Как бы для усиления впечатления от падения Вавилона третий Ангел громким голосом обращается с угрозою ко всем поклоняющимся зверю и принимающим начертание его. Угроза, очевидно, обращена к тем самым людям, которые по изображению 8 ст. упивались и услаждались яростным вином вавилонского блудодеяния, т. е. роскошною антихристианскою жизнью. Теперь, в противоположность этому, им угрожается предстоящею необходимостью пить чаши гнева Божия. Будут пить вино неразбавленное, которое означает гнев Божий, нисколько не смягчаемый божественным милосердием. Грешники, поклонявшиеся зверю, будут мучимы в огне и сере, что является принадлежностью адских мучений. Выражение же, что мучения будут происходить пред Агнцем и пред святыми Ангелами, т. е. как бы ввиду их, указывает на особую силу мучений, горечь которых будет увеличиваться еще от того, что мучимые будут сравнивать свое мучение с блаженством святых и постоянно думать о тех, за вражду к которым они сделались достойны вечного наказания. Откр.14:9 .  И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, Откр.14:10 .  тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; Откр.14:11 .  и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Мучения грешников будут постоянны; им не будет перерыва, и поклонявшийся зверю грешник, мучимый изо дня в день, не будет иметь ни одной минуты успокоения, ни малейшего времени, свободного от этих мучений. Откр.14:12 .  Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. В угрозе грешникам страшными наказаниями святые должны почерпать для себя утешение и ободрение, преодолевать малодушие при своем постоянном исповедании христианской веры среди антихристианских гонений и питать твердую надежду, что эти гонения скоро кончатся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как говорится: если эта дорога не ведет в храм, то зачем она? И продолжим: если жизнь не связана с Богом, то зачем она? Можно жить и не испытывать страха и быть уверенным, что договорился с Богом и людьми. Можно наслаждаться силой и славой зная, что из твоей руки вышли чудотворные иконы, родились прекрасные храмы, что пение твое сравнивают с пением ангелов и не иметь веры. Можно приобрести на службе Богу силу, власть, поклонение народа, капиталец, награды, панагии, разноцветный гардероб с уникальными вышивками и тканями, вершить судьбы людей и быть уверенным, что благословение Авраамово – сугубый дар именно тебе, и не иметь любви. Можно воображать себя трубой Божией, и не понимать глубину слов, проходящих твоими устами. И можно так хорошо прожить всю жизнь, наслаждаясь силой, славой и достатком, в перерывах между делами, вздыхая молчаливому и далекому Богу. Тому, что грешник бывает исполнен благ и принимает мирную смерть удивлялся и недоумевал еще праведный многострадальный Иов: … В день гибели бывает пощажен злодей, в день гнева отводится в сторону, кто представит ему пред лице его путь его, и кто воздаст ему за то, что он делал. Дети его пред лицом их, и внуки их перед глазами их. Восклицают под голос тимпана и весе­лятся при звуках свирели. Проводят дни свои в счастьи, и мгновенно исходят в пре­исподнюю. Внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. Он умирает в самой полноте сил своих… А другой умирает с душою огорченной, не вкусив добра. Ответы на эти вопросы дает Христос в притчах о Богаче и Лазаре и в происшествии, бывшем с начальником синагоги. В самом деле, Господь иногда до самой смерти не трогает даже таких злодеев, как палача Кагановича, дожившего до маститой старости в покое и довольстве. Очевидно, что с такими людьми разговор будет продолжен после смерти. И чтобы там не было пререканий со стороны мертвого душой человека, его оставляют до суда в клинической форме греха. Но тех, кто хоть когда-то любил Бога, кто пришел на Его службу не по расчету, а по любви, и нечаянно утратил ее, Бог непременно взыщет, как Иаира.

http://pravmir.ru/profbolezn-iaira/

Как удивительно это событие, происходящее в доме Марфы, где сестра ее Мария являет для нас прообраз другой Марии — Божией Матери! Марфа тоже действует любовью. И она все делает ради служения Господу. Она пригласила Господа и устроила Его встречу со своей сестрой. Но потом она более занята не столько Самим Господом, сколько Его нуждами. И наступает момент, когда она не видит ничего, кроме своего служения, которое всецело совпадает с ее собственными желаниями. Сам Господь как бы совершенно исчезает. Она удаляется от Него. Марфа не понимает состояния своей сестры. Вначале, когда она пригласила Господа в свой дом, и Мария села у Его ног, все было в порядке. Теперь она хочет установить свой собственный порядок, как она сама его определяет. Она обращается ко Господу, но не для того, чтобы обратить внимание на Него, но для того, чтобы Он обратил Свое внимание на нее и на ее дела. Не Он уже решает, а она. Она принуждает Его сказать слова, которые желала бы услышать от Него: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Она не понимает, что заповедь Господня — любовь, и что Мария отвечает этой заповеди. Любовь для нее может быть только деятельной. И она хочет предложить ее всем, согласно своим понятиям. Если Господь присутствует здесь, Он должен оценить значение дел и потребовать, чтобы были дела. Господь говорит, и Мария слушает. Марфа прерывает слово Господа. Она перебивает молитву. Время молитвы должно быть всегда даром Господа. Он определяет меру, продолжительность и глубину молитвы. Слова, которые Он произносит, — слова любви. Они приводят к любви. Кто прерывает беседу Господа с Его избранными учениками, не почитает дело любви. Время, посвященное молитве, — время любви Господней. И Мария — вся слух. Она несома словом Божиим, в ней нет ничего, что требовало бы перерыва для общения с Господом. И Господь сказал ее сестре в ответ: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее».

http://moral.ru/kaluzhskaya_icona/

«Когда ты идешь с соперником к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» – на эти слова много раз обращал мое внимание. И хоть сам был судьей, убежден был, что в самом начале любого человеческого противостояния, ссоры, конфликта надо простить обидчика, виноватого, друг друга. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих, и ты не захотел!» – перечитывал Толя и удивлялся: – Почему они не верят? Когда он начинал службу военного судьи, то, конечно, рассчитывал сделать карьеру. Ему нравилось, когда его поощряли, замечали. Безусловно, главной причиной того, что он остыл к карьере, была болезнь. Но не только. В какойто момент пришло осознание тщетности всякого стремления к возвышению: – Люди кладут жизнь, достигают намеченных вершин и в конце концов оказываются в тупике. А однажды сказал: – Как хорошо, что меня не взяли в высшую инстанцию (в окружной суд. – Э. М.). Тогда бы у меня были смертные приговоры! В тот последний вечер мы долго сидели у Владыки. На следующий день после долгого перерыва, связанного с болезнью, Толя должен был участвовать в судебном процессе. Прощаясь, сказал: «Если вечером не приду, то вообще не приду». Утром вся группа собралась у здания областной прокуратуры. Ожидали машину. Толя был очень веселый, все время шутил. Председатель военного суда на этот раз поехал с ними. Еще ехал адвокат – бывший военный прокурор, народные заседатели. Проходившей мимо сотруднице, у которой недавно родилась дочь, Толя крикнул: – Света, когда будешь Катю крестить? Накануне он подарил ей крестик. А сейчас, увидев, еще раз повторил: – Ты смотри, все сделай как надо! Приехали на место, и процесс начался. Толя с заседателями ушел в совещательную комнату. Меньше чем через минуту оттуда раздался телефонный звонок: нужна помощь! Толя два раза очень глубоко вздохнул и потерял сознание. Через десять минут, не приходя в себя, он умер. Земная жизнь подошла к своему концу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Когда человек надевает эту одежду? Белоснежная одежда, которая дается крещеному человеку, – это символ незаслуженной милости, которая дается каждому человеку от Бога в силу заступнической Крови Сына Божия. То есть даже в самые тяжелые дни, в самые тяжелые времена мы должны помнить о том, что мы куплены дорогою ценою – ценою Крови Сына Божия. Посему мы не должны делаться рабами человеков, ибо мы куплены Кровью Иисуса Христа. Мы выкуплены из прежней греховной жизни для того, чтобы нам быть детьми Божьими. «чтобы не ходить ему нагим , и чтобы не увидели срамоты его» – вот как должен жить христианин. Он не должен ходить «нагим», чтобы не увидели его «срамоту». Что это значит? Это значит, что ты должен верить, что твои грехи тебе прощены. А некоторые люди годами исповедуют один и тот же грех. Ну зачем?! Это же кощунство, это же оскорбление Таинства исповеди. С тебя священник снял этот грех, когда ты его исповедовал в первый раз. Второй раз ни в коем случае нельзя исповедовать один и тот же грех. Мы должны верить в то, что Церковь обладает властью прощать грехи. Эту власть Церковь получила от Самого Иисуса Христа, когда Он воскрес из мертвых, дверями затворенными пришел к апостолам и сказал: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Это же аксиома, это очевидная истина, мы должны с ней согласиться, – иначе, если мы не признаем это спасение во Христе – мы наги. И мы будем носиться со своими срамотами всю жизнь. А когда мы говорим: – Всё, наш грех смыт Кровью Иисуса Христа, – мы уже стараемся не возвращаться к такому греху. Потому что мы себя не отождествляем с этим грехом. Любой грех, как я вам часто говорю, фрагментарен. Человек не может говорить о себе, что он всецело блудник, всецело вор. Что такое «всецело блудник»? Что он, без перерыва, что ли, блудит? Или что такое «всецело вор»? Он постоянно ворует, что ли? Или «всецело пьяница» – он разве пьет без остановки? Нет, грех фрагментарен.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Луки: «и исхождаше глас о Нем во всяко место страны» ( Лк.4:37 ). И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. Слух и глас обозначают молву о Нем. Ту страну, которую Матфей назвал Сирией, другие назвали страною Галилейскою. Молва о Нем распространилась, потому что Он учил тому, чего никогда не слышали, слова Свои подтверждал чудесами и со властью учил и творил чудеса, как ты можешь найти об этом яснее у Марка. Мф.4:24 .  И приведоша к Нему вся болящыя различными недуги и страстьми одержимы, и бесны, и месячныя, и разслабленныя (жилами): и изцели их. ...и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. После слов: «различными недуги», нужно сделать остановку. «Страстьми» называет страдания от болезней. Болезнь лунатиков обусловливается состоянием гнилых жидкостей. Так как луна, во время полнолуния, имеет свойство притягивать силою своего света жидкости, находящиеся в телах, то они тогда возмущаются; поднимающееся от них густое и дурное испарение терзает мозг и доставляет мучение человеку. Так как люди терпят это от луны, то и называются лунатиками. Но почему ни у кого из этих прежде исцеления не требует веры, как впоследствии от многих других? Потому, что Он еще не дал очевидного доказательства Своей силы. С другой стороны, то самое, что они пришли и привели, было делом не случайной веры. Мф.4:25 .  И по Нем идоша народи мнози от Галилеи и Десяти град, и от Иерусалима и Иудеи, и со онаго полу Иордана. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. «Со онаго полу Иордана», т.е. с той области, которая была по ту сторону Иордана. Глава V Изъяснение нагорной проповеди Мф.5:1 .  Узрев же народы, взыде на гору... Увидев народ, Он взошел на гору… Господь изложил блаженства, взойдя на гору; этим Он показал, что желающий достигнуть блаженства должен отвлекаться от всего земного и подниматься к высокому. Взошел на ближайшую гору, отчасти уклоняясь от шума толпы, отчасти желая преподать учение без перерыва. От врачевания тел переходит к врачеванию душ. Таким образом Он всегда поступает, переходя от одного к другому, и от этого опять к тому, чтобы доставить разнообразную пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Михей (VIII в. до Р.Х.) — еще один пророк Южного царства (Иудеи), так же как Исайя. Неудивительно, что его речи перекликаются с речами его более известного современника. Та же мессианская идея, выраженная словами, которые цитируются в Евангелии от Матфея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих.5:2 ). Софония (VII в. до Р.Х.) — пророк, проповедовавший в Иудее после длительного перерыва, связанного с «мрачным» правлением царя Манассии. Подобно Амосу столетием раньше, Софония изрекал суровые пророчества о беспощадном суде Божием над грешным Израилем. Аввакум (VII в. до Р.Х.) — пророк, предположительно проповедовавший в самом конце VII века до Р.Х. Довольно убедительно выглядит версия о том, что поводом к его речам послужила бессмысленная гибель праведного царя Иосии (612 г. до Р.Х.), который провел реформы в Иудее, направленные на очищение религии от язычества. Его книга начинается так, как до этого не начиналась ни одна пророческая книга — с упреков Богу: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?» ( Авв.1:2 ). В этом Аввакум предвосхитил Иеремию, своего великого современника. Наум (VII в. до Р.Х.). Его книга целиком посвящена падению Ниневии, столицы Ассирийского царства, в 612 г. до Р.Х. Это событие, прежде всего политического значения, имело и духовный смысл: ведь Ассирия представляла собой постоянную угрозу Южному (Иудейскому) царству, грозя лишить его как политической, так и религиозной независимости (участь, постигшая в 721 г. до. Р.Х. Северное царство). Если эти речи звучали как пророчество о падении Ниневии, то их можно датировать концом VIII — началом VII века. Если же перед нами описание этого падения как свершившегося факта, то это конец VIII в. до Р.Х. Иеремия (VII–VI вв. до Р.Х.) — великий пророк, на чью долю выпало быть свидетелем величайшей катастрофы Ветхого Завета — падения Иерусалима (586 г. до Р.Х.), разрушения храма, построенного Соломоном, и увода иудеев в Вавилонский плен. По времени служение Иеремии не ограничивается только этими событиями, оно началось задолго до них. За свои «неудобные» речи Иеремия влачил существование изгоя общества, на что весьма выразительно жалуется он сам в своих речах, вошедших в книгу, особенно в так называемых исповедях или молитвах, в которых он доходит почти до ропота на Бога за свою незавидную участь пророка (см. Иер.20:14-18 ; также см. Иер.11:18-12:6; 15:10-21; 17:12-18; 18:18-23; 20:7-18 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Мф.13:10 .  И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? (Ср. Мк.4:10 ; Лк.8:9 ). Очень трудно решить вопрос, когда именно пришли ученики ко Христу и предложили Ему этот вопрос. Если бы это было в лодке, то трудно было бы объяснить προσελθντες – пришедши, а не «приступив», как в русском переводе. Далее, Христос произнес только одну притчу, первую, которая излагается у трех евангелистов. Но ученики спрашивают: «для чего притчами говоришь им», и спросили Его о притчах ( Мк.4:10 ; русский перевод, где поставлено единственное число «притче», неверен). Но у Луки единственное число: «что бы значила притча сия»? Таким образом, чтобы понимать, как было на самом деле, вопрос нужно было бы переставить, предполагая, что он дан был после произнесения и других притч, изложенных в 13-й главе. Наконец, Марк ясно говорит, что вопрос был предложен учениками Христу в то время, когда они остались наедине ( κατ μνας; в русском переводе: «когда же остался без народа»). Наиболее вероятным представляется предположение, что разговор Спасителя с учениками произошел после того, как образная речь была окончена и Он вышел с ними из лодки или удалился на ней вместе с ними в какое-нибудь другое место. У Марка ( Мк.4:10 ср. Мк.4:34 ) об этом говорится несколько яснее. Вопрос учеников, по-видимому, показывает, что Спаситель только что начал этот особенный способ учения, по крайней мере в его наиболее полно развитой форме. Евангелист Матфей, как замечают, не был вообще намерен соблюдать здесь тщательность в своем хронологическом порядке. Согласно Элфорду, вопрос по поводу притчи о сеятеле был предложен во время перерыва учения Спасителя, а не тогда, когда Он вошел в дом (стих 36). Мф.13:11 .  Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, (Ср. Мк.4:11 ; Лк.8:10 ). То, что эти слова были здесь ответом на вопрос предыдущего стиха, указывает «сказал им в ответ» ( ποκριθες). Слова Христа показывают, что учение Его, изложенное в притчах, было «тайнами», что эти тайны не были доступны обширному кругу слушателей Христа даже и после объяснений, которые Он дал ученикам; но последним они могли быть понятны и без объяснений, хотя после них делались еще яснее. Слово «тайны» не выражает того, что притчи были непонятны сами по себе. Оно употреблялось греками для обозначения некоторых тайных учений, обрядов в религии и в том, что связано было с нею. К этим тайнам никто не допускался, кроме посвященных; посвященные же должны были соблюдать про себя эти тайны. Таким образом, будучи тайнами для посторонних, они не были ими для посвященных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«На ложе моем искала я того, которого любит душа моя» (Песн.3:1), взыскала и обрела.    Я взыскал и обрел Его, держу и не отпущу, пока введет меня в дом Свой. Счастлива душа, которая сподобится увидеть славу твою, Иерусалим, блаженство твое, красоту твою, врата и стены, улицы и многие обители твои, блаженных граждан твоих и сильного Царя твоего во всей красоте Его! Стены твои сооружены из дорогих каменьев, врата твои — из лучших жемчужин, улицы твои — из чистейшего золота, обители твои — из сапфира; в них никто не входит, кроме чистого, и не обитает оскверненный.    Прекрасен ты и сладок утехами, Иерусалим; ничего в тебе нет такого, что видим мы в этой жизни: нет в тебе темноты или шума, и никакого различия времени; не светит в тебе свет солнца или блеск звезд, но Бог от Бога, Свет от Света, Солнце правды всегда освещает тебя. Агнец непорочный, прекрасный — свет твой; солнце твое и все благо твое — непрестанное созерцание этого прекрасного Царя.    Там ангелов хоры, там общество небесных граждан, там сладостное торжество всех от горестного странствования к тебе возвращающихся. Там апостолы, пророки, мученики, исповедники, там иноки, там жены, там овцы и агнцы, от сетей похоти убежавшие, ликуют все в обителях твоих. Различна каждого слава, но общая всем радость. Там царствует совершенная любовь, потому что там Бог, Которого без конца видят и, видя Его, любовью горят, любят и славят, славят и любят. Их деятельность — хвала Божия без конца, без перерыва, без труда. Вечно счастлив буду я, если, по разрешении от тела, сподоблюсь услышать небесное пение. Безмерно блажен буду я, если и сам удостоюсь видеть Бога моего во славе Его, как Он Сам обещал, говоря: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17:24). И еще: «кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21). 26. Непрестанная хвала Богу     «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Надобно сознаться, что на первый взгляд эти несообразности и противоречия прочитанного из книги Второзакония места с прочитанными же местами из книги Числ поразительны и очевидны, так что многие из прежних защитников неповрежденности Пятокнижия, поставленные в большое затруднение, решились допустить в этом месте – интерполяцию, неудачную притом. Но надобно также сознаться или сознать, что Пятокнижие, как и все Библейские книги, требуют не одностороннего, под влиянием задней предзанятой мысли, а безпристрастного изучения, и в этом случае и – прибавим – только в этом случае открывается несправедливость этих мнимых противоречий и несообразностей; только в этом случае неповрежденность и чистота священных книг становится выше всякого сомнения, несообразности и противоречия исчезают. 1) Говорят, что это место не имеет отношения к предидущему и последующему, стоит без всякой связи с ними и насильственно перерывает рассказ. Но это значит – узко смотреть на предыдущее и последующее, и за внешней видимой непоследовательностью не видеть внутренней последовательности и связи внутреннего единства смысла. Главная мысль, развивающаяся в целом отделена, заключающимся в 9, 10 и 11 частию главах, ясно выражена в 6 ст, 9-й главы: «не за праведность твою, и не за правоту сердца твоего ты идешь наследовать землю их, т. е. Аммореев, Хеттеев и пр.; но за нечестие и беззаконие народов Иегова Бог твой изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которое с клятвою дал Господь отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову; посему знай ныне, что не за праведность твою Иегова Бог твой даст тебе наследовать землю сию добрую: ибо ты народ жестоковыйный». Для доказательства этого законодатель напоминает Евреям, сколько раз раздражали они Иегову своего: «вспомни ты и не забывай, сколько ты раздражал Иегову Бога твоего в пустыне, с самого того дня, как ты вышел из земли Египетской и до самого пришествия вашего на место сие вы были упорны против Господа» ( Втор.9:7 ), и затем перечисляет он несколько случаев, когда особенно Евреи раздражали Иегову, упоминая в особенности о тельце, сделанном во время первого пребывания Моисея на горе ( Втор.9:8–21 ), о ропоте в Тавере, Массе и Гатвове (кратко, Втор.9:22 ), о ропоте на Моисея и Бога по случаю странных, но ложных разсказов соглядатаев, посланных из Кадис–Варни для осмотра земли обетованной ( Втор.9:23–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010