В. Мышцин. (Продолжение следует). Мышцин В.Н. Отношение церковного устройства к строю общественному и государственному в первые два века//Богословский вестник 1908. Т. З. 10. С. 269–297 (2-я пагин.). (Окончание.) Отношение церковного устройства к строю общественному и государственному в первые два века Параллели в церковном и общественно-государственном строе (Окончание) 135 Первые три века христианской эры были временем, когда на развалинах республиканского строя в римском государстве мало-помалу стала вырастать монархия. Процесс превращения республики в империю начался еще до Р.Х., именно с 13 января 27 года, когда Август формально получил от сената чрезвычайные полномочия, а завершился во времена Диоклетиана, после которого от старой республики не осталось и следов. Хотя весь этот длинный период характеризуется обычно как время диархии, время двоевластия принцепса и сената, однако фактически ни в начале, ни в конце он не был таковым. Если при первых прнцепсах народ сохранял еще свою законодательную власть и право избрания магистратов, если еще при Тиберии и даже при Клавдии появлялись законы с утверждением народа 136 , то ко времени Диоклетиана даже сенат не сохранил почти ни одного из своих прав 137 . Республика постепенно уступала свое место империи. Сначала политические права от народа были отняты в пользу сената и принцепса, затем и сенат дожжен был уступить их принцепсу. Точно датировать все важнейшие стадии этого процесса нет возможности. Это можно сделать лишь приблизительно. При Августе народ лишается судебной власти 138 . При Тиберии выбор магистратов были перенесены из народных собраний в сенат 139 . Правда и после этого народ не был устранен вполне от избрания магистратов. Еще в III веке церемония ренунциации избранных перед народным собранием признавалась необходимой, и избранный в сенате консул считался до нее лишь consul designatus 140 . Но это утверждение народа имело скорее формальное значение. Фактически избирательные права перешли к сенату и принцепсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

123. Справка митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) о патриотической деятельности в период оккупации священника Ф. Пузанова. Ленинград, 2 июня 1944 г. 124. Из «Сообщения о событиях на территории СССР 145» оперативных групп и команд полиции безопасности и СД. Берлин, 12 декабря 1941 г. 125. Обращение духовенства Орловской епархии к митр. Серафиму (Ляде) с благодарностью за оказанную помощь и просьбой прислать епископа. Орел, октябрь 1942 г. 126. Из «Сообщения с занятых восточных территорий 34» штабного управления шефа полиции безопасности и СД. Берлин, 18 декабря 1942 г. 127. Доклад церковного отдела Симферопольской городской управы «Церковная жизнь в Крыму». Симферополь, август 1943 г. 128. Из «Сообщения о событиях на территории СССР 73» оперативных групп и команд полиции безопасности и СД, Берлин, 4 сентября 1941 г. 129. Из «Сообщения о событиях на территории СССР 79» оперативных групп и команд полиции безопасности и СД. Берлин, 10 сентября 1941 г. 130. Из «Сообщения о событиях на территории СССР 90» оперативных групп и команд полиции безопасности и СД. 21 сентября 1941 г. 131. Из «Сообщения о событиях на территории СССР 154» оперативных групп и команд полиции безопасности и СД. Берлин, 12 января 1942 г. 132. Письмо администратора автокефальной Украинской Церкви архиеп. Лоликарпа (Сикорского) еп. Венедикту (Бобковскому) с предложением передать приходы Полесской епархии архиеп. Александру (Иноземцеву). Луцк, 25 февраля 1942 г. 133. Ответ архиеп. Венедикта архиеп. Поликарпу. Гродно, 2 апреля 1942 г, 134. Из меморандума ведомства реихслеитера А. Розенберга о германской политике в рейхскомиссариате Остланд. Берлин, начало июня 1942 г. 135. Из «Сообщения с занятых восточных территорий 6» штабного управления шефа полиции безопасности и СД. Берлин, 5 июня 1942 г. 136. Письмо начальника руководящей группы по вопросам культуры Восточного министерства начальнику руководящей 358 группы зарубежных народов о необходимости борьбы с прорусской позицией белорусского духовенства. Берлин, 1 нюня 1944 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начальствующее в Акаде­мии разыскивали виновника этих заметок и надписей: но почерк был не один и часто намеренно изменен. Впрочем двоих наиболее признали.-Один из них сознался; сделанные им над­писи не содержали в себе особенно укоризненнаго; однако, он был лишен должности старшаго в ком­нате,-Другой, также старший, не сознался. Но когда классический журнал, снова по очереди доставшийся в его руки, снова оказался с дерз­кою надписью, которую впрочем сам он предъявил начальству, как сделанную неизвестно кем, во время стола, в его отсутствие, то за невнимательное хранение вверенной ему книги и за неисправность в исполнении своих обязанностей, лишен должности старшаго и пред­ложено ему свободно уда­литься из Академии. Когда же он не изъявил на это желания, взято от него прошение об увольнении из Академии, которым началь­ство могло бы воспользоваться при первом беспорядке с его стороны. И тот и дру­гой воспитанник принадле­жали к числу студентов наиболее даровитых; потому жалко было, за временное увлечение юности испортить всю их будущность. Первый из них окончил курс в 1 разряде; другой, хотя и удержался в Академии, но мало занимался классически­ми уроками, и потому окон­чили курс во 2 разряде. В заключении нельзя не обратить здесь внимание на образ мыслей автора, кото­рый с насмешкою выражается, что „без целесообразности, философия в Академии не мыслима, и такую философию называт не философиею, а ермолафиею. 2 Автор книги, бывший проф. СПб духовной академии Дм. Ив. Ростиславов † 18 фев. 1877. Книга издана в 2-х томах в Лейпциге в 1866 г. См. о Ростиславов в хронике жизни преподобного Саввы, т. 3 стр. 658. 4 Бухарев А. Матв. в монашестве извест. архимадрит Феодор, в 1863г сложил с себя звание монашеское. Ск. в 1871 г. Подробные сведения о нем см. Богосл. Вестник – 1904 г. июль и август и Православный собеседник – апрель за 1896г. и Ист. Каз. ак. Знаменского, выпуск 1– 1891 г. стр. 124–136 и выпуск 2-й 1892 г. стр. 205–291, 388–389. Русск. Стар. 1897 г., март. Толкование апокалипсиса (Современное состояние мира и политические события о. Бухарев объяснял по апокалипсису) стояли о. Бухареву многих нравственных страданий. См. записки Гилярова-Платонова «из пережитого». (11, 290–291)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

124 «Невидимый колледж», стр. 28. 125 Там же, стр. 195. 126 Там же, стр. 3. 127 Там же, стр. 197– 198. 128 Валле. Пропуск в Магонию. Генри Регенери Комп., Чикаго. 1969, стр. 150–151. 129 Валле. Невидимый колледж, стр. 196. 130 Валле. Пропуск в Магонию. стр. 23–25. Одна из лепешек была даже подвергнуга анализу в лаборатории пищевых и лекарственных продуктов департамента здравоохранения, образования и благосостояния и оказалась «земного происхождения». 131 «Невидимый колледж», стр. 115. 132 Там же, стр. 27. 133 Там же, стр. 117. 134 Там же, стр. 202. 135 «Канадские сообщения об НЛО», лето 1977. 136 «НЛО: операция «Троянский конь " », стр. 46, 299. 137 Линн Г. Кейто. НЛО и близкая тематика: аннотированная библиография. Издание правительства США, Вашингтон, 1969. 138 Клиффорд Уилсон и Джон Уэлдон. Близкие контакты: более вероятное объяснение. Мастер Букс, Сан-Диего, 1979; журнал «Проекты духовных подделок», Беркли, Калифорния, август 1977: «НЛО: научная фантастика становится явыо». 139 «НЛО: более вероятное объяснение», стр. 298–305. 140 Православная доктрина о демонах и Ангелах, их явлениях и видениях, суммированная великим православным отцом X IX века, епископом Игнатием (Брянчаниновым) , рассмотрена в книге отца Серафима (Роуза) «Душа после смерти». 141 Ф.Р. Хор – пер. «Западные отцы». Харпер Торчбекс, Нью-Йорк, 1965, стр. 36–41. 142 «Северная Фиваида». Изд. Братства преп. Германа Аляскинского, 1975, стр. 91–92. 143 С. Нилус. «Сила Божия и немощь человеческая». 144 «Невидимый колледж», стр. 206. 145 Там же, стр. 187. 146 Там же, стр. 114. 147 Там же, стр. 34. 148 Там же, стр. 14. 149 Многие сообшения о «большеногих» и других «чудищах» обнаруживают те же оккультные особенности, что и встречи с HJIO, и часто они совпадают с такими встречами. 150 Два других недавно открытых «паранормальных» явления показывают, насколько нагло демоны используют физические средства (в частности, современные устройства), чтобы войти в контакт с людьми. (1). Один латвийский ученый (а следом за ним и другие) открыл явление таинственных голосов, которые появляются на магнитофонной ленте, даже если запись производилась в клинических условиях, в полной тишине, и результаты напоминают результаты медиумических сеансов.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

126 Эти факты доказывают, что С-й постоянно жил своими мыслями религиозного характера, что даже такое трудное дело, как ревизия Сибири и дальнейшее генерал-губернаторство, не отрывало его от раз мышлений. 127 Правда, мне встретилась одна рукопись, на которой водяной знак 1806, а дата – 30 января 1819 года, но это случай единственный. 136 Правда, в этой статье попадаются неверные (ссылки см. стр. 560, где ошибочно показано, будто письмо к Словцову было помещено в „Москв.“ 1845 г. 5), но таких ошибок мало. 154 Напр. суждение или, вернее, осуждение автором французской революция по статьям духовных журналов. 161 См. Галахова в „Ж. М. Н. П.“ 1875, XI; Булич, „Ист. Об.“ т. т. XII 1901 г.; Дубровин, о. с.: Пыпин, о. с; и др. 164 Об этом см. его „Досуги“, напечатанные в „Сыне Отеч.“ за 1844 г. е 1 и 2 в воспроизводимые Катетовым и Лонгиновым. 169 Об этом см. между прочим Баснина „Воспоминания о Сперанском“ в „Историч. вест.“ 1903 г. I, из бумаг А. Быкова, „Русск. Ст.“ 1903 г. IX стр. 517. 172 См. письмо его к архимандриту Евгению от 1800 года и особенно к В.П. Каразину – „Москв.“ 1842 г. 6 стр. 339. 175 Очевидно, – французский перевод главного труда знаменитого основателя квиетизма – перевод Guida Spirituale, 176 Кроме всего прочего этот список чрезвычайно важен для выяснения корней наших мистических течений среди интеллигенции; между прочим, он указывает, что у нас знали не только Бме (это давно известно), но даже его английских последователей – Пордеджа и Рюисброка. 188 Я излагаю здесь кратко мысли С-го, т. к. они неоднократно и подробно налагались другими исследователями. 189 Гауэншильд (де-) Феодор Матвеевич (Фридрих Леопольд, Август) в 1811 г. преподавал немецкий язык в Царскосельском лицее, где впоследствии быт директором. В 1822 году вернулся в Германию. О нем подробнее у Селезнева, в „Истории Александровского Лицея“. 197 Труд Лонгинова очень ценен по собранным материалам, но вызывает досадное чувство постоянным смешением терминов „теософия“, „мистицизм“, „масонство“ и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

253 Paedag. 1. III p. 291, ed. Poter; Тертуллиан в трактате De baptismo замечает: Dehinc manus imponitur, per benedictionem advocans et invitans spiritum sanctum (cap. VIII, изд. Oehler p. 626); сн. Август. De bapt. III , 16: manus impositio est oratio super hominem. Constit. Apost. 1. VIII с IX not. 22 у Migne Patrol. Graec. t. I, 1083. 257 Quinque digitis quomodo aliqui (Latini) benedicunt, et cum polllce faciem signant, tanquam monotheletae... Blnter., Denkwürd. B. VII. Th. 2 s. 336. 258 Преосв. Макарий, на основании исследований Гретзера, замечает, что латиняне совершали в продолжение веков крестное знамение и благословение – и одним, и двумя, и тремя, и всеми пятью перстами безразлично. Братское Слово, 1875 г. кн. IV, отд. II, стр. 37 примечание 20. 259 Calicem et oblatam recta cruce signate, id est, non in circulo et variatione digitorum, ut plurimi faciunt, sed districtis duobus digitis et pollice intus recluso, per quos Trinitas annuitur, istud signum+recte facere studete, non enim aliter quidquam potestis benedicere. Binter. B. IV. Th. 1 s. 519. 261 Дюканж, Constantinop. Christian., pp. 168, 116, 136, 159, 218, 242 и другие. У Гоара на изображении греческого святителя в полном облачении благословляющая рука представлена: два перста, указательный и средний, подняты и сжаты, безымянный с большим сложены накрест, мизинец поднят. На древнерусских архиерейских печатях по большей части два перста подняты вверх, два пригнуты и большой положен на последние. 262 Porrigit dexteram et ad instar oratorum conformat articulum, duobus infimis conclusis digitis, ceteros eminus porrigit... De aur. asin., iib. II. Жест, о котором здесь идет речь у Апулея, послужил образцом, по мнению автора художественной истории креста, для латинского благословения, отличительный признак которого составляют три поднятых пальца (большой, указательный и средний) и два остальных (безымянный и мизинец) пригнутые. Stockbauer, Kunstgeschichte d. Kreuzes, s. 278; ср. Kraus Real Encyklopädie B. I s. 601, 645. А греческое именословное благословение, по предположению того же ученого, ведет свое начало от жеста, о котором Квинтилиан говорил (Instit. orat. lib. IX с. 3); Est autem gestus ille maxime communis, quo medius digitus in pollicem contragitur explicatis tribus, и который будто бы по расположению пальцев близко подходил к буквенному начертанию IC. ХС. Там же, s. 278.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Сотворив крестное знамение, пустынник схватил эфиопа за руку и спросил: кто ты? как твое имя, кто тебя послал сюда и зачем? Тот ответил: «я – сильный у Велиара, но подчинен Фотию; мое имя – Левуфа; я споспешник волшебников и чародеев, путеводитель блудников и разбойников, друг еллинов и моего тайного служителя Фотия. Меня послал мой властелин отмстить за него за вчерашние против него обиды и попытаться сделать, чтобы ты, раскаявшись, принял его (Фотия как патриарха) и отрекся от Бога, как это сделал он и со многими другими. Но ты отнял у меня силу оружием креста». Пустынник еще раз поразил эфиопа знамением креста, и видение исчезло. – Один ремесленник, как рассказывают очевидцы, много дней страдал предсмертными муками, кусал себе язык, губы и руки и не мог умереть. Наконец, немного очнувшись, сказал: «знайте, братья, что патриарх Фотий учил меня не причащаться натощак, и за то, как видите, я мучаюсь и не могу умереть». Сказав это, он умер. – Нет нужды доказывать нелепость приведенных рассказов (см. Герасима Яреда , Отзывы о Фотии, патр. к-польском. СПБ. 1871, стр. 227; Лавровского. Св. Кирилл и Мефодий, как православные проповедники и учители у запад. славян. Харьков 1863, стр. 202–207; см. Дух. Вестник, 1863 (V) 363 и дал.; Ив. Малышевский. Свв. Кирилл и Мефодий. Киев 1886, стр. 76. Sirsch, 341; даже у болландистов–Аста SS. November, II 329 § 39; не верит их подробностям и Гергенрётер (В. I, 475), но он пользуется ими против Фотия, желая видеть в них выражение тех взглядов на патриарха, каких держались народные массы. Однако доказать, что в рассказах Псевдо-Симеона мы имем дело не с памфлетом, вышедшим из тесного кружка личных врагов Фотия, а с общенародным суждением о Фотии, Г-р не пытается, так как это и вообще невозможно. 2216 См. напр. энтронистику Фотия (Βαλετ. σελ. 136 P. G. CII р. 588). Свои проповеди Фотий нередко заканчивает молитвой за царя, об укреплении его в добродетели и благочестии, о даровании ему побед (ριστρχης II, 171; II, 200; II, 244; II, 307).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почему Рождество случилось именно тогда — две тысячи лет назад? По мысли русского религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева , к моменту появления в мире Вифлеемской звезды окончательно изжили себя две мировоззренческие тенденции. И Древний Восток (с его верой в божество, всецело подавляющее человеческое начало), и Древний Запад (с его мифопоэтическим и философским богоборчеством) замерли в ожидании и призыве. Чего же? «И бесчеловечный бог Востока, и безбожный человек Запада одинаково призывали истинного Богочеловека» . Предчувствия перемен Ожидания чего-то небывалого были разлиты в те времена буквально повсюду. Ярким примером языческих провиденциальных чаяний может считаться знаменитая эклога Вергилия: Сызнова ныне времен зачинается строй величавый, Дева грядет к нам опять, и грядет к нам Сатурново царство. Снова с высоких небес посылается новое племя. К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену Роду железному род золотой по земле расселится.   «Буколики», 40 г. до н. э. Ангелы в момент Рождества , как мы помним, возглашают: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей — благоволение!» (Лк 2:14). Это очень знаменательно. Могучая Римская империя тоже предлагала народам земли мир, так называемый Pax Romana, но этот мир утверждался среди людей с помощью насилия. В этом смысле показателен новозаветный рассказ о проведении государственной переписи. Император Август единым росчерком пера сдвинул с насиженных мест значительные группы населения. При этом участь конкретных людей его совершенно не заботила. Поэтому женщина, находящаяся на девятом месяце беременности, отправилась верхом на осле в другой город лишь для того, чтобы не нарушить правила переписи. Человек в римском мире — бесправная, беззащитная игрушка в руках власть предержащих. Мир, возвещаемый в связи с Рождеством Спасителя, естественно, совершенно иной… На реках Вавилонских Пришествия царя другого «калибра», с другим жизненным настроем напряженно ожидали не только на языческом Западе, но и на Востоке, особенно в конкретном регионе. Волхвы, про которых говорится в Евангелии, были, скорее всего, халдеями, то есть вавилонянами. Как известно, на «реках Вавилонских» древние евреи не только плакали (Пс 136), но и продолжали жить своим традиционным укладом. Израильтяне смогли адаптироваться к неволе. Некоторые из них даже сделали карьеру. Например, пророк Даниил возвысился среди местных мудрецов и создал свою пророческую «межконфессиональную» школу (ср. Дан 2:48). Плоды этой деятельности не затерялись в истории. Спустя века вавилонские мудрецы отправились приветствовать новорожденного царя Израиля, в том числе и потому, что в свое время получили мощную «прививку» иудейской религии.

http://blog.predanie.ru/article/rozhdeni...

Сызнова ныне времен зачинается строй величавый, Дева грядет к нам опять, и грядет к нам Сатурново царство. Снова с высоких небес посылается новое племя. К новорожденному будь благосклонна, с которым на смену Роду железному род золотой по земле расселится. «Буколики», 40 г. до н. э. Ангелы в момент Рождества, как мы помним, возглашают: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей — благоволение!» (Лк 2:14). Это очень знаменательно. Могучая Римская империя тоже предлагала народам земли мир, так называемый Pax Romana, но этот мир утверждался среди людей с помощью насилия. В этом смысле показателен новозаветный рассказ о переписи. Император Август единым росчерком пера сдвинул с насиженных мест огромные массы населения. При этом участь конкретных живых людей его совершенно не заботила. Поэтому женщина, находящаяся на девятом месяце беременности, отправилась верхом на осле в другой город лишь для того, чтобы не нарушить правила переписи. Человек в римском мире — бесправная, беззащитная игрушка в руках власть предержащих. Мир, возвещаемый в связи с Рождеством Спасителя, естественно, совершенно иной… Пришествия царя другого типа напряженно ожидали на языческом Востоке, особенно в конкретном регионе. Волхвы, про которых говорится в Евангелии, были, скорее всего, халдеями, то есть вавилонянами. Как известно, на «реках Вавилонских» древние евреи не только плакали (Пс 136), но и продолжали жить своим традиционным укладом. Израильтяне смогли адаптироваться к неволе. Некоторые из них даже сделали карьеру. Например, пророк Даниил возвысился среди местных мудрецов и создал свою пророческую «межконфессиональную» школу (ср. Дан 2:48). Плоды этой деятельности не затерялись в истории. Спустя века вавилонские мудрецы отправились приветствовать новорожденного царя Израиля, в том числе и потому, что в свое время получили мощную «прививку» иудейской религии. Кроме того, у этих язычников были подходящие астральные представления. «Парад небесных светил» вавилонские мудрецы уверенно связали с земными событиями. Юпитер — планета царя, потому что она самая большая. Сатурн — астральное божество Ханаана (Палестины). Спаренный блеск Сатурна и Юпитера, вставших в одну линию, был воспринят как доказательство рождения в Палестине величайшего царя. Несколько халдейских мужей, знающих пророчества Даниила и видевших в небе гигантскую звезду, просто не могли не отправиться в путь.

http://predanie.ru/book/221319-rozhdieni...

23 Летописи русской литературы и древности, изд. И. Тихонравовым. Придворные проповеди в царствование Елизаветы Петровны. И. Попова , т. II, стр. 12 М. 1859; ср. Обзор русск. дух. литер.» пр. Филарета, стр. 313 и ст. Д. Извекова; «Из истории богословской полемической литературы XVIII века». «Прав. Обозр.» 1871, м. Август, стр. 146. 25 Рукоп. С.-Петер. Импер. Публич. б-ки, O. I. 351, лл. 353–360; I. Q. 662. лл. 108–124, 128–131, 136. 27 «Опис. документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода», т. I, LXXXV. 30 Подробная биография митрополита Стефана напечатана в ст. Ф. Терновского : «М. Стефан Яворский ». «Тр. Киевск. дух. акад.» 1864, т. I, стр. 36–70; 237–290; т. II, стр. 137–186; в ст. того же автора: «Очерки из истории русской иерархии в XVIII веке. Стефан Яворский » Сбор. «Древняя и Новая Россия», 1879, 8, стр. 305–320. «История русской церкви под управлением Святейшего Синода», С. Рункевича , т. I, стр. 62–91; 166–177. Спб. 1900. Краткие биографические сведения находятся: в «Словаре историческом о бывших в России писателях духовного чина», м. Евгения, т. II, стр. 251–255; в «Словаре достопамятных людей русской земли», Бантыш-Каменского, стр. 101–104. М. 1836; в ст.: «Некоторые сведения о жизни Преосв. Стефана Яворского и краткое обозрение его творений». «Воскресное чтение», 1850–1851. XIV, 26, стр. 248–254; у В. Аскоченского в сочин.: «Киев с древнейшим его училищем Академиею», ч. I, стр. 228–229, 245–249; в «Чернигов. Епархиальн. известиях» 1861, 6, стр. 323–324; в ст. свящ. Родосского: «Стефан Яворский, митрополит Рязанский и муромский». «Странник», 1863, м. Ноябрь, стр. 33–51; в «Обзоре русск. духов. литер.» пр. Филарета, стр. 268–273. «Руковод. к истор. русск. цер.» А. Доброклонского , вып. IV, стр. 66–67. М. 1893. 32 В лютеранском пасквиле на книгу «Камень веры», между прочим, говорится, что последующие за Стефаном Яворским ректоры Киевской духовной Академии исправляли его богословие и философию («Рассуждение о книге «Камень веры». Рукоп. С.-Петерб. Императ. Публич. Б-ки, F. XVII, 11, л. 39), каковое замечание пасквиля осталось прямо не опровергнутым и не исправленным со стороны апологета Стефана Яворского . В бытность ректором Киевской духовной Академии Яворский сообщил образованию в ней характер латинский, вместо греческого направления, введенного братьями Лихудами. За такую реформу академии был недоволен Стефаном Иерусалимский патриарх Досифей, который с упреком писал ему, «в конец еллинское училище стерл еси и токмо о латинских школах, стараешися, поставив учителей быть может сколько-нибудь благочестивых и честных, но по отношению к догматам строптивых, так как от тебя они научились многому неправославию...». Вообще – патриарх Досифей считал Стефана, как и всех западнорусских ученых, учившихся за границей, не твердыми в православии и склонными к латинским мнениям «Труды Киев. Дух. Акад. 1864, т. I: стр. 249–250; ср. С. Соловьева . «История России с древнейших времен», т. XV, стр. 114–115. М. 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010