Установление таинства Евхаристии произошло во время Тайной вечери и описано в трех синоптических Евангелиях ( Мф.26:17–30 ; Мк.14:12–26 ; Лк.22:7–39 ) и у ап. Павла ( 1Кор.11:23–25 ). Согласно этим описаниям, Господь Иисус взял хлеб, благословил, преломил и подал ученикам, сказав: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое» (текст приведен по Мк.14:22 ); затем Он также подал и чашу, сказав: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (текст приведен по Мк.14:24 ; эти слова Христа над хлебом и чашей принято называть установительными). Установительные слова прямо указывают на связь Евхаристии с добровольными страданиями Спасителя: образ изливаемой крови и отделения ее от тела является символом смерти; обозначение крови как крови Завета говорит о жертве – поскольку заключенный при Моисее Завет между Богом и Его народом был утвержден жертвоприношением и окроплением людей жертвенной кровью (ср.: Исх.24:4–8 ); слова о том, что Тело «предается» за учеников ( Лк.22:19 ), подчеркивают добровольность страданий. На это же указывают общий контекст Тайной вечери, которая в одно и то же время была и вкушением ветхозаветной пасхальной жертвы (ср.: Мф.26:17 ; Мк.14:12–16 ; Лк.22:7–16 ), и началом Страстей Христовых (непосредственно за Тайной вечерей, согласно всем четырем Евангелиям, произошли Гефсиманское моление и затем взятие Господа Иисуса под стражу). У ап. Луки и Павла установительные слова Христа содержат заповедь: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ; 1Кор.11:24–25 ); ап. Павел поясняет, что Евхаристия является воспоминанием Смерти и Воскресения Спасителя: «Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). По свидетельству Книги Деяний свв. апостолов, первые христиане «постоянно пребывали в... преломлении хлеба» (2:42). Евхаристия с самого начала стала центральным богослужением христианской Церкви, будучи одновременно как общинной трапезой 5 , совершаемой предстоятелем (апостолом, епископом или – по распоряжению епископа – пресвитером), так и воспоминанием Смерти и Воскресения Господа, во исполнение слов Христа: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ; 1Кор.11:24 ), причем ранняя Церковь понимала евхаристическое воспоминание не как напоминание о прошедших событиях, а как подлинное и действенное приобщение к ним. Заповедь «Сие творите в Мое воспоминание» выражает волю Христа о совершении Евхаристии до Его Второго Пришествия, как об этом говорит ап. Павел: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Быт.14:12 Взяли же и Лота, сына брата Аврамова, и имущество его, и удалились; ибо он обитал в Содоме. Быт.14:13 Пришедши же некто из уцелевших, известил Аврама пришельца [[Еврея.]]: а обитал он у дуба Мамври амореянина, брата Есхолу и брата Авнану, которые были союзники Аврама. Быт.14:14 Услышав же Аврам, что пленен Лот брат его, собрал счетом своих, рожденных в доме его, триста осмьнадцать, и погнался вслед их до Дана, Быт.14:15 и напал на них ночью сам с домочадцами своими, и поразил их, и гнал их до Ховала, что влеве от Дамаска. Быт.14:16 И возвратил всю конницу содомскую, и Лота брата своего возвратил, и все имущества его, и жен, и люд. Быт.14:17 Вышел же царь содомский на встречу ему, по возвращении его с сечи Ходоллогомора и царей, что с ним, в долину Сави: это была равнина царская. Быт.14:18 И Мельхиседек царь салимский вынес хлебы и вино: был же (он) священник Бога вышняго. Быт.14:19 И благословил Аврама и сказал: «благословен Аврам Богом вышним, который создал небо и землю. Быт.14:20 И благословен Бог вышний, который предал врагов твоих в руки тебе». – И дал ему (Аврам) десятину из всего. Быт.14:21 Сказал же царь содомский Авраму: отдай мне людей, конницу же возми себе. Быт.14:22 И сказал Аврам царю содомскому: протяну руку мою к Господу Богу вышнему, который создал небо и землю, Быт.14:23 если веревочку и ремень сапожный возму из всего твоего, дабы ты не сказал: вот я обогатил Аврама. Быт.14:24 Кроме того, что съели юноши, и кроме доли людей, ходивших со мною, Есхол, Авнан, Мамври пусть возмут свою долю. Глава 15 Быт.15:1 Послеже разсказанных (дел) сих было слово Господа к Авраму в видении, говорившее: не бойся, Аврам; Я защищаю тебя; награда тебе будет весьма велика. Быт.15:2 И говорит Аврам: владыко Господи, что дашь мне? Я отхожу бездетен, а (есть) сын у Масеки домочадицы моей, сей Дамаскинец Елиезер. Быт.15:3 И сказал Аврам: когда мне не дал ты семени, сей домочадец мой наследует мне. Быт.15:4 И тотчас голос Господа был, и сказал ему: он не наследует тебе, но кто произойдет от тебя, тот наследует тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ис. 13 :20. Не заселится во веки и не будут входить в него во многие роды; не пройдут чрез него Аравитяне, даже пастухи не будут отдыхать в нем. Ис. 13 :21. И будут жить там звери, и домы наполнятся шума 191 , и поселятся там сирены, и демоны воспляшут там 192 . Ис. 13 :22. И онокентавры 193 будут там обитать, и ежи устроят гнезда в домах их 194 . Глава 14 Ис. 14 :1. Скоро придет 195 и не замедлит. И помилует Господь Иакова, и снова изберет Израиля, и успокоятся на земле своей, и присоединится к ним иноплеменник, и присоединится к дому Иакова. Ис. 14 :2. И возьмут их народы и приведут на место их, и унаследуют (их сыны Израиля) 196 , и из них много будет на земле Божией рабов и рабынь; и будут пленниками пленившие их, и будут в подчинении господствовавшие над ними. Ис. 14 :3. И будет в тот день: успокоит тебя Господь от болезни и от страдания 197 твоего, и от жестокого рабства, которому ты порабощен был у них. Ис. 14 :4. И поднимешь сей плач на царя Вавилонского, и скажешь в тот день: как не стало мучителя и как не стало истязателя! Ис. 14 :5. Сокрушил Бог ярмо грешников, ярмо владык, Ис. 14 :6. Поразив в ярости неисцельною язвою народ, поражавший народы язвою в ярости, в которой (никого) не щадил он, пока совершенно не успокоился. Ис. 14 :7. Вся земля вопиет с веселием, Ис. 14 :8. И дерева Ливана и кедр Ливанский возвеселились о тебе 198 : с тех пор, как ты уснул, никто не приходит рубить нас. Ис. 14 :9. Ад преисподний встревожился, встретив тебя, возстали пред тобой все исполины, обладавшие землей, низводившие всех царей языческих с престолов их. Ис. 14 :10. Все в ответ скажут тебе: и ты пленен, как и мы, и ты причислен к нам. Ис. 14 :11. Сошла во ад слава твоя, большое веселие твое 199 ; под тобой постилается гнилость, и покров твой — червь. Ис. 14 :12. Как спала с неба денница, восходящая поутру! Сокрушился на земле посылавший 200 ко всем народам! Ис. 14 :13. А ты говорил в уме своем: взойду на небо, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высокой, на горах высоких, что к северу,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Михаил Иванов 14 марта 2017, 22:41 " Сегодня я думаю, что «искушением» для нас был не мир – искушением была мечта о монашестве – каким мы его себе представляли " - очень откровенная и добрая статья умного и честного человека, храни его Господь. Мне довелось получить в Свято-Юрьевом монастыре благословение отца Иллариона в тот день, когда он благословлял Путина. Никогда не забуду праздника общения с этим человеком, этой чистоты общения, как будто чистой родниковой воды в жару напился. Удивительнейший человек! Узнав, что я кадровик по профессии, он очень просто посетовал: " Вот и я здесь в монастыре по кадровому вопросу. Слушал исповедующихся послушников, врут... " Спасибо за статью! Вадим Тимофеев 14 марта 2017, 21:31 Прочитал моментально,очень поучительная история,большое спасибо автору.Как всётаки схожа сущность людей. С уважением Вадим Тимофеев. Николай 14 марта 2017, 14:39 14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, --и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. 15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, --и Бог воззовет прошедшее. елена 14 марта 2017, 11:09 Да, рассказ прочитала на одном дыхании,понравился.Только осталось чувство,вот ещё чуть чуть бы чего то узнать из жизни монастыря,про их быт,жизнь.Напишите.Спаси Господи. Антонина 14 марта 2017, 07:31 Спаси Вас Господи! Ваша статья заставила о многом задуматься, спасибо! С.В. 13 марта 2017, 23:03 Однажды старенький монах мне сказал, что монашество должно быть не в голове, а в сердце... Благодарность автору за поучительную историю Антонина Щеголева 13 марта 2017, 22:41 Очень поучительная история! Спасибо автору за откровенность!!! ИО 13 марта 2017, 22:34 Да уж... А в приходских храмах сколько " лишних " людей! Которые, вместо того, чтобы заниматься делом, строят из себя шибко духовных... Как же, все-таки, трудно нащупать свой истинный путь! Помоги нам всем, Господи! Влюбленная-В Море 13 марта 2017, 22:26 Ни прибавить, ни убавить-всё очень доходчиво,искренне.

http://pravoslavie.ru/101805.html

Глава 14 Окончание ответной речи Иова на речь Софара. 1–17. Надежда Иова на божественное милосердие, дающее ему возможность оправдаться. 18–22. Ослабляющие ее соображения. Иов.14:1 .  Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: Иов.14:2 .  как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. Иов.14:3 .  И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою? Бог слишком строг по отношению к Иову ( Иов 13.23–36 ), а между тем он возбуждает сострадание, заслуживает милосердия. Жизнь человека, рожденного слабою женою ( Быт 3.16 ; Иер 51.30 ) и потому по природе бессильного, непродолжительна, как существование цветка ( Пс 36.2, 89.6 ; Ис 40.6–8 ), стояние тени ( Пс 101.12, 143.4 ; Еккл 8.13 ; Прем. 2.5 ), и печальна сама по себе. Поэтому нет нужды внимательно смотреть за ним и затем наказывать за малейшие проступки («отверзать очи», ст. 3; ср. Зах 12.4 ). Иов.14:4 .  Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Рожденный от зараженных грехом родителей ( Пс 50.7 ), человек по своей природе склонен к греху ( Иов 15.14, 25.4 ). Он грешит непроизвольно ( Иов 15.16 ), в некоторых грехах совершенно не виноват. Достойно ли ввиду этого наказывать его? Иов.14:5 .  Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет, Иов.14:6 .  то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего. Земная жизнь человека есть единственное время для пользования благами счастья ( Иов 7.7, 14.22 ), в тех пределах, границах, которые указаны им Богом (ст. 5; ср. Пс 38.5–6 ). И если теперь, по воле Господа, существование Иова подходит к концу, то Он должен «уклониться от него» (с евр. «отвратить взоры свои», ср. Иов 7.19 ; Иов 10.20 ), «доколе не возрадуется своему дню, как наемник», т. е. должен прекратить наказания, чтобы Иов мог испытать в последние минуты своей жизни чувство радости (ср. Иов 10.20–22 ). Иов.14:7 .  Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.22:24 .  и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков – золото Офирское. Удел такого человека – блаженство ( Пс 93.12–13 ). Так точно и Иову, под условием исполнения им данного совета, – «удаления беззакония из шатра», не только будет возвращено утраченное счастье ( «устроишься»; евр. «бана» в смысле дарования прежнего счастья – Иер 24.6, 33.7 , сообщения большего – Мал 3.15 ), но и дано больше, чем он имел. Иов сделается настолько богат, что «блестящий металл» (золото и серебро в неочищенном виде) будет для него так же бесценен, как прах, а лучшее офирское золото, как простой камень. Иов.22:25 .  И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя, Не придавай значения земным богатствам, Иов будет считать своим величайшим, самым ценным сокровищем Того, кто дал ему их, т. е. Бога. Он будет «блестящим серебром» – серебро очищенное от примесей. Иов.22:26 .  ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое. В качестве величайшего блага Бог сделается для Иова источником духовной радости и утешения (ср. Пс 36.4 ; Ис 58.14 ). Последние проявятся в том, что у него, прощенного и награжденного Богом, исчезнет мучительное чувство богоотверженности. Прощенный Богом, он смело и доверчиво поднимет к Нему свое лице (ср. Быт 4.6 ). Иов.22:27 .  Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. Проистекающая из доверчивой любви молитва Иова будет услышана Господом, а обеты, плод усердия, а не вынуждения, исполнены. Иов.22:29 .  Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем, Иов.22:30 .  избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих. Иов будет настолько тверд в благочестии, что бедствия невинных не поколеблют его праведности ( Пс 72.2–3, 12–14 ). При виде их он на основании личного опыта скажет, что они – не проявление Божественного неправосудия, ведут страдальца к возвышению и утверждению в добре: «ты скажешь: возвышение». Подобными рассуждениями он ободрит и самих страждущих, не даст им возможности впасть в грех отчаяния, неверия; они спасутся, благодаря ему: «он спасается чистотою рук твоих» (ст. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Лучше жить в земле пустынной, нежели с женой сварливой и сердитой» (21:19). «Лучше жить в углу на кровле, нежели с сварливой женой в пространном доме». (25:24; ср. Сир.25:21 ). Своему сыну мудрый и благожелательный отец делает такое наставление и увещание: «не внимай льстивой женщине». ( Прит.5:2 ). «Остерегай себя от негодной женщины, от льстивого языка чужой» (6:24). «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту. Многие совратились с пути чрез красоту женскую: от нее как огонь загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель». ( Сир.9:8–11 ). Ветхий Завет , если так можно выразиться, не только не покровительствует страстям, но и строго преследует обнаружение их всюду. Пусть увлечение достигнет самых последних пределов, пусть оно будет окрашено в самые яркие, чарующие, розовые краски, пусть оно имеет массу извинений с современной всё прощающей точки зрения, – это безразлично. Худо было тогда жить всем, которые были особенно внимательны к страстям, «страстям и пороху» которых приходилось «соткать» где-либо другую семью, «уйти» из своей семьи на «страну далече». Нарушивший супружескую верность и чистоту брака ( Лев.20:10–17 сл. Втор.22:22 сл. Ср. Исх.20:14, 17 ), опорочивший обрученную другому, не сохранившая своего девства ( Лев.22:21, 23–26 ), – все подлежали смерти. Одних побивали камнями пред воротами города в присутствии народа ( Втор.22:23–25 ), других предавали сожжению ( Лев.20:14 ), третьих просто лишали жизни различными способами ( Лев.20:13 и др.). Наказывал закон и за другие различные случаи фактического обнаружения страсти ( Втор.22:28–29 . Ср. Исх.22:16–17 и др.), за которые ныне у нас обыкновенно снисходительно прощают почти всех. В Новом Завете эта истина подтверждается еще с боль- —314— шею силою и раскрывается с большею ясностью и глубиною. Спаситель говорит, что даже один взгляд, брошенный на женщину «ко еже вожделети ей» ( Мф.5:28 ), является уже преступлением против седьмой заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мф.22:12. Он же умолча,1Он же молчал.    как не имеющий, чем защититься. Речь эта показывает, что и при очевидной греховности Бог накажет не прежде, чем согрешивший осудит себя самого, потому что молчать и не быть в состоянии ответить есть признак самоосуждения. Мф.22:13. Тогда рече царь слугам…, Ангелам, служащим для наказания. Говорит о будущем, как о совершившемся, по обычаю притч. Мф.22:13. Связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешнюю.связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю;    Связыванием называет прекращение деятельности, совершаемой руками и ногами. Тогда прекратится совершение каких бы то ни было грехов и ни одно действие не возможно для умилостивления, Настоящая жизнь есть время деятельности, а будущая — воздаяния. Связываются ноги, которые шествовали ко греху, и руки, которые совершали всякую неправду. Мф.22:13. Ту будет плачь и скрежет зубом... там будет плач и скрежет зубов;    Чтобы кто-либо не подумал, что таким наказанием будет просто тьма, т. е. лишение только света, присоединил, что там будет плач и скрежет зубов, указывая на страшные и нетерпимые муки. Послушаем же и мы, осквернившие свою душу порочной жизнью после омовения Божественным Крещением, и убоимся того, что нас не только изгоняют из брачного пира, но и пошлют на строжайшее наказание. Итак, нужно заботиться об одежде внутренней, а не о внешней, потому что заботясь о внешней, мы не будем в состоянии заботиться о внутренней. Может быть, кто-либо спросит, почему Церковь не соединяется лучше с Отцом, чем с Сыном? И услышит конечно: потому что вочеловечившийся Сын жил среди нее и потому что соединенная с Сыном, она соединяется и с Отцом, так как Сын сказал: «Аз и Отец едино есма» (Ин. 10:30), и: «видевый Мене, виде Отца» (Ин. 14:9).Видевший Меня видел Отца Мф.22:14. Мнози бо суть звани, мало же избранных.ибо много званых, а мало избранных.    Это же сказал в конце притчи о наемниках. Мф.22:15. Тогда шедше фарисее, совет восприяша, яко да обольстят Его словом.Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.    Вот глубокое ослепление! Ничто из всего сказанного не подействовало на душу их; упоенные завистью, они обращаются к козням, и так как не могли схватить Иисуса из-за народа, как было сказано прежде, то совещаются поймать Его каким-либо вопросом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

— (Потом) Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, влил воду в умывальницу (и начал умывать ноги ученикам) (Ин. 13, 4), делая всё Сам, чем одновременно и пристыдил Иуду, и вместе с тем напомнил другим ученикам, чтобы не искали первенства. Этому Он учил и после умовения, говоря: кто хочет быть первым, да будет последним из всех (ср.: Лк. 22, 26; Мк. 10, 44), Самого Себя поставив в пример (Ин. 13, 15). Оказывается, раньше других Христос умыл ноги Иуды, бесстыдно севшего на первое место; а потом подошел к Петру, но тот, имея самый горячий нрав, запретил Учителю (делать это) и снова разрешил (омыть) не только ноги, но и руки и голову (Ин. 13, 8—9). Омыв же их ноги и показав странное возвышение через смирение (ср.: Лк. 18, 14), надев одежду Свою и возлегши опять, наставлял их любить друг друга и не стремиться к начальству. Когда они ели, Он начал говорить о предательстве. Поскольку ученики недоумевали, о ком Он говорит (Ин. 13, 22), то Иисус тайно сказал одному Иоанну: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам, предаст Меня (Ин. 13, 26), — ведь если бы услышал это Петр, то, как самый вспыльчивый, он убил бы Иуду. И еще сказал: обмакивающий со Мною руку в блюдо (Мк. 14, 20), так как было и то, и другое. Потом, в конце вечери, взяв хлеб, сказал: приимите, ядите. Также и чашу, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета; сие творите в Мое воспоминание (ср.: Мк. 14, 22—24; Лк. 22, 19—20; Мф. 26, 26—28); впрочем, совершая это, и Сам ел и пил с ними. Обрати внимание, что Он называет Своим Телом хлеб, а не опреснок, поэтому да устыдятся приносящие для (евхаристической) жертвы пресный хлеб. И после (сего куска) хлеба вошел в Иуду сатана (Ин. 13, 27), — искушавший его прежде (извне) теперь окончательно вселился в него. И выйдя, говорит (Евангелие), Иуда договорился с первосвященниками, что предаст им Учителя за тридцать сребреников (ср.: Лк. 22, 3—5; Мф. 26, 14—15). Перейдя на другую строну потока Кедрон, где был сад, Иисус вошел в него с учениками Своими.

http://pravoslavie.ru/1866.html

Притч.14:24 .  Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть. Притч.14:25 .  Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи. Притч.14:26 .  В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Притч.14:27 .  Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Из двух стихов – 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27). Притч.14:28 .  Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю. Притч.14:29 .  У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. Притч.14:30 .  Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей. Притч.14:31 .  Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся. Притч.14:32 .  За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду. Притч.14:33 .  Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе. Притч.14:34 .  Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов. Притч.14:35 .  Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его. Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие – в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов – правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности – нечестия, – так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии ( Мф 25.36 ), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010