При этом в ВЗ и в текстах эпохи Второго храма распространена тема «страдающего праведника». Однако ни в одном тексте до НЗ не подразумевается, что «страдающий праведник» - это и есть М. Т. о., центральный для христианства образ М. как обреченного на смерть праведника не является продолжением иудейской мессианской традиции. Христос (Мессия) как Сын Человеческий Среди мессианских титулов НЗ словосочетание «Сын Человеческий» вызывает наибольшее число дискуссий в науке. В корпусе НЗ (за исключением Деян 7. 56 и Евр 2. 6 (цитата из Пс 8. 6), а также Откр 1. 13 и 14. 14) это выражение встречается лишь в Евангелиях, в устах Самого Иисуса (Мф 8. 20; 9. 6; 10. 23; Мк 2. 10; 2. 28; 14. 41; 14. 61 и др.), причем везде, за исключением Ин 5. 27, оно употребляется с определенным артиклем (видимо, этот титул был знаком и понятен читателям). За пределами НЗ выражение «Сын Человеческий» употребляется, прежде всего, в Дан 7, 1 Енох 37-71 и 3 Езд 13. В Дан 7, как было показано выше, этот образ не имеет однозначных мессианских коннотаций, др. два текста, вероятно, были созданы под влиянием НЗ. Остается спорным вопрос о том, тождествен ли в НЗ образ Сына Человеческого образу М. или же Сын Человеческий - это другой эсхатологический образ, отличный от образа М. (подробнее см. статью Сын Человеческий ). М. в иудаизме Мессианские движения в иудаизме I-II вв. Самозванцы, привлекавшие к себе последователей и, возможно, претендовавшие на мессианский титул, упоминаются в Книге Деяний: Февда и Иуда Галилеянин (Деян 5. 36-37), безымянный «египтянин» (Деян 21. 38); о них сообщает также Иосиф Флавий. Иуда Галилеянин (после 6 г. по Р. Х.) был, по свидетельству Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. 18. 23), основателем движения зилотов. Февда провозгласил себя пророком и пытался во главе толпы последователей разделить воды Иордана и перейти его посуху, как некогда Иисус Навин (около 45 г. по Р. Х.; Ios. Flav. Antiq. 20. 97-98). Иосиф Флавий пишет также ( Ios. Flav. Antiq. 20. 169-171; Idem. De bell. 2. 261-262) о егип. лжепророке, собравшем вокруг себя многотысячную толпу, чтобы захватить Иерусалим, стены к-рого должны были пасть перед ним, как некогда стены Иерихона перед Иисусом Навином (между 52 и 58 гг. по Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

772 Марк Випсаний Агриппа (64/63–12 гг. до н. э.) – римский полководец и политический деятель, ближайший друг и соратник императора Августа, который был его тестем. Во время описываемых событий находился на Востоке, имея огромные полномочия от Августа. 773 Понтийский царь Полемон I (37–9/8 гг. до н. э.), с 14 г. также царь Боспора, где и был убит во время военных действий против сторонников Аспурга, сына царицы Динамии. 774 Обычно считают, что Агриппа ограничился демонстрацией военной силы в Синопе. По мнению же некоторых ученых, Агриппа сам совершил поход на Боспор. При этом ссылаются на сообщение Иосифа Флавия о том, что «царь Герод... весной отправился к нему [Агриппе. – Сост.], зная, что тот предпринимал военную экспедицию на Боспор. ...И действительно, в этом походе Герод все время был с ним, являясь его соратником в боевых делах, советником при необходимости, приятным товарищем на отдыхе. Когда у них завершились дела на Понте, ради которых был послан Агриппа, они решили морем не возвращаться...» (Ios. Flav. Iud. Ant. XVI, 2, 2. Перев. В. Н. Парфенова в: Хрестоматия 1998. С. 488). 777 Речь идет о войне с готами, которые в это время впервые напали на территорию Римской империи. Сообщение Дексиппа является одним из первых известий о готах (Буданова 1991. С. 81–84). 779 Долгое время все новые племена, появлявшиеся в Северном Причерноморье вплоть до славян, именовались традиционно скифскими. 780 Кай Мессий Квинт Траян Деций – римский император (249–251 гг.), погибший в сражении с готами в июне 251 г. 781 Никополь у Неста, основанный Траяном в память о своих дакийских победах, расположен в среднем течении реки Нест ок. совр. болгарского города Готце Делчев. 782 Филиппополь, основанный Филиппом I Македонским в 341 г. до н. э., находится на месте совр. болгарского города Пловдив. 783 Деций был известен своими преследованиями христиан, начатыми в 249 г. (см.: Euseb. Hist. eccl. VI, 41, 9–10). 786 Имя гуннов могло звучать различно: Hunni, Uni, Οννοι, Ονοι. Тюркский народ гуннов в 375 г. впервые появился в Северном Причерноморье, разгромив остготское царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ву J . Hastings I, p. 748 a). По мнению автора, это последнее понимание было логическим завершением трех первых, если хронологически и предшествовало (ibid. I, р. 748 b), но тогда это будет уже «историческое противоречие», а предполагаемая связь отдельных моментов необходимо вынуждает толковать неясное и спорадическое в смысле более отчетливых и распространенных концепций. Из истории иудейско-апокалиптической литературы мы знаем, что в первый период (200–100 гг. до Р. Хр.) Мессия либо совсем замалчивается (в эфиоп. кн. Еноха 1–36), либо вводится (в Ен. 90:37 и Сивиллиных оракулах) механически по воспоминанию (R. Н. Charles, А Critical History of the Doctrine of a Future Life, p. 199, хотя будто бы это встречалось и в прежнем библейском воззрении: р. 83. 99), почему мессианские надежды практически не существуют (р. 240), затем (с маккавейской эпохи) проповедуется лишь временная и земная теократия (р. 172), в христианский период сначала (1–60 гг.) об Избавителе совсем не говорится (р. 245 sequ 249. 261), потом (60–100 гг.) его личность (р. 270) рисуется в достоинстве временного победителя (р. 273) при временности самого царства (р. 276. 286. 288–289. 303–304), откуда неудивительно, что в других памятниках оба они совсем устраняются (р. 277. 278). Ср. выше. В этой связи мысль о божественности Примирителя (как ее толкует критика на основании книги Еноха) является неожиданной и по возникновению, и по исчезновению... 2860 F. Н. Wallace в «Methodist Review» LXX1X, 5 (September–October, 1897). p. 708. Ср. и Prof. G. B. Stevens, The Theology of the New Testament, p. 14. Некоторые находили прямую полемику против христианства, напр., в Вознесении Моисея (R. H. Charles, The Assumption of Moses, p. XXVII. XXVIII. 45) и в Апокалипсисе Варуха (R. Н. Charles, The Apocalypse of Baruch, p. VIII. X. XVI. LXXI), хотя это и далего не бесспорно (ср. у о. проф. А. В. Смирнова, Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа, стрн. 38. 47–48). Другие полагают даже, будто книга Юбилеев целиком и умышленно направлена против Апостола Павла (Wilhelm Singer, Das Buch der Jubiläen oder die Leptogenesis.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Иванов М.С. Понятие «таинство» в православном богословии//К истине. Миссионерско-апологетический проект. URL: (дата обращения: 12.11.2014.) Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.). Вып. 2. Годы 1867 – 1913. Пг., 1918. 222 с. Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах. СПб., 1877. 427 с. Катанский А.Л. Очерк истории древних национальных литургий Запада//Христианское чтение. 1869. 4. С. 17–69. Катанский А.Л. Очерк истории литургии нашей Православной Церкви. СПб., 1868. 164 с. Катанский А.Л. К истории литургической стороны таинства брака//Христианское чтение. 1880. 1–2. С. 98–127. Катанский А.Л. Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения//Христианское чтение. 1880. 7–8. С. 92–131. Лепорский П., прот. Пятидесятилетний юбилей ученой деятельности проф. А.Л. Катанского . СПб., 1913. 19 с. Отчет о состоянии Санкт-Петербургской духовной академии за 1873 год//Христианское чтение. 1874. 3. С. 435–476. Успенский Н.Д. О Гоаре//Богословские труды. М., 1968. 4. С. 37–38. 1 Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.). Пг., 1918. С. 11. 10 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1895/96 учебный год. СПб.,1900. С. 290. 11 Отчет о состоянии Санкт-Петербургской духовной академии за 1873 год//Христианское чтение. 1874. 3. С. 460. 13 Право читать лекции. (лат.) Лепорский П., прот. Пятидесятилетний юбилей ученой деятельности. С. 8. 14 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1874 г. СПб., 1874. С. 183. 16 Желтов М. С., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века// Богослов. Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата обращения: 24.10.2014). 17 Долоцкий Василий Иванович (1814–1885 гг.) – заслуженный ординарный профессор. Санкт- Петербургской духовной академии. Первый профессор литургики со времени введения ее в академии в 1839 г. По словам И.А. Чистовича , «он создал науку литургики». Его академические неопубликованные лекции неоднократно литографировались и впоследствии оказали значительное влияние на последующее развитие русской науки о богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

1999. P. 57-58). Возможно, на этом месте находился не форум, а храмовый ансамбль, перестроенный во II в., скорее всего при имп. Адриане (117-138), тогда как остатки форума еще не обнаружены ( Fellague Dj. e. a. Le «forum de Trajan» et les vestiges romains sur l " éperon de Fourvière à Lyon (Rhône)//Le «forum» en Gaule et dans les régions voisines/Éd. A. Bouet. Bordeaux, 2012. P. 205-255). На др. берегу Соны, на склоне холма Ла-Круа-Рус, находилось т. н. святилище Трех Галлий, где с 12 г. до Р. Х. проводился ежегодный праздник в честь Рима и Августа (подробнее см.: Fishwick D. The Imperial Cult in the Latin West. Leiden etc., 19932. Vol. 1. Pt. 1. P. 97-137; Garc í a Quintela M. V., Gonz á lez Garc í a A. C. Le 1er août à Lugdunum sous l " Empire Romain: Bilans et nouvelles perspectives//Rev. Archéologique de l " Est. Dijon, 2014. T. 63. P. 157-177). В состав святилища входил амфитеатр, остатки к-рого, впервые обнаруженные в 1818-1820 гг., были правильно идентифицированы лишь в 50-х гг. XX в. (раскопки А. Одена). Амфитеатр был возведен при имп. Тиберии (14-37) и существенно расширен, вероятно, в 30-х гг. II в. После перестройки здание, вмещавшее ок. 20 тыс. чел., стало самым большим амфитеатром в Галлии. В нем устраивались гладиаторские бои и др. представления, во время к-рых погибли мн. Л. м. Прах христиан выбросили в Рону, которая протекает примерно в 600 м к востоку от амфитеатра. Датировка Евсевий приводит противоречивые сведения о том, когда пострадали Л. м. В его Хронике казнь «множества погибших со славой за имя Христово в Галлии» датирована 167 г. (тогда же, по мнению Евсевия, погибли Поликарп Смирнский и пресв. Пионий). Однако в «Церковной истории» сообщается, что гонение на христиан началось в 17-й год правления Антонина Вера, когда епископом Рима был Елевферий, т. е. в 177 г. ( Euseb. Hist. eccl. V Praef.). Считается, что Антонин Вер - это Марк Аврелий, однако Евсевий, по-видимому, не всегда различал имп. Марка Аврелия и его предшественника Антонина Пия ( Birley.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Западная базилика, Уваровская базилика и баптистерий, некрополь у Карантинной бухты); Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 году//ИАК. – 1902. – Вып. 4. – С. 51–119; Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1901 год, – СПб., 1903. – С; 22–50; Отчет за 1902 год//Архив Н ЗХ Т .– Д – Л. 1–31 (большая агора, южный загородный крестовидный храм и некрополь возле него); Извлечение из отчета К. К. Косцюшко-Валюжинича в Херсонесе в 1902 году//ИАК. – 1904, – Вып. 9 . – С. 1–62; Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1902 год. – СПб.,1904. – С. 28–38; Косцюшко-Валюжинич К. Первое дополнение к отчету за 1902 год//ИАК. – 1905. – Вып. 16. – С. 111–113; Косцюшко-Валюжинич К. Второе дополнение к отчету за 1902год. Окончательное расследование алтарной части крестного храма в 1906 г.//ИАК. – 1906. – Вып. 20. – С. 96–100; Косцюшко-Валюжинич К. Третье дополнение к отчету за 1902 год//ИАК. – 1909. – Вып. 33. – С. 68–70; Отчет за 1903 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–53 (загородный некрополь, к северу от «храма с ковчегом», некрополь в периболе вдоль юго-восточного участка оборонительной стены, у куртин XV–XVI); Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1903 год. – СПб., 1906; Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1903 году//ИАК. – 1905. – Вып. 16. – С. 37–110; Отчет за 1904 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 1–25 (в центре большой агоры, в южной части монастырской усадьбы и у Склада древностей – продолжение раскопок 1902–1903 гг.); Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1904 году//ИАК. – 1906. – Вып. 20. – С. 17–95; Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1904 год. – СПб., 1907. – С. 49–69; Отчет за 1905 год//Архив НЗХТ. – Д. – А. 1–45 (некрополь у Карантинной бухты и выше-продолжение раскопок 1896, 1897,1901,1902 гг.; некрополь с южной стороны загородного крестовидного храма; у монастырского скотного двора; между казематом крепостной артиллерии и Складом древностей, на берегу Карантинной бухты – продолжение раскопок 1892,1894,1896,1903,1904 гг.; около куртины 18 и башен XVI и XIX, около «здания Г» и 14 куртины, на пересечении главных улиц); Таврическая губерния.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У сев. стены располагалась палестра - длинный двор (40×10 м), соединенный с криптопортиком на севере и с полуциркульной экседрой на востоке (возможно, высотой 20 м). В ходе раскопок в Италике были обнаружены образцы имп. портрета и скульптуры (хранятся в Севилье - в Археологическом музее и во дворце графини Лебриха), а также «Italica Oratio»- часть бронзовой плиты с записью сенаторской речи 176/7 г. по Р. Х. (хранится в Национальном археологическом музее в Мадриде). Процветание города закончилось с концом династии Антонинов в 192 г. В III в. городская территория сократилась, на рубеже III и IV вв. новая стена окружала гораздо меньшую территорию. Общественные здания (включая храм Траяна) были оставлены, хотя частные дома все еще возводили. В 347 г. здесь род. рим. имп. Феодосий I Великий (379-395) (см.: Canto A. M. Sobre el origen bético de Teodosio I el Grande, y su improbable nacimiento en Cauca de Gallaecia//Latomus. Brux., 2006. Vol. 65. N 2. P. 388-421). С утратой Италикой политического значения жизнь в городе постепенно замирает (последний епископ упом. под 693), окончательно прекратившись в XII в. Бюст имп. Августа Октавиана, переделан в 98–103 гг. из бюста имп. Домициана. Тарасона (Музей Сарагосы) Бюст имп. Августа Октавиана, переделан в 98–103 гг. из бюста имп. Домициана. Тарасона (Музей Сарагосы) Примером хорошо изученного крупного римского города является Клуния. Основанный недалеко от поселения кельтиберов, город стал одним из центров борьбы Сертория против Помпея, к-рый и разрушил его в 72 г. до Р. Х. Город был отстроен при рим. имп. Тиберии (14-37 гг. по Р. Х.), после войны с кантабрами, получил права муниципия и начал чеканить монету. Статус колонии Клунии даровал, вероятно, Гальба (68-69), к-рый именно здесь узнал о провозглашении его рим. императором. Городской форум в Клунии, один из самых больших в И. (160×115 м), построен при Флавиях, возможно на месте более раннего. На его сев. стороне размещалась 3-нефная базилика, а по центру юж. стороны стоял храм (в письменных источниках упом.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Что же касается личности Мухаммеда, то нет недостатка в таких фактах и личных качествах его, которые противоречат мусульманскому же идеалу пророка. От остальных арабов его отличала только ошибка самосознания. С убеждением приписать свое произведение Богу значит быть самообольщенным и находиться не в нормальном состоянии самосознания. Общие заключительные выводы. Таблица 1 (к сноске 151). 610–613 г.г. 105 гл. 19, 42–64, 98; 25, 36–46; 27, 7–59; 18, 8–25;; 89, 1–13; 53, 50–55; 34, 10–13; 32, 21–30; 40, 1–22; 24–55; 91, 1–15; 54, 8–54; 41, 24; 36, 9–47; 43, 25–26; 85, 12–17; 615–620 гг. 69, 1–12; 38, 1–46; 14, 5–28; 77, 15–17; 44, 16–42; 71, 1–29; 6, 4–14; 65–92; 23, 23–79; 613–615 гг. 26, 9–191; 11, 27–123; 10, 12–15; 21, 49–112; 68, 44–45; 15, 51–84; 17, 2–8; 29, 13–38; 79, 15–26; 51, 24–55; – 103–107; 28, 1–85; 7, 3–155; 50, 12–13; 37, 69–148; 20, 101; 620–622 гг. 13, 7–8. 46, 20–24. Таблица 2 (к сноске 283). Далее отделения следуют в таком виде 3 гл. отменяет отменяет 5 Абу Ханифа – основатель ханифитского толка. Он родился в 80 г.г. и приобрел известность как знаток сюниитской юриспруденции. Учение его как мыслителя и богослова мусульманского принято в Турции, Индостане и у татар, о силе логики Абу Ханифы рассказывают, что, если бы кто сказал, что деревянный стол сделан из золота, он доказал бы это своими аргументами (Dictionary of Islam, стр. 7–8). За свой отказ сделаться судьею он был заключен в тюрьму, где терпеливо переносил жестокое обращение стражи и где скончался в 150 г.г., прочитавши весь Коран семь тысяч раз. Свой отказ от должности судьи он мотивировал тем, что истину говорить несвойственно ему, а лгать несвойственно судье. Sale, Preliminary Discours, р. 232. 10 Это «Жизнь Мухаммеда», написанная Ибн Исхаком и Ибн Гишамом. Ибн Исхак (151 г. п. Г.), ученик Зогри (124 г. п. Г.), труд которого, хотя цитуется последующими писателями, не сохранился, составил биографию Мухаммеда по поручению Халифа Аль-Мансура. На этом замечательном и обширном труде достроил свою биографию Мухаммеда Ибн Гишам (213 г. п. Г.). Вейлем переведена эта биография на немецкий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

ин-та. – 1957. – Вып. 22 (32). – С. 317–371; Гадло А.В. Проблема Приазовской Руси и современные археологические данные о Южном Приазовье//Вестник Ленингр. гос. унта. – 1968. – Т. 14. – Вып. 3. – С. 59; Блаватский В. Раскопки в Фанагории в 1940 г.//ВДИ. – 1941. – – С. 220; Долгоруков В. С. Исследования береговой части Фанагории в 1971–1972 гг.//КСИА АН СССР. – 1975. – – С. 56, 57, рис. 3; Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье... – С. 158,175–178. 1515 См.: Флеров B.C. Лощеные миски, блюда, чаши и кубышки хазарского каганата//БИ. – Симферополь, 2001. – Вып. 1. – С. 162, рис. 2,11; С. 166, рис. 8,47. 1517 См.: Георгиев П. Фанагурис-Томитуракан и «Велика България»//Россия–Крым–Балканы: диалог культур. – Екатеринбург, 2004. – С. 83–84. 1518 Атавин А.Г. Влияние природных факторов на жизнь поселений Таманского полуострова (на примере Фанагории)//Методы естественных наук в археологии. – М., 1987. – С. 32, 34; Плетнева С.А. Города в Хазарском каганате. – С. 111; Плетнева С.А. Кочевники южнорусских степей... – С. 97. 1519 См.: Болгов H.H. Проблемы истории, историографии, палеографии Северного Причерноморья IV–VI вв. – Белгород, 2002. – С. 111. 1520 Пятышева Н.А. Отчет о раскопках ГИМ в Фанагории в 1939 г.//Труды Гос. Исторического музея. – М., I960. – Вып. 37. – С. 112–115. 1522 Люценко Е. Древние еврейские надгробные памятники, открытые в надписях Фанагорийского городища. – СПб., 1880. – С. 5; Даньшин Д.И Фанагорийская община иудеев//ВДИ. – 1993. – – С. 66–68; Шавырина Т.Г. Западный некрополь Фанагории (раскопки 1991–1999 гг. Общий обзор)//Древности Боспора. – 2000. – Вып. 3. – С. 360; Чхеидзе В.Н. Средневековые погребения в каменных ящиках на Таманском полуострове//Средневековая археология евразийских степей: Сб. статей к юбилею проф. С. А. Плетневой: (Материалы и исследования по археологии Поволжья. – Вып. 3.). – М.; Йошкар-Ола, 2006. – С. 60–63. 1523 Люценко А.Е. Древние еврейские надгробия, открытые в насыпях Фанагорийского городища//Труды III Международного съезда ориенталистов в Санкт-Петербурге в 1876 г. – СПб., 1880. – С. 573–580. 1524 Куликовский ЮЛ. [Рец.]//ЖМНП. – 1898. – Апрель. – С. 495 (Shurer. Die Juden in Bosporanischen Reiche und die Genossenschaften der daselsst. – Berlin, 1897). 1527 Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. – М., 1980. – С. 36,37, 60,61, комм. 261,284. 1529 Якобсон А.Л. Средневековый Крым. – М.; A., 1964. – С. 39; Сокольский Н.И. Раскопки в Кепах в 1962 г.//КСИА АН СССР. – 1965. – Вып. 103. – С. 108; Паромов Я.М. Археолого-топографический план Патрея//Боспорский сборник. – М., 1993. – Вып. 3. – С. 148.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большие подлодки серии Д («Декабрист»). В 1927 – 31 гг. построено 6 шт. Водоизмещение (надводное/подводное) 933/1354 т, длина 76 м, скорость (надводная/подводная) 15,3/8,9 уз, предельная глубина погружения 90 м, автономность плавания 47 сут., дальность плавания экономическим ходом в (надводном/подводном) положении 8950/158 миль, вооружение 102-мм пушка, 45-мм пушка, пулемёт, 6 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, боезапас 14×533-мм торпед, экипаж 53 чел. Пять «декабристов» воевали на Северном флоте, на их боевом счету 15 потопленных вражеских судов общим водоизмещением почти 50 тыс. т. Среди кораблей ВМФ, получивших гвардейское звание, самой первой была «Д-3», которая за 7 походов потопила 8 вражеских кораблей. Из 8-го похода она не вернулась. Одна из уцелевших лодок установлена как памятник в пригороде Петербурга. Большие подлодки типа Л («Ленинец») – минные заградители. Построены в 1929 – 43 гг. сериями по 6-7 шт. (всего 25 шт.) с совершенствованием каждой последующей серии. Водоизмещение (надводное/подводное) 1025/1312 т, длина 78 м, скорость (надводная/подводная) 14,5/8,3 уз, предельная глубина погружения 90 м, автономность плавания 28 сут., дальность плавания экономическим ходом в (надводном/подводном) положении 7400/154 миль, вооружение 102-мм пушка, 45-мм пушка, пулемёт, 6 носовых торпедных аппарата, 2 кормовые минные трубы, боезапас 12×533-мм торпед и 20 мин, экипаж 54 чел. На боевом счету этих подлодок 27 потопленных вражеских транспортов и танкеров общим водоизмещением 93,9 тыс. т и 18 боевых и вспомогательных кораблей. Л-4 и Л-22 стали Краснознамёнными, а Л-3 – гвардейской. Её рубка была сохранена и установлена в Либаве (Лиепае) как памятник, в 1995 г. вывезена и установлена в Москве на Поклонной горе. Средние подлодки типа Щ («Щука») – самые массовые средние лодки в советском подводном флоте. Отличались дешевизной постройки и надёжностью механизмов, высокой прочностью и мореходностью, имели более высокие тактико-технические характеристики, чем иностранные ПЛ подобного типа, обладали большими скрытыми резервами, позволившими в 2-2,5 раза повысить проектную автономность плавания. Построены в 1932 – 38 гг. шестью сериями (всего 86 шт.) с совершенствованием каждой последующей серии. Водоизмещение (надводное/подводное) 578/706 т, длина 57 м, скорость (надводная/подводная) 14,0/8,5 уз, предельная глубина погружения 90 м, автономность плавания 20 сут., дальность плавания экономическим ходом в (надводном/подводном) положении 3130/112 миль, вооружение 2×45-мм пушки, 2 зенитных пулемёта, 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, боезапас 10×533-мм торпед, экипаж 37 чел.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/01/tv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010