1397. Вновь повторяется метафора жизни как плавания по бурному морю, см.: 1. 6. 24, 2. 8. 36; bon. mort. 4. 15, 8. 31. 1398. См.: 1Тим. 2:7. 1399. См.: Быт. 32:24. 1400. oritur Nauroy: oriatur Schenkl. 1401. См.: Быт. 32:25. 1402. См.: Быт. 32:31. 1403. Есть жилы означает признавать крест Христов. — Примеч. пер. 1404. См.: примеч. к Isaac 1.1. 1405. См.: Быт. 34:25–29. 1406. Свт. Амвросий ошибочно отождествляет город Вефиль с городом Вифлеемом. Дом хлеба — Вифлеем, дом Бога — Вефиль. 1407. Текст LXX в этом отрывке отличается от текста свт. Амвросия. 1408. См.: Быт. 35:4. В Синодальном переводе указано, что закопал под дубом. 1409. См.: Быт. 31:19. 1410. См.: Дан. 13. 1411. См.: Быт. 35:19–20 1412. Post audierit lacunam significauit Schenkl. 1413. См.: Рим. 6:6: зная то, что ветхий наш человек распят с Ним. 1414. Свт. Амвросий соединяет две строки в одну, см. Синодальный перевод (­LXX): Ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости. 1415. То есть смерти. 1416. См.: Быт. 42:1–2. 1417. См.: Vergilius, Aen 5. 754; 11. 386. 1418. См.: Быт. 46. 1419. См.: Быт. 47:28–29. 1420. См.: Быт. 47:29–31. 1421. См.: Быт. 49. 1422. См.: Быт. 48:14. 1423. In perpetuum передает греч. ες τλος, обозначая завершение установленных Богом сроков, исполнение времен. 1424. См.: Быт. 47:7. 1425. См.: Флп. 3:20. 1426. См.: Isaac 6и примеч. Подробно исследовал учение о теле как о темнице для души П. Курсель, см.: Courcelle Р. Connais–toi toi–même, de Socrate à Saint Bernard. P. 345–380. 1427. То есть книжники, левиты и первосвященники, также см.: patr. 3. 1428. См.: Vergilius, Aen. 6. 646: obloquitur numeris septem discrimina uocum. 1429. Подробнее о благословении патриарху Иуде говорится в Ioseph (3. 13). 1430. Возможно, речь идет о том, как Давид своей игрой отгонял от царя Саула злой дух, мучивший его, см.: 1Цар. 16:23. 1431. Цитата Быт. 49в этом трактате несколько отличается от цитирования этого же места в трактате «Об Иосифе» (3. 13). Возможно, это один из примеров самостоятельного перевода святителем текста Септуагинты.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Ибо иное дело взять за рукоположение и иное — издержки на необходимые траты», Для сектантов, достаточно вчитавшихся в каноническую литературу (Номоканон, Пандекты и пр.), такая аргументация до крайности слаба. Напр., 90-ое правило св. Василия Великого особенно осуждает тех, кто творит неправое дело под благовидным прикрытием добра. И другие авторитеты предупреждают против ухищренных и лукавых перетолкований церковных правил. Св. Стефан пробует иным методом сбить с позиции еретиков. Он не отрицает факта всеобщности обычая ставленных пошлин. Но диалектически хочет обескуражить еретиков доведением их мысли до абсурда. Он спрашивает стригольников: «если ставленная пошлина есть по-вашему симония, а все священники ее платят, то значит на всей земле уже нет ни одного истинного священника? Где же их взять? Ведь не придет во второй раз Христос на землю и не сойдет ангел для посвящения кого-либо заново?» Еретики на это могли бы сказать: «ну да, это самое мы и утверждаем: священство истреблено».    Сектантская критика идет обычно по линии ригористической придирчивости к слабостям среднего христианского быта и предъявляет недосягаемый идеал святости апостольских времен. Эту моральную напряженность первых дней сектантства и замечает Стефан Пермский. Он только старается обесценить эти плюсы привлекающего массу морализма: «Таковы же беша еретицы: — постницы, молебницы, книжницы, лицемерницы, пред людьми чисти творящеся. Аще бо не чисто житие их видели люди, то кто бы веровал ереси их». Та же строгая требовательность стригольников была причиной и их неширокой распространенности. Но живучесть секты и упорство ее меньшинства достойны удивления. Целое пол столетие после первой казни секта упорно держится в псковской области и продолжает озабочивать московских митрополитов. Особенно наличность сектантства беспокоила чувствительного и пламенного митрополита — грека Фотия (1408—1431 г.). Около 1416 г. он узнал, что некоторые монахи в псковских монастырях почему-то уклонялись от исповеди и причащения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2 образе (англ.). 1392 1 беспокойство, тревога ожидания (англ.). 1393 1 комнате ожидания (англ.). 1394 2 блок интенсивной терапии (англ.). 1395 3 Downtown (англ.) – деловая часть, центр юрода. 1396 1 бега трусцой (англ.). 1397 2 новость (англ.). 1398 3 Роланд Стил " Уолтер Липман и американское столетие " (англ.). 1399 4 Взлеты и падения (фр.). 1400 5 " отчуждение " 1401 6 я фланер, праздношатающийся (фр.). 1402 1 отделывается поверхностным объяснением символа, изображает его так, как будто никакого символа нет (англ.). 1403 1 " …никогда не говорил он ни о молитве, ни о Боге, ни о загробной жизни. До конца он оставался зрелым человеком " (англ.). 1404 1 Приняв все во внимание (фр.). 1405 2 истеблишменту, влиятельным кругам (англ.). 1406 3 Слова из марша Семеновского полка. 1407 1 " приятелем " (фр.). 1408 2 писцом (фр.). 1409 3 Из стихотворения " Без отдыха дни и недели " . Правильно: " Но реял над нами/Какой-то особенный свет,/Какое-то легкое пламя,/Которому имени нет " . 1410 1 Р.Коста " Эдмунд Вильсон. Наш сосед из Талкотвилля " . Изд-во Сиракьюсского университета, 1980 (англ.). 1411 2 " величие! " (англ.). 1412 1 Б.Леви " Французская идеология " (фр.). 1413 2 Личные впечатления (англ.). 1414 3 " левые " (фр.). 1415 4 серьезных последствиях (англ.). 1416 1 новые правые (фр.). 1417 1 " пригородных " (англ.). 1418 2 Книга " Евхаристия. Таинство Царства " . 1419 3 Так что как Бог решит (англ.). 1420 4 Очень просто (англ.). 1421 1 обоснованное явление (лат.). 1422 2 " писательство " (англ.). 1423 3 1Ин.2:16. 1424 4Ин.3:8. 1425 1 потенциал, скрытые возможности (англ.). 1426 2 страшно сказать (лат.). 1427 3 Из книги " Другие берега " , гл.14. 1428 1 Стихира Великого понедельника 1429 1 Из трагедии А.Пушкина " Борис Годунов " . 1430 1 " они нас дурачат " (фр.). 1431 2 дурачит, облапошивает (фр.). 1432 1 1Кор.1:17. 1433 1 " Духовность 101 " (англ.) (название курса). 1434 2 вещь в себе (нем.). 1435 3 Ср.: Мф.18:3. 1436 4 Провозглашая единственной реальностью непосредственный чувственный опыт человека и давая эмпирическую трактовку религиозного опыта, Уильям Джеймс отвергал традиционный теистический дуализм Творца и творения и основанную на нем богословскую концепцию религии. Хотя религия получает в его теории прагматическое оправдание, истолковывается как спонтанно возникающие субъективные переживания и описывается в психологических терминах. 1437

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Почти все наши митрополиты периода домонгольского были греки и, конечно, употребляли для благословения то самое сложение перстов, которое употреблялось в Греции. В свою очередь епископы наши, родом русские, могли употреблять только то перстосложение, которое употребляли митрополиты, потому что принятие ими какого-нибудь своего особого перстосложения представляло бы собою нечто совершенно немыслимое. Вообще, совершенно ясно, что если в минуту принятия нами христианства от греков было употребляемо этими последними для благословения сложение перстов крестовидное, то и к нам могло перейти от них именно только это перстосложение, а не какое-нибудь другое 50 . Переходило ли к нам от греков перстосложение именословное, положительно сказать этого мы не можем, не зная, когда оно у них явилось. Но если предполагать, что оно явилось у них не пред самым тем годом, с которого становится известным нам (разумеем 1458-й год), а хотя бы даже только за полстолетия до него, в конце XIV – начале XV века: то необходимо будет думать, что оно переходило и к нам. С 1408 по 1431 год, в продолжение 23-х лет, митрополитом нашим был грек Фотий, последний из греков, – и 23 года слишком достаточное время для того, чтобы перстосложение принесенное митрополитом, могло быть усвоено от него и всеми нашими епископами 51 . Со времени св. Ионы пример современных греков утратил в глазах предков наших свой авторитет; между тем, с одной стороны, на основании «слова» неизвестного Феодорита у нас составилось мнение, будто и для благословения и для крестного знамения должно быть употребляемо одно и то же перстосложение, а с другой стороны – правильным и должным перстосложением для крестного знамения было признано не троеперстие, а двуперстие: и дело относительно перстосложения для благословения имело тот конец, что двуперстие было признано у нас и принято за таковое перстосложение, одинаково с крестным знамением. Мы замечали выше, что перстосложенные руки на иконах по своему происхождению и первоначальному значению не суть руки благословляющие или молебные, за каковые в котором указательный и большой середний перст сложены крестовидно (как теперь в именословном перстосложении), а палец и два последние перста соединены вместе, плотно или не плотно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ IV Евгений IIII, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) Евгений IIII, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) (1383, Венеция - 23.02.1447, Рим; до избрания папой - Габриель Кондульмер), папа Римский (с 3 марта 1431). Происходил из семьи богатых венецианских купцов. В молодости вступил в об-во регулярных каноников св. Георгия в Альге (Венеция). При папе Римском Григории XII , которому он приходился племянником со стороны матери, занимал должности протонотария и папского казначея. В 1407 г. был посвящен во епископа Сиены, в 1408 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Климента. В 1420 г. папа Мартин V назначил его легатом в Анконской марке. Перед избранием на Папский престол Габриель Кодульмер был вынужден дать обязательство не назначать самовольно новых кардиналов и не принимать без согласия коллегии кардиналов важных решений по церковным вопросам. Условия «капитуляций» были закреплены буллой: половина доходов католич. Церкви передавалась под контроль коллегии кардиналов, а папа должен был согласовывать с кардиналами все важные вопросы управления Церковью и Папским гос-вом. Однако сразу после коронации Е. отказался от клятвы. Он приступил к пересмотру привилегий, выданных его предшественником, ограничил привилегии кардиналов, сместил представителей рим. рода Колонна (к этому роду принадлежал Мартин V), занимавших важные посты в Римской курии, чем вызвал их недовольство и впосл. спровоцировал беспорядки в Риме. Е. отрицательно относился к идеям реформирования Римско-католической Церкви. Буллой «Quoniam alto» от 18 дек. 1431 г. он распустил Базельский Собор , к-рый был собран по решению папы Мартина V и открылся 14 дек. 1431 г. Уже во время 1-й сессии участники Собора продемонстрировали приверженность идеям Соборного движения . Базельский Собор объявил себя «вселенским», правопреемником Констанцского Собора , а также провозгласил, что наделен властью непосредственно от Бога и, т. о., выше папы. Участники Собора отказались подчиниться решению папы и продолжили работу, опираясь на содействие нек-рых епископов, ун-тов и государей Зап. Европы (Франция, Свящ. Римская империя, Кастилия и др.). Собор поддержали и ряд кардиналов, покинувших папу, в их числе были Николай Кузанский и Энеа Сильвио Пикколомини (впосл. папа Пий II ), хотя позднее Е. удалось привлечь их на свою сторону.

http://pravenc.ru/text/187009.html

п. ; и вторая группа армян, которые в полемике со свт. Иларионом представили некоторые положения вероучения именно Армянской Церкви . Последние, в отличие от армян-павликиан (манихеев), принимают «вся предания церкви соборныа», более умеренную христологию, не отвергающую реального Боговоплощения, однако содержащую учение о нетленном едином естестве во Христе, принятое, по их мнению, на церковных Соборах , держатся только трех Вселенских Соборов «до четвертаго собора, иже в Халкидоне», который отвергли, приняв, по мнению св. Илариона, «Евтихиево и Диоскорово злословие» . Помимо вероучения, вторая группа армян отстаивала и обрядовые установления Армянской Церкви: прибавку к Трисвятой песни, использование на литургии опресноков и вина, не соединенного с водою, непочитание креста пока его не «крестят» и др. . Острую полемику вызвал и пост Арцивуриев , установленный, согласно св. Илариону, неким еретиком-проповедником Сергием, предание о котором св. Иларион, видимо, черпает из антиармянских греко-византийских источников (этот вопрос мы подробнее рассмотрим в следующем параграфе). Также указание на эти две различные традиции вероучения: «ересь Павликейскую и Манихейскую», с одной стороны, и «Арменскую ересь» — с другой, мы видим и в некоторых других летописных текстах . 4. Термин «недели Серкизовы» в «Поучении свт. Фотия, митрополита Киевского и всея Руси, о важности священного сана и обязанностях священнослужителей» Свт. Фотий был родом из греческого города Монемвасия. После кончины свт. Киприана патриарх Константинопольский Матфей (1397–1410 гг.) в 1408 г. хиротонисал Фотия в митрополита Киевского и всея Руси (1408–1431 гг.) при Московском князе Василии I Дмитриевиче (1371–1425 гг.) . Большой интерес представляет термин «недели Серкизовы» в «Поучении свт. Фотия, митрополита Киевского и всея Руси о важности священного сана и обязанностях священнослужителей», созданном до 1431 г. В поучении о посте свт. Фотий говорит следующее: «Иные же вся дни того святаго великаго поста потщите себе с сухоядением проважати, и прочаа дни чрез всего лета среду храняще и пяток с сухоядением, иногда же и понеделок, разве великих недель по Христове Воскресении, и по Христове Рождестве, и по Сшествии Святого Духа, и недели Серкизовы, еже не предано постити, но чрез вся та неделя мясо ясти» .

http://bogoslov.ru/article/6192778

Рядом с митрополитом Киприаном в некрополе Успенского собора был похоронен митрополит Киевский и всея Руси Фотий (управлял Русской Церковью в 1408–1431 гг.; † 01.06.1431 г.). Грек из Мореи, монах Фотий – воспитанник старца Акакия и его епархиальный чиновник, когда Акакий стал митрополитом Монемвасии. Рукоположенный константинопольским патриархом Матфеем в митрополита Киевского и всея Руси Фотий пользовался большим влиянием в западной части своей митрополии – в литовских землях. Митрополит Фотий играл заметную роль в решении светских и государственных вопросов: правление Фотия совпало с началом княжения малолетнего Василия II Васильевича. При посредничестве Фотия был заключён брак между десятилетней дочерью московского великого князя Анной (внучкой Дмитрия Донского) и наследником византийского престола, старшим сыном императора Мануила Иоанном, благодаря чему между Константинополем и Москвой устанавливалась династическая связь. Митрополиту Фотию удалось на некоторое время примирить начавшийся со смертью великого князя Василия I династический кризис – спор между окружением малолетнего великого князя Василия и его дядей, звенигородским и галицким князем Юрием, сыном Дмитрия Донского. Огромное внимание митрополит Фотий уделял вопросам церковной дисциплины паствы и пастырей и оставил многочисленные послания на эту тему. Ему принадлежит и огромное литературно-учительное наследие, в котором он последовательно развивал установки своего предшественника – митрополита Киприана. По мнению историков, Фотий старался держаться независимо от князей, земли которых объединяла его церковь , побуждая их уважать и охранять её права и руководствоваться её учением. На деле он был последним митрополитом «всея Руси», объединившим Великую и Малую Русь – Прохоров 1989, 475–483. Захоронения митрополитов Киприана и Фотия всегда упоминаются вместе; сегодня их могилы накрывает большой пустотелый металлический памятник, общий для двух погребений; его верхняя плоскость украшена живописным изображением митрополитов в рост, до середины XIX в. над могилами существовал простой деревянный памятник. Кроме того, в результате раскопок вскрылись белокаменные надгробия, украшенные резьбой и лишённые эпитафий, установленные на могилах митрополитов Киприана и Фотия, как предполагают исследователи, в конце XV в. В древности с этими двумя погребениями Успенского собора был связан и редкий памятный знак – крест; он стоял снаружи, у юго-западного угла храма – Панова 2003, 16–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

возведён 12.05.1166 (1174) Константин II, митрополит поставлен Никифор II, митрополит управлял Гавриил, митрополит упоминается с 1198 по 1210 неизвестно Дионисий, митрополит упоминается неизвестно Матфей, митрополит упоминается 22.08.1220 Кирилл II, митрополит рукоположен с 06.01.1224 Иосиф, митрополит упоминается возможно, убит в 1240 Кирилл III, митрополит рукоположен ок. 1246–1247 (избран в 1242 (1243)) 07.12.1281 Максим, митрополит, свт. рукоположен 06.12.1305 Пётр, митрополит, свт. рукоположен с мая-июня 1308 21.12.1326, погребён в Москве Феогност, митрополит, свт. рукоположен 11.03.1353 Феодорит, митрополит рукоположен с 1352 по 1354 низложен; неизвестно Алексий (Бяконт-Плещеев), митрополит свт., бывший епископ Владимирский 12.02.1378 Михаил (Митяй) наречённый митрополит 1379, не рукоположен рукоположен с 02.12.1375 (1376) до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве управлял с 1380 до 1382 изгнан и пребывал в Киеве с 1390 вернулся на кафедру Пимен, митрополит рукоположен управлял с 1382 по 1384 низложен;11.09.1389 Дионисий, митрополит свт., бывший архиепископ Суздальский 15.10.1385 Киприан, митрополит, свт. (повторно) с 06.03.1390 16.09.1406 Фотий, митрополит, свт. рукоположен с 02.09.1408 2.07.1431 наречённый митрополит с осени 1414 рукоположен Собором Западно-Русских епископов по просьбе Литовского князя Витовта без санкции Константинопольского патриарха с 15.11.1415 (1414) зимой 1419 (1420) бывший епископ Смоленский 26.07.1435 (сожжён) Исидор рукоположен с 1437 по 1441 взят под стражу, но бежал; 14.03.1463 (1472) поставлен бывший епископ Рязанский и Муромский с 15.12.1448 (избран в 1431) 31.03.1461 Сведения Григорий (Болгарин), митрополит Киевский, Литовский и всей нижней России рукоположен с 15.10.1458 в начале 1474 Мисаил (Пеструцкий-Друцкий Соколинский-Бабич, князь), наречённый митрополит Киевский, бывший епископ Смоленский, поставлен Спиридон (Сатана), митрополит рукоположен с 15.09.1475 прибыл в Литву в 1476 не был принят ни в Москве, ни в Литве, находился в заключении; 1503–1505

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Фотий, святитель, митрополит Киевский и всея Руси † 1431, память 27 мая/9 июня, 2/15 июля, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых По происхождению грек. Родился в городе Монемвасии в Морее (Пелопоннес). Чувствуя влечение к уединённой жизни, ещё отроком удалился в монастырь к старцу Акакию. В 1397 году старец Акакий был избран в митрополита Монемвасийского, и Фотий последовал за любимым наставником. В 1408 году Константинопольский патриарх получил известие о смерти в России митрополита Киприана и одновременно просьбу великого князя Василия II Дмитриевича о назначении в Россию нового митрополита. В это время Фотий по поручению митрополита Акакия находился в Константинополе и, как питомец всеми уважаемого митрополита Монемвасийского, обратил на себя внимание патриарха Матфея (1397–1410). Вопреки своему горячему желанию остаться в монастыре, Фотий был избран патриархом в митрополита Киевского. 2 сентября 1408 года была совершена архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита. 1 сентября 1409 года митрополит Фотий прибыл в Киев, где пробыл около полугода. 22 марта 1410 года он торжественно въехал в Москву. Московскую Русь митрополит Фотий застал разорённой недавним нашествием Едигея, а митрополичье хозяйство запущенным и разворованным после смерти митрополита Киприана, и принялся за его восстановление. В двух грамотах великому князю Василию Дмитриевичу Фотий упрекал его за то, что тот « церковь Божию уничижил... насилствуя, взимая неподобающая», ставил ему в пример Византийских императоров и князей предков, в том числе отца великого князя, Дмитрия Донского. Фотий просил князя вернуть Церкви то, что было дано ей его прародителями, и утвердить эти её права «благочестивым списанием». Митрополит Фотий сразу озаботился вопросами церковной дисциплины паствы и пастырей. Посланием от 29 августа 1410 года в Новгород он убеждает избегать пьянства и пиров, совершать молебны за православных царей и князей, не позволять сожительствовать мужу и жене невенчанными, четвертые браки расторгать, отучать людей от сквернословия, суеверий, ворожбы, запрещает лицам духовного звания заниматься ростовщичеством, венчать «девок менша двунацати лет», участников поединков («поля») велит рассматривать как самоубийц и душегубов. То же самое он писал в Псков, добавляя только, что тех, кого крестило светское лицо, должен снова крестить священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Земной ангел» сошел в могилу. Но его образ продолжал жить как часть исторического наследия русской церкви. Имя Алексея, властного, сурового иерарха, управлявшего    страной    и    повелевавшего князьями, волновало воображение, служило символом политических амбиций воинствующих церковников. Усиление культа Алексея в тот или иной период, как правило, служило выражением теократических тенденций, никогда не исчезавших в русской средневековой церкви. Именно поэтому московские великие князья и цари не выказывали особого пристрастия к его памяти. Казалось бы, уже великий князь Дмитрий Иванович немедленно после смерти Алексея должен был начать хлопоты о причислении своего воспитателя к «лику святых». Однако этого не случилось. Дмитрий не хотел канонизацией Алексея освящать тот порядок вещей, при котором «святи-тель» держал в своих руках и государственную власть. Были и другие препятствия на пути общерусского прославления Алексея. Слишком свежи были у всех в памяти далеко не евангельские методы деятельности Алексея, слишком много людей в разных частях Руси считали его своим врагом. Канонизации мешало и то, что политические заветы Алексея были неприемлемы для его ближайших наследников, выходцев из Византии митрополитов Киприана (1381 — 1382, 1390—1406) и Фотия (1408—1431). 20 мая 1431 г. рухнули своды собора Чудова монастыря. При разборке завалов в Благовещенском приделе открыли гробницу Алексея и обнаружили его «нетленные мощи». Это был повод для подготовки канонизации митрополита. Однако тогдашний глава церкви митрополит Фотий не дал хода инициативе чудовских монахов. Лишь 17 лет спустя, в 1448 г., первый русский автокефальный митрополит Иона организовал прославление Алексея как святого. По заказу Ионы пермский епископ Питирим, а затем и знаменитый агиограф Пахомий Серб работали над созданием «Жития» Алексея. Прошло пять веков. В 1930-е годы здания бывшего Чудова монастыря были разобраны. «Нетленные мощи» Алексея были перенесены в кафедральный патриарший собор Богоявления в Елохове в Москве. Там, под пышной шатровой сенью, в позолоченном гробу, в мерцающем свете тяжелых серебряных лампад, покоятся останки того, чья жизнь была полна гнева и страстей, которые церковная легенда удивительным образом переплавила в кротость и смирение. Мятежное   время

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010