Кроткий и мягкий, когда дело касалось лично его, святитель Петр был строг в церковном управлении. Для блага своей паствы он совершил большое путешествие по всей Руси; он был и в Золотой Орде, где добился разных льгот для духовенства. В его время среди язычников-татар стало распространяться магометанство: эту веру принял сам хан Узбек. Один из проповедников ислама, называвший себя Сеидом, тоже потомком Магомета, появился среди русских. Святитель Петр лично выступил против него и победил его силой своего слова. Больше всего огорчали святителя раздоры между князьями. Всячески старался он умиротворить их. Раз он приехал для этого в Брянск и чуть не был убит. Но тяжелее всего для него была распря князя Михаила Ярославича тверского (память его 22 нояб.) с племянником его, князем Георгием Данииловичем московским, по проискам которого у князя был отнят его титул, а сам он был убит.  Однако же святитель провидел, что объединит Русь Москва. Он часто посещал этот небольшой и незначительный тогда еще городок. Местный князь Георгий Даниилович постоянно отлучался и поручал правление брату своему, князю Иоанну, прозванному народом за его нищелюбие Калитой (калита — кожаный мешок для денег). С этим князем митрополит Петр очень сблизился, часто беседовал с ним о церковных делах, о будущем Москвы и предсказал ему грядущее величие его рода. Он хотел перенести свою кафедру в Москву, где князь Иоанн построил для его временных посещений дом; но для этого нужно было сперва воздвигнуть кафедральный собор, и, по мысли митрополита, в 1326 г. был заложен в Московском Кремле Успенский собор. В основании его, у жертвенника, святитель устроил для себя гроб. После этого князь Иоанн увидел во сне необычайно высокую гору, покрытую снегом; снег этот быстро растаял, а потом исчезла и гора. Святитель объяснил князю, что растаявший снег предвозвещает его близкую кончину, а гора — самого князя. Было и откровение свыше самому святителю о его близкой кончине, но не известно какое.  Вскоре после этого он скончался на молитве во время вечерни — 21 декабря 1326 г. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

15 . Св. ИГНАТИЙ, Епископ Ростовский, преставился в 1288 году (а по Следованной Псалтири – в 1278 году), Мая 28. Св. мощи его почивают в Ростовской Успенской соборной церкви. Церковь память его совершает Мая 28. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 28. 16 . Пр. АВРААМИЙ, Архимандрит Смоленский, преставился в 1292 году, Августа 21, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Августа 21. 17 . Пр. ДАМИАН, Пресвитер и целебник Печерский, преставился в 1299 году, Октября 5. Св. мощи его почивают в пещере пр. Антония. Смотри Месяцеслов Киевский и Четь Минею, Октября 5. 18 . Св. ФЕОДОР Ростиславич, Великий Князь Смоленский, преставился в 1279 году, Сентября 19 и 19 . 20. Св. ДАВИД, Св. Константин – дети Св. Феодора Ростиславича, преставились в конце XIII века. Св. мощи их, обретённые в 1463 году, Марта 5, почивают вместе с отцом их в Ярославском Преображенском монастыре. Церковь память их совершает Сентября 19. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 19. Век XIV 1 . Св. ДАНИИЛ Александрович, Великий Князь Московский, преставился в 1303 году, Марта 4. Св. мощи его обретены в 1652 году, Августа 30, и почивают в церкви семи Вселенских Соборов, в созданном им Московском Данилове монастыре. Смотри Пролог, Марта 4. 2 . Св. ПРОКОПИЙ Юродивый Устюжский, преставился в 1303 году, Июля 8, в котором Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 8. 3 . Св. МИХАИЛ Ярославич, Князь Тверской, преставился страдальчески в 1319 году, Ноября 22. Св. мощи его, в 1655 году обретённые, почивают в Тверском Преображенском соборе. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 22 день, в который Церковь и память его совершает. 4 . Св. Митрополит Московский и всея России, преставился в 1326 году, Декабря 21. Св. мощи его почивают в Московском Успенском соборе. Церковь память его совершает Октября 5, Декабря 21 и Августа 24. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 5, Декабря 22 и Августа 24. 5 . Св. ФЕОГНОСТ, Митрополит Киевский и всея России, преставился в 1353 году, Марта 14. Св. мощи его почивают в Московском Успенском соборе близ гроба Св. Петра Митрополита. Смотри Пролог, Марта 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Феогност, святитель, митрополит Киевский и всея Руси † 1353, память 14/27марта, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых По происхождению грек. Был хиротонисан в митрополита Киевского и всея Руси Константинопольским патриархом Исайей в 1328 году и в этом же году прибыл на Русь. Это был архипастырь хорошо образованный, отличавшийся мудростью в делах церковного управления. Основные усилия он направил на централизацию церковной власти и на объединение всего Русского государства. Святитель Феогност, прибыв в свою митрополию, поселился в Москве, как и его предшественник, митрополит Пётр († 1326; память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января), а не во Владимире, за обладание которым боролись русские князья и куда в 1299 году переселился со своим двором из опустошённого татарами Киева, митрополит Максим († 1305; память 6/19 декабря). Московский великий князь Иван Данилович Калита († 1340; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых и 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых), ставший в том же 1328 году великим князем Владимирским, тоже остался жить в Москве, и она, таким образом, стала церковной и политической столицей Руси. Святитель Феогност и князь продолжили каменное церковное строительство в Москве, начатое закладкой в 1326 году, по совету митрополита Петра, церкви Успения Богородицы: в 1329 году святитель Феогност возвёл церковь Иоанна Лествичника и пристроил с севера у церкви Успения придел в честь апостола Петра; князь же в 1330 году заложил храм Спаса Преображения на Бору, а в 1333 году выстроил церковь Архангела Михаила. Укреплению Москвы как центра русской митрополии способствовало прославление мощей святителя Петра, а в 1339 году была получена утвердительная грамота от Константинопольского патриарха Uoahha XIV Калеки о его канонизации. В мае 1328 года митрополит Феогност собрал на Волыни Собор епископов упраздняемой митрополии и с их участием хиротонисал епископов Владимиро-Волынского Афанасия († 1363) и Галицкого Феодора. С сентября 1330 года митрополит Феогност вновь был на Волыни, откуда отправил послов в Новгород за кандидатом в архиепископы Новгородские Василием (Каликой; † 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), и 25 августа 1331 года во Владимире-Волынском посвятил его. В апреле 1332 года в Галиче или во Владимире-Волынском святитель Феогност рукоположил Черниговского епископа Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Прохор, святитель, епископ Ростовский, Ярославский и Угличский (в схиме Трифон) († 1328; память 7/20 сентября, 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых) В конце 1310 года уже в сане игумена Спасо-Ярославского монастыря присутствовал на Соборе, созванном по вопросу взимания митрополитом со священников мзды за поставление на церковные степени. В марте 1311 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром († 1326; память 24 августа/6 сентября, 21 декабря/3 января) в Твери хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского. В 1314–1315 году основал Толгскую обитель на речке Толге в память явления ему образа Божией Матери. В 1319 году ездил в Тверь мирить великих князей с Московским князем Юрием. В 1325 году вместе с митрополитом Петром и тремя другими епископами в Москве участвовал в погребении убитого великого князя Юрия Даниловича. 14 августа 1327 года освятил в Москве Успенский собор, строительство которого было начато 4 августа 1326 года, при митрополите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой. В 1328 году удалился на покой в Спасо-Ярославский монастырь. Скончался 7 сентября 1328 года, приняв перед смертью схиму с именем Трифон. О святителе Прохоре предание говорит, что это был муж праведной жизни, обладавший всеми добродетелями древних христианских епископов. В 1314 году, 8 августа, неподалеку от Ярославля, при впадении в Волгу речки Толги, епископу Прохору явилась икона Божией Матери. По пути в Ростов епископ Прохор заночевал на берегу Волги. Ночью он увидел огненный столп и мост через Волгу. Святитель по мосту перешел Волгу и увидел свет от иконы Божией Матери, находящейся на огненном столпе. Долго молился святитель перед иконой, а затем по мосту возвратился в шатер. Утром епископ Прохор переплыл Волгу и на месте явления образа «нача своима рукама сещи лес», как говорится в одном из сказаний о явлении Толгской иконы, «и очищати место оное и готовити древа на церковь , тожде и вси творяху со усердием и заложиша тогожде дне церковь малу...» Церковь епископ Прохор посвятил Введению во храм Пресвятой Богородицы, установил 8 августа день празднования явления иконы и, «поставивши к новоустроенной церкви игумена, назначил там быть мужской обители». Явленная икона прославилась многими чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дни памяти св. Николая Чудотворца Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, родился в 287 году в Ликии, в городе Натаре, от благочестивых родителей Феофана и Нонны. За благочестие, по особенному указанию Божию, поставленный во епископа Мир-Ликийского, св. Николай отличался христианскою кротостью, простотою в образе жизни, воздержанием, милосердием к нуждающимся и пастырскою ревностью. При Диоклитиане он был заключен в темницу и, освобожденный при Константине Великом , был в 325 году на первом вселенском соборе, где с такою ревностью обличал Ария, что другие отцы собора признали поведение обличителя несогласным с духом кротости. Но Сам Бог защитил святителя, показав в видении некоторым отцам собора св. Николая, получавшего от рук Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии архиерейский омофор. Св. Николай преставился в глубокой старости, 6-го декабря 347 года. Тело его положено в Мирах Ликийских Кончина Святителя служит предметом праздника, который бывает 6-го декабря. Другое празднество в честь св. Николая бывает 9-го мая, в память перенесения честных мощей святителя из Мирликийских в Бар, город Апулии (в Италии). Празднество в намять этого события у нас в России установлено митрополитом киевским Ефремом, в 1097 году. Дни памяти святителей российских Из святителей российских повсеместно прославляются и особенною честью пользуются следующие: Св. Петр, митрополит Московский Святой Петр родился и первые годы жизни провел в Волыни, в Ратском монастыре. За благочестие избранный в митрополиты всероссийские, кротостью победил св. Петр многочисленных врагов, завидовавших быстрому его возвышению, и в числе их Андрея, епископа Тверского, который клеветал на митрополита и в России и пред патриархом Цареградским. На соборе русских пастырей, созванном по этому делу, св. Петр своим смирением возбудил в клеветнике чувства раскаяния. Торжество святителя, оправданного собором, было совершенное. По причине смут, обуревавших тогда русское государство, св. Петр часто переменял места своей кафедры, но больше жил во Владимире и в Москве. Трудясь для блага России, он мирил враждовавших между собою князей, и даже путешествовал в орду ходатайствовать за наше отечество пред грозными ханами. Когда Иоанн Даниилович утвердил свой велико-княжеский престол в Москве, здесь же окончательно утвердился и св. Петр, завещав великому князю построить в этом городе храм Успения Божией Матери и предсказав пророчески будущую славу Москвы. В 1326 году храм был заложен, но св. Петр не дожил до его окончания и скончался в том же году 21 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Классификацию В. А. Кучкина считаю необходимым дополнить введением еще одного извода, в котором сочетаются чтения первых двух изводов. Среди важнейших характеристик текста Жития Петра (заголовок, имя великого князя на Владимирском соборе) выделяю еще написание даты кончины Петра (по древнейшей традиции – 20 декабря, позднее утвердилось почитание 21 декабря), а также указание на титул князя Дмитрия Михайловича, присутствовавшего на Переяславском соборе 1311 г.: князь Дмитрий Грозные Очи представлял тогда своего отца великого князя Владимирского Михаила Ярославича, уехавшего в Орду, но впоследствии (в 1322–1326 гг.) и сам занимал великокняжеский стол, что могло учитываться позднейшими переписчиками. Предлагаемая ниже классификация списков Жития митрополита Петра является предварительной, поскольку я подробно успел просмотреть только древнейшие рукописи. Работа в дальнейшем будет продолжена. Первый (Основной) извод – включает списки Жития митрополита Петра, в заглавии которых отсутствует имя епископа Прохора, а среди участников Владимирского собора 1327 г. упомянут великий князь Александр Михайлович : 1) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 637 (л. 446–452) – 70-е годы XV в. Филиграни: Агнец под знаменем в круге (1-й вариант) – Брике, 44 (1463–1475 гг.); Бык – Брике, 2741 (1470–1479 гг.); Гроздь винограда – Лихачев, 1131 (1470 г.); Петух-Лихачев, 2646 (50– 70-е годы XV в.); Корона-типа Брике, 4645 (1459–1465 гг.); Агнец под знаменем в круге (2-й вариант) – Лихачев, 1264, 1265 (70-е годы XV в.); Перстень – Лихачев, 1262, 1263 (70-е годы XV в.). В списке утерян первый лист, текст начинается словами: «…твори манастырь и събра братию». После окончания Жития Петра прибавлено описание чудес у гроба Петра в 1347 и 1351 г. – следовательно, список Егор., 637 того же состава, что и Сол., 518 537, и должен был иметь тот же заголовок. Об участниках Переяславского собора сказано: «князю великому Михаилу в Орде бывшю, но приехавшю сыну его князю Дмитрею и брату его Александру». День похорон митрополита Петра обозначен как «месяца декабря в 20-й день, на память святого Игнатиа Богоносця ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приложение 2 Покров Пресвятой Богородицы над Россией Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви (1240–1448) 2989 Ок. 1249 Принесение в Ярославль свв. блгвв. кнн. Василием (1 1249, память 8 февраля, 3 июля, 8 июня) и Константином († 1257, память 3 июля, 8 июня) иконы Пресвятой Богородицы Ярославской (8 июня). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Феодоровскую икону за Кострому при нападении татар (16 августа). Прославление (наказание святотатцев) Холмской иконы Пресвятой Богородицы во время разграбления г. Холма войсками Бурундая (8 сентября). 1264–1301 Из Константинополя в Галич (или Белз) в правление вел. кн. Льва Даниловича галицкого принесена икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», прославившаяся позднее под именем Ченстоховской (6 марта). Явление Соболевской иконы Пресвятой Богородицы под Киевом (20 ноября). Ок. 1283 г. Св. Петр, игумен Ратский, впоследствии митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями (Петровскую), и поднес ее в дар митр. Киевскому и всея Руси Максиму (24 августа). Ок. 1285 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Устюжскую икону Благовещения по молитвам прав. Прокопия († 1303, память 8 июля) за г. Устюг при падении каменного града (8 июля). Прославление Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы (прозрение черниговского кн. Романа), перенесение иконы из Киево-Печерского монастыря в брянский Свенский Успенский монастырь (3 мая). Написание списка со Свенской-Печерской иконы Пресвятой Богородицы «Печерская с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием» в Киево-Печерском монастыре (3 мая). Ростовские кнн. Димитрий и Константин Борисовичи прислали в дар Великому Устюгу икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Устюжскую) для освящения деревянного собора в честь Успения Божией Матери (28 июля). Прославление Муромской-Рязанской иконы Пресвятой Богородицы (защита от клеветы свт. Василия Рязанского, 1295, память 3 июля) (12 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Скончался митрополит Петр с 20 на 21 декабря 1326 года и был погребен в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского собора Московского Кремля, с левой стороны жертвенника. Канонизирован сначала в 1327 году на Соборе во Владимире, где епископ Ростовский Прохор прочел записанные по инициативе Ивана Даниловича Калиты посмертные чудеса митрополита Петра. В 1339 году, при митрополите Феогносте († 1353; память 14/27 марта), по благословению патриарха Константинопольского Uoahha XIV , митрополит Петр был причислен к лику святых. С тех пор ни одно значительное государственное событие в истории России не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. Святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. У раки святого целовали крест на верность великому князю Московскому. При гробе его нарекались и избирались русские первосвятители. В связи с перестройкой Успенского собора дважды совершилось перенесение мощей святителя Петра – в 1472 и 1479 годах, в память чего установлено празднование 24 августа/6 сентября. Святые мощи митрополита Петра находятся в Успенском соборе между северным предалтарем главного престола и приделом святых апостолов Петра и Павла. Чтобы понять, каким сокровищем для паствы был митрополит Петр, достаточно вспомнить о дне его рукоположения Константинопольским патриархом Афанасием в храме Святой Софии в Царьграде. Когда Петр явился в храм Святой Софии, храм наполнился благоуханием, и патриарх пророчески сказал тогда: «Повелением Божиим притек к нам дивный муж, который благодатию Божией упасет вверенное ему стадо». Кротость и милосердие митрополита Петра были беспредельны. Он отдавал бедным все, что имел, до убогой своей власяницы. Святитель Петр утверждал на Руси православную веру, ниспровергая ереси, подвергая церковному прещению еретиков. Для духовного назидания своей паствы митрополит Петр неоднократно писал послания. До наших дней сохранилось шесть посланий, связанных с именем митрополита Петра. Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом . Главный подвиг святителя Петра – борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Он только успел заложить себе каменный гроб в новой церкви, но не освятил его.За несколько времени до кончины Св. Петра Князь Иоанн видел сон: представилась ему высокая гора и на вершине ее снег. Но вдруг снег растаял и исчез. Рассказывая о сем сновидении Святителю, Князь услышал от него такое объяснение: гора высокая – это ты, Князь; а снег – это я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни. И спустя четыре месяца с половиною после заложения храма, Святитель преставился в жизнь блаженную (21 Декабря 1326 г.), предоставив все свое стяжание на совершение св. храма. Чудеса от мощей его открылись при самом погребении его, и не прекращались после того. Посему Митрополит Феогност, заступивший его место, с разрешения Константинопольского Патриарха и всего Собора, торжественно признал его в лике Святых и уставил праздновать память его в Церкви Российской 12 . Вскоре пророчество Святаго о Москва начало исполняться. Любимый им Князь Иоанн был признан от Хана Великим Князем. Москва при нем же стала возвышаться над старшими престольными городами. Митрополит Феогност и его преемники не искали другаго города для своего престола, кроме Москвы. При содействии Святителей Московских возрастала и усиливалась единодержавная власть Великого Князя Московского в потомстве Иоанновом, доколе наконец облеклась порфирою Царской. Верная Москва, благоговейно чтя память первого своего Святителя, храня его св. Мощи, как залог своего благоденствия, соблюла св. иконы, им написанные, панагию его и жезл пастырский. 13 Для благочестивых чад его паствы время сохранило и еще памятник Святителя – краткое послание его к духовенству его паствы. Древние пастыри Церкви Российской имели обычай, кроме особенных случаев, требовавших внимания их, рассылать общее наставительные послания к духовенству и князьям. Примером последних может служить послание Никифора, Митрополита Киевского к Великому Князю Владимиру Мономаху 14 , по случаю наступления Четыредесятницы. Объясняя причину , по которой решился писать, Митрополит говорит: «есть церковный обычай и правило говорить князьям о чем-либо полезном в сие время. Сознаю , что хочу врачевать будучи сам оструплен грехами и покрыт гноем: но слово от сего не терпит никакого вреда. Хотя мы и таковы, но Слово Божие, которое в нас, здраво и цело.»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси 25 мая, 2014. Новостная служба Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. 25 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Священномученик Ермоген происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Пре-ображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца (+ 21 декабря 1326), a царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010