У Виктора Афанасьева есть такие строчки ( " Здесь начинается рай " ): Отечество мое! Россия! В тебе дух старины живет. И ни одна еще стихия Не победила твой народ. Из тьмы веков ты восставала И становилась все сильней. Святая Русь – твое начало, И преподобный Сергий в ней. Христианин! Об этом помни: Отчизна – мать, ее храни! Молись за Русь! Ведь нет ей ровни. В ней вера предков, как гранит. Так было и должно быть снова! Ветвям не утерять корней. Россия – поле Куликово. Дух Преподобного над ней. Русская Православная Церковь продолжает свое нелегкое сражение за единство русского народа. В 1441 году поставленный в Константинополе митрополит Исидор, принятый в Москве в 1437 году, был отвергнут Собором русских епископов из-за принятия Флорентийской унии и отступления от православия. В декабре 1448 года митрополитом Собором русских епископов был поставлен Рязанский епископ Иона (1448-1461), в результате чего Церковь стала автокефальной де-факто. В 1453 году под натиском турок-османов происходит падение Константинополя. Русь осознает себя единственным оплотом православия в мире. В этот период зарождается концепция " Москва – Третий Рим " . В 1458 году происходит разделение единой русской митрополии на две – Киевскую (Западнорусскую), расположенную в пределах литовского государства, и Московскую, включавшую девять епархий. В середине XV века сложились предпосылки для создания централизованного государства, которое формировалось не только в сложной внешнеполитической обстановке, но и в острой внутренней борьбе между московским и другими русскими княжествами (прежде всего Тверским княжеством и Новгородской республикой). Рубежным событием в истории Московской Руси становится стояние на реке Угре (1480). Этому предшествовало решение князя Ивана III Васильевича (1462-1505) платить дать Орде. При великом княжении Ивана III началось оформление русского централизованного государства – России. В 1462 году Москва стала столицей Русского государства. В 1478 году была присоединена Новгородская республика, которая была независимой в течение 350 лет.

http://pravoslavie.ru/88968.html

Нашествие татарского хана Батыя на Русь было в 1237–1238 и 1240 г. В переводе на русский язык это слово значит «давитель». Прямыми обязанностями баскаков были перечисление народа и сбор податей. В действительности же эти татарские чиновники, стоявшие выше русских князей и полководцев, были полными хозяевами Руси. Будучи отправляемы с войском и множеством разных мелких татарских чиновников, они заведовали и внутренними делами покоренной Руси: следили за поведением князей, вникая в их взаимные отношения, разбирая их тяжбы и наблюдая главным образом, за их отношениями к татарскому хану. Они появились на Руси вскоре после взятия Киева, бывшего в 1240 г. Боровск — в настоящее время уездный город Калужской губернии. О месте села Кудинова ныне напоминает часовня. Высокий-Покровский монастырь находился при р. Протве, в 1 версте от Боровска. Основан в 1410 г. В 1618 г. монастырь был приписан к Пафнутиеву Боровскому, в 1764 г. упразднен. Название «Высокий» получил по месту, которое занимал: местность эта господствует над всею окрестностью. Теперь на месте этой обители находится подгородная слобода Высоцкая. Преподобный Никита был игуменом Высоцкого Серпуховского монастыря, преемником преп. Афанасия Младшего с 1395 г. После 19-летнего управления обителью, состарившись и страдая болезнью глаз, преп. Никита семь лет жил на покое в Высоком Боровском монастыре. Оставив этот монастырь (ок. 1421 г.), преп. Никита ушел на север и основал в Костроме Богоявленский монастырь (ок. 1426 г.), существующий до сих пор (с 1864 г. — женский). Здесь подвижник скончался и погребен. Князь Симеон Боровский был сын Владимира Андреевича Серпуховского, скончался от моровой язвы в 1426 г. иноком с именем Саввы и положен в Троице-Сергиевом монастыре. — св. митрополит Фотий (память его празднуется 2 июля) управлял Русскою Церковью с 1408 по 1431 г. Отсюда следует, что преп. Пафнутий стал игуменом не позднее 1426 г. Пафнутиев-Рождество-Богородицкий монастырь стоит при впадении р. Истремы в р. Протву. Св. Иона занимал митрополичью кафедру с 1448 по 1461 г. Память его празднуется 31 марта. Таким образом освящение храма обители было не ранее 1448 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В.Т.: Смысл чудесного явления и последующего бытования Животворящего Креста Господня, пребывающего ныне в селе Годеново, невозможно понять, не сопоставляя его с другими духовными и историческими явлениями того периода. Вот когда мы эти события осмыслим в совокупности, тогда перед нами откроется духовная картина действия Промысла Божия, замечательная в своей простоте и логике. Все события, о которых я сейчас буду говорить, очень важные в духовном отношении, произошли в XV веке. Итак, 1423 год. Пастухам, которые пасли скот на Сахотском болоте близ Ростова, явился, как говорится в Сказании, «с греческой стороны», то есть с юго-запада, дивный свет от неба до земли. Когда пастухи подошли ближе, то посреди болота увидели пребывающим на воздухе Животворящий Крест Господень, а перед ним святителя Николая. А когда на месте чудесного явления начали строить храм, то там был обретен чудотворный Животворящий Крест и образ святителя Николая. Через 25 лет, одно за другим, произошли два важнейших события, связанные воедино. Во-первых, подошла к завершению так называемая «Шемякинская междоусобица» - последняя из тех, что сотрясали удельную Русь много веков, и в 1447 году Великий князь Московский Василий Васильевич II становится единовластным правителем всей Средней Руси (за исключением Новгорода и Пскова, которые будут присоединены позже). И, во-вторых, в 1448 году созванный Василием II Собор русских иерархов единодушно избрал на Всероссийскую митрополию святителя Иону († 1461). Предыстория этого события такова: в 1438-1439 годах на Ферраро-Флорентийском соборе была подписана церковная уния, подчиняющая всю Восточную Греческую Церковь папе Римскому. В числе других участников Собора эту унию подписал печально известный митрополит Киевский и всея Руси Исидор - вопреки обещанию, данному Великому князю Василию II крепко стоять за православную веру. В Москве возмущенный Великий князь приказал низложить Исидора и заключить его в Чудов монастырь, созвал Собор иерархов, на котором Флорентийская уния была признана противной древнему православному учению. Восточные патриархи также высказались против унии, сторонники которой на Иерусалимском Соборе 1443 года были преданы анафеме. Таким образом, Исидор стал последним митрополитом, избранным и поставленным для России в Константинополе. Посвящение святителя Ионы на Всероссийскую митрополию впервые было совершено русскими архиереями в Москве. С этого момента был введен новый порядок избрания Первосвятителей-митрополитов - Собором русских епископов с согласия Московского князя, независимо от Константинопольского Патриарха: Русская Церковь обрела автокефалию. Таким образом, в 1448 году зародилось самостоятельное Русское государство (хотя номинально, до 1480 года, еще в составе Орды) и независимая автокефальная Русская Православная Церковь.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/03/...

В 1374 г. они были канонизированы к местному почитанию К-польским патриархом Филофеем Коккином после принесения частиц их мощей в К-поль. Частицы мощей Виленских мучеников были помещены в кресте, подаренном патриархом Филофеем прп. Сергию Радонежскому ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский и «Филофеевский крест»//ДРИ. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 16-22). Общероссийская К. Виленских мучеников состоялась лишь на Соборе 1549 г. К первым годам правления митр. Киевского и всея Руси Ионы (1448-1461) следует относить общецерковное прославление 3 русских подвижников: свт. Алексия Московского и всея Руси, прп. Сергия Радонежского и прп. Кирилла Белозерского . Местное почитание свт. Алексия началось, вероятно, вскоре после его кончины, еще при жизни вел. кн. Димитрия Донского. По мнению Г. М. Прохорова, между 1379 и 1382 гг., вероятно, в окружении преемника свт. Алексия, свт. Киприана (1390-1406), была написана краткая повесть «О Алексии митрополите», изображающая достоинства митр. Алексия ( Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митр. всея Руси//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 25-34). Мощи свт. Алексия были открыты в 1431 или 1438 г. при ремонте Благовещенского придела собора Чудова мон-ря, где находилась гробница святителя. Из-за продолжительной усобицы князей московского дома прославление свт. Алексия задержалось на 10-летие. В 1448 г. митр. Иона установил празднование успения и обретения мощей свт. Алексия. После этого его почитание (первоначально в границах Великого княжества Московского) получило широкое распространение. Прп. Сергий Радонежский. Икона. 1669 г. Иконописец Симон Ушаков (ГТГ) Прп. Сергий Радонежский. Икона. 1669 г. Иконописец Симон Ушаков (ГТГ) По мнению Голубинского, прп. Сергий Радонежский († 1392) «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы» ( Голубинский. 1903. С. 72). Документальных известий о том, когда и как началось его почитание, нет. Начало местного почитания, видимо, было положено в 1422 г., когда были обретены мощи прп.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

От редакции К оглавлению Четвертая книга «Истории Русской Церкви» включает в себя шестой, седьмой и восьмой тома одноименного труда Макария, митрополита Московского и Коломенского, посвященные церковной жизни в Восточнорусской митрополии в период с 1448 по 1589 г. Это время автокефалии Русской Церкви или, по оценке митрополита Макария, руководствовавшегося принципом канонической зависимости Русской митрополии от Константинопольского патриарха,— завершающий этап длительного «периода постепенного перехода... к самостоятельности (1240–1589)». Но высокопреосвященный автор замечает, что самостоятельность Русской Церкви в это время «не была еще полная и совершенная». События церковной и государственной истории XV–XVI вв. на многие века определили ход дальнейшей жизни России и Русской Церкви. В самом начале этого периода, в 1458–1461 гг., произошло разделение Русской митрополии на две: Восточнорусскую, или Московскую, и Западнорусскую, или Киевскую (Литовскую). Лишь спустя два столетия, в 1687 г., после присоединения Малороссии к России, актом Константинопольского патриарха Дионисия была подтверждена зависимость Киевской митрополии от Московского патриархата. В 1453 г. под ударами турок османов пал Константинополь, православная Византийская империя прекратила свое существование. Вскоре турки завоевывают Сербию (1459), Албанию (1468) и другие православные страны. Русь остается единственной в мире православной державой. В конце XV столетия происходит окончательное свержение золотоордынского ига на Руси, а в 1547 г. великий князь московский Иоанн IV венчается на царство. Укрепление Русского государства, стремление власти к единодержавию, борьба великих князей с вечевым Новгородом, удельными князьями и расширение державных пределов на севере и востоке, окончательное покорение астраханских и казанских земель — все это государственное строительство происходило с благословения Русской Церкви и под ее попечением. Избрание Русского митрополита Собором русских епископов по воле великого князя крепко связало власть церковную и великокняжескую. Русские митрополиты этого времени поддерживали движение к объединению и укреплению государства. Эти требования светской власти не казались Церкви чрезмерными, а положение, при котором великий князь, а позже царь, активно вмешивался в дела церковные, не было для христиан XV–XVI вв. ни в коей мере унизительно. Ибо в эпоху, когда Русь осталась одна во враждебном окружении мусульман и католиков, не духовенство только, а вся паства Русской Церкви, весь народ православный, и прежде всего царь, стали хранителями истинной веры.

http://sedmitza.ru/lib/text/435954/

1445 Прот. А. Юрьевский, отд. отт. стр. 13–16. Филарет. Черниговские иерархи, стр. 235 (Г. К. Д. А. 1860, II). 1446 И. Чистович. Новгородский митрополит Иов. Жизнь его и пере­писка с разными лицами. Странник 1861, февр., стр. 122, – Ср. отзыв о сочинениях Иоанна в предисловии к Илиотропиону. П. Пекарский, II, 316. 1447 Однако наиболее живые произведение св. Иоанна, его проповеди, почти совершенно свободны от тех риторических крайностей, какими страдало тогда киевское проповедничество. 1448 О епархиальной деятельности Иоанна см. Филарета цит. соч. 234; П. Пекарского II, 82, С. Рункевича стр. 43. «Житие» изд. Моск. Синод. Ти­пографией, стр. 27. 1450 Д. Н. Бантыш-Каменский. Источники малорос. истории. Чтение в Имп. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1859, кн. I. отд. II, стр. 172. 1456 Раньше Иоанн, действительно, относился к Мазепе с уважением и восхвалял его между прочим за щедрые пожертвования церквам и постройку новых храмов. См. предисловие к Полууставу. П. Пекар­ский II, 84. 1459 Книгу Царский путь креста Господня святитель посылал в дар Петру 9 февр. 1710 г. с наместником Геннадием и иеромонахом Ма­карием, за что Петр благодарил автора грамотой от 9 марта 1910 г. Прот. А. Юрьевский, отд отт. Стр. 16. 1461 См. предисловие к Илиотропиону, которое составлено учениками св. Иоанна в Чернигове уже тогда, когда святитель уехал отсюда в Тобольск. П.Пекарский II. 316. 1462 Недаром создалась легенда, исторически недостоверная, но очень характерная, пытавшаяся объяснить перевод Иоанна, как месть со сто­роны кн. Меньшикова. Прот. А. Сулоцкий , стр. 20, прим. 1 (Странник 1864, т. I). К. В. Харлампович, 518, прим. 1. 1467 О тобольской ризнице см. прот. А. Сулоцкий, Дополн. к биографии цитр. тоб. Иоанна Макс. Странник 1870, т. II, стр. 326. 1477 Н. Абрамов. Матер, для истории христ. просвещения в Сибири. Жур. Мин. Нар. Просв. 1854, ч. 81, стр. 42, 43. – В Тобольске сохранилось трогательное предание о том, с какой отеческой заботливостью относил­ся к бедным воспитанникам училища святитель Иоанн. Странник 1865, янв., стр., 17.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

возведён 12.05.1166 (1174) Константин II, митрополит поставлен Никифор II, митрополит управлял Гавриил, митрополит упоминается с 1198 по 1210 неизвестно Дионисий, митрополит упоминается неизвестно Матфей, митрополит упоминается 22.08.1220 Кирилл II, митрополит рукоположен с 06.01.1224 Иосиф, митрополит упоминается возможно, убит в 1240 Кирилл III, митрополит рукоположен ок. 1246–1247 (избран в 1242 (1243)) 07.12.1281 Максим, митрополит, свт. рукоположен 06.12.1305 Пётр, митрополит, свт. рукоположен с мая-июня 1308 21.12.1326, погребён в Москве Феогност, митрополит, свт. рукоположен 11.03.1353 Феодорит, митрополит рукоположен с 1352 по 1354 низложен; неизвестно Алексий (Бяконт-Плещеев), митрополит свт., бывший епископ Владимирский 12.02.1378 Михаил (Митяй) наречённый митрополит 1379, не рукоположен рукоположен с 02.12.1375 (1376) до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве управлял с 1380 до 1382 изгнан и пребывал в Киеве с 1390 вернулся на кафедру Пимен, митрополит рукоположен управлял с 1382 по 1384 низложен;11.09.1389 Дионисий, митрополит свт., бывший архиепископ Суздальский 15.10.1385 Киприан, митрополит, свт. (повторно) с 06.03.1390 16.09.1406 Фотий, митрополит, свт. рукоположен с 02.09.1408 2.07.1431 наречённый митрополит с осени 1414 рукоположен Собором Западно-Русских епископов по просьбе Литовского князя Витовта без санкции Константинопольского патриарха с 15.11.1415 (1414) зимой 1419 (1420) бывший епископ Смоленский 26.07.1435 (сожжён) Исидор рукоположен с 1437 по 1441 взят под стражу, но бежал; 14.03.1463 (1472) поставлен бывший епископ Рязанский и Муромский с 15.12.1448 (избран в 1431) 31.03.1461 Сведения Григорий (Болгарин), митрополит Киевский, Литовский и всей нижней России рукоположен с 15.10.1458 в начале 1474 Мисаил (Пеструцкий-Друцкий Соколинский-Бабич, князь), наречённый митрополит Киевский, бывший епископ Смоленский, поставлен Спиридон (Сатана), митрополит рукоположен с 15.09.1475 прибыл в Литву в 1476 не был принят ни в Москве, ни в Литве, находился в заключении; 1503–1505

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Михаил I святой (грек), 988–991. Леон (Лев) I (грек), 991–1007. Иоанн I (грек), 1008–1035. Феопемпт (грек), 1035–1049. Кирилл I, 1050. Иларион (первый из русских), 1051–1054. Ефрем I, 1055. Георгий I (грек), 1067–1077. Иоанн II святой (грек), 1077–1089. Иоанн III (грек), 1088–1091. Ефрем II (грек), 1092–1097. Николай (грек), 1097–1102. Никифор I (грек), 1103–1121. Никита (грек), 1122–1126. Михаил II (грек), 1127–1145. Климент Смолятич (русский), 1147–1154, †1170. Константин I (грек), 1155–1159. Феодор (грек), 1161–1163. Иоанн IV (грек), 1164–66. Константин II (грек), 1167–1177. Никифор II (грек), 1182–1198. Гавриил. Дионисий, уп. 1205. Матвей (грек), уп. 1209–1220. Кирилл II (грек), 1224–1233. Иосиф I (грек), прибыл 1237. Кирилл III (грек), избран 1243, †1281. Максим (грек), 1283–1305. Св. Пётр (Московский), 1308–1326. Св. Феогност (грек), 1328–1353. Св. Алексий (Плещеев), хиротония 1350; вступил на митрополию 1354, †1378. Пимен (грек), хиротония 1380, удал. 1380; возвратил. 1382, низложен 1388. Св. Киприан (серб), 1381–1383; 1390–1406. Св. Дионисий, 1383–1385. Св. Фотий (грек), 1408–1431. Исидор (болгарин), 1437–1441. Св. Иона (Одноушев), 1448–1461. Григорий II (болгарин), 1458–1473. Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич, управлял митрополией 1474–1480. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон, 1481–1488. Uoha II Глезна, 1492–1494. Св. Макарий I, 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович), 1500–1503. Uoha III, 1503–1507 . Иосиф III (Солтан), 1509–1521. Иосиф IV (Руссин), 1523–1534. Макарий II (Москвитянин), 1535–1556. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Иона Протасевич-Островский, 1568–1577. Илия Куча, 1577–1579. Онисифор Девочка (Девочий), 1583–1588. Михаил Рагоза с 1588 года; в 1596 году отпал в унию. Киевские, Галицкие и всея Малыя Руси Гедеон Святополк, князь Черниговский, 1685–1690. Варлаам Ясинский, 1690–1707. Иоасаф Краковский, 1708–1718. Варлаам Вонатович, 1722–1730. Архиепископ. Рафаил Забаровский, 1731–1747.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

53 По смерти Фотия (1431 г.) митрополитом был Исидор (1436–1441 гг.), который за поддержку идеи унии православной и католической церквей на Флорентийском соборе (1439 г.) был арестован по прибытии в Москву, бежал из-под ареста в Рим (1441 г.). После этого митрополитом стал Иона (1448–1461 гг.). Посольство в Константинополь с игуменом Кассианом действительно было направлено дважды, но успеха не имело. Мнение о признании константинопольскими патриархами в это время автокефалии русской церкви и определение в иерархии места русского митрополита сразу после иерусалимского патриарха, т. е. первым среди митрополитов православной церкви, отражают более поздние сказания, что противоречит историческим фактам (см.: Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. М„ 1991. С. 348–356, 376–377). 55 Яэ-ез – городьба, сооружение из бревен, перегораживающее реку летом и имеющее ворота для установки сетей и других приспособлений для ловли рыбы. Ворота также использовались для прохода гребных ручных судов (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1978. С. 517). 59 Во время болезни 1553 г. завещание было составлено Иваном Грозным 10 марта. 12 марта бояр приводили к присяге князья И, Ф. Мстиславский и Владимир Иванович Воротынский (см.: Скрынников Р. Г. Начало опричнины. ЛГУ., 1966. С. 91–94). 61 По поводу гибели царевича Дмитрия во время поездки царя в Кирилло-Белозерский монастырь есть несколько версий: 1) царевич утонул, выпав из рук задремавшей кормилицы; 2) нянька с царевичем и два боярина упали в воду при высадке на берег; 3) царевича уронили в воду при передаче от отца к матери, катавшихся по озеру на разных лодках (см.: Кирилловский езд. Пг., 1912. С. 53– 54). 63 Левашник – род пирожка, либо без начинки, либо с начинкой в одном углу. Труба левашная – сковорода для печения левашников. 64 В Кнрилло-Белозерском монастыре в церкви Владимира, усыпальнице князей Воротынских, на трех из плит, вмурованных в стены, имеются сведения о Михаиле и его сыне Логине: «Перенесены ис Кашина в Кирилов монастырь Михаиле и сын его князь Логин лета в 7114 января в 21 день»; «Преставися благоверный князь Михаиле Иванович Воротынскои лета 7081 июня в 12 день. Погребен бысть во граде в Кашине»; «Преставися благоверный князь Логин Михаилович Воротынскои лета 7092 июля в 27 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Если это было бы точно в 1410 году, тогда вруцелетие держало В, и 2 марта было в воскресенье, а в субботу 2 марта именно было в 1409 году, тогда вруцелетие было A, а ключевая буква П; Евдокии 1 марта было в пятницу на 2 неделе великого поста. В Новогородской 4 летописи в Собрании русских летописей IV не сказано, что Арсений скончался весною 6916 года. Верно, в этой летописи новый год считался с марта, а не с сентября. (12) Илия. В обоих изданиях Истории Рос. Иерархии сказано, что Илия «хиротонисан 1437 г. митрополитом Герасимом из игуменов Желтиковских». Если точно посвящен от митрополита Герасима, то за несколько лет до 1437 года, в который сего священноначальника и в живых уже не было: Герасима держав 4 месяца в заключении князь Свидригайло сожег в Витебске 1435 года, в июле месяце. (Описание Киево-Софийского собора и Киевской Иерархии, стр. 105, Псков. лет. в Собр. летоп. IV. 209.) Вероятнее, что Илия хиротонисан в 1434 году: в этом году Герасим в мае хиротонисал в Новгород архиепископа Евфимия, или в первые три месяца 1435 года. 14 сентября 1437 года Илия в Твери встречал митрополита Исидора, когда сей священноначальник отправлялся в Италию на собор. В путешествии сего митрополита, напечатанном в VI томе Рос. Вивлиофики, стр. 27, несправедливо показан этому путешествию от сотворения мира год 6945, естественно, тогда начинавшийся уже с сентября. Это путешествие началось в лето 6946, а не в 6945. Докажем это пасхалиею: в 6946 году ключевая буква была X; в самом путешествии на странице 30 сказано, что из Риги в Балтийское море Исидор вступил 7 мая, в среду 4 недели, в праздник Преполовения; в то число этот праздник был в лето 6946, а не 6945. В 6945 году Преполовение было в 1 число мая. Илия 1440 года на соборе, осудившем латинствующего митрополита Исидора. не присутствовал неизвестно почему, равно не видно его подписи, когда российские архиереи соборно убеждали галичского князя Димитрия Шемяку к миролюбию; на избрание же митрополита всея России Ионы в декабре 1448 года прислал согласительную грамоту, что все не иначе можно, если только в эту пору святительствовал Илия, объяснить, как его нездоровьем. Жаль, что в летописях, описывающих этот собор, избравший рязанского епископа Иону в митрополита всея России, имени его, сколько мне ни случалось видеть об этом, не означено, а сказано: «Тверской же архиерей прислал де грамоту о согласии»; так не означено имени тверского архиерея и 1461 года при избрании митрополита Феодосия: «Тверской владыка присла посла с грамотою», – если только тогда архиерействовал не Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010