865); Мекердич I (1871-1894); Сааг II Хапаян (1902-1939; с 1930 в Антильясе); Папкен II, сопредстоятель (1931-1936); Бедрос IV (1940); Карекин I Овсепян (1943-1952); Зарех I Пайаслян (1956-1963); Хорен I Параян (1963-1983); Карекин II Саркисян (1977-1995); Арам I Кешишьян (с 1995).

http://pravenc.ru/text/76124.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010