2 образе (англ.). 1392 1 беспокойство, тревога ожидания (англ.). 1393 1 комнате ожидания (англ.). 1394 2 блок интенсивной терапии (англ.). 1395 3 Downtown (англ.) – деловая часть, центр юрода. 1396 1 бега трусцой (англ.). 1397 2 новость (англ.). 1398 3 Роланд Стил " Уолтер Липман и американское столетие " (англ.). 1399 4 Взлеты и падения (фр.). 1400 5 " отчуждение " 1401 6 я фланер, праздношатающийся (фр.). 1402 1 отделывается поверхностным объяснением символа, изображает его так, как будто никакого символа нет (англ.). 1403 1 " …никогда не говорил он ни о молитве, ни о Боге, ни о загробной жизни. До конца он оставался зрелым человеком " (англ.). 1404 1 Приняв все во внимание (фр.). 1405 2 истеблишменту, влиятельным кругам (англ.). 1406 3 Слова из марша Семеновского полка. 1407 1 " приятелем " (фр.). 1408 2 писцом (фр.). 1409 3 Из стихотворения " Без отдыха дни и недели " . Правильно: " Но реял над нами/Какой-то особенный свет,/Какое-то легкое пламя,/Которому имени нет " . 1410 1 Р.Коста " Эдмунд Вильсон. Наш сосед из Талкотвилля " . Изд-во Сиракьюсского университета, 1980 (англ.). 1411 2 " величие! " (англ.). 1412 1 Б.Леви " Французская идеология " (фр.). 1413 2 Личные впечатления (англ.). 1414 3 " левые " (фр.). 1415 4 серьезных последствиях (англ.). 1416 1 новые правые (фр.). 1417 1 " пригородных " (англ.). 1418 2 Книга " Евхаристия. Таинство Царства " . 1419 3 Так что как Бог решит (англ.). 1420 4 Очень просто (англ.). 1421 1 обоснованное явление (лат.). 1422 2 " писательство " (англ.). 1423 3 1Ин.2:16. 1424 4Ин.3:8. 1425 1 потенциал, скрытые возможности (англ.). 1426 2 страшно сказать (лат.). 1427 3 Из книги " Другие берега " , гл.14. 1428 1 Стихира Великого понедельника 1429 1 Из трагедии А.Пушкина " Борис Годунов " . 1430 1 " они нас дурачат " (фр.). 1431 2 дурачит, облапошивает (фр.). 1432 1 1Кор.1:17. 1433 1 " Духовность 101 " (англ.) (название курса). 1434 2 вещь в себе (нем.). 1435 3 Ср.: Мф.18:3. 1436 4 Провозглашая единственной реальностью непосредственный чувственный опыт человека и давая эмпирическую трактовку религиозного опыта, Уильям Джеймс отвергал традиционный теистический дуализм Творца и творения и основанную на нем богословскую концепцию религии. Хотя религия получает в его теории прагматическое оправдание, истолковывается как спонтанно возникающие субъективные переживания и описывается в психологических терминах. 1437

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

1413 ...того или этого поспать в качестве стратига – ton о deina exaposteilai strat­egon е ton о deina («того отправить стратигом или другого»). 1414 ...приобретшего знание местности – empeira tou topou («узнавшего на опыте местности»). У Продолжателя Феофана: «поскольку тот знаком был с местом» (пер. Я. Н. Любарского). 1415 ...и понимания den отнюдь не лишенного – kai ton pragmaton ouk anepistemona («и в делах не несведущего»). В тексте Продолжателя Феофана этого нет. 1419 ...тогдашнему протевону и всем [прочим] повиноваться ему – ton tote proteuonta kai pantas ypeikein auto («тогдашнего протевона и всех подчинением ему»). 1420 В греческом тексте – ex ou kai mechri ten semeron epekratesen apo ton enteuthen eis Chersona proballesthai strategous («с той поры до сего дня стало обычным поэтому в Херсон избирать стратигов»). Следовательно, нет оснований для того, чтобы видеть в этом предложении еще одно свидетельство «об особом статусе Херсонесской фемы в это время», а именно, приписывать Константину указание на избрание стратига из жителей «этих мест», то есть Херсона (ср.: Константин Багрянородный. 06 управлении... – С. 403, komm.35 к гл.42). В данном случае наречие enteuthen подано в причинном значении. 1422 Константин имеет в виду odos emeron – пешие переходы, каждый протяженностью около 37 км, так что в итоге получается цифра в 2220 км (1410 византийских миль). 1423 Константин имеет в виду odos emeron – пешие переходы, каждый протяженностью около 37 км, так что в итоге получается цифра в 2220 км (1410 византийских миль). 1424 Так византийцы обычно называли р. Кубань, но не исключено, что здесь имеется в виду другая река бассейна Буга и Днепра 1427 Пачинакия занимает всю землю [до] Росии, Боспора, Херсона – Е de Patzinakia pasan ten gen [mechri] tes te Rosias kai Bosporou katakratei kai mechri Chersonos. Без предлагаемой конъектуры mechri («до») строка выглядит следующим образом: «Пачинакия всю землю Росии и Боспора осилила (победила, одержала верх) и до Херсона». Здесь есть как-будто намек, что в отличии от земли Росии и Боспора, земля Херсона не находилась под печенегами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скульптура алтаря в Картухе Мирафлорес. 1496–1499 гг. Скульптор Хиль де Силоэ Король Кастилии Хуан II. Скульптура алтаря в Картухе Мирафлорес. 1496–1499 гг. Скульптор Хиль де Силоэ В ходе Реконкисты под властью христиан Кастилии и Арагона оказались мусульмане-мудехары; сохранив веру и значительную автономию в делах управления, они платили налоги в казну и пользовались защитой королевской власти. Отношение к ним с кон. XIV в. ужесточилось, появились законы, ограничившие их автономию, регламентировавшие занятия, ношение той или иной одежды и т. д. С кон. XIV в. обострились прежде относительно мирные отношения между христианами и иудеями в И. В 1391 г. по Кастилии, а затем и по Арагону прокатилась волна евр. погромов, в к-рых наиболее активной силой были крестьяне и городские низы, умело направляемые католич. проповедниками и городскими властями. В течение неск. месяцев происходили грабежи, поджоги, убийства, насильственные обращения, синагоги превращались в католич. храмы. В нек-рых районах центральная власть сумела поставить ситуацию под контроль лишь в 1392 г. Евр. погромы, хотя и не столь масштабные, возобновлялись до 20-х гг. XV в. Одна из наиболее ярких фигур в религ. жизни И. этого времени - проповедник, монах-доминиканец католич. св. Винсент (Висенте) Феррер (1350-1419). В И. его деятельность в основном была направлена на обращение иудеев в христианство, он осуждал упорствовавших в иудаизме столь яростно, что его проповеди часто сопровождались погромами. Характерной чертой эпохи стали диспуты между христ. и иудейскими теологами (напр., диспут в Тортосе в 1413-1414). После событий 1391 г. последовал массовый переход иудеев в христианство, причем нек-рые высокопоставленные иудеи, крестившись, могли быстро достичь высокого положения в гос. и даже в церковной иерархии. Так, раввин Бургоса Шломо Га-Леви (ок. 1351-1435), во время погромов принявший христианство с именем Пабло де Санта-Мария, проявил выдающиеся способности в христ. теологии и стал католич. епископом Бургоса (с 1415), хранителем королевской печати, канцлером Кастилии, членом регентского совета и наставником инфанта.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 12–14(25–27)10.1990 упразднено наименование «Украинский экзархат» и дарованы права широкой автономии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Предстоятель с титулом «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины» избирается Собором украинского епископата. Именовалась: в 1415– 1419 гг. – Митрополия Киевская и Литовская; с 1458 г. – Митрополия Киевская и всея России; в 1481 (1474) – 1620 гг. – Киевская, Галицкая и всея России 1897 ; в 1620–1667 (?) гг. – Киевская, Галицкая и всея Малыя России; 02 .04.1767–1918 гг. – Киевская и Галицкая (епархия – митрополия); с 1918 г. – Киевская и Галицкая, Украинский Экзархат Московской Патриархата; с 12–14(25–27)10.1990 – Киевская и всея Украины. Викарные кафедры: Переяслав-Хмельницкая, Викариатство Киевской епархии, Уманская, Каневская, Черкасская, Белоцерковская, Богуславская, Звенигородская, Свирская, Таращанская, Вышгородская, Васильковская, Бориспольская. В Новогрудке 1316 В Киеве (1352 14.07.1354 В Новогрудке 1356 Роман, кн. Тверской Герман (1371) 11.06.1376 В Киеве 11.06.1375 Св. Киприан Сербианин Цамблак 03.1390 Св. Киприан Сербианин Цамблак, паки В Новогрудке 15.11.1415 14.10.1419 В Смоленске 1433 26.07.1435 07.1442 28.10.1452 В Вильно 21.07.1458 15.09.1475 07.06.1494 Иона Глезна 01.05.1497 30.05.1498 10.05.1500 10.05.1500 Иосиф II Болгаринович 03.1509 03.1509 Иосиф III Солтан Иосиф IV Русин 01.03.1534 09.04.1535 В Киеве (с 1538 г.) 09.04.1535 Сильвестр Белькевич 09.1576 23.09.1577 27.02.1583 27.02.1583 Онисифор Петрович-Девочка или Девочий, Девоча 27.07.1588 09.10.1596 10.07.1607 01.1608 В Киеве 09.10.1620 02.03.1631 20.07.1631 28.04.1633 31.12.1646. 25.02.1647 18.01.1649 18.01.1649 13.04.1657 Сильвестр II Коссов 12.1657 12.1657 28.02.1658 28.02.1658 10.05.1663 10.1659 05.05.1661 (05.05.1661 16.11.1663 04.03.1664 26.07.1675 Иосиф V Нелюбович-Тукальский 11.1685 08.11.1685 05.04.1690 31.08.1690 22.08.1707 15.08.1708 01.07.1718 01.07.1718 14.05.1722

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В исторической литературе общепринятой считается 2-я версия ( Ключевский. 1871. С. 212; Дмитриев. 1958. С. 32; Янин. 1979. С. 52). По мнению Турилова, срок 44 года может быть объяснен из ошибочного прочтения и осмысления слов «50 лет и 6» как «50 лет без 6», а первоначально в тексте стояло «50 лет и 6» (т. е. 56 лет); по расчетам исследователя, предельно ранней датой появления М. в монастыре (канун праздника Рождества Иоанна Предтечи) можно считать 23 июня 1415 г. ( Турилов. 2006. С. 194-195). Др. хронологическим ориентиром является указание Жития, что во время пребывания М. в Клопской обители «немогл владыка Иван 3 года, и взяша мужа честна... на владычество Семиона» (БЛДР. Т. 7. С. 222). Известно, что архиеп. Иоанн ( Стухин; † 24 июня 1417) оставил кафедру по болезни 20 янв. 1415 г. М. вел аскетический образ жизни: спал на песке, топил в келье печь навозом и мусором. Братия часто замечала, что предсказания юродивого сбывались, поэтому он пользовался большим почитанием при жизни. За благословением к М. приезжал кн. Константин Дмитриевич, к-рый прибыл в Вел. Новгород 25 февр. 1420 г. из-за ссоры с братом, Московским вел. кн. Василием I Димитриевичем . По просьбе М. кн. Константин пожертвовал средства на строительство каменной Троицкой ц. в Клопском монастыре. 21 мая, в день памяти св. равноапостольных Константина и Елены, в 1419 или 1420 г. был заложен новый храм. М. посоветовал князю ехать в Москву только после завершения строительства. Когда церковные стены были выстроены в человеческий рост, закончился камень. Но святой предсказал, что «Бог даст во утре тишину» и суда, перевозившие камень, прибыли вовремя. 26 окт., в день памяти вмч. Димитрия (в НПЛ сообщается, что храм построили в 1419 г. за 60 дней (НПЛ. С. 412)), Троицкий собор был освящен, князь отправился в Москву после янв. 1421 г., где «приняли его с честью» (существует новгородская грамота Константина, датированная концом янв. 1421 г. (ГВНиП. М.; Л., 1949. 59, 60. С. 96-100)). Новгородского посадника Григория Кирилловича Посахно (избран на посадничество до 1428, был посадником в 1437), запретившего монахам обители пасти скот по берегу р.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

70 Под властью митрополитов Киево-Литовских с 1415 по 1419 и с 1458 по 1514 годы. Некоторые исследователи полагают, что в Смоленске были епископы и до 1137 года. 73 С 1842 года – Кавказская и Черноморская. С 1867 года – Кавказская и Екатеринодарская. С 1886 года – Ставропольская и Екатеринодарская. 81 С 1875 года – епархия соединена с Холмской, учрежденной ок. 1215 года, и состоявшей в унии с 1596 по 1620 и с 1655 по 1875 годы. 82 В 1240 году кафедра перенесена в Брянск. В 1500 году закрылась и в 1515 году присоединена к епархии Смоленской. В 1648 году восстановлена в Чернигове. С 1415 по 1419, 1458–1500 и 1648–1667 годы находилась в подчинении митрополитов Киево-Литовских. С 1667 года подчинялась Московскому Патриарху. 88 Начало Православной иерархии в Грузии было положено в IV веке. Антиохийский Патриарх Евстафий учредил в 318 году архиепископию в Мцхете, которая сначала находилась под властью Константинопольского Патриарха, а в 381 году, по определению Второго Вселенского Собора, перешла под власть Антиохийского Патриарха. При Антиохийском Патриархе Петре (493–495) состоялось соборное определение о том, чтобы Церковь Иверская была автокефальной. Первым самостоятельным Мцхетско-Иверским архиепископом был блаженнейший Петр, поставленный в 458 году со званием Каталикоса. Самостоятельность Иверской Церкви была учреждена на Шестом Вселенском Соборе, который определил считать Мцхетскую Церковь в Грузии равной по достоинству и чести со “Святыми Апостольскими, Кафолическими и Патриаршими Престолами” и предоставил Иверскому Католикосу “быть равным патриархам и иметь начальство над архиепископами, митрополитами и епископами по всей Грузинской области, Кахетии, Хаки (Шеки), Ширване и в смежных областях по ту сторону Кавказа, до реки Стание и до Черкесии, во всей Осетии, верхней Карталинии, со Мцхетией или Сатабаго”. Сначала первосвятители Церкви Иверской были греки, а с 545 года – грузины. В 950 году Мцхетско-Иверская архиепископия была возвышена на степень Патриархата-Каталикосата. В 1783 году, когда грузинский царь Ираклий признал над собой верховную власть России, иверские Каталикосы высочайше пожалованы были членами Святейшего Правительствующего Синода, а в 1811 году для управления Иверской Церковью был учрежден Грузинский Экзархат Святейшего Всероссийского Правительствующего Синода. Первым Экзархом был Варлаам, князь Эристов, бывший архиепископ Ахтальский (в Сомхетии). Преемники его назначались из русских архипастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

встречаются подражания этому рисунку. Однако это мнение оспаривается. 491 И выведоша… Иоанна на Великий мост… – Казнь осужденных в Новгороде происходила на мосту через Волхов: осужденных сбрасывали с моста в реку. 492 …к святаго Георгий монастырю. – Юрьев монастырь на левом берегу Волхова в четырех километрах от Новгорода, вверх по течению. 493 Стр. 410. …в великую Премудрость божию… – Имеется в виду собор св. Софии в новгородском кремле (см. прим. на стр. 740). 494 Стр. 414. Прихожение Михайла… ко святей Троицы на Клопъско при Феодосии, наречением на владычество. – Клопский Троицкий монастырь основан в конце XIV – начале XV в., в 20 км. южнее Новгорода, на правом берегу реки Веряжи. Игумен монастыря Феодосий, при котором Михаил пришел в монастырь, в 1421 г. был избран новгородским архиепископом, через два года отстранен от архиепископства боярами и снова вернулся в монастырь. 495 …канун дни честнаго Рожества Иоанна в нощь. – Ночь накануне дня Ивана Купалы (24 июня по ст. стилю), когда, по народным поверьям, совершались всевозможные чудеса. 497 Стр. 418. …князь Костянтин… – Константин Дмитриевич, младший брат великого князя московского Василия Дмитриевича, князь Углицкий. 499 …братья мои не дадут мне вотьчины. – В 1419 г. Константин Дмитриевич поссорился с великим князем и уехал в Новгород. В 1420 г. братья помирились, и Константин вернулся в свой удел. 502 И основаша храм в лето 6931-е – то есть в 1423 г. Это ошибка «Жития»: по летописным данным, каменная церковь была построена в 1419 г. за 60 дней. Именно в это время в Новгороде был Константин Дмитриевич. 503 Стр. 420–422. …и сведуть тя на сени нареченным на владычьстве, и поживеши на владычьстве три годы. – См. прим. к стр. 414. Новгородские владыки (архиепископы) избирались на вече и торжественно вводились во владычные (архиепископские) палаты при храме св. Софии. Избранный вечем владыка позже посвящался в этот церковный сан митрополитом. 504 Стр. 422. Владыка Иоан – новгородский архиепископ (1389–1415 гг.) В 1415 г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Следующим по времени паломничеством в Святую Землю стало путешествие между 1415 и 1417 гг. преподобного Епифания из Новгорода, отраженное в «Сказании Епифания мниха о пути в Святой град Иерусалим», известном в ряде списков XVI-XVIII вв. Текст «Сказания» опирается на повествование Агрефения, а его автора отождествляли с Епифанием Премудрым , 812 другие же исследователи отвергают эту идентификацию. 813 Известно, однако, что в 1380 г. Епифаний, будучи одним из учеников прп. Сергия Радонежского, находился в Троицко-Сергиевском монастыре; затем оказывается в Москве, где сближается с Феофаном Греком, о чем свидетельствует Послание прп. Епифания Премудрого к тверскому архимандриту Кириллу. В 1408 г., при нашествии Едигея на Русь, Епифаний спасается в Твери у архимандрита Кирилла в Спасо-Афанасьевском монастыре. Перу Епифания Премудрого принадлежит «Жизнь и Житие прп. Сергия (Радонежского)», «Слово о житии и учении св. отца Стефана (Пермского)», возможно, и «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского». 814 Подобно Агрефению, Епифаний в рассказе о путешествии в Святую Землю, приводит список городов и славных мест с указанием расстояния между ними. Маршруты обоих паломников не идентичны, хотя показательно, что оба идут через западно-русские земли. 815 Жизнь Епифания Премудрого закончилась в Свято-Троицком монастыре не позже 1422 г. А примерно в это же время, точнее, в 1419–1422 гг., из Троицко-Сергиевского монастыря отправился по святым местам христианского Востока, – в Константинополь, на Афон и в Палестину, иеродиакон Зосима, описавший свое паломничество в «Книге Ксенос». 816 Как раз накануне путешествия Зосимы Епифаний Премудрый в Троице-Сергиевой обители составляет древнерусскую редакцию жития прп. Сергия, идет подготовка к канонизации основателя монастыря, с чем и связывается «хожение» Зосимы. 817 Обретение мощей прп. Сергия пришлось на 5 июля 1422 г., а Зосима отбыл из Царьграда, возвращаясь домой, уже в мае. Возникает естественное предположение о возможном церковно-дипломатическом характере миссии Зосимы, испрашивавшего благословение восточных патриархов в связи с прославлением прп. Сергия Радонежского. 818 Другие исследователи ограничивают цели Зосимы чисто паломническими задачами. 819 Труд иеродиакона Зосимы «Книга глаголемая Ксенос, сиречь странник, списанный Зосимой диаконом о русском пути до Царя града и от Царя града до Иерусалима» – известен в семи списках XV-XVIII вв., древнейший из которых является и самым полным. 820 Скорее всего, «хожение» Зосима начал из Троицы в Москву в феврале-марте 1419, 821 откуда прибыл в Киев, где на полгода остановился в Киево-Печерской лавре. 822 Оттуда «с купцами и вельможами знатными» добрался до Константинополя как раз «перед Филипповым постом», т.е. около середины ноября. В конце января 1420 г. Зосима покидает византийскую столицу и прибывает на Афон, затем – в Солунь (Фессалонику).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИОЗ [груз. ] (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в сложнейший для страны период нашествий Тамерлана (груз. Темур-Ленг). Бери Эгнаташвили писал, что во время царствования груз. царя Баграта V (1360-1393) «восседал католикос Елиоз, муж достойных деяний... пас Церковь свою как пастырь добрый и желанный» ( Бери Эгнаташвили. 1959). Сведения Эгнаташвили о том, что Е. преставился почти одновременно с Багратом V и Патриарший престол занял католикос-патриарх Георгий, считают ошибочными, поскольку Е. упоминается в документах 1399, 1405, 1408, 1411, 1413, 1415, 1419 гг. ( Какабадзе. 1913). В 1400 г. под напором войск Тамерлана груз. царь Георгий VII был вынужден уйти через Лихт-Имерети в Зап. Грузию, а Е. «со всей своей паствой и беженцами» вместе с эриставом Виршелом «угнал с собой скот и овец» и укрылся в Шида-Картли в крепости Бехуши (Памятник эриставов. 1979; Аноним. 1959). В 1412 г. на груз. престол взошел царь Александр I Великий, который при поддержке Е. приступил к восстановлению разрушенных церквей и мон-рей. Е. пожертвовал мцхетскому кафедральному собору Светицховели приобретенную его старшим братом Григорием вотчину (ПГП. 1965. Т. 2. С. 114), а также виноградники в селах Горовани и Ахатани, купленные Е. у Датуа Шалвашвили ( Какабадзе. 1913); вернул жителю Мцхеты Иоанну Цхеонисдзе в качестве поминального пожертвования его братьев земли, отобранные царями Багратом V и Георгием VII; утвердил грамоту на выданную Георгием VII Палаванду Палавандисшвили вотчину, а также жертвенную грамоту Химшии Амилахори мцхетскому Светицховели. Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая КЦ: Текст 1-й//КЦ. 1959. Т. 2. С. 340; Аноним. Новая КЦ: Текст 2-й//Там же. С. 446, 449, 472, 473; Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2. С. 4, 6, 8 (на груз. яз.); Памятник эриставов/Пер., исслед., примеч.: С. С. Какабадзе. Тбилиси, 1979. С. 35. Лит.: Абашидзе З. Д. Елиоз//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 67-68 (на груз. яз.). З. Д. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта)

http://pravenc.ru/text/189817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ V Николай V, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 307 (РГБ) Николай V, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 307 (РГБ) (15.11.1397, Сарцана, Италия - 24.03.1455, Рим; до избрания папой - Томмазо Парентучелли), папа Римский (с 6 марта 1447). Отец, Бартоломео Парентучелли († 1401), был родом из Пизы, имел степень д-ра медицины; по политическим причинам ему пришлось уехать из Пизы и поселиться в г. Сарцана, на родине его жены и матери буд. понтифика, Андреолы Бози делла Веррукола. После смерти мужа она вышла замуж повторно. Один из ее сыновей от 2-го брака, Филиппо Каландрини, в понтификат Н. стал епископом Болоньи (1447-1476) и кардиналом (1448). С 1410 по 1415 г. Парентучелли изучал свободные искусства (см. Artes liberales ) в Болонье. Получив степень магистра, из-за недостатка средств он не смог сразу продолжить учебу. В 1415-1419 гг. служил домашним учителем в богатых семьях Ринальдо дельи Альбицци и Паллы Строцци во Флоренции. Ок. 1420 г. Парентучелли вернулся в Болонью; изучал в ун-те богословие. На талантливого юношу обратил внимание Никколо Альбергати, еп. Болоньи (1417-1443). Он назначил Парентучелли своим домоправителем, в 1423 г. рукоположил его во пресвитера, сделал каноником неск. церквей. Состоя при епископе, Парентучелли общался с выдающимися литераторами-гуманистами Энеа Сильвио Пикколомини (папа Римский Пий II в 1458-1464), Амброджо Траверсари, Франческо Филельфо, Флавио Бьондо , Леоном Баттистой Альберти, Джанфранческо Поджо Браччолини. В 1426 г. Альбергати был возведен в достоинство кардинала; с собой в Рим он взял Парентучелли. В 1427 г. кард. Н. Альбергати участвовал в мирных переговорах между Венецией, Флоренцией, Савойей и Миланом; Парентучелли сопровождал его и помогал в проведении этих переговоров. В 1434 г. из-за смуты в Риме двор папы Евгения IV (1431-1447) переехал во Флоренцию, а в 1436 г.- в Болонью. К этому времени Парентучелли, эрудированный книжник, приобрел достаточно широкую известность. Козимо Медичи поручил Парентучелли составить для него каталог библиотечного собрания; впоследствии каталог считался образцовым среди коллекционеров.

http://pravenc.ru/text/2566088.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010