Если неприлично для священника курение табака на соблазн немощной братии, то сколь тяжкий грех будет лежать на совести того, кто допускает таковую слабость до литургии в тот день, когда он готовится к священнодействию! Желание извинять таковой грех чем бы то ни было будет только новым грехом непщевания (оправдания) вины о гресе ( Пс.140:4 ), усиливающим тяжесть первого греха. Если грешно нарушение поста для мирянина, то грешнее для духовного лица, еще грешнее для священника; а еще тяжелей грех , когда этим производится соблазн среди пасомых, когда через это развращаются дети самих соблазнителей. Грех этот еще усугубляется, когда он не очищается покаянием. Грешник, сознающий свой грех, в очах Божиих заслуживает большего снисхождения, чем тот, кто грешит и говорит: «Это не грех» или «Не взыщет Бог!». Опасное самооправдание! Если признается грехом естественное утоление жажды, если бы кто допустил таковое пред причащением Святых Христовых Таин, то тем более грешно удовлетворение прихоти. Итак, не обманывай себя, немощный брат, и не оправдывайся, но лучше сокрушенно покайся о немощи твоей и моли Господа, да помилует тебя и избавит от греховной привычки, дабы не испытать гнева Божия, может быть, в сей еще жизни и непременно в будущей, если покаянием и исправлением не очистишь своего греха. Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян.20:28 ). Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами! О пастырских обязанностях. Воззвание возлюбленным о Господе нашим соработникам на ниве Господней – пастырям томской паствы и всем служителям Церкви Вы – свет мира. Вы – соль земли. ( Мф.5:14,13 ). Се тьма покрывает землю русскую: тьма нечестия и развращения, тьма отпадения от Бога, от Церкви, тьма поклонения мамоне вместо Бога, тьма пороков, пьянства и разврата. Кто осветит эту тьму, тьму безбожия, нечестия и развращения? Русский народ, как некогда Израиль, по пророческим вещаниям, подобен стал гниющему телу, от подошвы ног до темени главы покрытому струпами и ранами ( Ис.1:6 ). Кто омоет гной его, кто наложит пластырь на него? Земля русская тлеет и готова к разложению – кто осолит ее, чтобы очистить от червей, грызущих ее?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Если хочешь поститься так, как научает нас Христос, и смирять душу свою, в твоем распоряжении все время целого года; более того, используй каждый день жизни твоей, чтобы смирять душу свою, если ты научился у Господа нашего и Спасителя быть кротким и смиренным сердцем (ср. Мф.11:29 ). Так когда же нет дня смирения для тебя, следующего за Христом, Который «смирен сердцем» и Сам есть наставник смирения? Итак, если хочешь поститься так, как предписано в Евангелии, соблюдай евангельские законы о посте, в которых Спаситель повелевает: «Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» ( Мф.6:17 ). Если же спросишь, как умыть лицо свое, то апостол Павел научит, что мы «открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). «Помажь голову твою», только не елеем греха, ибо «елей грешника да не помажет головы моей» ( Пс.140:5 ). Но «помажь голову твою» елеем ликования, «елеем радости» (ср. Пс.44:8 ), елеем милости, и, согласно повелению Мудрости, «милость и истина да не оставляют тебя» ( Прит.3:3 ). Вот потому и апостол Павел, желая отвратить нас от земного и видимого и возвести наши ум и душу к небесному, восклицает: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.3:1–2 ). Разве не говорит он тебе совершенно ясно: «Ищи не земного Иерусалима, не соблюдения закона, не поста иудейского, но поста Христова»? Ибо когда постишься, то должно тебе приходить ко Христу, твоему Первосвященнику, Которого, конечно, следует искать не на земле, но на небе, и через Него приносить жертвы Богу. Хочешь, покажу тебе, как нужно поститься? Воздерживайся от всякого греха, не принимай пищи злобы, не соблазняйся пиршествами наслаждений, не разжигайся вином роскоши. Удерживайся от дурных поступков, хранись от дурных слов, избегай дурных помыслов. Не трогай скрытых хлебов извращенных учений. Не желай лживой пищи философии, которая отвращает тебя от истины. Такой пост угоден Богу. Но негоже воздерживаться «употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» ( 1Тим.4:3 ) и делать это с теми, которые распяли Христа; не может Бог принять этого. Однажды фарисеи вознегодовали на Господа за то, что Его ученики не постятся. На это Он ответил им: «Могут ли поститься 63 сыны чертога брачного, пока с ними жених» ( Мф.9:15 ). Потому постятся те, кто утрачивает жениха; мы же не можем поститься, ибо с нами Жених наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Затем, между «некоторыми пророками и учителями» в антиохийской церкви упоминается и «Луций киринеянин» (а, может быть, и «Симон, так называемый Нигер» происходил также из Африки) ( Деян.13:1 ). Наконец, мы видим, что среди самарян, происшедших через смешение иудеев с язычниками, является «некоторый муж, именем Симон, который волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого, так что ему внимали все от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия» ( Деян.8:911 ). Об этом Симоне известно, что он обучался философии в Александрии (Clem Hom. 2). По обращении ко Христу он не оставил своей прежней наклонности к волхованию: он «не отходил от Филиппа, видя совершавшиеся великие знамения и чудеса», и когда увидел, что через возложение рук апостолов подаются дары Св. Духа, то предлагал апостолам дать ему за деньги дар их ( Деян.8:13, 1819 ). В виду первых зачатков ферапевтизма среди верующих апостольской церкви могло произойти и то, что в Евангелии Матфея ( Мф.19:1012 ), приведены слова Господа о значении брака и безбрачия и что в повествовании об обстоятельствах рождества И. Христа упоминается о волхвах с востока и виденной ими звезде и в сказании об искушении Господа в пустыне указывается на служение Ему ангелов. Более же важным представляется то, что в церкви Коринфской происшедшее разделение между верующими было таково, что кроме партии, прикрывавшихся авторитетом Кифы и Павла, была еще партия, которая прикрывалась авторитетом Аполлоса ( 1Кор.1:12, 4:6, 3:5 ). Об Аполлосе же известно, что он был «иудей, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писании» ( Деян.18:24 ). Очень возможно, что ставшие на его сторону христиане были из ферапевтов: разделяя вместе с саддукействующими христианами стремление к мудрости и красноречию, они тем не менее стали вне крайностей как христиан прикрывавшихся авторитетом Петра, так и христиан прикрывавшихся авторитетом Павла. Можно по крайней мере положительно сказать, что именно партией Аполлоса был возбужден между коринфскими христианами вопрос о безбрачии – вопрос существенно важный для ферапевтов ( 1Кор.7:140 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

(Зачало 140.). ( 1Кор.8:8–13; 9:1–2 ). Братие, брашно нас не поставляет пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем: ниже аще не ямы, лишаемся ( 1Кор.8:8 ). И в предложенном ныне чтении апостол Павел говорит о том же, о чем слышали вы в прошлое воскресение, то-есть, как осторожно должны мы пользоваться и такими вещами, которые кажутся позволительными, или как должны удерживаться и от того, что само по себе кажется позволительным, но может соблазнить или ввести в грех ближнего. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Прежде Апостол говорил: «все мне позволительно, но не все полезно». Согласно с этим святый Павел и теперь рассуждает об употреблении пищи, и повидимому, первые слова: «пища не приближает нас к Богу» заимствует из рассуждения некоторых коринфских христиан, позволявших себе, к соблазну других, участвовать в языческих пиршествах, которые приготовлялись в идольском храме: они не почитали предосудительным для себя есть идоложертвенное; потому что пища «не приближает нас к Богу», т.-е. пища не делает нас угодными Богу. «Ибо Едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Апостол подтверждает, что пища сама по себе не делает нас лучшими, не делает нас угодными Богу, или «не приближает к Нему; потому что, едим ли мы, ничего не приобретаем». Говоря так, Апостол мог иметь в виду тех христиан, которые, без зазрения совести, употребляли в пищу идоложертвенное, и в этом свободном употреблении идоложертвенных яств видели свое преимущество пред теми христианами, которые, как недавно обратившиеся из язычества, еще не могли свободно есть идоложертвенное без языческих предубеждений. Апостол говорит, что такое свободное употребление идоложертвенных яств само по себе не составляет преимущества или приобретения для ядущих. А также, продолжает, если и воздерживаемся от таких яств, или «не едим» их, мы «ничего не теряем», то-есть, не делаемся чрез то худшими, не лишаемся чрез то благоволения Божия, – не удаляемся чрез то от Бога. Таким образом Апостол показывает, что есть идоложертвенное и не есть, – дело само по себе безразличное, дело, по отношению к последнему нашему назначению, не важное, и Павел мог бы повторить при этом то же самое, что слышали вы в помянутой беседе: брашна чреву и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит. «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» ( 1Кор.6:13 ); поэтому и то и другое имеет значение только на короткое время. Так ядение и неядение сами по себе не имеют значения по отношению к последнему нашему назначению, в единению с Богом в вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Здесь, братья и сестры, мы подошли к самому главному. Господь Иисус ничего не делает для Себя. Свое священство - духовное и вечное - Христос дарит Своей Церкви, дарит всем христианам! Об этом говорит апостол Петр: вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1Пет.2,9). Что же это за «царственное священство», которое нам подарил Христос? Это служение, в котором каждый христианин должен приносить жертвы Богу на алтаре своего сердца - духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5). Какие же это могут быть жертвы? Жертва Богу - дух сокрушенный - говорит Писание (Пс.50,19). Вот нам и жертва - плач о своих грехах. Воздеяние рук моих - как жертва вечерняя - поет псалмопевец (Пс.140,2). Это - о молитве. Приносите жертвы правды (Пс.4,6) - это о праведной жизни. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр.13,16) - вот нам и милостыня, прощающая грехи наши. Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим.12,1) - пишет апостол Павел. Значит, неоскверненность тела тоже есть жертва Ему, Создателю. В послании к Римлянам Павел говорит, что ему дана благодать совершать священнодействие благовествования Божия (Рим.15,15-16) - значит, проповедь христианская тоже принимается Господом как приятное для Него жертвоприношение. А где же храм для этого богослужения? Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1Кор.3,16) - говорит Павел. Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5) - вторит ему апостол Петр. Вот священство, подаренное нам Господом, - духовное, вечное, непреходящее. Священство внутреннее, в котором ум - священник, а сердце - престол; где горит неугасаемая лампада веры и возносится к Богу благоухание молитвы; где иконостас заменяют лики любимых святых, о которых я вспоминаю каждый день; где напрестольное Евангелия - это моя память, а напрестольный крест - печать моего крещения.

http://pravoslavie.ru/120266.html

Здесь святой Иероним обличает зависть иудеев к христианам, когда первые (старшие) позавидовали последним (младшим). Но как я часто говорю, и для иудеев откроется дверь спасения в последние времена, когда они примут Христову веру. Ибо и они – дети обетования (см. Рим.11:25–26 ), и не веруют в это только еретики маркиониты. Истолковывая слова: « ибо много званых, а мало избранных », святитель Григорий Великий рассуждает о действительных и номинальных, христианах, он пишет: «Устрашающе то, что за этим следует. Ибо много званных, а мало избранных; многие приходят к вере, но только часть их входит в Царство Небесное. Вот, смотрите, на сегодняшний праздник сколько нас собралось, мы заполнили стены Церкви; только кто знает, как много людей из нас будут зачтены в стадо избранников Бога? Здесь каждый голос восклицает “Христос”, но каждого ли жизнь восклицает тоже? Многие следуют за Христом на словах, но бегут от Него в делах своих, потому и говорит Павел: “Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются” ( Тит.1:16 ), и Иаков тоже: “вера без дел мертва” ( Иак.2:20 ). И Господь говорит через псалмопевца: “Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобиться Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число” ( Пс.39:6 ). По зову Господа число верующих возросло так, что не исчесть, потому что к вере приходят и не относящиеся к числу избранных. В этой жизни они смешиваются с верующими через вероисповедание, но в грядущей они не заслуживают быть зачтенными в ряды верующих по причине порочного образа жизни. Паства нашей святой Церкви включает и “агнцев” и “козлят”, но, как свидетельствует Евангелие, когда явится Судия, Он отделит добро от зла, как пастырь отделяет овец от козлов. Потому люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо “овец” там. Там отделит Судья от смиренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью, словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное» 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И берете», говорит, «мзду», вместо чего все одинаково перевели ξιλασμσ, то есть «умилостивление», а мы выразили это чрез «подарок» (munus); λλαγμα же на языке Писаний означает «плату (premium)», как мы читаем также в Евангелии: «что даст человек измену за душу свою» (Матф. 16:26)? Они также «уклонялись» от бедных в воротах или, как перевел Симмах, «притесняли» [их], продавая решения, вопреки истинному правосудию, за деньги и оправдывая на себе слова Писания: «дары ослепляют очи» даже «мудрых» (Второз. 16:19) Эти [дары] берут «еретики», чтобы изменят строгость Писаний, возвещающих наказание, в [обещания] благоденствия и, обещая богатым всякого рода благополучия, они в отношении только к бедным бывают строгими и суровыми. Поэтому, когда член церкви, благоразумный и рассудительный, увидит многочисленные беззакония в доме, который называется Божиим, и не только многочисленные, но также тяжкие и могущие притеснять правосудие; [когда он увидит], что неистовство учителей, дошло до того, что они берут мзду на суде и все делают за подарки, что они также избегают бедных в воротах и не хотят выслушивать их: то пусть он безмолвствует в то время, чтобы не давать святыни псам и не бросать жемчуга свиньям, который они, обратившись, могли бы попрать ногами (Матф. 7:6), и пусть подражает Иеремии, который говорит: «на един седях, яко горести исполнихся» (Иерем. 15:17), и тому, что говорится в Псалмах: «един есмь аз, дондеже прейду» (Псал. 140:10). Ам.5:14—15. Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и Господ Бог воинств будет с вами, как вы говорили. Возненавидьте зло, и возлюбите добро и восстановите в воротах правосудие; может быть, Господь Бог воинств помилует остаток Иосифов. LXX: Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и тогда Господь Бог всемогущий будет с вами, как вы говорили: мы возненавидели зло, и возлюбили добро, и восстановите правосудие в воротах, чтобы Господь Бог помиловал оставшихся от Иосифа.    Вы говорите, что Бог с вами, потому что вы дети Авраама; выслушайте то, что далее следует: „если вы дети Авраама, то делайте дела отца вашего (Иоанн.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ис. 8 :20. Ибо Он дал закон в помощь, чтобы говорили не как это слово, за которое не следует давать даров 132 . Ис. 8 :21. И постигнет вас жестокий голод, и когда взалчете, будете печальны и будете злословить царя и отечество 133 . Ис. 8 :22. И взглянут вверх на небо, и посмотрят вниз на землю, и вот страшная скудость и мрак, скорбь и теснота, и тьма, так что невозможно видеть; но находящийся в тесноте не погибнет 134 до времени. Глава 9 Ис. 9 :1. Сие прежде испей, скоро делай 135 , страна Завулона, земля Неффалима и прочие живущие при море и по ту сторону Иордана, Галилея языческая: Ис. 9 :2. Народ, ходящий во тьме! ты увидишь 136 свет великий; живущие в стране и тени смертной, — свет возсияет на вас! 137 Ис. 9 :3. Большая часть народа, которую Ты вывел в веселии Твоем, возвеселится пред Тобою, как веселятся во время жатвы и как веселятся при разделе добычи; Ис. 9 :4. Потому что снято ярмо, лежавшее на них, и жезл на выи их, ибо жезл притеснителей Господь сокрушил, как в день Мадиама 138 . Ис. 9 :5. Ибо всякую одежду, собранную коварно, и одеяние мирно отдадут, и пожелают, дабы огнем сожжены были. Ис. 9 :6. Ибо Отрок родился нам, и Сын дан нам, у Которого владычество на раменах Его, и нарицается имя Его: великого совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущого века; ибо Я низведу мир на князей, мир и здравие Ему. Ис. 9 :7. Велико владычество Его и миру Его нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы исправить его, и владеть им с судом и правдой отныне и до века 139 . Ревность Господа Саваофа соделает это. Ис. 9 :8. Смерть 140 послал Господь на Iakoba и пришла она на Израиля. Ис. 9 :9. И уразумеют 141 весь народ Ефрема и живущие в Самарии, гордо и с надменным сердцем говорящие: Ис. 9 :10. Кирпичи пали, но придите, вытешем камни, и порубим сикоморы и кедры, и построим себе башню. Ис. 9 :11. И сокрушит Господь возстающих на гору Сион и врогов Своих разсеет: Ис. 9 :12. Сирию с восхода солнца и Еллинов с запада солнца, пожирающих Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока 142 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте ( Числ. 31, 17 ).   Потому что они наставлены были в учении нечестия и могли развратить взявших их в плен. Вопрос 49. Для чего законодатель перечислил места станов? ( Числ. 33, 1–49 )   Чтобы последующие роды знали Божию попечительность. Ибо, водя Израильтян по местам непроходимым и безводным, обильно подавал им все необходимо нужное. Вопрос 50. Почему учинившему невольное убийство назначает время возвращения по кончине архиерея? Ибо тот должен был жить в городе убежища своего до смерти великого священника, а по смерти великого священника должен был возвратиться убийца в землю владения своего. ( Числ. 35, 28 ).   Потому что разрешением греха человеческого соделалась смерть архиерея по чину Мелхиседекову. Он ввел в рай изгнанного из рая. До смерти же архиерея бегство совершившего убийство умягчало гнев сродников и обуздывало их убийственное стремление. Того же, что наказание спасавшемуся бегством отменялось по смерти архиерея, достаточно было к убеждению родственников угасить уже гнев, потому что умер архиерей, при котором совершено преступление; и законодатель постановил сей предел и преступлению и наказанию. Вопрос 51. Для чего повелел Бог коленам не смешиваться между собою? И чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу. ( Числ. 36, 9 ).   Чтобы безпримесным сохранялось семя Иудино, в котором Бог обетовал благословение язычникам. Впрочем имели между собою взаимное общение колена царское и священическое; потому что Владыка Христос по человечеству и Архиерей и Царь. Читать далее Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви)./Т. 1. : Изъяснение трудных мест Божественного Писания. - 2003. - 439 с./Толкование на книгу Чисел. 140-164 с. ISBN 5-94625-073-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Иудейское предание также свидетельствует об уходе Божественного присутствия из храма пред его разорением. «Когда созрело решение Господа предать уничтожению святую Обитель Его, Господь сказал: Дотоле, пока Я обитаю в Доме этом, рука иноземного не коснется его. Отведу от него очи Мои и поклянусь не воссоединяться с ним до времени урочного, – и придут иноплеменные, и разрушат его. Отвел Господь десницу Свою, – отвел десницу свою от неприятеля, – и вошли враги в Святилище и сожгли его. Отныне, – сказал Господь, – нет для Меня обиталища на земле, – пусть же отойдет от него Шехина Моя, и удалюсь Я в прежнюю Обитель Мою» с. 140, Агада, Еха Раба]. Указанные записи пророка Иеремии (гл. 2 ст. 1), являющиеся, скорее всего, тем писанием (ст. 4), в котором описано сокрытие пророком Иеремией ковчега Завета и приведено его пророчество, не сохранились. До нас дошло только свидетельство Маккавейских книг. Едва ли следует думать, что скиния и ковчег сами по себе чудесным образом следовали за пророком. Скорее всего, все происходило, как и положено – священники и левиты, по слову пророка, взяли святыни и последовали с ними за ним, когда он восходил на гору Нево. Это подтверждается упоминанием сопутствовавших пророку (2:6), самочинно решивших потом заметить вход в пещеру. Это им не удалось, зато они подверглись укоризне пророка. Упрекая сопутствовавших ему людей, пророк Иеремия возвещает, что место, где спрятан ковчег, останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако. Возвращение народа иудейского состоялось при Зоровавеле. Но ковчег так и не был тогда найден. Да и искали ли его? Пророчество Иеремии сбылось только отчасти. Народ, да и то далеко не весь, вернулся из плена, а ковчега так и нет. Значит, полное осуществление пророческих слов явно относится только к мессианским временам. Так и слава Ягве только отчасти, в виде благодатного огня на жертвеннике, вернулась во второй храм, но сама слава Господня и облако – нет. И осталось иудеям ожидание грядущих мессианских времен. Не случайно во времена земной жизни Иисуса Христа было ожидание пророка Иеремии, а не только Илии, некоторые даже думали, что Иисус он и есть ( Мф. 16:14 ). Видимо, думали, что Иеремия во дни Мессии должен будет вернуть ковчег Завета в храм и вместе с ним явится слава Господня и облако.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010