НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко НИКОЛЬСКИЙ Александр Васильевич (1874-1943), рус. композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) НИКОН Никон (Беляев Георгий Николаевич; 1886-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОН (Беляев Николай Митрофанович; 1888-1931), иером., преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОНОВ Николай Никитич (1849-1918), с.-петербургский епархиальный архитектор, мастер церковного строительства в рус. стиле. НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

Сергии, и единств. работа Флоренского о нем 9 .224) не упомянута]. 241 . Kauchtschisdwili N. San Sergio е la santità russa//SR 9 .246). 17–33. 242 . Kopirovskij A. M. L’iconografia di san Sergio//SR 9 .246). 157–171. 243 . Kovalevsky P. E. Saint Serge et la spiritualité russe. P. 1958. 190. пер.: N. Y. 1976. пер.: Torino 1977 [Pres. di Enzo Bianchi]. 244 . Miller D. The cult of St. Sergius of Radonezh and its political uses//Slavic Rev. 1993. 52(4). 680–699. 245 . Piovano A. Monachesimo e potere politico da san Sergio di Radone a Petro il Grande//SR 9 .246). 57–112. 246 . San Sergio e il suo tempo. Atti del I Convegno ecumenico internazionale di spiritualità russa, Bose 15–18 settembre 1993/A cura di Kauchtschischwili N. e Adalberto Mainardi, monaco di Bose. Bose 1996. 320. [SR], 247 . Špidlik T. San Francesco d’Assisi e San Sergio di Radone//Il battesimo delle terre russe. Bilancio di un millennio/A cura di Graciotti S. Firenze 1991. 423–435. пер.://Вселена. София 1993. 1. 23–28. 248 . Špidlik Т. L’immagine della vita monastica secondo la «Vita» di san Sergio//SR 9 .246). 175–189. 249 . Suttner E. Ch. Sulle traccie di san Sergiö la custodia della tradizione nel rinnovamento//SR 9 .246). 201–206. 250 . Venturini N. Il VI centenario della morte di san Sergio di Radone//Civilità cattolica. Roma. 1992. A 143, quad. 3420. 589–601. Нил Сорский Нил (?) Федорович (?) Майков, ок. 1433–7 мая 1508, внесен Церковью в святцы в 1903, пам. 7 мая: НКС 3. 785–786 Житие 251 . Предание о жительстве скитском преподобного Нила Сорского . Служба и акафист преподобному отцу нашему Нилу, Сорскому чудотворцу. СПб. 1852. М. 1997. 285. 252 . Жизнь и труды Нила Сорского , первого основателя скитского жития в России и его духовно-нравственные наставления о скитском пустынно-жительстве. М. 1889. 112. 253 . Повесть о Нило-Сорском ските/Публ. Прохоров Г. М.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник 1976. М. 1977. 37–54. 254 . Подвижник Нило-Сорской пустыни, иеросхимонах Нил.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf JOSEPH OF VOLOKOLAMSK JOSEPH OF VOLOKOLAMSK, abbot, “possessor,” St. (1439/40–1515). At the end of the 15th c. the kingdom of Muscovite Rus’, or Great Russia, was about to coalesce. At this time the so-called “Judaizing heresy” (q.v.) arose and, when two Novgorodian priests converted to the movement transferred to Moscow, it became marginally influential in the capital. The main opponent of the “Judaizers” was Joseph of Volok (Iosif Volotskii), abbot of the Volokolamsk Monastery. He successfully pursued them until they were condemned by a church council (1504). Subsequently, Tsar Ivan III dealt harshly with them. Joseph is best known in Russian history as the spokesman for the “possessors,” who believed in extensive church holdings and close cooperation with secular authority in order to do God’s work. His opponent was Nilus of Sora (Nil Sorskii, 1433–1508) leading the “non-possessors,” who minimized church holdings and preferred a separation between Church and state (q.v.), espousing the contemplative ideal of hesychasm, which he had learned on Mt. Athos (qq.v.). Theologically, the non-possessors were definitely legitimate representatives of Holy Tradition (q.v.), though they were in the minority and politically suspect. Scripture (q.v.) figured in Joseph’s controversies with the non-possessors no less than it had with the “Judaizers.” The non-possessors, anticipating what would occur in the West later in the same century, considered only Scripture (i.e., “God’s commandments”) truly binding, as opposed to tradition and human custom, which could be critiqued and changed. Although both Joseph and Nilus were canonized, Joseph’s “establishment” position better accommodated the rising centralization of the Muscovite state, while some of Nilus’s disciples were condemned as heretics. Joseph educated monks for service in the Church and state in high office, and Muscovy expanded in the 16th c. with this leadership. Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Найденные в нем останки длительное время хранились в доме, где размещалась администрация диспансера, а затем на чердаке Покровской ц. Здесь они были обнаружены в 1992 г. сотрудниками Кирилло-Белозерского музея и перевезены в музей. Поскольку возникло их почитание как мощей Н., в Вологодской епархии было принято решение исследовать предполагаемое место захоронения Н.; комиссию возглавил игум. Дамаскин (Орловский; ныне архимандрит); археологические работы проводили старший научный сотрудник ИА РАН Ю. А. Смирнов и профессор ГЖИ РЭА Л. И. Верещинский-Бабайлов. В результате исследований, проведенных 23 мая 2001 г., были найдены череп и неск. костей, описанные в «Деле о мощах» 1842 г. (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Ед. хр. 1548). Найденные останки, а также те, что хранились в Кирилло-Белозерском музее, отправили на экспертизу в Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава. Экспертиза показала, что среди представленных останков находятся фрагменты 7 скелетов, возраст одного из них восходит к рубежу XV и XVI вв. В химическом составе его костной ткани было обнаружено нек-рое содержание никеля (Ni), металла, к-рый отсутствует в пробах воды из местности, где находится Нилова пуст., но содержится, к примеру, в воде из источников Св. Горы Афон. В своем отчете зав. Отделом судебно-медицинской идентификации личности проф. В. Н. Звягин заключил: «Каких-либо признаков, исключающих принадлежность костного скелета 2 преподобному Нилу Сорскому (1433-1508), не обнаружено. Вместе с тем полученная идентификационная информация (пол, возраст, давность и место захоронения) недостаточна для решения этого вопроса в категорической форме, поэтому принадлежность групп костей 2а, 11 и 12а именно Нилу Сорскому не может считаться окончательно и практически доказанной» ( Мокиевский. 2010. С. 7). В 2007 г. найденные останки были возвращены на прежнее место. В рапорте на имя архиеп. Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко; с 2004 архиепископ Песоченский и Юхновский) игум. Дамаскин сообщал: «Экспертиза убедительно показала, что могила преподобного Нила Сорского была разрушена еще при строительстве храма, а воля преподобного основателя пустыни, зафиксированная в тексте его завещания, была исполнена при строительстве храма руками строителей, скрывших его мощи среди останков братии» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Православная традиция и история Скачать epub pdf Турецкая империя, которая в течение четырех столетий держала под своей властью Балканы, Малую Азию и Ближний Восток (т. е. большую часть бывших византийских территорий), была государством мусульманским... Тем временем в России образовалась новая и сильная христианская империя, и казалось, что ей суждено воспринять роль второй Византии или, если хотите, «третьего Рима». Однако возобладавшие в России политические и социальные идеи были идеями западного секулярного государства, в котором византийские формы использовались главным образом для оправдания самодержавия как такового. Церковного и канонического корректива, признававшегося в Византии, здесь не было. Однако именно в России, в то время, когда империя еще не окончательно повернулась к секулярным идеалам, состоялся глубоко значительный спор именно о социальной роли Церкви. В споре противостояли друг другу «стяжатели» и «нестяжатели», две монашеские и церковные группировки, одинаково преданные идее христианской миссии в обществе, но отстаивавшие разные виды деятельности и свидетельства. «Стяжатели» во главе со св. Иосифом Волоцким (1440–1515) основывались на традиции византийского теократического общества. Они защищали право Церкви, и в частности монастырей, обладать большими богатствами, предназначенными для социальной деятельности: больниц, школ и разных форм благотворительности. Это социальное свидетельство рассматривалось ими как присущее самой природе христианства. Они не боялись духовной уязвимости богатой Церкви, благосостояние которой могло быть использовано враждебным государством для ее шантажа. Они верили в будущее «святой Руси», добрые цари которой будут поддерживать благосостояние Церкви, церковное руководство которой будет всегда свободно от искушений буржуазного комфорта, употребляя свое богатство только на добрые дела. «Нестяжатели» же считали, что богатство неизбежно развращает, особенно тот вид богатства, которым пользовались средневековые монастыри: крепостной труд на огромных владениях. Они видели миссию Церкви в первую очередь как пророческое свидетельство, как указание на грядущее Царство. Св. Нил Сорский (1433–1508), глава «нестяжателей», унаследовал идеалы, исихазма, мистического и созерцательного монашества ранней Церкви. Он не доверял, как его противники, будущему «святой Руси». Он предвидел секуляризацию и защищал полную независимость Церкви от государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

примечание к письму 94. 884 Савваитов, Павел Иванович (1815–1895) — правитель дел Ученого комитета министерства народного просвещения, историк. 885 Замысловский, Егор Егорович (1841–1896) — историк, профессор Петербургского университета. 886 Бестужев-Рюмин, Константин Николаевич (1829–1897) — историк, член Ученого комитета министерства народного просвещения. 887 Тертий Ив — Т. И. Филиппов. 888 Нейзильберные — мельхиоровые. 889 Кач, Александр — владелец фабрик металлических изделий. 890 …мою сонную цидулку…— Очевидно, речь идет о письме 106. 891 Барона-«сладкопевца»…— то есть К. Ф. Менгдена. 892 Галахов, Алексей Дмитриевич (1807–1892) — историк литературы, педагог, автор ряда учебников и хрестоматии для средней школы. 893 …Ваше письмо…— письмо Буслаева неизвестно. 894 Рокамболь — герой романа французского писателя Понсон дю Террайля «Приключения Рокамболя». 895 …прислать мне корректуру «Меламеда»…— Речь идет о рассказе «Ракушанский меламед», опубликованном в журнале «Русский вестник», 1878, 896 Шаликов. — См. примечание к письму 75. 897 …письмо Ваше…— Имеется в виду письмо Щебальского от 21–26 марта 1878 года; часть его опубликована в сборнике «Шестидесятые годы», стр. 353. 898 Приглашение Ваше…— Щебальский предлагал Лескову принять участие в издании «Revue Slave» («Славянское обозрение»). 899 Безобразов — дело иное…— Очевидно, имеется в виду издание В. П. Безобразова (1828–1889) «Сборник государственных знаний», осуществленное в 8 томах в 1874–1880 годах. 900 Нил Сорский. — Жизнеописание Нила Сорского (1433–1508), известного духовного писателя, видимо, не было написано. 901 Митрополит Исидор уже жаловался и, кажется, кн. Урусов. — Об отношении церковных и правительственных кругов к «Мелочам архиерейской жизни» см. в примечаниях к т. 6 наст. изд., стр. 664–669. 902 …боюсь за моего… издателя…— Первые два издания «Мелочей…» осуществил И. Л. Тузов. 903 …пишется медленно и обширно. — О какой работе идет речь, установить не удалось. 904 …книге о Редстоке…— Имеется в виду очерк Лескова «Великосветский раскол (Лорд Редсток, его учение и проповедь)», М., 1877, и в том же году — второе издание: СПб., 1877.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Характерной особенностью его послания является живая русская речь, в то время как большинство церковных писателей употребляло книжный церковнославянский язык. Следует признать, что до конца 15 в. на Руси не было перевода Библии в полно ее составе. Первая такая Библия была собрана новгородским архиепископом Геннадием в 1499 г. Даже в Новгородской Софийской библиотеке, одной из самых богатых на Руси, не нашлось книг Бытия, Царств, Пророков, Притчей и Иисуса, сына Сирахова, и Геннадий должен был искать их в монастырях Кирилловом, Ферапонтовом и Каменном. Трудно было найти исправный список Псалтири, несмотря на всю важность этой Кинги при богослужении и обучении. Всех книг Геннадий не мог найти в России и пополнил свой список выбором текстов из разных толкований священных книг и переводом с Вульгаты. Из последней были переведены книги Паралипоменон, Ездры, Неемии, Товита, Иудифь, кн. Премудрости Соломоновой, 1-я и 2-я книги Маккавейские (3-я совсем не была переведена) и часть книги Есфири. Из Вульгаты же были заимствованы предисловия к книгам и разделения на главы. Список этой первой полной в России Библии хранился в Московской синодальной библиотеке. Геннадиевский свод библейских книг лег в основу Острожской Библии, которая с большой точностью воспроизведена в московском издании 1663 г. § 28. Преподобный Нил Сорский (ок. 14331508) Знаменитый деятель Русской Церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г. в крестьянкой семье; прозвище его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был «скорописцем». Постригся Нил в Кирилло-Белозерском монастыре, где со времен самого основателя хранится глухой протест против землевладельческих прав монашества; преп. Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами. Те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками – «заволжскими старцами», с Нилом во главе. Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и на Афон, Нил особенно долго пробыл на Афоне и, по-видимому, Афону был больше всего обязан своим созерцательным настроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Преподобный Нил Сорский (1433–1508) Преподобный Нил происходил из дворянского рода Майковых, родился в 1433 году и положил начало иноческой жизни в Белозерской Кирилловой обители, где пользовался советами мудрого и строгого старца Паисия Ярославова. Вместе с учеником своим и сотрудником, монахом Иннокентием, из рода бояр Охлебининых, несколько лет преподобный провел на Афонской горе и в Константинопольских монастырях. Тут он изучил все виды монашеского подвижничества, и в особенности – скитское житие. Преподобный Нил главным образом везде старался вникнуть в смысл и дух так называемого умного иноческого делания, внутреннего самоиспытания, все применяя к себе, к собственной духовной жизни. Он внимательно изучал и опытом проходил наставления богомудрых древних отцов: Антония Великого , Ефрема и Исаака Сириных , Варсонофия, Иоанна Лествичника , аввы Дорофея , Максима Исповедника , Исихия, Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Григория, Нила и Филофея Синайских. На Афоне у него явилась мысль начать, по возвращении на родину, новый скитский образ жизни по образцу восточных подвижников. Во времена преподобного Нила на Руси было два вида иночества: общежительный и отшельнический. Преподобный положил начало третьему – среднему пути подвижничества: иноки селились один от другого в таком расстоянии, чтобы можно было только слышать голос друг друга, а подвизались каждый особо. Возвратясь в Белозерский монастырь, преподобный Нил уже не остался жить в нем, но срубил себе келью невдалеке от него; потом отошел за пятнадцать верст, где, водрузив крест, поставил сперва часовню и уединенную келью, и при ней ископал колодец, а когда собралось к нему несколько братий, то построил деревянную церковь Сретения Господня. Как для себя, так и для учеников своих преподобный поставил правилом не общежительное житие, а строгое скитское. Труд и подвиг скитского жития состоит во внутреннем подвижничестве, строгом наблюдении над состояниями души, в очищении ее молитвами и богомыслием. В своем знаменитом «Предании о жительстве от святых отцов учеником своим», или скитском уставе, он сосредоточивает основное внимание на внутренней духовной жизни во Христе, на чисто духовном воспитании человека-христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

преподобный Нил Сорский (1433–1508) Нравственно-аскетические труды Собрание сочинений преподобный Нил Сорский Старец, духовный наставник, один из основоположников скитского подвижничества на Руси. Предварительные сведения О раннем периоде жизни святого Нила Сорского известно немного. Родился он в 1433 году. Согласно его собственному признанию, он был поселянином и невеждой. Возможно, это связано с тем, что его родители были простыми сельскими жителями. Однако, такая оценка могла быть озвучена им и в связи с глубочайшим чувством смирения. Обширность связей святого со многими знатными людьми и высокая образованность дают повод думать, что он всё же имел боярское происхождение. В круг его учеников входили: князь Вассиан Косой, Дионисий, Нил Полев (принадлежавший к роду Смоленских князей) и другие известные лица. Согласно свидетельству одного из современников Нила Сорского, в миру тот имел прозвание Майков. Монашество Иноческая жизнь Нила Сорского началась в Кирилло-Белозерской обители. Здесь он учился навыкам аскетической жизни под руководством строгого и опытного подвижника, старца Паисия Ярославова. Здесь он трудился, предавался молитве и послушанию, бдению и постам. Прожив какой-то период в монастыре, он вместе с учеником, монахом Иннокентием (принадлежавшим к боярскому роду Охлебининых) решился путешествовать по святым местам. Достигнув Афона, пробыл там достаточно долгое время, перенимая опыт местных отцов, возрастая возрастом духовным, изучая правила пустынножительства, трезвения, духовного созерцания. Одним из его излюбленных занятий было изучение Священного Писания, жизни и творений святых отцов Церкви. Пребывая на Святой Горе, Нил Сорский приобщился к уединенному жительству, полюбил священное Христа ради безмолвие. Возвратившись на Русь, он не стал жить в Белозерской обители, а выбрав безлюдное болотистое место неподалеку, приблизительно в 15 верстах от монастыря, на реке Сорке, воздвиг там крест, вырыл колодец, основал келью, часовню, предался аскетическим подвигам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/

«В Ниле Сорском (1433–1508) обрело свой голос безмолвное пустынножительство русского Севера. Он завершает собой весь великий XV век русской святости. Единственный из древних наших святых, он писал о духовной жизни и в произведениях своих оставил полное и точное руководство духовного пути. В свете его писаний скудные намеки древних житий северных пустынников получают свой настоящий смысл. Как бы в расплату за это литературное наследство преподобного Нила мы лишены его жития. Неизвестно, было ли оно когда-либо написано: предание говорит, что оно сгорело во время татарского разорения вологодских скитов в 1538 году. Преподобный Нил редко покидал свою пустыню для мира, не был вхож в княжеские дворцы, и наши сведения о его жизни чрезвычайно скудны... ...Есть известия, что он был в миру «скорописцем», списателем книг. Во всяком случае, он рано постригся: «От юности моея», – пишет он. Очень важно, что преподобный Нил побывал на Афоне и «в странах Царе-града», куда он ходил со своим учеником, святым Иннокентием (Охлябининым)... В 1488 г., когда Новгородский владыка Геннадий ведет энергичную борьбу против ереси жидовствующих, он спрашивает Ростовского архиепископа, нельзя ли побывать у него Паисию (старцу Паисию Ярославову. – С. Б.) и Нилу, поговорить о ересях. Очевидно, это самые влиятельные имена среди заволжев. По своему духовному направлению Нил и Паисий не могли проявить сочувствия к кострам и казням Геннадия. Оба старца присутствовали на Соборе 1490 г., который осудил еретиков, но обошелся с ними довольно мягко. Дальнейшее известие о преподобном Ниле относится к 1503 г. На Соборе в Москве, собранном по совершенно иному поводу, неожиданно «нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормились бы рукоделием». Белозерские пустынники поддержали его. Пришлось послать за Иосифом Волоцким , уже уехавшим с Собора, чтобы его авторитетом и энергией отстоять церковное землевладение. Скончался Сорский пустынник в 1508 г.» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 167–168.) Мы предлагаем читателям попытку реконструкции жития преподобного Нила Сорского , предпринятую доктором филологических наук, исследователем и публикатором наследия преподобного Нила – Г. М. Прохоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010