Так городскому начальству (экдику и префекту) вменено было в обязанность действовать, при назначении опекунов и попечителей к малолетним и несовершеннолетним, вместе с епископом и значительными лицами города, если таковые есть 1368 . Тоже самое вменено в обязанность наместнику провинции при назначении попечителей к умалишенным, при назначении приданого дочерям умалишенных и дарения по поводу брака (propter nuptias donatio) сыновьям умалишенных 1369 . Епископам предоставлено было право участвовать в выборе должностных лиц по городской администрации и даже указывать достойного кандидата на должность начальника провинции 1370 . Епископ вместе с почетными гражданами имел право контролировать целесообразность употребления городских доходов, принимать отчеты от администраторов, сладить за уравнительностью распределения воды между обывателями, не допускать незаконного обременения граждан произвольными налогами и повинностями и проч. 1371 . Епископам предоставлено было право наравне с гражданскими магистратами ограждать подвластных лиц женского пола (дочерей и рабынь) от принуждения к развратной жизни 1372 , надзирать за тюрьмами, по средам и пятницам посещать их, расспрашивать заключенных о причине их заключения, наблюдать за человеколюбивым их содержанием тюрьмах и за своевременным рассмотрением их дел подлежащими судебными властями 1373 и проч. Епископы контролировали даже образ действий провинциальных наместников и о всяком притеснении населению со стороны их, в особенности об отказе в правосудии 1374 , должны были доносить императору, равно как следили вообще за образом действий всех судей и чиновников 1375 . 4) Наоборот, государственные органы должны были блюсти за исполнением узаконенных предписаний церковной дисциплины. Так, например, префект praetorio, провинциальные наместники, городские экдики и проч. обязывались под страхом денежного штрафа доводить до сведения епископов о духовных лицах, играющих в кости, или присутствующих на играх 1376 . Новелла VI-я императора Юстиниана, содержащая в себе разнообразные предписания относительно духовной дисциплины, препровождена была к сведению и исполнению не только патриархам, но и префектам praetorio 1377 , и, что еще замечательнее, новелла CXXIII, содержащая в себе compendium juris canonici, была прямо адресована на имя государственного сановника Петра (magister sacrorum officiorum), с возложением на него обязанности наблюдения за всеобщим исполнением всего, постановленного в этой новелле 1378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Соч.: Словенски пролог жumuja царице Ирине. Београд, 1964; Св. Гора у доба Латинског царства//ЗРВИ. 1976. 17. С. 63-71; Манастири Хиландар и Muлeje//Хиландарски зб. 1978. 4. С. 7-16; Св. Гора и Лионска yhuja. Београд, 1978; Жumuje архиеп. Данила II као извор за Каталанске koмnahuje//ЗРВИ. 1980. 19. С. 251-273; Concerning Turkish Assaukts on Mount Athos in the 14th cent.//Прилози за opujehmaлhy фuлoлorujy. Capajebo, 1980. Бр. 30. P. 501-516; Светогорци и стонски доходак//ЗРВИ. 1983. 22. С. 165-206; Jepoмoh. Mamuja и хиландарски метох у Лушцу//Хиландарски зб. 1983. 5. С. 51-67; Хиландар и пирг у Xpycuju//Там же. 1986. 6. С. 59-82; Документи и аделфатима за Kapejcky keлujy св. Саве//ЗРВИ. 1986. 24/25. С. 385-396; Hajcmapuju период ман-ра Хиландара и преписи//Хиландарски зб. 1991. 8. С. 7-17; Светогорски дани Данила II//Архиеп. Данило II и доба. Београд, 1991. С. 75-81; Да ли je сачувана Драгутина Хиландару?//ЗРВИ. 1993. 32. С. 129-136; Хиландарски и Евергетидски типик: Подударности и разлике//Там же. 1994. 33. С. 85-102; Почеци светогорског монаштва: Од kpaja VIII до друге пол. Х о Cbemoj Гори. Београд, 1995. С. 11-24; Уроша I ман-ру Хиландару//ЗРВИ. 1996. 35. С. 213-219; Запис о грчким Хиландарског архива//Хиландарски зб. 1997. 9. С. 27-34; Солунски метох ман-ра Хиландара//ЗРВИ. 1998. 37. С. 111-119; Хиландар Cpбuje и Buзahmuje (1198-1371)//Настава ucmopuje. Нови Сад, 1999. С. 48-58; Les rapports entre Vatopedi et les moines serbes a l " epoque dem la fondation du monasture serbe de Chilandar//The Monastery of Vatopedi: History and Art. Athenes, 1999. P. 31-41; О времену брака Стефана Уроша III (Дечанског) са Mapujoм Палеолог//ЗРВИ. 2000. 38. С. 327-330; у Cpбuju//Там же. 2001. 39. С. 183-196; De l " histoire d " une vigne//Byzantium State and Society: In Memory of N. Oikonomides. Athens, 2003. P. 565-569; Акт прота Теофана за ман-р Вериота (апр. 1312, инд. 10) у старосрпском преводу XV в.//ЗРВИ. 2003. 40. С. 245-261 (в соавт. с Бубало); Комитиса у светлости нових докумената//Там же. 2004. 41. С. 279-291; Белешка о jeдhoм Богородичином ман-ру у Солуну//Хиландарски зб. 2004. 11. С. 175-179; Акт г-на Константина Драгаша и царице Ebдokuje ман-ру Ивирону (13. jahyap, ок. 1380)//Там же. С. 287-294 (в соавт. с Т. Вардарски метох Хиландара//Вардарски зб. 2004. 3. С. 1-7; Драгаши и Св. Гора//ЗРВИ. 2006. 43. С. 41-57; Манастир Плака у Kapeju//Там же. 2007. 44. С. 173-189; Монаси Хиландара - чувари манастирских докумената//Пета о Св. Гори. Београд, 2007. С. 141-168.

http://pravenc.ru/text/182257.html

100. Socrat., Hist. eccl IV,5 [Migne, s.g., t.67, col.469]. 101. Theodoret., Hist. eccl. IV,6 (Migne, s.g., t.82, col.1132]. 102. Socrat., Hist. eccl. V,8 [Migne, s.g., t.67, col.576-581). 103. Socrat, Hist. eccl. V,2 (Migne, s.g., t.67, col.568]. - Sozomen., Hist eccl. VIII,2 [Migne, s.g., t.67, col.1513-1520]. - Cp. Theodoret., Hist. eccl. V,25 [Migne, s.g., t.82, col.1253]. 104. Socrat., Hist. eccl VII, 29 [Migne, s.g., t.67, col.801]. 105. Petrus de Marca, De concordia sacerdotii et imperii (Paris. 1704), col.1255-1257. Для освещения данного вопроса автор приводит из цитуемого сочинения подробную выдержку, которую, однако, с согласия автора, мы не перепечатываем, а отсылаем любопытных читателей к подлиннику. Ред. 106. Sententia et electione christianissimi et justissimi principis nostri Justini, et piissimae reginae, sequentiumque eorum his quibus est bona conversatio, et qui regiis honoribus sunt subblimiores, simul et sacerdotum, et monachorum, et fidelissimae plebis consensus accessit. Epist. LXXII [Migne, s.l, t.63, col.494]. 107. Cap. 1. Sancimus, quoties opus fuerit episcopum ordinari, clericos et primates civitatis, cujus futurus est episcopus ordinari, mox in tribus personis decreta facere... ut ex tribus personis, pro quibus talia decreta facta sunt, melior ordinetur, electione et periculo ordinantis ( ε εοο ο ο εοοοο). 108. Si vero non inveniantur tres personae ad talem electionem opportunae, liceat decreta facientibus, in duabus et in una persona decretum facere... Si vero qui debent episcopum eligere, citius ipsa decreta intra sex menses non faciant, tune periculo propriae animae ille, quem competit ordinare episcopum, ordinet... Там же. 109. Sancimus, ut quoties usuvenerit episcopum ordinari, conveniant clerici et primores civitatis cui ordinandus est episcopus: et propositis sanctis evangeliis super tribus personis psephismata fieri, et quemque ipsorum jurare secundum divina eloquia et ipsis psephismatibus inscribi... ea sane observatione quae antea a nobis dicta est, et in talibus personis earumque electione observanda, ut ex tribus ita electis personis melior eligatur electione et judicio ordinantis.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1314...

—781— нывать не хочу: физиогномии, характера личного в Ваших стихах (кроме посвящений) нет еще. Знаете ли, что у этого несчастного Эбермана 1371 в известном Вам стихотворении «Мороз» и т.д. несравненно уже сильнее личный оттенок, чем у Вас? Эти переходы от реальных узоров мороза на стекле то к фантастическому бреду о лесах, рощах, скалах и гробницах, то к его собственной действительной Эбермановой нищете и к мыслям о нищенской и забытой его могиле, и, наконец, примирительный, почти религиозный, конец, – ведь это все правда сердца, и сердца, жестоко наболевшего, но, в принцпе, не любящего отрицания! Поверьте мне, напиши это кто-нибудь уже известный – восхищались бы и критики. Что делать, мой друг, готовьтесь заранее к 1000 препятствий самых необъяснимых и глупых, и ко многим неправдам людским. Любя Вас, я и желал бы, чтобы Вы стали глубоко набожным: око – и броня против невзгод наилучшая, ну, да и предмет для поэзии поновее в наше время – всех романтических вздохов... Вздох-то вздоху тоже рознь. Иной вздох на немазанной телеге Некрасова: «ах, мол, зол и беден человек!» Иной вздох у Фета: «И заря! Заря!»... Или у Пушкина: «Для берегов отчизны дальней»... И совершенно иной вздох у того же Пушкина: «Напрасно я стремлюсь к сионским высотам, грех тяжкий гонится за мною по пятам»... Или у Кольцова: «Прости же мне, Спаситель»... и т.д. Религия, общественная жизнь, культ сильных личностей, пожалуй (ну, хоть Бисмарка, Скобелева)... Отпор демократическому прогрессу... Вот богатое поприще. Будьте резкой антитезой Некрасову, Плещееву, Минскому – и будет физиогномия. «Голенищевы» эти нынешние все – все-таки сороковые годы, не более!.. Из всего этого, впрочем, не следует, что я отказываюсь сделать что-нибудь, если не прямо для стихов Ваших —782— (романтических), то для имени Вашего, в ожидании от Вас разных стихотворных, критических и вообще эстетических будущих благ. (Увижу ли Я их только? 57 лет 13 Января минуло, а только один на 600 человек доживает до 60!). Один ли, или с Кристи вместе придумаю, что сделать, как получу только Вашу тетрадку. Мы уже с Кристи здесь говорили. Он провел у меня с вечера 23-го декабря до половины дня 26-го. От Оптиной и от о. Амвросия – в восторге... Я блаженствовал с ним эти три дня. Ожидал и с Вами того же, но не удалось!..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1250 Отселе и кончая: «и прочее» представляет схолию, взятую из Ватик. катены (Pusey, II 275. not). 1251 Ст. 28 сия св. Ал. а древние се согл. греч. отъиде согл. греч. Ал., а древн. иде как немн. греч. пригласи Асе. Мир. Гал. Ник. призва Остр. Асс. Зогр. Мир. Юр. Добр. и гласяше Ал. В Гал. рекши ей, Зогр.: и рекши. Древнесл.: тай о тай поздн. в тай. Древн.: се есть. Сим. и Ал.: стоит. Конст. и поздн.: предста. Острож. Кут. и др. поздн. и теп.: пришел есть. В О. Сав. Зогр. Мир. Мст. Юр. Добр.: зовет. Асс. Мир. Гал. Ник.: глашает. Ал.: гласит. Ст. 29. Слав. следует греч.: ηγερθη н ηρχετо вм. εγειρεται – ερχεται. скоро Остр. Асс. Зогр. Сав. Ал. ядро – едро. Мар. Мир. Ник. У Ал.: приде. 1255 Кроме сочинения Гилльмана, мы также пользовались трудом Harnack’a, «Mission und Ausbreitung des Christenthums in den ersten drei Jahrhunderten» (2 Aufl. Lpz. 1906); и старинными церковно-археологическими сочинениями: Bingham’a «Origines sive antiquitates ecclesiasticae», lib. II, cap. XIV (Vol. I. edit. Halae Magdeburg. 1751); Binterim’a, Die vorzügl. Denkwürdigkeiten der Christ. – Katholisch. Kirche», 1 Bd. 2 Thl. (Mainz 1825); Augusti, «Handbuch der christlichen Archäologie», I Bd. (Lpz. 1836). 1256 Подробнее об этом слове см. Passoic, Handwörtebuch der griech. Sprache II, 2. Lpz 1857, S. 2245 f; Pape, Griechisch=Deutsch es Handwärt. II. Braunschw. 1880. S. 1387. Schleusner, Novum lexicon graeco-latinum in. Novum Testamentum 11. Lpz. 1803, p. 1371 sq. 1267 Thomassin L. (Vet. et nov. disciplina eccl. circa beneficia Lugd. 1706. p. 1, 1. 2, c. 1, n. 8); «Chorepiscopos tria priora saecula habuisse nullos eosque noviter institutos esse quia non fuisse his temporibus in agris eccle sias constitutas». Cm. Avgusti 1. 215. 1268 Rabani Mauri, «Si liceat chorepiscopis presbyteros et diaconos ordinare cum consensu episcopi sui». Migine. P.L. CX, 1197. 1273 О пророках в древнейшем христианстве см. Gtbhart-Harnack, Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristl. Literatur, II, 1, и 2. Leipz. 1884), S. 119–131; Renesse, Die Lehre der zwölf Apostel. Giessen, 1897, S. 63 f.f; в русской литературе у проф. Лебедева А. , Духовенство в древней вселенской церкви. Москв. 1905, стр. 12–22.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1369 Въ среду на nobeчepiu, Канонъ Пресв. Богородица, песнь 8, (Гласъ 5, Октоихъ): Христос въ нюже у Богородицу) вселься, земныя вся обожи. 1370 Неделя, Канонъ крестобогородиченъ, песнь 1 (Гласъ 1, Октоихъ): Христосъ обожаетъ мя воплощаяся (Χριστς θεο με σαρκομενος). 1371 Во вторникъ, на nobeчepiu, Канонъ Пресв. Богородица, песнь 5 (Гласъ 1, Октоихъ): Облекся въ мя Владыка, изъ тебе пройде, всенепорочная, и истлевшее естество обожи. 1372 Въ пятокъ, на nobeчepiu, Канонъ Пресв. Богородица, песнь 8 (Гласъ 6, Октоихъ): Да человеки Сынь твой, Владычице, обожитъ, явися изъ тебе совершенъ человекъ. 1373 Въ четвертокъ, на nobeчepiu, Канонъ молебный Пресв.Богородице, песнь 7 (Гласъ 2, Октоихъ): Бога воплощши девическими твоими кровьми, обожила еси, Дево, человечество. 1374 Въ пятокъ утра, Канонъ честному и животворящему кресту, песнь 6, Богородиченъ (Гласъ 2, Октоихъ): Да обожитъ человека, изъ тебе, Дево, раждается Богь. – Ср. Въ неделю вечера, на Господи воззвахъ стихиры, Богородиченъ (Гласъ 5, Октоихъ): Въ тя бо Божественное Слово вселися, Чистая, нашъ образъ обновити хотя. 1381 In Matth., Homil. 12, 1; Р. gr. t. 57, col. 203; ср. Он, De baptisme Christi, 3. 4, P. gr. t. 49, col. 369. 1400 2 iahyap., Предпразднство Npocbeщehiя, на nobeчepiu Трипеснецъ,песнь 1: Неизреченное Зиждителя (του Κτστου) coшecmbie, первее (πριν) оть Девы возаявша, мipъ озарило есть; самъ же паки Христосъ, другое таинствоныне совершая, грядетъ на земнымъ во странное boзpoждehie (αυτςπλιν Χριστς, λλο νυν μστη ριον, τελσων ρχεται, ν ‘Ιορδνη βροτων, ειςξνην ναγννησιν). 1402 тамо, на утрени, Канонъ предпразднства, песнь 1: … иже kpeщehieмъ твоимъ вернымь uзбabлehie присно даруя, за мuлocepдie безмерное ( τω βπτισμα) σου πιστοις, την πολτρωσιν ει δορομενος). 1403 тамо, песнь З:… всехъ крещается благодетель, въ водахъ погружая наше множество безмерныхъ nperpeшehiu (ν τοις δασι βυθζων ημν την πλησθν τν μετρων παραπτσεων). 1404 тамо, песнь 4: Просвещается человеческое естество (λαμπρνεται των ανθρπων φσις) и избавлете тмы npieмлemъ греховныя (και λτρωσιντο σκτους εδχεται της αμαρτας), и свыше божественною одевается hemлehiя одеждею (και νωθεν θεον περιβλλεται τς αφθαρσας χιτνα),обнажаему мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

In the early twentieth century the Serbian scholar L. Stojanovi discovered in a Slavic manuscript kept in the Bibliothèque Nationale in Paris an additional note revealing that the codex had been copied in the district Kakiplak beneath the peak of Mount Athos by a certain Dionysios, who was residing there with his spiritual father, Theoktistos, and the monks Simon and Thomas. The most intriguing element in this note is that Dionysios states that he was working at the instigation of a person he describes as ‘our father and master kyr [sir] Romylos, the spiritual instructor’. 179 The note bears no date. Nevertheless, it is clear that Theoktistos, Dionysios, Simon, and Thomas were living somewhere at the desolate southern end of the Athonite peninsula, and were under the spiritual jurisdiction of one Romylos, who had commissioned them to copy a Slavic manuscript. To commission the reproduction of a Slavic manuscript the spiritual superintendent of this small monastic group must have been Slavic-speaking. But was he to be identified with St Romylos of Vidin, the hesychast anchorite residing at the locality Melana near the monastery of Megiste Lavra? L. Stojanovi was the first scholar to suggest, as early as 1903, that the text of the note referred to St Romylos of Vidin. 180 A strong argument supporting his suggestion derives from the text of St Romylos’s Life. Being frequently disturbed by many monks who wished to benefit from his spiritual instruction, shortly before leaving Athos for good in 1371, the saint requested his spiritual son and biographer, Gregory, to find a place at the northern foot of Mount Athos, sufficiently lonely and solitary to become his next, more secluded abode. 181 Analysing the expression describing the location of St Romylos’s new hermitage – ες τ πρóποδα το θωνος/въ аонскаа – one must acknowledge that it is essentially identical with the phrase под аономъ used by the aforesaid scribe Dionysios. However, the evidence provided by this coincidence is not conclusive, so we must look for more arguments.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

1939-1940. Т. 4. 4. С. 173-203; Actes de Chilandar/Ed. par M. ivojinovi et al. P., 1998. [Vol.] 1. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Сербской царской лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому. М., 1868; Никифор архим. Старине хиландарске//Гласник Српског ученог друштва. Београд, 1884. Т. 56. С. 1-116; Д. Света Гора у прошлости и садашности//Српски гласник. Београд, 1907. Т. 18. С. 753-762, 844-856, 916-923; Ст. М. Документа хиландарских архива до XVIII в.//Споменик Српске Akaдeмuje. Београд, 1922. Т. 55. С. 20-31; Света Гора и манастир Хиландар (поводом Београд, 1961; С. Из српске ucmopuje: Ист. цркве из XV в. Београд, 1966. С. 171-207; Хиландарски зборник. Београд, 1966-1998. Т. 1-10; Острогорски Г. Света Гора после Маричке битке//Зб. Филозофског фак-та. Београд, 1970. Т. 10, 1. С. 277-282; М. Светогорски пиргове и keлuje у веку. Београд, 1972; он же. Ucmopuja манастира Хиландара. Београд, 1998. Т. 1: (Од манастира 1198 до 1335 г.); Д. , В. , Д. Хиландар. Београд, 1978; Писац и преводилац инок Ucaja. Крушевац, 1980; В. Света Гора и Хиландар до шеснаестог века. Београд, 1985; ivojinovi М. Le monastère de Chilandar et ses metoques dans la regione de l " Athos//ЗРВИ. 1987. Т. 26. С. 35-67; Давидов Д. Хиландарска графика. Београд, 1990; Д. Света Гора под српском (1345-1371). Београд, 1992; о Cbemoj Гори. Београд, 1995; Друга о Cbemoj Гори. Београд, 1997; С. Осам векова Хиландара: и Београд, 1997; Манастир Хиландар. Београд, 1998; Осам векова Хиландара: Ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура. Београд, 1999; о Cbemoj Гори. Београд, 2000; А. Света Гора и Хиландар у Османском царству XV-XVIII в. Београд, 2000. Зограф. Фотография. Кон. XX в. Сведения о болг. иноках на А. до XIII в. почти отсутствуют, в XIII в.- чрезвычайно скудны. Монахи болг. происхождения могли появиться на А. практически сразу вслед за принятием христианства в Болгарии (865), чему способствовала близость А. к территории расселения слав. племен болг. группы.

http://pravenc.ru/text/77102.html

е. соответствующих евангельских текстов). В данном случае речь идет о чтении последнего отрывка из Евангелия. Согласно другому семейному документу, называемому «Предсмертное увещание Татищева сыну», историк умер «при чтении седьмого Евангелия» (см.: Корсаков, с. 343). Похоронили его на указанном им месте на погосте Рождествено (вблизи Болдина). На почерневшем и выщербленном каменном надгробье можно разобрать лишь часть имени великого человека: «. . .Никитичъ Тати. . .» Автор книги о молодых годах историка установил рядом с могилой памятную доску (см.: Блюмин Г. Юность Татищева. Л., 1986, с. 9–11). 29 У князя Дмитрия Ивановича Донского (1350–1389) было несколько сыновей. Вероятно, речь идет о старшем из них – Василии I Дмитриевиче (1371–1425), которому отец по духовному завещанию передал великое княжение (с 1389 r.). 30 Семеновский полк, так же, как и Преображенский, – старейшие в русской армии привилегированные лейб-гвардейские полки, сформированные Петром I в 1687 г. на основе собственных «потешных» войск. 31 Генерал-фельдмаршал А. Г. Разумовский (1709–1771) был морганатическим супругом императрицы Елизаветы Петровны. Судьба простого украинского мальчика Алексея Розума сложилась так, благодаря случаю: он был привезен с Украины в Петербург в качестве певчего в хор при императорском дворе. Красота его была замечена Елизаветой Петровной (тогда еще цесаревной), и она взяла его в собственный хор. Потеряв с возрастом голос, Розум стал придворным бандуристом, а затем получил должность управляющего одним из имений цесаревны. Вместе со званием гоф-интенданта он стал именоваться Алексеем Григорьевичем Разумовским. Ко времени воцарения Елизаветы Петровны он был камер-юнкером (придворный чин IX класса). И тут началось его «восхождение»: сначала пожалование в действительные камергеры (придворный чин IV класса) и в поручики лейб-кампании с чином генерал-поручика. При короновании императрицы Разумовский исполнял обязанности обер-мундшенка (хранителя вин; это был придворный чин II класса); вскоре стал егермейстером (начальником охоты) и в обход всем правилам награжден орденом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

СПб., 1891; В. Православно монаштво и манастири у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920. Милановац, 2002р; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924. Т. 1. С. 47-51, 135-141, 162-163, 316-347; Coлobjeb А., Мошин В. Грчке српских владара. Београд, 1936; Б. Деспота у Buзahmuju и jyжhocлobehckuм Београд, 1960; М. Аделфати у Buзahmuju и Cpбuju//ЗРВИ. 1968. 11. С. 241-270; Острогорски Г. О buзahmujckoм феудализму// Он же. Сабрана дела. Београд, 1969. 1. С. 282-311; он же. Buзahmuja и словени//Там же . Београд, 1970. 4. С. 170-196, 228-242, 257-280, 321-338, 423-624; Д. Buзahmujcku служебни канон у српским службима веку//О Београд, 1970. С. 95-125; он же. Ucmopuja старе српске Београд, 1980. С. 57-88, 164-189; Makeдohuja во рамките на односи на Балканот во 2-та пол. на XIII и 1-та пол. на XIV в. Ckonje, 1977. (СпомМакед.; 2); Ф. О српске и buзahmujcke цркве 1375//ЗРВИ. 1982. Т. 21. С. 159-182; Lesny J. Studia nad poczatkami serbskiej monarchii Nemaniczow (poowa XI - koniec XII w.). Wrocaw; Warsz.; Kraków; Gdask; ód, 1989; Д. Света Гора под српском (1345-1371). Београд, 1992. (ЗРВИ; 31); С. Владарске uhcurhuju у Cpбuju од XIII до XV в. Београд, 1994; Стара српска Београд, 1995. С. 179-252; Оболенский Д. Византийское Содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 69-70, 108-112, 234-238, 263-274, 318-320, 322-323, 329-331, 337-340, 371-372, 375-378.486-526; Лексикон српског века/Приредили С. Р. Београд, 1999; Джурич В. Византийские фрески: средневековая Сербия. Далмация, славянская Македония. М., 2000; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000. S. 62-63, 85-93, 115-124, 141-144, 162-165, 168-175, 205-208, 219-227, 269-276, 355-425, 454-471, 487-494, 509-512, 517-527. А. А. Турилов Византия и Армения Под властью В. и. находились нек-рые обл. Зап. Армении - Малая, Сатрапская и Внутренняя Армении, имевшие разный административно-политический статус. М. Армения в III в. была включена в состав Вост.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010