Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ГОРИЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ГОРИЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Архиерейское подворье (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. XIII - нач. XXI в. Основан не позднее кон. XIII в. Установить более точное время основания обители, выяснить обстоятельства ее создания не представляется возможным. Однако при 1-м упоминании в источниках П.-З. Г. м. уже имел статус архимандритии. Получить его обитель могла либо во 2-й пол. XIII в., т. е. в период существования Переяславского княжения, либо в нач.- 1-й пол. XIV в., когда его некоторые бывшие земли, включая мон-ри и села, вошли в состав Митрополичьей области . Первыми известными по источникам настоятелями мон-ря были архимандриты Филимон и Пимен , буд. митр. Киевский и всея Руси. О значимости переславских архимандритов в политической жизни Сев.-Вост. Руси свидетельствуют следующие факты. В 1348 г. архим. Филимон был одним из посредников и свидетелей при заключении важного «докончания» Владимирского, Московского и Новгородского вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого с родными братьями удельными князьями Иоанном II Иоанновичем Красным и Андреем Иоанновичем после произошедшего между ними конфликта (ДДГ. 2. С. 13). В 1353 г. в Москве настоятель П.-З. Г. м. «сидел» у духовной грамоты умиравшего правителя Москвы (Там же. 3. С. 14), а ок. 1360 г. стал епископом Коломенским ( Строев. Стб. 696, 1029). Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев В 1353-1354 гг. и позднее П.-З. Г. м., вероятно, посещал митрополичий местоблюститель Афанасий . В 1354 г. в Преображенском соборе Переяславля (ныне Переславль-Залесский) он поставил во игумена Троицкого на Маковце монастыря прп. Сергия Радонежского. Его пребывание в городе должно было сопровождаться посещением местных обителей, главную роль среди к-рых играл П.-З. Г. м.

http://pravenc.ru/text/2580002.html

Сергия, оплечно, с темными волнистыми прядями волос на плечах и недлинной окладистой бородой. Иконописный образ преподобного в рост, с короткими волосами и длинной, сужающейся книзу бородой, со свитком в левой руке (правой придерживает мантию), находится на столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского в приделе Троицкого собора ТСЛ (работа мон. Иулиании (Соколовой) , 70-е гг. XX в.). После восстановления Старо-Голутвина мон-ря первая икона Г. была написана в кон. 90-х гг. XX в. игум. Кириллом (Федотовым). В 2005 г. для иконостаса нового придела во имя Г. монастырского храма прп. Сергия Радонежского выполнен ростовой образ святого; в обители имеется также его икона-пядница 2003 г. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 87-88; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 83; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 138. А. Б. Мазуров Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/166541.html

Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/200175.html

В Житии сообщается, что М. был погребен в основанном им храме во имя св. Иоанна Предтечи в Колленьо, к-рый впосл. был расширен и стал называться его именем. Долгое время историки считали это сообщение недостоверным и думали, что автор Жития спутал храм в Колленьо с кафедральным собором Турина, к-рый также был освящен во имя св. Иоанна Предтечи. Однако во 2-й пол. XX в. при реставрации ц. Сан-Массимо в Колленьо были обнаружены остатки фундамента и стен 3-нефной базилики (V в.), перестроенной из более раннего общественного здания. Вскоре после основания церкви вокруг нее возникло кладбище; храм перестраивался в VIII-IX вв. и в XI-XII вв. (в романском стиле), был частично разобран при реконструкции в 1-й пол. XVIII в. (подробнее см.: Bernardi Ferrero. 1958; Crosetto. 2004). Т. о., почитание М. в Колленьо и посвящение ему храма, ранее освященного во имя св. Иоанна Предтечи, могли быть действительно связаны с тем, что в этом храме покоились мощи М. (ср.: Tuninetti. 1998. P. 228-229). Самое раннее упоминание об этой церкви, принадлежавшей каноникам туринского соборного капитула, содержится в грамоте имп. Генриха III от 1047 г. (Aecclesiam... cardinalem in honorem sancti Maximi in Quinto - Die Urkunden Heinrichs III/Hrsg. H. Bresslau, P. Kehr. B., 1931. S. 250-255. N 198. (MGH. Dipl. Reg. Imp.; 5)). В наст. время ц. Сан-Массимо в Колленьо отреставрирована с сохранением археологических слоев и является важным центром почитания М. С XIV в. известны посвященные М. церкви в еп-стве Турин, а также капелла в кафедральном соборе (упом. в 1327; см.: Tuninetti. 1998. P. 229-231). Важное свидетельство почитания М. жителями Турина в позднем средневековье - изображение святого на начальном развороте рукописи «Codice della Catena» - городских статутов, дарованных в 1360 г. гр. Амедеем VI Савойским туринской коммуне. М. изображен с нимбом святого в одеянии епископа, с епископским посохом и перстнем, рука сложена в благословляющем жесте; по сторонам от него изображены туринские мученики Октавий и Адвентор; на противоположном листе рукописи помещено аналогичное по композиции изображение св. Иоанна Предтечи с предстоящими туринским мч. Солютором и пострадавшим в Вентимилье мч. Секундом, к-рый почитался в Турине. Др. изображения М., сохранившиеся в храмах Турина и его окрестностей, относятся к более позднему времени (см.: Ibid. P. 229-233).

http://pravenc.ru/text/2561592.html

Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Святые А., Пигасий, Аффоний, Елпидифор и Анемподист изображались, как правило, вместе; одеяния и жесты традиционны для мучеников: облачены в богато украшенные хитоны и плащи, в руке держат крест. Их облик в памятниках визант. искусства в основном соответствует описанию, приведенному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., хотя есть и различия: А.- «молод, с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 10. 64), Аффоний - «молод, с раздвоенною бородою» (Ч. 3. § 10. 66), Пигасий часто изображен седовласым, с седой заостренной бородой средней длины, но в «Ерминии» о нем сказано: «молод, с круглою бородою» (Ч. 3. § 10. 65), Елпидифор и Анемподист, согласно тексту «Ерминии», «юные, без бород» (Ч. 3. § 10. 67), но лишь один из них обычно представлен без бороды (чаще Анемподист), др.- всегда с бородой. Их изображения сохранились в храмах Каппадокии: в Нов. Токалы, кон. X в.; в Гёреме 11, X в.; Киличлар-Кушлюк Гёреме, 1-я пол. XI в.; Диреклы-килисе в Белисирма, нач. XI в.; в ц. св. Феодора в Ешильоз, XI в.; а также: в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в., в ц. Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в.; на миниатюре в Синаксаре, 3-я четв. XI в. (РНБ. Греч. 373. Л. 1об.); в зап. части наоса кафоликона Успения Богородицы мон-ря Дафни , ок. 1100 г.; на сев. стене нартекса ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в ц. Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (Греция), посл. треть XIII в.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в ц. Таксиархов в Кастории (Греция), 1359-1360 гг. Сцена мучения представлена в Минологии Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 155); во фресках трапезной Великой лавры св. Афанасия на Афоне, 1512 г. Единоличные изображения этих святых встречаются редко: А. представлен один в ц. св. Иоанна Крестителя 4) в Гюлю-Дере (Каппадокия), между 913 и 920 гг., в ц. Богородицы на о-ве Наксос (Греция), ок. 1056 г.; А. и Пигасий - в Баллы-килисе в Соганлы (Каппадокия), 1-я пол. X в.; на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/63888.html

Все атрибуты К. А. (лилия, крест, книга, дароносица) изображались на гербе ордена кларисс (напр., гравюра XVII в., Музей капуцинов, Рим). В нарративных циклах святая представлена без атрибутов. Наряду с изображениями К. А. в рост (примером для них послужил предположительно образ на склонах арки в верхней базилике Сан-Франческо в Ассизи или в капелле Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции, 1325) получил распространение тип поясного изображения (часто под полукруглыми или стрельчатыми арками). Ранним следует считать образ К. А. на склоне оконного проема справа от входа в капеллу св. Мартина Турского нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи (худож. С. Мартини, 1318). Св. Клара при осаде Ассизи. Худож. Кавалер д’Арпино. 1-я пол. XVII в. (ГЭ) Св. Клара при осаде Ассизи. Худож. Кавалер д’Арпино. 1-я пол. XVII в. (ГЭ) К. А. часто изображается в композициях: рядом со св. Франциском Ассизским среди пророков и блаженных на полиптихе в капелле Барончелли ц. Санта-Кроче во Флоренции (Джотто и мастерская, 1328), у Распятия, у трона Богоматери (запрестольный образ в ц. св. Франциска Ассизского в Пиране (Словения), худож. В. Карпаччо, 1518). В нижней части композиции алтарной картины «Древо жизни» (худож. П. ди Буонагвида, 1305 - ок. 1310, Галерея Академии, Флоренция) К. А. представлена коленопреклоненной, со свитком. Примеры житийных циклов К. А. немногочисленны. Их состав сформировался под влиянием иконографического репертуара житийного ряда в ц. Санта-Кьяра в Ассизи, в композициях которого представлены эпизоды жизни святой: К. А. получает в Вербное воскресенье пальмовую ветвь от еп. Гвидо; возвращение от св. Франциска Ассизского из Порциункулы; пострижение Агнессы; чудо умножения хлебов; явление Пресв. Богородицы умирающей К. А.; папа Иннокентий IV возглавляет церемонию погребения святой. Сокращенный вариант житийного ряда известен по росписи (с ранней условной датировкой) в ц. Сан-Пьетро-ин-Винеис в Ананьи, с сер. XIII до сер. XVI в. принадлежавшей ордену кларисс. По мнению нек-рых исследователей, роспись восходит к 1255 г., когда К. А. была канонизирована. Нач. XIV в. датируют выполненную последователями Джотто серию фресок в правом трансепте ц. Санта-Кьяра в Ассизи (сохр. сцены смерти и погребения К. А.). На витражах из церкви аббатства Кёнигсфельден в кантоне Аргау (Швейцария) (ок. 1360, ГЭ) представлены сцены из Жития К. А.: ее решение следовать за св. Франциском Ассизским, пострижение в монахини, постриг Агнессы.

http://pravenc.ru/text/1841249.html

Во 2-й пол. XII в., до гибели Андрея Боголюбского, Б. м. являлся, по-видимому, скромным домовым богомольем князя и его семьи и мог располагаться где-то в юж. части замка, близ совр. Благовещенской трапезной церкви. Преемники кн. Андрея, утратив интерес к приходившей в упадок загородной резиденции, обосновались во Владимире, и уже к нач. XIII в. мон-рь, вероятно, занимал практически всю территорию бывш. замка. Косвенно этот вывод подтверждается тем, что свт. Иоанн был погребен у Рождественского храма «вместе с прочей братиею», т. е. у бывш. придворного собора к 1214/15 г. уже существовало монастырское кладбище. Сведения по ранней истории мон-ря скудны и отрывочны. В 1174 г. Боголюбово было разграблено заговорщиками, убившими кн. Андрея, через 3 года подверглось опустошению при нападении рязанского кн. Глеба. Мон-рь был, по-видимому, разорен в 1238 г. монголо-татарами, возможно, пострадал в 1293 г. при совместном нападении кн. Андрея Александровича Городецкого и татар на Владимир, в 1382 г.- при походе хана Тохтамыша и в 1411 г.- при нашествии на Владимирскую землю царевича Талыча, однако не приходил в окончательное запустение. В 1263 г., при перенесении мощей вел. кн. св. блгв. Александра Ярославича Невского из Городца во владимирский Рождества Богородицы муж. мон-рь, св. мощи встречали в Боголюбове митр. Кирилл «с чином вкупе церковным», «князь, и бояре, и весь народ, мали и велицы». В 1360 г. Б. м. посетил Московский митр. свт. Алексий , основавший тогда же в соседнем с. Добром (ныне район Владимира) Константино-Еленинскую обитель; после 1364 г. свт. Иоанн , еп. Суздальский, удалился на покой в Б. м., где и скончался в 1373 г. (погребен в суздальском кафедральном соборе Рождества Богородицы). По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 3 нояб. 1687 г. Б. м. стал Патриаршим домовым мон-рем, в 1753 г.- синодальным, позднее перешел в ведение Владимирских архиереев, с 1882 г. до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 г. причислен к 3-му классу, в 1872 г.- ко 2-му, в 1891 г.- к 1-му. Со времени основания управлялся игуменами, с 1799 г.- архимандритами. В 1-й пол. XIX в. к Б. м. был окончательно приписан храм Покрова на р. Нерли, в 1857 г.- Константино-Еленинский, в 1874 г.- Волосов во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ри. Храмы и др. постройки

http://pravenc.ru/text/149505.html

Троице», кон. XVII в., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ). Образ А. М. помещен на иконе «Собор Радонежских святых» на юго-зап. столпе Успенского собора, 2-я пол. XIX в. (ТСЛ). На прориси с иконы 1814 г. А. М. изображен в Соборе рус. святых ( Маркелов. Т. 1. С. 455). Сохранилась икона преподобных А. М. и Саввы Московского 2-й пол. XIX в., происходящая из Андроникова мон-ря. Основатель обители представлен старцем с длинной бородой, в рост, в мантии и схимническом аналаве, левая рука с четками прижата к груди. После закрытия мон-ря в 1918 г. икона оказалась в ризнице ц. Воскресения Словущего (ап. Филиппа) в Филипповском пер. в Москве, куда была принесена свящ. Сергием Дубровиным (впосл. архим. Андроник); в 1996 г. возвращена в Спасский собор и помещена в местном ряду иконостаса. Изображения А. М. и прп. Саввы присутствуют в росписи юж. стены ц. свт. Николая в Толмачах в Москве, 50-60-е гг. XIX в.; в оконном проеме Трапезной ц. ТСЛ, 50-е гг. XX в. В 80-90-х гг. XX в. появилось неск. икон А. М., созданных московскими иконописцами. В 1995 г. для Спасского собора Андроникова мон-ря настоятелем прот. Вячеславом Савиных была написана храмовая икона преподобных А. М. и Саввы Московского, предстоящих в молении Нерукотворному Образу Спасителя (на раме образа). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 493. 1226; Богоматерь Владимирская: Сборник материалов; Каталог выставки/ГТГ, ГММК. М., 1995. С. 128-129. Кат. 26; Большаков. Подлинник иконописный. С. 106-107; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 94-95, 340-341, 454-455; Т. 2. С. 51; Хоругвь: Сб. статей. М., 1998. С. 110-111. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам.

http://pravenc.ru/text/115424.html

Тот факт, что новый митр. св. Петр (1308-1326) - уроженец Волыни - оставил своей резиденцией Владимир-на-Клязьме (в конце жизни поселился в Москве), говорит об объективном и необратимом характере происшедших перемен. Москва стала местопребыванием преемника свт. Петра - грека митр. Феогноста, неоднократно посещавшего юго-западнорусские части Киевской митрополии. Перед кончиной свт. Феогност добился от К-поля согласия после своей смерти поставить на митрополию свт. Алексия, что и совершилось в июне 1354 г. Перед своим отъездом из К-поля свт. Алексий получил от патриарха Филофея утверждение перемещения кафедры Киевского митрополита из Киева в Сев. Русь (Владимир-на-Клязьме). Патриарх закрепил за Киевским митрополитом управление Владимирской епархией, Киев должен был числиться «собственным престолом и первым седалищем архиерейским, а после него и вместе с ним святейшая епископия Владимирская была бы вторым седалищем и местом постоянного пребывания и упокоения» митрополитов (ПДРКП. Прил. Стб. 67-70). После перемещения церковного центра на северо-восток Киевские митрополиты приезжали на южные земли митрополии. По свидетельству древнейшего Жития митр. Петра, этот святитель посетил «Волынскую землю и Киевскую...» ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 415). Митр. Феогност, путешествуя по Юго-Зап. Руси в 1329-1331 гг., неск. месяцев провел в Киеве; святитель вновь побывал в волынских епархиях в 1347 г. Митр. Алексий приехал в Киев в янв. 1359 г. и ок. 1360 г. был арестован по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда . Митрополиту удалось бежать, и он вернулся в Москву. После этого последовал разрыв отношений между главой Рус. Церкви и литов. правителем, к-рый сопровождался расстройством церковной жизни и управления в правосл. литов. епархиях. Впосл. Ольгерд неоднократно жаловался в К-поль на то, что митр. Алексий не посещает ни Киев, ни епархии в Великом княжестве Литовском. Положение улучшилось после поставления в 1375 г. митр. св. Киприана , жившего в Киеве в 1376-1390 гг. (с перерывами). В 1396 г. и 1404-1405 гг. он приезжал в Киев уже в качестве общерусского митрополита. Очевидно, свт. Киприан во 2-й пол. 70-х гг. сумел установить связи и с духовенством восстановленной в 1371 г. Галицкой митрополии. Поставленный на Киевскую кафедру в 1409 г., свт. Фотий провел в Киеве осень и зиму 1409/10 г., в марте 1410 г. уехал в Москву, митрополит вновь посетил литовские епархии в 1411-1412, 1420 гг. Фотий неоднократно обращался с наставлениями к братии Киево-Печерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

(6) Феодор II. В продолж. Нестора стр. 175, Лет. Никон. списка IV. 62 в числе епископов, посвященных св. Алексеем, митрополитом всея России, помещен и Феодор тверской. Если так, то по-видимому бы некому быть кроме сего Феодора, но он Тверским епископом упоминается раньше Алексеева митрополитства, например в летописи по Никоновскому списку III. 181, под летом 1344 (6852) именно: в Спасском тверском соборе епископ Феодор того года сделал медные двери; 6857 года алтарь того собора украсил стенописью; 6861 г. сделал кресты золоченые на том соборе и церквах Димитриевской и Введенской; сей архипастырь пред прочими владыками продолжал украшать храмы: 6866 г. еще медные двери сделал в соборе, 6867 г. там мраморный пол, 6868 г. стенопись в малой Введенской церкви. В 6857 году примирил кашинского князя Василия Михайловича с тверским Всеволодом Александровичем: променялися княжениями – Всеволод Тверское отдал кашинскому, а Кашинское взял себе. 6862 года Роман, поставленный в Цареграде митрополитом российским, через послов своих тяготил тверское духовенство и в 6868 году прибыл сам в Тверь, но Феодором там не был принят. Зимою 6867 г. Феодор сопутствовал святителю митрополиту Алексею в Киев, и на пути просил уволить его от владычества в Твери «ради настроения тверских князей»; но митрополит отпустил его с Коломны в свою епархию, «наказан терпеть с подожданием». В 1360 (6868) году оставил тверское архиерейство и удалился на покой в Отроч монастырь (лет. по Никон. списк. III. 155–217), где и скончался 1367 года марта 20, погребен в малой Введенской церкви в одном месте с владыкою Андреем (там же IV. стр. 15. Лет. Львова II. 136). Что сказано о сем владыке в лет. по Никоновск. списку, то все повествуется в древней летописи 1775 г. I. стр. 175–230 и 249. В Супральской рукоп. стр. 77 и Новгор. лет. попа Ивана стр. 626 сказано, что зимою 6867 года Феодор посвящал во священники Алексея, избранного на Новгородское архиерейство. Которому из этих двух Феодоров писал новогородский архиепископ Василий «Послание о рае», помещенное в летописях, как-то Софийском Времен. I 330–334, остается исследовать более опытным. По рукописи графа Толстого I, стр. 479 значится, что «послание» писано 1347 г., следовательно, Феодору II.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010