печ. мон.). д) Преп. Сергий Радонежский († 25 сентября 1392 г.) был так милостив к бедным, что жизнеописатель его Епифаний выражается, что «рука его простерта была к требующим, как река многоводная, тихая струями, – что в его обители находили приют, и пропитание странные, нищие, и болящие». II. Одеяние нагого. (Примеры этой добродетели). а) По смерти родителей св. Маркиан, оставшись единственным наследником всего отцовского богатого достояния, начал строить новые церкви на свой счет, обновлять приходившие в ветхость, и помогать во множестве всем нуждающимся. Сам же почасту оставался совсем без денег, и вообще вел крайне простой и скромный образ жизни, довольствуясь скудною пищею и нося бедную одежду. Из числа многих церквей Маркиан, между прочим, построил на свой счет великолепный храм во имя св. Анастасии мученицы (память 22 декабря). На освящении этой церкви присутствовали сам император со свитою и патриарх Геннадий (457–471). Во время перенесения мощей мученицы Анастасии из старой церкви в новую, Маркиан, в числе прочих священников, шел пред мощами. В эту самую пору к священникам подошел нищий. Как на беду, на этот раз у преподобного не было денег, и он не мог ничего подать. Не желая отпустить нищего без подаяния, он незаметно выходит из ряда священников, удаляется в сокровенное место, и там, сняв с себя одежду, отдает ее бедняку, а сам остается в одной ризе на голом теле, и в таком виде является в новоотстроенную церковь . После положения мощей св. Анастасии в назначенном для того месте, патриарх начинает божественную литургию и приказывает Маркиану остаться для служения. Маркиан приходит в ужас от такого приказания: как он, без одежды, в одной ризе на голом теле будет присутствовать при торжественной литургии, в виду знати, и множества народа? Однако же, не смея противиться воле патриарха, он безропотно, но с стесненным сердцем остается в церкви, и приготовляется к служению. Но вот странность, что это значит: священники и диаконы, замечает Маркиан, начинают между собою перешептываться и указывать на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

При татарском нашествии монастыри много потерпели, но в конце 13-го века стали умножаться, а к концу 14-го владели уже значительными недвижимыми имениями. Князья, княгини, бояре и многие из народа перед смертью обыкновенно постригались в монашество, иногда и раньше; 6 великих князей скончались в иночестве. Самым ревностным распространителем монашеского общежития был преп. Сергий Радонежский (1314–1392). Подвижничествуя несколько лет в дремучем лесу, он святостью своей привлек к себе несколько иноков и составил с ними братство. Бедность их была так велика, что по временам при богослужении вместо свечей горела лучина. Митроп. Алексий нередко употреблял св. Сергия на примирение удельных князей. При нашествии Мамая, св. Сергий ободрял Дмитрия Донского, предрек ему победу и возбудил удельных князей к единодушному ополчению против врагов. Постом, бдением и молитвами он возвысил свою душу и получил дар прозрения и чудотворений. Память его празднуется 5 июля и 25 сентября. Просвещение Во время татарского ига духовное просвещение в России не только не увеличивалось, но даже упадало. Вторжения татар и междоусобия князей были главной тому причиной. Об училищах в это время нельзя было и думать; в церквах проповеди не говорились; в священники ставили людей почти безграмотных, в богослужение вкрались разные непорядки. Из пастырей церкви особенно заботились об улучшении такого положения дел митроп. св. Алексий и Киприан. Ереси Пятьсот лет русская Церковь состояла из единого верного стада, но в конце 14-го века появился в Пскове раскол стригольников и перешел в Новгород. Произошел он от Карпа, ремеслом стригольника (занимающийся стрижкою волос) и диакона Никиты. Осуждая тогдашний обычай – платить за поставление в священнический сан, стригольники отказывались от общих молитв Церкви, запрещали принимать от священников крещение, отпущение грехов, причащение, отвергали поминовение усопших и проч. Карп и Никита были отлучены от церкви и брошены народом в р. Волхов. Увещания заставили их последователей отказаться от своих заблуждений – и ересь прекратилась. Другая ересь, называемая ересью жидовствующих, появилась в Новгороде от жида Схарии. Он учил, что Иисус Христос не Сын Божий, а только пророк, отвергал воскресение Христово из мертвых, почитание икон и святых, монашество и проч. Ересь перешла скоро в Москву, так что в 1490 г. принуждены были созвать собор, который и предал еретиков проклятию. Но это не остановило распространение ереси, и только в 1508 г. она была прекращена казнями и заточением виновных. Митр. Филипп

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

На холме, где пострадали святые мученики, был впоследствии воздвигнут храм. Троица честных страстотерпцев прославила Истинного Бога во Святой Троице поклоняемого, Отца и Сына и Святого Духа - поэтому храм был освящен во Имя Пресвятой Троицы. Престол храма был утвержден на основании священного дуба, на котором приняли смерть мученики. Вскоре были обретены их нетленные мощи. Уже в 1364 году Константинопольский Патриарх Филомен (1354-1355; 1362-1376) прислал преподобному Сергию Радонежскому († 1392, память 25 сентября) крест с мощами святых мучеников. Церковь установила праздновать память всех трех мучеников в один день, 14 апреля. Подвиг святых мучеников имел громадное значение для всего западного края. Виленский монастырь во Имя Пресвятой Троицы, в котором хранятся святые мощи, стал оплотом Православия и мира в том крае. В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни как самые драгоценные в Прибалтийском крае были взяты в сердце России - Москву. В памяти верующих Вильнюса и по сей день живут грустные воспоминания о прощании со святыми мучениками и радостные - о торжественной встрече мощей святых страстотерпцев в 1946 году в Виленском Свято-Духовом монастыре. Дата их возвращения - 13(26) июля - с тех пор ежегодно торжественно отмечается в монастыре. Иконописный подлинник Русь. XVII. Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Русь. XVI. Минея годовая (мчч. Антоний, Иоанн и Евстафий). Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 14 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Россия. 1814. Руссие святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 8. Музей СпбДА, табл. 63. Ретушировано. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов.

http://patriarchia.ru/db/text/907694.htm...

Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова . От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его. Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: " Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную... " Иконописный подлинник Москва. XVI. Прп. Сергий с житием. Мастерская Феодосия. Икона. Москва. 1-я треть XVI века. 136 х 97,5. Из Успенского собора г. Дмитрова. С 1965 в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Москва. Москва. 1420-е. Прп. Сергий. Шитый покров. Москва. 1420-е гг. 196 х 84. " Ризница Троице - Сергиевой Лавры " СПГИХМЗ. Новгород. XV. Прпп. Харитон Исповедник, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Русь. XVI. Прп. Сергий. Икона. Русь. Середина XVI в. 30 х 23. " Ризница Троице - Сергиевой Лавры " СПГИХМЗ. Русь. 1591. Прп. Сергий с житием (фрагмент). Евстафий Головкин. Икона. Русь. 1591 г. 65 х 52.5. " Ризница Троице - Сергиевой Лавры " СПГИХМЗ. Русь. XVII. Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Россия. 2004.

http://patriarchia.ru/db/text/913904.htm...

Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: “От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете”, – и решительно отклонил от себя эту почесть. Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия, как отца, и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. “Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию”, – сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве. Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 г.) открылись его святые мощи. Троице-Сергиевская Лавра распространила от себя во все стороны множество новых обителей. Она охватывала ими, как бы сетью, весь север и стягивала его к церковному и государственному центру России – Москве. При жизни святого Сергия были устроены им и при его содействии монастыри: Киржачский (близ реки Киржача, во Владимирской губ.), Голутвин (в Коломне), Симонов (в Москве), Высоцкий (близ Серпухова), Борисоглебский (близ Ростова), Дубенский (в память Куликовской битвы), Покровский (близ Боровска), Авраамиев (близ Чухломы). После кончины преподобного Сергия его учениками основаны монастыри: Саввин Сторожевский (близ Звенигорода), Железноборский (близ Галича), Воскресенский (на Обноре, на севере Ярославской губ.), Ферапонтов, Кириллов-Белоозерский и др.К числу друзей преподобного Сергия принадлежал также святой Стефан, просветитель Пермской страны. Тропарь: Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих, образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Его же действием светло украшен еси. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре: и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобне, отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

24 . Димитрий Прилуцкий, основатель Спасо-Приглуцкого монастыря, который находится в 5-ти верстах от Вологды (при луке, т. е. излучине, кривизне реки Вологды, от чего название), скончавшийся 11-го Февраля 1392-го года. Местное празднование ему в его монастыре, по всей вероятности, установлено не позднее того, как начали твориться при его гробе чудеса, а эти последние, по записи о них, начались с 1409-го года. К концу XV века из местного монастырского празднование превратилось не только в местное епархиальное, но и в более или менее общерусское 113 . 25 . Илия, в схимонашестве Иоанн, архиепископ Новгородский, скончавшийся 7-го Сентября 1186-го года. В 1439-м году по особому устроению Божию обретены были его мощи, причем он сам являлся во сне тогдашнему архиепископу Новгородскому Евфимию и назвал себя единым ох святых. По сему случаю и было установлено архиепископом Евфимием местное празднование его памяти 114 . По указу царя Алексея Михайловича и по благословению патр. Никона мощи архиепископа Илии – Иоанна были перенесены из «темницы» или из подпольного склепа Софийского собора, в котором они дотоле лежали, на верх, в самый собор, и при сем установлено было вторичное ему празднование 1-го Декабря – Собр. лem. III, 191 –192. 26 и 27. Князь Новгородский Владимир Ярославич, сын Ярослава Великого, скончавшийся 4-го Октября 1052-го года, и мать его Анна, скончавшаяся в 1050-м году. Под тем же 1489-м годом, что выше, в Новгородских летописях сообщается, что архиепископ Евфимий позлатил и подписал и покрыл покровами гробы князя и его матери и уставил творить их память на всякое лето или ежегодно Октября в 4-й день. Как будто первоначальное установление памяти было установлением не празднования, а поминовения 115 , и что из поминовения в празднование оно превратилось только уже потом. Если принимать это, то относительно превращения поминовения в празднование можно будет думать, что тут имели приложение приведенные нами выше слова принадлежащего неизвестному автору жития св. Владимира: «да еще быхом имели потщание и мольбу приносили Богу зань в день представления его, вида бы Бог тщание наше к нему прославил бы 17;»... Если же архиепископ установил не поминовение, а празднование, то мы ничего не можем сказать о причине установления празднования, кроме того, что князь был ктитором или строителем Софийского собора, в котором покоятся его мощи 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Николаевский Моденский мужеский, 3-го класса, степенью 11-й, Новгородской Епархии в Устюжно-Железнопольском уезде, при речке Модинке. В нем церковь Соборная каменная, во имя Св. Николая Чудотворца. состоит под управлением Архимандрита. Николаевский Одрин мужеский, заштатный, Орловской Епархии, в 8 верстах от города Карачева, на реке Одринке; основан по случаю явления на сем месте иконы Святителя Николая. В нем Соборная церковь во имя Свят. Николая Чудотворца, освящена в 1710 году, в которой находится явленный его образ; 2) во имя Знамения Пресв. Богородицы, построена в 1764 году; 3) во имя Преподобного Сергия Радонежского, построена в 1700 году. В сей монастырь бывает ежегодно из города Карачева в Четверток 8 недели по Пасхе Крестный ход. Николаевский Песношский, а по простонаречию Никольский Пестушинский, мужеский, заштатный, Московской Епархии, в 15 верстах от города Дмитрова, при речке Песношке; построен Преподобным Мефодием, учеником Св. Сергия Радонежского, преставившегося в 1392 году июня 4 дня. Память его совершается июня 14 дня. Св. мощи его в сем монастыре почивают под спудом. В нем 4 церкви каменные: 1) Соборная посреди монастыря пятиглавая во имя Николая Чудотворца; 2) во имя Преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Песножского; 3) теплая во имя Богоявления Господня; 4) над святыми воротами во имя Преображения Господня. Церковная служба производится по чину Афонские горы. Николаевский Перекомский или Перекопский и Розважский мужеский, заштатный, Новгородской Епархии, на берегу озера Ильменя, близ речки Веренды, от Новгорода в 25 верстах. Построен в 1450 году, а по переведении братства из уничтоженного Розважскаво монастыря возобновлен в 1796 году. В нем церковь Соборная во имя Святого Николая Чудотворца, вновь великолепно построенная; в ней приделы: 1) Во имя Преподобного Ефрема Перекомского, основателя обители сея, преставившегося в 1492 году сентября 26 дня; Святой мощи его, перенесенные в 1545 г. мая 16 дня, почивают в сем приделе; 2) во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дмитрий Донской вновь удаляет Киприана из Москвы после посланий патриарха Нила и возвращает в Москву Пимена. Дионисий получает от Константинопольского патриарха Нила две увещевательные грамоты против еретиков-стригольников, обращенные ко всему населению Пскова и Новгорода. Дионисий Суздальский отправляется к патриарху по велению великого князя внести ясность в обстоятельства поставления Пимена митрополитом. На обратном пути в Москву Дионисий заезжает в Киев, где по приказу Киприана его хватают и сажают в заключение. Патриаршьи послы в Москве лишают Пимена сана. Пимен бежит в Константинополь за аппеляцией. Преставление в заключении Дионисия Суздальского. Новгородцы на вече постановляют не являться на суд в Москву к митрополиту и не давать ему месячного суда в Новгороде. Литовский князь Ягайло сочетается браком с польской королевой Ядвигой. В Литовском княжестве вводится католичество в качестве государственной религии. По просьбе Новгородского владыки святитель Стефан составляет “Мерило Праведное”, полемический трактат против стригольников. 1387 конец – начало 1388 Митрополитом всея Руси утвержден Киприан. Новопоставленный патриарх Константинопольский Антоний вновь подтверждает низложение митрополита Пимена. Преставление Пимена в Халкидоне. 1389 около Обращение зырян и пермяков в христианскую веру Св. Стефаном. Прибытие в Москву митрополита Киприана. После поездки в Новгород и отказа новгородцев в суде митрополит Киприан накладывает церковное отлучение на всех новгородцев во главе с архиепископом. Преставление прп. игумена Сергия, Радонежского и всея России чудотворца (25 сентября). 1392–1406 Попытки митрополита Киприана воссоединить Галичину с митрополией Всея Руси и восстановить единство Русской митрополии. Константинопольский патриарх издает два послания к новгородцам, подтверждающие их отлучение. Новгородцы, однако, и в последующее время отказывают митрополиту в месячном суде. Тимур двигается на Москву, но 26 августа в день Сретения иконы Владимирской Богоматери, незадолго до этого перенесенной митрополитом из Владимира в Москву, неожиданно поворачивает обратно. В память этого события Василий II закладывает в Москве Сретенский монастырь.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Сергий Радонежский (1314–1392) — преподобный, один из самых почитаемых русских святых. Память празднуется 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября). Сергия (Быкова) — монахиня, долгие годы несущая послушание при церкви Спаса Преображения в селе Спас Волоколамского района. Сикорский Игорь Иванович (1889–1972) — русский авиаконструктор. Сильвестр — протопоп Благовещенского собора, духовник Ивана Грозного. Симанская Ольга Александровна — мать Патриарха Алексия. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Симанский Владимир Андреевич — камергер, отец Патриарха Алексия. Симанский Сережа — будущий Патриарх Алексий (см.) «о. Симеон» — псевдоним одного из сотрудников органов Госбезопасности, засланного в церковную среду. Симеон — афонский монах. Симеон Новый Богослов (9491022) — преподобный, византийский богослов, мистик и поэт. О нем существует монография еп. Василия (Кривошеина) : «Преподобный Симеон Новый Богослов » (Париж, 1980, переиздана в России в 1996 г.). Кандидатское сочинение Константина Нечаева, написанное в 1950–1951 гг., называлось «Значение христианской любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова ». Имело посвящение: «Посвящается блаженной памяти духовного отца и наставника — протоиерея Александра Георгиевича Воскресенского». Симон Киринеянин, библ. Скворцов Василий — священник храма в честь Преображения Господня в Богородском, студент Богословского института первого набора. Скрябин Александр Николаевич (1871/72–1915) — русский композитор Скурат Константин Ефимович (род. в 1929 г.) — профессор Московских духовных школ, богослов. Скуратов Малюта (Скуратов–Бельский Григорий Лукьянович) (ск. в 1572 г.) — думный дворянин, любимый опричник Ивана Грозного, задушил митрополита Филиппа (1569). Славка — иподьякон Патриарха Алексия. Смирнов Александр Павлович (1888–1950), протоиерей. С 1943 г. ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии»; в 1949 и. о. ректора МДА. Похоронен на Даниловском кладбище. Смолькова — одноклассница Кости Нечаева. Соколов Вонифатий Иванович (1879–1970) — протоиерей — служил в г.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодосий Череповецкий, прп. - житие Ученики преподобного Сергия, отшельники Афанасий по прозванию " железный посох " , и Феодосий, поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Там поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь. О святом Феодосии ничего доподлинно неизвестно. О преподобном Афанасии так же почти никаких сведений не сохранилось, лишь в летописных святцах сказано " преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.) " , да в Строгановском иконописном подлиннике, описывается обличие святого: " Преподобный Афанасий... подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы " . Череповский Воскресенский монастырь был до основания разорён во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме надписи на вкладной книге 1568 года: " Сия книга святыя обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона и начальников святыя обители сия преподобных отец наших Феодосия и Офанасия " . Мощи преподобных Афанасия и Феодосия почивают в Череповце под спудом Воскресенского собора. Память их совершается 18 июля (5 июля по ст.с.), 8 октября (25 сентября по ст.с.) и 9 декабря (26 ноября по ст.с.). Тропарь, Глас 5 Яко всехвальнии ученицы/великаго покровителя и заступника земли Русской,/Богоноснии отцы наши Афанасие и Феодосие,/от юности вашея крест Христов на рамена вземшии,/усердно Тому последовали есте/и добре потрудилися в Сергиевой обители./Отонудуже Божиим изволением прибывша,/благочестно во граде нашем Череповце подвизалися есте,/и обитель Воскресе¬ния Христова устроиша,/молитвою и трудом Богу угодивше,/от Него венец славы Небесной прияли есте,/и ныне святыми своими телесы/в соборнем храме под спудом почивающе,/духом же вкупе с преподобным Сергием/у Престола Всевышняго предстоя,/о нас молитеся прилежно/избавитися нам от всех бед и скорбей/и спастися душам нашим. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феодосий Череповецкий, прп. " .

http://pravicon.com/info-3551

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010