Фотия Фессалийского, говоря о приморских городах от Потидеи до Амфиполя, печально прибавляет, что ныне эти города ντ εκλεν κατστησαν δυστυχες 1474 . Варварские набеги, помимо разорения и запустения целых областей, расстраивали всю культурную жизнь, и являлись для населения величайшим бедствием. Собор 691 года указывает, что эти набеги мешали правильности ежегодных провинциальных собраний епископов, и вызывали оставление клириками своих церквей 1475 . Богачи-помещики, подобно пр. Филарету Милостивому, разорялись после опустошения нив, и угона рабов и скота 1476 . Чтобы спасти что-нибудь, жители зарывали в землю деньги. И очень характерными явлением для этой эпохи смут и опасностей, следует считать отыскивание отцовского клада детьми 1477 . Но самым тяжёлым следствием агарянских погромов для населения, являлся, конечно, ужасный агарянский плен. Вчерашней свободный человек нынче становился рабом и угонялся в оковах в Сирию 1478 . Житие пр. Феоктисты Лесбийской повествует, как критские арабы, напав на Лесбос, ограбили деревни и угнали целые толпы пленных, которых затем сортировали для продажи на пустынном о. Парос 1479 . В сирийских и критских темницах томились сотни и тысячи пленённых греков 1480 , причём мальчики и отроки делались прислужниками во дворцах калифов и эмиров 1481 , a многие из пленников решались на ренегатство 1482 . Оттого-то выкуп пленных считался одним из величайших проявлений милосердия 1483 . Оттого церковь ежедневно возносила моления о «пленённых и их спасении». Оттого наиболее популярными чудесами свт. Николая Чудотворца, этого как бы типичного печальника за всех страдающих из народа, являлось молниеносное избавление несчастных от агарянского плена 1484 . Помимо варварских нашествий провинции страдали и от внутренних разбоев. О морском пиратстве, сильно тормозившем торговое и пассажирское мореплавание, мы уже говорили в другой связи. Отметим теперь, что и сухопутные дороги изобиловали всякого рода отверженцами общества, грабившими и убивающими проезжих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1472 Lib. II. Ep. 37. Absit a me, ut statuta majonim consacerdotibus meis in qualibet ecdesia infringam; quia mihi injuriam facio, si fratrum meorum jura perturbo. 1474 По словам Моне, св. Григорий устранил в молитвах всё, напоминавшее о бедствиях Рима от внешних врагов IV и V вв., и исправил их в духе общехристианском. Latein. und Griech. Messen. 1850. S. 108 и 115. 1475 Мабильон (De lit. Gallic. L. I, c. 2) в сокращении числа этих четырех родов молитв полагает главное отличие Григориева Сакраментария от Геласиева. Le Brun (Op. cit., p. 147) исчисляет еще другие частности, отличающие тот и другой Сакраментарий. 1476 Они изложены у Даниеля в Cod. Lit. Т. I. S. 131–133, с прибавлением нескольких, введенных после VII в. 1477 По свидетельству многих западных писателей, сам св. Григорий в молитве: Напс igliur oblationem прибавил слова: diesque nostros in tua pace dispone, atque ab aeterna damnatione nos eripi et in electorum tuorum jubeas grege numerari. Иоанн Диакон. Vit. Greg. II, 17. Автор Микролога, cap. XII и другие. 1479 Augusti. Op. cit. Bd. IV. S. 264; A.J. Binterim. Op. cit. Bd. IV. S. 34; Kliefoth, A.J. Binterim. Op. cit. Bd. III. S. 207. 1481 Об Антифонарии св. Григория говорят Иоанн Диакон в его книге, II, 6, автор Микролога, CXXIV и другие. Он издан Памелием в Liturg. lat., 1572, потом Томазием, 1691. Приписываемый некоторыми св. Григорию сборник Благословений в конце литургии, под именем Benedictionale, и изданный Ламбецием (Comm. Vindob L. II, с. 5), не может быть признан подлинным его произведением, так как подобные благословения, общеупотребительные в галликанской и испанской литургиях, не употреблялись в древней римской и могли быть заимствованы в последнюю из первых в позднейшее время. A.J. Binterim. Op. cit. Bd. IV. S. 44; Еп. Филарет (Гумилевский) . Исторический обзор песнописцев ши песнопений греческой церкви. 1860 Т. III. С. 187. 1483 Даже тот список, который был послан ими от папы Адриана Карлу Великому, не сохранился или доселе не найден. Указанный в Венской библиотеке Лимбецием (Т. II. Bubl. Caesar, с. 5) оказался с позднейшими вставками и потому признан Мураторием (De reb. liturg. с. VI) не за тот самый, который был послан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Имея попечение о храме Успения Богоматери, Великий Князь начал заботиться о построении нового храма. В то время славился в Венеции зодчий Фиоравенти, прозванный за своё искусство Аристотелем. Великий Князь послал звать его в Москву, где он принят был с радостию. В 1474 году он приступил к сооружению нового храма Успения Богоматери. Великий Князь и Митрополит доставляли все необходимые для сего средства. В 1479 году собор был кончен и августа 12 был освящён Митрополитом Геронтием. Когда в новосозданную церковь перенесены были мощи св. Петра Митрополита из церкви Иоанна Лествичника , где они находились во время перестройки храма, то было неописанное торжество. Бесчисленные свечи, горевшие в новосозданной церкви, уподоблялись небесным звёздам; народ день и ночь стекался к св. угоднику и, от сладости духовного пения и торжества, воображал себя на небесах стоящим. Все с умилением взывали: «Господи, помилуй!» О святых иконах, находящихся в Успенском соборе Успенский собор, в расположении икон иконостаса, представляет собою всю торжествующую на небеси церковь . На пятиярусном его иконостасе изображены: св. праотцы, патриархи, пророки, апостолы, господские и богородичные праздники; по стенам вселенские соборы, мученики и другие святые. Успенский собор заключает в себе четыре престола. Главный во имя Успения Богоматери, почему и собор называется Успенским, в тремя приделами: а) апостолов Петра и Павла, б) Похвалы Богородицы и в) св. великомученика Димитрия Солунского. Все иконы, находящиеся в Успенском соборе, более или менее замечательны по святыне, древности и богатству украшений. Из них особенно замечательны: а) По правую сторону царских врат – икона Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле с Евангелием и с указующею долу десницею. Эта икона Спасителя писана была, по преданию, Греческим Императором Мануилом, с указующей десницею на Евангелие. Однажды, когда царь Мануил наказал одного иерея, и, таким образом, восхитил себе суд святительский, Спаситель явился ему в сонном видении и повелел ангелам Своим наказать его. Пробудившись от сна, царь действительно ощутил на себе язвы и увидел на иконе перст Спасителя, указующий долу. Эта икона, древнего греческого письма, взята была, по преданию, из Корсуни в Новгород, откуда потом перенесена была в Москву в 1476 году, при Великом Князе Иоанне Васильевиче III-м. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Итак, основой данного учения о. о. Булгакова и Флоренского является не учение Церкви, а гностическая мысль о посредстве, без которого Бог будто не может иметь соприкосновения с тварью 1470 . Эта гностическая мысль о посредстве содержится в основе учения ο. Булгакова о творении 1471 , о воплощении 1472 и о вознесении Господа 1473 . Она имеется в виду во всех, рассмотренных нами софийных определениях. Ею проникнуто все учение о Софии о. о. Булгакова и Флоренского. Но эта гностическая мысль является ложной. Таким она делает и все софийное учение о. о. Булгакова и Флоренского. Этою исходною, основною мыслью объясняются те бесчисленные противоречия, которые наблюдаются в учении прот. Булгакова и свящ. Флоренского. Противоречия мы находим, прежде всего, между учениями того и другого. О. Булгаков заявляет, что Божественная София есть не ипостась, а ипостасность 1474 . О. Флоренский называет Софию личностью, точнее – «четвертым тварным лицем» 1475 . По словам прот. Булгакова, София не «участвует в жизни внутрибожественной» 1476 . А свящ. Флоренский говорит, что «София участвует в жизни триипостасного Божества, входит в троичные недра» 1477 . Но еще больше противоречий мы находим у каждого из них в отдельности. Так, заявляя в одном из своих сочинений, что Божественная София есть не ипостась, а ипостасность, о. Булгаков в другом месте утверждает совсем иное, говоря, что София есть четвертая ипостась 1478 . В своем очерке «Ипостась и ипостасность» прот. Булгаков говорит, что «Премудрость Божию – надо строго отличать от сущности Божией или природы ( οσα или φσις)». А в своей книге «Агнец Божий» София и Усия – (сущность Божия или Божественная природа) им отождествляются 1479 . Прот. Булгаков свидетельствует, что София не есть тварь: и тут же говорит, что София есть «создание и дщерь Божия» 1480 . В той же своей книге «Свет невечерний» о. Булгаков учит, что «София не имеет своей собственной мощи, но получает ее от Бога». А в своем сочинении «Купина Неопалимая», а также и в других своих сочинениях он определяет Софию, как «творческое» или миротворческое начало 1481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

301. Андрей большой Васильевич, прозванием Геряй , князь угличский, средний из семи сыновей Василия Васильевича Тёмного, великого князя московского 44), от брака с Марией Ярославовной, в иночестве Марфой, княжной боровской 130), внукой Владимира Андреевича Храброго, князя боровско-серпуховского 52). – Род. в Угличе, 14 августа 1446 г.; сопровождал отца в Новгород, в 1460 г.; но смерти отца получил в удел Углич, Бежецкий Верх и Звенигород, в 1462 г.; ославлен «блюсти» Москву, из которой выступил в Казани его брат, великий князь Иван III 95), в 1468 г.; по приказанию брата, сделал береговой поход к Казани, в 1469 г.: сопровождал великого князя в Новгород, в 1471 г.; после участия в торжестве при закладке в нового Успенского собора в Москве, стоял в Серпухове, против Ахмата, хана Золотой Орды, вторгнувшегося в Русь; посещал в Ростове больную мать в возвратился в Москву хоронить своего брата Юрия (Георгия) меньшого, князя дмитровского ), в 1473 г,; требовался братом, великим князем, в Москву, на похороны митрополита Филиппа I в 1473 г.; ссорился с братом, великим князем, за устранение от наследства в уделе Юриевом, но примирился, по убеждению матери, от которой получил город Романов, в 1474 г.; принимал личное участие в окончательном покорении Новгорода Иваном III, в 1478 г.; поссорившись с братом, великим князем, уехал из своего удела, стал на Великих-Луках я просил Казимира IV, короля польского, быть посредником между ним и братом, в 1479 г.; приглашенный Псковитянами защитить Псков от Ливонцев, явился в Псков и. прожив тут всего 10 дней, уехал в Новгород, откуда, по разорении области Псковской, соединился, в Кременце, с Иваном III против Ахмата, действовал за одно с московскими полками и, в знак примирения, получил от Ивана III Можайск, в 1480 г.; участвовал в покорении Иваном III Твери, в 1485 г.; извещенный о намерении великого князя схватить его, хотела бежать из Москвы, но, вследствие переговоров с великим князем, остановился, в 1488 г.; получил приказание великого князя: выслать воевод с войском, на помощь Менгли-Гирею, хану крымскому, другу Ивана III, – но этого не исполнил, за что, по приезде своем в Москву, схвачен, обманным образом, закован и посажен на московский Казенный двор, 20 сентября 1491 г.: содержимый тут «в велицей истоме», ум. 6 ноября 1493 г. – Тело его погребено в московском Архангельском соборе. – Был женат, с 27 мая 1472 г„ на Елене Романовне, княжне мезецкой 760), от брака с которой оставил: двух сыновей – Ивана, в иночестве Игнатия, причтенного церковью к лику святых 797), Дмитрия, князя угличского 667) и двух дочерей: Ульяну ), за князем Андреем Дмитриевичем Курбским; Евдокию, в иночестве Елену, ), за князем Иваном большим Семеновичем Кубенским. 302. Андрей Владимирович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Филарет. Собрание мнений. 4. С. 575. 1474 Евсеев. Ук. соч. С. 64. 1475 Курсив автора. Филарет. Ук. соч. 5. 1. С. 3 и след. Интересно, что посвящение в сан неженатого Горского взволновало и консервативную часть московского общества (Казанский. Переписка, в: БВ. 1904. С. 569). Характерна дневниковая запись Горского от 7 февраля 1863 г., что назначение ректоров из белого духовенства могло бы оказаться полезным для духовного образования, ибо при научной скудости ученого монашества послужило бы ему своеобразным предостережением (У Троицы в Академии. С. 617. Прим.). Эта запись была выпущена при первом издании дневника (см. прим. 133). 1476 У Троицы в Академии. С. 290. 1477 Там же. С. 554. 1479 Смирнов (1879). С. 45 и след.; Письмо В. Кудрявцева-Платонова С. К. Смирнову: У Троицы в Академии. С. 624 и след. 1480 Смирнов (1879). С. 47–52. О Ф. А. Голубинском как философе см.: Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Пг., 1922. 1. С. 185 и след.; Зеньковский. 1. С. 306–312 (библиогр.) (здесь также о влиянии на Голубинского французских религиозных философов и немецкой философии). 1481 У Троицы в Академии. С. 1–9; ср.: Смирнов (1879). С. 175. 1482 У Троицы в Академии. С. 84, 68 и след., 621. 1483 Зеньковский. 1. С. 312; ср.: БВ. 1914. 11–12. С. 332, 334 и след.; 1910. 12. С. 648 и след. Труды Голубинского: а) Лекции по умозрительному богословию, записанные в 1841–1842 учебном году студентом XIV курса В. Назаревским. М., 1868; 2-е изд.: Умозрительное богословие. М., 1886; б) Премудрость и благодать Божия в судьбах мира и человека (о конечных причинах). М., 1885 (в этом же году вышли 2-е и 3-е издания с дополнениями из архива Голубинского); в) Лекции по философии. М., 1884. 4 вып. О познаниях Голубинского в области немецкой философии см. высказывания А. Ф. Л. Хакстхаузена (1792–1866): Haxthausen A. F. L. Studien uber die inneren Zustande, das Volksleben und insbesondere die landliche Entwicklung Ru?lands. Hannover, 1847. Bd. 1. S. 83. 1484 У Троицы в Академии. С. 4, 72 и след., 118, 135, 467; см. недавно вышедшую работу К. Керна: Kern C. Les traductions russes des textes patristiques. Chevetogne, 1957. P. 57; данные у Филарета (Обзор (1884). С. 497) неполны. 1485

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

73 . Феодор, юродивый Новгородский, скончавшийся 19-го Января 1392-го года. О времени установления местного празднования ничего не может быть сказано. 1474 74 . Мефодий Песношский, основатель Николаевского Песношского монастыря, который находится в Дмитровском уезде Московской губернии, скончавшийся 14-го Июня 1392-го года. Древнейший известный список службы ему относят к концу XVII века; до 1732-го года мощи его находились в деревянной часовне, а в сем последнем году сооружена над ними церковь во имя преп. Сергия Радонежского и его самого. 1475 Но сейчас указанному начало местного празднования ему с вероятностью может быть относимо к концу XVII-haчaлy XVIII века. 75 и 76 . Сергий и Герман Валаамские, основатели Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, относительно времени жизни которых известно только то, что первый из них пришел на остров Валаам в 1329-м году. 1476 О начале местного празднования (теперь совершаемого дважды, – 28-го Июня и 11-го Сентября) ничего не может быть сказано. 77–82 . Алфановы братья. В Новгородском Антониевом монастыре почивают под спудом мощи пяти родных братьев: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, по фамилии Алфановых, которые в 1775-м —224— году перенесены в Антониев монастырь из построенного братьями и в сейчас указанном году сгоревшего девичьего монастыря Сокольницкого. О жизни братьев достоверного ничего неизвестно, но с некоторою вероятностью можно относить ее к концу XIV–haчaлy XV века. 1477 О начале местного празднования 1478 им (4-го Мая) ничего не может быть сказано. XV века: 83 и 84 . Феодор и Павел Ростовские, основатели находящегося в 15-ти верстах от Ростова Борисо-Глебского Устьинского монастыря, из которых первый скончался в 1409-м году, а второй неизвестно, когда вскоре после первого. О начале местного празднования (22-го Октября) в Борисоглебском монастыре ничего не может быть сказано. 85 . Сергий Нуромский, основатель упраздненного Спасо-Преображенского Нурсмского монастыря, который находился в Грязовецком уезде Вологодской губернии, скончавшийся 7-го Октября 1412-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано, кроме того, что служба известна по рукописям XVI века 1479 из (чего, впрочем, ничего не следует).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиеп. Филарет сообщает, что Паисий был постриженник Каменного монастыря, не указывая, откуда заимствовано это сведение 244 . Автор известного послания о причинах вражды между монахами кириловскими и иосифовскими называет преп. Нила Сорского учеником Паисия: по-видимому, отсюда заключают, что Нил, постригшись в Кирилловой обители, находился там под руководством Паисия 245 . Если это правда, то последний около половины XV в. был иноком Кириллова монастыря. Но во время игуменства Спиридона в Троицком Сергиевом монастыре (1467–1474) он жил уже здесь, как можно догадываться по списку жития Кирилла Белозерского, сохранившемуся в библиотеке лавры и писанному Паисием для Спиридона. В 1479 г. он стал игуменом Троицкой обители, по желанию великого князя, и крестил его сына; года через два падение иноческой дисциплины в монастыре заставило его отказаться от игуменства. С тех пор не раз встречаем его в Москве: в 1484 г. великий князь советуется с ним о митр. Геронтие и уговаривает его занять место последнего; в 1490 и 1503 г. он является в Москве на соборах. Но нет прямых указаний на место его постоянного пребывания после отказа от игуменства в Троицком монастыре. Из письма архиепископа Геннадия (от 25 февр. 1489 г.), в котором он просит ростовского архиепископа Иоасафа вызвать старцев Паисия и Нила и посоветоваться с ними об исходящей седьмой тысяче лет, можно заключать, что Паисий жил в пределах ростовской епархии, в Кирилловом или Каменном монастыре 246 . На это последнее место указывает и составленная Паисием летопись 247 . К заглавию ее обыкновенно присоединяется заметка о составителе: «той собра от многих от старых книг после пожара Каменского монастыря (1476 г.)». Однакожь, большая часть известий летописи относится к XV в.; проверив их, можно несколько определить источники и качество всего сказания. Последнее известие в нем, относящееся к XV в., помечено 1481 г.; отсюда видно, что Паисий составил летопись уже после своего игуменства. Он сообщает известия об отдаче Каменному монастырю великим князем Василием Васильевичем села на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Согласно позднейшему «Письму о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей» (40-е гг. XVI в.), учеником П. стал прп. Нил Сорский. Это сообщение многими учеными признано достоверным ( Ключевский. С. 190; Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1991. С. 143; Древнерус. патерики. С. 444), хотя данное мнение разделяется не всеми исследователями ( Лурье. 1960; Романенко. 2003). В период игуменства Спиридона (1467-1474) П. оказался в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ). Возможно, его уход из Кириллова Белозерского мон-ря связан с переводом его настоятеля Кассиана на архимандритию в Спасо-Каменный мон-рь. В Троицкой обители П. переписал древнейший из известных в наст. время список Жития прп. Кирилла Белозерского и службы ему (РГБ. Ф. 304/I. 764; Ключевский. С. 123. Примеч. 1. С. 190; Яблонский П. [М.], свящ. Пахомий Серб и его агиогр. писания. СПб., 1908. С. 91, 177). Благодаря поддержке великокняжеского духовника Ростовского архиеп. Вассиана I (Рыло) и дьяка Л. Алексеева П. был приближен к великокняжескому двору. В 1478 г. Московский вел. кн. Иоанн III Васильевич уговорил его стать игуменом Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 319). П. стал преемником игум. Авраамия (1475-1478). По данным троицких актов, это событие произошло после 17 сент., но до 24 нояб. 1478 г. Судя по тому, что первой, выдавшей на имя П. жалованную оброчную грамоту стала влиятельная в политических и церковных делах вел. кнг. Мария Ярославна, вдова вел. кн. Василия II и мать Иоанна III, правившая на ростовских и ярославских землях, можно полагать, что она также имела отношение к назначению нового настоятеля Троице-Сергиева мон-ря (АСЭИ. Т. 1. 457-458. С. 344-346). 4 апр. 1479 г. архиеп. Вассиан и П. крестили в Троице-Сергиевом монастыре недавно родившегося вел. кн. Василия III Иоанновича , первенца Иоанна III от его 2-го брака с вел. кнг. Софией (Зоей) Палеолог (ПСРЛ. Т. 23. С. 193; Т. 25. С. 323; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 118). Весной 1480 г. П. крестил их 2-го сына - буд. дмитровского кн. Георгия Иоанновича (ПСРЛ. Т. 23. С. 180; Т. 24. С. 199).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

1473 Молитва 7-я, чит. при Елеопомазании. 1474 Concil. Trident. Sess. XIV, c. 2. 1475 В 13 правиле первого вселенского Собора говорится: «о находящихся при исходе от жизни да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последняго и нужнейшего напутствия», и потом указывается, в чем именно состояло это напутствие: «всякому отходящему, кто бы ни был, просящему причаститися Евхаристии, со испытанием епископа, да преподаются св. дары». 1476 «Аще кто не исполнив времени покаяния, определенного правилами, отходит от жизни: то человеколюбие Отцов повелевает, да причастится св. таин, и да не без напутствия отпущен будет в свое последнее и дальнее странствие» (Григ. нисск. канон. посл. к Литоию, прав. 7). 1477 Такое точно разделение всех седми таинств православной Церкви на три класса ясно выражает константинопольский патриарх Иеремия: παντ μεν χρσιμα — τ βαπτισμα , τ μρον , κοινωνα , τος δ αφιερουμνοις Θεω — χειροτονα , ς λακος γαμος , κα τοις , μετα βαπτισμα αμαρτσασιν — μετανοια κα του ηγιασμνου χρσις ελαου (Respons. 1 ad Augustan. Confes. cap. VII, in Act. Theolog. Wirtemberg. p. 77). 1478 Ирин. adv. haer. I, 28, n. 1; Клим. алекс. Strom. III, 6; Мефод. Conv. dec. virg. orat. II, n. 2; Тертулл. adv. Marcion. I, 29; Златоуст. in Genes. homil. XXI, n. 4; Августин. adv. Secund. Manich. c. XXII. 1479 Епифан. haeres. XXIII. 1480 Ирин. adv. haer. I, 24; Клим. алекс. Strom. III, 1. 2; Кирил. Иерус. оглас. поуч. VI, n. 17; Епифан. haeres. XXIV. XXVII. 1481 Ирин. adv. haeres. I, 23, n. 1; Тертулл. adv. Marcion. I, 29. 30; IV, 11. 29; V. 7. 1482 Ирин. adv.haer. I, 28, n. 1; Евсев. Церк. Истор. IV, 29; Епифан. haeres. XLVI. LXI, n. 1. 1483 Tum. бостр. adv. Manich. II, 16. 33; Августин. Mor. Manich. II, 10, n. 19. 1484 Сократ. Церк, Ист. II, 43; Августин. haeres. LXX. 1485 Клим. алекс. Strom. III, 23; Минуц. Феликс. Octav. XXXI; Августин. Serm. LXI, n. 22. Соответственно этому св. Григорий Богослов говорит: когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себя детей; тогда брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу» (Слово 37, в Тв. св. Отц. III, 221).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010