И о сем особенно молю вас, святые отцы и братия, когда будете читать житие святого, то, где я по небрежности описался или по лености не исправил, и вы Бога ради сами исправляйте, а мою грешную душу не отягощайте упреками Господа ради, и простите меня грешного, а Господь наш Иисус Христос простит вам ваши согрешения, и да будет со всеми вами милость Его со Отцем и со Святым Духом во веки. Аминь. Апрель 21 Иаков Стромынский, преподобный Преподобный Иаков Стромынский был учеником преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября/8 октября). Он был игуменом Стромынского монастыря во имя Живоначальной Троицы. Сам преподобный Сергий в 1380 году основал этот монастырь по просьбе великого князя Димитрия Донского (1363–1389) в память победы на Куликовом поле. В том монастыре был игуменом также преподобный Савва Звенигородский (1381–1392, память 3/16 декабря). Преподобный Иаков был погребен в монастырской церкви. Апрель 22 Всеволод-Гавриил Псковский, благоверный князь — перенесение мощей Святой благоверный князь Всеволод, в крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, родился в 1092 году и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088–1093 и 1095–1117 гг. княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий († 15 апреля 1132 г.). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на новгородском княжении. Благоверный князь Всеволод отличался благочестием и любовью к Святой Церкви. Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским (память 8 апреля), он воздвиг множество храмов, среди которых — собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь Ангела его сына-первенца Иоанна, умершего в младенчестве († 1128). В уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквям. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123 г.) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

«Древность списков и языка указывает на древнего сочинителя поучения, а тон поучения показывает в учителе митрополита. Итак, по содержанию и языку надобно признать за несомненное, что великий князь Василий, которому предлагается поучение, есть сын благоверного князя Александра Невского, а сочинитель поучения – митрополит Кирилл» (с. 58). Действительно, списки Мерила Праведного восходят к XV и XIV в., и по языку поучение может быть относимо к XIV или даже к XIII в., хотя отнюдь не дальше последней половины и даже четверти, потому что в поучении приводятся известные слова из Правила митрополита Кирилла II: «Не разсея ли ны Бог по лицу всея земли? Не взята ли Быша грады наши...» и прочее 2955 . Но, во-первых, в тоне поучения решительно нет ничего, что приличествовало бы только митрополиту, а не епископу и вообще всякому лицу духовному, в чем легко убедиться, так как большая часть поучения напечатана у Розенкампфа 2956 . Во-вторых, сын святого Александра Невского Василий никогда не был великим князем; а из великих князей в последней половине XIII и в XIV в. носили это имя Василий Ярославич (1272–1276), современник митрополита Кирилла II, и Василий Дмитриевич (1386–1425); чтобы поучение было писано к первому, а не ко второму, и если к первому, то именно митрополитом Кириллом, а не другим кем-либо, например Серапионом, епископом Владимирским (1274–1275), – на это нет никаких доказательств. В-третьих, может быть, поучение написано первоначально к великому князю не Василию, а Димитрию, и первое имя поставлено вместо последнего уже позднейшим переписчиком, потому что в некоторых списках действительно стоит имя Димитрия 2957 . Но великих князей с этим именем к концу XIII и в XIV в. было четверо: Димитрий Александрович (1276–1294), Димитрий Михайлович (ок. 1325), Димитрий Константинович (1359–1362) и Димитрий Иоаннович Донской (1363–1389), чем доказать, что поучение писано к первому, а не к последнему, или не ко второму, и третьему? В-четвертых, вероятно, что и имя Димитрия вставлено в поучение переписчиком, тогда как имя великого князя, которому адресовано было поучение самим сочинителем, нам неизвестно, потому что в некоторых списках стоит имя князя Михаила, в иных – князя Владимира, и еще в некоторых имя князя выскоблено 2958 . Наконец, можно еще сомневаться в русском происхождении всего поучения: две-три русские вставки в него еще ничего не доказывают, когда известно, что такие вставки у нас делывались нередко в чужие сочинения. Итак, нет основания признать не только за несомненное, но даже за вероятное, что это поучение принадлежит митрополиту Кириллу II. В поучении приводятся известные слова из Правила митрополита Кирилла о татарском иге. Но разве не мог привесть их другой писатель, как и приводятся они в одном из поучений Владимирского епископа Серапиона, хотя не буквально 2959 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕРСОН [Герсон; франц. Gerson; латинизир. Gersonius; наст. имя - Жан Ле Шарлье; франц. Jean Le Charlier] Жан (14.12.1363, дер. Жерсон, близ г. Ретель, совр. деп. Арденны - 12.07.1429, Лион), средневек. богослов («наихристианнейший доктор»; лат. doctor christianissimus), проповедник, деятель Соборного движения . Из набожной крестьянской семьи, старший из 12 детей. Начальное образование получил в бенедиктинском аббатстве Сен-Реми в Реймсе, где в 1377 г. стал младшим клириком. В возрасте 14 лет был отправлен учиться в Наваррский коллеж в Париже от «шампанской нации», в 1381 г. стал лиценциатом «свободных искусств». Во время учебы приобщился к формировавшемуся кругу первых гуманистов. Продолжил учебу на теологическом фак-те под рук. богослова Пьера д " Айи . впосл. ставшего его другом и покровителем. Вместе с ним в составе университетской делегации в 1387 г. совершил поездку в Авиньон, где выступил с речью перед папой Климентом VII , в которой призвал утвердить принятое Парижским ун-том решение об осуждении 14 тезисов доминиканца Иоанна Монзона, противника католич. учения о непорочном зачатии Девы Марии. Получив степень бакалавра теологии, Ж. начал преподавать (в 1389-1390 читал курс по «Сентенциям» Петра Ломбардского ). В 1394 г.- в виде исключения для кандидата, не достигшего положенного 35-летнего возраста,- получил степень д-ра теологии и по традиции фак-та поменял имя: по названию родной деревни стал именоваться Жерсоном. В 1395 г. стал преемником д " Айи на должности канцлера Парижского ун-та. Ж. получил известность благодаря проповедям перед королем и двором, направленным на смягчение нравов (прежде всего нравов властей предержащих). Наибольшую славу ему принесла речь, произнесенная в 1391 г. перед кор. Карлом VI Безумным, в к-рой Ж. призвал к объединению нации вокруг монарха. Обласканный Бургундским домом (герц. Филипп Храбрый наделил его неск. церковными пребендами в своих владениях, в т.

http://pravenc.ru/text/182229.html

Кому же из русских князей и княгинь принадлежит часть украшений Святого Креста, об этом можно делать тоже одни предположения, на основании, впрочем, исторических данных. В Переславский период времени, то есть когда Переславль имел своих удельных князей (1152–1302 гг.), трудно и предполагать, чтобы можно было князьям и княгиням спокойно заняться украшениями Святого Креста. Это был период раздробления России на мелкие области, период (с 1238 г.) порабощения России татарами и распрей князей между собою, когда ни один князь русский не был твёрдо уверен в том, что его княжество удержится за ним, когда города переходили от одного властителя к другому по праву сильного. В этом периоде князей можно бы остановиться на сыне Мономаха – Юрие Владимировиче Долгоруком, о котором в летописи замечено: «Князь Юрий Долгорукий построил (1152 г.) в Переславле соборную церковь во имя Преображения Господня, которая была украшена святыми иконами и всяким благолепием» 33 ; но Юрий Долгорукий в 1155 году сделался великим князем Киевским, скончался в Киеве и погребён в церкви Спаса на Берестове. 34 Пересматривая летописи князей Московского периода, с царствования великого князя Иоанна Даниловича Калиты (1323–1340 гг.), первее всего останавливаешься на благочестии великого князя Димитрия Иоанновича Донского (1363–1389 гг.) и супруги его Евдокии (1367–1407 гг.). Оба они отличались ревностию к устроению и украшению храмов Божиих и жили во время святительства митрополита Алексия, который, конечно, имел большое влияние на благочестивое развитие княжеской четы. К тому же во время княжения Димитрия Донского были частые пришествия священных лиц из Палестины в Москву для сбора милостыни, а патриархи посылали чрез них в благословение великому князю и княгине святые иконы и мощи святых. 35 Переславль составлял особую вотчину Димитрия Донского. Так, по случаю нашествия на Москву Тохтамыша в 1382 году в летописи замечено: «Поеде (Димитрий) во град свой Переславль». 36 Супруга его Евдокия тоже, как видно, любила Переславль и подолгу жила в нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Ростовская, Ярославская и Угличская С 1226 года Имена Сведения Кирилл II, епископ, свт. рукоположен с 1231 (6.04.1230) 21.05.1262 Игнатий, епископ, свт. рукоположен с 19.09.1262 28.05.1288 Тарасий, епископ рукоположен с 1288 по 1299 на покое; 1304 Симеон, епископ бывший епископ Владимирский и Суздальский с 1299 по 1311 оставил епархию; 1314 Прохор, епископ, свт. рукоположен в марте 1311 07.09.1328 Антоний, епископ, свт. рукоположен Гавриил, епископ рукоположен с 1336 по 1345 на покое; 1359 (9.09.1356) Иоанн III, епископ рукоположен 12.05.1356 Игнатий, епископ рукоположен весной 1363 Пётр, епископ поставлен осенью 1364 1365 в мор Парфений, епископ упоминается Арсений (Луговской-Грива), епископ рукоположен с 1365 (1370) по 1380 на покое; около 1405 Матфей, епископ упоминается Иаков, епископ, свт. рукоположен с 1386 по 1389 27.11.1392 Ефрем, епископ упоминается Ростовская, Ярославская и Белозерская Имена Сведения Феодор, архиепископ, свт. рукоположен в 1387–1388 28.11.1394 Арсений, епископ упоминается с 1394 по 1396 неизвестно Григорий, архиепископ свт. рукоположен с 29.03.1396 3.05.1416 Дионисий, архиепископ свт. рукоположен с 12.06.1418 18.10.1425 Ефрем, епископ рукоположен с 13.04.1427 архиепископ с декабря 1448 29.03.1454 Феодосий (Бывальцев), архиепископ свт. рукоположен с 23.06.1454 по 03.05.1461 митрополит Московский и всея Руси Трифон, архиепископ свт. рукоположен с 13.05.1462 по 06.08.1467 оставил епархию; 30.12.1468 Вассиан I (Рыло), архиепископ свт. рукоположен с 13.12.1467 23.03.1481 Иоасаф (Оболенский), епископ рукоположен с 22.06.1481 по 1489 на покое; 07.10.1514 Тихон (Малышкин), архиепископ рукоположен с 15.01.1489 по 15.01.1503 на покое в Ростовском Борисоглебском монастыре; 1503 Вассиан II (Санин), епископ свт. рукоположен с 15.01.1506 18.08.1515 Пять лет кафедра оставалась свободной Иоанн IV, архиепископ рукоположен с 09.02.1520 12.05.1525 Кирилл III, архиепископ рукоположен с 04.03.1526 Досифей, архиепископ рукоположен в марте 1539 14.08.1542 Алексий, архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святой благоверный князь Александр Невский Святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий) скончался по пути из Орды в Городце, на Волге, 14 ноября 1263 года, а 23 ноября (под этим днем помещены о нем сведения) 1263 года был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира (ныне там установлен памятник святому князю; еще один памятник установлен в городе Переславле-Залесском). Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении, ибо было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Великий князь Иоанн Иоаннович (1353-1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363-1389), будущему победителю Куликовской битвы, " икону Святый Александр " . Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено). Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский, † 27 апреля 1731 года) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.

http://patriarchia.ru/db/text/908524.htm...

Прохор епископ, свт., рукоположен в марте 1311 † 7.09.1328 Антоний епископ, свт., рукоположен Гавриил епископ, рукоположен с 1336 по 1345 на покое; † 1359 (9.09.1356) Иоанн III епископ, рукоположен † 12.05.1356 Игнатий епископ, рукоположен † весной 1363 Петр епископ, поставлен осенью 1364 †1365, в мор Парфений епископ, упоминается Арсений (Луговской- Грива), епископ, рукоположен с 1365 (1370) на покое; по 1380 † ок. 1405 Матфей епископ, упоминается Иаков епископ, свт., рукоположен с 1386 по 1389 †27.11.1392 Ефрем епископ, упоминается Ростовская, Ярославская и Белозерская Феодор архиепископ, свт., рукоположен в 1387 –1388 † 28.11.1394 Арсений епископ, упоминается с 1394 по 1396 † неизвест. Григорий архиепископ, свт., рукоположен с 29.03.1396 † 3.05.1416 Дионисий архиепископ, свт., рукоположен с 12.06.1418 † 18.10.1425 Ефрем епископ, рукоположен с 13.04.1427 архиепископ с декабря 1448 † 29.03.1454 Феодосий (Бывальцев) архиепископ, свт., рукоположен с 23.06.1454 по 3.05.1461 митр. Московский и всея Руси Трифон архиепископ, свт., рукоположен с 13.05.1462 по 6.08.1467 оставил епархию; † 30.12.1468 Вассиан I (Рыло) архиепископ, свт., рукоположен с 13.12.1467 † 23.03.1481 Иоасаф (Оболенский) епископ, рукоположен с 22.06.1481 по 1489 на покое; † 7.10.1514 Тихон (Малышкин) архиепископ, рукоположен с 15.01.1489 по 15.01.1503 на покое в Ростовском Борисоглебском монастыре; †1503 Вассиан II (Санин) епископ, свт., рукоположен с 15.01.1506 †18.08.1515 Пять лет кафедра оставалась свободной. Иоанн IV архиепископ, рукоположен с 9.02.1520 † 12.05.1525 Кирилл III архиепископ, рукоположен с 4.03.1526 Досифей архиепископ, рукоположен в марте 1539 † 14.08.1542 Алексий архиепископ, рукоположен с 25.02.1543 до конца 1548 † после 1550 Никандр архиепископ, рукоположен с 17.03.1549 † 25.09.1566 Корнилий архиепископ, рукоположен с 19.01.1567 † 7.03.1573 (1574) Иона архиепископ, рукоположен † 20.04.1577 (на кафедру не прибыл) Авраамий архиепископ, упоминается † неизвест. Давид епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОЧИШТЕ Зочиште, муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в 5 км от Ораховаца (Косово и Метохия). Настоятель - игум. Стефан (Миленкович), 6 насельников (2008). Название мон-ря в переводе на рус. язык означает «за очи», поскольку вода расположенного вблизи источника исцеляет глазные болезни. Дата основания обители неизвестна. Согласно легенде, ц. св. целителей Космы и Дамиана на «300 лет старше монастыря Дечани» (т. е. XI в.), но искусствоведы датируют ее XIV в. Возможно, церковь именно этой обители («святых врачей») упоминается в дарственной грамоте 1327 г. серб. кор. св. Стефана Дечанского мон-рю Хиландар и в грамоте 1363 г. серб. кор. св. Стефана Уроша V. В XIV в. близ источника была возведена еще церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Во время Косовской битвы 1389 г. мон-рь пострадал и был восстановлен только во 2-й пол. XVI в. З. упоминается в записках торговца Николы Бошковича в кон. XVII в. Надпись в алтаре ц. святых Космы и Дамиана указывает, что 1 июля 1781 г. Рашско-Призренский еп. Иоанникий (Георгиевич) отслужил здесь литургию вместе со свящ. Милошем и неким диаконом. В сер. XIX в. рус. историк А. Ф. Гильфердинг в путевых заметках писал, что мон-рь сохранился хорошо, но фрески в ц. Космы и Дамиана полностью покрыты копотью. В 1860 г. в З. была проведена реконструкция. В 1871 и 1888 гг. при обители находилась серб. школа. Во время второй мировой войны З. не пострадал. При бомбардировке Белграда в апр. 1941 г. был утрачен комплект монастырских миней XV в., к-рый хранился в НБС. В 80-х гг. XX в. была проведена капитальная реставрация обители, в 1991 г. в З. возобновилась монашеская жизнь. В июне 1999 г. албанцы сожгли братский корпус, а в сент. взорвали обе церкви. Братия успела перенести мощи святых Космы и Дамиана (история их пребывания в З. неизв.) в мон-рь Сопочани и покинуть обитель. Летом 2002 г. была предпринята попытка возрождения обители, в разрушенном храме святых Космы и Дамиана было проведено богослужение, но местные албанцы в ответ подожгли развалины церкви. 17 окт. 2004 г. под защитой КФОР монахи вернулись в З. и начали реставрацию: к 2006 г. были восстановлены братский корпус и ц. святых Космы и Дамиана. 12 июля 2007 г. в З. из Сопочани вернули мощи мучеников Космы и Дамиана, а 14 июля, в день памяти святых покровителей обители, церковь освятил еп. Рашско-Призренский Артемий (Радославлевич).

http://pravenc.ru/text/200087.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАСТРИДА [греч. ρδβλθυοτεΑμαστρις, ρδβλθυοτεΑμαστρος, Αμστρα, Σμαστρος] (совр. Амасра, Турция), город на юж. берегу Чёрного м., визант. митрополия. А. расположена в устье одноименной реки (совр. Амасра-Дереси), на полуострове шириной ок. 200 м, между 2 бухтами, а также на соседнем предгорье и 2 скалистых островах (совр. Бозтепе и Тавшан-Адасы). История А. образовалась ок. 300 г. до Р. Х. в результате слияния милетских колоний Сесама, Китора, Кромны и Тиоса и названа в честь вдовы гераклейского тирана. С 279 г. до Р. Х. находилась в составе Понтийского царства, в 70 г. была добровольно сдана римлянам. В 63 г. до Р. Х. получила статус свободного города. В ходе реформ имп. Диоклетиана А. вошла в состав пров. Пафлагония . Со II в. здесь располагалась база рим. флота; в позднеримско-ранневизант. эпоху А. была обнесена стеной и стала одним из важнейших городов Пафлагонии. С кон. VII - нач. VIII в. в городе размещалась база флота фемы Пафлагония; параллельно происходила перестройка укреплений и расширение гаваней. С кон. VIII в. А. подвергалась араб. набегам. В описании посмертного чуда свт. Георгия Амастридского упоминается о нападении на А. рус. флота (дата ранее считалась спорной; И. Шевченко подтвердил датировку В. Г. Васильевского - до 842 г. ( Š ev enko I. Hagiography of the Iconoclast Period//Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 313-331)); грабя город, нападавшие пытались вскрыть могилу святителя и были поражены «расслаблением членов», после этого многие из них приняли христианство (Васильевский В. Г Русско-византийские исследования. СПб., 1893. Ч. 2). В IX-XI вв. резиденция наместника Пафлагонии (катепана; с XII в.- дуки). В нач. X в. Никита Давид Пафлагон в похвальном слове мч. Иакинфу называет А. «общим торговым центром всего Понта» (PG. 105. Col. 421). В кон. XII в. все окрестности А. были заняты турками. После 1204 г. она оказалась в составе Трапезундской империи , затем ее дважды (в 1211 и 1214) захватывал Феодор I Ласкарь . С 60-х гг. XIII в. связь А. с Византией поддерживалась только по морю; в 1261 г. в А. основана генуэзская колония. Последнее упоминание о политической принадлежности А. Византии относится к 1340 г. Возможно, ок. 1360 г. А. была покорена турками, однако вскоре оказалась во владении генуэзцев. Ок. 1363 г. в А. была перестроена городская цитадель. В 1389 г. город посетил Игнатий Смольнянин , сопровождавший низложенного Киевского митр. Пимена в его поездке в К-поль. А. помогала К-полю зерном и оружием во время его блокады султаном Баязидом I . Ок. сер. XV в. здесь появилась флорентийская фактория. В 1460 г. А. была окончательно взята войсками Мехмета II, 2/3 жителей были переселены в К-поль. Церковная история

http://pravenc.ru/text/114302.html

После этого в переговорах об унии наступила пауза протяженностью в несколько лет. Действительно, оппозиция, на которую император намекал в своем письме, была очень сильной. Хотя в Византии и существовала значительная партия сторонников унии, наиболее выдающимся представителем которой был Димитрий Кидонис, подавляющее большинство византийского клира и народа как во время предшествующих переговоров об унии, так и теперь неукоснительно придерживалось древних вероучительных традиций. Патриарх Каллист, который после начала правления Иоанна V как личный враг Кантакузина вновь вступил на патриарший престол Константинополя, был настроен строго консервативно и всегда заботился о сохранении преимуществ своего патриархата. Греческая Церковь смогла охранить свои права лучше, чем ослабевшая Империя. По собственной воле возникший Сербский Патриархат Каллист подверг анафеме еще во время своего первого патриаршества 1240 , а от болгарского патриарха он добился признания верховенства Константинопольского престола: в Тырново с тех пор имя Константинопольского патриарха возглашалось при богослужении на первом месте. Тем самым был предначертан и путь к улаживанию конфликта с Сербской Церковью. Византийская Церковь отвоевала свои позиции, государство же, напротив, теряло их одну за другой. Вскоре после утверждения Сулеймана в Галлиполи началось систематическое завоевание турками балканских земель. В 1359 г. Константинополь впервые увидел турецкие отряды под своими стенами 1241 . Обессиленная держава не могла оказать сопротивления, и если сильно укрепленной столице пока не грозила непосредственная опасность, то более отдаленная Фракия, у которой гражданские войны отняли последние силы, была отдана на произвол врага. Города сдавались один за другим: уже в 1361 г. в руки турок окончательно перешел Дидимотих, а где-то через год настала очередь Адрианополя 1242 . При Мураде I (1362–1389) покорение балканских земель, причем не только греческих, но и прежде всего южнославянских, вступило в решающую фазу. Так же, как и Византия, южные славяне оказались бессильными против наступления превосходящих сил врага. Если даже сербская держава после смерти Душана находилась в состоянии разложения, то куда более тяжелым было положение Болгарии, которая, распавшись на части и будучи ослаблена тяжелой хозяйственной нуждой и религиозным брожением, пребывала в полном упадке. Опытный полководец Лалá Шахин в 1363 г. вошел в Филиппополь и в качестве первого бейлербея Румелии сделал его своей резиденцией. Сам султан также перенес резиденцию на Балканы, разместив свой двор сначала в Дидимотихе, а затем (примерно с 1365 г.) в Адрианополе 1243 . Так османы прочно встали на ноги уже и в Европе, тем более что турецкое наступление сопровождалось систематической колонизацией. Местное население массами отправлялось в рабство в Малую Азию, а в покоренных областях поселялись турецкие колонисты и турецкие вельможи, прежде всего военачальники султана, наделяемые обширными земельными владениями. 1244

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010