Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 5.07.1383, Н. Новгород), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383), 2-й сын нижегородского и суздальского кн. Константина Васильевича и кнг. Анны. Вел. кн. Димитрий Константинович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) Вел. кн. Димитрий Константинович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) Согласно завещанию отца, в 1355 г. Д. К. получил в наследство 2-й по значимости княжеский стол в Нижегородско-Суздальском княжестве - в Суздале. В 1360 г. хан Навруз, решая вопрос о Владимирском великом княжестве , предпочел 9-летнему сыну скончавшегося незадолго до этого вел. кн. Иоанна II Иоанновича св. Димитрию нижегородского кн. св. Андрея Константиновича , старшего брата Д. К. Однако кн. Андрей из-за болезни и отсутствия склонности к гос. деятельности уступил великое княжение Д. К., который 22 июня 1360 г. торжественно сел на владимирский стол; власть Д. К. признал Вел. Новгород. В 1360 г. Д. К. при поддержке брата Андрея и ростовского кн. Константина Васильевича созвал в Костроме княжеский съезд, на к-ром обсуждалось требование хана Хызра (Хидыря) выдать новгородцев, разграбивших в Ср. Поволжье ордынский г. Жукотин; князья решили выдать виновных. В следующем году Д. К. вместе с ростовскими и ярославскими князьями совершил поездку в Орду. Хызр подтвердил его великокняжеские права, но, прежде чем рус. князья уехали обратно, в Орде началась «замятня велика», и хан был убит. Д. К. на неск. месяцев задержался в Сарае для подтверждения своих полномочий. В 1362 г. Д. К. и московский кн. Димитрий «сперлися о великом княжении», каждый из них отправил послов к хану Мюриду (Мурату), боровшемуся за власть в Орде. Ярлык на великое княжение получил правитель Москвы. Д. К. не признал это решение, но, после того как московская рать двинулась к Переяславлю Залесскому, где находился Д. К., был вынужден отступить сначала во Владимир, затем в Суздаль. Во время этого конфликта лишились княжений союзники Д. К.- ростовский, галичский и стародубский князья. В янв. 1363 г. вел. кн. Димитрий Иоаннович въехал во Владимир и занял великокняжеский стол. В том же году он получил ярлык на великое княжение еще от одного претендента на власть в Орде - Абдуллы (от имени к-рого фактически правил эмир Мамай). В этой ситуации Д. К. удалось склонить на свою сторону хана Мюрида, пославшего к суздальскому князю с ярлыком на великое княжение кн. Ивана Белозерского с отрядом из 30 ордынцев. Д. К. вновь вступил во Владимир, но вскоре был изгнан из города, и кн. Димитрий Иоаннович осадил его в Суздале. Оказавшись без поддержки, Д. К. капитулировал и признал переход великого княжения к правителю Москвы.

http://pravenc.ru/text/178237.html

107-109 ДИМИТРИЙ БАСАРБОВСКИЙ Басарбовский (Бассарабовский, Болгарский), прп., (пам. 27 окт. в Румынской Православной Церкви и Болгарской Православной Церкви; 26 окт. в РПЦ) ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий 110-112 112-113 113-114 114-116 ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский 116-132 ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ (1582- 1591), св. царевич (пам. 15 мая, 3 июня, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 132-146 ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии 146-147 147-148 148-149 ДИМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Грозные Очи (1298, Тверь - 1326), кн. тверской (с кон. 1318), вел. кн. Владимирский (1322-1325) 149-152 152-153 154-155 155-195 ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) 195-197 197-198 198-199 ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ построена на месте рим. терм, где, по преданию, был заключен и замучен вмч. Димитрий Солунский 199-204 204-205 205-206 206-207 207-218 ДИМИЦАНА г. на п-ове Пелопоннес в номе Аркадия (Греция), центр Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви 218-219 ДИМОФИЛ († 387), еп. Берои Фракийской (40-60-е гг. IV в.), еп. К-польский (370 - 26 нояб. 380), арианин 219-220 220-221 221-222 ДИНЕКОВ Петр (1910 - 1992), болг. литературовед, фольклорист, лит. критик, действительный член Болгарской АН (1966) 222-223 ДИНОГЕЦИЯ древнее поселение и крепость в составе укрепленной границы (лимеса) Римской империи на нижнем Дунае 223-224 ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ (кон. II - 1-я треть III в.), греч. писатель, автор соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» в 10 книгах

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Персоналии ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1185-1218), вел. кн. Владимирский (1216-1218), кн. новгородский (1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (после 1212 - 1238), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо

http://pravenc.ru/rubrics/134128_2.html

Мины на Даньславли улице, в Людином конце (1417), Иакова на Добрыни улице в Людине конце (1428,) Георгия на Боркове улице в Неревском конце (1434), Введения на Прусской улице (1455); каменные вновь возобновленные: Космы и Дамиана в Неревском (1403), Саввы в Неревском конце (1418). Деревянные на прежнем месте: 12-ти Апостолов между Чудинцевой и Прусской улицами на Скудельнице (1432). На Городище была церковь Благовещенская, построенная первый раз князем Мстиславом Владимировичем в 1102 году и потом перестроенная вновь Симеоном Ивановичем в 1342 г.– каменная; кроме того, в 1401 году, упоминается сгоравшею от грома церковь св. Николы, построенная в 1191 году. Древнейшая из церквей псковских была церковь св. Троицы, патрональный храм Пскова и его Земли. Она имела то же значение во Пскова, что св. София в Великом Новгороде; Псковичи жили под ее благословением считали своих врагов врагами св. Троицы, шли сражаться и умирать в бою за св. Троцу. Церковь эта построена была Всеволодом Мстиславичем, который с тех пор и остался патроном Пскова. 538 О построении прочих церквей в XII и XIII веках не говорится в летописях, хотя видно, что при Довмонте существовала церковь Петра и Павла на берегу, где Довмонт разбил нападавших на Псков ливонских Немцев. Упоминания о церквах встречаются гораздо чаще с XIV-ro века. С половины этого столетия до конца независимости Пскова, по летописям известны следующие церкви во Пскове: Архангела Михаила и Гавриила (залож. 1340), Иоанна Богослова на дворе Снетогорских чернецов (1365), Георгия на Болоте (начата 1370), Николы у Вопоки (свершена 1371), Петра и Павла (перенесена на иное место 1373), св. Власия (перенесена на другое место 1373); Кирилла у Смердья моста (поставл. 1373), Тимофея-Довмонта (поставл. 1373). Василия на Горки (упоминается 1377), Космы и Дамиана на Гремячей горе (основ. 1383), Николы Нового (основ. 1383), Св. Духа за-Стеною (основана 1383), Св. Спаса у Старого- Костра (основ. 1384), Воздвижения на Княжем дворе (основ. 1384), св. Феодора-за-Стеною (основ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл. ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123048_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ Даниил Борисович (2-я пол. 50-х - 60-е гг. XIV в.- между 1424 и нач. 1428), вел. кн. Нижегородский и Суздальский ДАРИЯ (Колтовская Анна Алексеевна; ок. 1554-1556 - 1626), 4-я супруга царя Иоанна IV Васильевича, с нач. сент. 1572 г. монахиня, местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре ДЕПАРТАМЕНТ ДУХОВНЫХ ДЕЛ ИНОСТРАННЫХ ИСПОВЕДАНИЙ Мин-ва внутренних дел, центральное гос. учреждение для надзора и контроля за неправосл. христ. конфессиями и др. религиями в Российской империи (1832-1917 гг.) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ДИССИДЕНТЫ в европ. странах - юридический термин, обозначающий категорию населения, не принадлежащую к господствующей религии; в СССР - представители оппозиционного общественного правозащитного движения в 60-80-х гг. ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ДОПОЛНЕНИЯ К «АКТАМ ИСТОРИЧЕСКИМ» издания, публиковавшие документы по истории России, Литовского великого княжества, Русской Церкви, католич. и униат. Церквей на рус., укр. и белорус. землях и в Прибалтике в XIII - сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/rubrics/123030_6.html

Вслед за этим османы хлынули в Болгарию и Западную Фракию, захватив Филиппополь. Теперь Болгарскому царю Ивану Александру пришлось воочию убедиться, до чего довела его страну междоусобица последних десятилетий с Византией. Он срочно заключил мирный договор с Византией и в 1362 г. выдал свою дочь Марию за Андроника Палеолога, сына императора Иоанна V. На время это спасло положение, но уже в 1365 г. Болгарский царь скончался. Его преемниками стали сыновья Иоанн Срацимир (1365–1396) и Иоанн Шишман (1371–1390), разделившие Болгарию. Более того, Иоанн Шишман, сын покойного царя от второй жены, еврейки, повел себя совершенно подло. Он вступил в тайный сговор с турками и пригласил императора Иоанна V Палеолога к себе для переговоров. Но по прибытии василевса попросту арестовал (!) его и бросил в темницу как пленника 722 . Сказать, что известие об этом вызвало повсеместный шок, значит не сказать ничего. До сих пор только один Римский император попадал в плен – Роман IV Диоген в несчастной для Византии битве при Манцикерте в 1071 г. Но тогда его захватили турки, мусульмане, которые, кстати сказать, проявили уважение и предупредительность к носителю царского сана, а через неделю вообще отпустили на свободу. Теперь же василевс попал в плен к христианам, причем удерживался в плену более 6 месяцев. А сам Болгарский царь проявил полное безразличие к условиям, в которых находился Иоанн V Палеолог 723 . Этот омерзительный поступок шокировал всех, включая европейские дворы. Немедленно графом Амадеем VI Савойским (1334–1383), двоюродным братом императора по матери, была организована экспедиция для освобождения Иоанна V Палеолога. Итальянцы вместе с генуэзцами и венецианцами разбили турок, овладели Галлиполи и вышли в Черное море. Вскоре все приморские города вплоть до Месемврии, которую союзники взяли после кровопролитного штурма, принадлежали им, а не болгарам. Блокада Варны окончательно отрезвила Шишмана. Он отпустил василевса, дав обещание никогда более не нападать на Византию 724 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К числу учеников святителя Дионисия, подвизавшихся в посте и молитве, принадлежал и Павел Высокий, “старец книжный и чудный”, почивший 4 января 1383 года и оплакиваемый самим Святителем за его великие подвиги. Между 1365–1373 годами за духовными наставлениями приезжал ко святому Дионисию великий князь Суздальский Борис Константинович. Как свидетельствует краткое житие преподобного Евфимия Суздальского, великий князь просил у святого старца благословения и содействия в основании общежительного монастыря в Суздале. Из этого жития стало известно также, что святитель Дионисий, избрав из своей братии двенадцать иноков, среди них и преподобного Евфимия, послал их “в верхняя грады и страны, идеже Бог кого благословит”, для духовного просвещения народа и основания новых общежительных обителей. Слезно просил Евфимий настоятеля не отлучать его от себя и от братии, им возлюбленной, чтобы не быть пришельцем на чужой земле. Тогда настоятель сказал ему: “Земля вся Господня; во всей земле должно проповедовать слово Божие. Яви беспрекословное послушание. Ступай с радостью в путь, тебе предназначенный. Скорбеть тебе не о чем: мы разлучаемся только телом, а не духом и молитвою”. Напутствуя со слезами преподобного Евфимия, святитель Дионисий пророчествовал, что “грех ради наших и за умножение беззаконии в последняя времена, по нашему к Богу отшествию, будет запустение граду сему (Нижнему Новгороду — Ред.) и святым Божиим церквам и монастырем разорение от поганых и безбожных агарян”. Между 1365–1373 годами преподобный Евфимий по просьбе великого князя Бориса Константиновича основал в Суздале храм и “общий монастырь” во имя Преображения Господня, еще по дороге к которому “церковь постави” и “общие житие устрои” в красивом месте в пяти поприщах от града Гороховца. Высокое благотворное влияние оказывала основанная Дионисием обитель на жителей Нижнего Новгорода. В пору своего настоятельства в Печерской обители Святитель стал семейным духовником местного княжеского дома. В 1371 году он постриг в иночество княгиню Василиссу — Феодору, сорокалетнюю вдову великого князя Нижегородского Андрея Константиновича. Прежде она “раздала все имение свое, казну церквам и монастырем и нищим, а слуги своя и рабы и рабыни распустила на свободу” и удалилась в ею же прежде основанную Зачатьевскую общежительную обитель” и жила “в молчании, тружаяся рукоделием, постом, поклоны творя, молитвами, слезами, стоянием нощным, и неспанием; многажды и всю ночь без сна пребываше, в смирении же и кротости и тихости жестоко пребываше, не ела, постясь, иногда день, иногда два, иногда и пять, на своем теле носила власяницу. Таковое же доброе и чистое житие ея видевши, мнози болярыни, жены, и вдовицы, и девицы мнози постригошася у нее, яко бысть их числом и до девяноста, и все общее житие живяху”. Несомненно, что этот устав ей заповедал святитель Дионисий.

http://pravmir.ru/svyatitel-dionisiy-arh...

Аминь " ». 212 ...отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа. –Стефан был возведен в сан епископа в конце декабря 1383 г. и состоял в нем до своей смерти (26 апреля 1396 г.). 216 ...не бывшу ми во Афинх от уности, и не научихся у философовъ их... – Авторская самоуничижительная формула, в которой в отрицательной форме отразился византийский житийный топос о постижении святым «внешних наук». 235 ...Стефана... апостолом наслдника... – Стефан, крестивший пермян, уподобляется здесь апостолам, посланным Иисусом Христом благовествовать миру о его учении. 237 ...иже при Моисеи... воды потекоша... – Моисей, ветхозаветный пророк, вождь и законодатель еврейского народа. Здесь Епифаний обращается к библейскому сюжету: на пути из Египта в Землю Обетованную израильтян настигла жажда, и народ стал роптать. Тогда Моисей обратился с молитвой к Господу – и произошло чудо: он ударил жезлом по скале и из нее потекла вода ( Исх. 17, 6 ; Чис. 20, 1–12 ). 239 ...при Валац цари... осля бесловесное проглагола человеческим гласом... – Библейский сюжет: волхв Валаам, призванный моавитским царем Валаком проклять народ Израилев, был остановлен по воле Божьей: ослица, на которой он ехал, не захотела сдвинуться с места, а когда он стал ее бить, заговорила человеческим голосом ( Чис. 22:28 ). 243 Сий преподобный отецъ нашъ Стефан... от родителю нарочиту... – Год рождения Стефана Пермского неизвестен. Как наиболее вероятную приблизительную дату современные исследователи называют 1340 г. (Г. М. Прохоров). 251 ...пострижеся в чернцы во град в Ростове... въ манастыри, нарицаемм в Затвор... – Стефан Пермский принял иноческий сан приблизительно в 1365–1366 гг. в ростовском монастыре Григория Богослова , так называемом «Затворе», славившемся богатой библиотекой. 252 ...при епископ ростовъстем Парфении. – Стефан был пострижен при епископе Парфении, в схиме Пафнутии. В перечне ростовских епископов Парфений стоит между Петром (1365 г.) и Арсением (ок. 1370 г.), однако его нет в перечне епископов, рукоположенных митрополитом Алексием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С момента основания в мон-ре действовал общежительный устав: в Рогожском летописце мон. Дионисий прямо назван «общему житию началником» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 106). Исследователи видят в этом факте греческое (афонское) или болгарское влияние ( Булычёв. 2006. С. 91). У основателя Н. П. м. установились тесные связи с суздальскими Рюриковичами - правителями Нижегородского великого княжества и его уделов, благодаря чему обитель быстро развивалась. Не позднее 1367 г., исходя из текста Рогожского летописца (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 85), Н. П. м. представлял собой архимандритию, т. к. уже в сане архимандрита Дионисий постриг в монахини вдову скончавшегося в 1365 г. вел. кн. Нижегородского Андрея Константиновича Василису Ивановну (в монашестве Феодора ). Архимандрития Н. П. м. оказывала большое влияние на политическую и культурную жизнь Н. Новгорода и Нижегородского вел. княжества ( Сочнев. 2012), а впосл.- Московского великого княжества и Русского гос-ва. На протяжении 2-й пол. XIV - нач. XV в. вклады в Н. П. м. делали кн. Борис Константинович (между 1365 и 1394; на «помин души» брата Андрея; Антонов, Маштафаров, 2001. С. 419. 4), его племянник - Семен Дмитриевич (между 1383 и 1388; Соколова. 1995. С. 65; Антонов, Маштафаров. 2001. С. 419. 5) и сын - вел. кн. Нижегородский Даниил Борисович (в 1408-1415 или 20-х гг. XV в.; 1423 или 1424) ( Соколова. 1995. С. 57-58). После состоявшейся в 1374 г. в Москве хиротонии архим. Дионисия во епископа «Суждалю, и Новугороду Нижнему, и Городцю», к-рую возглавлял свт. Алексий (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 105), его преемником в качестве настоятеля Н. П. м. стал Евфросин , в 1389 г. хиротонисанный во архиепископа Суздальского, вероятно, митр. свт. Киприаном . В 1378 и 1379 гг. Н. П. м. горел во время нападений татар на Н. Новгород, однако быстро восстанавливался. Во 2-й пол. XIV в. начинает формироваться вотчина мон-ря. Возможно, первым приобретением Н. П. м. стало оз. Семское Чирятово, пожалованное архим. Дионисию вел. кн. Нижегородско-Суздальским Константином Васильевичем ок.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010