И еще одно сочинение, охарактеризованное в главе IX, 4 — «Предание старческое к новоначальным иноком, како подобает жити у старца в послушании», свидетельствует о том, что в некоторых монастырях в конце XV — начале XVI в. окормлением послушников и новоначальных монахов занимались старцы . К началу XVI столетия восходит и «Предание к своему ученику, еже како внимательно седети в келлии» — аскетическое сочинение, тоже посвященное старчеству, подлинник этого сочинения, вероятно, написан был в XIV в. [ 1267] Трудно установить, нашло ли оно практическое применение. Во всяком случае древнее старчество, распространенное в православных монастырях Египта и Сирии, было известно в монашеской среде в Москве в 1-й половине XVI в. Так, в житии св. Филиппа, митрополита Московского († 1568), рассказывается о том, что Филипп, поступив в Соловецкий монастырь, несколько лет был в послушании у «богоугодного инока» Ионы . Наиболее отчетливые проявления старчества можно обнаружить в окружении и среди духовных учеников «великого старца», прп. Нила Сорского (1433–1508). Из его «Устава» и «Предания» о жительстве скитском видно, что он очень хорошо представлял, чем должно быть старчество, и сам старчествовал . На основании различных небольших сочинений, относящихся к концу XV и началу XVI столетия, можно даже говорить о его школе, которая включала в себя целых три «поколения» старцев и их учеников, подвизавшихся в малых скитах Заволжья. В приложении мы даем схему духовных взаимоотношений между ними (таблица VII). Сам Нил, вероятно, изучил основы старчества на Афонской горе, куда он совершил паломничество по совету монаха Паисия Ярославова, который в сочинениях того времени именуется «старцем» и, по-видимому, действительно был старцем, Нил проходил у него аскетическую школу. Вероятно, под влиянием Паисия Ярославова († вскоре после 1503 г.) у Нила возникло желание отправиться на Святую гору. Сам Паисий начал свое иноческое житие в Спасо-Каменном монастыре, где, благодаря настоятелю Дионисию (1389–1418), впоследствии епископу Ростовскому, греку с Афонской горы, хорошо знали о житии и подвигах монахов-святогорцев. Потом Паисий спасался в Кирилловом монастыре, где Нил, который был намного моложе его, познакомился с ним и вступил под его духовное руководство. Паломничество на Афонскую гору восполнило знания Нила о старчестве .

http://sedmitza.ru/lib/text/436678/

Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Преображения Господня на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Образ М. В.-аскета присутствует в чинах преподобных, ставших частью особого типа храмовой декорации, известной по памятникам на Балканах и в Др. Руси со 2-й пол. XIV в. Как правило, это полуфигурные изображения преподобных и аскетов, помещенные на алтарную преграду или в иные компартименты наоса, как в небольших храмах, так и в крупных соборах (монастырских и городских), расписанных лучшими мастерами своего времени. Напр., в миниатюрном храме-триконхе, освященном в честь ап. Андрея на Треске (1388-1389, Сербия, росписи выполнены митр. Иоанном II Зографом и мон. Григорием), образ М. В. рядом с прп. Иоанном Дамаскином находится в юж. певнице; в медальоне под ярусом житийных сцен свт. Николая Чудотворца - в Никольской ц. в Рамаче (Сербия, ок. 1395). М. В. покрыт власяницей, у него длинная борода, всклокоченные волосы, крупные черты лица. Наиболее яркими примерами в древнерус. живописи являются расписанные алтарные преграды, напр. в Успенском соборе Московского Кремля (ок. 1481), где М. В. помещен в юж. части в составе чина преподобных; он также во власянице, его руки скрещены (возможно, эта деталь восходит к росписям прп. Андрея Рублёва во владимирском Успенском соборе). Образ М. В. присутствует в своего рода галерее преподобных и пустынников на фресках зап. стены (под хорами) капеллы во имя Св. Троицы домовой церкви Люблинского замка (Польша, нач. XV в., до 1418): покрытый волосами пустынник с очень длинной бородой держит хартию («Рече Гдь по(мо)/зи к вам из…»). Чины преподобных с образом М. В. воспроизводили на аналойных иконах, как на иконе-таблетке из новгородской Св. Софии (кон. XV - нач. XVI в., НГОМЗ), где святой изображен также со скрещенными руками; на резных крестах и иконах, напр. на иконе XVI в. из СПГИАХМЗ. Образ М. В.-аскета располагается в синем медальоне на листе, открывающем чин преподобных, в грузино-греч. рукописи, т. н. Афонской «книге образцов» (РНБ. O.I.58. Л. 49, кон. XV в.).

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

9 Т. е. молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную)». 10 Это восточная, южная и центральная части нынешней Румынии, Ардял иначе называется Трансильванией. 11 Михай. Храбрый (Витязул, 1558–1601) – господарь Валахии в 1593–1601 гг., он разгромил турок и объединил под своей властью Валахию, Трансильванию и Молдову. 12 Мирча Старый (чел Бэтрын) был господарем Валахии в 1386–1418 гг., он сражался против турок в битве на Косовом поле в 1389 г. и в антитурецком крестовом походе 1396 г. 13 Штефан III Великий (чел Маре) – румынский святой, господарь Молдовы в 1457–1504 гг. Правил после падения Византии, построил множество монастырей и Церквей в Румынии и на Афоне, значительно укрепил Молдову экономически, военно- и культурно. 14 Иеремия Мовйлэ, дядя свт. Петра (Могилы) , был господарем Молдовы в 1596–1606 гг., Петру IV Рàреш – в 1527–1538 гг., Александру III Лэпушняну – в 1552–1561 и 1564–1568 гг., Александр I Добрый (чел Бун)- в 1400–1432 гг. 17 В рус.пер.: Могучий лее погибает без добычи. Кто такой мраволев? Прп. Нил Синайский на примере этого мифического животного муравея-льва следующим образом объясняет действие страстей: «...Великий Иов, желая изобразить злокозненность страсти, изобрёл для неё сложное наименование (мравий и лев), составив его из имён самого сильного, льва, и ничтожнейшего всех тварей муравья, потому что приражения страстей начинаются тонкими помыслами, неприметно вкрадываясь наподобие Муравьёв, но после разрастаются и делаются для подвергающегося сим приражениям не менее опасными, как и нападение льва. Почему подвижнику следует поборать страсти, когда они приступают ещё как муравьи, приманкою имея свою ничтожность; ибо если успеют достигнуть силы льва, делаются непреоборимыми и сильно беспокоят» (Прп. Нил Подвижник. Подобные предыдущим мысли и увещания. § 69. С. 314). Прп. Никодим Святогорец также прибегает к образу мравольва из Иов. 4 , И и приводит источник, из которого эта параллель была взята: «На мраволева же он [диавол] похож тем, как говорит инок, некто Иовий, в библиотеке Фотия патриарха, что всегда начинает губить человека чрез ввержение его сперва в малые грехи...» (Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 24. С. 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ [франц. Pragmatique Sanction de Bourges; полное название «Прагматическая санкция Карла VII о власти Вселенских Соборов, о праве издавать бенефиции, о выборах, об апелляциях, об отправлении Божественной службы»], акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж , согласно к-рому были признаны и текстуально воспроизведены решения Констанцского и Базельского Соборов о приоритете церковных Соборов над властью папы Римского и учрежден статус автономии Церкви во Франции от папского престола. Католич. Церковь во Франции официально получила название и статус «галликанской». Действие Б. П. с. распространялось на территорию королевского домена, в состав к-рого не входили земли Бретани, Дофине, Прованса, Бургундии и оккупированной англичанами Нормандии (эти земли оставались под управлением Римской курии). Подписание Б. П. с. стало результатом активного участия франц. духовенства в Соборном движении , конфликта франц. кор. Филиппа IV Красивого с папой Римским Бонифацием VIII , смерть к-рого позволила франц. королю отделиться от Рима, признав власть созданного и поддержанного им церковного престола в Авиньоне (см. статьи Авиньонское пленение пап , Схизма в католической Церкви ). Попытки оформить право монарха на вмешательство в дела духовенства неоднократно предпринимались в кон. XIV - нач. XV в. (указы 1385, 1389, 1406, 1407, 1418 гг.), причем в нач. XV в., в условиях Столетней войны (1337-1453), вопрос о статусе франц. Церкви затрагивал национальные интересы. В 1438 г. вопрос об изменении статуса католич. Церкви во Франции был решен в обход папы Римского Евгения IV , позднее это решение было одобрено зависевшим от франц. короля авиньонским антипапой Феликсом V . Согласно Б. П. с., автономия галликанской Церкви слагалась из прав духовенства на выборы прелатов (за папой, лишенным возможности назначать церковных иерархов во Франции, было сохранено право утверждать решения франц. духовенства), на раздачу бенефициев и на согласование аннатов (денежные суммы могли выплачиваться папе Римскому только с согласия духовенства, что фактически означало освобождение от аннатов). Б. П. с. лишала папу права вознаграждать прелатов по особому распоряжению. В судебной сфере галликанская Церковь была подчинена Парижскому парламенту, высшему судебному учреждению во Франции, он брал на себя полномочия посредника между франц. духовенством и папским престолом, определял допустимость обращения в Римскую курию, сохранившую функции апелляционного суда. Гарантом церковной автономии выступал монарх, к-рый мог рекомендовать (а фактически навязывать) своих кандидатов на церковные кафедры и созывать Соборы франц. духовенства. В целом учреждение статуса автономии галликанской Церкви от Рима под покровительством франц. монархии является итогом политики, направленной на расширение прерогатив королевской власти.

http://pravenc.ru/text/153659.html

2016. P. 385). В Северине Владислав I учредил 2-ю валашскую митрополию, к-рую в 1370 г. признал К-польский Патриархат. Правящим архиереем К-польский патриарх Филофей Коккин (1353-1354, 1364-1376) поставил митр. Анфима ( Критопулоса; 1370-1381; в 1381-1401 митрополит Унгро-Влахийский). В синодальном акте от окт. того же года указано, что это назначение связано с увеличением населения в регионе. Фактически учреждение 2-й митрополии (позже центр был перенесен из Северина в Рымник) означало противостояние растущему влиянию в регионе католич. Церкви. Римский папа Урбан V (1362-1370) писал в 1370 г. Кларе, вдове Николае Александру, Владиславу I и молдав. господарю Лацко (ок. 1367 - ок. 1375) с призывом принять католичество (подробнее см. разд. «Северинская митрополия» в ст. Олтении митрополия ). При митр. Анфиме в Валашское княжество приехал прп. Никодим Тисманский († 1406), организовавший мон-ри ( Тисмана, Водица, Гура-Мотрулуй и др.) и монашескую жизнь. Владислав I основал церковь мон-ря Водица, его имя также связано с мон-рями Тисмана, Котмяна, афонским мон-рем Кутлумуш ( Munteanu . 2010. P. 60-61). Расцвет Валашского княжества при господаре Мирче I Старом (чел Бэтрыне) . Во время правления Мирчи I (ок. 1386-1395, 1397-1418) территория Валашского княжество достигла своего наибольшего размера: она охватывала Мунтению, Добруджу с Дристорулом, часть Баната, Юж. Бессарабию, Амлаш и Фэгэраш. Мирча I понимал, что для ведения успешной внешней политики необходимо иметь хорошо отлаженный гос. механизм, поэтому, придя к власти, он прежде всего укрепил институты центрального управления, поднял уровень военно-адм. организации Валашского княжества и на протяжении всего правления занимался централизацией гос. аппарата. При нем гос-во достигло стабильного материального благополучия, что сказалось на успешном ведении сражений и сохранении независимости Валашского княжества. В 1387 г. серб. князь мч. Лазарь († 1389) одержал блестящую победу над турками при Плочнике, что не нашло отклика в Европе и было поддержано только зап.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

говорится, что Душан, не хотев получить на сие благословения от патриарха константинопольского, поискал его только от патриарха терновского и от архиепископа ахридского (см. Животи кральева и архиепископа, изданные Даничичем, Загребе, 1866, стр. 380). Посланием от июня месяца 1367 г. патриарх константинопольский Филофей приглашает, ее названного по имени, архиепископа ахридского прибыть с собором подведомых ему архиереев в Константинополь на предполагавшийся через два года после сего вселенский собор о соединении с папой (послание в Acta Patriarchal. Constantinop., изданных Миклошичем, t. 1, р. 491, с русским переводом в приложении к Речи о Сербии Григоровича, Казань, 1859, стр. 80; в послании год прямо не означен, но оно помещено в Кодексе патриаршем между актами 1367 г, и индикт его года, как прямо в нем сказано, был 5-й, а 5-й индикт именно был в 1367 г.; вместо   νδικτωνος Григорович читал  βδμης  νδικτ., почему и относит послание к 1369 году). В послании от неизвестных последних годов четырнадцатого столетия патриарха константинопольского Ahmohuя IV (был с января 1389 по июль 1890 и во второй раз с августа 1891 г. по апрель 1397 г., см. Acta Patriarchat. Constantinop. t. II), к воеводе угро-влахийскому или валашскому Мирче I (был с 1383 по 1418 г., см. у Когальничана b Hismoire de la Valachie, Berlin, 1837, р. 88 sqq и в книге Палаузова Господарства Молдавия и Валахия, Спб., 1889, стр. 24 fin. sqq) содержится свидетельство, что в то время церковь угровлахийская была подведома архиепископу ахридскому (послание в Acta Patriarchat. Constantinopol. t. II, p. 230, с русским переводом у Григоровича ibid. стр. 88; Григорович прямо относить его к 1394 г., вероятно, потому, что оно стоит в Кодексе между актами этого года). С пятидесятых годов четырнадцатого столетия по неизвестные точным образом годы первой половины пятнадцатого столетия архиепископия ахридская в государственном отношении находилась под властью сербов. Как мы говорили выше, достоверным образом известно, что государи сербские не только не посягали на существование диоцеза архиепископии, но и не подчиняли архиепископа с сохраненным ему диоцезом своему патриарху пекскому, а по-прежнему оставили его совершенно независимым и самостоятельным, так что архиепископия во время их владения, по всей вероятности, вполне удержала и свой греческий характер (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

86 Сосница – небольшая речка, рядом с Вишерой, название получила от Соснового Бора, в 5 км от монастыря. 88 Иоанн II – архиепископ Новгородский (ум. 24.VI.1417), управлял Новгородской епархией с 1388 по 1415 г. 89 ...бревно взяти... конецъ приатъ... – Восстановлено по списку: РНБ, Соловецкое собр., 518/537, л. 288 об. 90 ...Лисичиа гора зовомаа... – Лисицкий (на Лисичьей горке) Богородичный монастырь был расположен в 7 верстах от Новгорода. Первое упоминание в летописи 1389 г. 91 Ефрем – Согласно церковному преданию ученик преподобного Саввы, после смерти Саввы Вишерского удалился на берег озера Ильмень, где основал на западном берегу Перекомский Никольский монастырь. Память преподобного Ефрема Перекомского – 16 мая. Ефрем Перекомский вместе с Саввою Вишерским изображен на знаменитом Киликиевском кресте Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, который являлся государственной святыней в Казанском походе 1552 г. Современные научные данные показывают, что Ефрем Перекомский основал свой монастырь в 1407 г., на 10 лет ранее, чем Савва Вишерский. 92 ...Славный конецъ... – Новгород делился на две стороны – Торговую и Софийскую, которые в свою очередь делились на концы. Славный (Славенский) конец находился на юге Торговой стороны. Савва Вишерский посылает Ефрема туда, потому что именно в введении Славенского конца и находился Лисицкий монастырь. 93 ...и тамо обитель составити. – Савво-Вишерский монастырь, прежде Вознесения Господня Саввина пустынь, был расположен в 10 верстах к северо-востоку от Новгорода, близ Московской дороги, на левом берегу реки Вишеры. Известна также «докончальная грамота» – документ XV в. – об установлении границ монастырских владений. (См.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. 112. С. 172). 94 ...и церковь помыслив здвигнути... воскор поставлена бысть. – В «Краткой летописи о монастыре преподобного отца Саввы, иже над Вишерою ркою жившаго, Новгородскаго чудотворца, с присовокуплением древних грамот царских и прочих данных сему монастырю» (СПб., 1849. С. 1) сказано: «Сей преподобный сам первоначально построил свой монастырь с деревянною церковью по благословению преосвященного Симеона (ум. в 1421 г. – М. Ф.) архиепископа Новгородского в 1417 году». Новгородская III летопись сообщает под 1418 г., что поставлена деревянная церковь «Вознесения Христова в Саввине пустыни у Саввы Вишерского». (См.: ПСРЛ. Т. III. СПб., 1841. С. 236–237). По указанию В. В. Зверинского, собор Вознесения уже с приделами Покрова Богородицы и Саввы Вишерского «существует с 1661 г., в нем под спудом почивают в раке, устроенной в 1670 г., мощи преподобного Саввы». (Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. СПб., 1890. Т. 1. С. 221. 416.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане ( к 600-летию преставления святителя ) Свт. Киприан у ног Христа Давние связи Руси со Святой горой, как в первый раз и официально был назван Афон в уставе императора Константина Мономаха 1046 г., имеют прочное начало, заложенное еще прп. Антонием Печерским († 1073), но их особенное развитие пришлось на время управления всероссийской митрополией святителем Киприаном († 1406). Сохранилось известие, датированное не ранее 1379 г., о приходе в Новгород с Афона старцев, вероятно, сопровождавших на Русь митрополита Киприана. В это же время на Афоне подвизается игумен новгородского монастыря на Лисьей горе Иларион. Он принес с Афона список известного сочинения игумена Никона Черногорца «Тактикон», с которого уже в 1397 г. по благословению архиепископа Иоанна « два калугера, Яков да Пимин » делают новый список в новгородском Лисицком монастыре при игумене Варлааме (РНБ, F. п. I. 41). Другой постриженник Лисицкого монастыря - прп. Арсений Коневский († 1447) был принят в 1390 г. игуменом Иоанном на Святой Горе, где подвизался три года. По возвращении в 1393 г. в Новгород он принес икону Богоматери в благословение со Святой Горы, а также общежительный афонский устав, согласно которому была построена жизнь в обители на острове Коневец, расположенном на Ладожском озере. Следует отметить, что в новгородских пределах первые насельники с Афона появляются в середине XIV века, когда к прп. Лазарю Муромскому († 1391), пришедшему на Русь из римской обители Санта Прасседе и основавшему Свято-Успенский Муромский монастырь на Онежском озере, присоединяется его спосник и сподвижник святогорский старец Феодосий. Еще одним оплотом святогорского иноческого предания на Руси в эпоху митрополита Киприана стал в 1389 г. вологодский Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере, куда св. блгв. кн. Димитрий Донской направил настоятелем прибывшего с Афона Дионисия Святогорца, ставшего в 1418 г. архиепископом Ростовским. От него приняли пострижение и благословение Святой Горы прпп. Дионисий Глушицкий († 1437) и Александр Куштский († 1439). Учеником Дионисия Святогорца и прп. Дионисия Глушицкого был прп. Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец († 1442). Афонские традиции в Спасо-Каменном монастыре сохранялись вплоть до старца Паисия Ярославова и его ученика – преп. Нила Сорского.

http://pravoslavie.ru/put/060930150342.h...

12 Проповедь печатается по изд.: Ne vorbete Printele Cleopa [Нам говорит отец Клеопа]. Vol. 3. Episcopia Romanului, 1996. P. 36–41. Изд. 13 Михай Храбрый (Витязу, 1558–1601) – господарь Валахии в 1593–1601 гг. Разгромил турок и объединил под своей властью Валахию, Трансильванию и Молдову. – Перев. 14 Мирча Старый, или Ветхий – господарь Валахии в 1386–1418 гг. Сражался против турок в битве на Косовом поле в 1389 г. и в Крестовом походе 1396 г. – Перев. 15 Штефан (Стефан) III Великий – господарь Молдовы в 1457–1504 гг., в правление которого страна достигла всестороннего процветания. Известен как защитник Православия, строитель храмов и основатель монастырей в Молдове и на Афоне. Канонизирован Румынской Церковью в 1992 г.; Иеремия Мовилэ – господарь Молдовы в 1595–1606 гг., дядя святителя Петра Могилы (Мовилэ), митрополита Киевского; Петр IV Рареш, Александр III Лэпушняну, Александр И Добрый – господари Молдовы соответственно в 1527–1538, 1552–1561, 1564–1568 и 1400–1432 гг. – Перев. 25 Августин, блж. Беседа 272 (На последний день Пятидесятницы, чадам о таинстве) //PL 38. Col. 1247. 26 Августин, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна . Трактат 26. Гл. 13//PL 45. Col. 1612–1613. 28 Выражение, приписываемое сщмч. Киприану Кафагенскому, но в таком виде у него не встречающееся. 32 Упоминая о «пяти Апостольских соборах», автор следует, скорее всего, так называемому Нямецкому Пидалиону (румынской версии «Пидалиона» – сборника толкований на церковные правила, составленнного в кон. XVIII – нач. XIX вв прп. Никодимом Святогорцем ). Согласно ему, первый Апостольский собор состоялся в 33 или 34 гг. для избрания переемника Иуде предателю (см.: Деян.1:14–26 ), второй – в дни, когда у верующих было одно сердце и одна душа ( Деян.4:32 ), третий – когда избраны были семь диаконов (см.: Деян.6:2–6 ), четвертый – когда христиане из обрезанных стали порицать Петра, крестившего язычника Корнилия (см.: Деян.11:1 и сл.), пятый – который, собственно, и явился «прообразом последующих [церковных] соборов, поскольку... имел и название, и характерные [их] свойства», – в 17-й год по вознесении Спасителя, когда апостолы и пресвитеры собрались, чтобы исследовать, могут ли спастись верующие из необрезанных (см.: Деян.15:5 и сл.) См.: Пидалион. Нямецкий монастырь, 1844 (рум.). С. 13. – Перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Гавриил 1336–1345. Иоанн III 1346–1356. Игнатий II 1356–1364. Петр 1364–1365. Парфений 1366–1369. Арсений I кн. Луговский-Грива 1374–1380. Матфей (грек) 1383. Св. Иаков 1886–1389 . Архиепископы Ростовские и Ярославские: Феодор III 1390–1394. Арсений II 1394–1396. Григорий 1396–1416. Дионисий (грек) 1418–1425. Ефрем II 1427–1454. Ел. до 1448. Феодосий Бывальцев 1454–1461. Трифон 1462–1467. Вассиан Рыло 1468–1481. Иоасаф кн. Оболенский 1481–1489. Тихон Малышкин 1490–1503. Вассиан Сапин 1506–1515. Иоанн IV 1520–1525. Кирилл III 1526–1538. Досифей 1539–1542. Алексий 1543–1548. Никандр 1549–1566. Корнилий 1567–1574. Uoha I 1574–1576. Авраамий; упом. 1577. Давид 1578–1582. Евфимий 1583–1585. Иов 1586 . Митрополиты Ростовские и Ярославские: Варлаам Рогов 1587–1603. Архп. до 1589. Uoha II Думин 1603–1604. Кирилл Завидов 1605–1606. Филарет Романов 1606–1609. Кирилл Завидов, (вторично) 1611–1616. Варлаам Старорушин 1619–1652. Иона Сысоевич 1652–1691. Иаасаф Лазаревич 1691–1791. Св. Димитрий Туптало 1792–1709. Епископы и Архиепископы Ростовские и Ярославские: Досифей Глебов 1711–1718. Георгий Дашков 1718–1730. Архп. с 1726. Иоаким 1731–1741. Архп. с 16 июн. 1731. Арсений Мациевич 1742–1763. Митр. Афанасий Вольховский 1763–1776. Самуил Миславский 1776–17S3 Архп. с 1777. Арсений Верещагин 1783–1799. Архп. с 1785. Архиепископы Ярославские и Ростовские: Павел Пономарев 1799–1806. Антоний Знаменский 1806–1820. Филарет Дроздов 1820–1821. Симеон Крылов-Платонов 1821–1824. Авраамий Шумилин 1824–1836. Филарет Амфитеатров 1836. Евгений Казанцев 1837–1853. Нил Исаакович 1853–1874. Димитрий Муретов 1874–1876. Леонид Краснопевков 1876. Иоанафан Руднев 1877–1903. Еп. до 1883. Сергий Ланин 1903–1904. Иаков Пятницкий 1904–1907. Тихон Беллавин 1907. Угличское викариатство, учр. в 1888 г. Епископы (в Ростове): Амфилохий Сергиевский-Казанский 1888–1893. Никон Богоявленский 1893–1895. Иоанникий Казанский 1895–1901. Сергий Воскресенский 1901–1906. Евсевий Гроздов 1906–1909. Иосиф Петрових 1909. Рыбинское викариатство, учр. в 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010